Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Формирование благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков

superrrya 2800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 112 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.10.2021
Проблема исследования: каковы условия формирования благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков? Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить условия формирования благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков. Объект исследования: социально-психологический климат в коллективе подростков. Предмет исследования: условия формирования благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков. Гипотеза исследования: формирование благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков будет наиболее успешным при соблюдении следующих условий: – систематизация и проведение своевременной диагностики, выявляющей исходный уровень формирования благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков по следующим критериям: ценностно-ориентационное единство, психологический климат в коллективе, степень интеграции группы, межличностные и межгрупповые отношения, мотивация на достижение успеха в деятельности; – разработка и апробация программы формирования благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе, которая включает использование во внеурочной деятельности форм и методов работы (тематические часы, акции, видеолектории, интеллектуальный турнир, «активная переменка», спортивные часы, киноклубы), а также социально-психологический тренинг, обеспечивающий: а) насыщенность жизни событиями, позволяющими подростку в ограниченный период времени принять участие в личностно-значимых делах различной направленности; б) коллективно-творческий характер деятельности, предоставляющий подростку возможность выполнять разные роли (инициатора, организатора, исполнителя, зрителя) и занимать субъектную позицию ко всему происходящему. Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Выявить особенности формирования благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков. 3. Теоретически изучить и обосновать психолого-педагогические условия формирования благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков. 4. Подобрать диагностический инструментарий в соответствии с выделенными критериями, определяющими уровень развития социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков. 5. Разработать и апробировать программу по формированию благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков. 6. Провести качественный и количественный анализ результатов исследования с дальнейшей формулировкой выводов. Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теоретико-методологические положения о сущности коллектива как научно-организованной системы (П. П. Блонский (1930 г.), Н. К. Крупская (1959 г.), А. С. Макаренко (1920 г.); исследования в области формирования и развития детского воспитательного коллектива (Е. А. Аркин (1927 г.), А. С. Макаренко (1920 г.), С. Т. Шацкий (1965 г.) и др.); представления о развитии личности ребенка во временных детских объединениях (В.П. Бедерханова (2001 г.), В.А. Караковский (1978 г.), A.Л. Кирпичник (1988 г.) и др.); принципы построения психологических практик (Р.М. Битянова (1997 г.), И.В. Дубровина (1991 г.), И.В. Вачков (2000 г.), Р.В. Овчарова (2006 г.), Л.А. Петровская (1990 г.)). Для решения поставленных задач в научной работе использовались следующие группы методов исследования: теоретический анализ научных источников; эмпирические методы исследования (наблюдение и эксперимент); методы математической статистики для обработки полученных данных. В процессе исследования использовались следующие диагностические методики: методика оценки эмоционально-психологического климата (ЭПК) – модификация методики А. Н. Лутошкина, социометрия – исследование школьного коллектива (Дж. Морено), методика «Ценностно-ориентационное единство» (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева), методика определения индекса групповой сплоченности Сишора, диагностика групповой мотивации (И.Д. Ладанов). Ведущие идеи, выносимые на обсуждение в ходе представления результатов исследования: 1. Критериями, определяющими сформированность благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков и используемыми для диагностики исходного уровня социально-психологического климата являются: ценностно-ориентационное единство, психологический климат в коллективе, степень интеграции группы, межличностные и межгрупповые отношения, мотивация на достижение успеха в деятельности. Указанные критерии позволяют дифференцировать такие уровни развития временного коллектива подростков как высокий, средний и низкий. 2. Основа программы формирования благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе базируется на дополнительной общеразвивающей программе детского лагеря «Олимпийский» ВДЦ «Орлёнок» на 2020 год. Это предусматривает: – знакомство подростков с «Орлёнком», его историей, законами и традициями; – создание комфортного микроклимата, необходимого для совместной работы; – приобретение опыта демократического проживания в условиях детского лагеря, усвоения культурных норм (отношения, деятельности, поведения); – составление индивидуального образовательного маршрута, направленного на осмысление подростками опыта, знаний и умений, приобретённых в детском лагере. 3. Программа формирования благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе, включает в свое содержание использование во внеурочной деятельности серии коллективных творческих игр («На пути к команде») физкультурно-спортивных игр («Команда»), а также социально-психологический тренинг, учитывающий следующие подходы: – объединение подростков на основе общего интереса – в совместной деятельности; – апробирование различных форм взаимодействия подростков; – предоставление учащимся возможности выбора и выполнения разных ролей; – обеспечение психологической защищённости детей; – учёт особенностей возраста и межличностных отношений детей; – стимулирование саморазвития и самоорганизации в детском объединении. Практическая значимость исследования заключается в подборе диагностического инструментария в соответствии с выделенными критериями, определяющими уровень развития социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков, а также разработке и апробации программы по формированию благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков. Теоретические и эмпирические материалы исследования могут быть использованы в процессе подготовки педагогов, воспитателей и психологов образовательных учреждений; в курсах по социальной и возрастной психологии средних профессиональных и высших учебных заведений. Научно обоснованные условия, определяющие успешность формирования благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков, могут выступать в качестве основы в работе психологической службы различных детских центров, предусматривающих группы временного пребывания учащихся. База исследования: средняя общеобразовательная школа Федерального государственного образовательного учреждения Всероссийский детский центр «Орлёнок». Выборка составила 15 подростков. Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в 2018–2020 гг. и включало в себя три этапа: – поисково-теоретический: на данном этапе проводилось теоретическое изучение проблемы; разрабатывалась общая концепция исследования, определялись цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и основные этапы экспериментальной работы; – экспериментальный: на данном этапе осуществлялся подбор диагностических методик по изучению формирования благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе, проводилось первичная диагностика уровня развития временного ученического коллектива, разрабатывалась и апробировалась программа по формированию благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе, анализировались результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента; – обобщающий: проводился контрольный этап исследования, систематизировались результаты экспериментальной работы, формулировались окончательные выводы. Апробация результатов исследования. Материалы и результаты исследования нашли свое отражение в следующих публикациях: – Психолого-педагогические условия формирования благоприятного социально-психологического климата в подростковом возрасте // «Научный потенциал» (Чебоксары, 2019 г.); – Критерии и уровни формирования благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков // Проблемы современного образования: сетевой журнал (Москва, 2020, ВАК); – Теоретическое обоснование условий формирования благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков // Материалы XI Международная научно-практическая конференция «SCIENTIFIC ACHIEVEMENTS OF MODERN SOCIETY» (24-26 июня 2020 года, Ливерпуль, Великобритания). Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Основной объем составил ___ страниц.
Введение

Актуальность исследования. В настоящее время государство предъявляет новые требования к качеству образовательной деятельности в целом, и к детским центрам в том числе. Данные вопросы являются предметом регулярного обсуждения в научных кругах и среди практиков всех уровней образования, а также тех, кто работает в условиях кратковременного пребывания детей. Подчеркнем, что основной задачей современной системы образования является развитие и формирование всесторонне развитой творческой личности школьника. При этом в данном вопросе существенное значение приобретает внешкольные учреждения и детские заведения, предполагающие временные рамки своего существования. Зачастую речь идет о городских и загородных детских лагерях в летний каникулярный период. В качестве ключевой функции данных учреждений является укрепление как физического, так и психологического здоровья детей, а также организация их культурного отдыха. Такое обстоятельство ставит перед педагогикой задачу разработать и научно обосновать, методику и технологию воспитательной работы с детьми временного детского объединения. Такая работа возможна только лишь после глубокого теоретического изучения вопросов организации и формирования временного детского объединения, а также анализа передового педагогического опыта [14]. Уточним, что по своей структуре и назначению детские объединения бывают разными: временными, школьными, клубными, классными. Однако, не смотря на существенные внешние различия, существует среди данных групп одни общие психолого-педагогические черты и условия формирования, о которых и пойдет речь в нашей статье. Одним из показателей психологической компетентности педагога выступает организация работы по формированию благоприятного социально-психологического климата во временных детских коллективах [32]. Исходя из данных размышлений, важные задачи воспитания эффективно могут быть решены благодаря профессиональной организации жизнедеятельности временного ученического коллектива. Пребывание именно в сплочённом коллективе учащиеся есть возможность приобрести опыт в межличностном взаимодействии, в групповом сотрудничестве, а также научиться социальной ответственности. Данный опыт может быть получен учащимися в условиях создания педагогом благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе. Степень разработанности проблемы. Изучением социально-психологического климата коллектива занимались такие ученые, как Г.С. Абрамова (2001 г.), Г.М. Андреева (2003 г.), Г. Левингер (1998 г.), Л.Д. Столяренко (2000 г.) и др. [2, 3, 36, 45]. Большой вклад в изучение коллектива и процесса его формирования внес А. С. Макаренко (1920 г.): описал стадии развития коллектива, подробно разработал технологию поэтапного формирования коллектива; определил принципы, законы и закономерности развития коллектива (движение, постановка перспектив, мажорного тона, параллельного действия и др.). Все последующие теории коллектива основывались непосредственно на учении А.С. Макаренко (А.Н. Лутошкин (1977 г.), Л.И. Новикова (1978 г.), А.В. Петровский (1982 г.), А.И. Донцов (1985 г.), А.Т. Куракин (1982 г.), Л.И. Уманский (1980 г.), Л.И. Новиков (1988 г.) и др.). Вопросам организации и функционирования временных детских объединений посвящены исследования, в которых раскрываются следующие проблемы: формирование взаимоотношений во временном детском коллективе (Б. Я. Гиндис (1976 г.)); организация жизнедеятельности детского лагеря (В.П. Бедерханова (2001 г.), О.С. Газман (1996 г.), С.А. Шмаков (1970 г.)); динамика коллективообразования во временном объединении (А.Л. Кирпичник (1988 г.)); особенности самореализации старшеклассников во временном объединении (В.Л. Ижицкий (1984 г.)); организация воспитательного процесса во временных объединениях старшеклассников через социально-ориентирующие и ситуационно-ролевые игры (В.М. Бейлин (2004 г.), Н.Г. Крылова (2005 г.), Б.В. Куприянов (1997 г.), О.А Павлова (2004 г.) и др.). В результате исследования выявлены противоречия между: - социальным заказом общества на формирование благоприятного социально-психологического климата в детском коллективе и недостаточно четко выделенными условиями формирования благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков; - между имеющимися исследованиями коллектива и недостаточной систематизацией знаний о критериях и уровнях, определяющих формирования благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ВО ВРЕМЕННОМ УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПОДРОСТКОВ 1.1 Социально-психологический климат как предмет научного исследования………………………………………………………………………... 1.2 Особенности формирования благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков 1.3 Теоретическое обоснование условий формирования благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………… ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ВО ВРЕМЕННОМ УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПОДРОСТКОВ 2.1. Организация и проведение констатирующего этапа исследования и его результаты………………………………………………………… 2.2. Программа формирования благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков 2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования……… ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. СПИСОК ЛИТЕРАТРЫ………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы

1. Абалкин Л. И. Менеджмент: М.: Финстатинформ, 2013 – 548 с. 2. Абрамова М. А., Александрова Л. С. Основы менеджмента: М.: Академия, 2014 – 613 с. 3. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений: М.: Аспект Пресс, 2011 – 378 с. 4. Андриенко Е. В. Социальная психология: М.: Издательский центр «Академия», 2013 – 264 с. 5. Базаров Т. Ю., Еремин Б. Л. Управление персоналом: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 310 с. 6. Байбородова Э.Ю. – Психологические особенности взаимодействия обучающихся в школьных коллективах // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки – 2018 г. № 1. 7. Балынская Н.Р., Зиновьева Е.Г., Коптякова С.В. – Управление развитием сферы детского отдыха в системе дополнительного образования в региональном разрезе // Вопросы управления – 2019 г. №1. 8. Биткина И.В. Методические указания по выполнению аналитического задания веб-квест «Временный творческий коллектив»: Учебное пособие. – Москва: Прометей, 2019 – 26 с. 9. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды: М.: Педагогика, 2013 – 96 с. 10. Бодалёва А. А. Основы социально-психологической теории. Рязань: Ин-т права и экономики: 1995 – 294 с. 11. Большая энциклопедия психологических тестов: М.: Эксмо, 2014 – 416 с. 12. Бубчикова Н.В., Чикова И.В. Социальная психология: М.: ФЛИНТА, 2015 – 213 с. 13. Вакарев Е.С. Психология спортивной деятельности: М.: ФЛИНТА, 2016 – 210 с. 14. Вараксин В.Н. – Предупреждение и преодоление ситуативной дезадаптации детей и подростков в детском оздоровительном центре // Концепт - 2012г. № 9. 15. Васильева И.В. Психодиагностика: – М.: ФЛИНТА, 2019 – 252 с. 16. Власова П. К. Организационная психология. М.: Гуманитарный центр: 2011 – 480 с. 17. Волкова А.А. – Субъект-субъектные взаимоотношения учителя и ученика как одно из необходимых условий реализации личностно-ориентированного подхода в обучении // Амурский научный вестник – 2013 г. № 2. 18. Воронцов Д. Б. – Особенности буллинга в школе // Вестник Череповецкого государственного университета – 2020 г. № 2 (95). 19. Ганьшина Г.В. – Гуманистические идеи педагогики сотрудничества В.А. Сухомлинского // Российские регионы: взгляд в будущее – 2014 г. № 1. 20. Геберт Д. Организационная психология. Человек и организация: М.: Гуманитарный центр, 2010 – 622 с. 21. Геращенко Н.В., Геращенко И.Г. – Методологические проблемы формирования активности у детей // Физическое воспитание и спортивная тренировка – 2017 г. № 3. 22. Григорьева М. В. Психология труда: конспект лекций: М.: Высшее образование, 2013 – 92 с. 23. Давлетчин И.Л. – Педагогическая система детского лагеря в исследовании формирования культуры нравственных отношений подростков в социально-культурной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета - 2012г. № 10. 24. Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов: СПб.: Питер, 2012 – 270 с. 25. Денисова О.П. Психология и педагогика: – М.: ФЛИНТА, 2019 – 237 с. 26. Долганина В.В. – Характеристика коллектива учащихся профильного класса: факторы и условия // Вестник Ставропольского государственного педагогического института – 2010 г. № 13. 27. Донцов А. И. О понятии группы в социальной психологии: М.: Просвещение, 2013 – 234 с. 28. Душков Б. А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: М.: Академия, 2010 – 360 с. 29. Дятлов В.А. и др. Управление персоналом: М.: 2012 – 162 с. 30. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. М.: Проспект, 2011. – 560 c. 31. Ермакова П. Н. Психология личности. М.: Эксмо: 2014 – 653 с. 32. Жуков Е. Ф. Общая теория управления. М.: Инфра – М.: 2012. 634 с. 33. Занковский А. Н. Организационная психология. М.: Академия: 2013 – 320 с. 34. Зарединова Э.Р., Солодовник Ю.О. – Учебное сотрудничество как условие формирования ученического коллектива // Январские педагогические чтения – 2015 г. № 1. 35. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.: Издательская корпорация «Логос»: 2012 – 384 с. 36. Золотарёва И.А. – Сплочение коллектива через вовлечение детей в совместную творческую деятельность // Концепт – 2013 г. № 11. 37. Игнацкая М. А. Психология управления и организационное поведение. М.: Академия: 2013 – 400 с. 38. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер: 2014 – 500 с. 39. Касаткина Н.С., Аксенова И.С. – Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета – 2013 г. № 10. 40. Касаткина Н.Э., Брыксина Е.С. – Возрастные особенности подростков и методы организации образовательного процесса // Вестник Кемеровского государственного университета – 2014 г. № 3 (т.1). 41. Кирхлер Э. Мотивация в организациях. Том 1. Психология труда и организационная психология. М.: Гуманитарный центр: 2011 – 168 с. 42. Комарова А. В., Слотина Т. В. – Современный взгляд на идеи А.С. Макаренко и И.П. Иванова о взаимосвязи личности и коллектива // Российский гуманитарный журнал - 2014г. №2 43. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. М.: ПЕР СЭ: 2013 – 464 с. 44. Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Издательство ЧеРо: 2013 – 256 с. 45. Королев Р.И., Русанов Д.Н. – Педагогика коллективного воспитания // Человек: преступление и наказание – 2013 г. № 1. 46. Кумскова Е. Е. – Организация физкультурно-оздоровительной работы в загородном детском центре в связи с внедрением всероссийского физкультурно-спортивного комплекса // Педагогическое образование в России – 2014 г. № 9. 47. Лебедева Л.В. Социальная психология: – М.: ФЛИНТА, 2019 – 230 с. 48. Липатов С. А. Организационные представления: постановка проблемы. 2014. № 3 – С. 116-122. 49. Липатов С.А. Проблема организационной приверженности и идентификации с точки зрения социальной психологии. 2014. № 2 – 148 с. 50. Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: Академия: 2012 – 240 с. 51. Маджидова К. – Психология общения в группе и в коллективе // Вестник Таджикского национального университета. Серия Гуманитарных Наук – 2015г. №3-1. 52. Мальков Евгений Владимирович – Теоретические аспекты построения педагогической среды А. С. Макаренко // Наука и школа – 2012 г. № 2. 53. Масальская Ю.А. – Влияние межличностных отношений в подростковом возрасте на формирование личности // Вестник инновационного евразийского университета – 2017 г. № 2. 54. Мендель Б.Р. Педагогика: М.: ФЛИНТА, 2019 – 287 с. 55. Мендель Б.Р. Психология семьи: М.: ФЛИНТА, 2015 – 304 с. 56. Меркулова О. С. Психология труда. СПб.: Приор-издат: 2011 – 80 с. 57. Мескон М. и др. Основы менеджмента. М.: 2013 – 209 с. 58. Морозов А. В. Деловая психология: Курс лекций. СПб.: Издательство Союз: 2013 – 576 с. 59. Московичи С. Социальная психология. СПб.: Питер: 2012 – 592 с. 60. Мотовилин О. Г., Мотовилина И. А. Оценка персонала в современных организациях. Ассесмент-технологии. Профессиография. Организационная диагностика. М.: Высшая школа психологии: 2013 – 392 с. 61. Муслумов Р.Р., Печеркина А.А. – Психолого-педагогические особенности готовности учителя к противодействию травле в детских коллективах // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры – 2018 г. №3 (177). 62. Немирич Т.Н. – Система трудового воспитания в школе как условие оздоровления социальной среды села // Magister Dixit – 2011 г. № 1. 63. Немов Р. С., Алтунина И. Р. Социальная психология. СПб.: Питер: 2011 – 208 с. 64. Неретин А.В. – Ведущие факторы в формировании положительного социально-психологического климата в классе // Физическое воспитание и спортивная тренировка – 2014 г. №1. 65. Неретина Т.Г. Управление системой коррекционной работы в детском доме: М.: ФЛИНТА, 2015 – 165 с. 66. Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М.: Издательский центр «Академия»: 2013 – 448 с. 67. Огнев А. – Когда команда – не коллектив, а коллектив – не команда // Развитие личности – 2014 г. № 2. 68. Организационная психология. Конспект лекций. М.: АСТ: 2012 – 128 с. 69. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение: 2013 – 320 с. 70. Полукаров В. В. – Теория и практика клубной деятельности, как основа организации досуга современных школьников // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки – 2012 г. № 4. 71. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб.: Издательство Речь: 2012 – 298 с. 72. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. СПб: Питер: 2011 – 560с. 73. Психологические основы профессиональной деятельности. М.: Логос: 2012 – 855 с. 74. Психологические основы управления. М.: ЮНИТИ: 2013 – 240 с. 75. Ребзуев Б. Г. Четырехслойная модель аффективной преданности работников организации: опыт применения на российской выборке. Психологический журнал: 2012. № 2 – с. 44-59. 76. Родлер К. Управление в организациях. Психология труда и организационная психология. Том 2. М.: Гуманитарный центр: 2013 – 128 с. 77. Ромашов О.В. Социология труда. М.: 2010 – 173 с. 78. Сальцева С.В., Шигаева Е.П. – Педагогические средства развития социального опыта подростков в деятельности загородного лагеря отдыха // Педагогический журнал Башкортостана – 2009 г. № 6 (25). 79. Смирнов А. Г. Практикум по общей психологии. М.: Издательство Института психотерапии: 2014 – 224 с. 80. Соколов Р. В. – О методологии и методике воспитательной педагогики // Российский гуманитарный журнал – 2014 г. № 3. 81. Соколова Н.А. – Социальная адаптация как технология социальной работы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета – 2016 г. № 5. 82. Соснин В. А. Социальная психология. М.: ИНФРА-М.: 2012 – 336 с. 83. Стародубцева Г. А. – Ресурс организации психологического обеспечения системы общественно-активной школы // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык – 2014 г. №1. 84. Столбова Е.А. – Компоненты полисубъектной среды социально-педагогической поддержки ценностных ориентаций детей группы риска в условиях детского лагеря // Вестник Челябинского государственного педагогического университета – 2014 г. № 8. 85. Сухов А. Н. Социальная психология. М.: Академия: 2011 – 600 с. 86. Сухоленцева Е.Н. – Социально-контекстный подход к образовательной деятельности детских общественных объединений // Научные записки ОрелГИЭТ – 2016 г. № 5. 87. Сущенко С. А. Социальная психология. Ростов н/Д.: Феникс: 2012 – 345 с. 88. Токарева Т.Н. – Проблемы социализации личности и современный образовательный процесс // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация – 2013 г. № 10. 89. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. М.: 2014 – 183 с. 90. Успенский В. Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС: 2012 – 176 с. 91. Фетискин Н. П., Козлов В. В. Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Издательство Института психотерапии: 2013 – 490 с. 92. Филиппов А.А. Социально-психологические факторы, влияющие на успешность профессиональной деятельности. Акмеология образования: 2007. №5. – 125 с. 93. Чалдини Р. Социальная психология: Пойми других, чтобы понять себя: Агрессия, лидерство, альтруизм, конфликт, группы. М.: Олма-Пресс: 2012 – 256 с. 94. Челпанова М. Ю. – Организация каникулярного отдых подростков в летнее время // Вопросы управления – 2019 г. № 3. 95. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления. Рн/Д.: Феникс: 2014 – 608 с. 96. Черкашена А. А. – Формирование детского коллектива // Современное образование – 2013 г. № 4. 97. Шепель В.М. Социальное управление производственным коллективом. М.: 1976 – 146 с. 98. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. М.: Академия: 2011 – 334 с. 99. Щебетенко А.И. Психологические издания на период педагогической практики: М.: ФЛИНТА, 2019 – 115 с. 100. Щекин Г. В. Организация и психология управления персоналом. К.: МАУП: 2011 – 832 с. 101. Яшина М.А., Худобородов А.Л. – У истоков пионерской организации на Урале (к истории советской системы воспитания в 1920-30-е гг.) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета – 2016 г. № 7.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ВО ВРЕМЕННОМ УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПОДРОСТКОВ 1.1 Социально-психологический климат как предмет научного исследования «Климат» обозначает как обстановка, положение, обстоятельства [13]. А социально-психологический климат – это эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами [2]. В психологическом словаре социально-психологический климат – это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый эмоциональный настрой, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения друг к другу, к окружающим событиям. В социологическом – социально-психологическое состояние группы, характер ценностных ориентаций, межличностных отношений и взаимных ожиданий. Социально-психологический климат – важная характеристика малой группы. Различают благоприятный и неблагоприятный, здоровый и нездоровый социально-психологический климат. В ученическом классе очень важно, чтобы психологическая атмосфера благоприятно влияла на становление личности ребенка. Здоровый социально-психологический климат активирует интерес школьника к общим делам, влияет на процесс обучения, мотивирует на достижение поставленных задач. Учеными используются разные понятия: социально-психологический климат, морально-психологический климат, психологический настрой, психологическая атмосфера, социально-психологическая обстановка [9]. Выделяют три основных аспекта исследования социально-психологического климата малой группы. Первый аспект – социологический. Этот анализ предполагает изучение влияния условий и форм совместной деятельности на характер взаимоотношений в группе. В основе лежит исследование восприятия людьми условий, содержания деятельности, стиля руководства. Второй аспект – социально-психологический. Он предусматривает анализ групповых норм, межличностных форм общения, состояния групповой атмосферы, стилей лидерства, групповой динамики, группового сознания, ценностей, потребностей, мотиваций и интересов группы. В рамках межличностного общения выделяются социальные перцепции (восприятие личностями друг друга, восприятие одной группы другой, механизмы образования стереотипов при восприятии другого человека, механизмы восприятия и понимания мыслей, чувств и поступков в условиях совместной деятельности, общения и др.). Социально-психологическое исследование, одним из центральных направлений которого является изучение индивидуального поведения в конкретной обстановке, предусматривает также анализ интеграции индивида в культурную среду группы. Третий аспект – психологический. Он предполагает рассмотрение психологических факторов, которые влияют на социальное поведение личности и состояние социально-психологической атмосферы в группе. Это личностные характеристики, которые являются неотъемлемыми детерминантами состояния взаимоотношений и атмосферы в группе. Психологический анализ позволяет выявить такие качества личности, как самооценку, ригидность, авторитарность, причины психологического дискомфорта личности и группы в целом и т.д. Такой анализ позволяет также определить типичные реакции людей в процессе деятельности и межличностного общения и другие психологические компоненты состояния социально-психологического климата группы [6]. В отечественной психологии наметились четыре основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата. Представителями первого подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, А.К. Уледов) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под социально-психологическим климатом, считает Е.С. Кузьмин, необходимо понимать такое социально-психологическое состояние малой группы, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов группы. Сторонники второго подхода (А.Н. Лутошкин, А.А. Русалинова) отмечают, что основная характеристика социально-психологического климата – одинаковый эмоционально-психологический настрой. Климат представляет собой настроение коллектива. Авторы третьего подхода (Б.Д. Парыгин, В.А. Покровский, В.М. Шепель) рассматривают социально-психологический климат как способ взаимодействия людей, находящихся в постоянном контакте между собой. В процессе формирования климата возникает система личностных взаимоотношений, которые определяют социальное и психологическое настроение всех представителей коллектива. Разработчики четвертого подхода (Л.Н. Коган, В.В. Косолапов, А.Н. Щербань) рассматривают климат в понятиях социальной и психологической совместности членов микрогруппы, их морально-психологического ценности, наличия общих представлений, обычаев и традиций. Зарубежные психологи отмечают такое значимое психологическое понятие как доверие – сущность организационного успеха (Роберт Брюс Шо). На первый взгляд, доверие – это проблема взаимоотношений между людьми, т.е. важная часть социально-психологического климата [17]. Но с более широкой точки зрения, доверие – это значительная универсальная сила, влияющая, можно сказать, на все происходящее внутри каждой группы и в отношениях между представителями коллектива, и одновременно, являющаяся структурной и культурной составляющей личности. Р.Б. Шо определяет условия, формирующие доверие. Это – лояльность, открытость членов коллектива, компетентность, порядочность. Все перечисленные условия рассматриваются во взаимосвязи как «социальный капитал», достигнутый в коллективе [53]. Изучая климат, необходимо иметь в виду два его уровня. Первый уровень – статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к деятельности других представителей группы. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на все трудности. С этой точки зрения сформировать благоприятный климат в группе довольно трудно, но в то же время легче поддерживать его на определенном уровне, уже сформированном ранее. Контроль и коррекция свойств социально-психологического климата осуществляются членами группы эпизодически. Они чувствуют определенную стабильность, устойчивость своего положения, статуса в системе взаимоотношений. Поскольку состояние климата менее чувствительно к различным воздействиям и изменениям со стороны окружающей среды, постольку оно оказывает определенное влияние на результаты коллективной и индивидуальной деятельности, на работоспособность членов группы, на качество, количество продуктов их труда. Второй уровень – динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой членов группы в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера». В отличие от социально-психологического климата, психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми, временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической атмосферы влияет на настроение, работоспособность личности в течение рабочего дня. Изменения климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются людьми более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним. Накопление количественных изменений в психологической атмосфере ведет к переходу ее в иное качественное состояние, в другой социально-психологический климат [79]. Изменения климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются людьми более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним. Накопление количественных изменений в психологической атмосфере ведет к переходу ее в иное качественное соединение, в другой социально-психологический климат [28]. Взаимосвязь между членами коллектива и его социально-психологическим климатом – важнейшая проблема для педагогов. Поэтому так важно знание важнейших составляющих социально-психологического климата коллектива, разработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями. Благоприятный социально-психологический климат – это итог систематической работы и мероприятий педагогов. По нашему мнению, социально-психологический климат – это состояние психологии организации как единого целого, которое интегрирует частные групповые состояния. Климат – это не сумма групповых состояний, а их интеграл. Социально-психологический климат является одним из наиболее важных элементов в общей системе условий существования и жизнедеятельности человека. Он может быть положительным (здоровым и благоприятным) и отрицательным (неблагоприятным) [36]. Таким образом, социально-психологический климат – это комплексное эмоционально-психологическое состояние коллектива, отражающее степень удовлетворенности различными факторами жизнедеятельности. Социально-психологический климат выражает общий настрой и степень удовлетворенности сверстников, взаимоотношениями внутри коллектива. Чтобы исследовать социально-психологический климат малой группы выделяли три основных аспекта влияния условий и форм совместной деятельности на характер взаимоотношений в группе. 1.2 Особенности формирования благоприятного социально-психологического климата во временном ученическом коллективе подростков Латинское слово «collectivus» переводят по-разному: сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа [61]. В педагогической литературе коллективом называют объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган, благоприятный психологический климат. В любом коллективе независимо от возраста его членов и их сплоченности есть микрогруппы, связанные неформальными отношениями. В подростковом возрасте неформальные группы приобретают все более устойчивый характер. Эти группы возникают на основе приятельских отношений, личностных симпатий. Коллектив – это нередко единственное средство уберечь личность от опасного воздействия негативно направленных неформальных объединений. Он усиливает воздействие всех имеющихся в распоряжении педагогов (вожатых, воспитателей, учителей) средств личного примера и становится той естественной средой, где ребята приобретают собственный социальный опыт, включаясь в совместную со сверстниками общественно-полезную деятельность. Круглосуточное пребывание детей в учреждении обуславливает соединение во времени и пространстве нескольких сфер их жизнедеятельности в течение всего года. Ребенок ведет себя одновременно, как дома, в школе, на улице в своей компании, в кружках. Все это происходит в одном и том же месте на виду у одних и тех же людей, за ограниченный период времени. Временное детское объединение существует не более 30 дней. За это время в ребенке возрастных изменений не происходит, но ребята привносят в коллектив свой опыт деятельности и отношений. Не всегда организация жизнедеятельности детей воспринимается ими, как желаемая и необходимая данность, ребенок стремится действовать в соответствии с собственными представлениями о том, чем ему стоит заниматься в свое свободное время [40]. Вопросу коллективного воспитания посвящены работы великого педагога А.С. Макаренко [42]. Наследие Антона Семёновича давно и заслуженно стало классикой отечественной и мировой педагогики. Технология жесткого коллективного воспитания опиралась на советскую идеологию. Общественный строй поменялся. Но технология А.С. Макаренко сохраняет свою актуальность. Его теория стала некой базой, которую, вполне можно адаптировать и использовать сегодня. Воплощение его идей во многих образовательных и воспитательных учреждениях, как показывают примеры, дает замечательные результаты. Большая заслуга А.С. Макаренко заключается в том, что он продвинул вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Также будут рассмотрены важнейшие принципы и законы коллектива. «Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора», - писал Макаренко в статье «Проблемы воспитания в советской школе». Шацкий С.Т. много внимания уделил проблемам воспитания детей в коллективе, в процессе трудовой деятельности [71]. По его мнению, посильный и разумно организованный физический труд способствует организации детской жизни, дает возможность для развития самоуправления. Но при этом он подчеркивал, что жизнь детей должна быть пронизана эстетическими чувствами, положительными эмоциями. В ней должно быть много места для игры и художественной деятельности. Шацкий говорил о необходимости гармонизации всех сфер школьной жизни, где учеба сочеталась бы со свободными занятиями по интересам, где интеллектуальный труд дополнялся бы практической деятельностью детей в разных художественных, спортивных, технических кружках и клубах. Занятия искусством он ставил в центр своей системы, т. к. считал, что через них возможно комплексное воздействие на личность, одновременное развитие ее познавательных и эмоциональных качеств. Решение этой задачи он ставил в зависимость от перехода от нормативной педагогики к демократической [37]. Стадии развития детского коллектива: 1 стадия – ориентация —это стадия знакомства в самом широком смысле слова: знакомство с территорией лагеря, с людьми, которые работают и живут в лагере. Самое главное — знакомство с теми, кто будет жить, и отдыхать в одном отряде. Дети ведут себя достаточно осторожно, пока не знают, кто их окружает, на что эти люди способны и как с ними себя вести. В это время формируется система правил и традиций, формируются групповые нормы, возникают симпатии и антипатии. Задача вожатого - создать максимально благоприятные условия для быстрой и безболезненной адаптации детей. 2 стадия – конфликты. Это борьба за «раздел территории», борьба за власть. Появляется соперничество между потенциальными лидерами. В это время неизбежны в отряде стычки, скрытые и явные конфликты, идет формирование микрогрупп в коллективе. Задача вожатого в данный период — помочь ребятам осмыслить ситуацию и найти конструктивный выход из ситуаций и конфликтов, выработать стиль совместной деятельности; не допустить появления «отверженных» в коллективе. 3 стадия – доверие. Это стадия характеризуется появление привязанности, сплоченности, устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом. На первый план выходит партнерство, взаимопонимание, взаимоподдержка. На этом этапе вожатый продолжает выступать в роли руководителя, носителя норм, но атмосферу в коллективе создают сами дети. 4 стадия – самостоятельность. Детский коллектив может самостоятельно организовывать свою деятельность, возникающие проблемы. Крепко чувство «Мы» - чувство единения и взаимного доверия. Тесные межличностные контакты. На этой стадии необходимо направить ребят в созидательное русло, деятельность на благо окружающих людей, всего лагеря. В противном случае может заметить появление фраз «Мы лучше всех! Только мы самые дружные, самые талантливые, самые-самые. Воспитателю необходимо на данной стадии показать уникальность и неповторимость других людей и других отрядов. 5 стадия – расставание. Каждый коллектив рано или поздно распадается. Этот период характеризуется повышенной напряженностью, ребятам предстоит разлука со своими друзьями, они чувствуют это и переживают. На этой стадии важно поддерживать ребят, создавать оптимистический настрой, показывать перспективы их личностного развития, вообще, работать на последействие [3]. В зависимости от стадии развития детского коллектива используются различные стили: – приказание (четкая постановка цели и инструкция для ребят; часто проводится инструктаж; уточнение, как поняты ребятами конкретные задания; кратко с каждым исполнителем уточняются его действия; проверяется выполнение заданий; отмечаются ошибки и хорошо выполняемые поручения; требовательность, но тактичность); – распределение и стимулирование (оценивание и учет в работе индивидуальностей характеров ребят; выявление общих интересов; при необходимости даются задания; педагог следит за тем, чтобы задания выполнялись точно; похвала в присутствии других ребят; недостатки разбираются наедине; поощрение за позитивную самостоятельную деятельность); – участие в принятии решений (ставится цель без уточнения способов достижения; ограничиваются прямые указания и контроль; создается система самоконтроля; проводятся консультации по отдельным проблемам; поощряются высказанные замечания; детям предоставляется больше самостоятельности; педагог контролирует ситуацию); – передача полномочий (оказывается поддержка и помощь, если ребята просят о ней; педагог избегает вмешательства в дела без особой необходимости; контроль не ослабляется; соизмеряются возможности ребенка и сложность задания; хвалить ребят нужно как можно чаще) [38]. А. С. Макаренко выделил четыре уровня развития коллектива, превращения социальной группы в подлинный дееспособный коллектив. Основным показателем развития коллективизма, преобразования группы в коллектив он считал развитие требовательности в группе. В зависимости от этого он выделял следующие уровни [73]. 1. Требования к коллективу предъявляет руководитель и он же прилагает усилия для их претворения в жизнь. 2. Требования руководителя поддерживаются и проводятся в жизнь активом коллектива. 3. Требования к людям предъявляет сам коллектив как непосредственно, так и через свой актив, органы управления. Коллектив при необходимости использует и соответствующие санкции, если его требования не исполняются. 4. Каждый член коллектива предъявляет требования к себе и к окружающим [4]. Коллектив отличается рядом важных признаков. 1. Наличие общей общественно значимой цели (одинаковое еще не есть общее). Общее – на всех. Если перед коллективом нет цели, то и нет способов его организовать. В профильных коллективах цель уже есть. Форма организации воспитательного процесса во временном коллективе в целом помогает взяться цели. Например, достойное участие в каком-то событии. 2. Совместная деятельность, направленная на достижение цели. От вида совместной деятельности зависит ее воспитательный потенциал. Виды деятельности: индивидуально-совместная деятельность; последовательно-совместная деятельность; совместно- взаимодействующая деятельность. 3. Наличие структуры и органов самоуправления. 7-15 человек – количество членов группы, первичный коллектив. Меньше 7 – отношения узко дружеские. Больше 15 – будет стремиться к дроблению. Отряд стремится к дроблению на контактные группы. 4. Отношения ответственной зависимости и взаимной ответственности. 5. Наличие связей с другими коллективами (отрядами) [39]. Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих – психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний класса, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел. Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются доброжелательность, защищённость, мобильность, креативность, оптимизм, инициативность, работоспособность, свобода "Я". При неблагоприятном – незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность [74]. Анализ психолого-педагогических исследований по вопросам социально-психологического климата и его организации, позволил нам прийти к выводу о том, что в науке описаны общие характеристики как благоприятного, так и неблагоприятного социально-психологического климата [5]. Рассмотрим их более подробно. Итак, благоприятный социально-психологический климат предусматривает: доброжелательное отношение учащихся друг к другу; присутствие духа товарищества; адекватной взаимной требовательности, которая определяет творческую эффективную деятельность личности; взаимопомощь в коллективе; открытость коммуникаций и наличие положительных эмоций от общения в рамках одного коллектива; комфорт и безопасность; оптимизм; уверенность в себе, в своих сила, возможностях; уверенность в поддержке со стороны коллектива; наличие возможности свободно и творчески себя выражать, а также реализовывать собственные потенциальные возможности [29]. Заметим, что благоприятный социально-психологический климат способен повысить как производительность, так и эффективность трудовой деятельности. Что касается неблагоприятного социально-психологического климата, то она имеет прямо противоположные характеристики, а именно: пессимизм личности; проявление неуважения и недоверия к членам коллектива; демонстрация холодности и скрытности в отношениях; не желание проявлять собственный личностный потенциал; демонстрация раздражительности по любому незначительному поводу; конфликтность и напряженность в отношениях; не желание понять и принять другую точку зрения; проявление неуверенности; страха сделать ошибку, страх наказания и непринятия; чрезмерная подозрительность к членам коллектива. Неблагоприятный климат также на 20 % снижает производительность и способен вызвать нарушения безопасности личности [64]. Одной из самых сложных и вместе с тем тонких сфер общественной деятельности является коллективное взаимодействие, которое может быть осуществлено в различных сферах деятельности личности, каждая из них имеет свои взгляды, ценности, моральные и психологические установки. Социальные отношения имеют определенную динамику, наиболее активно проявляющуюся в период общения учащихся во временном ученическом коллективе подростков. Исходя из этой логики отметим, что временный ученический коллектив привлекателен для подростков, так как он способен создавать новые возможности совершенствования своих качеств исходя из формирующихся отношений с новыми людьми, возможности самореализации в социально значимой для подростка деятельности: спорте, зрелищной культуре, творчестве, общении и др. В этой связи, для развития личности обучающихся важно ориентироваться не только на создание максимально благоприятных условий социализации, обучения и воспитания, но и учитывать психологические особенности возраста. Организация временного детского коллектива чаще всего строится на разнообразных принципах. Самый простой и широко распространенный – принцип возраста. Детский коллектив может быть одновозрастным или разновозрастным: для одновозрастного детского коллектива обычным считается деление детей на отряды по таким возрастным группам: 7–8, 9–10, 11–12, 13–14, 15–16 лет. Дети одного возраста обладают примерно одинаковыми интересами, потребностями, им проще подружиться и найти общий язык. Но на практике часто оказывается, что отряд разделился на неконтактирующие половины – женскую и мужскую – из-за неравномерного психического (а часто и физического) созревания мальчиков и девочек. При этом одни выглядят и ведут себя взрослее, претендуя на роль более знающих и раскованных, другим же достается роль «закомплексованных». Полностью избежать «детского неравноправия» невозможно [56]. Разновозрастная группа – форма, проверенная временем и получившая одобрение. Более всего себя оправдывает разновозрастность в рамках основных возрастных групп. Например, дошкольники – 4–7 лет, младшая школа – 7–10, средняя – 11–14, старшая – 15–17 лет. В таких группах у детей устанавливаются межличностные связи не только по «горизонтали» (то есть среди сверстников, но и по «вертикали» (со старшими ребятами). В детском временном коллективе имитируется модель семейных и общественных отношений; т. к. многие дети, не имея возможности быть братом (сестрой, получают опыт «преемственности поколений» – происходит естественный обмен знаниями, умениями, традициями, младшие обучаются тому, что могут старшие [58]. Принцип организации детского коллектива – хобби, или увлечение. Разнообразная деятельность позволяет ребенку проявить себя во многих областях, наиболее полно реализовать все свои возможности. Группа на пути продвижения к коллективу обычно проходит ряд этапов, включающих не только прогрессивные изменения ее психологии, но и своеобразные кризисы. В самом начале развития группы наблюдается, как правило, подъем, сопровождающийся повышенной активностью, приподнятым настроением, энтузиазмом. Новизна ситуации, первые благоприятные впечатления друг о друге создают у них эмоционально положительный настрой. Детям все интересно, все хочется делать, со всеми дружить [46]. Затем, в процессе их совместной деятельности, дети обнаруживают, что у каждого есть не только достоинства, которые были более заметны вначале, но и недостатки.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 47 страниц
1175 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg