Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Коррекция страхов у старших дошкольников из неполных семей

superrrya 1475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.10.2021
Выпускная квалификационная работа по теме: «?оррекция страхов у старших дошкольников из неполных семей» содержит 51 страницу текстового документа, 40 использованных источников, 7 таблиц, 2 рисунка, 4 приложения. СТРАХ, СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ, ДЕТСКИЕ СТРАХИ, КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАХОВ, ?ОРРЕКЦИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ Психологическая наука в настоящее время фокусируется на проблеме увеличения числа тревожных детей. Можно дать много объяснений и найти много причин этого явления, но, по мнению многих исследователей, таких как В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, наиболее значимым фактором, вызывающим различные изменения и нарушения в эмоциональной сфере у дошкольников, являются семейными проблемами. Семейные проблемы, так или иначе, почти всегда приводят к нарушению психического состояния и развитию ребенка. Многие психологи занимались проблемами, связанными с характеристиками эмоциональных сфер детей, но лишь немногие занимались детскими страхами. А. И. Захаров - один из самых известных психологов, занимающихся этой проблемой. Ее исследование выявило характеристики страхов у дошкольников, но проблема страхов у дошкольников из неполных семей не изучалась. В связи с актуальностью проблемы цель исследования – изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах возможности коррекции страхов у старших дошкольников из неполных семей. Объект: страх как психологический феномен. Предмет исследования: возможности коррекции страхов у старших дошкольников из неполных семей. В результате исследования была рассмотрена специфика феномена «страх» в психологии; раскрыты особенности психического развития детей дошкольного возраста из неполных семей, проведено экспериментальное исследование возможностей коррекции страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей, разработана и апробирована программа психокоррекции страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей.
Введение

Психологическая наука в настоящее время сосредоточена на проблеме увеличения числа тревожных детей. Этому можно дать много объяснений и найти много причин для этого явления, но, по мнению многих исследователей, таких как Д. Боулби, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, A. M. Прихожан, [7, 11, 16, 35, 36] наиболее важным фактором, вызывающим различные изменения и нарушения в эмоциональной сфере у дошкольников, по-прежнему остаются семейные проблемы или, скорее, семейные функциональные расстройства в разных проявлениях. В некоторой степени семейная дисфункция почти всегда приводит к психическим расстройствам и развитию ребенка. Это подчеркивают не только представители психологии, но и медицины. Психологическое самосознание детей дошкольного возраста из неполных семей характеризуется отсутствием любви, теплыми, надежными отношениями в семье, эмоциональной привязанностью и т.д. Затем все эти признаки проявляются в разных сферах - контактное напряжение, беспокойство, беспокойство, регрессивные тенденции. Многие психологи занимались проблемами, связанными с характеристиками эмоциональной сферы детей, но лишь несколько работ были посвящены детским страхам. Один из самых известных психологов, занимающихся этой проблемой А. А. Захаров [16]. В его исследованиях были выявлены особенности страхов у детей дошкольного возраста, но в отношении детей дошкольного возраста в неполных семьях проблема детских страхов не до конца понятна. В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования – изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах возможности коррекции страхов у старших дошкольников из неполных семей. Объект: страх как психологический феномен. Предмет исследования: возможности коррекции страхов у старших дошкольников из неполных семей. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу специфике феномена «страх» в психологии; раскрыть особенности психического развития детей дошкольного возраста из неполных семей. 2. Провести экспериментальное исследование возможностей коррекции страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей, проанализировать результаты исследования. 3. Разработать и апробировать программу психокоррекции страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей. Для проведения исследования мы использовали следующие группы методов: 1. Теоретические: анализ литературы; обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования. 2. Эмпирические методы: тестирование (психодиагностическая методика выявления детских страхов «Страхи в домиках», А. И. Захарова и М. Панфиловой; рисуночный тест «?инетический рисунок семьи»; проективная методика «Мои страхи» А. И. Захарова). 3. Методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов. Теоретико-методологической основой выпускной квалификационной работы стали положения, выдвинутые в работах российских учёных Л. C. Выготского, А. И. Захарова, К. Изарда, А. С. Спиваковской, исследующих эмoционально-личностную сферу, тревожность и страхи у детей. Теории зарубежных авторов Ф. Перлза, К. Хорни, занимающихся проблемой страхов и их влиянием на формирующуюся личность ребёнка. Экспериментальная база исследования представлено Туруханским муниципальным казённым дошкольным образовательным учреждением детским садом «СЕВЕРОК» с. Туруханск, ?расноярского края. Исследование проводилось в ноябре 2019 г. - мае 2020 г. В исследовании принимали участие дошкольники подготовительной к школе группы, возраст испытуемых 6-7 лет, в количестве 22 человек. Этапы исследования: 1 этап (ноябрь - декабрь 2019 г.) – анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования, постановка цели, определения объекта, предмета исследования, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования. 2 этап (январь – апрель 2020 г.) – подбор диагностического инструментария для изучения возможностей коррекции страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей, диагностика страхов у старших дошкольников, разработка и апробация программы психокоррекции страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей. 3 этап (май 2020 г.) – формулирование выводов, оформление В?Р. Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что предпринята попытка к структурированию диагностического инструментария по проблеме страхов в старшем дошкольном возрасте, составлена программа психологической коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста из неполных семей, которая может быть применена в практической деятельности психологов и педагогов дошкольных образовательных организаций, специалистов психологических центров. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источника и 4 приложения. В работе содержится 7 таблиц. Общий объем работы составляет 51 страница.
Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 5 1 Теоретические подходы к изучению страхов у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………… 8 1.1 Понятие и специфика феномена «страх» …………………………….. 8 1.2 Особенности психического развития детей дошкольного возраста из неполных семей ……………………………………………………………... 14 1.3 Возможности коррекции страхов у детей дошкольного возраста …... 21 2 Экспериментальное исследование страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей и их коррекция…………………………...……. 25 2.1 Организация и методики исследования. Анализ результатов исследования …………………………………..…………………….……… 25 2.2 Программа психокоррекции страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей ………………………………….……………………… 35 2.3 Анализ результатов повторного исследования ……………………….. 41 Заключение ……………………………………………………..……………… 45 Список использованных источников ………………………………………… 47 Приложение А Классификаций типов страхов, авт. Ю. В. Щербатых …… 51 Приложение Б ?иды страхов, отмечаемые у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………… 55 Приложение ? Методы и приёмы артпедагогики для коррекции страхов ... 56 Приложение Г Программа коррекции детских страхов «Смелый Я» ……... 57
Список литературы

1. Абакумова, Т. В. Философские аспекты феномена страха : автореф. дис. ... кандидата философских наук: 09.00.01 / Абакумова Татьяна Владимировна. – Якутск, 2000. – 18 с. 2. Адлер, А. Индивидуальная психология и развитие ребёнка / А. Адлер; пер. с англ. – Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2017. – 165 с. 3. Айке, Д. Страх. Концепции фрейдистского психоаналитического направления / Д. Айке // Энциклопедия глубинной психологии. – Москва : ЗАО МГ Менеджмент, 2014. – 215 с. 4. Антонова, Е. В. Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методами артпедагогики [Электронный ресурс] / Е. В. Антонова, О. А. Томашевская // Теория и практика образования в современном мире. – Санкт-Петербург : Своё издательство, 2015. – С. 1–5. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8430/ 5. Битнер, А. Д. Страхи дошкольников [Электронный ресурс] / А. Д. Битнер // Научные достижения и открытия современной молодёжи : сб. тр. – Пенза, 2017. – С. 1035–1037. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28819288 6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Москва [и др.] : Питер, 2008. – 398 с. 7. Боулби, Дж. О человеческой привязанности / Дж. Боулби // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2003. – № 1. – С. 12–14. 8. Буянов, М. И. Ребёнок из неблагоприятной семьи / М. И. Буянов. – Москва : Просвещение, 1989. – 123 с. 9. Вараксина, А. В. Анализ программ коррекции страхов у младших школьников средствами арт-терапии [Электронный ресурс] / А. В. Вараксина // Молодой учёный. – 2015. – № 21. – С. 700–703. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24860583 10. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – Москва : Смысл : Эксмо, 2006. – 1134 с. 11. Гарбузов, В. И. Нервные и трудные дети / В. И. Гарбузов. – Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Астрель-СПб, 2006. – 351 с. 12. Гройсман, А. Л. Основы психологии художественного творчества : учеб. пособие / А. Л. Гройсман. – Москва : Когито-Центр, 2003. – 184 с. 13. Гуров Я. Р. Детские страхи [Электронный ресурс] / Я. Р. Гуров, Е. А. Набатникова // Устойчивое развитие науки и образования. – Воронеж, 2019. – № 8. – С. 61–68. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=39548720 14. Долгова, В. И. Модель психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста 5-6 лет [Электронный ресурс] / В. И. Долгова, Е. Г. Капитанец, Н. Б. Погорелова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – Киров, 2016. – Т. 7. – С. 151–155. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25730168 15. Жарова, Т. А. Особенности проявления страхов и возможности их психологической коррекции у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Т. А. Жарова, Ю. В. Овсянникова, М. А. Арсенова // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – Уфа, 2016. – № 10-2. – С. 82–85. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27113748 16. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 310 с. 17. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. – Москва : Эксмо, 2013. – 126 с. 18. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Электронный ресурс] / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 752 с. – Режим доступа: https://www.psychologos.ru/images/VpMUHgCnBE_1383052761.pdf 19. Ионова, Н. В. Особенности проявления страхов у дошкольников 6–7 лет / Н. В. Ионова, В. А. Горбунова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 20. – С. 1393–1395. 20. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – Москва : Просвещение, 2005. – 123 с. 21. Кемпински, А. Психопатология неврозов / А. Кемпински. – Варшава: Польское мед. изд-во, 1976. – 400 с. 22. Ковалёв, Г. А. Психическое развитие ребёнка и жизненная среда / Г. А. Ковалёв // Вопросы психологии. – 1994. – № 1. – С. 13-23. 23. Ковалевская, А. А. Психологическая коррекция страхов младших школьников [Электронный ресурс] / А. А. Ковалевская // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта, 2016. – № 1. – С. 185–190. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25664369 24. Коненко, Е. А. Особенности содержания страхов у детей дошкольного возраста / Е. А. Коненко, Н. Н. Михайлова, С. И. Артемова // Молодой учёный. – 2015. – № 15. – С. 547–549. 25. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 150 с. 26. Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – Москва : Республика, 1994. – 150 с. 27. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В. В. Лебединский. – Москва : Academia, 2012. – 144 c. 28. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Москва : Просвещение, 1976. – 124 с. 29. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019). – Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 30. Овчарова, Р. В. Практическая психология / Р. В. Овчарова. – Москва : ТЦ Сфера, 2007. – 337 с. 31. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – Москва : ИТИ Технологии, 2015. – 944 c. 32. Перлз, Ф. Опыты психологии самопознания / Ф. Перлз. – Москва : Просвещение, 1994. – 125 с. 33. Петровский, А. В. Краткий психологический словарь / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Москва : Политиздат, 2006. – 431 с. 34. Попрядухина, Н. Г. Проблема коррекции детских страхов [Электронный ресурс] / Н. Г. Попрядухина // Современная наука: новые подходы и актуальные исследования : сб. тр. – Нефтекамск, 2018. – С. 715–718. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34897031 35. Прихожан, А. М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе : кн. для учащихся / А. М. Прихожан. – Москва : Просвещение, 2014. – 191 с. 36. Спиваковская, А. Психотерапия: игра, детство, семья. В. 2 т. Т. 2 / А. Спиваковская. – Москва : ООО Апрель Пресс, 2001. – 430 с. 37. Фрейд, З. Психоанализ / З. Фрейд. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 195 с. 38. Хорни, К. Тревожность / К. Хорни // Тревога и тревожность: хрестоматия / Сост. В. М. Астапов. – Санкт-Петербург : Пер Сэ, 2009. – 453 с. 39. Щербатых, Ю. В. Психология страха: Популярная энциклопедия. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2008. – 205 с. 40. Якобсон, П. М. Психология чувств / П. М. Якобсон. – Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. – 238 с.
Отрывок из работы

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Понятие и специфика феномена «страх» Страхи уже давно стали предметом психологического исследования. Страх в основном определяется как эмоциональное состояние, возникающее при наличии или ожидании опасного или вредного раздражителя. ? настоящему времени существует множество определений понятия «страх». Рассмотрение этой концепции с точки зрения словарного запаса литературы дает нам следующую картину. С. И. Ожегов: «Страх – 1. Очень сильный испуг, сильная боязнь. 2. События, предметы, вызывающие чувство боязни, ужаса» [цит. по: 31, с. 712]. ?ак философское понятие было введено С. ?ьеркегором [26]. Он различает эмпирический страх - страх перед определенной опасностью и необъяснимый метафизический страх - конкретное желание человека. В некоторых философских теориях страх считался причиной религиозных верований (Гольбах П., Лукреций, Фейербах Л., Юм Д. и др.). В ?ратком психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского даётся следующее определение: «Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызванных фактическим действием опасных для жизни факторов, страх возникает, когда его ожидают. Диапазон оттенков страха: опасение, боязнь, испуг, ужас» [цит. по: 33, с. 601]. Поэтому анализ вышеупомянутой литературы позволяет выделить ряд дихотомий в определении страха - «биологический - социальный», «эмпирический - метафизический»; а также увидеть различные степени проявления состояния страха. Важным с психологической точки зрения является тот факт, что страх у человека может возникнуть, когда событие предвидится (а не только тогда, когда событие происходит, как это происходит у животных). Единственное, ясно, что страх - это эмоциональное состояние живого существа [1]. А. Адлер рассматривал страх «как одну из трёх сильнейших эмоций наряду с радостью и гневом, а также как «онтогенетический ранний» инстинкт человека» [цит. по: 2, с. 110]. Согласно А. Адлеру, «страх происходит от подавления агрессивного влечения, играющего главную роль в обыденной жизни и в неврозе» [цит. по: 2, с. 197]. По мнению 3. Фрейда, «страх - эмоциональное состояние ожидания любой опасности. Страх перед конкретным объектом называется страхом, в патологических случаях - фобией. В своей работе «Запрещение, симптом и страх» З. Фрейд определяет страх как прежде всего то, что вы можете чувствовать. Это чувство неудовлетворённо. Страхи часто являются результатом невыполненных желаний и потребностей» [цит. по: 37, с. 18]. По мнению Г. ?райг, страх - это «эмоция, которую человек пытается избежать или свести к минимуму, но в то же время страх, проявляясь в мягкой форме, способен побуждать к научению» [цит. по: 24, с. 97]. Д. Айке считает, что страх - это «душевное явление, которое каждый может наблюдать в себе почти каждый день. Страх - это неприятный эмоциональный опыт, когда человек более или менее осознает, что ему грозит опасность» [цит. по: 3, с. 79]. П. М. Якобсон определял страх как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительную реакцию с лёгким торможением коры больших полушарий». Страх основан на инстинкте самосохранения, является защитным и сопровождается некоторыми изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхании. В наиболее общем виде эмоция страха возникает в ответ на опасный стимул. Однако существуют две угрозы универсального и фатального характера. Это смерть и падение жизненных ценностей, противоположность таким понятиям, как жизнь, здоровье, личное и социальное благополучие» [цит. по: 40, с. 89]. Р. В. Овчарова рассматривает страх «как эффективное (эмоционально направленное) отражение в сознании человека конкретной угрозы его жизни и благополучию» [цит. по: 30, с. 32]. Таблица 1 - Понятие «страх» в интерпретациях российских психологов В. И. Гарбузов говорит, что «возникновение страхов у детей - очень сложная проблема. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, который заставляет быть осторожным с неизвестным» [цит. по: 11, с. 88]. По словам А. И. Захарова, «страх - это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула. Если мы объективно рассмотрим эмоцию страха, мы можем сказать, что страх играет несколько ролей в жизни человека. На протяжении всего периода развития человеческой расы страх выступал организатором борьбы людей со стихиями. Страх позволяет избежать опасности, потому что он играет и играет защитную роль» [16, с. 34]. Поэтому А. И. Захаров считает, что «страх можно рассматривать как естественное сопровождение развития человека» [16, с. 36]. Эмоция страха, как и многие другие эмоции, отличается своей предрасположенностью к фиксации в памяти. Доказано, что те события, связанные с переживанием страха, запоминаются лучше и надежнее. Страх по отношению к объектам и действиям, которые причиняют боль и затруднения, настолько полезен, что способствует избеганию в будущем [цит. по: 16, с. 38]. К. Изард отмечал, что «страх переживается как тревожное предчувствие, беспокойство, опасение. У человека возникает ощущение, что ситуация уже не под контролем, он испытывает всё больше неуверенности в собственном благополучии, страх переживается как чувство абсолютной незащищённости и неуверенности в собственной безопасности [цит. по: 17, с. 40]. По его мнению, причины страха могут быть разделены на четыре класса: а) внешние события или процессы, б) влечения и потребности, в) эмоции, г) когнитивные процессы субъекта. Страхи, относящиеся к каждому из этих классов, могут быть врождёнными или приобретёнными» [цит. по: 17, с. 42]. В своей работе «Психопатология невроза» А. Кемпински описывает четыре типа страха: биологический, социальный, моральный и распад. Биологический страх связан с угрозой жизни или жизни вида. Общественный страх возникает в случае разрыва социальных контактов. Моральный страх возникает, когда человек не принимает нормы, предложенные другими в качестве руководства для своего поведения. Страх гниения или распада возникает при каждом изменении структуры обмена информацией [20]. А. И. Захаров противопоставляет ситуационные и личностно обусловленные страхи. По его мнению, «ситуационный страх возникает в опасной или шокирующей обстановке, а личностно обусловленный страх предопределён характером человека, например, его тревожностью. Ситуативные страхи являются реальными и острыми, а личностные - воображаемыми и хроническими» [цит. по: 16, с. 46]. Т. В. Абакумова предлагает несколько критериев классификации страхов: «а) объективные источники страха (биологические, технологические, планетарные и космические страхи); б) отсутствие представлений о полноте и целостности окружающей действительности (социальные и детские страхи); в) онтологический (религиозный, экзистенциальный, страх смерти); г) гносеологическое (боязнь лишней информации)» [цит. по: 1, с. 48]. Одной из современных отечественных классификаций типов страхов является классификация, которую предложил Ю. В. Щербатых [39], которая представлена на рисунке Приложение А. Одной из областей исследования страха является изучение личностных и ситуационных факторов, определяющих их возникновение. Беспокойство и агрессивность чаще всего рассматриваются как личные детерминанты страха. Понятия тревоги и страха давно не различаются. По мнению А. М. Прихожан, первым разграничил их в начале ХIХ века С. ?ьеркегор [26], который под страхом понимал «страх перед чем-то конкретным и связанное беспокойство с неиссякаемым нежелательным страхом желания» [цит. по: 35, с. 52]. В свою очередь, многие авторы различают тревогу как эмоциональное состояние от тревоги как устойчивую черту личности. В своей работе З. Фрейд выделил два типа тревоги: объективную и невротическую [37]. З. Фрейд указывает что «объективная тревога, является, по сути, синонимом страха. Она возникает, когда для индивида существует реальная ситуация опасности во внешнем мире. Эта ситуация воспринимается им как угрожающая, а восприятие опасности порождает эмоциональную реакцию, пропорциональную по интенсивности внешней опасности. Невротическая тревога отличается от объективной тем, что источник опасности находится скорее во внутреннем, чем во внешнем мире. Источником этой тревоги, с его точки зрения, являются сексуальные и агрессивные влечения, которые были подавлены в детстве» [цит. по: 37, с. 20]. Все авторы склонны полагать, что между тенденцией чувствовать тревогу и переживанию страхов существует положительная связь, но не всегда возможно предсказать вероятность страха в конкретной жизненной ситуации на основе их знания уровня тревожности человека, поскольку здесь играют важную роль другие личные факторы. Отношения между агрессивностью и страхом более сложны. Во-первых, они касаются взаимной решимости, то есть агрессивность может вызывать различные формы страха, а страх может вызывать агрессивное поведение. Во-вторых, существуют различные формы агрессивности, связанные с формированием тревоги различными психологическими механизмами [4]. А. ?емпински считает, что «иногда беспокойство концентрируется на незначительных трудностях и конфликтах, которые, начиная развиваться, становятся огромной проблемой, вызывая агрессию. В связи с этим чувства страха и агрессии часто появляются вместе» [цит. по: 20, с. 56]. Таким образом, в современной психологической науке проблема страха является одной из наиболее актуальных. Страх - базовая эмоция и переживание этой эмоции ощущается и воспринимается людьми как угроза личной безопасности. При анализе психологической и педагогической литературы, было выявлено, что страх является многоуровневым феноменом, и рассмотрение его в какой-либо линейной плоскости невозможно. Рассмотрение феноменологии данного понятия позволило выявить ряд сущностных характеристик, таких как тревога, объект, предмет, содержание и образ страха. Основной классификацией будет являться классификация А. И. Захарова: по характеру – природные, социальные, ситуативные, личностные страхи; по степени реальности – реальные и воображаемые; по степени интенсивности – острые и хронические. 1.2 Особенности психического развития детей дошкольного возраста из неполных семей Объектом изучения дошкольной педагогики является ребёнок от рождения до семи лет. Развитие личности на этом отрезке жизни претерпевает многогранные изменения, в которых необходимо было выделить определенные этапы и их законы. Наиболее обоснованным является подход Л. С. Выготского, который предложил возрастную периодизацию, в основе которой лежит теория стабильного возраста и кризисов в развитии. Старший дошкольный возраст, по мнению Л. С. Выготского, соответствует 5-7 годам [10]. Эмоциональное развитие детей является одной из важнейших проблем современной психологии. Эмоциональное развитие старшего дошкольника связано, прежде всего, с появлением новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим навыком в области мотивации является появление социальных мотивов, которые уже нельзя отнести к достижению целей. Поэтому социальные эмоции и моральные чувства начинают интенсивно развиваться [5]. Установление иерархии мотивов приводит к изменениям в эмоциональной сфере. Выявление основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует постоянные и глубокие чувства. Кроме того, они не относятся к непосредственным, текущим, но отдаленным результатам деятельности. Те эмоциональные переживания в настоящее время вызваны не тем фактом, что он воспринимается непосредственно, а глубоким внутренним значением, которое этот факт приобретает в связи с основным мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют свою ситуативность, становятся более глубокими по смыслу, возникают в ответ на предложенные психические обстоятельства. У дошкольника формируется эмоциональное ожидание, которое заставляет его беспокоиться о возможных результатах деятельности, предвидеть реакцию других людей на его действия. Изменения в сфере жизни связаны с развитием не только мотивационной сферы, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы гарантирует их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными. Поэтому роль эмоций в деятельности дошкольника существенно меняется. В процессе активного взаимодействия с окружающей средой ребенок не остается равнодушным к своим воздействиям и окружающим явлениям, он испытывает переживания: приятные и неприятные, позитивные и негативные. Эмоции выражают внутреннее состояние ребенка, дети переживают глубже, чем взрослые. Часто взрослые, которые не знают, наносят серьезные раны ребенку с небрежными заявлениями или поведением [6]. Как отмечает В. И. Гарбузов, свобода выражения чувств имеет большое значение в развитии эмоциональной жизни ребёнка. Если ребёнок не выражает свои чувства свободно, это негативно сказывается на его здоровье, вызывает психическое напряжение, беспокойство [11]. Следующая причина – ситуация соперничества, конкуренции и особенно тревожности вызовет у детей, образование которых происходит в условиях гиперсоциализации. В этом случае дети, попавшие в конкурентную ситуацию, будут стремиться быть первыми, кто достигнет наилучших результатов любой ценой. Другая причина - ситуация большей ответственности. Когда тревожный ребенок попадает в нее, его беспокойство вызвано страхом не оправдать ожидания и ожидания взрослых и быть отвергнутым им [9]. В таких ситуациях тревожные дети обычно характеризуются неадекватным ответом. В случае предвкушения, предвкушения или частого повторения одной и той же ситуации, которая вызывает беспокойство, у ребенка развивается стереотип поведения, особый паттерн, который вы можете использовать, чтобы максимально избежать или уменьшить беспокойство. Эти модели включают в себя систематический страх участия в вызывающих тревогу действиях и молчание ребенка, а не ответы на вопросы от неизвестных взрослых или тех, к которым у ребенка негативное отношение. Исследования В. В. Лебединского позволяют сделать вывод, что «дети, страдающие повышенной тревожностью, относятся к группам риска неврозов, аддитивного поведения, эмоциональных расстройств личности» [цит. по: 27, с. 12]. У детей дошкольного возраста доминируют ситуативная тревожность и на её почве многочисленные страхи, т.е. эмоциональные проявления, порождённые некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Вызвать детскую тревожность в период дошкольного возраста может и ситуация непринятия со стороны сверстников; ребёнок считает: в том, что его не любят, есть его вина, он плохой («любят хороших») заслужить любовь, ребёнок будет стремиться с помощью положительных результатов, успехов в деятельности. Если это стремление не оправдается, то тревожность ребёнка увеличивается [12]. Рассмотрим семейную обусловленность страхов. Вначале отметим влияние неполной семьи. Значительное увеличение числа страхов в их семьях происходит, прежде всего, у мальчиков в старшем дошкольном возрасте. Отсутствие отца в семье нарушает формирование поведения, соответствующего полу, психологической защиты от внешних угроз. Отчасти это отражается на девочках, потому что им также нужна способность защищать себя от опасностей, которая наиболее развита в филогенезе среди представителей мужского пола [25]. У старших дошкольников из неполной семьи с выраженными или скрытыми страхами можно заметить разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затруднённой. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребёнок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь. Дети старшего дошкольного возраста из неполной семьи со страхами и повышенной тревожностью также склонны иметь плохие невротические привычки (они кусают ногти, сосут пальцы, выдёргивают волосы). ?анипуляции с собственным телом уменьшают эмоциональное напряжение, успокаивают. Распознавание таких детей помогает рисование. Их рисунки характеризуются обилием штриховки, сильным давлением и небольшими размерами изображения. Такие дети часто прилипают к деталям, особенно маленьким [13]. Дети старшего дошкольного возраста из неполной семьи имеют свои особенности и в поведенческой сфере. У них серьёзное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих. Дети - дошкольники чувствительны к конфликтным отношениям родителей. Если они видят, что родители часто ссорятся, то количество страхов выше, чем когда хорошие отношения в семье. Выяснилось, что у детей дошкольного возраста из неполных семей чаще возникают страхи перед животными (у девочек), стихии, болезни, инфекция и смерть, а также страх перед кошмарами и родителями (у мальчиков). Все эти опасения являются своеобразной реакцией на конфликтную ситуацию в семье [27]. Дети из неполных семей закрыты, застенчивы, менее эмоциональны, они не доверяют своим способностям, а некоторые даже не верят в свои способности. Они очень часто одиноки, и это подходит для них. Дети из неполных семей ранее становились независимыми. Дети очень часто испытывают сильный страх разлучения со взрослыми, у них могут возникнуть проблемы со сном, агрессия, раздражительность или другой тип разрушительного поведения, который привлекает внимание, желание изоляции, грусти, чувства потери, болезненных воспоминаний и фантазий [14]. В старшем дошкольном возрасте в неполных семьях у девочек и мальчиков количество страхов сильно возрастает, тем и обуславливая наличие особой чувствительности в этом возрасте к разрыву отношений между родителями. Исследования А. И. Захарова показывают, что «в неполных семьях количество страха заметно выше, особенно это касается мальчиков старшего дошкольного возраста. В семье без отца нарушается формирование поведения, которое соответствует полу, и психологической защиты от угроз, идущих извне. В полных семьях детские страхи выражены в меньшей мере, но в той или иной форме присутствуют практически всегда. ?альчики и девочки очень боязливы и имеют сильную предрасположенность к страхам при наличии конфликтов между членами семьи. Поэтому у них, намного чаще, чем у сверстников из благополучных семей, встречаются страхи темноты, болезней, стихий, смерти, кошмаров, ситуаций и родителей» [цит. по: 16, с. 14]. Для детей из неполной семьи, испытывающих страхи характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затруднённое поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащённое сердцебиение [28]. По словам А. И. Захарова, одним из страхов старших дошкольников из неполной семьи является страх смерти [16]. Появление страха смерти, отмечает В. В. Ковалёв, означает осознание необратимости происходящих возрастных изменений. В этот период ребёнок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе означает смерть, а его неизбежность вызывает беспокойство как «эмоциональный отказ от рациональной потребности в смерти, что усиливает страх смерти единственного любимого человека» [цит. по: 22, с. 13]. Все эти страхи имеют своей мотивацией угрозу для жизни, если не прямую, то связанную со смертью родителей, появлением в темноте и снах чудовищ. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, могут обернуться непоправимым несчастьем, увечьем, смертью. То же относится к буре, урагану, наводнению, землетрясению, огню, пожару и войне – как непосредственным угрозам для жизни [8]. Угроза жизни среди старших дошкольников связана с таким сказочным персонажем, как змей Горыныч. Страх перед ним, по словам А. И. Захарова, «возникает из глубин подсознания и овладевает воображением ребёнка, отождествляя себя с похищениями людей, убийствами, сжигая все, что его окружает огнём, поджигая дома людей» [цит. по: 16, с. 18]. Страхи огня развиваются в дошкольном возрасте и остаются в младшем школьном возрасте, являясь одним из проявлений страха смерти. Таким образом, нарушение структуры и отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности ребёнка старшего дошкольного возраста. Дети из неполных семей в большинстве своём имеют отрицательный эмоциональный опыт (развод родителей, ссоры в семье), и эмоциональных реакций на высоком пороге реагирования у них не наблюдается. В повседневном поведении проявляются симптомы эмоциональной возбудимости или эмоциональной заторможенности. У детей преобладает отрицательный и нейтральный эмоциональный фон, средняя и низкая степени мимической выразительности при эмоциональном реагировании и непроизвольная экспрессия. Не у всех детей имеются представления об основных эмоциональных модальностях (радость, горе, страх, гнев, презрение, обида, зависть, вина), не все ориентируются в признаках различных эмоций. Для детей из неполных семей характерно обострённое беспокойство о здоровье близких, которое объясняется их опасениями потерять единственного оставшегося с ними родителя [32]. Подводя итог вышесказанному, хотелось бы выделить следующие характеристики страхов старших дошкольников из неполных семей: - количество страхов в данном возрасте сильно возрастает, тем и обуславливая наличие особой чувствительности к разрыву отношений между родителями; - в первое время после ухода одного из родителей у детей чаще всего наблюдается сильный страх разлуки со взрослыми; - у данной категории детей намного чаще, чем у сверстников из благополучных семей, встречаются страхи темноты, болезней, стихий; - один из страхов старших дошкольников в неполной семье - это страх смерти. Это тесно связано со страхами перед нападениями, болезнями, смертью родителя, пугающими мечтами, тьмой, сказочными персонажами, животными, стихиями, огнём и войной. Все эти страхи мотивированы угрозой жизни, если не прямой, а затем связаны со смертью родителей, появлением монстров в темноте и сновидений. Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема страхов на данном этапе возрастного развития состоит: во-первых, в том, чтобы правильно отграничить страхи, возникшие у здоровых детей в сфере влияния на них такого психотравмирующего фактора как неполная семья, от страхов, имеющих психопатологическую основу; во-вторых, в выявлении причин возникновения страхов у детей старшего дошкольного возраста; в-третьих, в предупреждении возможности появления страхов у детей из неполных семей и поисков путей коррекции, в случае, уже возникших страховых реакций. 1.3 ?озможности коррекции страхов у детей дошкольного возраста Согласно одному из целевых ориентиров ФГОС ДО, ребёнок должен быть уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относиться к себе и к другим, обладать чувством собственного достоинства [29]. Действительно, современные условия жизни характеризуются повышенной требовательностью к индивиду, высокой эмоциональной насыщенностью, что нередко приводит к интенсивным психологическим нагрузкам в плане интеллектуальных, психоэмоциональных, физических возможностей человека. Такого рода психологические деформации наблюдаются уже у детей как наименее защищённой категории, поскольку их психика и организм являются недостаточно зрелыми, устойчивыми, а, следовательно, легко уязвимыми и восприимчивыми к воздействиям окружающей среды. Появление таких чувств, как беззащитность и неуверенность в собственных силах и возможностях, приводит к возникновению тревоги и различных страхов, с которыми ребёнок самостоятельно справиться не может. На этой почве у ребёнка развиваются фобии и тревожность. Анализ отечественных и зарубежных подходов к изучению детских страхов привёл к пониманию нескольких авторских классификаций, основанных на разных основаниях и подкреплённых эмпирическими результатами исследования их коррекции. Например, в классификации Р. В. Овчаровой выделены возрастные и невротические страхи [30], у А. И. Захарова классификация страхов основана на признаке врождённости/приобретённой страха и расширена введением терминов «ситуативный» и «личностный» страх [16]. Таким образом, основанием для классификаций является признак характерности возрасту, что явно отражается в современной психологии, где страхи подразделяются на врождённые (или возрастные, характерные для данного возраста) и навязанные (не характерные для детей этого возраста, полученные в результате какого-либо события, случая или специально навязанные). ?иды страхов, встречаемые у детей старшего дошкольного возраста, представлены на рисунке Приложение Б.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg