Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Теневая экономика и ее влияние на экономическую безопасность Российской Федерации

superrrya 2150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 86 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.10.2021
Объект исследования – обеспечение экономической безопасности государства. Предмет исследования – исследование масштабов угроз теневой экономики и анализ мер противодействия. Цель дипломной работы – предложить меры снижения масштабов теневой экономики в целях повышения уровня экономической безопасности страны. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1. изучить сущность и формы теневой экономики, как показателя угрозы экономической безопасности государства; 2. проанализировать влияние теневой экономики на экономическую безопасность страны, путем изучения методик, определяющих ее размеры; 3. оценить масштабы угроз экономической безопасности; 4. рассмотреть систему правоохранительных органов, занимающихся борьбой с теневой экономикой; 5. проанализировать деятельность по борьбе с теневой экономикой по России; 6. предложить рекомендации по противодействию теневой экономике и повышению уровня экономической безопасности. При написании работы использовались нормативно-правовые акты, учебные пособия, труды современных российских и зарубежных ученых экономистов по теме исследования, статьи и другие научные публикации. Были использованы труды таких ученых, как Старовая О.В., Тарасова М.С., Пороховского A.A., Меньшикова С.М. и других. Дипломная работа состоит из введения, трех взаимосвязанных глав, каждая из которых состоит из параграфов, раскрывающих тему дипломной работы, заключения и списка использованных источников.
Введение

Тема выпускной квалификационной работы «Теневая экономика и ее влияние на экономическую безопасность Российской Федерации». Она является актуальной, так как в любом государстве национальное хозяйство представляет собой синтез легального и нелегально секторов экономики. Развиваясь, теневой сектор охватывает почти все сферы жизнедеятельности общества. Масштабы теневой экономики могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Теневая экономика имеет много названий - незаконная, нелегальная, скрытая, но суть этого явления не меняется. Доходы от этих видов деятельности поистине грандиозны, они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу. Поэтому возникает необходимость исследовать, что же собой представляет так называемая «теневая экономика» и какое влияние она оказывает на экономическую безопасность государства.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА, КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5 1.1 Понятие, сущность и формы теневой экономики 5 1.2. Причины возникновения и последствия теневой экономики для экономики страны 14 ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 2.1. Анализ методик оценки масштабов теневой экономики 24 2.2. Анализ состояния теневой экономики в РФ и влияния на уровень экономической безопасности страны 37 2.3. Анализ деятельности правоохранительных органов России по борьбе с теневой экономикой 42 ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ И ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА 58 3.1. Проблемы вывода экономических субъектов и финансовых потоков из «тени» 58 3.2. Мероприятия по снижению масштабов теневой экономики в Российской экономике 74 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1: ФЗ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ – 2019 г. [Электронный ресурс] // Налоговый кодекс – Режим доступа: http://nalogovyykodeks.ru(Дата обращения: 27.01.2019). 3. Уголовный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 13.06.1996 № 63-ФЗ ред. от 27.12.2018 с изм. и доп., вступающими в силу с 08.01.2019 [Электронный ресурс] // Уголовный кодекс – Режим доступа:http://rulaws.ru/uk(Дата обращения: 31.01.2019). 4. Федеральный Закон «О безопасности» – 2019 г. [Электронный ресурс] // Консультант – Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (Дата обращения: 20.05.19). 5. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»– 2019 г. [Электронный ресурс] // Гарант информационно-правовой портал – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/(Дата обращения: 03.06.19). 6. Барсукова С.Ю. Сращивание теневой экономики и теневой политики / С.Ю. Барсукова // Мир России. - 2016. - № 3. - С.158-179 7. Бокун Г.С. Измерение и регулирование теневой экономики : теория, методология : монография / Г.С. Бокун. - Минск: БГЭУ, 2011 .- 260с. 8. Большой Энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. - 2002. - 1456 с. 9. Буров В.Ю. Теневая деятельность малых и средних предприятий / В.Ю. Буров // ЭКО. - 2018. - № 4. - С.67-74. 10. Глава Минфина переводит страну на безналичные расчеты: официальный портал / Независимая газета, 2017.– URL: http://www.ng.ru/economics/2012-05-31/4_minfin.html (Дата обращения: 01.06.2020). 11. Глушков В.В. Классификация теневой экономической деятельности / В.В. Глушков // Нац. проекты. - 2016. - № 12. - С.130-135. 12. Дробышевская Л.Н. Российская экономическая стратегия в условиях многополюсного мира / Л.Н. Дробышевская // Финансы и кредит. - 2016. - №23. - С.7-12. 13. Захаров А.Э Экономическая безопасность России / А.Э. Захаров, В.В. Жариков // Экономика и экономические науки. – 2017. – № 114. – С. 3-4. 14. Исправников В.О. Теневая экономика: экономические, социальные и правовые аспекты / В.О. Исправников. – М.: Независимый благотворительный фонд культуры «Форс», 2017. – 251 с. 15. Исправников В.О. Теневая экономика. / В.О. Исправников, В.В. Куликов. – М.: Инфра-М, 2016. – 112 с. 16. Исправников В.О. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила / В.О. Исправников, В.В. Куликов. – М.: Рос. экон. Журнал, 2016. – 166 с. 17. Ищенко Н.Н. Как можно уйти от налогов / Н.Н. Ищенко // Ведомости. – 2017. – №1. – С. 1-4. 18. Карпович Л.В. Клерк / Л.В. Карпович // Актуальные вопросы налогообложения. – 2018. – №3. – С.3-6. 19. Катасонов В.Ю. Ограбление России: новый мировой порядок, оффшоры и теневая экономика. / В.Ю. Катасонов. – М., 2014. – 201 с. 20. Клинов В.С. Экономическая политика России: история и перспективы / В.С. Клинов // Проблемы теории и практики управления – 2015. – №3. – С.16-22. 21. Клоцвог Ф.Н. Ключевые подходы к регулированию экономики / Ф.Н. Клоцвог // Экономист. – 2016. – №11. – С. 17-23. 22. Козлова А.Н. Экономическая безопасность как явление и понятие / А.Н. Козлова // Власть. – 2009. – № 1. – С. 19-21. 23. Костин А.В. Теневая экономика: понятие, сущность, содержание, тенденция развития / А.В. Костин // Сибирская финансовая школа. – 2014. – № 1 (102). – С. 21. 24. Крохичева Г.Е. Теневая экономика в системе экономической безопасности / Г.Е. Крохичева, Э.Л. Архипов // Интернет-журнал Науковедение. – 2016. – Т. 8. – № 2. – С. 48. 25. Латов, Ю. В. Теневая экономика: Учеб. Пособие / Ю.В. Латов, С.Н. Ковалев; Под ред. В.Я. Кикотя и Г.М. Казиахмедова. – М.: Норма, 2014. – 496 с. 26. Лялина А.Т. Теневая экономика в России: масштабы и последствия / А.Т. Лялина // Интернет-журнал Науковедение. – 2016. – № 3. – С. 211-216. 27. Меньшиков С.М. Анатомия российского капитализма / С.М. Меньшиков – М.: Росно, 2014 – 154 с. 28. Нагорнова Н.С. Налоговые проверки-2016 / Н.С. Нагорнова // Клерк. – 2016. – №9. – С. 15-19 29. Наумов В.Н. Экономическое чудо / В.Н. Наумов // Бюджет. – 2018. – № 4. – С. 1-3. 30. Неустроева Н.Н. Теневая деятельность - особый экономический институт общества / Н.Н. Неустроева // ЭКО. – 2017. – № 9. – С.150-167. 31. Николаев И.С. Теневая экономика: причины, последствия, перспективы / И.С. Николаев //Общество и экономика. – 2017 – №3. – С.31-35. 32. Нянькин А.С. Уклонение от уплаты налогов / А.С. Нянькин // Экономика и жизнь. – 2018. – №5. – С. 3-5. 33. Полынцев Т.В. Место и роль неформального сектора в экономической системе / Т.В.Полынцев // Вестник Саратовского гос. соц.-эконом. ун-та. – 2013. – №2. – С. 187-191. 34. Пороховский A.A. Вектор экономического развития / А.А. Прохоровский // Экономическое развитие – М.: Смена, 2014 – 59 с. 35. Радаев В.В. Экономическая социология / В.В. Радаев. – М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2017. – 603 с. 36. Рафутдинов Р.Р. Теневой сектор экономики в России: тенденции, проблемы и методы управления его уровнем / Р.Р. Гарафутдинов // Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – 2016. – № 2. –С. 35-41. 37. Соколовская Е.В. Оценка размеров теневой экономики на региональном уровне как предпосылка регулирования налоговых поступлений / Е.В Соколовский // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2015. – № 3. – С. 25. 38. Старова О.В. Теневая экономика в современной России: причины, специфика, роль, иной взгляд / О.В. Старова, Б.А. Зубаков, И.Е. Варыгин // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 10 (52). – С. 79-83. 39. Тарасов М.И. Усиление роли государства по ограничению теневой экономики в России / М.И. Тарасов // Проблемы теории и практики упр. – 2016. – № 2. – С.19-23. 40. Филиппова А.М. Деактивация теневой экономики в России / А.М. Филиппова. – Томск: STT, 2017. – 254 с. 41. Фролов Д.А. Анализ теневой экономики: институциональный подход / Д.А. Фролов // Экономист. – 2018. – № 9. – С.65-71. 42. Суслов Н.Н Воздействие цены энергии на размеры теневой экономики: межстрановый анализ / Н.Н. Суслов, С.А. Агеев // Консорциум экономических исследований и образования. Серия «Научные доклады». Киев: EERC. – 2018. – № 2. – С.40 43. Николаенко С.В. Теневая экономика в российских регионах / С.В. Николаенко, Я.К. Лиссоволик, Р.П. Мак Фаркар. – М.: Дело, 2018. – 199 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА, КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 Понятие, сущность и формы теневой экономики Множество исследований в экономической сфере установили, что вне зависимости от государства будет рассматриваться, будь то развитое или развивающееся, демократическое или тоталитарное, в его экономической сфере есть теневая экономика, не укладывающаяся в рамки законодательства. Понятие теневая экономика в ряде стран трактуется по-разному. Например, Большой энциклопедический словарь дает такое определение-теневая экономика – термин, обозначающий все виды экономической деятельности, не учитываемые официальной статистикой и не включаемые в валовой национальный продукт (далее ВНП). По определению В. О. Исправникова, теневая экономика – это экономика, функционирующая вне правового поля. Ее ключевым признаком можно считать уклонение от официальной регистрации коммерческих доходов или искажение их содержания при регистрации. По мнению В.Ю. Катасонова, теневая экономика – это среда хозяйственной жизни (производственная, коммерческая, финансовая деятельность), которая находится вне контроля государства и его регулирующих мер. Из всего изложенного выше составим единое определение теневой экономики – это не столько совокупность экономических преступлений, совершенных определенными юридическими и физическими лицами, сколько сложная система социально-экономических явлений, осуществляющихся особым криминальным образом. Отсутствие законодательного закрепления понятия «теневая экономика» влечет за собой различия в его интерпретации. Так, во многих научных работах под теневой экономикой указывают всю запрещенную деятельность, а также деятельность, регулируемую законодательством, но не регистрируемую, которая способна приносить доход, включая скрытое производство и экономическую деятельность, которую официальная статистика не учитывает. Структура теневой экономики содержит неформальную, фиктивную и подпольную составляющие экономики. Неформальная экономика включает закрепленные законодательством виды деятельности, участники которых не платят налоги. Неформальная экономика тесно переплетена в России с легальной экономикой и представляет большую часть всей теневой экономики по числу занятых в ней. Фиктивная экономика напрямую связана с коррупцией и вытекает из нее. Это экономика мошенничества, откатов, взяток, приписок, льгот и выгод для «своих», включая аффилированных лиц, незаконных преференций. Подпольная экономика содержит виды деятельности, запрещенные законодательством: контрабанда, содержание притонов, торговля оружием, наркотиками, убийства, рэкет, проституция и другие, что решается релевантным управлением экономической безопасностью региона. Существует путаница в употреблении терминов, когда теневая экономика отождествляется то с неформальной, то с криминальной экономикой. Поэтому важно дифференцировать эти понятия, которые обозначают различные сегменты рынков: 1. Легальная (неофициальная) экономика - экономическая деятельность, не нарушающая ни действующих законодательных норм, ни прав других хозяйственных субъектов, которая при этом не фиксируется в отчетности и контрактах, например, деятельность домашних хозяйств. 2. Внеправовая экономика - экономическая деятельность, нарушающая права других хозяйственных субъектов, но не регламентированная действующим законодательством и находящаяся, таким образом, во внеправовых зонах. Ярким примером стала деятельность «финансовых пирамид» в середине 90-х годов, от которой пострадали миллионы людей, но в процессе которой просто использовались, так называемые дыры в законодательстве. 3. Полуправовая экономика - экономическая деятельность, по своим целям соответствующая законодательству, но периодически выходящая за его пределы. Прежде всего, они связаны с разными способами уклонения от налогов, бартерные обмены, работа без патента и лицензии, трудовой наем без оформления. 4. Нелегальная, криминальная экономика - экономическая деятельность, запрещенная законом и по своей сути нарушающая закон. Примером могут выступить наркобизнес, незаконное производство и торговля оружием, крупная контрабанда, проституция, торговля людьми, рэкет и применение силы. В.В. Радаев приводит еще одну классификацию - по характеру и степени регистрации хозяйственных операций: 1. Деление по мотивам действий хозяйствующих субъектов в отношении отчетности: ? скрытая экономика - экономическая деятельность, сознательно укрываемая хозяйствующими субъектами от статистических и налоговых органов; ? потерянная экономика - экономическая деятельность, не попадающая в отчеты в результате неполного охвата обследуемых единиц наблюдения, неосведомленности и непроизвольных ошибок экономических субъектов. 2. Деление по охвату деятельности статистическим учетом: ? учтенная экономика - экономическая деятельность, не отражаемая в отчетности самих экономических субъектов, но учитываемая статистикой в результате специальных перерасчетов; ? неучтенная экономика– экономическая деятельность, выпадающая и из отчетов, и из окончательных статистических данных. Теневая экономика включает в себя скрытую, неформальную и нелегальную деятельность. По официальным данным теневая составляющая российской экономики достигла предельных величин. Если доля нелегального сектора в ВВП западных стран официально оценивается в 5-10 %, то в России официальная оценка статистических служб - 20 %. Один из экономистов России С. М. Меньшиков в своей книге на основе анализа скрытых источников предпринимательских доходов выводит общую оценку удельного веса теневой экономики – около 1/3 ВВП, при чем до 40 % скрытых доходов уходит на «оплату услуг» организованной преступности. Масштабы теневой экономики в Российской Федерации очень велики. Их очень важно оценивать для построения стратегии и дальнейшей эффективной борьбы с налоговыми правонарушениями и организованной преступностью. Такая информация, как распределение теневого сектора по регионам и отраслям народного хозяйства могла бы дать налоговой инспекции возможность лучше ее оценивать и направлять свою деятельность в нужном направлении, используя конкретные территориальные органы. Типологизация разновидностей теневой экономики (рис. 1.1, табл .1.1) по трем критериям — их связь с «белой» («первой», официальной) экономикой, а также субъекты и объекты экономической деятельности — выделяет следующие секторы теневой экономики: ? «вторая» («беловоротничковая»); ? «серая» («неформальная»); ? «черная» («подпольная») теневая экономика. Таблица 1.1. Критерии типологизации теневой экономики Критерий «Беловоротничковая» теневая экономика «Серая» теневая экономика «Черная» теневая экономика Субъекты Менеджеры официального («белого») сектора экономики Неофициально занятые Профессиональные преступники Объекты Перераспределение доходов без производства Производство обычных товаров и услуг Производство запрещенных и дефицитных товаров и услуг Связи с «белой» экономикой Неотрывна от «белой» Относительно самостоятельна Автономна Источник: составлено самостоятельно автором с использованием информации с энциклопедического сайта Википедия / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0 (дата обращения 09.06.2020 г.) Рис. 1.1. Структура теневой экономики «Беловоротничковая» («вторая») теневая экономика - это запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников «белой» экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода. В основном подобной деятельностью занимаются «респектабельные люди» из руководящего персонала («белые воротнички»), поэтому эту разновидность теневой экономики также называют «беловоротничковой». Под «беловоротничковой» преступностью, например в толковании американских федеральных судов, понимаются правонарушения, при совершении которых имеет место нанесение ущерба торговле, нарушение страховых и валютных правил, взяточничество со стороны должностных лиц, утаивание доходов от налоговых служб, растрата, мошенничество при почтовых операциях и т.д. В целом «беловоротничковая» преступность означает, что: ? субъектами данного вида преступной деятельности преимущественно являются «порядочные» представители общества и деловых кругов — должностные лица и иные служащие субъектов хозяйствования; ? преступная деятельность осуществляется в сфере экономики и управления и использует легальную экономическую, хозяйственную, финансовую деятельность как свою основу и прикрытие; ? это преступления, совершаемые без применения насилия, нос использованием экономических методов, правовых «дыр» в законодательстве, служебного положения; ? это высокая степень организованности, многоэтапность преступной деятельности, проникающей во все сферы экономики; ? преступления совершаются с использованием самых совершенных технологий, включая компьютерную технику и средства телекоммуникаций, и та же техника позволяет маскировать средства, с помощью которых совершаются преступления. «Серая» (неформальная) теневая экономика - разрешенная законом, но не регистрируемая экономическая деятельность (преимущественно мелкий бизнес) по производству и реализации обычных товаров и услуг. Это самый обширный сектор теневой экономики. В отличие от «второй» экономики, которая неразрывно связана с «белой» экономикой и паразитирует на ней, «серая» функционирует более автономно. «Черная» теневая экономика(экономика организованной преступности) — запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных товаров и услуг. Это все виды деятельности профессиональных преступников, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с ней, разрушающими ее. Это не только основанное на насилии перераспределение — кражи, грабежи, вымогательство, но и производство товаров и услуг, разрушающих общество, например наркобизнес и рэкет. В экономической литературе условно выделяюттри группы субъектов теневой экономики: ? первая группа — сугубо криминальные элементы, находящиеся на ее вершине, и их рабочая сила: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты-грабители, наемные убийцы, сутенеры, проститутки, коррумпированные представители органов власти и управления; ? вторая группа — теневики-хозяйственники (предприниматели, коммерсанты, банкиры, мелкие и средние бизнесмены, в том числе «челноки»); ? третья группа — наемные работники физического и умственного труда, мелкие и средние государственные служащие, более половины доходов которых составляют взятки. Рассмотрим пути вывода средств в теневой экономике: 1. Утечка валюты из России происходит через иностранные фирмы - денежные средства за поставленные товары или оказанные услуги направляются на счета иностранных фирм в российских банках, а затем через корреспондентские счета иностранных банков перемещаются за рубеж. 2. Незаконный импорт товаров - фактические объемы и цены импортируемых товаров занижаются с целью уклонения от уплаты необходимых таможенных сборов и налогов, а неучтенные товары в свою очередь реализуются теневыми структурами. 3. Занижение цен на вывозимые продукцию и сырье, энергоносители, цветные металлы. Получаемая в результате неучтенная валютная выручка как разница между фактическими и контрактными ценами, остается на счетах зарубежных банков, иностранных партнеров, совместных или офшорных компаний. 4. Толлинговые операции - экспортный контракт на поставку сырья, которое фактически за границу не вывозится, а перерабатывается на месте, но уже как зарубежное давальческое сырье, в итоге чистый конечный продукт вывозится за пределы России без уплаты налогов и пошлин; 5. Бесконтрольное приобретение за иностранную валюту по явно заниженным ценам на фондовом рынке резидентами и все чаще нерезидентами ценных бумаг российских предприятий, как правило, через подставные фирмы-посредники, что может привести к переходу российских отраслей, стратегически важных компаний под контроль криминальных и зарубежных компаний. 6. Недружественное поглощение», т.е. приобретение пакета акций общества с целью заставить выкупать собственные акции по завышенной цене во избежание поглощения, также рейдерские захваты. Очень велик масштаб ущерба, который наносится России коррупцией. По оценкам правоохранительных органов, согласно которым криминальные структуры в отдельных отраслях промышленности – нефть, газ, редкие металлы – тратят 50 % полученной прибыли (реальной, а не декларируемой) на подкуп различных должностных лиц, составляет миллиарды долларов. По оценкам экономистов мелкие предприниматели тратят по всей стране на взятки чиновникам минимум 500 миллионов долларов в месяц. В год это оборачивается суммой в 6 миллиардов долларов. (Приведенные цифры не включают платежи мелких предпринимателей «крышам».) Данные показывают, что 10 % всего дохода в мелком и среднем бизнесе тратится на коррупционные сделки. При этом на начальном этапе (регистрация предприятия и т.п.) расходы существенно выше. К указанным выше потерям необходимо добавить коррупцию внутри предприятий и негосударственных организаций. Правовая дозволенность законом каких-то конкретных действий или разрешение наносить различный ущерб, нарушающих интересы общества и государства, неравнозначны предоставлению права. В данном случае, если размер ущерба значителен, то он уже предполагает нарушение интересов общества и государства в целом. Не понимать того, что правовая неурегулированность не равнозначна принципу «не запрещено - дозволено», чиновники не могут. Получается, что все сделки на теневом рынке не облагаются налогами, а денежные поступления от них являются тайной частью величины процентной ставки. Среди актуальных проблем защиты экономики остается борьба с контрабандой и незаконным перемещением капитала за рубеж. В некоторых источниках эта доля оценивается в более чем 5 миллиардов долларов. Сложная ситуация сложилась на многих рынках, но особенно она криминальна на рынке алкогольной продукции, где, по данным Национальной алкогольной ассоциации, пробелы в законодательных актах, связанных с механизмом взимания акцизов, способствуют снижению показателей производства водки и ликероводочных изделий за счет перераспределения продукции в пользу нелегальных производителей. Для них повышение акцизов означает лишь рост прибыли . При этом оценки экспертов доли теневого сектора экономики, как правило, значительно превышают официальные показатели. Чтобы бороться с последствиями теневой экономики и с теневой экономикой в том числе, необходимо определить причину ее возникновения, уметь определять ее масштабы и структуру. Экономистами разных стран, в том числе и России предложены различные методы прямые и косвенные определения причин возникновения, масштабов и оценки теневой экономики. 1.2. Причины возникновения и последствия теневой экономики для экономики страны Теневая экономика одна из самых малоизученных на сегодняшних день областей в экономической науке. И тому есть причины: мы попросту не можем прямым образом наблюдать её, но она существует вне зависимости от государственного устройства, уровня жизни, качества институциональный среды. Даже несмотря на тот факт, что советская экономика имела командно-административную систему управления с всеобщим планом на производство всех товаров в стране, в ней была и активно развивалась теневая экономика. Это факт, который в конце 80-ых годов нашел своё официальное подтверждение. Рассмотрим причины развития теневой экономики в Советском Союзе. Дефицит товаров - одна из главных причин, почему неофициальная экономика была возможна и развивалась в СССР, особенно в последние десятилетие. Этому есть два объяснения: 1. Дефицит приводил к тому, что у населения скапливались деньги на руках. К 1990 году денежная масса во всех формах, находившаяся на руках у населения, достигла 513 млрд руб., что эквивалентно 50% от того валового национального продукта. Формировавшийся годами неудовлетворенный спрос был главным стимулом развития «черных рынков». Именно на этих рынках советское население могло приобрести необходимые товары, но по более высоким ценам. 2. Население, предъявлявшее спрос на товары народного потребления, находило своего продавца. Это было возможно благодаря, так называемым, припискам, хищениям, воровству государственной собственности и спекуляциям. Многие, кто имел доступ к простым товаром народного потребления таким, как бензин, продукты питания, одежда, какие-либо запчасти и т.д., использовали своё служебное положение. Они наполняли эти черные рынки, что впоследствии стала некой формой накопления первичного капитала. Поэтому неудивительно, что многие олигархи 90-ых годов вели предпринимательскую деятельность в 80-ые годы вопреки законам СССР. 3. Советское руководство долгое время не признавало существование теневой экономики, и это понятно, так как советская модель экономика была единственной тогда альтернативой капиталистического обществу. Тем не менее ближе к концу 80-ых годов Госкомстатом начал осуществлять оценку теневого сектора экономики. Впервые они были опубликованы в ежегодном статистическом сборнике «Народное хозяйство СССР в 1990 году». По расчётам Госкомстата объем теневой экономики в 1989 году составлял 59 млрд руб. Уже через год возрос до 99,8 млрд руб., что эквивалентно 10% от валового национального дохода 1990 года. Таким образом, теневая экономика существовала и Советском союзе, но в несколько ином виде и с другими характеристиками, чем сегодня в России. Она помогала многим советским гражданам найти те необходимые товары, которые были в дефиците, сделать свою жизнь немного лучше. Но при этом именно советская теневая экономика стала катализатором мощнейшего ее роста в 90-ые года. Причины теневой экономики различны для всех регионов мира, однако, комплекс причин существования теневого бизнеса при рынке будет более разнообразным, в особенности, если иметь в виду не самые устоявшиеся отрасли рыночной экономики. Обычно выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики: 1. высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.); Официально доля всех налоговых поступлений в России была на уровне 30-33% ВВП. Это почти столько же, сколько и в США, но гораздо меньше по сравнению, к примеру, со скандинавскими странами (в Швеции - 61%). Существуют разные оценки доли изымаемой у предприятий прибыли: от 60 до 80-90%. Как известно, налоговое изъятие свыше 50% прибыли лишает предприятие стимулов к активной производственной деятельности. 2. переструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, торговли); 3. кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом; Уход экономики в «тень» является следствием общего состояния экономики. При плачевном состоянии официальной экономики работа в ее теневом секторе может иметь множество преимуществ. С другой стороны, кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и является теневой сектор. Несовершенство процесса приватизации. Как считает В.Исправников, разрыв между официально провозглашенными целями приватизации и ее реальными результатами был не случаен, но заранее запрограммирован, поскольку в основу избранной модели была положена фактически безвозмездная раздача национального богатства, осуществленная путем: 1. открытого доступа к собственности исключительно для избранных, 2. свободного оборота ваучеров, 3. явного занижения оценок основных фондов. В результате приватизации основная масса предприятий в России была поставлена на грань разорения, вследствие чего они были вынуждены ради своего выживания идти на большие или меньшие нарушения действующего законодательства. Начиная осуществление политики приватизации, российское правительство предполагало, что смена форм собственности создаст определенные стимулы для экономического роста, роста производительности труда, развития новой производственной этики. На практике все обернулось таким образом, что руководители получили возможность произвольно распоряжаться активами своих предприятий, а рабочие - получать зарплату, уклоняясь от работы. Сама по себе приватизация не ведет автоматически к формированию рыночной инфраструктуры. Необходимо институциональное, в том числе правовое строительство - институты права собственности, законы о корпорациях и контрактах, надежная кредитная система, банковские и финансовые институты, биржи труда, контроль за рекламой, устойчивая валюта ; 4. деятельность незарегистрированных экономических структур. Социальные факторы: 1. низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности; 2. высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом. Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т. д. являются прекрасной средой для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной занятости, например, когда отношения с работодателем основываются на устной договоренности, больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и без предупреждения. Для работодателей такие отношения более чем выгодны, работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками, прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никакие налоги в фонд оплаты труда он не платит. 5. неравномерное распределение валового внутреннего продукта. Политические факторы: 1. несовершенство законодательства; 2. недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности; 3. несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью. 4. незащищенность прав собственности. Соответствующее хозяйственное поведение исходит из того, что что если права собственности могут быть рано или поздно нарушены и существующее законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надежную защиту, надо использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать. 5. Политическая нестабильность. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала. Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, наоборот, замирает. Причем ее объем уменьшается не только за счет затенения, но и по причине элементарного свертывания деятельности. Также на развитие теневой экономики влияют экономическая свобода, граничащая со вседозволенностью и деформация морально этических требований. Теневая экономика является сегодня одним из составных элементов хозяйственной системы. Негативные последствия присущи всем видам и проявлением теневой экономики. Однако в ряде случаев некоторые теневые процессы оказывают также и некоторое позитивное воздействие, так как при определенных условиях криминальная экономика превращается в доминирующий, системообразующий сектор экономических отношений, определяющий направленность развития всей социально-экономической системы и создающий условия для своего функционирования. Негативные последствия теневой экономической деятельности проявляются в различных социально-экономических деформациях: 1. деформация налоговой сферы Проявляется во влиянии на распределение налоговой нагрузки и в результате приводит к уменьшению бюджетных расходов и деформации ее структуры. Сокрытие экономической деятельности от контроля и уклонение от уплаты налогов приводит к возрастанию налогообложения доходов, получаемых законопослушными налогоплательщиками. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности. 2. деформация бюджетной сферы Проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и видоизменения его структуры. Недофинансирование государственных расходов является одной из важнейших причин кризиса неплатежей. Невыполнение бюджетом своих обязательств является одной из причин обострения проблемы неплатежей, ухудшает финансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания. 3. влияние на эффективность макроэкономической политики Проявляется, прежде всего, в возрастании ошибок макроэкономического регулирования. Оно связано с отсутствием достоверных данных о масштабах, структуре и динамике скрытой части производительной деятельности в легальном и нелегальном секторе. 4. воздействие на кредитно-денежную сферу. Проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Экономика, 52 страницы
1300 руб.
Дипломная работа, Экономика, 55 страниц
1375 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg