Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Нотариальное производство по делам с иностранным элементом

superrrya 1725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.10.2021
Цель: Обозначить в своей работе важность нотариата и дать понять, что нотариус это не только человек который ставит печать на бланках, а еще и высококвалифицированный специалист, который каждый день решает новые задачи путем знания большого количества нормативно-правовых актов и умения ориентироваться в них. Объект: Нотариальное производство Предмет: Нотариальное производство связанное с иностранным элементом.
Введение

Актуальность темы исследования: обусловлена тем, что правовое регулирование статуса нотариуса, отвечающее требованиям складывающихся общественных отношений в сфере организации нотариата и осуществления нотариальной деятельности, является основой эффективного осуществления нотариусами деятельности по защите прав граждан и юридических лиц — основной функции института российского нотариата. Действующие в настоящее время Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые в 1993 г., уже не отвечают стандартам закрепления статуса нотариуса как высококвалифицированного независимого профессионала в сфере права, деятельность которого в сфере бесспорной юрисдикции направлена на защиту субъективных прав граждан. Российская Федерация является правовым государством, устанавливающим высокие требования к обеспечению законности правоотношений в области гражданского оборота, защиты собственности, обеспечения наследственных и семейных прав. Только нотариус, обладающих широким кругом предоставленных ему законом прав, обеспеченных адекватными организационными, материальными, судебными гарантиями, способен надлежащим образом осуществлять публичную деятельность по защите прав и свобод граждан и юридических лиц, нести ответственность за исполнение своих обязанностей, формировать положительное общественное мнение в отношении оценки эффективности нотариальной защиты. Институт нотариата в правовом государстве исторически призван занимать важное место в обеспечении режима законности и правопорядка. Институт нотариата, как несудебная форма защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов, является согласно Резолюции Европейского парламента институтом превентивного правосудия. В соответствии с документами Конгресса Международного союза судей функция нотариата заключается прежде всего в удостоверении юридических актов, беспристрастном информировании сторон об их существе и правовых последствиях, предотвращении гражданско-правовых споров. Современный же российский нотариат, лишенный правовой основы деятельности, отвечающей указанным критериям, не обладает достаточно широкими полномочиями для осуществления полноценной и эффективной защиты субъективных прав. Эти обстоятельства настоятельно требуют обратить внимание на роль и место нотариата в системе органов, обеспечивающих защиту прав, как института, осуществляющего правоохранительную деятельность.В частности хочется сказать о глобализации которая несомненно принесла дополнительную практику и сложность работы с иностранными элементами. В этом и есть свои плюсы безусловно. Всякого рода соглашения, международные договоры открывают границы людям и организациям для расширения своих возможностей ,а посредник среди прочих таких действий является нотариус.
Содержание

Глава 1 Нотариат как правовое явление……………………………………… 1.1. Понятие и принципы нотариата………………………………………….. 1.2. История развития и возникновения нотариата…………………………. 1.3. Правовое регулирование общественных отношений в сфере нотариата…………………………………………………………………………. Глава 2. Нотариальное производство по делам с иностранным элементом…………………………………………………………………… 2.1. Правовое положение иностранных граждан в нотариальном производстве………………………………………………………………….. 2.2. Правовое положение иностранных организаций в нотариальном производстве………………………………………………………………….. 2.3. Выбор применимого права в нотариальном производстве с участием иностранных граждан……………………………………………………………. Глава 3. Особенности отдельных нотариальных действий с участием иностранного элемента…………………………………………………………………………… 3.1. Совершение нотариальных действий консульскими учреждениями…………………………………………………………………. 3.2. Нотариальное оформления наследства с иностранным элементом………………………………………………………………………… Заключение……………………………………………………………………….. Список литературы………………………………………………………………….
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Европейская конвенция об информации относительно иностранного законодательства (Лондон, 7 июня 1968 г.) // Бюллетень международных договоров, 2000, № 1. 2.Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.) // Бюллетень международных договоров, 1993, № 6. 3. Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года (Москва, 28 марта 1997 г.) 4.Специальное приложение к Вестнику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1999, № 3. 5.Вашингтонская конвенция о единообразном законе о форме международного завещания // URL: http//www.unidroit.org/fr/successions-ol-2/convention-seccession-en 6.Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. – 1993. – 25 дек. 7.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья: Федеральный закон от 26.11.2001 № 146-ФЗ//Собр. законодательства РФ. 2001. № 49. 8.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая: Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2006. № 52 9."Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) 10."Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) 11.Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 03.01.2005. № 1 (Часть 1). Ст. 14.. 12.Закон г. Москвы от 19.04.2006 N 15 (ред. от 06.06.2018) "Об организации и деятельности нотариата в городе Москве" Специальная литература 13.Алферов И. А. Возникновение и развитие нотариальных учреждений в России // Законодательство. 2006. № 1. 14.Аль-Халед Майсара. Международно-правовые основы сотрудничества стран Содружества Независимых Государств. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М.,РУДН, 1998. 15. Андропова Т.В. Устная форма завещания в зарубежных странах / Андропова Т.В. // Нотариальный вестник.-2019.-№12. 16. Артемьева, Н. В. Согласие на совершение сделок: применение новелл гражданского законодательства в нотариальной практике / Н. В. Артемьева // Нотариальный вестник. — 2013. — № 12. 17.Берт Н. История Советского государства. 1920—1991. М., 1994 ; Хоскинг Дж.История Советского Союза (1917—1991). М., 1994. 18.Богуславский М.М. Международное частное право. М., 2001. 19.Володин, А. В. Право общей совместной собственности супругов. Проблемы нотариальной практики / А. В. Володин, И. В. Гарин // Нотариальный вестник. — 2013. — № 5. 20.Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцева, П.В. Крашенинников, Е.Ю. Юшкова, В.В. Ярков Настольная книга нотариуса Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во «Волтерс Клувер», 2004 21.Горбункова, И.М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений / И.М. Горбункова. - М.: Городец, 2014. - 419 c. 22.Гущин В. В., Гуреев В. А.-НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО РОССИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-467-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-03883-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/nasledstvennoe-pravo-rossii-431995 23.Зайцева, Т. И. Нотариальная практика: ответы на вопросы / Т. И. Зайцева. — Вып. 3 24.Зайцева Т.И. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 4. М., 2014. 25.Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой(постатейной). 3-е изд.,испр.и доп.,с использованием судебно-арбитражной практики / Рук. Авт. Кол. И отв. Ред. О.Н. Садиков. М., 2005. 26.Ляпидевский Н. П. История нотариата. М. : Университетская типография, 1875.С. 290—291.; Цит. по: Афанасьева Е. А. Некоторые тенденции эволюции нотариата в России и мире во второй половине XIX века // История государства и права. 2015. № 3.С. 18—24; Бюллетень нотариальной практики. 2015. № 2. С. 27—33. 27.Ляпидевский II. История нотариата. М., 1875. С. 2, 35. 28.Лесницкая Л.Ф. Некоторые вопросы нотариата в судебной практике // Комментарий судебной практики. Вып. 15. / Под ред. К.Б. Ярошенко. М., 2010. 29.Мандельштман Л. Б. Учреждение нотариата ... С. 31—32. 30. Медведев И.Г. Международное частное право и нотариальная деятельность (2-е изд.). - М.: Волтерс Клувер, 2005. - (Серия "Библиотека нотариуса" / Федер. нотар. палата России, Центр нотар. исслед.) 31.Настольная книга нотариуса. Том II. Учебно-методическое пособие. (2-е изд., испр. и доп.) (Авторский коллектив)- М.: Издательство БЕК, 2003) 32. Нотариат и нотариальная деятельность: Учебное пособие для курсов повышения квалификации нотариусов / Под ред. В.В. Яркова, Н.Ю. Рассказовой. М., 2009. 33.Наследственное право: Научно-Практическое и Информационное издание (4-е изд.):Изд группа «Юрист»,2015.(Law of Succession) 34.Паничкин В.Б. Различия зваещания в российском и англо-американском праве и их правовая природа //Нотариус.2017№2. 35. Румянцева, В. Г. Институт нотариальной деятельности: понятие, сущность, содержание / В. Г. Румянцева, А. В. Тутинас // История государства и права. — 2009. — № 6. 36.Черемных Г.Г. Еще раз о новом законе о нотариате (к проекту Федерального закона "Об организации нотариата и нотариальной деятельности") // Нотариус. - М.: Юрист, 2005, № 1. - С. 37.Чефранова, Е. А. Применение семейного законодательства в нотариальной практике : учеб, пособие / Е. А. Чефранова, С. Ю. Чашкова ; РПА Минюста России. — М. : РПА Минюста России, 2012. 38.Шалаева, Н. Е. Нотариальное удостоверение сделки: проект новелл Гражданского кодекса / Н. Е. Шалаева // Нотариус. — 2012. — № 4. 39.Шарафетдинов Н. Ф. Нотариальная тайна: аспекты теоретические и практические // Нотариальный вестник, 1998 - №2 – с.9. 40.Ширипов, Д. В. Нотариат России / Д.В. Ширипов, М.Н. Малахова. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 288 c. 41.Ярков В. В. Нотариальное право России. М., 2003..
Отрывок из работы

Глава 1 Нотариат как правовое явление Тенденцией развития любого современного государства является создание активной модели современного гражданского общества. В качестве фактора эффективности в данном случае следует рассматривать устойчивую правовую систему, которая способна гарантированно создать оптимальные условия для полноценной реализации прав, свобод и законных интересов человека. Только отлаженные правовые механизмы позволяют организовать процесс реализации прав и законных интересов граждан на высокоэффективном уровне. Нотариат, как правовой институт, обеспечивающий защиту частных и публичных правовых интересов в рамках правореализационного процесса, играет значимую роль в этом процессе. В рамках правовых исследований Н. И. Матузов отмечает, что «правовая система не только отражает общественные отношения, но и регулирует их, способствует развитию, совершенствованию… Наибольшая степень социальной обоснованности всех звеньев правовой системы позволяет ей соответственно и более адекватно реагировать на реальную жизнь людей, их запросы, стремления, потребности, меняющиеся общественные связи и структуры. Этим целям и служит такой «гибкий» институт, как законные интересы» . Актуальными вопросами, требующими своего разрешения для оптимизации правовой политики государства в области защиты законных интересов, являются следующие: с помощью каких методов и приемов субъекты правоотношений могут реализовать свои потребности, каким образом формируется содержание их прав и обязанностей, каковы правовые гарантии реализации прав и законных интересов частных субъектов. На уровне конституционных положений определяющим ориентиром правовой деятельности государства обозначены свободы и права человека, а их защита обозначена как основная обязанность государства, формируя, тем самым, фундамент сферы частных интересов. В условиях отсутствия развитого гражданского общества особую роль в защите частных интересов играют правовые институты, созданные государством для легитимации частноправовой сферы общественных отношений. В обоснование данного алгоритма именно нотариату государство делегировало часть публично-правовых полномочий, нацеленных на защиту прав и законных интересов частных субъектов. Институт нотариата выполняет важную функцию в сфере организации и осуществления правовой защиты законных интересов, именно он является тем правовым институтом, вектор функционирования которого настроен на создание правового пространства юридической безопасности гражданского оборота, а также формирование гарантий, обеспечивающих высокий уровень развития экономических, корпоративных, семейных, договорных и иных правоотношений. В этой связи нотариусы проделывают огромный объем работы по консультированию обратившихся лиц, разъяснению совершаемых юридически значимых действий, выявлению их правовых последствий, совершению нотариальных действий, и все это - через призму профессионализма и высокой законодательно гарантированной ответственности. И.Г. Черемных в своем научном труде указывает, что «ярко выраженное частноправовое содержание деятельности нотариата, а также то, что он не входит в систему государственных органов, позволяют признать нотариат полноценным институтом гражданского общества» . Таким образом, социально ориентированная обусловленность права проявляется в том, насколько оно позволяет отображать интересы личности, общества и государства и каков арсенал юридических механизмов и правовых институтов, содействующих полноценной реализации прав. При этом нотариат как институт с уникальной правовой природой, характеризующейся двойственностью правовой направленности, поскольку его деятельность организуется в области защиты частных и публичных интересов одновременно. Кроме того, именно нотариат способен организовать правозащитную и правоохранную деятельность в сфере частных и публичных законных интересов на профессиональной основе и в рамках консолидированного подхода. На основании оценки показателей нотариальной правореализационной практики можно сделать срез содержательной части законных интересов на каждом витке исторического развития. Полученная информация способствует оперативному отображению реальной действительности в рамках нормативно-правового регулирования для придания нормам права характера «общеобязательности, императивности и гарантированности» . Представляется важным отметить, что не отождествлять, не сопоставлять государственные и личные интересы невозможно. В итоге проблема разграничения и соотношения частных и публичных интересов в рамках деятельности нотариата нашла свое разрешение на законодательном уровне в пользу их консолидации, что продиктовано уникальностью правовой природы института нотариата и феноменом его социальной обусловленности, поскольку область функционирования нотариата находится в сфере тесного взаимодействия гражданского общества и государства. Глава 2. Понятие и принципы нотариата В научной литературе существуют различные точки зрения по поводу понятия «нотариат». Так, Аргунов В.Н. определяя нотариат отмечает: «…нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц» В настоящее время вновь актуально определение, данное еще в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, впервые изданного в 1897 году, в котором нотариат определен как «правовой институт, носители которого - нотариусы - уполномочены государством совершать и свидетельствовать юридические акты, придавая тем последним значение актов публичных». Характеризуя современный российский нотариат, следует отметить, что он имеет уникальную двойственную природу, функционируя на грани публичных и частных интересов, а потому является связующим звеном между государством и гражданским обществом. С одной стороны, нотариус - это лицо, уполномоченное государством на выполнение государственной функции по защите прав и свобод граждан, действующее от имени государства, с другой - представитель свободной профессии, выступающий в качестве независимого консультанта сторон. Таким образом, нотариат представляет собой негосударственный институт, которому в соответствии с частью 1 ст. 1 «Основ о нотариате» делегированы отдельные полномочия государства по осуществлению одной из важнейших государственных функций - защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Иными словами, нотариат наделен полномочиями государственно властного характера и своей деятельностью реализует публичную власть государства. Нотариат стал представителем государства, но в тоже время институтом не входящим в систему органов государства. Однако нотариат является непременной составной частью современной Российской правовой системы, он позволяет государству успешнее осуществлять его правоохранительные, фискальные и судебно-юрисдикционные функции. Таким образом ссылаясь на выше сказанное можно определить,что Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Принципы.Безусловно как и каждой юридической деятельности, нотариальная имеет свой ряд принципов. К ним относятся следующие принципы: -законность нотариальной деятельности; Всеобщий и межотраслевой принцип законности относительно нотариальной деятельности выражен в ст. 1 Основ законодательства о нотариате: в Российской Федерации защита нотариатом прав и законных интересов граждан и юридических лиц обеспечивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Принцип законности нотариальной деятельности предполагает точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований законов всеми субъектами нотариального права -объективность и беспристрастность нотариуса; Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами. Принцип независимости и беспристрастности нотариальной деятельности означает, что при нотариальном действии нотариус всесторонне, объективно и основательно, без какого-либо предпочтения одной из сторон, разъясняет обратившимся к нему лицам их права, обязанности, суть и последствия совершенного действия. -добросовестность нотариуса Нотариус должен проявлять добросовестность при приеме доку­ментов, представляемых для совершения нотариальных действий, при установлении личности обратившегося за совершением нотари­ального действия, проверке дееспособности граждан и правоспособ­ности юридических лиц, участвующих в сделках, при совершении но­тариальных действий, связанных с наследованием (извещении на­следников об открывшемся наследстве, принятии мер к охране на­следственного имущества, произведении его описи и др.). Контроль за соблюдением нотариусом в своей деятельности этических принципов осуществляет орган юстиции — если нотариус работает в государственной нотариальной конторе, и нотариальная палата — если нотариус занимается частной практикой. Нотариаль­ная палата может потребовать от нотариуса личных объяснений в но­тариальной палате, в том числе и по вопросам несоблюдения требо­ваний профессиональной этики (ст. 28 Основ). -независимость нотариуса; Принцип независимости является одним из двух (наряду с беспристрастностью), прямо закрепленных в тексте Основ законодательства о нотариате (ст. 5 «Гарантии нотариальной деятельности»). Этот принцип предполагает запрет на вмешательство кого бы то ни было в деятельность нотариуса по выполнению им своих профессиональных функций. Так, полномочия государственных органов в отношении нотариата сводятся лишь к осуществлению контроля (ст. 34 Основ законодательства о нотариате) и никоим образом не допускают прямых указаний нотариусу по каким-либо вопросам его компетенции. Аспектом независимости нотариата также является самоуправляемый (не подчиненный государству) характер нотариальных палат как профессиональных объединений (ст. 24 Основ). В свою очередь, нотариальные палаты также не вправе вторгаться в основную профессиональную деятельность нотариусов, ограничиваясь лишь представительством и защитой их интересов, содействием, сбором информации и т. п. (ст. 25, 28 Основ). -доступность нотариальных действий Равенство (недискриминация) в пользовании нотариальными услугами. Хотя данный принцип прямо не установлен нотариальным законодательством, он очевидным образом вытекает из общего конституционного принципа равноправия (ст. 19 Конституции РФ), а также ряда международно-правовых актов, в частности, п. 2 «Основных принципов, касающихся роли юристов»: «Правительство обеспечивает эффективные процедуры и гибкие механизмы эффективного и равного доступа к юристам для всех лиц, находящихся на их территории и подпадающих под их юрисдикцию, без какого-либо различия, такого, как дискриминация по признаку расы, цвета кожи, этнического происхождения, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного, экономического или иного положения»; — запрет произвольного отказа в предоставлении нотариальной услуги. Так, в соответствии со ст. 17 Основ законодательства о нотариате, неправомерный отказ в совершении нотариального действия влечет имущественную ответственность нотариуса за причиненный ущерб. Основания для отказа в совершении нотариального действия содержатся в ст. 48 Основ законодательства о нотариате (незаконность действия, его подведомственность другому нотариусу, отсутствие необходимых полномочий у лица, обратившегося за нотариальным действием, и др.). Отказ в совершении нотариального действия, в соответствии со ст. 49 Основ, подлежит обжалованию в суд. Возникает некоторая коллизия двух принципов — законности и доступности. Согласно п. 2.1.3 Кодекса профессиональной этики нотариусов, в случае неустранимого сомнения в законности и правильности действия нотариусу надлежит воздержаться от его совершения. Однако, с учетом ранее приведенных положений, отказ от нотариального действия, в случае его безосновательности, может повлечь юридическую ответственность. В данном случае имеет место профессиональный риск нотариуса, которому необходимо в сложном случае, не допускающем однозначной правовой оценки, самостоятельно принимать решение о возможности совершения действия или об отказе в нем . -сохранение нотариальной тайны. В качестве особого принципа нотариальной работы выступает принцип соблюдения тайны нотариальной работы. В отличие от суда, который занимается рассмотрением гражданских дел в открытом судебном заседании, для нотариуса важно хранить тайну действий, которые он совершает. Так, получить справку о совершенном нотариальном действии и другой соответствующий документ может получить только гражданин или юридическое лицо, по поручению или в отношении которых совершалась нотариальная работа. Информацию относительно завещания допустимо выдать завещателю, ряду других лиц – только после того, как умер завещатель. При этом важно предъявить свидетельство о его смерти . Исходя из выше сказанного хочу сказать, что нотариус совершая нотариальные действия обязан руководствоваться данными принципами, по сколько эти считается основой нотариальной деятельности. Глава 1.2 История развития и возникновения нотариата Исторически момент зарождения института нотариата и начало становления нотариальной деятельности в качестве профессиональной деятельности по оказанию юридической помощи относится к далекому прошлому. С развитием экономики и формированием правовой основы гражданского оборота государство принимает на себя обязанность по защите устанавливаемых им нормативных правил всей своей принудительной силой, создается судебная система, государственный аппарат достигает такой степени развития, что позволяет наряду с системой судебных органов обеспечить существование специальных лиц, обязанностью которых являлась письменная фиксация заключаемых сделок и хранение их экземпляров. Примеры зарождения деятельности правового характера по содействию в решении юридических вопросов, послужившей прообразом нотариата, ученые находят уже в древнееврейском государстве. Там основой появлeния института нотариата явилось наличие развитой системы товарно-денежных отношений, а необходимой предпосылкой — наличие письменности. Книги и государственные письменные акты упоминаются как явления обыденные примерно к середине II тыс. года до н.э. В период республики в Древнем Риме с появлением лиц, на постоянной основе занимающихся составлением различных документов, действия по оказанию юридической помощи постепенно структурируются в профессиональную деятельность, приобретающую публичный характер. Собственно, с этого момента, строго говоря, и ведет отсчет история института нотариата. Тогда функции нотариусов исполняли писцы. В их обязанности входило не только составление разного рода посланий и прошений, но и удостоверение различных сделок. Было две категории писцов: состоящие на государственной службе (sciibae)-(шибэ) и на содержании частных лиц (exceptoresetnotarii)-(экспетуресетенотари). Первые избирались магистратом пожизненно из римских граждан, не лишенных при этом гражданской чести. Они изготавливали публичные документы, вели общественные счета, делали выписки и выдавали копии с этих документов, а также готовили декреты и распоряжения магистрата и хранили их. В преторских судебных процессах писцы состояли на государственной службе и от него получали жалованье, вели судебный журнал, в который вносили для памяти судьи все наиболее важные особенности дела. Вторыми были, как правило, вольноотпущенные, работающие по найму, и рабы. Они исполняли писарские функции по усмотрению своего хозяина, но эти документы не имели официального характера. Однако существовала и третья, особая категория лиц, занятых оформлением правовых документов и материалов, — табеллионы (tabellionns). Они были свободными людьми, не состоявшими на службе государства и у частных лиц, представляя своеобразную независимую корпорацию. Табеллионы занимались составлением для всех желающих юридических актов и судебных бумаг за вознаграждение и под контролем государства. Табеллионы оказывали юридическую помощь посредством составления соглашений и договоров для любого обратившегося к ним лица. Оформленные табеллионами документы официально обладали повышенной доказательственной силой, спор о подлинности которых не допускался. Табеллионы регистрировали составляемые ими документы в судебных органах, внося их в судебный протокол с целью придания документам значение публичного акта и, по мнению Н. Ляпидевского, обезопасить акт от утраты. Стать табеллионом мог только свободный римский гражданин, имеющий соответствующие правовые знания, что в сочетании с важностью их деятельности предопределяло высокое общественное положение табеллионов - Цицерон именовал их «почетным сословием». В дальнейшем табеллионы и нотарии сформировали основу института, который, получив в Италии широкое распространение и новое имя «нотариат», вместе с римским правом был акцептирован и ассимилирован новыми европейскими народами. Относительно точного времени возникновения института отечественного нотариата в правовой науке не сложилась единая точка зрения . Так, мнение о том, что нотариат в России зародился в XV—XVI вв. и при его развитии «многое было заимствовано из зарубежного нотариата, так как к моменту его возникновения в России нотариусы уже были известны в других странах», Совершенно справедливо, что нотариат как орган досудебной юрисдикции зарождается в государственно-организованном обществе с появлением соответствующих категорий дел, требующих такого рассмотрения. Естественно, что и в России институт нотариата появился вследствие развития гражданского оборота, нуждаемости экономики в юридическом признании и закреплении субъективных прав, необходимости защиты частной собственности. Практика свидетельствует, что исторически нотариат является составной частью правовой системы любой страны, где присутствуют условия товарного оборота. Необходимо иметь в виду, что государственность в целом и ее отдельные институты имеют глубоко объективные основы, коренящиеся в истоках народного быта и его общественной организации, а следовательно, становление института нотариата происходило с учетом государственных, правовых, исторических, социальных и иных особенностей Российского государства. Первые дошедшие до нас упоминания о нотариальной деятельности как специализированном направлении в политической системе российского общества относятся к XVI в. Однако несомненно, что элементы нотариальной деятельности, свидетельствующие о зарождении института нотариата в России, появились гораздо раньше. В России, как и в Европе, прослеживается четкая связь института нотариата с церковью, которая была напрямую заинтересована в его существовании, так как являлась участником гражданского оборота и осуществляла юрисдикционную деятельность по ряду направлений. Церковь способствовала развитию нотариата, компетенция которого уже к VII в. переходит рамки «церковных» дел. Исторически к компетенции Русской православной церкви относились семейные и наследственные дела, рассматриваемые особыми лицами — владычными, тысяцкими и наместниками. Кроме того, при самом епископе находились священники и дьяконы, намофилаксы и хартофилаксы как хранители книг, грамот и делопроизводства. В таком виде зарождается на Руси нотариальное производство, во многом тесно связанное с церковными уставами, как, впрочем, и вся жизнь того времени. Православие как организованный религиозный институт закрепился в России в конце первого тысячелетия. Памятники русского права — Новгородская и Псковская судные грамоты — говорят о хранении различного рода договоров и иных документов в православных храмах.Однако документальные записи упоминались и раньше. Так, договор князя Олега (912 г.) и договор князя Игоря (945 г.) с греками содержат вполне определенные сведения о письменном совершении юридических сделок. К X в., времени правления князя Владимира Святого, относятся упоминания о ворах и денежном откупе за убийство. Эти первые правовые законы Руси стали предвестниками будущего российского нотариата. С именем Иоанна III Васильевича связано важное событие в истории государства вообще и нотариата как правового института в частности. Письменное совершение юридических сделок было установлено Судебником, который князь утвердил высочайшим указом в 1497 г. Земский собор 7 февраля 1613 г. нарек царем Михаила Федоровича. Время правления первого Романова характеризуется активным участием органов правительственной власти в совершении частноправовых актов и подготовке документов, что оказало определенное влияние на постепенно развивающийся институт российского нотариата. Согласно указу Михаила Федоровича 1635 г. все договоры займа, поклажи и ссуды должны были совершаться непременно письменно под страхом их полной недействительности. Акты покупки дворов в Москве записывались в Земском приказе. При нем активизировалась и деятельность площадных подьячих, а также думных дьяков в Разрядном и Посольском приказах. Подобно табеллионам, которые в Древнем Риме составляли юридические акты и судебные бумаги, площадные подьячие, а позднее и дьяки на Руси занимались аналогичным промыслом, заложив тем самым основы профессии нотариуса в нашей стране. Свидетельства об этом особом классе людей (писчиков, площадных писчиков, площадных дьячков, подьячих с площади, площадных подьячих), составлявших своего рода корпорацию профессиональных писцов, специализирующихся в совершении сделок, относятся к XVI в. Подьячие объединялись в свободные артели, цель которых состояла в поддержке людей этой профессии, оказании взаимной помощи и защите от возможных нападок. В Москве письменные акты писались на Ивановской площади, что дало основание историкам считать ее «главной нотариальной организацией Московского государства» . Помимо этого, в Москве существовали другие «большие и мелкие площади», имевшие различную компетенцию. Кандидаты в подьячие Ивановской площади принимались по указу государя при участии площадной организации. По мнению исследователей, эти площадные подьячие и есть зародыш того органа публичной деятельности, который впоследствии вылился в форму нотариата.Площадные подьячие получали плату с лиц, обращавшихся к их услугам, называвшуюся «писчее» или «могарыч». В царствование Алексея Михайловича был составлен кодекс законов Российского государства — Соборное Уложение, принятое Земским собором. Издание Соборного Уложения 1649 г. стало значимым событием в становлении и развитии российского нотариата. Оно упорядочило и систематизировало действующие до его появления отдельные отрывочные указы, создало ту базу, на которой впоследствии основывался твердый порядок укрепления прав на имущество, принятый в Своде законов в 1832 г. и сохранивший свою силу до принятия в 1866 г. нотариального положения. В соответствии с Соборным Уложением стороны были обязаны совершать сделки только через площадных подьячих с составлением справки к последующей регистрации в Поместном приказе. После этого крепости предъявлялись в Печатный приказ, где к ним прикладывалась государственная печать. Соборным Уложением не было создано специального органа нотариальной деятельности, однако различалось значение актов и крепостей домашних и совершенных у площадных подьячих, а приказы являлись хранилищами не только документов, но и сведений о владении недвижимой собственностью. На дому разрешалось совершать только определенные акты — о займе денег или хлеба, сговорные свадебные записи, духовные завещания, остальные крепости должны были писаться площадными подьячими. Главнейшим преобразованием, имевшим решительное влияние на дальнейшее историческое развитие нотариального дела в России, следует считать установление строгого надзора за площадными подьячими и зависимости их от органов правительственной власти.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 70 страниц
2100 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 42 страницы
1050 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 53 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 66 страниц
2500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
1550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg