Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Выполнение проектов по окружающему миру как средство формирования познавательной активности младших школьников

superrrya 1750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.10.2021
Цель исследования – изучить влияние проектной деятельности на формирование познавательной активности у младших школьников. Объект исследования – представляет собой формирование познавательной активности у младших школьников. Предметом исследования выступает выполнение проектов по окружающему миру как средство формирования познавательной активности младших школьников. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование познавательной активности у младших школьников будет эффективным при выполнении проектов по окружающему миру. После определения цели и гипотезы исследования были сформулированы задачи исследования: 1) Изучить проблему формирования познавательной активности у ребенка в ходе школьного обучения. 2) Изучить проектную деятельность как средство формирования познавательной активности у младших школьников при обучении по ФГОС НОО 3) Выявить условия реализации проектной деятельности, как средство формирования познавательной активности изучения окружающего мира младшими школьниками 4) Провести методику экспериментального исследования по выявлению уровня сформированности познавательной активности младших школьников при изучении окружающего мира на констатирующем этапе экспериментальной работы 5) Внедрить программу по формированию познавательной активности младших школьников на формирующем этапе экспериментальной работы 6) Пронализировать динамику формирования познавательной активности младших школьников на контрольном этапе экпериментальной работы В процессе работы для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались теоретические и практические методы исследования (изучение психолого-педагогической и методологической литературы; системный анализ; синтез; тестирование; наблюдение; педагогический эксперимент; статистическая обработка полученных результатов). Базой - экспериментального исследования явилось МБОУ СОШ № 5 г. курорта Железноводска, Ставропольского края. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный ряд проектов на уроках «Окружающий мир», направленный на формирование познавательной активности у младших школьников, может быть использован учителями начальной школы в процессе обучения, студентами педагогических вузов и т.д. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложений.
Введение

Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе развития общества требуются личности с нестандартным мышлением, с умением самостоятельно находить решение поставленным целям, умением применять современные технологические средства. Поэтому задачей Федеральных государственных образовательных стандартов является подготовка личности, готовой к такому самостоятельному развитию. Основополагающим компонентом подготовки нового поколения школьников является формирование познавательной активности, раскрывающее пути становления умения учиться. Цель современного образования – научить школьников самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Достижение этой цели наиболее полно происходит благодаря формированию познавательной активности. Составляющие блока познавательных УУД развивают активность учеников при освоении нового материала, их логическое мышление, умение правильно определять проблемную ситуацию и искать пути её разрешения. В условиях стремительного увеличения и обновления информации познавательные универсальные учебные действия становятся важнейшим компонентом ФГОС НОО и обеспечивают образование ключевых компетенций младших школьников. Педагогической работы на начальном этапе обучения ориентировано на формирование общеучебных умений и навыков, способов деятельности, предполагающей успешность обучения на следующих ступенях. По мнению ученых, для достижения успеха важен вклад самой личности. Развитие самостоятельности в деятельности, логического мышления, активности в достижении поставленной цели, стремлении постоянно пополнять знания с помощью расширения своего общего и специального кругозора предполагает решение учениками нестандартных задач. Учителю для работы над формированием познавательной активности у обучающихся необходимо использовать средства управления и активизации учебно-познавательной деятельности. Именно проектная деятельность способствует достижению заявленной цели, которая реализуется через активизацию познавательной деятельности обучающихся. Важными компонентами формирования активной личности через проектную деятельность является развитие таких качеств, как: креативность, умение работать в коллективе, анализировать результаты деятельности, осуществлять проектирование. Проблема проектного обучения рассмотрена в работах выдающихся отечественных ученых (П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский и др.). На сегодняшний день освещение проблемы проектного метода обучения можно встретить в работах П.Р. Атутова, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и др.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТОВ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ..……6 1.1. Проблема формирования познавательной активности у ребенка в ходе школьного обучения…………………………………………………………….6 1.2. Проектная деятельность как средство формирования познавательной активности у младших школьников при обучении по ФГОС НОО…………11 1.3. Условия реализации проектной деятельности как средство формирования познавательной активности в процессе изучения окружающего мира младшими школьниками…………………………………………………………………….21 ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ………………………………………………………29 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТОВ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ …………..30 2.1 Методика экспериментального исследования по выявлению уровня сформированности познавательной активности младших школьников при изучении окружающего мира на констатирующем этапе экспериментальной работы……………………………………………………………………………30 2.2 Внедрение программы по формированию познавательной активности младших школьников на формирующем этапе экспериментальной работы..40 2.3 Анализ динамики формирования познавательной активности младших школьников на контрольном этапе экспериментальной работы……………46 ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ……………………………………………………….55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………56 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..58 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………63
Список литературы

1. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения: учеб, - метод, пособие /Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 104 с. 2. Б.Райзенберг, Л.Лозовский, Е.Стародубцева. Современный словарь. [Электронный ресурс] [Web-сайт] ttp://www.vocable.ru/dictionary//word/proekt 3. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / Б. П. Бархаев. - Гриф УМО. - СПб.: Питер, 2009. - 444 с. 4. Бордовская Н. В. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2008. 5. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе.: От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. – 338 с. 6. Волков, А. Е. Модель "Российское образование - 2020" / А. Е. Волков и др. // Вопросы образования. - 2009. № 1. - С. 32-64. 7. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте: практич. Пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2009. – 343 8. Воронцов А.Б. Проектная задача. – Начальная школа. – № 6/2007. [Электронный ресурс] [Web-сайт] http://nsc.1september.ru/article.php?ID=2008 9. Гутник И. Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте / И. Ю. Гутник. СПб.: Книжный Дом, 2009. - 248 с. 10. Ефремов, О. Ю. Педагогика: [учеб. пособие для вузов] / О. Ю. Ефремов. - СПб.: Питер, 2010. - 351 с. 11. Загвязинский В. И. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова; под ред. В. И. Загвязинского. - М.: Академия, 2011. 12. Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! 2011. - Пилотный выпуск. - С. 4-6 13. Закон Российской Федерации «Об образовании»: офиц. текст. ?М.: Новая школа, 1992. ?60 с. 14. Занков.ru/ система развивающего обучения [Электронный ресурс] [Web-сайт] http://www.webcitation.org/6Gtkf6sdY 15. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников. [Текст] / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005, №9. – С. 55 16. Истратова О. Н. Большая книга детского психолога / О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 569 с. 17. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151с. 18. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. – 180 с. 19. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников/ Н.М. Конышева //Начальная школа. – 2006. – №1. – С. 17 20. Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6. 21. Кулагина, И. Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. - М., 2009. 22. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А. Г. Асмолов, И. А. Володарская, Н. Г. Салмина // Вопросы психологии. – 2007, № 4. -С. 16-24. 23. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. - М.: Директ-Медиа, 2008. – 321 с. 24. Махмутов, М.И. Современный урок и пути его организации / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 184 с. 25. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании/ Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011, № 11. – С. 59. 26. Методические приемы организации деятельностного подхода в обучении [Электронный ресурс] [Web-сайт] http://festival.1september.ru/rticles/ 27. Методический калейдоскоп [Электронный ресурс] [Web-сайт] http://www.sharlikroo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=271&Ite mid=63 28. Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. - № 10. – С. 6.Павлова, М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003. 29. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Академия, 2009. – 194 с. 30. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении/ Н.Ю. Пахомова. – М., 2005. – С. 93 31. Педагогика: теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / И. Б. Котова [и др.]; под ред. С. А. Смирнова. - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 510 с. 32. Педагогика: учеб. пособие / Б. З. Вульфов [и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого. - Гриф УМО. - М.: Юрайт, 2009. - 430 с. 33. Педагогика: учебник для вузов / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. - Гриф МО. - М.: Проспект, 2010. - 428 с. 34. Педагогика [Электронный ресурс]: электронный учебник / под ред. Л. П. Крившенко. - Гриф МО. - М.: Проспект: Кнорус, 2010. 35. Педагогика [Электронный ресурс]: электронный учебник / под ред. Л. П. Крившенко. - Гриф МО. - М.: Проспект: Кнорус, 2010. 36. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Академия, 2009. – 194 с. 37. Подласый И. П. Педагогика: учеб. по дисциплине "Педагогика и психология" (ч. 1 "Педагогика") для студ. вузов, обуч. по непед. спец. / И. П. Подласый. - 2-е изд., доп.; Гриф УМО. - М.: Юрайт: Высш. образование, 2010. - 574 с. 38. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [Сост. Е.С. Савинов]. - М., 2010. - (Стандарты второго поколения.) 39. Программа формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Линка-Пресс, 2009. – 284 с. 40. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - 8-е изд., стер.; Гриф МО. - М.: Академия, 2008. - 567 с. 41. Словарь-справочник по педагогике/ авт.-сост. В. А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высш. шк., 2004. – 197 с. 42. Строганова, Л. В. Уроки практической психологии в начальной школе: учеб. -метод. пособие. Вып. 2 / Л. В. Строганова. - М.: Центр пед. образования, 2009. - 72 с. 43. Текнеджян, Т. В. Система методической работы школы на этапе перехода к реализации деятельностного метода обучения / Т. В. Текнеджян, Л. А. Аверкиева. - М., 2008. – 247 с. 44. Технология группового взаимодействия. - СПб., 2009. – 112 с. 45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009. 46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. - М., 2010.-251 с. 47. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М., 2009. – 65 с. 48. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения [Текст] / Х. Хекхаузен. Санкт-Петербург: Речь, 2001. - 240с. . Ховякова, А. Метод проектов как технология формирования информационной компетентности ребенка дошкольного возраста / А. 49. Ховякова // Детский сад от А до Я. - 2010. - № 2. - С. 144-150. . Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения: пособие для учителя / А. В. Хуторской - Москва: ВЛАДОС, 2000. - 278 с. 50. Хьелл, Л. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 607 с. 51. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М.; Рига: Педагогический центр "Эксперимент", 2006. – 354 с. 52. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни / Г. А Цукерман. - М.: Московский центр качества образования, 2010. – 156 с. 53. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Владос, 2013. – 208 с. 54. Шлинке Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся Начальная школа. 2008. № 9. 55. Школа 1294, американский профессор Коллингс. [Электронный ресурс] [Web-сайт] http://sch1294.narod.ru/teaching/prj_01.htm 56. Шпика, И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников / И.В. Шпика // «Начальная школа». – 2009. - № 2. - С. 18- 19. 57. Щелкунова О.В. Познавательная активность как фактор повышения индивидуальных достижений младших школьников в обучении (на примере изучения математики) / О.В. Щелкунова. – Киров, 2012. – 20 с. 58. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Аспект-Пресс 2012. – 160 с. 59. Якушева С.Д. Проектная деятельность учащихся начальной школы (справочный материал для родителей) // Теория и практика современной педагогики. – Новосибирск: ЭНСКЕ, 2011. – С. 46–58. 60. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТОВ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Проблема формирования познавательной активности у ребенка в ходе школьного обучения Познавательная активность - это сложное психолого-педагогическое явление. В словаре «Профессиональное образование» С.М. Вишнякова познавательная активность определяется как качество учебной деятельности обучающегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей, умении получать эстетическое наслаждение, если цели достигнуты [2, с.236]. Анализ определений понятия «познавательная активность» (Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспарова, Е.С. Рапацевича и др.) позволил нам определить познавательную активность как свойство личности школьника, представляющее собой синтез его познавательных потребностей (познавательных мотивов) и познавательных возможностей (системы знаний и способов действия) и определяющее качество учебно-познавательной деятельности. Такой подход позволяет отметить родовую принадлежность познавательной активности как психолого-педагогического явления (личностное качество при условии ее устойчивости), ее сложную структуру (единство мотивационного, содержательного и процессуального компонентов) и основную функцию (повышение качества учебной деятельности). Основы современного понимания природы активности человека заложены в работах М.Я. Басова, который рассматривает его как «деятеля в окружающей среде». Л.С. Выготский исследовал активность индивида сквозь призму исторического опыта человечества, сконцентрированного в знаках. С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности человека как специфической формы его активности. Р.С. Немов вводит понятие об «активности в сверхнормативной деятельности личности» [1, с.165]. В наше время различные аспекты этой проблемы нашли отражение в трудах ученых 70-80х годов: Ш.А. Амонашвили, К.В. Бардина, И.Л. Баскаковой, B.C. Библера, М.Р. Битяновой, Д.Б. Богоявленской, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, С.А. Изюмовой, И.А. Кузьмичевой и др. Проблема формирования познавательной активности возникла давно и до сегодняшних дней является одной из самых актуальных. Уровень познавательной активности школьника определяет эффективность решения обучающей, развивающей и воспитывающей задач обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию. Познавательная активность играет в педагогическом процессе главную роль. И. В. Метельский определяет познавательный интерес следующим образом: «Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности». [11;с.87] Г.И. Щукина, специально занимавшаяся исследованием познавательной активности в педагогике, определяет его следующим образом: «познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями». [53;с.23] Познавательную активность психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает как часть общей проблемы воспитания и развития. Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни. Познавательная активность – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению. Познавательная активность носит поисковый характер. Под её влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательная активность положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. [1, c. 26-30]. Познавательная активность - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Её действие очень сильно. Под влиянием познавательной активности учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательная активность выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным».[17, c.75]. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательную активность обучающихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими школьник, например, обращается к учителю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Отыскание и чтение книг в интересующей области, выбор определенных форм внеклассной работы, способных удовлетворить его интерес, - все это формирует и развивает личность школьника. [12;с.528] Познавательная активность выступает и как сильное средство обучения. Характеризуя интерес как средство обучения, следует оговориться, что интересное преподавание - это не развлекательное преподавание, насыщенное эффективными опытами, демонстрациями красочных пособий, занимательными задачами и рассказами и т. д., это даже не облегченное обучение, в котором все рассказано, разъяснено и ученику остается только запомнить. Интерес как средство обучения действует только тогда, когда на первый план выступают внутренние стимулы, способные удержать вспышки интереса, возникающие при внешних воздействиях. Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие ранее изученному - все эти особенности способны не только вызвать мгновенный интерес, но и пробудить эмоции, порождающие желание изучить материал более глубоко, т. е. содействовать устойчивости интереса. Быть внимательным к каждому ребенку. Уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы, создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям - в этом задача учителя, формирующего познавательную активность. [3, c.217]. Развитию познавательной активности в начальных классах важно уделяться особое внимание еще и потому, что именно в этих классах формируются основные интеллектуальные умения. Условиями формирования познавательных интересов младшего школьника являются: а) понимание ребенком смысла и значения материала; б) новизна в содержании обучения; в) использование оптимальной системы тренировочных, творческих, познавательных и других задач; г) практическая направленность материала; д) самостоятельность детей в их деятельности; е) высокая эффективность каждого урока; ё) глубокое знание учителем предмета, интерес к нему, умение заинтересовать им детей. Формирование познавательной активности, самостоятельности школьников разного возраста способствует их всестороннему развитию в любой деятельности, благополучному положению в коллективе. Личность формируется в деятельности и понятие «познавательная активность» раскрывается через понятие «познавательная деятельность» - один из видов деятельности, заключающаяся в усвоении знаний, приобретении умений и навыков самостоятельно учиться и применять полученные знания на практике. Следует отметить, что ведущую роль в развитии младшего школьника играет учебная деятельность. Активность, проявляемая в учебной деятельности и направленная на познание окружающей действительности, называется познавательной. «Познавательная активность как педагогическое явление - это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой - результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося конечный результат которого заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом», - пишет Е.Коротаева [3, с.156]. Таким образом, познавательная активность - это сложное личностное образование, которое складывается под влиянием субъективных и объективных факторов. Независимо от типа учебной активности все обучающиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производит благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждается в особой поддержке. Поэтому во многом от умения педагога зависит, сумеет ли воспитанник проявить себя в учебной деятельности или нет, а значит, в последствии стать креативной социально активной личностью. 1.2. Проектная деятельность как средство формирования познавательной активности у младших школьников при обучении по ФГОС НОО Формирование познавательных интересов и активности личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает познавательную активность, а повышение познавательной активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Чтобы обучающиеся в познавательной деятельности были активны, в педагогике определены способы, которые формируют и повышают активность школьников. Это, прежде всего активные методы обучения. Наиболее эффективным методом обучения, способствующим формированию и повышению уровня познавательной активности, считается проектный метод, так как в основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В педагогической литературе рассматриваются многие аспекты организации проектной деятельности школьников. Различные подходы к этой теме можно проследить в трудах отечественных и зарубежных педагогов-классиков, а также современных педагогов - учёных. Возможности проектной деятельности в образовательном процессе современной школы изучали С. И. Горлицкая, И. А. Зимняя, А. П., Н. В. Матяш, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, К. Н. Поливанова. Данные исследований М. А. Биржевой, Е. Землянской, Е. В. Мальцевой, А. И. Савенкова, Н. А. Семёновой, С. Е. Шишовой свидетельствуют о необходимости и возможности включения в учебно-воспитательный процесс проектно - исследовательской деятельности уже на начальном этапе школьного образования. Цель проектной деятельности состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения). В ФГОС НОО особое место отводится проектной деятельности. Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Что такое проект? «Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому». Джордж Пойа Проект – это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации». Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед». Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия. В настоящее время проектная деятельность является самостоятельным видом деятельности, овладевать которым можно не стихийно, а целенаправленно. Проектная деятельность – это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами. Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет обучающимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Подготовка к проектной деятельности ребенка должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей младшего школьного возраста. Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, который определяет и позволяет решить следующие задачи: приобретение знаний о структуре проектной деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной; освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной; выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности; разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности; разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов; создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей; создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей. Овладение обучающимися методом проекта позволяет более успешно реализовать задачи развития младших школьников: формирования приемов умственной деятельности, адекватной трудовой мотивации, диагностических умений, становления их субъектной позиции в учебной деятельности. Обучение младших школьников решению творческих задач, которые будут включать ребенка в активную творческую деятельность, и способствовать развитию креативных способностей, так как проектная деятельность является творческой по своей сути. Типология проектов очень разнообразна. Приведем примеры основных из них: У.Х. Килпатрик рассматривает классификацию по двум признакам: 1. по целевой установке - Созидательный - цель практическое выполнение и использование; - Потребительский - цель развитие потребительских качеств личности; - Интеллектуальный - цель развитие мышления; - Проект - упражнение, направленное на выработку определенных умений и навыков. 2. по количеству участников проекта -.Индивидуальный; - Групповой; Э.Коллингс рассматривает классификацию проектной деятельности по видам деятельности: - Игровые проекты - это детские развлекательные занятия, целью которых является участие детей в групповой деятельности; - Экскурсионные проекты. Целью таких проектов является изучение детьми проблем, вязанных с окружающей средой и общественной жизнью; - Проекты-рассказы. Также их называют повествовательные проекты. Цель данных проектов заключается в получении удовольствия детьми от рассказов разнообразных формах (письменная, музыкальная, художественная); - Трудовые проекты направлены на самостоятельное изготовление и получение определенного продукта [7]. В школе имени Линкольна проектную деятельность рассматривают по степени взаимосвязанности учебного материала с опорой на класс: - Трудовые комплексы - проекты; - Общественные проекты; - Проекты, направленные на сравнение и изучение географии; - Сельскохозяйственные проекты. В классификации О.Декроли (метод центров интересов) деятельность делят по темам изучения: - Исторические проекты; - Трудовые проекты; - Литературные проекты; - Социальные проекты . Ф.Л. Штоллер классифицирует проектную деятельность следующим образом: 1. По способам сбора и источникам информации - Исследовательский (работа с библиотечными ресурсами); - Текстовой (работа с источниками информации, но не с людьми); - Корреспондентский (сбор информации при помощи писем, факсов, телефонных звонков); - Обзорный (сбор и обработка данных от других лиц посредством разработанного инструментария); - Личный (контакты с людьми). 2. По характеру решаемой проблемы: - Реальный; - Моделирующий реальные условия, проблемы; - Основанный на интересах обучающихся, независимо от реальной значимости. 3. По характеру координации проекта: - Структурированный; - Нестуктурированный; - Полуструктурированный. 4. По количеству участников проекта: - Индивидуальный; - Групповой. 5. По продолжительности проекта: - Краткосрочный; - Средней продолжительности (несколько недель); - Долгосрочный (длящийся в течение семестра); 6. По характеру контактов: - Внутренний (в рамках класса); - Внешний (за пределами класса) . Е.С. Полат предлагает систему основных критериев проектной деятельности: 1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности: - Исследовательские; - Творческие; - Ролево-игровые; - Информационные; - Практико-ориентированные. 2. По признаку предметно-содержательной области: - Монопроекты; - Межпредметные проекты. 3. По характеру контактов: - Внутренние или региональные; - Международные. 4. По количеству участников проекта: - Индивидуальные; - Парные; - Групповые. 5. По продолжительности проекта: - Краткосрочные; - Средней продолжительности; - Долгосрочные. 6. По результатам: - Доклад, альбом, сборник, каталог; - Макет, схема, план-карта; - Видеофильм; - Выставка. А.С. Сиденко классифицирует проекты следующим образом: 1. По характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, продукционный, сборник творческих работ, стенгазета и т.д.); 2. По форме (видеофильм, телепрограмма); 3.По характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный); 4. По профилю знаний (монопроекты - один учебный предмет; межпредметные - несколько учебных дисциплин); 5. По характеру координации (открытая - координатор направляет участников на работу, организует отдельные этапы; скрытая - координатор участвует в проекте как полноправный его участник); 6. По уровню контактов (внутришкольные, межшкольные, региональные, международные); 7. По количеству участников (индивидуальные, групповые, парные); 8. По продолжительности (мини-проекты - укладываются в один урок, либо в часть урока; краткосрочные - проекты, рассчитанные на 1-5 уроков; среднесрочные - рассчитаны на 1-2 месяца; долгосрочные - проекты, проводимые до 1 года); 9. По типу объекта проектирования (морфологический - получение продукта; социальные - направлены на социальные вопросы; экзистенциональные - личностное развитие) [12]. Классификация проектов, предложенная Т.М. Мартыновой. Первым признаком является уровень творчества, который выделяет следующие виды: - Исполнительский - данный проект целесообразен на начальном этапе. Так как школьники могут испытывать трудности, им необходимо руководство, рекомендации и наставления учителя. На начальном этапе работы у школьников нет достаточного опыта для самостоятельного поиска информации. - Конструктивный - данный проект возможен в том случае, когда учащиеся совместно с учителем обсуждают тему, проблему и план решения данной проблемы, после чего самостоятельно выполняют проект. - Творческим проект является тогда, когда учащиеся самостоятельно выбирают тему, находят проблему и решают ее без чьей-либо помощи, выводя готовый продукт. По второму признаку классификации проекты делятся на индивидуальные и групповые. При индивидуальной работе присутствуют элементы групповой работы, когда необходимо оценить первоначальные идеи друг друга или при проведении мозгового штурма. При групповой работе учащиеся обсуждают и принимают общее решение, развивают навыки сотрудничества и коллективной ответственности. Осваивают элементы организационной деятельности, которая им необходима при выборе лидера, сотрудника, исполнителя. Также при групповой работе присутствуют разделы, которые необходимо выполнять индивидуально. Третий признак классификации рассматривается с позиции организации проведения проекта в одном классе, либо в разновозрастных группах. В таких проектах учителю необходимо дифференцировать темы по уровню сложности и уделять особое внимание индивидуальным и возрастным особенностям школьников. По четвертому признаку классификация делится на следующие виды: - Монопроекты проекты в рамках одного предмета. Часто работа над такими проектами предполагает последующую индивидуальную или групповую работу во внеурочное время. При работе с данными проектами необходимо четко представлять структуру по каждому уроку. В монопроектах для решения проблемы применяются знания и из других областей, но сама проблема лежит в каком-то определенном знании. Для монопроектов необходимо выбирать наиболее сложные разделы. - Межпредметные проекты выполняются, как правило, во внеурочное время. Такие проекты затрагивают 2-3 предмета, требуют квалифицированной координации со стороны учителей, слаженной работы между участниками проекта. - Надпредметный проект в основном носит характер исследования. Выходит, за рамки изучения и содержания школьных предметов, используется в качестве дополнения [13]. Выполнение проектных заданий помогает учащимся видеть практическую пользу предметов, повышает интерес, учит учащихся применять полученные знания на практике. Все это способствует качеству знаний, формирует творческий потенциал и развивает мотивированность обучающихся. Для того чтобы обучающиеся научились самостоятельно находить решение поставленной перед ними проблемы, им необходимо овладеть определёнными навыками: - Интеллектуальными - умение работать с информацией, делать выводы, находить суть и смысл, анализировать, работать с различной литературой; - Творческими - умение учащимися генерировать идеи, находить варианты решения проблемы, прогнозировать результаты; - Коммуникативными - умение говорить и слушать, вести дискуссии, умение излагать собственные мысли, находить компромисс, отстаивать свою точку зрения. В проектной деятельности существует большое количество классификаций, все они в большей степени схожи между собой. Мы считаем, что в работе со студентами более целесообразным будет придерживаться классификации Е.С.Полат. В классификации выделяются 6 основных признаков: по доминирующему в проекте методу или виду деятельности; по признаку предметно-содержательной области; по характеру контактов; по количеству участников проекта; по продолжительности проекта; по результатам. 1.3. Условия реализации проектной деятельности, как средство формирования познавательной активности изучения окружающего мира младшими школьниками
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg