Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Состояние и перспективы применения электронной формы таможенного декларирования товаров

superrrya 2250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 90 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.10.2021
Выпускная квалификационная работа «Состояние и перспективы применения электронной формы таможенного декларирования товаров» 88 с., 3 раз., 9 рис., 11 табл.,51 источн., 2 прил. Объектом исследования выступает процедура электронного декларирования товаров на таможенном посту Аэропорт Хабаровск. Предмет исследования – порядок электронного декларирования на таможенном посту Аэропорт Хабаровск. Для достижения цели выпускной квалификационной работы поставлены следующие задачи: 1. Дать определение понятиям «формы таможенного контроля», «отдельные формы таможенного контроля». 2. Раскрыть правовые основы электронного декларирования. 3. Провести анализ внешнеторговой деятельности в зоне ответственности таможенного поста Аэропорт Хабаровск и установить ее взаимосвязь с применением электронного декларирования. 4. Определить направления совершенствования применения электронного таможенного декларирования на таможенном посту Аэропорт Хабаровск. 5. Рассчитать время совершения таможенных операций при применении электронного таможенного декларирования через Личный кабинет. Цель работы – сформулировать теоретические выводы и практические рекомендации по совершенствованию использования электронного декларирования товаров на таможенном посту Аэропорт Хабаровск. В процессе исследования были предложены определения понятиям «электронное декларирование», «пассажирская таможенная декларация», проанализирована организация применения электронного таможенного декларирования в зоне ответственности таможенного поста Аэропорт Хабаровск. Результат исследования — определены направления совершенствования применения электронного декларирования товаров на таможенном посту Аэропорт Хабаровск в отношении багажа, перемещаемого физическими лицами. Рекомендации внедрения результатов ВКР — результаты исследования предложены для внедрения в практическую деятельность на таможенном посту Аэропорт Хабаровск. Область применения — деятельность таможенного поста Аэропорт Хабаровск. Экономический эффект – сокращение времени на проверку ПДТ до 5 минут, путём подачи через «Личный кабинет участника ВЭД», что позволяет ускорить процесс заполнения пассажирской таможенной декларации, сократить документооборот, а также даёт возможность предварительного таможенного декларирования для физических лиц.
Введение

Никого уже не нужно сегодня убеждать в том, что электронное декларирование является передовым по сравнению с традиционным бумажным способом заявления сведений о перемещаемых товарах. Электронное декларирование не только значительно упрощает таможенные операции, сокращает сроки выпуска товаров, но и сводит к нулю потенциальные коррупционные риски, поскольку декларант заочно взаимодействует с таможенной службой. С данной технологией процесс электронного декларирования таможенного оформления становится прозрачным и оперативным, потому что таможенные органы и декларанты взаимодействуют в режиме online, через обмен электронными сообщениями. Это даёт возможность следить за этапами таможенного оформления, определенным воздействием таможенного органа и участника ВЭД в режиме настоящего времени. Электронное декларирование дает возможность найти решение многим проблемам. Принимая во внимание, что территория Российской Федерации имеют огромные размеры, только информационные технологии могут помочь гарантировать результативное таможенное администрирование. Ускорение и упрощение таможенных технологий с использованием электронной цифровой подписи предоставляет шанс существенно увеличить товарооборот и снизить накладные расходы при таможенном оформлении. Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью упрощения таможенных формальностей, что в свою очередь должно значительно сократить время на проверку пассажирских таможенных деклараций, что имеет свои плюсы, как для физических лиц- ускорение прохождения таможенной границы, так и для таможенного органа- приводит к высвобождению рабочего времени. Цель выпускной квалификационной работы – сформулировать теоретические выводы и практические рекомендации по совершенствованию использования электронного декларирования на таможенном посту Аэропорт Хабаровск. Для достижения цели выпускной квалификационной работы поставлены следующие задачи: 1. Дать определение понятиям «формы таможенного контроля», «отдельные формы таможенного контроля». 2. Раскрыть правовые основы электронного декларирования. 3. Провести анализ внешнеторговой деятельности в зоне ответственности таможенного поста Аэропорт Хабаровск и установить ее взаимосвязь с применением электронного декларирования. 4. Определить направления совершенствования применения электронного таможенного декларирования на таможенном посту Аэропорт Хабаровск. 5. Рассчитать время совершения таможенных операций при применении электронного таможенного декларирования через Личный кабинет. Объектом исследования выступает процедура электронного декларирования товаров на таможенном посту Аэропорт Хабаровск. Предмет исследования – порядок электронного декларирования на таможенном посту Аэропорт Хабаровск. Источниками, при написании представленной ВКР, послужили многочисленные нормативные документы, которые регулируют процедуру электронного декларирования товаров, а именно: Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, Приказы ФТС РФ, Решения Комиссии ТС и Комиссии ЕАЭС, Таможенный кодекс ЕАЭС. Материалы были получены с помощью информационно-правового портала «АльтаСофт», справочной правовой системы «Коснультант Плюс» и информационно-правовой системы «Гарант». В таможенном деле электронное декларирование рассматривалось в научной литературе следующих авторов: Андриашина Х.А, Гуева А.Н. , Козырина А.Н., Трунина Е.В. Комиссаровой И.П., Марель М.Б., и других. В работе были применены методы экономико-статистического анализа, синтеза и анализа экономической информации.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….. 5 1 Применение электронного декларирования в таможенных органах Российской Федерации…………….…... 8 1.1 Правовая основа таможенного декларирования товаров…... 8 1.2 Особенности электронного декларирования физических лиц и транзита…………………………………………………………….. 23 2 Применение электронного декларирования в регионе деятельности Хабаровской таможни ………………………... 38 2.1 Общая характеристика Хабаровской таможни………………………………………………………………...…. 38 2.2 Применение электронной формы таможенного декларирования на примере Хабаровской таможни на таможенном посту Аэропорт Хабаровск………………………………………………. 55 3 Перспективы применения электронного таможенного декларирования в деятельности таможенного поста Аэропорт Хабаровск ………………………………….………... 63 3.1 Проблемы и предложения по развитию применения электронной формы таможенного декларирования на таможенном посту Аэропорт Хабаровск ……………………………………………… 63 3.2 Оценка эффективности подачи электронной декларации через «Личный Кабинет участника ВЭД» на таможенном посту Аэропорт Хабаровск …………………………………………………...… 72 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………… 78 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …….. 80 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………..
Список литературы

1 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 12.04.2020). 2 Конституция Российской Федерации. URL: https://www.garant.ru/doc/constitution/ (дата обращения: 11.03.2020). 3 О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ. URL: http://docs.cntd.ru/document/550836304 (дата обращения: 18.04.2020). 4 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 17.04.2020). 5 Об электронной подписи: Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112701/ (дата обращения: 18.04.2020). 6 О службе в таможенных органах Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ // Режим доступа: СПС 7 «О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме»: Постановление Правительства от 13 декабря 2013 г. № 1154. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/13ps1154/ (дата обращения: 18.04.2020) 8 Приказ ГТК РФ от 09.10.2001 N 974 (ред. от 01.09.2010) "Об утверждении Типовых положений об отделе (отделении) таможенного оформления и таможенного контроля и об отделе (отделении) таможенного досмотра таможенного поста": [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=2997780&rnd=C850C148755810F40AF4AEAE32958788&req=doc&base=EXP&n=487228&REFDOC=299778&REFBASE=EXP#1q9dlnliiqj [Электронный ресурс]. (дата обращения: 11.05.2020). 9 Приказ ФТС России от 20.05.2010 № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций». Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс». 10 Приказ ФТС РФ от 21.05.2012 №965 «О таможенных органах, правомочных регистрировать таможенные декларации». Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс». 11 Приказ ФТС России от 24.01.2008 №52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет». Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс». 12 Приказ ФТС России от 03.06.2019 № 901 «Об утверждении Порядка использования личного кабинета и организации обмена электронными документами и (или) сведениями между таможенными органами и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателями и иными лицами, а также Порядка получения доступа декларантов, перевозчиков, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов, правообладателей и иных лиц к личному кабинету». Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс». 13 Приказ ФТС РФ от 24.05.2007 N 646 «Об утверждении Порядка включения таможенных органов в Перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования». Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс». 14 Приказ ФТС России от 17.09.2013 г. № 1761 «Об утверждении Порядка использования единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля». Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс». 15 Распоряжение ФТС России от 8 июля 2016 г. № 192-р «Об утверждении Временного порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при совершении таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых в сопровождаемом, несопровождаемом багаже или доставляемых перевозчиком, с применением сведений, подаваемых в электронном виде». Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс» 16 Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза: [сайт]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70377286/ [Электронный ресурс] .(дата обращения: 25.10.2020)/ 17 Об установлении компетенции таможенных постов: приказ ФТС России от 25.11.2010 N 2244 (ред. от 07.08.2012). СПС Консультанк Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_109307/. 18 О типовых структурах таможенных органов РФ : приказ ФТС России от 16.05.2006 № 443. Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс». 19 Борисова Е.М., Мазун З.В. К вопросу совершенствования информационного обеспечения электронного декларирования таможенной службы Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 4 (68). С. 32–36. 20 Ворона А.А. Повышение качества предоставления таможенных услуг в центрах электронного декларирования // Петербургский экономический журнал. 2019. № 2. С. 155. 21 Ворона А.А. Управление таможенными услугами и перспективы эффективного развития качества их предоставления. Таможенные чтения – 2017. Современная наука и образование на страже экономических интересов Российской Федерации: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х тт. том II / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал РТА. 2017. С. 41-50. 22 Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА. - 2017.ст.52 23 Гамидуллаев С.Н., Малевич Ю.В. Система подходов к оценке качества таможенных услуг и эффективности таможенного администрирования// Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 3 (59). С. 23-28. 24 Гоголева Т.Н. Международная экономика: учебник / Т.Н. Гоголева. М.: Норма, 2015. С. 274. 25 Давыдов Руслан Таможня переместится в o№-li№e: Интервью о развитии информационных таможенных технологий // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. - 2015. - № 1. - с. 33-36 26 Дробот Е.В., Агаева Д.Р., Анисимова Е.Д. Оценка эффективности работы таможенных органов Российской Федерации: результаты социологического опроса // Экономические отношения. – 2016. – № 1. – doi: 10.18334/eo.6.1.37314. 27 Ермилов И. С., Игнатьева Г. В. Передовые технологии в таможенном деле И.С. Ермилов, Г.В. Игнатьева //Информационная безопасность регионов. 2016. Ne 1(22). С. 31-35. Электронная научная библиотекаеlibriry.ru: [cайт] URL:https://elibrary.ru/item.asp?id-25776385(дата обращения: 06.05.2020). 28 Клюхина Е. П., Лучина О. Р., Лесина Т. В. Информационные таможенные технологии // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Информационные технологии. 2016. N2 (8). С. 72-75. Электронная научная библиотека еlibriry.ru[сайт]. URL:https://elibгaгy.ru/item.asp?id-29113939 (дата обращения: 05.05.2020). 29 Лепа Т.П. Информационные технологии в таможенной сфере. / учебное пособие. - БГУ. - Иркутск : , 2017. – 104 с. 30 Лобахин Д.В. Технология электронного декларирования: проблемы и перспективы применения // Экономические отношения. – 2013. – № 2(6). – doi: 10.18334/.37346. 31 Матвеева О.П. Таможенное декларирование товара как элемент системы таможенного регулирования / О.П. Матвеева, Е.С. Сергиенко // Научный журнал «Дискурс». – 2017. – 1 (3). – С. 285-290. 32 Мешечкина Р.П., Антонов А.Ю. Направления совершенствования таможенного декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза// Фундаментальные исследования. – 2016. – № 2-2. – С. 397-401; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39944 (дата обращения: 12.06.2020). 33 Михайлов Ярослав Электронное декларирование: несколько лет активной и интересной работы // Таможенное обозрение. - 2014. - № 34. - с. 12-15 34 Москвина О.С. Проблемы таможенного декларирования товаров в электронной форме // Экономические науки. ? 2016. ? № 56-3. – С. 81-85 35 Покровская, В. В. Таможенное дело : учеб. пособ. : М. : Юрайт, 2014. 732 с. 36 Покровская, В. В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности : учеб. пособ. : М. : СПб. : ИЦ Интермедия, 2014. 136 с. 37 Полежарова Л. В. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности в России : учеб. пособ. : М. : Магистр, 2013. 364 с. // Электронная библиотека Знаниум : [сайт]. URL: http://znanium.com/go.php?id=396169 (дата обращения 20.04.20). 38 Сальникова А.В. Электронное декларирование как основа электронной таможни//Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018. № 3 (27). С. 49-53. 39 Стамати Е.П., Павликов И.А. Использование технологии удаленного выпуска товаров в работе таможенных органов // Эко. – 2016. – № 3. – doi: 10.18334/eo.6.3.37321. 40 Рахматуллина Р. М., Стецюра А. Г. Анализ использования информационных технологий в целях повышения результативности деятельности таможенных органов // Вектор экономики. 2017. № 12(18). Электронная научная библиотека elibriry.ru [сайт]. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id-323 17871 (дата обращения: 06.04. 20). 41 Таможенная служба Российской Федерации в 2008 – 2018 годах. [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845. 42 Официальный сайт WTO. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/ (дата обращения: 01.06.2020). 43 Официальный сайт Европейской экономической комиссии ООН. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unece.org/ (дата обращения: 01.06.2020). 44 Официальный сайт ЕАЭС. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 19.05.2020). 45 Официальный сайт ФСБ РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fsb.ru/ (дата обращения: 19.05.2020). 46 Официальный сайт ФТС России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения: 06.05.2020). 47 Официальный сайт ДВТУ. [Электронный ресурс]. URL: http://dvtu.customs.ru/. 48 Про ВЭД. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/category/128-customs.html (дата обращения: 20.03.2020). 49 Портал электронного представления сведений. [Электронный ресурс]. URL: http://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb/Services/About/Ed. 50 Альта - Софт: Таможенный портал для участников ВЭД. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/57996/. 51 Материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/04/main/06_Federalnaya_tamozhennaya_sluzhba_v_2018_godu.pdf .
Отрывок из работы

1 Применение электронного декларирования в таможенных органах Российской Федерации 1.1 Правовая основа таможенного декларирования товаров На сегодняшний день приоритетными направлениями в работе таможенных органов Российской Федерации по-прежнему остаются внедрение и применение перспективных таможенных технологий. Электронное декларирование существенно ускоряет и упрощает совершение таможенных операций, что в свою очередь увеличивает качество выполнения функциональных обязанностей, обеспечивает возможности предоставления участникам внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) новых услуг, ускоряет процесс осуществления таможенных операций, повышает достоверность циркулирующих данных в таможенной службе, обеспечивает подходящий уровень информационной безопасности и многое другое. История развития правового регулирования таможенного декларирования в электронной форме в Российской Федерации охватывает сравнительно короткий период. Однако в результате введения электронного таможенного декларирования, вносятся качественные изменения в организацию таможенной деятельности в России. Следует отметить, что правовое регулирование таможенного декларирования в электронной форме на нескольких этапах его развития имеет несколько элементов. Прежде чем говорить о ретроспективном анализе регулирования таможенного декларирования в электронной форме в Российской Федерации, необходимо вспомнить суть таможенной деятельности в целом. Таможенная деятельность представляет собой сложный процесс, в который вовлечены не только таможенные органы, но и другие субъекты (юридические и физические лица), которые также являются участниками в таможенных правоотношениях. В таможенную деятельность, связанную с электронным декларированием, вовлечены таможенный инспектор как должностное лицо таможенных органов России и декларант как участник внешнеэкономической деятельности. Электронное декларирование (далее – ЭД) – это технология, при которой заявление сведений в таможенные органы осуществляется в электронной форме, иными словами, электронное таможенное декларирование представляет собой технологию, позволяющую декларанту подавать таможенному органу документы и сведения, включая декларацию на товары, которые необходимы для помещения товара под определенную таможенную процедуру, в электронной форме, имеющую значительные преимущества по сравнению с письменной формой таможенного декларирования товара (таблица 1) [30]. Стоит отметить, что юридическая значимость документов в электронной форме обеспечивается применением электронной подписи - своеобразного электронного ключа доступа в то или иное место единой интегрированной сети. Таблица 1 – Сравнительная характеристика таможенного декларирования товара в письменной и в электронной формах Показатели Таможенное декларирование товара в форме : письменной электронной Время, затрачиваемое на таможенное декларирование товара Более 40 мин. 15-20 мин. Количество документов Более 10 Менее 5 Количество служебных отметок До 150-200 1(с электронной цифровой подписью ) Заполнение документов Ручное Автоматизированное Время получения разрешения таможни на разгрузку с момента прибытия транспортного средства 25-40 мин. 0 мин. Таким образом, данная таблица позволяет выявить ряд преимуществ применения электронного таможенного декларирования товара по сравнению с его письменной формой, а именно: 1. исключение делопроизводства на бумажных носителях; сокращение времени таможенного декларирования товара; 2. открытость процесса таможенного декларирования товара; совершение действий таможенного декларирования товара и операций таможенного контроля в автоматическом режиме; 3. возможность совершения таможенного декларирования товара с любого рабочего места, имеющего доступ в сеть Интернет, позволило достичь максимального эффекта (с учетом существующих проблем) в результате ее. Следовательно, основной целью введения электронного таможенного декларирования было ускорение процесса выпуска товаров в свободное обращение, что способствует увеличению товарооборота, повышению эффективности взаимодействия участника внешнеторговой деятельности и таможенного инспектора, а также сокращению времени поступления таможенных платежей в доходы федерального бюджета [39]. Современный период развития взаимодействия между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности при электронном декларирование происходит в основном посредством электронной формы, через сеть Интернет по следующей схеме, представленной на рисунке 1. Стоит отметить, что с 2014 года таможенное декларирование товара в Российской Федерации осуществляется в основном в электронной форме, за исключением особых случаев, установленных Правительством Российской Федерации. Рисунок 1 – Взаимодействие между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности при электронном декларирование Отсюда следует, что ключевыми узлами данной схемы и порядок передачи электронных документов от декларанта к инспектору следующий: 1. Декларант. 2. Информационный оператор. 3. Центральное информационно-технической таможенное управление ФТС России (ЦИТТУ ФТС). 4. Региональное таможенное управление (РТУ). 5. Таможня. 6. Таможенный пост. Согласно представленной схеме передача электронных документов по этим узлам происходит в следующем порядке: ? декларант формирует пакет документов, включая декларацию на товары (далее – ДТ) и документы, подтверждающие заявленные сведения из декларации, и через сеть Интернет направляет этот пакет документов информационному оператору. Предварительно ДТ и все документы подписываются ЭП декларанта; ? информационный оператор в автоматическом режиме пересылает все полученные документы в центральное информационно-техническое таможенное управление федеральной таможенной службы России (далее – ЦИТТУ ФТС России), где проводится проверка подлинности электронной подписи (далее – ЭП), документов и ДТ, а также проводится форматнологический контроль; ? далее документы направляются на таможенный пост через региональное таможенное управление и таможню; ? на таможенном посту инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля (далее – ОТОиТК) производит принятие документов, их проверку и присвоение справочного таможенного номера. Дальнейшее взаимодействия строится исходя из выбранной таможенной процедуры и может включать следующие шаги: – отзыв декларации на товары; – запрос дополнительных документов; – внесение изменений в ДТ и документы; – досмотр товаров. На данный момент можно выделить три этапа развития правового регулирования таможенного декларирования в электронной форме в России [26]: 1) начальный этап (доминирование таможенного декларирования в бумажной форме, начало формирования понятийного аппарата таможенного декларирования в электронной форме, 1993–2002 гг.); 2) этап становления (электронное декларирование – 1 (ЭД-1), 2002–2008 гг.); 3) этап поступательного развития (электронное декларирование – 2 (ЭД-2), с 2008 г. по настоящее время). Внедрение ЭД-2 значительно расширило возможности участников внешнеэкономической деятельности и позволило уменьшить время совершения таможенных операций и таможенного контроля, сократить расходы, увеличить товарооборот (таблица 2). Таблица 2 – Сравнительная характеристика таможенного декларирования товара в ЭД-1 и в ЭД-2 формах Критерий сравнения ЭД-1 ЭД-2 Подключение к сети Собственная информационная сеть таможни Сеть «Интернет» Требования к передаче данных и разработке Закрытые Открытые, документ опубликован на сайте ФТС Разработчик ПО Единственный разработчик (СПб ГЭТУ “ЛЭТИ”) Несколько десятков. Разработчиком может стать любая компания прошедшая аттестацию ФТС РФ. Стоимость внедрения и эксплуатации брокером Высокая. Необходимо проводить подключение к сети таможни, выстраивать узел связи у себя (до 1,5 млн рублей) Низкая при использовании услуг оператора. Средняя при внедрении узла связи у себя, при этом можно выбрать ПО любого аттестованного разработчика (до 400 тыс. рублей) Доступ к электронному архиву Только в ручном режиме Автоматически из программы Вид пересылаемых документов Неформализованный (сканы/фотографии) Формализованный (определенный вид/формат) Работа инспектора В трех программах (Система электронного декларирования, конвертатор ЭДТ, АИСТ) В одной программе (АИСТ) Формирование протокола ошибок в ДТ вручную инспектором автоматически Следовательно, можно сделать вывод о том, что самым важным преимуществом технологии ЭД-2 стала возможность использовать сеть Интернет для связи с таможенными органами. Это позволило сделать возможным удаленное декларирование на любом таможенном посту в Российской Федерации. Благодаря новым техническим решениям для участников ВЭД существенно снизилась стоимость внедрения, эксплуатации. Эти факторы позволили сделать электронное декларирование массовым. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих таможенное декларирование в электронной форме в Российской Федерации, приведен в таблице 3, при этом соотнесены действующие законы с элементами процесса таможенного декларирования в электронной форме. Таблица 3 — Основные нормативно-правовые акты, регулирующих таможенное декларирование в электронной форме в Российской Федерации Аспект электронного декларирования Основные нормативные правовые акты Информационное обеспечение таможенных органов Глава 48 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Глава 52 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» Придание юридической силы таможенной декларации, поданной в электронной форме Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об электронной подписи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.12.2017) Механизм электронного декларирования Глава 17 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Глава 15 ФЗ Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Приказ ФТС России от 24.01.2008 №52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет». Таким образом, Основными нормативными актами, регулирующими правоотношения информационного обмена данными, без чего невозможно осуществление таможенного декларирования в электронной форме, являются Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ФЗ № 149-ФЗ). ФЗ № 149-ФЗ регулирует следующий ряд правоотношений: 1) осуществление права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; 2) применение информационных технологий; 3) обеспечение защиты информации. Из этого можно сделать вывод о том, что нормы указанного законодательного акта непосредственно применяются к регулированию правоотношений по таможенному декларированию в электронной форме, поскольку этот процесс представляет собой передачу документов и информации в электронной форме через Интернет таможенным органам для проведения таможенных операций и таможенного контроля. Рассматриваемый правовой акт закрепляет основные термины информационного и документационного обеспечения управления, применяемые и при осуществлении таможенного декларирования в электронной форме, например, такие как: – информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; – электронное сообщение; – информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети; – электронный документ – документированная информация, представленная в электронной форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах, и другие. Таким образом, Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», регулируя вопросы электронного обмена данными, непосредственно распространяется на применение и использование информационных технологий в таможенной деятельности, позволяющих осуществлять электронное таможенное декларирование. Рассмотрев правовые акты, закрепляющие возможность передачи и обмена информацией и документами в электронной форме, нельзя не сказать о Федеральном законе от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (ФЗ № 63-ФЗ), регулирующем вопросы придания юридической силы электронному документу. Декларация на товары, поданная в электронном виде, представляет собой электронный документ, т.е. документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. Электронная декларация приобретает юридическую силу после подписания ее электронной подписью, что означает, что электронная декларация, подписанная квалифицированной электронной подписью, признаётся электронным документом, равнозначным бумажному документу, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Для использования электронной формы таможенного декларирования декларант должен обладать электронной подписью, т.е. информацией в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и используется для идентификации лица, подписывающего информацию. Для получения сертификата электронной подписи заинтересованный участник внешнеэкономической деятельности должен обратиться в Ведомственный удостоверяющий центр таможенных органов и предоставить необходимые документы для получения и выдачи сертификата электронной подписи. Сертификат ключа электронной подписи, используемый для таможенного оформления, должен содержать информацию о фамилии, имени, отчестве владельца сертификата ключа подписи, его должности (с указанием наименования организации). Порядок получения и выдачи сертификатов электронной подписи регулируется приказом ФТС России от 24.01.2008 № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет», а также приказом ФТС России от 25.10.2012 № 2187 «Об утверждении Положения об использовании участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, средств электронной подписи при реализации информационного взаимодействия с таможенными органами РФ». Одной электронной подписью могут быть подписаны несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов), что ипписпользуется в таможенном декларировании в электронной форме при подаче полного пакета документов, необходимых для «таможенной очистки»мтоваров. При подписании электронной подписью пакета электронных документов каждый из электронных документов, входящих в этот пакет, считается подписанным ЭП того вида, которой подписан общий пакет электронных документов. Стоит отметить, что декларация на товары и другие документы, необходимые для таможенных целей, должны быть подписаны электронной подписью только с использованием сертификата ключа ЭП лица, сведения о котором указываются в гр. 54 таможенной декларации. Таком образом, подача декларации в электронной форме невозможна без наличия у декларанта или таможенного представителя, действующего от имени и по поручению декларанта, актуального ключа электронной подписи, так как электронная подпись является обязательным инструментом для совершения таможенных операций, в том числе декларирования товаров в электронной форме. Перемещение через таможенную границу и совершение таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств требуют соблюдения принципа оперативности. Реализации данного принципа способствует использованию информационных технологий. Без использования информационных таможенных технологий невозможно обеспечить необходимые быстроту и качество совершения таможенных операций. Правовое регулирование таможенного декларирования в электронной форме основано на нормах национального таможенного законодательства, хотя влияние международного права на него не следует недооценивать, учитывая специфику функционирования отрасли таможенного права. На межгосударственном уровне исследуемые правоотношения регулирует ТК ЕАЭС, который основывается на положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. ТК ЕАЭС предусматривает возможность подачи декларации на товары в электронной форме как альтернативу письменной форме таможенного декларирования, что в некотором смысле противоречит существующему национальному законодательству России. Так, на национальном уровне основным нормативным правовым актом, регулирующим таможенные правоотношения, является Федеральный закон от 03.08.2018 № 289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ФЗ № 289-ФЗ). В п. 3 ст. 95 ФЗ № 289-ФЗ закреплено, что «декларация на товары подается в электронной форме, но пунктом 4 этой же статьи определено, что таможенное декларирование допускается также в письменной форме, в случаях, предусмотренных подпунктами 1-5 п. 4 ст. 104 ТК ЕАЭС, а именно[1]: 1. При помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита. 2. В отношении товаров для личного пользования. 3. В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. 4. В отношении транспортных средств международной перевозки. 5. При использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов. Также Правительство Российской Федерации устанавливает перечни товаров, таможенных процедур, а также случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме, что нашло свое отображение в принятом постановлении Правительства РФ от 13.12.2013 № 1154 «О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме», где определен узкий перечень оснований применения письменной формы таможенного декларирования, например, декларирование товаров, сведения о которых относятся к государственной тайне, применение строго определенных таможенных процедур. Отсюда следует, что данный правовой акт не только отдаёт преимущество электронной форме таможенного декларирования, но и делает ее практически обязательной, за исключением особых случаев. Более детальный анализ нормативно-правовой базы, необходимой для таможенного контроля и таможенного оформления деклараций, приведен в таблице 4. Таблица 4 – Нормативно-правовая база необходимая для таможенного контроля и таможенного оформления деклараций Название и статус документа, номер Дата и орган, принявший документ Область регулирования Конституция Всенародное голосование, 12 декабря 1993 года Права и обязанности граждан Договор о Евразийском экономическом союзе Подписан Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации г. Астана от 29.05.2014 (ред. от 15.03.2018) Обеспечение свободы движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Решение № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» Комиссия Таможенного союза от 20 мая 2010 г Определяет порядок заполнения декларации на товары Решение № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций». Комиссия Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378 Утверждены классификаторы, используемые для заполнения таможенных деклараций Решение № 258 «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля» Комиссия Таможенного союза от 20 мая 2010 г Утверждён порядок проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля Решение № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации» Комиссия Таможенного союза от 18 июня 2010 г Определены форма и порядок заполнение транзитной декларации Решение № 98 «Об Инструкции о порядке регистрации или отказа в регистрации декларации на товары» Коллегия Евразийской экономической комиссии от 2 июля 2014 г (ред. От 24.07.18) Определяет порядок регистрации или отказа в регистрации декларации на товары Решение № 288 «О форме ТПО и порядке заполнения и применения ТПО» Комиссия Таможенного союза от 18.06.2010 (ред. от 02.06.2016) Определяет правила заполнения таможенного приходного ордера (далее - ТПО), добавочных листов к таможенному приходному ордеру (далее - ДТПО), случаи их Применения, а также порядок отражения уплаты платежей с применением ТПО, ДТПО Решение № 289 «О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» Коллегия Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г (ред. от 22.01.2019) Определяет случаи и порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары Решение № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» Совет Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г Установлен порядок перемещения товаров для личного пользования Таможенный кодекс Евразийского экономического союза РФ, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия, 11 апреля 2017 года Осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, их нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС или за ее пределами и иное Федеральный закон № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Государственная Дума от 3 августа 2018 г Определены положения о таможенном регулировании в ЕАЭС Постановление № 809 «О Федеральной таможенной службе» Правительство Российской Федерации от 16 сентября 2013 г Определены полномочия Федеральной таможенной службы Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» Государственная Дума от 27 июля 2006 г (ред. От 31.12.2017) Регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных Постановление № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 г Разъяснены некоторые вопросы применения судами таможенного законодательства Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (глава 16) Государственная Дума, 20 декабря 2001 года Правонарушения физических и юридических лиц Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Государственная Дума от 27 июля 2004 г Регулирование отношений, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением Федеральный закон от № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Государственная Дума 25 декабря 2008 г Устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений Приказ № 2101 «Об утверждении порядка регистрации пассажирских таможенных деклараций и образца журнала регистрации пассажирских таможенных деклараций на товары, перемещаемые физическими лицами в несопровождаемом багаже, доставляемые перевозчиком в адрес физического лица, транспортные средства, перемещаемые физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза в целях выпуска в свободное обращение» ФТС России от 6 ноября 2013 г Определяет последовательность действий должностных лиц таможенного органа при регистрации пассажирских таможенных деклараций на товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами Таким образом, таможенное декларирование товаров и транспортных средств, осуществляемое в электронной форме, является перспективным направлением развития деятельности ФТС России. паролджлорпаролорнпе Широкомасштабное применение таможенного декларирования товаров и транспортных средств в электронной форме значительно сокращает время проведения соответствующих таможенных операций по выпуску товара под определенную таможенную процедуру, уменьшает архив информации на бумажных носителях, минимизирует контакт должностных лиц таможенных органов с участниками ВЭД, что, в свою очередь, приводит к снижению уровня коррупции.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg