Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие мелкой моторики рук дошкольников 5 – 6 лет посредством пальчиковых игр

superrrya 2425 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 97 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.10.2021
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: приёмы развития мелкой моторики рук у де-тей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр Цель исследования: теоретически обосновать, спроектировать и опытно-экспериментальным путем опробовать влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики руки старших дошкольников. Гипотеза исследования: проектирование процесса развития мелкой моторики руки дошкольников посредством пальчиковых игр будет осу-ществлено, если: определена сущность и содержание развитие мелкой мо-торики руки дошкольников; актуализированы идеи и приемы эффективно-го использования пальчиковых игр. В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования ре-шались следующие задачи: 1. На основе анализа психолого-педагогических литературы рас-крыть и охарактеризовать особенности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. 2. Определить роль пальчиковых игр в развитии мелкой мотори-ки рук у детей старшего дошкольного возраста. 3. Выявить уровень развития мелкой моторики рук у детей стар-шего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной рабо-ты. 4. Разработать методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста Методологическую основу исследования составили философские положения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений; о диалек-тическом методе познания действительности; системный, личностно-деятельностный и профессиографический подходы. Теоретической основой исследования являются: психолого-педагогические концепции теории деятельности Л.С. Выготского, А.В. За-порожца, Д.Б. Эльконина и др., положения физиологической теории о свя-зи развития руки и мозга И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова и др.; исследования по проблеме детской речи М.М. Кольцова, М. Монтес-сори, В.А. Сухомлинский и др.; теории по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму Т.В. Фадеева, С.В. Черных, А.В. Мельникова, и др.; концепции, направленные на использование разнообразных форм ме-тодической работы Е.С. Березняк, М.А. Бочкаревой, Л.П. Куцаковой, С.Г. Молчановой и др. Методы исследования. В исследовании использовался комплекс вза-имодополняющих методов исследования: анализ научно-педагогической и методической литературы, государственных нормативных документов, синтез, наблюдение, беседа, интервью, изучение результатов деятельности дошкольников (рисунки, поделки, творческие работы), изучение опыта ра-боты воспитателей, опытно-экспериментальная работа. Этапы исследования. На первом этапе - изучалась философская, социологическая и психо-лого-педагогическая литература по проблеме исследования, поиск и фор-мулирование идеи исследования; разработка научного аппарата, оформ-ление теоретической части исследования, разработка программы экспери-мента. На втором этапе – организация и проведение опытно-экспериментальной работы, в образовательном учреждении, корректиров-ка программы эксперимента. На третьем этапе – завершение опытно-экспериментальной работы, обработка полученных результатов, формулировка выводов и оформле-ние материалов. База исследования: База исследования: муниципальное казённое до-школьное образовательное учреждение (МКДОУ) - детский сад № 1, горо-да Татарска, Новосибирской области. В эксперименте участвовали дети старшей группы «А» и старшей группы «Б» в количестве (10 человек) Научная новизна исследования состоит в том, что: ? актуализированы и содержательно раскрыты идеи развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста; ? обоснована роль пальчиковых игр в развития мелкой моторики де-тей старшего дошкольного возраста. Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: ? конкретизирована суть развития мелкой моторики рук детей старше-го дошкольного возраста; ? выделены и обоснованы основные приемы методической работы по развитию мелкой моторики рук детей старшего дошкольного воз-раста посредством пальчиковых игр; Практическая значимость исследования состоит в том, что были разработаны рекомендации по совершенствованию развития мелкой мо-торики рук старших дошкольников на основе использования различных приемов пальчиковых игр. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в образовательных учреждениях ДОУ, в системе по-вышения квалификации воспитателей. Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения, материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики, психологии и социальной работы Омской гуманитарной академии; на методических семинарах ДОУ детский сад № 1, города Татарска, Новосибирской области; на отчетных конференциях по производственной (научно-исследовательская работа) практике. Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованной литературы и источников.
Введение

Актуальность исследования обусловлена коренными преобразова-ниями в российском обществе, введением и утверждением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что в свою очередь привело к изменениям в системе дошкольного образо-вания. В практике работы с детьми дошкольного возраста актуальной про-блемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного воз-раста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизи-ческого развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих воз-можностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо раз-вивать память, восприятие, мышление, внимание. В дошкольном возрасте моторное развитие составляет фундамент умственного развития, ведь ум-ственные способности начинают формироваться рано и в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной [16]. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста рассматривается в трудах психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Взаимобусловенная связь развития руки и мозга раскрывают физиологи И.П. Павлов, В.М. Бехте-рев, И.М. Сеченов; детской речи М.М. Кольцова, японские и китайские ученые Намикоси Токудзиро и Йосиро Цуцуми, М. Монтессори, В.А. Су-хомлинский и др. Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т.В. Фадеева, С.В. Черных, А.В. Мельникова, и др.; анализом графиче-ских умений детей Д. Элстон и Д. Тейлор. Зависимость развития мелкой моторики и сформированности речевых навыков была доказана экспериментальным путем М.М. Кольцовой. Ею было установлено, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движения рук. В изысканиях Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Фомичевой опи-саны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием. Уче-ными С.Е. Гаврилиной, Н.Л. Кутявиной, М.Ю. Кистяковской И.Г. Топор-ковой, С.В. Щербинина и др. акцентируется внимание на упражнениях, ко-торые активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, воспитывают координацию и развивают речь, в частности на пальчиковой гимнастике; М.С. Воронцовой, С.В. Светловой и др. для этой цели разработаны пальчиковые игры, Н.Н. Пав-ловой, В.В. Цвынтарным автодидактические игры с предметами. Вместе с тем, исследования направленные на выявление уровня раз-вития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у де-тей, обучающихся в 1-м классе, показывают, что у многих из них движения рук недостаточно целенаправленны и плохо подчиняются задачам дея-тельности. Особенно слабо развиты сложнокоординированные движения ведущей руки, плохо сформированы умения использовать ручку и каран-даш в качестве рабочего инструмента. Все это обостряет реально существующие противоречия между гармоническим развитием дошкольника, его благополучной социализаци-ей, подготовленности к школьному обучению и недостаточным использо-ванием упражнений с применением пальчиковых игр, отсутствием соответ-ствующих теоретических и практических разработок по организации дея-тельности для достижения продуктивного результата. Данные противоречия обусловили проблему нашего исследования: посредством чего может быть спроектирован эффективный процесс разви-тия мелкой моторики рук дошкольника 5-6 лет? Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Развитие мелкой моторики рук старших дошкольников посредством пальчиковых игр».
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая пробле-ма…………………………………………………8 1.1. Роль мелкой моторики в развитии детей дошкольного возрас-та………………………………………………………………………………….8 1.2. Дошкольный возраст 5 – 6 лет и его особенно-сти……………………….19 1.3. Влияние пальчиковых игр на успешную подготовку старших до-школьников к обучению грамо-те……………………………………………………..26 Выводы по первой гла-ве………………………………………………………..33 Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию мелкой мото-рики детей дошкольного возрас-та…………………………………………………...35 2.1. Диагностика уровня развития мелкой моторики детей в старшей груп-пе…………………………………………………………………………………35 2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента по развитию мелкой моторики у старших дошкольников посредством пальчиковых игр………………………………………………………………………………..48 2.3. Методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возрас-та……………………………………………….62 Выводы по второй гла-ве………………………………………………………...83 Заключение ………………………………….…………………………………..85 Список литерату-ры……………………………………………………………...86 Приложения ………………………………………………………………...…...89
Список литературы

1. Акулова И.В. Умные пальчики: М.: 2014. С. 26 - 31. 2. Анучина Н.А. Ребенок в детском саду. М.: 2006. С. 45-48. 3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Книга для воспитателя детского сада и родителей. М.: Просвещение, 1992. С.96. 4. Волкова Г. А. Диагностика речевого развития дошкольников. М.: Сфе-ра, 2005. С. 360. 4. Гавров С.Н. Воспитание как антропологический феномен. // Учебное по-собие. М.: Форум, 2011. С.240 5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1991. С.471. 6. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М.: АСТ, 2005. С. 223 . 7. Железнова Е. М. Пальчиковые игры . М.: Феникс, 2000. С. 52 . 8. Жинкин Н. И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольни-ков. М.: 1998. С. 15-27. 9. Жукова Н. С. Логопедия . М.: Академия, 2006. С. 398 . 10. Жукова Н. С. Мастюкова Е. М. Логопедия. // Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург.: АРД ЛТД, 2007. С. 320 . 11. Жукова Н. С. Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. М.: 2003. С. 290 . 12. Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребёнка. – М.: Педагоги-ка., 2011. С.216. 13. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. // Пальчиковый игротре-нинг. — Екатеринбург.: У-Фактория, 2004. С. 15., С. 224. 14. Карельская Е.В. Поможем Буратино заговорить. Из опыта работы ло-гопеда. Статья шестая. Динамические паузы и пальчиковый игротренинг //«Дошкольное воспитание» №5. С.99 15. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. С. 680. 16. Лопухина И. С. Логопедия: речь, ритм, движение: Пос. для логопедов и родителей / И. С. Лопухина - СПб.: Дельта, 2000. С. 256. 17. Люблинская А. А. Детская психология. М: Владос, 2000.С. 316. 18. Люблинская А. А. Роль речи в развитии восприятия детей. М: Акаде-мия, 2004. С. 170. 19. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М. М. Алексеева, В. И.Яшина. М.: Академия, 2000. С. 45-54. 20. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. М.: 2001. С. 218. 21. Мальцева И. В. Пальчиковые игры для детей. От 3 до 7 лет. М.: Азбу-ка-классика, 2010. С. 117. 22. Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 2003. С. 218. 23. Новиковская О. А. Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи. М.: АСТ, 2009. С. 175. 24. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль: Гринд, 1999. С. 218. 25. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. М., Российское педа-гогическое агентство, 2006. С. 395. 26. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1999. С. 380 . 27. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольни-ков: Пособие для родителей и педагогов. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. С. 48. 28. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: по-собие / О.В. Солодянкина. – М.: Аркти, 2006. С. 80 . 29. Тихеева Е. И. Развитие речи. – СПб.: Речь, 2005. С. 274. 30. Тимофеева Е.Ю. Пальчиковые шаги: упражнения на развитие мелкой моторики. М.: Корона Век, 2007. 31. Тимофеева Е.Ю. Пальчиковая гимнастика Упражнения на развитие ? мелкой моторики: пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. М. Корона Принт, 2008. 32. Титова Ю.О. Играть с ребенком. Как? // Развитие внимание, мелкой моторики, крупной моторики у детей 6 лет. М.: Эксмо, 2010. 33. Шмелева Е.Б. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой мото-рики и речи у детей 5 - 6 лет М.: Ювента, 2009. 34. Узорова О.В. Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. Москва, 2001. 35. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Издательство институ-та психотерапии, 2001. С. 150 . 36. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. С. 287. 37. Филичева Т. Б. Особенности речевого развития дошкольников // «Дети с проблемами в развитии», 2004, №1. С. 15-28. 38. Филичева Т. Б. Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. Екатерин-бург, 1996. С. 127 . 39. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. М.: Рипол Классик, 2010. С. 45. 40. Шмелева Е. Б. Пальчиковые игры . М.: Ювента, 2009. С. 74. 41. Щелованов Н. М. Ясли и дома ребенка: Задачи воспитания.- 4 изд. М.: Просвещение, 1990. С. 89. 42. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Акаде-мия, 2000. С. 13
Отрывок из работы

Глава 1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДО-ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1. Роль мелкой моторики в развитии детей дошкольного воз-раста. В педагогической литературе особое внимание уделяется проблеме развития мелкой моторики и предлагается комплекс мер для поддержки развития движений пальцев рук. Нейробиологи и психологи, занимающиеся изучением мозга и ум-ственного развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Чем лучше будут развиваться пальцы ребенка, тем легче будет справляться с речью. Моторика – (лат.motus – движение) трактуется, как двигательная ак-тивность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают по-следовательность движений, которые в своей совокупности, нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании с зрительной си-стемой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто использу-ется термин «ловкость» [с. 75]. Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предмета-ми, переносить предметы из рук в руки, а также выполнять задачи, требу-ющие скоординированной работы глаз и рук. Тонкие двигательные навы-ки связаны с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприя-тием ребенка. [с. 26 - 31., с. 27]. Под термином «мелкая моторика» понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных ежедневных действий, но также и для стимуляции развития детского мозга. Мелкая моторика развивается естественным путем с детства на осно-ве общей моторики. В течение первой половины жизни относительно тонкие действия рук осваиваются в процессе развития кинетического чувства - положения и движения тела в пространстве, то есть в процессе создания визуальных тактильных и кинестетических связей. После создания этих связей движе-ния руки начинают выполняться в большей степени под контролем зрения, теперь появление объекта является мотивацией для перемещения руки к нему. Сначала ребенок учится хвататься за предмет, затем появляются навыки рукопожатия, так называемые «пинцетный захват», в течение двух лет он может правильно рисовать, держать кисть и ложку. В дошкольном и младшем школьном возрасте двигательные навыки стали более разнооб-разными и сложными. Доля акций, требующих согласованных действий обеих рук, увеличивается. [ с. 14]. К области мелкой моторики относится большое разнообразие дви-жений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мел-ких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Исследо-ватели показали, что с анатомической точки зрения около трети всей пло-щади моторной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти, которая расположена очень близко к речевой зоне. Поэтому развитие дет-ской речи неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Дело в том, что рука имеет наибольшее «представление» в коре головного мозга, и, следовательно, именно развитие руки играет важную роль в формирова-нии мозга и в формировании речи. Поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальцев достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы проло-жили путь для дальнейшего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев является развитие взаимосвязи между полушариями мозга и синхронизация их работы. В правом полу-шарии мозга у людей появляются различные изображения, а в левом по-лушарии они озвучиваются, то есть находят словесное выражение. Чем сильнее эти отношения, тем быстрее и чаще встречаются нервные импуль-сы между полушариями, чем активнее мыслительные процессы, тем точнее внимание, тем выше способность [с. 26 - 31 с. 28]. По словам М.М. Кольцовой, развитие мелких двигательных способ-ностей кисти также влияет на развитие таких психических процессов, как мышление, память, внимание, пространственные представления. По мере развития руки ребенка развиваются не только мышцы, но и способность наблюдать, сравнивать и творческое воображение, настойчивость и терпе-ние, точность, аккуратность, настойчивость, то есть развивается эмоцио-нально выбираемая сфера ребенка [с. 15]. Высокая степень развития мягких двигательных способностей харак-теризуется хорошей координацией движений рук, точностью, ловкостью, плавными движениями без напряжения, равномерным темпом движения рук, правильной осанкой. Средний уровень развития двигателей характеризуется недостаточ-ной координацией движений, скоростью и неточностью движений, колеба-ниями скорости движения рук, нарушением осанки на фоне усталости. Низкий уровень развития мелкой моторики характеризуется напря-женностью и не скоординированностью движений, нарушением темпа движения рук, ручной дистресс, снижением положения рук и резкими движениями. Основными критериями оценки мелкой моторики являются: ?статическая координация; ?динамическая координация; ?скорость движений; ?сила движений; ?сопровождающие движения Решающим фактором, определяющим морфологическое и функцио-нальное развитие двигательного анализатора, является окружающая сре-да, воспитание ребенка и его двигательная активность. В активной двига-тельной активности создаются сложные моторные стереотипы, создаются новые условно-рефлекторные связи, которые повышают работоспособ-ность коры головного мозга и стимулируют развитие мышления ребенка. Тренировка движений пальцев и кистей рук является важным фактором также потому, что она улучшает движения суставов, а также общее повы-шение тонуса тела дошкольника. [с. 28 — 36, с. 30]. Таким образом, значение развития мелкой моторики можно свести к следующим положениям. 1. Движения рук — это основа для формирования навыков самооб-служивания у детей. 2. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных по-казателей готовности ребенка к обучению в школе. 3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции ре-чи и стимулируют развитие других психических функций — мышления, памяти, внимания. На ранних этапах жизни его интеллектуальные способности под-тверждаются мелкими двигательными навыками, отражающими развитие ребенка. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, зашнуровать обувь. Им может быть сложно собирать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отвергают моделирование и аппликации, любимые другими детьми, они не успевают за детьми в клас-се. Так что возможности освоения мира детьми оказываются обеднен-ными. Дети часто чувствуют себя несамостоятельными в основных видах деятельности, доступных их сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. Со временем уровень развития со-здает проблемы со школой [с. 60 — 65.]. Для развития координации движений целесообразно использовать такие задания и упражнения: ?расстегивание и застегивание пуговиц; ?завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков; ?перекладывание мелких предметов; ?плетение из ниток различных поделок; ?аппликации; ?конструирование; ?лепка, рисование и штриховка; ?пальчиковая гимнастика; ?массажные упражнения. Развитию силы тонуса рук могут способствовать используемые педа-гогами и родителями такие задания и виды деятельности: ?работа со штампами; ?лепка из пластилина, глины; ?работа с бумагой (мять, рвать, разглаживать, резать); ?использование различных приспособлений (массажные мячики, ва-лики, ежики); ?работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание); ?изготовление поделок из природного и бросового материала. Развитию силы рук дошкольников помогают: ?работа со шнуровками; ?использование игровых предметов (пирамидка, матрешка); ?нанизывание бусинок; ?пальчиковые игры; ?мозаика; ?конструкторы; ?складывание разрезных картинок; ?игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров); ?выкладывание узоров из счетных палочек. Развитие мелкой моторики в дошкольных учреждениях должно быть целенаправленным. Для этого могут использоваться различные средства: продуктивные виды деятельности, упражнения для развития мелкой мото-рики (гимнастика пальцев), самомассаж, массажи, игры, графические упражнения [с. 75 - 77.]. Таким образом, термин «мелкая моторика» означает подвижность и ловкость мелких мышц в руках, выполняемых под визуальным контролем человека. Основными показателями формирования мелкой моторики являются: хорошая координация движений рук, точность, ловкость, плавные движе-ния без напряжения, равномерный темп движения рук, правильная осанка. Развитие мелкой моторики в соответствии с возрастом является не-обходимым и важным этапом в жизни каждого ребенка. При рождении мелкая моторика развивается на примитивном уровне - глядя на пальцы и руки, развиваются такие навыки, как удержание вложенного объекта, но постепенно улучшается мелкая моторика ребенка, и он может контролиро-вать свои руки, держать карандаши, рисовать. Чем лучше развивается мелкая моторика, тем лучше будет память, логика, речь и мышление ребенка. Стимуляция мелкой моторики активи-рует те процессы в коре головного мозга, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых навыков. Мелкая моторика (движения пальцев) в конечном итоге влияет на развитие детской речи и интеллекта, поскольку они взаимодействуют с та-кими более высокими свойствами сознания, как внимание, мышление, оп-тическое пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдение, зрение и память двигателя, речь. В дошкольном возрасте дети развивают мелкую моторику с помо-щью специальных игр и занятий (рисование, лепка, аппликация и многое другое). К области мелкой моторики относится большое количество разно-образных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк челове-ка. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двига-тельной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ре-бёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе ис-следователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину [7]. Ими было доказано, что развитие мелкой моторики паль-цев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Физиолог и публицист И.М. Сеченов писал, что движения руки чело-века наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зри-тельными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активно-го взаимодействия с окружающей средой. Физиолог Н.М. Щелованов и доктор педагогических наук М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетиче-ского чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид пред-мета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже пер-вого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начи-нают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган. Психофизиолог и физиолог Н.А. Бернштейн в своей теории показы-вает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений. Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований: • в связи с развитием познавательных способностей; • в связи с речевым развитием; • развитие собственных движений рук для осуществления пред-метных и орудийных действий, в том числе письма. Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте бла-годаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, яв-ляется условием познания ребенком предметного мира. «Непосредствен-ный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к от-крытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» писал психолог Д.Б. Эльконин. Развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствую-щий развитию речи. Если с ребенком не будут разговаривать – не будет развита моторика и речь малыша. То есть необходимо развивать речь ре-бенка в комплексе: стимулировать вопросами, просьбами много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор. Необходимо рассказы-вать ребенку, обо всем, что его окружает, читать, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к это-му, развивать мелкую моторику рук [8; 13]. Если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и психические показатели тоже в пределах нормы. Если же развитие мото-рики пальцев отстает, то и общие психические показатели ребенка ниже, чем у сверстников. До тех пор, пока движения пальцев ?не ?станут свобод-ными, ? полноценное ?развитие ребенка не удается [1]. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность вы-полнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды. Развитие речи ребенка напрямую зависит от степени развития тонких движений пальцев рук. Доказано, что если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту. Е.В. Мальцева отмечает, что существует «тесная связь психического развития ребенка с состоянием тонкой моторики рук, во многом пред-определяющей успешное овладение детьми разными видами учебной дея-тельности: графическими навыками письма, рисованием, конструировани-ем и др.» [10,11]. Родителям необходимо учить ребенка застегивать и расстегивать пу-говицы; зашнуровывать или расшнуровывать шнурки; вместе с детьми раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по фор-ме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры. Также рекомендуются разнообразные игры с мозаикой, кубиками, кото-рые способствуют формированию тонкой моторики. Эффективно прово-дить различные виды изобразительной деятельности, лепку и аппликации на разные темы в зависимости от поставленных целей [3]. Должна проводиться пальчиковая гимнастика каждый день по 5 ми-нут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами. Для определения уровня развития речи у детей первых лет жизни был разработан следующий метод: ребенку необходимо показать один па-лец, два пальца и три. Детей, которые преуспевают в изолированных дви-жениях пальцев, называют детьми. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются, а не просто слипаются и не могут двигаться изолиро-ванно, то это невысказанные дети. Пока движения пальцев не ослабнут, развитие речи и мышления будет затруднено. Формирование словесной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев достигают доста-точной точности. Развитие пальцевой моторики как бы прокладывает путь для последующего формирования речи. Внешняя речь более точна и последовательна, чем возникающая внутренняя речь. Внимательный взрослый знает, как при изготовлении поделок вместе с пальчиками ходуном ходит и язык малыша. Сказанное слово быстро запоминается вслух, и взрослому предоставляется возмож-ность проверить утверждение ребенка. Развивая небольшие дифференци-рованные движения рук, мы способствуем лучшему развитию речи ребен-ка. Мелкую моторику рук развивают: • рисование карандашами (фломастерами, кистью); • игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку; • различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; • игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – раз-жимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отвер-стия; • застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздева-ние и т.д.[1;17]. Физические упражнения также развивают мелкую моторику рук. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику. Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки, поэтому все упражнения необходимо дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария. Связь между развитием тонких движений руки и речью детей ещё в прошлом веке заметила знаменитая сегодня Мария Монтессори. Она за-ключила, что, если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Доказано, что в головном мозге человека центры, отве-чающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Раз-вивая мелкую моторику, педагог активизирует и соседние зоны мозга, от-вечающие а речь. Сегодня почти 80% населения мира имеет более развитое левое по-лушарие мозга, которое отвечает за логическое мышление, анализ и изу-чение языка. А правое полушарие отвечает за интуицию, креативность, воображение, восприятие искусства и музыки. Вся наша образовательная система ориентирована на развитие лево-го полушария - она сосредоточена на изучении языка, математики, анали-за, логики. Очень мало времени уделяется искусству и музыке как второ-степенным дисциплинам. При таком подходе правое полушарие, образно говоря, атрофируется из-за неиспользования. Большинство людей более активно используют правую руку с детства, игнорируя левую сторону, что также создает тенденцию к левому полушарию. Кстати, замечено, что лев-ша обычно более креативен, потому что у него относительно хорошо раз-витое правое полушарие, лучше, чем у его праворуких сверстников. Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что из-за пло-хого развития общей моторики, и особенно руки, у большинства совре-менных детей вообще нет готовности писать и возникают проблемы с раз-витием речи. По всей вероятности, мы можем сделать вывод, что если речь не правильная, это, вероятно, проблема с двигательными навыками. Даже если речь ребенка нормальная, это не значит, что ребенок хо-рошо управляет своими руками. К сожалению, большинство родителей узнают о проблемах коорди-нации движений и мелкой моторики до школы. Это превращается в вы-нужденное бремя для ребенка: помимо усвоения новой информации, нуж-но еще научиться держать карандаш непослушными пальцами [15]. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы поз-воляет нам сделать вывод о том, что, развивая мелкую моторику рук, мы развиваем речь, внимание и память ребёнка. 1.2. Особенности развития дошкольников 5-6 лет Дошкольный возраст представляет собой достаточно длительный период, на протяжении которого у ребёнка последовательно возникают различные новообразования. В возрастной психологии принято разделять дошкольный возраст на три основных этапа. Младший дошкольный возраст – это период от 3 до 4 лет жизни ма-лыша. В это время ребёнок переходит от совместной позиции с родителя-ми к отдельному «я», однако во многих ситуациях он всё ещё не может обойтись без помощи взрослого человека. Средний дошкольный возраст – период с 4 до 5 лет. Продолжают совершенствоваться физические навыки ребёнка. Активно идёт и психиче-ское развитие, в том числе умение устанавливать социальные контакты. Старший дошкольный возраст – период развития ребёнка с 5 до 7 лет. Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребен-ка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Возраст от 5 до 6 лет характеризуется активацией процесса роста: через год ребенок может вырасти на 7-10 см. Пропорции телесных изме-нений меняются. Движения улучшаются, моторные ощущения у детей расширяются, моторные навыки активно развиваются. Координация и стабильность баланса, необходимые для большинства движений, значи-тельно улучшены. В то же время девочки имеют определенное преимуще-ство перед мальчиками. Дошкольный возраст - один из важнейших этапов жизни ребенка, потому что в это время формируется его характер, его личность. Ребенок уже многое понимает, а главное, он хочет многому научиться и, главное, помочь ему в его усилиях. Обеспечение всестороннего развития ребенка в школе является задачей взрослых. Что такое дошкольное образование де-тей на основе развития мелкой моторики у детей? В пальцах ребенка имеется большое количество рецепторов, которые посылают импульсы непосредственно в мозг, в его центры, контролирую-щие развитие речи и последовательность движений пальцев. У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечно-стей, но маленькие мышцы, особенно руки, все еще слабы. Старший до-школьник выполняет большинство физических упражнений технически правильно. Он может критически оценивать движения других детей, но самоконтроль и самооценка противоречивы и появляются время от време-ни. Мысли детей о здоровье и здоровом образе жизни, о важности гигие-нических процедур (при которых необходимо мыть руки, зубная щетка и т. Д.), Закаливание, занятия спортом, утренняя гимнастика углубляются. Дети интересуются своим здоровьем, получают информацию о своем теле (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические навыки по уходу за ним. Существуют большие изменения в высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни улучшаются основные нервные процессы - возбуждение и особенно торможение. Это положительно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции становятся более устойчивыми и сбалансированными в этом возрасте. Ребенок не так быст-ро устает, он становится более выносливым, что связано с увеличением физической выносливости. Дети часто начинают воздерживаться от неже-лательных шагов по собственной инициативе. В целом, однако, способ-ность произвольно регулировать деятельность все еще недостаточна и требует внимания взрослых. Следует отметить, что именно в дошкольном возрасте особое внима-ние следует уделять развитию мелкой моторики, поскольку в момент, ко-гда ребенок идет в школу, его моторика должна соответствовать возраст-ному стандарту. Социальные представления морального плана создаются. Постепен-но происходит переход от импульсивного ситуативного поведения к пове-дению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно следуют правилам, регулирующим их отношения со сверстниками. Старшие до-школьники уже различают хорошие и плохие поступки, имеют представ-ление о добре и зле и могут привести конкретные примеры из личного опыта и литературы. Оценивая сверстников, они довольно категоричны и требовательны с точки зрения собственного поведения, они более снисхо-дительны и недостаточно объективны. Интеллектуальные способности детей расширяются. По своим харак-теристикам мозг шестилетнего ребенка близок к мозгу взрослого. Ребенок не только выделяет основные черты объектов и явлений, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространствен-ные, временные и другие отношения. Дети работают с достаточным коли-чеством временных просмотров: утро-день-вечер-ночь; вчера, сегодня, завтра, раньше, позже; Ориентируется в порядке дней недели, сезонов и месяцев, связанных с каждым сезоном. Совершенно уверенно управляйте ориентацией в пространстве и на плоскости: слева направо, сверху вниз, спереди, почти далеко, сверху вниз и т. Д. Общий кругозор детей расширяется. Интересы старших дошкольни-ков постепенно выходят за рамки непосредственного окружения детских садов и семейных школ. Детей привлекает широкий социальный и природ-ный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, дальних стран и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно понять и объяснить полученную информацию. В возрасте пяти лет мысли «маленьких философов» о происхождении Солн-ца, Луны, звезд и многих других начинают процветать. Чтобы объяснить, дети полагаются на знания, полученные из фильмов и телевизионных про-грамм: космонавтов, роверов, космических путешествий, звездных войн. Детям интересно слушать истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Знакомство с техникой, различными видами работ и профессия-ми родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, знакомство с его ценностями. Под руководством взрослого дошколь-ники занимаются исследовательской деятельностью, сами принимают и определяют познавательные задачи, делают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют различные методы тести-рования: эксперименты, эвристические рассуждения, длительные сравни-тельные наблюдения, делают н
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg