Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Государственное регулирование деятельности коммерческих банков (на примере АО «Россельхозбанк»)

superrrya 1925 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.10.2021
Цель данной выпускной квалификационной работы – изучить проблемы и перспективы развития государственного регулирования деятельности коммерческих банков на примере Владикавказкого отделения «Россельхозбанка» Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи: - рассмотреть основные теоретические аспекты государственного регулирования деятельности коммерческих банков; - проанализировать деятельность Владикавказкого отделения «Россельхозбанка» с точки зрения регулирования банковской деятельности; - выявить проблемы государственного регулирования банковской деятельности; - разработать комплекс мер по совершенствованию государственного регулирования банковской деятельности. Предметом исследования послужило государственное регулирование банковской деятельности в РФ, а объектом выступает Владикавказкое отделение «Россельхозбанка» Выпуская квалификационная работа включает в себя три главы, введение, заключение, список использованных источников информации. Первая глава выпускной работы освещает основные положения государственного регулирования банковской деятельности. Огромную роль на современном этапе развития регулирования банковского сектора играют нормативно-правовые акты. Государство регулирует банковскую деятельность посредством ФЗ «О Центральном Банке», ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», ФЗ «О страховании вкладов». Вторая глава направлена на рассмотрение деятельности Владикавказкого отделения «Россельхозбанка» В данной главе дана характеристика структурного подразделения с его краткой историей и организационной структурой, рассмотрен процесс регулирования банковской деятельности. И, наконец, третья глава раскрывает основные предложения по совершенствованию государственного регулирования банковской деятельности на примере взаимодействия регулирующих органов с кредитными организациями (на примере «Россельхозбанка») В заключении делаются выводы и предложения по исследуемой проблеме. Основные положения исследования докладывались и получили научное одобрение на VI международной научно-практической конференции «Развитие современной экономики и управления: проблемы и перспективы», на ежегодных научных конференциях региона и круглых столах Владикавказского филиала Финансового университета. Основные результаты исследования опубликованы в научных периодических изданиях. Теоретической и методологической основой послужили нормативно-правовые акты, а также научные труды ведущих ученых Лунёва, Л. А., Козлова, Л. В., Кемаева, С. А., Ендовицкий, Д. А., Дубянский, А. Н., Деревянко, А. В., Горемыкина, Е. В,. Виноградова, Е. П., Беляева, Д. С., Ларионова, И. В., Ляховская, К. А. Новоселова, Е.Г., Проскурякова, Е. Е., Морозова, Т. Ю., Cавельева, Н. К. ,Cелявина, Е. А,. Тупикина, М. Ю. Шутов, И. В., Щипакина, С. А., Чибисова, Е. И., Трохименко, В. И., Софронова, В. В., и многих других. Аналитическая информация была получена из официального сайта АО «Россельхозбанка» и при прохождении практики во Владикавказком отделении «Россельхозбанка».
Введение

Банковскую деятельность можно представить как постоянно изменяющаяся информационная система, которая является отражением финансов и движения денег по счетам. В этой связи становится вполне очевидной важность роли, которую играет государственное регулирование деятельности коммерческих банков, как сложный и важный процесс, который способен достаточно развить и укрепить банковскую деятельность, а следовательно и экономику страны, наладить внешние экономические связи. Можно выделить два направления регулирования банковской деятельности — регулирование на макроуровне и регулирование на микроуровне. Регулирование. на макроуровне выражается в воздействии каких-либо глобальных процессов на деятельность банка, а регулирование. на микроуровне происходит в случае, когда органы денежно-кредитного регулирования устанавливают в отношении банка нормативы и контролируют их соблюдение. Последнее направление осуществляется прежде всего Центральным Банком России и Правительством Российской Федерации. Особенностью экономической функции Правительства Российской Федерации является острая необходимость поиска оптимальных способов и возможностей участия государства в экономических процессах, налаживания эффективного государственного регулирования, банковской деятельности, использования рыночных механизмов и новых форм опосредованного (косвенного) управления ею. Это должно способствовать сохранению государственного влияния на процессы в денежно-кредитной сфере, и обеспечивать оперативную (хозяйственную) независимость банковской деятельности кредитных организаций. Государственное регулирование выражается: в принятии федеральными органами государственной власти законодательных актов, устанавливающих основы организации банковской системы, ее структуру и принципы функционирования. Государственное регулирование реализуется и в процессе осуществления иных закрепленных законом видов деятельности уполномоченных государственных органов (надзор, контроль, лицензирование, применение специальных экономических методов воздействия на банковскую систему и т.п.). Государственное регулирование. деятельности коммерческих банков основывается на использовании совокупности требований, предъявляемых к кредитным организациям, которые определяются диагностикой финансового состояния коммерческих организаций для выявления проблем и недочетов, влияющих на эффективное функционирование кредитной организации, и выражается в принятие федеральными органами государственной власти законодательных актов, устанавливающих основы организации банковской системы, её структуру и принципы функционирования. Выявление внешних и внутренних причин, по результату которого, формулируется анализ и строится программа действий, направленная на коррекцию функций и реорганизацию структуры деятельности коммерческих банков. Государственное регулирование реализуется и в процессе осуществления иных закрепленных законом видов деятельности уполномоченных государственных органов (надзор, контроль, лицензирование, применение специальных экономических методов воздействия на банковскую систему и т.п.). Решение о применении крайней меры воздействия — отзыве лицензии на осуществление банковских операций — принимается в случае неисполнением кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, кроме того неспособностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, учитывая неоднократное применение в течение года мер, предусмотренных ФЗ «O Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кроме того, с . банковский сектор России столкнулся с серией санкций на финансовом рынке. Хотя их последствия проявились еще не полностью, уже сейчас можно в общих чертах представить произошедшие изменения.2014 г Все выше перечисленное, подтверждает бесспорную актуальность данной темы, от эффективного и точного регулирования банковского сектора зависит экономика всей страны и возможность полноправных взаимоотношений за её пределами.
Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3 Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования деятельности коммерческих банков……………………………………………..8 1.1 Сущность государственного регулирования банковской деятельности.…8 1.2 Методы государственного регулирования банковской деятельности…...25 Глава 2. Анализ регулирования деятельности коммерческих банков на примере АО « Россельхозбанк»………………………….……………………..45 2.1 Особенности регулирования деятельности коммерческих банков с государственным участием………………………………………………….….45 2.2.Организационно.–.экономическая характеристика банка «Россельхозбанк»………………………………………………………………..64 2.3 Проблемы регулирования деятельности коммерческих банков………….77 Глава 3. Совершенствование государственного регулирования деятельности коммерческих банков……………………………………………………..……..95 3.1 Совершенствование нормативно-правового регулирования…..…...…….95 3.2.Совершенствование надзорной деятельности Центрального Банка .…..101 Заключение………………………………………………………………..…….104 Список использованной литературы………………………………………….107
Список литературы

1. Конституция Росс?ийской Федер?ации (прин?ята всенаро?дным голосо?ванием 12.1?2.1993) (с учето?м поправок, в?несенных З?аконами РФ о по?правках к Ко?нституции РФ от 30.1?2.2008 № 6-Ф?КЗ, от 30.1?2.2008 № 7-Ф?КЗ, от 05.0?2.2014 № 2-Ф?КЗ, от 21.07.?2014 № 11-Ф?КЗ) // СПС «Ко?нсультант П?люс» 2. Гражданский ко?декс Росси?йской Федер?ации (част?ь первая) от 30.11.1?994 № 51-ФЗ (ре?д. от 16.1?2.2019)// СПС «Ко?нсультант П?люс» 3. Федеральный з?акон от 10.07.?2002 № 86-ФЗ (ре?д. от 03.04.?2020) «О Це?нтральном б?анке Росси?йской Федер?ации (Банке Росс?ии)» (с из?м. и доп., всту?п. в силу с 1?2.04.2020)// СПС «Ко?нсультант П?люс» 4. Федеральный з?акон от 02.1?2.1990 № 3?95-1 (ред. от 27.1?2.2019) «О б?анках и ба?нковской де?ятельности» (с из?м. и доп., всту?п. в силу с 08.01.?2020)// СПС «Ко?нсультант П?люс» 5. Федеральный з?акон от 28.1?2.2010 № 3?94-ФЗ (ред. от 21.07.?2014) «О в?несении из?менений в от?дельные за?конодатель?ные акты Росс?ийской Федер?ации в связ?и с передаче?й полномоч?ий по осущест?влению отде?льных видо?в государст?венного ко?нтроля тамо?женным орг?анам Росси?йской Федер?ации»// СПС «Ко?нсультант П?люс» 6. Положение Це?нтрального Б?анка РФ «О пор?ядке формиро?вания кред?итными орг?анизациями резер?вов на воз?можные потер?и по ссуда?м, ссудной и пр?иравненной к не?й задолжен?ности» N 5?90-П от 28.06.?2017// СПС «?Консультант П?люс» 7. Положение Це?нтрального Б?анка РФ «Об об?язательных резер?вах кредит?ных организ?аций» с из?менениями и до?полнениями № 507-?П // СПС «?Консультант П?люс» 8. Письмо Центр?ального Ба?нка РФ «О т?ипичных ба?нковских р?исках» от 2?3 июня . № 70-Т // С?ПС «Консул?ьтант Плюс»2004 г 9. Абрамова, Н. Е. Особе?нности вза?имодействи?я Банка Росс?ии с федер?альными ор?ганами госу?дарственност?и власти [Те?кст] / Н. Е. Абр?амова // И?нновационн?ые преобразо?вания, приор?итетные на?правления и те?нденции раз?вития в эко?номике, прое?ктном мене?джменте, обр?азовании, юр?испруденци?и, языкозн?ании, культуро?логии, эко?логии, зоо?логии, хим?ии, биолог?ии, медици?не, психоло?гии, полито?логии, фило?логии, философ?ии, социоло?гии, градостро?ительстве, и?нформатике, те?хнике, мате?матике, физ?ике : сб. н?ауч. ст. по ито?гам междун?ар. науч.-?практ. конф. – С?Пб., 2017.–С.17–1?9. 10. Алленых, М. А. Б?анковская с?истема как и?нститут ры?ночной эко?номики [Те?кст] / М. А. А?лленых // Б?анковские ус?луги. – 2017. – № 8. – С. 2–8. 11. Амичба, А. Л. Со?временный р?ынок банко?вских услу?г: содержа?ние его инфр?аструктуры [Те?кст] / А. Л. А?мичба // Теор?ия и практ?ика общест?венного раз?вития. – 201?9. – № 6. – С.?282–284. 12. Банковская с?истема Росс?ии 2015 [Те?кст] // Б?анковское обозре?ние. - 201?9. – № 9. – С. 40–61. 13. Баташева, М. А. Cу?щность и мето?ды оценки кре?дитоспособ?ности [Текст] / М. А. Б?аташева, Э. А. Б?аташева // Н?аука вчера, се?годня завтр?а : сб. ст. сту?дентов, ас?пирантов, мо?лодых учен?ых и препо?давателей : в 3 ч. – Уф?а, 2019. – Ч.1. – С. 101–104. 14. Белых, В. С. Б?анковская с?истема Росс?ии: совреме?нное состо?яние и перс?пективы раз?вития [Текст] / В. С. Бе?лых // Биз?нес, менед?жмент и пр?аво. – 2018. – № 2. – С. 1?9– 23. 15. Беляева, Д. С. Но?вые тенден?ции мировы?х розничны?х банковск?их услуг в со?временных э?кономическ?их условия?х [Текст] / Д. С. Бе?ляева, А. А. Аб?алакин // Н?ауч. иссле?д. : от теор?ии к практ?ике. – 2018. – Т.?2, № 2. – С. 1?99– 202. 16. Бокова, Ф.?М. Исследо?вание эффе?ктивности и к?ачества ба?нковских ус?луг / Боко?ва Ф. М. // И?нженерный вест?н. Дона. – 201?9. – № 1. – [Э?лектронный ресурс] – Ре?жим доступ?а:http://ivdo?n.ru/ru/mag?azinehttp://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2011/388 17. Бутова, Т.?В. Особенност?и сотрудничест?ва власти и б?анковского б?изнеса в горо?де Москве [Те?кст] / Буто?ва Т. В., А?нисимов А. А. // Му?ниц. акад. – 2018. – № 1. – С. 36–4?3. 18. Василенко, Е. С. Н?аучная дис?куссия об э?кономическо?м содержан?ии кредитос?пособности э?кономическо?го субъект?а [Текст] / Е. С. В?асиленко // Ме?ждународны?й молодежн?ый симпозиу?м по управ?лению, эко?номике и ф?инансам: сб. н?ауч. ст. / И?н-т упр., э?кономики и ф?инансов КФУ. – К?азань, 2018. – С. 358–?359. 19. Виноградова, Е. П. Де?ятельность б?анков и фу?нкциониров?ание рынка б?анковских ус?луг в усло?виях глоба?лизации [Те?кст] / Е. П. В?иноградова // Вест?н. Моск. у?н-та. Сер.6: Э?кономика. – 201?9. – № 2. – С. 68–78. 20. Власов, А.?В. Характер?истика бан?ковской систе?мы России [Те?кст] / А.В. В?ласов // Гу?манитар. и со?циал. наук?и. – 2019. – № 6. – С. 3?2–49. 21. Влезкова, В. И. Р?азвитие ко?нкуренции н?а рынке ба?нковских ус?луг в усло?виях глоба?лизации [Те?кст] :автореф. д?ис. ... ка?нд. экон. н?аук / В. И. В?лезкова; [С?ам. гос. э?коном. ун-т]. – С?амара, 2017. – 21 с. 22. Горемыкина, Е. В. А?нализ возмо?жных методо?в оптимиза?ции активо?в банка в ус?ловиях совре?менной рыноч?ной эконом?ики [Текст] / Е. В. Горе?мыкина // Ас?пирант и со?искатель. – 201?9. – № 5. – С. 21–?23. 23. Гурина, Н. Ю. Вз?аимодейств?ие органов госу?дарственно?й власти и б?анков в хо?де поддерж?ки социаль?но–экономичес?кого развит?ия Ростовс?кой област?и [Текст] / Н. Ю. Гур?ина // Нау?ка и образо?вание в жиз?ни совреме?нного общест?ва : сб. н?ауч. тр. по м?атериалам Ме?ждунар. науч.-?практ. конф. – 2017.-С. 58–60. 24. Деревянко, А. В. Пут?и повышени?я эффектив?ности деяте?льности ко?ммерческого б?анка на ры?нке банковс?ких услуг в ус?ловиях кон?куренции [Те?кст] / А. В. Дере?вянко // Ре?гиональная э?кономика и у?правление. – 2018. – № 4–1. – С. 8?3–89. 25. Данилина, Е. В. Те?нденции раз?вития миро?вого рынка с?лияний и по?глощений в б?анковской сфере [Те?кст] / Е. В. Д?анилина // Б?анковские ус?луги. – 2018. – № 6. – С. 28–?32. 26. Дубянский, А. Н. У?ниверсальн?ый коммерчес?кий банк в ус?ловиях совре?менной рыноч?ной эконом?ики [Текст] / А.?Н. Дубянск?ий // Эконо?мика и упр. – 2017. – № 7 (?93). – С. 35–40. 27. Евдокимова, С. С. Стр?атегические н?аправления по?вышения эффе?ктивности де?ятельности ко?ммерческого б?анка [Текст] / С. С. Е?вдокимова, Д, А. С?идельников // Теор?ия и практ?ика совреме?нной науки. – 2016. – №. 3. – С. 1?37–142. 28. Елисеев, А. А. Ор?ганизация и эффе?ктивность б?анковского обс?луживания с ис?пользование?м пластико?вых карт [Те?кст] / А. А. Е?лисеев // Рос. пре?дпринимате?льство. – 2018. – № 2, в?ып. 2 (106). – С. 31–?36. 29. Ендовицкий, Д. А. Ср?авнительны?й анализ по?нятийного а?ппарата в а?нализе кре?дитоспособ?ности и кл?ассификаци?я заемщико?в [Текст] / Д. А. Е?ндовицкий, И. В. Фро?лов // Совре?м. экономи?ка: пробле?мы и решен?ия. – 2017. – Т. 6. – С. 3?3–44. 30. Ермаков, С. Б?анковские кр?изисы – неотъе?млемые резу?льтаты деяте?льности ба?нков в усло?виях рыноч?ной эконом?ики [Текст] / С. Ер?маков, Е.Фро?лова // Фи?нансовая ж?изнь. – 2017. – № 2. – С. 50–57. 31. Зайцева, Е. В. Ср?авнительны?й анализ мето?дик оценки кре?дитоспособ?ности заем?щиков [Текст] / Е. В. З?айцева // Мо?лодой учен?ый. – 2016. – № 1?2. – С. 1254–1?257. 32. Касьянов, А. А. Обзор росс?ийских и з?арубежных мето?дик и показ?ателей оце?нки эффект?ивности де?ятельности ко?ммерческих б?анков [Текст] / А. А. К?асьянов // И?нтеграция м?ировых науч. про?цессов как ос?нова общест?венного про?гресса. – 2017. – № 1?2–2. – С.111–1?21. 33. Качанова, Ю. В.?Направлени?я повышени?я эффектив?ности акти?вных опера?ций российс?ких коммерчес?ких банков / Ю. В. К?ачанова, Г. А. Бу?нич // Ресурс?ам области –эффе?ктивное ис?пользование: XV Е?жегод. науч. ко?нф. студенто?в Финансово–те?хнологичес?кой академ?ии: сб. матер?иалов. – М.,?2019. – С. 2?97–304. [Электронныйресурс]. – Режимдоступа: http://u?nitech– mo.?ru/upload/?files/scie?nce/youth–sc?ience/resu?rsam_oblast?i_1_2019. 34. Кемаева, С. А. А?нализ мето?дик оценки кре?дитоспособ?ности мало?го бизнеса в росс?ийской и з?арубежной пр?актике / С. А. Ке?маева, Е.Е. Коз?лова, Е. С. Ио?нова // Эко?н. анализ: теор?ия и практ?ика. – 201?9. – №8 (35?9) 35. Кирьянов, Л. Б?анковская с?истема Росс?ии как локо?мотив ее э?кономики [Те?кст] / Л. К?ирьянов // Б?анковское де?ло. – 2018. – № 5. – С. 41–46. 36. Ковалева, Е. В. И?нституцион?альная дин?амика и ба?нковская с?истема Росс?ии [Текст] / Е. В. Ко?валева, Т.?А. Михайло?ва // Совре?м. тенденц?ии в эконо?мике и упр.: но?вый взгляд. – 2017. – № 26. – С. 11–14. 37. Козлова, Л. В. А?нализ мето?дик оценки кре?дитоспособ?ности заем?щика / Л. В. Коз?лова // Фи?нансовая а?налитика: проб?лемы и реше?ния. – 2018. – № 4. – С. 61–65. [Э?лектронный ресурс]. – Ре?жим доступ?а: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz–metodik–otsenki–kreditosposobnosti. 38. Королев, О. Г. Со?временные ас?пекты повы?шения эффе?ктивности де?ятельности б?анков на роз?ничном рын?ке (российс?кий и зарубе?жный опыт) [Э?лектронный ресурс] // Ау?дит и фина?нсовый ана?лиз. – 2018. – № 2. – Ре?жим доступ?а:http://www.auditfin.com/fin/2018/2/Korolev/Korolev%20.pdfhttp://www.auditfin.com/fin/2008/2/Korolev/Korolev .pdf 39. Кох, Л. В. Эффе?ктивность и?нновационно?й деятельност?и банка : теор?ия и методо?логия [Текст]: мо?нография / Л. В. Ко?х // Федер?ал. агентст?во по образо?ванию, С.-?Петерб. гос. по?литехн. ун-т. – С?Пб. : Изд-?во Политех?н. ун-та, 2018. – 1?92 с. 40. Кулягина, Е. А. Ср?авнительны?й анализ мето?дик оценки кре?дитоспособ?ности заем?щиков: росс?ийский и з?арубежный о?пыт [Текст] / Е. А. Ку?лягина, А. С. М?альцева // Э?кономика и у?пр. в XXI ве?ке : тенде?нции развит?ия. – 2016. – № 2?9. – С. 241–?247. 41. Ларионова, И. В. Эффе?ктивность де?ятельности б?анков с госу?дарственны?м участием: кр?итерии, оце?нка и напр?авления по?вышения: мо?нография [Те?кст]: моно?графия / И. В. Л?арионова, О. И. Л?аврушин, Н. И. В?аленцева и др. – М., 2018. – 248 с. 42. Ленькова, И. Ю. По?вышение эффе?ктивности де?ятельности ко?ммерческих б?анков на ос?нове клиентоор?иентирован?ногоподход?а :дис. … к?анд. экон. н?аук/ Ленько?ва И. Ю. – М., 2018. – 206 с.; [Э?лектронный ресурс]. – Ре?жим доступ?а: http://www.d?issercat.co?m/content/ 43. Ли, В. С. Ос?новные напр?авления по?вышения эффе?ктивности кре?дитных опер?аций коммерчес?кого банка пр?и помощи с?коринговой с?истемы [Те?кст] / В. С. Л?и, К.С. Бут?нева, С. А. Лосе?вская // И?нновационн?ые направле?ния и разр?аботки для эффе?ктивного се?льскохозяйст?венного про?изводства : м?атериалы Ме?ждунар. науч.-?практ. конф., пос?в. памяти ч?лена–коррес?пондента Р?АН В.И. Ле?вахина: в 2-?х частях. Оре?нбург, 2016. – С. 257–?259. 44. Лунёва, Л. А. Ос?новные напр?авления по?вышения эффе?ктивности ис?пользовани?я существу?ющей клиентс?кой базы роз?ничного ко?ммерческого б?анка [Текст] / Л. А. Лу?нёва // Ци?вилизация з?наний : росс?ийские реа?лии : Труд?ы Семнадцато?й Междунар. н?ауч. конф. – М., 2016. – С. 408–411. 45. Ляховская, К. А. О?ценка эффе?ктивности де?ятельности б?анка //Эко?номика росс?ии в XXI ве?к : сб. науч. тр. X?I Междунар. н?ауч.–практ. ко?нф. «Экономические н?аукииприкл?адные иссле?дования: фу?ндаменталь?ные пробле?мы модерниз?ации эконо?мики Росси?и», посвяще?нной 110-лет?ию экон. обр?азования в То?мском полите?хн. ун-те / Н?ациональны?й исследов?ательский То?мский полите?хн. ун-т. – То?мск, 2019. – С. 3?99–403. [Э?лектронный ресурс].?Режим досту?па:http://www.lib.tpu.ru/fulltext/c/2019/C40/V2/081.pdfhttp://www.lib.tpu.ru/fulltext/c/2014/C40/V2/081.pdf 46. Мокеева, Н. Н. Де?ятельность фе?деральных ор?ганов власт?и и Банка Росс?ии по реал?изации меро?приятий в сфере б?анковского ре?гулировани?я [Текст] / Мо?кеева Н. Н., Кр?асногор В. Б. // Фу?ндам. иссле?д. – 2018. – № 10/1. - С. 17?3–178. 47. Несмеянова, Д. А. Те?нденции фу?нкциониров?ания между?народного р?ынка банко?вских услу?г как фактор?а развития м?ировой эко?номики [Те?кст] / Д. А. Нес?меянова // Н?аука – про?мышленност?и и сервису. – 201?9. – № 7. – С. 248–?253. 48. Новоселова, Е.?Г. Кредитос?пособность к?ак основа о?ценки качест?ва кредитн?ых отношен?ий [Текст] / Е. Г. Но?воселова, Е. В. Ар?истова // Из?в. ТПУ. 201?9. – № 6 49. Нухманов, М. Н. А?нализ мето?дик оценки кре?дитоспособ?ности юрид?ических ли?ц / М. Н. Ну?хманов // Э?кономика и со?циум. – 2018. – № 2/?3. – С. 728–7?30. 50. Официальный с?айт Центра?льного Бан?ка России [Э?лектронный ресурс]: – Ре?жим доступ?а:http://www.cbr.ru/http://www.cbr.ruhttp://www.cbr.ru/ 51. Официальный с?айт АО «Росс?ийский Сел?ьскохозяйст?венный бан?к» [Электро?нный ресурс]: – Ре?жим доступ?а:http://www.rshb.ru/about/http://www.rshb.ru/about/http://www.rshb.ru/about/ 52. Петрова, О. М. Особе?нности вза?имоотношен?ий Централ?ьного Банк?а Российско?й Федераци?и с органа?ми государст?венной и ис?полнительно?й власти [Те?кст] / О. М. Петро?ва // Право : со?временные те?нденции : м?атериалы I?II Междунар. н?ауч. конф. – 2016. – С. 57–5?9. 53. Пименова, Н.?Б. Анализ мето?дик оценки кре?дитоспособ?ности орга?низаций [Те?кст] / Н. Б. П?именова, О. Э. Ш?иробокова // Н?аука Удмурт?ии. - 2019. – № 11. – С. 1?35–139. 54. Портал бан?ковского а?налитика. И?нструмент б?анковского а?налитика, к?лиента бан?ка для ана?лиза финансо?вого состо?яния и наде?жности бан?ков[Электро?нный ресурс]: – Ре?жим доступ?а: http://?analizbankov.?ru/bank.php. 55. Проскурякова, Е. Е. Со?временные проб?лемы оценк?и эффектив?ности деяте?льности ба?нков и ее по?казателей [Те?кст] / Е. Е. Прос?курякова//?Достижения и перс?пективы эко?номических н?аук: сб. ст. Ме?ждунар. науч.-?практ. конф. / Н?ауч. центр «?Аэтерна». – Уф?а, 2017. – С. 8?2– 87. 56. Рабада?нова, П. З. Б?анковская с?истема Росс?ии: пробле?мы и перспе?ктивы разв?ития [Текст] / П. З. Р?абаданова, О.Ф. О?марова // Э?кономика и со?циум. –2017. – № 4–?2 (9). – С.504–507. 57. Радковс?кая, Н. П. Э?кономическ?ая эффекти?вность деяте?льности росс?ийских ком?мерческих б?анков [Текст]: мо?нография / Н. П. Р?адковская ; М–?во образов?ания Рос. Фе?дерации, Гос. обр?азоват. учре?ждение выс?ш. проф. обр?азования «С.-?Петерб. гос. у?н-т эконом?ики и фина?нсов». – С?Пб. : Изд-?во С.-Петерб. гос. у?н-та эконо?мики и фин?ансов, 2016. – 14?2 с. 58. Пенюга?лова, А. В. Р?азвитие ре?гиональной б?анковской с?истемы в р?ыночной эко?номике [Те?кст] / А. В. Пе?нюгалова [?и др.] // Ф?инансы и кре?дит. - 2018. – № 2?2. – С. 2–10. 59. Морозо?ва, Т. Ю. Р?азработка эффе?ктивной стр?атегии бан?ка / Т.Ю. Морозо?ва, Т.С. М?инаева // У?пр. в кред?итной орга?низации. – 2018. – № 4. – [Электронный ресурс]. – Ре?жим доступ?а: http://www.reglament.net/bank/mng/2018_4_article.htm 60. Рахман?ая, И. А. Эффе?ктивность ф?инансовой де?ятельности ко?ммерческого б?анка: проб?лемы и напр?авления по?вышения [Те?кст] / И.А. Р?ахманая // Eu?ropeanRese?arch. – 2016. – №. 7. – С. 35–?37. 61. Рожковс?кий, А. Л. С?пецифика о?ценки и упр?авления эффе?ктивностью ко?ммерческих б?анков по кр?итерию сто?имости / А. Л. Ро?жковский // Из?в. высш. учеб. з?аведений. Сер.: Э?кономика, ф?инансы и у?правление про?изводством. – 2016. – № 2. – С. 10–1?9. 62. Cавелье?ва, Н. К. Ср?авнительна?я характер?истика кол?ичественны?х методов о?ценки эффе?ктивности де?ятельности б?анка [Текст] / Н.?К. Cавелье?ва // Между?нар. бух. учет. – 2016. – №4 (?394) [Электро?нный ресурс]. – Ре?жим доступ?а: http://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnaya–harakteristika– kolichestvennyh–metodov–otsenki–effektivnosti–deyatelnos...http://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnaya-harakteristika-kolichestvennyh-metodov-otsenki-effektivnosti-deyatelnosti-banka-1 63.Cелявина, Е. А. Мо?дель оценк?и эффектив?ности деяте?льности ба?нков развит?ия на макроуро?вне [Текст] / Cе?лявина Е. А. // Э?кономика. Н?алоги. Пра?во. – 2019. – №?2; [Электро?нный ресурс]. – Ре?жим доступ?а: http://cyberleninka.ru/article/n/model–otsenki–effektivnosti–deyatelnosti–bankov– razvitiya–na–makrourovnehttp://cyberleninka.ru/article/n/model-otsenki-effektivnosti-deyatelnosti-bankov-razvitiya-na-makrourovne 64. Свежен?цева, И. Н. Ос?новные напр?авления по?вышения эффе?ктивности у?правления де?позитным портфе?лем коммерчес?кого банка [Те?кст] / И. Н. С?веженцева // Из?в. Юго-Зап?адного госу?дарственно?го универс?итета. Сер?ия: Эконом?ика. Социо?логия. Мене?джмент. – 201?9. – №. 1. – С. 1?97–201. 65. Селезне?ва, И. В. Н?аправления по?вышения эффе?ктивности в?нутреннего ау?дита в ком?мерческом б?анке [Текст] / И. В. Се?лезнева, С.?К. Егорова // Росс?ийская госу?дарственност?ь: история и со?временност?ь: Сборник до?кладов и н?аучных тру?дов Межвуз. н?ауч.- практ. ко?нф. – М., 2018. – С. 25?3– 267. 66. Селяви?на, Е. Оце?нка эффект?ивности ба?нка развит?ия: критер?ии и индик?аторы [Текст] / Е.Се?лявина // Проб?лемы теори?и и практи?ки упр. – 2017. № 4. – С. 6?3–76. 67. Скворцо?ва, Н. К. А?нализ мето?дик оценки кре?дитоспособ?ности юрид?ических ли?ц / Н. К. С?кворцова, Л. А. Прос?курякова, И.?Н. Зенкин // У?пр. экон. с?истемами: э?лектрон. н?ауч. журна?л. – 2018. – № 54. – С. 6; [Э?лектронный ресурс]. – Ре?жим доступ?а: http://uecs.?ru/uecs54–54?2013/item. 68. Софроно?ва, В. В. Проб?лемы взаимо?действия б?анков и ор?ганов госу?дарственно?й власти [Те?кст] / Софро?нова В. В., Суч?кова Е.О. // Вест?н. Волж. гос. а?кад. вод. тр?анспорта. – 2018. – № 24. – С. 174–17?9. 69. Татаре?нков, А. А. Проб?лемы эффект?ивной банко?вской деяте?льности [Те?кст]: моно?графия / А. А. Т?атаренков. – М. : Л?аборатория к?ниги, 2019. – 1?23 с. 70. Фурцев, В. В. Мот?ивация персо?нала как сост?авляющая эффе?ктивности б?анковской де?ятельности [Те?кст] / В.В. Фур?цев // Бан?ковское де?ло. – 2017. – № 1?2. – С. 67–70. 71. Трохиме?нко, В. И. С?истемные р?иски развит?ия рынка б?анковских ус?луг в усло?виях глоба?лизации [Те?кст] / В.И. Тро?хименко // Э?кономика. У?правление. Пр?аво. – 2017. – № 1–?2. – С.10–14. 72. Тупики?на, М. Ю. Б?анковская с?истема Росс?ии на совре?менном эта?пе / М. Ю. Ту?пикина // Теорет?ические и пр?икладные во?просы эконо?мики и сфер?ы услуг. – 2018. – № 1. – С. 110–117. 73. Чибисо?ва, Е. И. Ус?иление вза?имодействи?я органов госу?дарственно?й власти и мест?ного самоу?правления с ко?ммерческим?и банками [Те?кст] / Е. И. Ч?ибисова // Э?кон. науки. – 2018. – № 6?2. – С. 366–?369. 74. Шатало?ва, Е. П. Кре?дитоспособ?ность и кре?дитный рис?к в банковс?ком риск–ме?неджменте / Е. П. Ш?аталова, А. Н. Ш?аталов // Ф?инансы и кре?дит. – 2018. – №17 (401) [Э?лектронный ресурс]. – Ре?жим доступ?а: http://cyberleninka.ru/article/n/kreditosposobnost–i–kreditnyy–risk–v– bankovskom–risk–menedzhmentehttp://cyberleninka.ru/article/n/kreditosposobnost-i-kreditnyy-risk-v-bankovskom-risk-menedzhmente 75. Шутов, И. В. Ос?новные напр?авления по?вышения эффе?ктивности а?ктивных опер?аций коммерчес?кого банка н?а финансово?м рынке [Те?кст]: автореф. д?ис. ... ка?нд. экон. н?аук / Шуто?в И. В.; [?Моск. фина?нсово-пром. у?н-т «Синер?гия»]. – М., 2017. – 2?3 с. 76. Щипаки?на, С. А. Э?кономическое со?держание кре?дитоспособ?ности орга?низации [Те?кст] / С. А. Щ?ипакина // Фу?ндаменталь?ные и прик?ладные исс?лед.: проб?лемы и резу?льтаты. – 201?9. – № 12. – С. 21?3–218.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования деятельности коммерческих банков 1.1 Сущность государственного регулирования банковской деятельности Основной целью банковского регулирования и надзора в России является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Конкретные задачи, которые ставятся перед надзорными органами в каждый данный период времени, непосредственно определяются этой главной целью осуществления надзора за кредитными организациями и современным состоянием банковской сферы. Основной акцент в деятельности надзорных органов перенесен на обеспечение надлежащего качества работы функционирующих кредитных организаций, их ликвидности и платежеспособности. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Государством и Центральным банком в частности Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. В банковской системе России ЦБ РФ ( ЦБР ) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и служит основным субъе?ктом госре?гулировани?я функцион?ирования ко?ммерческих б?анков. Центр?альный бан?к призван пр?иводить их де?ятельность в соот?ветствие с об?щей эконом?ической стр?атегией и в?ыступает к?лючевым аге?нтом госуд?арственной де?нежно-кред?итной полит?ики. ЦБР, как и Центробанк любой страны, решает задачу контроля объёма и структуры денежной массы в обращении. Важно, иметь ввиду, что в рыночной экономике эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе Депозитно-ссудных операций коммерческих банков , которые в отличие от Центробанка суть функционирующие кредитные учреждения, непосредственно связанные со сферами производства и обращения. Именно через влияние на эти учреждения, в частности на динамику их депозитов, на их активные, прежде всего ссудные, операции Центробанк оказывается в состоянии регулировать макроэкономические процессы. Одна из кл?ючевых зад?ач ЦБР по у?правлению де?нежно-кред?итными отно?шениями - обес?печение на?дежности и по?ддержание ст?абильности б?анковской с?истемы, поз?воляющие избе?жать разру?шительных д?ля экономи?ке банкротст?в банков. Н?адёжность и ст?абильность б?анковской с?истемы необ?ходима пос?ледующим пр?ичинам : • без них вооб?ще невозмо?жно выполне?ние ЦБР сво?их задач ; • коммерческие б?анки играют су?щественная ро?ль в процессе об?щественного про?изводства и от и?х стабильност?и зависит р?азвитие эко?номики ; • деятельность ко?ммерческих б?анков хара?ктеризуетс?я повышенно?й финансово?й уязвимост?ью из-за в?ысокого уде?льного вес?а в их пасс?ивных прив?леченных сре?дств, в то?м числе це?нтрализова?нных банко?вских кред?итов. Рассматриваемая з?адача ЦБР дост?игается в про?цессе реше?ния таких д?вух конкрет?ных пробле?м, как регу?лирование р?ынка кредит?ных ресурсо?в и защита в?кладчиков ко?ммерческих б?анков от ф?инансовых потер?ь, весьма веро?ятных, пок?а банки эт?и ещё весь?ма слабы. Воздействие Це?нтробанка н?а деятельност?ь коммерчес?ких банков осу?ществляетс?я по следу?ющим основ?ным направ?лениям : 1. Создание об?щих законо?дательных, ис?полнительн?ых, судебн?ых условий, поз?воляющим ко?ммерческим б?анкам реал?изовать сво?и экономичес?кие интерес?ы. 2. Проведение мер де?нежно-кред?итного регу?лирования, о?казывающих в?лияние на объё?м и структуру де?нежной масс?ы в обраще?нии через из?менение раз?меров ресурсо?в коммерчес?ких банков, котор?ые могут б?ыть использо?ваны для кре?дитных вло?жений в эко?номику. 3. Установление э?кономическ?их нормати?вов и надзор з?а их соблю?дением с це?лью обеспече?ние ликвид?ности банко?вских бала?нсов. Воздействие Це?нтробанка н?а деятельност?ь коммерчес?ких банков мо?жет осущест?вляться мето?дами, нося?щими как су?губо эконо?мический ( т.е. кос?венный ), т?ак и эконо?мико-админ?истративны?й ( прямой ). Кредитное ре?гулирование , д?алее, включ?ает совоку?пность мето?дов, выбор котор?ых зависит от объе?кта и цели ре?гулировани?я, а также от сте?пени зрелост?и рыночных от?ношений. В про?цессе возде?йствия на р?аботу коммерчес?ких банков об?ьектом регу?лирования Ц?БР становятс?я определе?нные макроэ?кономическ?ие характер?истики испо?льзования кре?дита, позво?ляющие, с о?дной сторо?ны, влиять н?а экономику в це?лом, а с дру?гой, - обес?печивать л?иквидность б?анковской с?истемы. Помимо разб?ивки методо?в банковско?го регулиро?вания на пр?ямые и кос?венные раз?личают так?же общие и се?лективные с?пособы осу?ществления де?нежно-кред?итной полит?ики центра?льных банко?в. Общие мето?ды, являяс?ь преимущест?венно косве?нными, кас?ается кред?итного рын?ка в целом. Се?лективные н?аправлены н?а конкретн?ые виды кре?дита. Их н?азначение с?вязано с р?асширением ч?астных зад?ач ( скаже?м, ограниче?ние выдачи не?которым ба?нкам ссуд и?ли выдачи от?дельных ви?дов послед?них ). Селективные мето?ды относятс?я к прямым с?пособам ре?гулировани?я деятельност?и коммерчес?ких банков, а ос?новное вни?мание при р?ассмотрени?и указанно?го выше второ?го направле?ния эконом?ического воз?действия Це?нтробанка и?меет смысл у?делить общ?им методам. Н?аиболее по?пулярные из н?их, примен?яемые в зарубе?жной банко?вской практ?ике и ЦБ РФ: • учетная ( д?исконтная ) по?литика; • операции н?а открытом р?ынке; • изменение нор?м обязател?ьных резер?вов банков. Среди регу?лирования де?нежно-кред?итной сфер?ы Центроба?нками особое место пр?инадлежит учет?ной ставке, котор?ая являетс?я оператив?ным инстру?ментом госу?дарственно?го влияния н?а рынок ссу?дных капит?алов ( и в з?ависимости от е?го состоян?ия может ме?няться в тече?ние года ). В ус?ловиях рыноч?ных отноше?ний центра?лизованное ре?гулирование уро?вня учетно?й ставки пр?идает опре?делённую н?аправленност?ь движению кре?дита по гор?изонтали (б?анк-заёмщи?к ) и по верт?икали ( Це?нтробанк - ко?ммерческий б?анк ). Офи?циальная учет?ная ставка с?лужит орие?нтиром для р?ыночных про?центных ст?авок ; её из?менение по пре?доставленн?ым Центроб?анком кред?итам, увел?ичивая или со?кращая пре?дложение кре?дитных ресурсо?в, регулирует те?м самым и с?прос на ни?х. Исходя из учет?ной ставки о?пределяютс?я ставки, вз?имаемые ко?ммерческим?и банками по с?воим ссуда?м, и размер?ы проценто?в, выплачи?ваемых вкл?адчикам по де?позитам и дру?гим счетам. По?вышение ( в а?нтиинфляцио?нных целях ) учет?ного проце?нта , т.е. по?литика «доро?гих денег» о?граничивает д?ля коммерчес?ких банков воз?можность по?лучить ссу?ду в Центроб?анке и одно?временно у?величивает це?ну денег, пре?доставляем?ых в кредит ко?ммерческим?и банками. В резу?льтате кре?дитные вло?жения в эко?номику сокр?ащаются и, с?ледователь?но, тормоз?ится дальне?йший рост про?изводства. Курс же н?а понижение учет?ной ставки, по?литика “ де?шевых дене?г “, наоборот, в?ыступает ф?актором раз?вёртывания кре?дитных опер?аций и ускоре?ния темпов э?кономическо?го развити?я. Регулирующие меро?приятия ЦР?Б сегодня с?вязаны с це?нтрализова?нным кредито?м, который ст?ал ключевы?м рычагом воз?действия Ц?БР на дене?жную массу и э?кономику в це?лом. Операции Це?нтробанка н?а открытом р?ынке оказы?вают прямое воз?действие н?а объём свобо?дных ресурсо?в, имеющихс?я у коммерчес?ких банков, что ст?имулирует л?ибо сокраще?ние, либо р?асширение кре?дитных вло?жений в эко?номику, од?новременно в?лияя на ли?квидность б?анков ( соот?ветственно у?меньшая ил?и увеличив?ая её ). Это воз?действие осу?ществляетс?я посредст?вом измене?ния Центроб?анком цены по?купки у ко?ммерческих б?анков или про?дажи им це?нных бумаг. При жестко?й рестрикц?ионной пол?итике, напр?авленной н?а отток кре?дитных ресурсо?в с денежно?го рынка, Це?нтробанк у?меньшает це?ну покупки, те?м самым уве?личивая ил?и уменьшая её от?клонение от р?ыночного курс?а. Важный инстру?мент регул?ирования м?акроэконом?ических про?порций путе?м воздейст?вия на объё?м свободны?х ресурсов б?анков - ми?нимальные и?ли обязате?льные резер?вные требо?вания Центроб?анка. Повы?шение ( сн?ижение ) нор?м обязател?ьных резер?вов сокращ?ает ( расш?иряет ) кре?дитный поте?нциал коммерчес?ких банков, а з?начит, их с?пособность вест?и активные о?перации. В?ыполнение резер?вных требо?ваний Центроб?анка означ?ает для ко?ммерческих б?анков замор?аживание сре?дств, отри?цательно с?казывающеес?я на их де?ятельности в ус?ловиях высо?кой инфляц?ии. Кроме того госу?дарственное ре?гулирование в?ыражается: в пр?инятии федер?альными ор?ганами госу?дарственно?й власти з?аконодател?ьных актов, уст?анавливающ?их основы ор?ганизации б?анковской с?истемы, ее стру?ктуру и пр?инципы фун?кционирова?ния, реализуетс?я и в процессе осу?ществления и?ных закреп?ленных зако?ном видов де?ятельности у?полномочен?ных государст?венных орг?анов (надзор, ко?нтроль, ли?цензирован?ие, примене?ние специа?льных эконо?мических мето?дов воздейст?вия на бан?ковскую систе?му и т.п.). Рассматривая по?нятие госу?дарственно?го регулиро?вания, необ?ходимо отмет?ить высказ?ывание А.П. А?лехина, котор?ый указывает, что «?хотя госуд?арственное ре?гулирование ст?ало уже об?иходным тер?мином, употреб?ляемым ино?гда как ант?ипод госуд?арственному у?правлению, со?держание е?го до сих пор ост?ается недост?аточно опре?деленным»[?25, с.7]. Далее он в?ыделяет госу?дарственное ре?гулирование в ш?ироком и уз?ком смысле. «?В широком с?мысле оно в?ыражается в уст?ановлении госу?дарством об?щих правил по?ведения (де?ятельности) уч?астников об?щественных от?ношений и и?х корректиро?вке в завис?имости от из?меняющихся ус?ловий. Его субъе?ктами явля?ются орган?ы законодате?льной (пре?дставитель?ной) и испо?лнительной в?ласти. Извест?ным образо?м на поведе?ние участн?иков урегу?лированных от?ношений вл?ияют субъе?кты судебно?й власти. В уз?ком смысле госу?дарственное ре?гулирование – о?дна из фун?кций госуд?арственного у?правления». Некоторые а?вторы пред?лагают опре?делять «ре?гулирование» к?ак форму (?вид) управ?ленческой де?ятельности, осу?ществляему?ю методами а?дминистрат?ивного и э?кономическо?го характер?а. Г.А. Тосу?нян провод?ит следующее р?азграничен?ие термино?в «государст?венное упр?авление» и «?государстве?нное регул?ирование»: «Прямое госу?дарственное у?правление пре?дполагает не?посредстве?нное вмешате?льство госу?дарственны?х органов в про?изводствен?ную и хозя?йственную де?ятельность учре?ждений, пре?дприятий, ор?ганизаций. В ус?ловиях пря?мого госуд?арственного у?правления до?минируют а?дминистрат?ивные мето?ды управле?ния. Осущест?вление госу?дарственно?го управле?ния в форме госу?дарственно?го регулиро?вания выдв?игает на пер?вый план э?кономическ?ие методы у?правления, осу?ществляетс?я, как пра?вило, “мяг?ко” – в ви?де нормати?вного регу?лирования, ре?комендаций, коор?динации на?правлений, о?казания по?мощи и т. д. Этот про?цесс в соот?ветствующи?х случаях и ве?дет к употреб?лению терм?ина “регул?ирование” вз?амен терми?на “управле?ние” [26 с.?29] При это?м Г.А. Тосу?нян говорит о пр?ямом госуд?арственном у?правлении и госу?дарственно?м регулиро?вании как о фор?мах государст?венного упр?авления фи?нансово-кре?дитной систе?мой[26 с.31]. Ю.А. Тихом?иров приме?нительно к сфере у?правления э?кономикой го?ворит не о госу?дарственно?м управлен?ии в данно?й сфере, а о госу?дарственно?м регулиро?вании административного пр?ава в рамк?ах государст?венного ру?ководства э?кономикой в?ыделяются д?ва основны?х метода: госу?дарственное у?правление и госу?дарственное ре?гулирование. Пр?и этом выс?казано впо?лне обосно?ванное мне?ние о том, что н?аименование от?ношений ис?полнительно?й власти с хоз?яйственным?и общества?ми более пр?авильно наз?ывать госу?дарственны?м регулиро?ванием, а не госу?дарственны?м управлен?ием, как в от?ношении госу?дарственны?х предприят?ий и учреж?дений[27 с.?376]. Таким образо?м, в насто?ящий момент в от?ношении госу?дарственно?го воздейст?вия на эко?номические об?щественные от?ношения с уч?астием ком?мерческих ор?ганизаций бо?лее целесообр?азно употреб?ление терм?ина «регул?ирование», а не «у?правление», пос?кольку пос?леднее пре?дполагает не?посредстве?нное управ?ленческое воз?действие с пр?ямым устано?влением объе?ктов и субъе?ктов управ?ления, коррес?понденцией пр?ав и обяза?нностей, а?дресностью у?правления. В?месте с обос?нованием необ?ходимости преоб?ладания ре?гулирующего воз?действия в ус?ловиях рыноч?ных отноше?ний в юрид?ической литер?атуре прос?леживается м?ысль о невоз?можности по?лного отказ?а от управ?ления. По во?просу понят?ия государст?венного ре?гулировани?я банковско?й деятельност?и в науке до н?астоящего вре?мени отсутст?вует единое м?нение. Н.Ю. Ерпыле?ва определ?яет регулиро?вание банко?вской деяте?льности ка?к систему с?пецифическ?их правил по?ведения нор?мативного х?арактера, сфор?мулированн?ых государст?венными ор?ганами, ин?ыми властн?ыми структур?ами, а так?же негосуд?арственным?и саморегу?лируемыми ор?ганизациям?и, которые и?меют своей це?лью ограниче?ние банковс?кой активност?и и главны?м образом б?анковских о?пераций [28 с.48]. Отс?юда следует в?ывод, что ре?гулирование пре?дставляет собо?й ограниче?ние, имеющее по с?воей сути э?кономическу?ю природу. Это о?граничение з?аключает в себе э?лемент внеэ?кономическо?го принужде?ния и осущест?вляется в пр?авовых фор?мах властн?ыми структур?ами. И.С. Попов у?казывает, что госу?дарственное ре?гулирование б?анковской де?ятельности пре?дставляет собо?й нормотворчес?кую и инди?видуально-?властную де?ятельность субъе?ктов регул?ирования, н?аправленну?ю на упоря?дочение соз?дания и де?ятельности кре?дитных орг?анизаций, б?анковской с?истемы в це?лом, формиро?вание и по?ддержание усто?йчивого пр?авового пор?ядка в сфере б?анковской де?ятельности, з?ащиту прав и з?аконных интересо?в её участ?ников и част?ных лиц[29 с.16]. Я.А. Гейва?ндов выдел?яет в госу?дарственно?м регулиро?вании банко?вской деяте?льности дв?а основных уро?вня. С одно?й стороны, – это ре?гулирование госу?дарством м?акроэконом?ических про?цессов, св?язанных с де?нежно-кред?итными отно?шениями. Поэто?му воздейст?вие государст?ва осущест?вляется на все стру?ктурные эле?менты банко?вской систе?мы, включа?я Централь?ный банк Росс?ийской Федер?ации. В ра?мках этой сторо?ны государст?венного ре?гулировани?я принимаютс?я основные н?аправления е?диной госу?дарственно?й денежно-?кредитной по?литики, осу?ществляютс?я иные мер?ы, прямо и?ли косвенно в?лияющие на состо?яние банко?вской систе?мы и внутре?ннюю полит?ику в госу?дарстве. С другой сторо?ны, государст?венное регу?лирование б?анковской с?истемы про?является в осу?ществлении не?посредстве?нной регул?ирующей де?ятельности у?полномочен?ных государст?венных орг?анов по соз?данию, орг?анизации, ре?гистрации, л?ицензирова?нию конкрет?ных элементо?в банковско?й системы и осу?ществлению и?ми банковс?кой деятел?ьности[30 с.5?3]. Такими ор?ганами явл?яются През?идент РФ, Пр?авительство РФ, Б?анк России, су?ды и др. госу?дарственные ор?ганы. Тако?го же мнен?ия придерж?иваются и не?которые дру?гие ученые. Как предст?авляется, госу?дарственное ре?гулирование в?ыражается в пр?инятии федер?альными ор?ганами госу?дарственно?й власти з?аконодател?ьных актов, уст?анавливающ?их основы ор?ганизации б?анковской с?истемы, её стру?ктуру и пр?инципы фун?кционирова?ния, а так?же в осуществлении Б?анком Росс?ии от имен?и государст?ва банковс?кого регул?ирования, н?адзора и ко?нтроля за де?ятельность?ю кредитны?х организа?ций и т. п. Государственное ре?гулирование б?анковской де?ятельности осу?ществляетс?я именно в пр?авовой фор?ме, через соот?ветствующие з?аконодател?ьные и нор?мативные а?кты, прини?маемые орг?анами госу?дарственно?й власти. Госу?дарственное ре?гулирование б?анковской де?ятельности осу?ществляетс?я и через дру?гие, закре?пленные за?коном виды де?ятельности у?полномочен?ных государст?венных орг?анов (надзор, ко?нтроль, ли?цензирован?ие, примене?ние специа?льных эконо?мических мето?дов воздейст?вия на кре?дитную систе?му)[30 с.48]. Т?акими упол?номоченным?и органами, я?вляющимися субъе?ктами госу?дарственно?го регулиро?вания банко?вской деяте?льности, в?ыступают Фе?деральное собр?ание РФ, През?идент РФ, Пр?авительство РФ, Б?анк России, су?дебные орг?аны. Анализ спе?циальной л?итературы поз?воляет опре?делить госу?дарственное ре?гулирование б?анковской де?ятельности к?ак осущест?вление спе?циально упо?лномоченны?ми органам?и норматив?ного и инд?ивидуально-?властного воз?действия н?а банковску?ю систему в це?лях упорядоче?ния деятел?ьности эле?ментов бан?ковской систе?мы, защиты пр?ав и закон?ных интересо?в лиц, вза?имодейству?ющих с эле?ментами ба?нковской с?истемы, а т?акже формиро?вания и по?ддержания усто?йчивого пр?авопорядка в сфере б?анковской де?ятельности. Вопросы ба?нковского ре?гулировани?я относятс?я в настоя?щее время к ч?ислу дискусс?ионных, та?к как само по?нятие этой в?ажнейшей фу?нкции Банк?а России в теор?ии финансо?вого права е?ще недостаточ?но разработ?ано. Цели б?анковского ре?гулировани?я определе?ны в законо?дательстве и состо?ят в поддер?жании стаб?ильности б?анковской с?истемы, а т?акже защите и?нтересов в?кладчиков и кре?диторов. В к?ачестве це?лей банковс?кого регул?ирования мо?гут быть н?азваны так?же следующ?ие: - обеспече?ние соблюде?ния государст?венных, об?щественных и ч?астных интересо?в в процессе ко?ммерческой де?ятельности кре?дитных орг?анизаций; - обеспече?ние непрер?ывного дене?жного обра?щения, эффе?ктивности п?латежей и ме?жбанковски?х расчетов ме?жду хозяйст?вующими субъе?ктами, бесперебойного фу?нкциониров?ания плате?жно-расчет?ной систем?ы в рамках б?анковской с?истемы)[31 с.?238]. Возникающие пр?и этом общест?венные отно?шения регу?лируются в ос?новном нор?мами финансо?вого права. По м?нению Ю.А. Кро?хиной, «та?к как одно?й из основ?ных целей де?ятельности Це?нтрального б?анка Росси?йской Федер?ации являетс?я развитие и у?крепление б?анковской с?истемы РФ, Б?анк России пр?иобретает пуб?лично-право?вую обязан?ность соде?йствовать р?азвитию и ст?абилизации б?анковской с?истемы, соз?давать необ?ходимые ус?ловия для ре?ализации пр?ава на осу?ществление б?анковской де?ятельности»[?32 с.562]. Для более по?лного уясне?ния сущност?и банковско?го регулиро?вания предст?авляется це?лесообразн?ым выяснит?ь, как соот?носятсясле?дующие пон?ятия: госу?дарственное ре?гулирование б?анковской де?ятельности, б?анковское ре?гулирование и с?аморегулиро?вание. Бан?ковское ре?гулирование, по м?нению И.С. По?пова, включ?ает в себя д?ва процесс?а, которые и?меют разные це?ли, систем?ы средств и мето?ды регулиро?вания. Основной в?ид банковс?кого регул?ирования –это госу?дарственное ре?гулирование, ос?нованное н?а императи?вном методе ре?гулировани?я. Данный в?ид регулиро?вания реал?изует в ба?нковской де?ятельности пуб?личное нач?ало и соот?ветственно в к?ачестве це?ли имеет з?ащиту публ?ичных интересо?в. Второй про?цесс –это с?аморегулиро?вание, осно?вывающееся н?а диспозит?ивном мето?де, равенст?ве участни?ков и реал?изуется на ос?нове согласо?вания воли субъе?ктов банко?вской деяте?льности, до?говоре, т. е. в д?анном случ?ае использу?ются право?вые средст?ва частного пр?ава[29 с. 27]. При этом а?втор не уч?итывает тот ф?акт, что, д?аже вступа?я в гражда?нско-право?вые отноше?ния, Банк Росс?ии преследует пуб?личные цел?и, определе?нные Конст?итуцией РФ и Фе?деральным з?аконом «О Це?нтральном б?анке Росси?йской Федер?ации (Банке Росс?ии)» Кроме то?го, такая тр?актовка прот?иворечит по?ложениям г?л. 10 Федер?ального за?кона «О Це?нтральном б?анке Росси?йской Федер?ации (Банке Росс?ии)». Банковское ре?гулирование я?вляется госу?дарственны?м, так как Б?анк России в?ыступает ор?ганом госу?дарственно?го управле?ния в дене?жно-кредит?ной сфере. Центрального Б?анк России б?ыл утвержде?н 13 июля 1?990 года н?а базе Росс?ийского рес?публиканско?го банка Госб?анка СССР. Свои функц?ии, опреде?ленные Конст?итуцией Росс?ийской Федер?ацией (ст.75) и З?аконом «О Це?нтральном б?анке Росси?йской Федер?ации (Банке Росс?ии)» (ст.2?2), банк осу?ществляет нез?ависимо от фе?деральных ор?ганов госу?дарственно?й власти, ор?ганов госу?дарственно?й власти субъе?ктов и орг?анов местно?го самоупр?авления. [?22] Центральный б?анк РФ осу?ществляет посто?янный надзор з?а кредитны?ми организ?ациями, ко?нтролирует соб?людение им?и банковско?го законод?ательства, нор?мативных а?ктов банка, уст?ановленных и?ми обязате?льных норм?ативов. Ре?гулирующие и н?адзорные фу?нкции банк осу?ществляет через Ко?митет банко?вского надзор?а, который объе?диняет все стру?ктурные по?дразделени?я банка, обес?печивающие в?ыполнение е?го надзорн?ых функций. Ру?ководителе?м Комитета б?анковского н?адзора наз?начается Пре?дседателем Б?анка член из ч?исла Совет?а директоро?в. Банковская с?истема в э?кономическ?и развитых об?ществах высту?пает не то?лько в качест?ве объекта ре?гулирующих меро?приятий. Ее з?начение ка?к субъекта ко?нтроля над н?ароднохозя?йственными про?цессами од?ин из извест?ных западн?ых экономисто?в формулирует т?аким образо?м: " В той мере, в к?акой контро?ль осущест?вляется вооб?ще, его осу?ществляют б?анки, кред?иты, а не в?ладельцы а?кций". Главный инстру?мент регул?ирующего воз?действия б?анка на хоз?яйственные стру?ктуры являетс?я его капит?ал. Помимо ве?дения полит?ики активно?го менеджме?нта активо?в и пассиво?в банки, ис?пользуя сво?й финансов?ый потенци?ал, осущест?вляют прямое воз?действие н?а заемщико?в: кредитор уст?анавливает объе?мы и услов?ия предост?авления и по?гашения ссу?д, причем в ко?нтракте ого?варивается р?яд требова?ний, соблю?дение котор?ых являетс?я непремен?ным условие?м кредитов?ания; в случ?ае нарушен?ия заемщико?м платежно?й дисципли?ны либо упо?мянутых огр?аничений б?анк может от?казать в возоб?новлении ссу?ды, что не то?лько дестаб?илизирует про?изводствен?ный процесс, но и по?дрывает ре?путацию зае?мщика. Центральный б?анк сегодн?я является к?лючевым эле?ментом фин?ансово-кре?дитной систе?мы любого р?азвитого госу?дарства, т?акже высту?пает прово?дником офи?циальной де?нежно-кред?итной полит?ики. Регулирование де?ятельности ко?ммерческих б?анков со сторо?ны Централ?ьного банк?а РФ осущест?вляется посре?дством нес?кольких, тес?но взаимос?вязанных и?нструменто?в. Одним из ос?новных эко?номических и?нструменто?в реализац?ии денежно-?кредитной, по?литики Центр?ального ба?нка являетс?я установле?ние нормат?ива резерв?ных требов?аний, откр?ытие резер?вно-коррес?пондентско?го счета д?ля каждого кре?дитного инст?итута второ?го уровня в ре?гиональных учре?ждениях Це?нтрального б?анка, а та?кже опреде?ление мини?мальной ве?личины ост?атков средст?в на данно?м счете, пре?жде всего ис?ходя из состо?яния денеж?ного оборот?а в стране. Помимо бан?ковского н?адзора и б?анковского ко?нтроля федер?альное зако?нодательст?во предусм?атривает и дру?гие виды госу?дарственно?й контроль?но-надзорно?й деятельност?и за банко?вской систе?мой. Напри?мер, госуд?арство контро?лирует деяте?льность не то?лько кредит?ных организ?аций, но и с?амого Банк?а России, к?ак элемент?а банковско?й системы Росс?ии (контро?ль со сторо?ны ГД РФ, Счет?ной палаты РФ, в?нешний ауд?ит по назн?ачению ГД РФ). Основная це?ль деятельност?и Банка Росс?ии являютс?я развитие и у?крепление б?анковской с?истемы Росс?ийской Федер?ации, а за?дачи выраже?ны следующ?им образом: -регулирование де?нежного обр?ащения; -проведение е?диной дене?жно-кредит?ной полити?ки; -защита интересо?в вкладчико?в, банков; -надзор за де?ятельность?ю коммерчес?ких банков и дру?гих кредит?ных учрежде?ний; -осуществление о?пераций по в?нешнеэконо?мической де?ятельности. К видам госу?дарственно?го регулиро?вания банко?вской деяте?льности мо?жно отнест?и: - банковск?ий надзор; - банковское ре?гулирование; - правовое ре?гулирование; - регулиро?вание, во вз?аимодейств?ии с орган?ами государст?венной власт?и и Банком Росс?ии. Государственное ре?гулирование б?анковской де?ятельности мо?жет осущест?вляться в р?азличных н?аправления?х, среди котор?ых можно в?ыделить сле?дующие: [26, с.?39] - правовое по?ложение Ба?нка России и кре?дитных орг?анизаций; - банковск?ий надзор; - денежно-?кредитное ре?гулирование; - валютное ре?гулирование; - валютный ко?нтроль; - операции с це?нными бума?гами; - операции кре?дитных орг?анизаций с др?агоценными мет?аллами и др?агоценными к?амнями и т.?д. [21, с.45] Сущность госу?дарственно?го регулиро?вания банко?вской деяте?льности опре?деляется пр?авовым статусо?м кредитны?х организа?ций и хара?ктером выпо?лняемых им?и банковск?их операци?й. Правово?й статус кре?дитных орг?анизаций и?меет две вет?ви, тесно вз?аимосвязан?ные между собо?й. Первая вет?вь – статус ч?астного юр?идического л?ица, которое осу?ществляет гр?ажданско-пр?авовые сде?лки, напра?вленные на по?лучение пр?ибыли. Втор?ая – публич?ный статус субъе?кта финансо?вого права, которое пр?инимает уч?астие в де?нежно-кред?итных отно?шениях госу?дарственны?х финансов?ых средств. [17,с.565] Характер и особе?нности бан?ковских опер?аций, осущест?вляемых кре?дитными ор?ганизациям?и свидетел?ьствует о сте?пени и хар?актере фин?ансовых рис?ков, котор?ым подверг?аются не то?лько коммерчес?кие банки, но и и?х клиенты.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Банковское дело, 101 страница
3030 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg