Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности нарушения психологического здоровья у сотрудников МВД

superrrya 1675 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.10.2021
Цель исследования: выявить особенности нарушений психологического здоровья сотрудников МВД. Задачи исследования: 1. Проанализировать сложившиеся в психологической литературе подходы к пониманию нарушения психологического здоровья личности, рассмотреть особенности деятельности сотрудников МВД как источник профессионального опыта. 2. Изучить особенности когнитивной, эмоциональной, поведенческой составляющих психологического здоровья у сотрудников МВД. 3. Выявить различия в особенностях психического здоровья сотрудников МВД. 4. Представить рекомендации по психологической работе с сотрудниками МВД, направленные на сохранение их психологического здоровья. Объект исследования: психологическое здоровье сотрудников МВД. Предмет исследования: когнитивная, эмоциональная и поведенческая составляющие психологического здоровья сотрудников МВД в зависимости от опыта участия в ситуациях экстремального характера. Основной гипотезой в исследовании явилось предположение о том, что психическое здоровье сотрудников МВД с различным опытом участия в экстремальных ситуациях будет различаться по когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющим. Теоретико-методологические основания работы: достижения отечественных авторов в области изучения здоровья (Братусь Б.С., Брехман И.И., Апостолов Е., Марков В.В., Кураев Г.А. и др.), профессионального здоровья (Никифоров Г.С., Пономаренко В.А, Маклаков А.Г., Веселова Е.К. и др.), теоретические положения о стрессе, психологическом стрессе, посттравматическом стрессе и причинах его возникновения (Абдурахманов Р.А., Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. и др.). Методы и методики исследования: в данной научно-исследовательской работе использовался сравнительный организационный метод. В качестве эмпирического психодиагностического инструментария были применены: - Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; - Опросник SACS – «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (С. Хобфолл); - Методика «ПРОГНОЗ»; - Я структурный тест - ISTA (ПОЛО). Эмпирическая база исследования: исследование проводилось в сентябре 2019 – январе 2020 гг. В исследовании принимали участие 80 сотрудников МВД по г.Севастополю и Республики Крым. Средний возраст испытуемых – 40 лет. Теоретическая значимость исследования: результаты исследования вносят определенный вклад в разработку теоретических проблем по тематике выявления нарушений психического здоровья у сотрудников органов МВД. Практическая значимость исследования: Разработанные и предложенные рекомендации могут быть использованы в сфере психологического консультирования и терапии. Полученные результаты дают более полное представление о структуре и специфике доверия, а также его взаимосвязи со склонностью личности к риску. Структура работы: введение, две главы 2 параграфа в первой и три во второй главе, выводы после каждой главы, заключение и список использованной литературы, содержащий 58 источников. Общая характеристика исследования: Исследование по цели – уточняющее, так как направлено на установление области применения теорий или эмпирических закономерностей. Это самый распространенный в современной психологии тип исследований. Обычно имеющиеся научные результаты проверяются в новых условиях, видоизменяется объект или методика. Таким образом исследователи получают данные о том, на какую область реальности распространяется полученное ранее знание. Описание методов и организации исследования: Целью данного исследования является выявить особенности нарушения психического здоровья у сотрудников МВД Этапы исследования: 1. Подбор соответствующего цели диагностического инструментария. 2. Формирование выборки. 3. Проведение психодиагностического исследования. 4. Обработка полученных результатов методами математической статистики. 5. Анализ полученных в ходе научного исследования результатов и формулирование выводов. В своей работе мы исходили из гипотетического предположения о том, что психическое здоровье сотрудников МВД с различным опытом участия в экстремальных ситуациях будет различаться по когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющим. Эмпирическая база исследования: исследование проводилось в сентябре 2019 – январе 2020 гг. В исследовании принимали участие 80 сотрудников МВД по г.Севастополю и Республики Крым. Средний возраст испытуемых – 40 лет. Исходя из теоретического анализа данной проблематики, для проверки гипотезы был использован комплект специально подобранных методик. Каждому испытуемому предоставлялся свой индивидуальный комплект, содержащий также блок вопросов демографического характера. Все они имели свой уникальный индекс во избежание путаницы, т.к. исследование носило анонимный характер. Все методики заполнялись в присутствии исследователя. В данной научно-исследовательской работе использовался сравнительный организационный метод. В качестве эмпирического психодиагностического инструментария были применены: - Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; - Опросник SACS – «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (С. Хобфолл); - Методика «ПРОГНОЗ»; - Я структурный тест - ISTA (ПОЛО). Полученные в ходе исследования данные были обработаны посредством программ Excel пакета MicrosoftOffice 2013 и Statistica 10. В данной работе использовались непараметрические критерии анализа: 1. Для выявления взаимосвязей между переменными использовались корреляционный анализ по критерию Спирмена и факторный анализ.
Введение

Психологическое здоровье является составной частью общего здоровья человека. В специальных исследованиях и документах отмечается, что на протяжении последнего десятилетия наблюдается устойчивая тенденция снижения уровня психологического здоровья и повышения психических отклонений от нормы. Психологического отклонения занимают второй по значимости причин потери трудоспособности населения. Укрепление психологического здоровья является обязательным условием для повышения профессионального здоровья сотрудников силовых ведомств. Психически неустойчивый, сотрудник органов внутренних дел, чаще имеет повышенную реакцию на высказывания окружающих людей, низкий уровень психической энергии и психической работоспособности, склонен к психическим расстройствам. Среди основных факторов снижающих уровень психологического здоровья сотрудников МВД можно назвать психические перегрузки, превышающие уровень допустимых физиологических норм, нефизиологический ритм работы, соприкосновение с негативными явлениями жизни, факты межличностных и групповых конфликтов, социальную неустроенность и т.д. Также высокая ответственность за выполнение функций по обеспечению общественной безопасности: борьба с противоправными посягательствами на жизнь, здоровье, честь, достоинство и интересы граждан, а также охрана общественного порядка, интересы предприятий, учреждений и организаций, обеспечение необходимых условий труда и отдыха граждан в общественных местах, населенных пунктах, в условиях возникновения пожара и др. Снижение психологического здоровья может быть связано с профессиональной деятельностью, повышенными физическими, нагрузками, воздействием стресс-факторов при возникновении преступления, переходящими порой в силовое противоборство. Психические перегрузки сотрудников МВД связаны с злоупотреблениями при массовых скоплениях населения, с преодолением психических, физических усилий в экстремальных условиях и т.д. Участие сотрудников в вооруженных столкновениях с террористами, является стрессовой ситуацией профессиональной деятельности. После инцидента психологические перегрузки сопровождающиеся, типичными психологическими реакциями стресса, боязнью юридических последствий, потерей интереса к работе и другое . Это вызывает различные отрицательные эмоциональные реакции, требует постоянного волевого напряжения, нарастание чувства тревоги, психического и мышечного напряжения, приводящего к переутомлению. Нарушения в психологической сфере влекут к изменениям в привычном образе жизни, могут привести к профессиональной недееспособности . Определение психологического здоровья нами видится как интегральная характеристика полноценности функционирования систем организма (нервной, мышечной, сердечнососудистой, дыхательной, эндокринной и др.), регулирующих психическую сферу индивида. Рассматривается как состояние психического (душевного) благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений, отклонений, обеспечивающих устойчивость организма к неблагоприятным фактором профессиональной деятельности, адекватную реакцию поведения, активность работы механизмов саморегуляции противостоянию стрессам, возникающими в профессиональной деятельности, продуктивно работать и вносить созидательный вклад в жизнь окружающего социума. В настоящее время выделяется несколько специфичных составляющих психического здоровья человека: физическое, психологическое, соматическое, нравственно-духовное. Из всех составляющих наименее изученными является психическое здоровье. По структуре содержание психического здоровья многокомпонентно, поскольку подвержено воздействию различных факторов: социальных, профессиональных, личностных отношений, экономических условий и др. Изучение психологического здоровья следует рассматривать с точки зрения холистического подхода, который основывается на целостном восприятии всех аспектов человека: физического, биологического, профессионального, социального и их взаимодействия. Теоретический анализ в рамках холистического подхода, позволил выявить следующие компоненты и их содержание, относящихся к психическому здоровью: ? физический компонент уровня психического здоровья определяется физическим развитием человека, предполагающим отсутствие дефектов развития в мышечной массе тела, росте, физических качеств, работоспособности; ? биологический компонент психического здоровья предполагает наличие динамического адекватного реагирования функциональных систем организма, на изменение окружающей среды; ? социальный компонент психического здоровья отражает уровень взаимодействия человека с окружающим миром, включенность в систему гармонизации эмоциональных отношений человека с обществом; ? нравственный компонент психического здоровья человека включает комплекс характеристик жизнедеятельности человека, основу, которых составляет система общечеловеческих ценностей мораль, честность, добро, справедливость; ? сексуальный компонент уровня психического здоровья следует рассматривать как самостоятельную категорию, включающую комплекс психических аспектов сексуальных отношений: контроля поведения включающего домогательства, беспорядочные половые связи, отсутствие венерических заболеваний, изменении репродуктивной системы, нарушениях сексуально-эротической сферы, в том числе сексуальной функции поведения однополых людей и появления категории людей по принадлежности к «среднему полу». Профессиональный компонент психологического здоровья определяется характеристиками состояния организма человека оценивающих способность к эффективной профессиональной деятельности, высоким поддерживанием восстановления психической работоспособности, психических состояний после напряженной профессиональной деятельности и др. В процессе трудовой деятельности человек проявляет социально-психологическую сущность: изучение воздействий производственной среды и операционных, социально-психологических факторов влияния производственного процесса на личность, включая проблемы психологического обеспечения профессиональной деятельности. К другим компонентам психического здоровья могут быть отнесены: индивидуальное, общественное, психическое благополучие, эмоциональное. Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена профессиональной деятельностью сотрудников МВД, характеризующейся повышенной экстремальностью, связанной с задержанием преступников, освобождением заложников, применением оружия, обеспечением правопорядка в период массовых мероприятий, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Выполнение данных задач в условиях, сопряженных с постоянным риском для жизни и здоровья, у значительного числа сотрудников вызывает развитие состояний психической дезадаптации, приводит к социально-психологическим нарушениям жизнедеятельности, неблагоприятным изменениям личности, которые в дальнейшем отрицательно сказываются на состоянии здоровья личного состава, служебных и семейных взаимоотношениях, увеличивают вероятность самоубийств. На сегодняшний день отмечается недостаток комплексных глубинных научных работ по обозначенной тематике, что, с одной стороны, дополнительно подогревает исследовательских интерес, а с другой, возлагает большую ответственность.
Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3 1. Теоретические аспекты исследований особенностей нарушения психологического здоровья у сотрудников МВД……………………………..10 1.1. Концептуальные подходы в понимании психологического здоровья...10 1.2. Деятельность сотрудников МВД ее влияние на психологическое здоровья личности.……………………………………………….……….24 Выводы ……………………………………………………………………… Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей нарушения психологического здоровья сотрудников МВД……………………………….37 2.1. Организация, методы и методики эмпирического исследования особенностей нарушения психологического здоровья сотрудников МВД.....37 2.2. Результаты исследования особенностей нарушения психологического здоровья сотрудников МВД………………………...……………………..……40 Выводы ………………………………………………………………………… Заключение …………………………………………………………………62 Список литературы………………………………………………………..….…65
Список литературы

1. Абдурахманов Р.А. Стрессовые состояния в боевой обстановке и их психологические последствия. // Мир психологии. – 1998. - №2. – с. 85-95. 2. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Учебник. / Под ред. А.П. Коренева – М.: Щит – М, 2003. – 309с. 3. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная. Учебник. / Под ред. А.П. Коренева – М.: Щит – М, 2003. – 342с. 4. Актуальные проблемы стресса. – Кишинев, 1976. 5. Апанасенко Г.Л. О возможностях количественной оценки здоровья человека // Гигиена и санитария. 1985. №6. с. 55-58. 6. Апостолов Е., Махов Б. Некоторые социальные проблемы здравоохранения // Вестник АМН СССР. 1973. №9. 7. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. – М.: Институт психологии РАН, 1995. – 128с. 8. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001. 9. Большая советская энциклопедия. Изд. 3. 1972. Т.9. 442с. 10. Братусь Б.С. и др. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности. М., 1988. 11. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М., 1987. 12. Буданов А.В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности. – М., 1997. 13. Валеология: Учебное пособие / Под ред. В.П. Соломина, Ю.Л. Варшамова. СПб., 1995. 14. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М., 2001. с.277-294. 15. Дисциплинарный устав вооруженных сил РФ, 2006г. – 32с. 16. Закон РФ «О милиции». – М.: Проспект, 2009. – 40с. 17. Захаров Б.В., Кучер А.А. Особенности боевой психической травмы и способы психологической реабилитации военнослужащих. // Мир психологии. – 1998. - №2. – с. 80-85. 18. Казначеев В.П. Теоретические основы валеологии. Новосибирск, 1989. 19. Королюк К.К. Психическая саморегуляция сотрудников МВД. – М.: 1997. 20. Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1976. 21. Котенев И.О. Психологическая диагностика постстрессовых состояний у сотрудников органов внутренних дел / Методическое пособие для практических психологов. М., 1997. – 38с. 22. Кудрявцев А.В., Сергун П.П. Служба в органах внутренних дел. Комментарий. Схемы. – М., 1996. – 127с. 23. Кураев Г.А., Сергеев С.К., Шлепов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология. 1996. №1. 24. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих. Автореф. докт. дис. СПб., 1996. 25. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журнал. 2001. Т. 22. №1. с. 16-24. 26. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. М., 2001. 27. Мягких Н. Психологическая помощь участникам боевых действий. Медицинский вестник МВД. - 2002. - №1. – с. 31-35. 28. Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2002. 29. Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996. 30. Никифоров Г.С. Здоровье как системное понятие // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2000. 31. Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников отдела внутренних дел в экстремальных условиях.: методическое пособие / Под общ. ред. В.М. Бурыкина – М.: ИМУ ГУК МВД России, 2004. 32. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. – М.: МВД РФ, 1997. – 344с. 33. Пономаренко В.А. Категория здоровья как теоретическая проблема в авиационной медицине // Косм. биол. 1990. №3. с. 17-23. 34. Проблемы военной психологии: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок; Под общ. Ред. А.Е. Тараса. – Мн.: Харвест, 2003. – 640с. 35. Психология профессионального здоровья. / Под ред. Никифорова Г.С. – СПб.: Речь, 2006. 36. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991. 37. Разумов А.Н., Пономаренко В.А., Пискунов В.А. Здоровье здорового человека / Под ред. В.С. Шинкаренко. М., 1996. 38. Семичев С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л., 1987. 39. Столяренко А.М. Морально-психологическое обеспечение деятельности личного состава органов внутренних дел и внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах: Учебное пособие / А.М. Столяренко. – М.: Академия управления МВД России, 1998. – 192с. 40. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии травматического стресса. – СПб.: Питер, 2001. – 272с. 41. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений. // Психологический журнал. – 1992. –№2. – с. 47-58. 42. Устав внутренней службы ОВД. 43. Фролов Б.С. Оценка психического здоровья при диспансеризации трудоспособного населения // Предболезнь и факт повышенного риска в психоневрологии: Сб. науч. тр. / Под ред. С.Б. Семичева и др. Л., 1986.\ 44. Шаповал В.А., Тураносова В.В. Профессионально-психологическое здоровье сотрудников полиции, переживших психическую травму // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. С-Пб., 2016. Т. 11, N 2. C. 60–62. 45. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. М., 2004. 46. Я – структурный тест Аммона. Опросник для оценки центральных личностных функций на структурном уровне: Пособие для психологов и врачей/ Авт. Сост.: Ю.Я. Тупицын, В.В. Бочаров, Т.В. Алхазова и др. СПб, 1998.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ОСОБЕННОСТЕЙ НАРУШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У СОТРУДНИКОВ МВД 1.1 Концептуальные подходы в понимании психологического здоровья личности Сегодня проблема психологического здоровья привлекает к себе все большее внимание. Подробно изучаются различные аспекты психологического обеспечения профессиональной деятельности, непосредственно связанные с влиянием неблагоприятных условий труда (перенапряжения, перегрузок, психотравмирующих факторов и т.д.) на физическое и психическое здоровье личности. Достаточно сказать, что уже неправильный выбор профессии в последующем может таить в себе угрозу развития психосоматических расстройств, вызванных устойчивыми переживаниями чувства неудовлетворенности от выполняемой работы. Негативно отразиться на состоянии здоровья субъекта труда может неудачно протекающий процесс его профессиональной адаптации; отсутствие удовлетворительной перспективы собственного профессионального роста; неблагоприятная психологическая атмосфера в рабочем коллективе; хронически переживаемое состояние нервно-психического напряжения под воздействием тех или иных профессиональных стрессов и т.д. Сущность термина «психологическое здоровье», безусловно, связана с понятиями более общего порядка - «здоровье» и «болезнь». Различные справочники, учебники и даже нормативные издания расходятся в толковании этих терминов [6, 1973, с.15]. Сейчас насчитывается более 100 определений понятия «здоровья». В физиологическом смысле понятие «здоровье» обычно отождествляют с понятием «норма», которое означает отсутствие существенных отклонений от эталонных характеристик. На самом высоком уровне обобщения можно выделить два подхода к пониманию здоровья. Первое понимание трактует здоровье как отсутствие болезни. Болезнь же понимается как превышение нормы, которая, в свою очередь, понимается как видовая норма – физиологическая или психофизиологическая норма, общая и жестко заданная для всех (норма зрения, слуха и т.п.). Наиболее изученными и используемыми в практике, несмотря на ряд недостатков, являются нозоцентрический и нормоцентрический подходы. В рамках нозоцентрического подхода можно дать следующее определение: здоровье – это состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения [9, 1972, с.124]. Одним из критериев психического здоровья, которым действительно пользуются в клинической практике, является отсутствие психического заболевания. Речь идет о способности сохранять психическое равновесие в изменяющихся жизненных условиях. Здоровый человек, в отличие от больного, способен управлять миром своих психических явлений, держать их под контролем [30, 2000, с. 149]. Нормоцентрический подход наиболее полно можно отразить в следующих определениях: Здоровье человека – это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров сенсорной, вербальной и структурной информации [11, 1987, с. 54]. «Здоровье человека – одухотворенная, целенаправленная жизнь, соответствующая требованиям внутренней (биологической) и внешней (социальной, трудовой и бытовой) среды» [6, 1973, с. 44]. Психически здоровый человек, в отличие от больного, способен регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм [28, 2002, с. 46]. При данном подходе вычисляются среднестатистические показатели нормы. Организм здоров, если его показатели находятся в пределах верхней и нижней границы нормы. Однако не всякое отклонение от нормы есть болезнь. Граница между нормой и ненормой (болезнью) не носит жесткого, разделительного характера. Она расплывчата и достаточно индивидуальна. На основании нозоцентрического и нормоцентрического подходов, процесс возникновения болезни можно разделить на стадии: здоровье – предболезнь – болезнь или норма – предпатология – патология. Норма – это критерий, который позволяет оценить степень гармонии организма с внешней средой. При статическом подходе к здоровью, то есть определении его как «состояние», понятие «норма» и понятие «здоровье» отождествляются, и всякое отклонение от общепринятой нормы рассматривается как патология (болезнь). Норма – это не только количественные физиологические характеристики человека (рост, вес, давление), но и качественные индикаторы глубинных процессов жизнедеятельности человека на всех уровнях и на всех этапах развития индивида как общественного существа [37, 1996, с. 87]. В отношении соматического здоровья выделяются следующие уровни: абсолютное здоровье; здоровье с незначительными морфофункциональными отклонениями; хроническое заболевание в стадии компенсации; хроническое заболевание в стадии субкомпенсации; хроническое заболевание в стадии декомпенсации [13, 1995, с. 10]. В отношении психического здоровья предлагаются следующие подходы: • здоров; практически здоров; неблагоприятные прогностические признаки; болен (не способен руководить своими поступками); болен (не может вести свои дела, представляет опасность для окружающих) [43, 1986, с. 89]; • идеальная норма; среднестатистическая норма (свойственная популяции в целом); конституциональная норма; акцентуации; предпатология или уровень повышенного риска (функциональная норма); предболезнь (дисфункциональное состояние, субклинические признаки) [38, 1987, с. 57]. Б. С. Братусь с соавторами [10, 1988, с. 16] выделяют следующие уровни психического здоровья: высший уровень – личностно-смысловой или уровень личностного здоровья, который определяет качество смысловых отношений; индивидуальный уровень – его оценка зависит от способности человека адекватным образом реализовывать смысловые устремления; базовый уровень - психофизиологический – определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности. Поскольку существуют разные уровни психического здоровья, авторы считают правомерным говорить о том, что последнее может страдать из-за нарушений на одном из них. При другом подходе, под здоровьем понимается уровень активности субъекта, обеспечивающий беспрепятственную реализацию его личностного потенциала. В этом случае норму можно трактовать как некую относительную, условную границу, разделяющую средний, присущий большинству уровень активности, и крайние – максимальные и минимальные – показатели активности. Такое понимание нормы более характерно для ее психических составляющих, в отношении которых норма часто определяется исходя из нормального закона распределения случайных величин. Например, значимость выполнения основных социальных функций подчеркивается в определениях здоровья с позиций активности личности [25, 2001, с. 18]. Психологическое здоровье является составной частью общего здоровья человека. В специальных исследованиях и документах отмечается, что на протяжении последнего десятилетия наблюдается устойчивая тенденция снижения уровня психического здоровья и повышения психических отклонений от нормы. Психические отклонения занимают второй по значимости причин потери трудоспособности населения. Укрепление психического здоровья является обязательным условием для повышения профессионального здоровья сотрудников силовых ведомств. Психически неустойчивый, сотрудник органов внутренних дел, чаще имеет повышенную реакцию на высказывания окружающих людей, низкий уровень психической энергии и психической работоспособности, склонен к психическим расстройствам. Среди основных факторов снижающих уровень психического здоровья сотрудников МВД можно назвать психические перегрузки, превышающие уровень допустимых физиологических норм, нефизиологический ритм работы, соприкосновение с негативными явлениями жизни, факты межличностных и групповых конфликтов, социальную неустроенность и т.д. Также высокая ответственность за выполнение функций по обеспечению общественной безопасности: борьба с противоправными посягательствами на жизнь, здоровье, честь, достоинство и интересы граждан, а также охрана общественного порядка, интересы предприятий, учреждений и организаций, обеспечение необходимых условий труда и отдыха граждан в общественных местах, населенных пунктах, в условиях возникновения пожара и др. Снижение психологического здоровья может быть связано с профессиональной деятельностью, повышенными физическими, нагрузками, воздействием стрессфакторов при возникновении преступления, переходящими порой в силовое противоборство. Психические перегрузки сотрудников МВД связаны с злоупотреблениями при массовых скоплениях населения, с преодолением психических, физических усилий в экстремальных условиях и т.д. Участие сотрудников в вооруженных столкновениях с террористами, является стрессовой ситуацией профессиональной деятельности. После инцидента психические перегрузки сопровождающиеся, типичными психологическими реакциями стресса, боязнью юридических последствий, потерей интереса к работе и другое. Это вызывает различные отрицательные эмоциональные реакции, требует постоянного волевого напряжения, нарастание чувства тревоги, психического и мышечного напряжения, приводящего к переутомлению. Нарушения в психической сфере влекут к изменениям в привычном образе жизни, могут привести к профессиональной недееспособности. Определение психического здоровья нами видится как интегральная характеристика полноценности функционирования систем организма (нервной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и др.), регулирующих психическую сферу индивида. Рассматривается как состояние психического (душевного) благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений, отклонений, обеспечивающих устойчивость организма к неблагоприятным фактором профессиональной деятельности, адекватную реакцию поведения, активность работы механизмов саморегуляции противостоянию стрессам, возникающими в профессиональной деятельности, продуктивно работать и вносить созидательный вклад в жизнь окружающего социума. В настоящее время выделяется несколько специфичных составляющих психического здоровья человека: физическое, психологическое, соматическое, нравственно-духовное, и др. [1, 3, 4]. Из всех составляющих наименее изученными является психическое здоровье. По структуре содержание психического здоровья многокомпонентно, поскольку подвержено воздействию различных факторов: социальных, профессиональных, личностных отношений, экономических условий и др. Изучение психического здоровья следует рассматривать с точки зрения холистического подхода, который основывается на целостном восприятии всех аспектов человека: физического, биологического, профессионального, социального и их взаимодействия. Необходимо отметить, что здоровье индивида на сегодняшний день не имеет единого общепринятого определения. Ряд авторов по-разному рассматривают сущность понятия «здоровье». Приведем следующие определения. Здоровье – состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта, наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики [26, 2001, с. 29]. Здоровье – оптимальное состояние его организма, обеспечивающее реализацию генетических программ, безусловно-рефлекторной, инстинктивной, генеративной функций и умственной деятельности, реализующей фенотипическое поведение, направленное на социальную и культурную сферы [23, 1996, с.64]. Здоровье – динамическое состояние, процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни [18, 1989, с.27]. Здоровье является интегральной характеристикой, отражающей влияние различных условий (как внешней, так и внутренней среды) на успешность адаптации человека [8, 2001, с. 54]. Чтобы добиться максимально возможной однозначности по данному вопросу, нам представляется целесообразным в качестве исходной позиции использовать трактовку Устава Всемирной организации здравоохранения, согласно которому: «Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [5, 1985, с. 56]. Хотя в этом определении первая часть имеет выраженный субъективный характер с вытекающими отсюда трудностями ее объективной оценки, но она, по крайней мере, понятна каждому человеку. Однако возникают значительные трудности и с точки зрения теории, и с точки зрения практики в трактовке понятия «болезнь». В настоящее время многие авторы рассматривают болезнь как нарушение взаимоотношений организма со средой. На всех этапах развития болезни происходит борьба процессов повреждения и защиты. И каждая болезнь начинается с какого-нибудь повреждения, «поломки» организма [14, 2001, с. 281]. Если попытаться интегрировать критерии, представленные в разных источниках, то получается следующий набор субъективных и объективных показателей состояния человека, свидетельствующих о наличии болезни, большинство из которых не являются абсолютными [29, 1996, с. 57]. 1. Негативный субъективный статус (самочувствие, активность, настроение). Многовековой опыт врачебного обследования свидетельствует, что первым вопросом к пациенту является: «Что вас беспокоит? На что вы жалуетесь?». 2. Наличие болевого синдрома, то есть не только сенсорного компонента боли, но и его психоэмоционального и рефлекторного компонентов. 3. Снижение или полная утрата трудоспособности. 4. Отклонение от нормы объективных показателей физического и психического статуса. 5. Наличие органических дефектов, выявляемых как визуально, так и инструментальными методами (например, рентгенография и др.). 6. Выявление функциональных расстройств в деятельности физиологических систем. 7. Уменьшение объема и степени мобилизации функциональных резервов. 8. Снижение переносимости повышенных физических и психических нагрузок. 9. Ухудшение адаптационных возможностей к климатическим, психическим, трудовым и социальным факторам. 10. Снижение резистентности к патогенным факторам. 11. Обострение скрытых, вялотекущих хронических заболеваний. Качественное и количественное сочетание этих показателей трудно перечислить, что и создает, порой большие сложности в вынесении заключения – болен человек или нет, иными словами – болен человек или здоров. Вот поэтому при решении вопроса о профессиональном здоровье в первую очередь следует однозначно констатировать наличие или отсутствие какого-либо заболевания. Ситуация усложняется еще и тем, что людей здоровых практически нет, и это вносит еще большую неопределенность при оценке профессиональной пригодности [35, 2006, с.67-68]. Указанные выше обстоятельства и привели к появлению понятия профессиональное здоровье. Однако пока еще не сложилось общее мнение о том, какое содержание следует вкладывать в данное понятие. Разными авторами высказываются определенные соображения на этот счет. Так, В.А. Пономаренко рассматривает профессиональное здоровье как возможность организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность во всех условиях и на всех этапах профессиональной деятельности [33, 1990, с. 150]. В рамках данной концепции здоровье рассматривается как совокупность физиологических и психофизиологических параметров, обеспечивающих высокую надежность деятельности и профессиональное долголетие. При этом речь идет не только о здоровье как таковом, но и об определенной связи между состоянием здоровья и резервными возможностями организма, определяющими эффективность профессиональной деятельности. Центральной проблемой данной концепции является проблема функционального состояния и оценки функциональных резервов. Чем значительнее функциональные резервы, тем больше вероятность продления профессионального долголетия. Анализ литературных данных позволяет нам определить следующее. Существует ряд факторов, которые определяют профессиональное здоровье. Их можно разделить на эмоциональные (различные стрессовые факторы, влияющие на психологическое здоровье), когнитивные (знания о профессиональном здоровье, о его роли в жизни, знания основных факторов, укрепляющих и повреждающих здоровье и др.) и поведенческие (выбор той или иной стратегии поведения в стрессовой ситуации). Эти факторы взаимосвязаны друг с другом и формируют единый процесс здоровья. Рассмотрим эмоциональный аспект психологического здоровья. Эмоциональный аспект психологического здоровья – это эмоциональная устойчивость, способность противостоять стрессам, адекватно оценивать эмоции окружающих, проявлять свои эмоции и управлять ими. В профессиональной сфере субъект сталкивается со множеством специфических стрессоров, большинство из которых действует непрерывно и длительно, вызывая переутомление, общие и профессиональные заболевания, преждевременное старение и даже деформации личности [7, 1995, с. 74]. Профессиональная деятельность человека может быть осложнена воздействием стрессоров разной природы. Никифоров Г.С. предлагает следующую систематизированную совокупность наиболее типичных стрессоров, распространенных в различных сферах профессиональной деятельности [36, 1991, с. 28-31]. Первым видом стрессоров является организация и содержание профессиональной деятельности. К ним относят: условия труда (организация рабочего места); неритмичность в организации труда; чрезмерная перегрузка, напряженная психическая деятельность или явная недогрузка в объеме выполняемой работы; однообразие выполняемой работы; рутинная работа, не предусмотренная данной должностью; изменение продолжительности или условий труда; неудобные часы работы, работа по выходным; неблагоприятное воздействие факторов физической среды (температура, шум, вибрация, влажность, кислородная недостаточность, голод, жажда, воздействие перегрузок и т.д.); внезапное или систематическое отвлечение внимания (неожиданный раздражитель или постоянное воздействие помех и, как следствие, развитие преждевременного утомления); трудность выполняемой деятельности, в том числе неполнота необходимой информации, дефицит времени, повышенные требования к безошибочности и скорости действий и др.; сменная работа; качество оборудования; опасность для жизни и здоровья, риск; новизна, реорганизация на работе; ситуация неопределенности; повышенная ответственность; обеспокоенность последствиями возможных ошибочных действий, страх совершить ошибку; неблагоприятное функциональное состояние организма в процессе выполнения деятельности; нарушение биологических ритмов (в том числе нарушение сна); необходимость принимать слишком много решений; отсутствие или малое участие в процессах принятия решений; неудовлетворительное обеспечение процесса коммуникации в организации. Следующим видом стрессоров является профессиональная карьера. К ним могут относиться следующие значимые стрессогенные факторы: проблема статуса; неудовлетворительные перспективы продвижения по службе (медленное или слишком быстрое); неясно очерченный круг обязанностей и прав, присущих данной должности; изменение служебных обязанностей; перспектива сокращения (угроза увольнения, безработица) или преждевременного выхода на пенсию; фрустрация из-за достижения предела своей карьеры; чувство «заложника» выполняемой работы (профессиональный «капкан»): «ничего лучшего не найти»; недостаток необходимых профессиональных знаний и умений; чрезмерные притязания, амбиции, неадекватные собственным возможностям; несбывшиеся надежды; переход на другую работу; выход на пенсию. Немаловажное значение в возникновении стресса в профессиональной деятельности играет оплата труда и взаимоотношения на работе. Сюда входят отсутствие ясности в оплате труда; переживание несоответствия между затратами сил на выполняемую работу и ее оплатой; неравная оплата труда; неприятности (конфликт) с руководством по службе; плохое руководство; взаимоотношения с коллегами по работе, конфликты; ограничения свободы поведения; неблагоприятный психологический климат в рабочем коллективе; интриги; изоляция в рабочей группе [20, 1976, с. 58]. Помимо вышеизложенного необходимо отметить внеорганизационные источники стресса, к которым могут относиться проблемы в семье (конфликты, недостаток заботы, избыточные домашние нагрузки и др.); жизненные кризисы (возрастные, экзистенциальные и пр.); финансовые проблемы; общая социальная необеспеченность (проблемы с жильем, коммунальным и медицинским обслуживанием, транспортом, юридическим статусом и т.д.); конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми организацией; проблемы со здоровьем. Таким образом, влияние различных стресс-факторов профессиональной деятельности на эмоциональную составляющую профессионального здоровья человека велико. Стрессы обуславливают многие соматические заболевания. Поэтому, чтобы эффективно противостоять воздействию стрессоров, необходимо обладать крепким здоровьем, большим запасом функциональных резервов, эффективной психической саморегуляцией. В противном случае повышается риск профессиональных заболеваний. Под когнитивной составляющей психологического здоровья мы понимаем знания человека о своем психическом здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное, так и позитивное влияние на психологическое здоровье человека и др. А также устойчивость и концентрация внимания, профессиональная память, профессиональная наблюдательность, критичность мышления, необходимость принимать много решений и др. Это все определяет успешность человека в профессиональной деятельности, отражает способность человека мыслить, принимать адекватные решения, уметь выделять главное, находить недостающую информацию, скорость принятия решения, их правильность, объем. Все вышеперечисленное влияет на эффективность жизни человека, на его социальную значимость. Психологическое здоровье проявляется в способности мыслить позитивно и оперативно. Поведенческая составляющая психологического здоровья подразумевает под собой выбор той или иной стратегии преодолевающего поведения в стрессовых ситуациях профессиональной деятельности. Это позволяет человеку как можно лучше адаптироваться к требованиям ситуации путем овладения, ослабления или смягчения этих требований, тем самым уменьшает стрессовое воздействие ситуации. В противном случае может возрасти психическое напряжение. Проведенный анализ литературы по проблеме психологического здоровья позволяет нам сделать следующие выводы. В настоящее время существует несколько направлений в понимании того, что рассматривать под психологическим здоровьем. При изучении взаимосвязи психологического здоровья и социального опыта нам представляются важными следующие положения. Во-первых, в качестве основополагающего подхода к исследованию профессионального здоровья мы рассматриваем подход Б.С. Братуся [10, 1988, с. 58-60]. В нем проявления «психологического здоровья – нездоровья» рассматриваются на четырех уровнях – соматическом (биологическом), психическом, социальном и экзистенциальном (или духовном, эсхатологическом). На каждом из этих уровней психологическое здоровье имеет свои особенности. На биологическом уровне психологическое здоровье проявляется в форме соматического здоровья как динамическое равновесие всех внутренних органов, их адекватное реагирование в среде, создаваемой условиями профессиональной деятельности, нормальное, оптимальное функционирование организма. Психологическое здоровье на этом уровне – это отсутствие соматического заболевания или каких-либо его признаков. Нарушения равновесия внутренних органов, неадекватную реакцию организма на факторы профессиональной среды, различные последствия в форме соматических нарушений можно рассматривать как проявления профессионального нездоровья. Психологическое здоровье связано с личностным контекстом, в рамках которого человек предстает как психическое целое. Душевное здоровье принято определять и по степени вовлеченности в общение, в социальное взаимодействие. Становление внутреннего мира личности происходит в процессе формирования и реализации многообразных социальных отношений и взаимодействий человека в обществе и группах. Поэтому способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде рассматривается как один из важнейших критериев психического здоровья и необходимое условие психологического здоровья. Важнейшим признаком здоровья личности на духовном уровне является ее стремление развиваться, самосовершенствоваться в соответствии с высокими нравственными и духовными идеалами. Психологическое здоровье на этом уровне проявляется в согласованности смысла жизни с целями профессиональной деятельности. Во-вторых, любой вид деятельности непременно сопровождается эмоциями, эмоциональное состояние личности являются факторами, определяющими эффективность профессиональной деятельности, развития утомления, переутомления, профессиональной патологии, что находит отражение на психологическом здоровье.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 67 страниц
1800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg