Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Управление муниципальной собственностью

kisssaaa0721 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.10.2021
Целью данной работы является оценка эффективности управления муниципальной собственностью. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: - рассмотреть теоретико-методологические основы оценки эффективности управления муниципальной собственностью; - изучить критерии и показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления; - рассмотреть организационную деятельность муниципального органа власти Ставропольский край; - дать оценку эффективности управления муниципальной собственностью; - разработать мероприятия по повышению эффективности управления муниципальной собственностью. Предметом исследования является муниципальная собственность в Российской Федерации. Объектом исследования выступает Ставропольский край. Методологическую основу составляют как общие научные методы анализа, так и частные: теоретический, сравнительный, метод индукции и дедукции, статистический анализ, экономический анализ. Структура работы состоит из введения, трех логически взаимосвязанных разделов и заключения. Введение курсовой работы содержит описание актуальности темы исследования, его целей и задач, объекта и субъекта исследования научной и практической значимости. В первом разделе «Теоретико-методологические основы оценки эффективности управления муниципальной собственностью» нами рассмотрены сущность и основные положения эффективности деятельности государственных органов управления, изучены критерии и показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления, раскрыты принципы управления муниципальной собственностью. Во втором разделе «Оценка эффективности управления муниципальной собственностью Ставропольского края» нами рассмотрена общая характеристика деятельности местного органа, самоуправления, проведен анализ и дана оценка эффективности управления муниципальной собственностью. В третьем разделе «Совершенствование управления муниципальной собственностью в Ставропольском крае» нами разработаны рекомендации по эффективному планированию и управлению муниципальной собственностью. В заключении представлены основные результаты и выводы курсовой работы.
Введение

Проблемы формирования муниципальной собственности в настоящее время возникают и в связи с тем, что перечни вопросов местного значения муниципальных образований не полностью идентичны перечню имущества, которое может находиться у них в собственности. Основным принципом формирования муниципальной собственности является принцип эффективного использования имущества, обеспечивающего качественное предоставление услуг населению. При этом важно правильно определить организационно-правовые формы организаций, за которыми закрепляется муниципальное имущество. Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что современной проблемой управления муниципальной собственностью в Российской Федерации является достоверная оценка эффективности деятельности муниципального органа власти.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 5 1.1 Сущность и основные положения эффективности деятельности органов местного самоуправления 5 1.2. Современные отечественные и зарубежные подходы к управлению муниципальной собственностью 9 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ 18 2.1 Характеристика социально-экономического развития Ставропольского края 18 2.2 Проблемы управления государственной и муниципальной собственностью в Ставропольском крае 25 3СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 31
Список литературы

Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 1.1 Сущность и основные положения эффективности деятельности органов местного самоуправления Политика государства в отношении муниципальной собственности соответствует определенной президентом и правительством страны стра- тегии в управлении имуществом, направленной на оптимизацию объема государственной и муниципальной собственности с тем, чтобы в конечном итоге у всех уровней публичной власти осталось только то имущество, ко- торое необходимо для исполнения их властных полномочий. Оптимизация объема публичной собственности, в первую очередь, зависит от эффективного и стабильного разграничения полномочий между уровнями публичной власти. Этот процесс в настоящее время далеко не завершен - после 2003 г. было принято четыре соответствующих федеральных закона, весной 2008 г. планируется рассмотрение еще одного нового федерального закона о совершенствовании разграничения полномочий между уровнями публичной власти. Основополагающим признаком муниципального образования выступает муниципальная собственность. Она играет важную роль в механизме регулирования социально-экономических отношений на территории муниципальных образований и в современных условиях становится основным внутренним ресурсом городского развития. В соответствии с действующим законодательством муниципальная собственность составляет экономическую основу местного самоуправления и представлена как сочетание трех групп объектов: имущество, находящееся в собственности муниципального образования, средства местного бюджета, имущественные права. Разграничение собственности на государственную и муниципальную вызывает много проблем. Это происходит, в первую очередь из-за единого публично-правового статуса субъектов муниципальной и государственной собственности: они наделены особыми властными полномочиями, которые позволяют принимать им нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок осуществления принадлежащего им права собственности, в том числе осуществлением своих прав собственности в общественных интересах. Также, важно отметить, что отсутствует должная нормативная база, которая регулировала бы данные отношения. В роли субъектов государственной собственности выступают Российская Федерация в целом и ее субъекты — республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (как написано в пункте 3 статьи 214 ГК РФ). Они выступают в имущественных вопросах от имени государственного образования и осуществляют те или иные правомочия публичного собственника, согласно своей компетенции. Субъектами права муниципальной собственности являются муниципальные образования, такие как городские и сельские поселения и другие. От их имени в гражданском обороте правомочия могут осуществлять те или иные органы в соответствии со своей компетенцией (статья 125 Гражданского кодекса ПФ). Жестокая привязка перечня имущества (статья 50 ФЗ № 131) к перечню вопросов местного значения муниципальных образований становится барьером для социально-экономического развития муниципальных образований. Особенно это заметно сегодня, в условиях перераспределения полномочий. Ранее муниципальные образования могли, перепрофилирую cвoe имущество, гибко реагировать на потребности населения в той или иной услуге. Муниципальная собственность в современных условиях количественно и качественно отличается от муниципальной собственности в первые годы реформ. В то же время состояние и степень эффективности управления муниципальной собственностью в настоящее время не обеспечивает на практике реализацию ее экономической сущности как основы местного самоуправления. Низкий уровень управления отдельными объектами муниципальной собственности со стороны уполномоченных органов местного самоуправления создает условия, когда собственник имущества в большинстве случаев занимает роль наблюдателя, которая не позволяет ему в полной мере обеспечить защиту своих прав и законных интересов, чем обусловливается низкий уровень привлечения финансовых поступлений неналогового характера в качестве дополнительного источника доходной части местного бюджета, а следовательно отражается на удовлетворении интересов и потребностей его жителей. Кроме того, пока не налажен необходимый пообъектный учет муниципальной собственности, не проводится полная и сплошная инвентаризация, не ведется единый реестр, включающий объективную информацию о всех объектах муниципальной собственности. Это в определенных случаях не позволяет идентифицировать соответствующий объект, определить его принадлежность и основные характеристики, и обеспечить контроль за его сохранностью, целевым использованием и воспроизводством, а также избежать злоупотреблений со стороны пользователей имущества. Сложившаяся ситуация демонстрирует практический вывод объектов муниципального имущества из сферы влияния, контроля собственника и ведет как необоснованному занижению количества его ресурсов. Одной из частных проблем муниципальной собственности является управление жилищным фондом. Под жилищным фондом в Российской Федерации понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Согласно статье 19 Жилищного кодекса РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный, муниципальный. Под частным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц. Государственный жилищный фонд определяется как совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации и субъектам Российской Федерации. Характеристика муниципального жилищного фонда сводится к совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования. Жилищный фонд социального использования понимается как совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Специализированный жилищный фонд предполагает совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по особым правилам жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Индивидуальный жилищный фонд рассматривается как совокупность жилых помещений в частном жилищном фонде, которые используются гражданами, являющимися собственниками данных помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) для проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами, являющимися собственниками данных помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования. Жилищный фонд коммерческого использования - это совокупность жилых помещений в частном жилищном фонде, которые используются собственниками данных помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования либо предоставлены собственниками данных помещений на основе договора аренды или иного договора юридическим лицам во владение и (или) пользование. Жилищный фонд подлежит государственному учету в соответствии с единым для Российской Федерации порядком. Муниципальный жилищный фонд - один из основных объектов права муниципальной собственности - предназначен для удовлетворения потребностей населения данной территории в жилище. Объекты муниципального жилищного фонда, как и государственного, подлежат пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности, который ведут органы по управлению муниципальным имуществом. Согласно разъяснениям Комитета Государственной Думы по местному самоуправлению по проблемам неоднозначного правового регулирования федеральным законодательством установления права собственности на муниципальный жилищный фонд акцентируется внимание на следующем: в соответствии с нормой пункта 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Как указано в пунктах 1 и 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, а также предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищногоифонда. 1.2. Современные отечественные и зарубежные подходы к управлению муниципальной собственностью Для выявления эффективных механизмов управления муниципальной собственностью необходимо рассмотрение современного зарубежного опыта в данной сфере. Исследование наиболее эффективных примеров необходимо проводить в направлениях: изучение источников финансирования и форм управления муниципальной собственности. При изучении видов привлечения финансирования муниципальной собственности, необходимо упомянуть Европейскую хартию местного самоуправления, предусматривающую, что «органы местного самоуправления имеют право в рамках национальной экономической политики на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций; финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им Конституцией или законом полномочиям; часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом [15]. Одной из основополагающих форм привлечения финансирования для процессов развития и эффективного использования муниципальной собственности является управление объектами при помощи государственночастного партнерство (ГЧП - далее), которое получило развитие в нескольких формах: концессии, лизинг, совместные предприятия. Крупномасштабное использование концессии в инфраструктурных комплексах с целью реализации социально-значимых проектов датируется с 1990-х годов. В преобладающем числе случаев организации данной формы партнерства, инициатива его установления исходит от муниципалитета ввиду неспособности обеспечить необходимые объемы и эффективное использование инфраструктуры. Особое развитие получила концесионная форма соглашения в таких странах как США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Канада, Япония, Бразилия, Китай, Республика Корея, Малайзия, Сингапур, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и др. Изучение и анализ передовых практик зарубежных стран позволяет выделить следующие направления муниципально-частного партнерства [11]. Передача в долгосрочную аренду объектов инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности. Это одна из форм привлечения частных инвестиции к модернизации объектов инфраструктуры и определяющаяся вложением средств в развитие объекта аренды. Сфера коммунальной инфраструктуры эффективно использует данную подцель взаимодействия, при которой муниципальные власти передают в аренду сети водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод. Использование соглашений, предусматривающих цикл: «строительство эксплуатация передача» (ВОТ Build-Operate-Transfer), «строительство передача эксплуатация» (ВТО Build-Transfer-Operate). В реализации данных схем взаимодействия муниципалитета и инвестора, происходит строительство объектов, таких как электростанция, водоочистные сооружения, ввод в эксплуатацию и содержание за счет частных средств. При этом возвращение инвестиций и получение прибыли осуществляется за счет эксплуатации в течение установленного срока построенного им объекта. Принципиальным отличием схем ВТО и ВОТ является передача застройщиком объекта муниципальному заказчику по мере завершения строительства и получения его в дальнейшую долгосрочную аренду. ВОТ используется при строительстве автострад, мостов, тоннелей, трубопроводов, аэропортов, электростанций, портов, стадионов, гидротехнических сооружений и других значимых объектов инфраструктуры, создание которых требует значительных средств. Контракт на управление заключается в передаче в управление муниципальное имущество, предприятии или учреждения специализированной управляющей компании, состоящей из группы профильных управляющих. Получение прибыли в данном случае возможно за счет снижения издержек управляемого института, при этом сохраняется организационно-правовая форма управляемого предприятия (учреждения), а также собственник имущественного комплекса. Заключение контрактов на оказание услуг представляет собой муниципальный контрактна выполнение каких-либо видов услуг: ремонт и обслуживание дорог, сбор и утилизация отходов, сбор коммунальных платежей, обслуживание коммунальных сетей, установка и обслуживание счетчиков и т.п. Контрактом предусматривается вложение средств частного инвестора в развитие объектов, при выполнении проектов такого типа частный партнер обеспечивает возврат инвестиций и получение прибыли за счет соответствующих тарифов путем эффективной эксплуатации объектов. Исследователи обоснованно связывают применение контрактных отношений с внедрением рыночных принципов в практику хозяйственного использования финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов публичной власти. Заметно большая отдача от них обеспечивается процедурами проведением торгово-закупочной деятельности. Так, например, в Швеции расходы на содержание дорожного хозяйства и парков, водоснабжения и очистки в ряде муниципалитетов с переходом на контракты снизились на 10-20 %, на сбор и вывоз мусора до 25 %, на рекреационные услуги и дошкольные учреждения в Стокгольме — на 9-15 %. В Великобритании экономия за счет применения контрактов оценивается в среднем в 6 %. В США услуги частного сектора оказались в 90-х годах XX века на 34 % дешевле, чем услуги муниципальных предприятий [21]. Обратный лизинг. В соответствии с данной схемой застройщик строит и вводит в эксплуатацию объект, который потом передает в лизинг муниципалитету. Фактически, это взаимодействие представляет собой рассрочку, но по мере осуществления лизинговых выплат, муниципалитет приобретает в собственность часть объекта, пропорциональной сумме выплат. Передача объекта во владение с обязанностью предоставления услуг. При реализации этой схемы объект инфраструктуры передается во владение частному лицу. Передача объекта во владение обязательно обусловливается обязанностью предоставлять определенный спектр услуг. В США такая схема наиболее часто используется применительно к предприятиям по переработке и транспортировке отходов, объектам спасательных служб. Продажа с последующей арендой. Основана на том, что муниципалитет продает объект инфраструктуры частной компании и немедленно после продажи берет его в аренду. Таким образом, муниципалитет получает возможность выручить финансовые средства для инвестиций, к тому же обе стороны получают различные льготы (в том числе налоговые); Совместные предприятия. В зависимости от структуры и характера совместного капитала разновидностями этой формы могут быть либо акционерные общества, либо совместные предприятия на долевом участии сторон. Данный тип взаимодействия сужает права частного партнера относительно участия в текущей производственной, административно-хозяйственной и инвестиционной деятельности [20]. Не смотря на существование различных видов ГЧП, в зарубежной практике так же распространены монополии в части управления муниципальным имуществом. Особое внимание уделяется формированию ряда законодательных актов, направленных на ограничения усиления монополий, требование осуществлять только те виды деятельности, которые отвечают местным общественным интересам; запрещение использования хозяйственной деятельности для расширения собственных полномочий. При любых обстоятельствах хозяйственная деятельность должна соответствовать муниципальным задачам и не выходить за рамки полномочий местных властей. Исследователи отмечают, что в целом, несмотря на разнообразия форм взаимодействия и моделей управления муниципальным имуществом, экономическая политика местных органов власти весьма ограничена, муниципальные образования являются скорее объектами, чем действительно субъектами экономических отношений. Особый интерес представляет собой создание структур, аккумулирующих ресурсы муниципалитетов и частного бизнеса, непосредственно участвующих в разработке и реализации целевых программ развития местных сообществ. Такой процесс, например, в США проявился в образовании местных корпораций экономического развития (Community development corporations), численность которых к концу 90-х гг. уже составляла более 1500. В таких структурах органы муниципальной власти действовали в качестве инвесторов и гарантов вложенного капитала в областях с высоким инвестиционным риском. Для эффективного управления муниципальной властью используется система стратегического планирования и механизма мониторинга состояния и динамики развития социально-экономической системы местного сообщества, включающей в том числе, показатели использования муниципальной собственности. К примеру в США в качестве показателей состояния включены дифференцированные признаки, такие как дома, неприспособленные для жизни; реки хорошего и высокого качества; новые дома, построенные на освоенных землях; количество перерабатываемых отходов. Изучение опыта зарубежных стран, позволяет сделать вывод о разнообразии возможных взаимодействий муниципальных органов власти и частных партнеров. Отметим, что формы отличаются долей участия в оперативной деятельности субъектов отношений, принципом получения доходности и инвестирования, условиях передачи собственности. Но, в целом, можно выделить общий признак – эффективное управление и развитие муниципального имущества в целом для обеспечения реализации вопросов местного значения. В отечественном управлении встречаются аналогичные методы управления. Данные организационно-распорядительные методы включают Создание муниципальных предприятий, договора на передачу прав на имущество; внесение доли в уставный капитал акционерных обществ; передача имущества с баланса на баланс и списание; аренда и лизинг; доверительное управление (траст); отчуждение; приватизация муниципальных предприятий. Наиболее распространены такие виды как арендная модель, суть которой заключается в предоставлении частной компании на условиях аренды прав управления принадлежащей государству собственности на определенный период времени. Арендный договор позволяет государству получать арендную плату с арендатора, а все операционные риски закреплены за частной организацией. Так же отметим, что набирает поппулярность модель концессионного соглашения. Сегодня, регуляция ГЧП в России регламентировано тремя законодательными актами: - ФЗ о № 224 «О государственно-частном партнерстве»; 18 - ФЗ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»; - законами субъектов о государственно-частном партнерстве, которые не противоречащих двум первым Федеральным Законам. Необходимо выделить приватизацию муниципального имущества, которое в течении последних лет оставалась одним из важнейших механизмов проведения социально-экономической реформы, а также значительным источником бюджетного дохода. Ее правовой основой является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». К экономическим методам управления муниципальной собственностью можно отнести муниципальный заказ; нормативы отчислений от прибыли муниципальных предприятий в городской бюджет; дотации; нормативы платежей за использование муниципальной собственности; местное налогообложение. Следует отметить, что на современном этапе процесс формирования муниципальной собственности в России характеризуется следующими особенностями: – формирование объектов муниципальной собственности в зависимости от функций, выполняемых отношениями муниципальной собственности в экономической системе и полномочий; – неоднородность объектов муниципальной собственности как по значимости в муниципальном образовании, так и по их воздействию на жизнедеятельность населения этого муниципального образования; – определенная дискретность, размытость владения субъектом муниципального образования объектами муниципальной собственности. Иначе говоря, в муниципальном образовании происходит разделение функций собственника и пользователя объектами муниципальной собственности, что вызывает существование скрытой формы антагонизма между присвоением и управлением объектами и отношениями муниципальной собственности [21].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 45 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 26 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 42 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 29 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg