Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Сравнительный анализ выбора способов поведения в конфликтных ситуациях у мальчиков и девочек в начальной школе (на материалах МБОУ «Гимназия №14»)

kisssaaa0721 1475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.10.2021
Актуальность данной проблематики заключается в исследовании динамики отношений, а также изучение специфики построения и разрешения продуктивного конфликта отношений как основного механизма развития отношений в рамках нормативного развития возраста. Объект: конфликтное поведение в младшем школьном возрасте. Предмет: психодиагностика конфликтного поведения детей младшего школьного возраста. Гипотеза: в младшем школьном возрасте у детей формируются дружеские взаимодействия. И огромную роль в формировании дружеских взаимодействий по праву принадлежит учителю, объединение детей в небольшие группы для совместного выполнения заданий позволяет сформировать у них прочные способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе. Задачи: 1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Изучить способы конфликтного поведения детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности. 3. Разобрать и апробировать методики урегулирования конфликтов детей младшего школьного возраста. 4. Оценить эффективность предложенной методики. Методы: 1. Теоретические: изучение психолого-педагогической научной и методической литературы, архивных материалов; 2. Эмпирические: беседа, эксперимент (констатирующий, преобразующий (формирующий) и контрольный), метод количественного и качественного анализа полученных данных. Исследование было проведено на базе МБОУ гимназии №14 им. Ю. А. Гагарина г. Ейска МО Ейский район. Структура выпускной квалификационной работы: введение, 3 главы, заключение, список использованных источников.
Введение

Формирование и развитие ребёнка как личности - сложный процесс, протекающий не сам по себе, а во взаимодействии с окружающим, под влиянием различных факторов. Всестороннее и гармоничное развитие ребёнка возможно только в условиях специально организованного педагогического воздействия, которым являются процессы воспитания и обучения. Самым сильным фактором, влияющим на становление личности, является общение, особенно в процессе обучения. М.И. Лисина даёт следующее определение общения: «общение - это процесс взаимодействия двух или нескольких людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [1]. Формирование опыта взаимоотношений учащихся, очень важно, в младшем школьном возрасте, так как в этом возрасте начинают формироваться достаточно устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей, закрепляются некоторые характерологические особенности, которые могут стать источниками серьезных проблем перспективной учебно-познавательной деятельности и межличностных отношений школьника. Особую актуальность приобретает проблема формирования опыта взаимоотношений младших школьников в условиях разрешения межличностных конфликтов. Это обусловлено тем, что конфликтные ситуации раннего детства переживаются значительно острее, чем подобные ситуации в отношениях взрослых. Конфликты закономерно приходят в нашу жизнь. Меняется жизнь, меняются причины и формы конфликтов. Они могут ожидать нас в каждой встрече с новым человеком или с новой ситуацией. Конфликты можно считать неотъемлемым компонентом любой сферы человеческой деятельности. Избежать их невозможно, они необходимы для развития, для роста, иначе наступает застой. Межличностные отношения в процессе развития требуют регулировки, гармонизации, приведения к согласию. Конфликтовать конструктивно - значит выявлять разногласия или противодействия, чтобы направить усилия всех конфликтующих сторон на поиск и решение проблемы, вызывающей эти разногласия и противодействия. Техника созидательного управления конфликтом - полезнейший инструмент, который мобилизует творческий потенциал, освобождает человека от имеющихся личностных ограничений и облегчает выбор наилучшего варианта поведения. Эмоциональное состояние во время конфликта характеризуется нерешительностью и напряженностью, которые являются результатом несовместимых внутренних требований. Необходимо отметить, что детские конфликты - это не просто негативные явления в детской жизни, это - особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько педагоги будут готовы к правильному руководству по разрешению конфликтных ситуаций, во многом будет зависеть полноценное развитие детей.
Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3 Глава 1. Теоретические основы исследования конфликтного поведения детей младшего школьного возраста 1.1 Проблема конфликтов в психолого-педагогической литературе 6 1.2 Содержание конфликта, типы и способы его протекания 9 Глава 2. Поведения детей младшего школьного возраста в конфликтных ситуациях 2.1 Особенности конфликтного поведения детей младшего школьного возраста 18 2.2 Половозрастная специфика конфликта 25 2.3 Основные причины возникновения конфликтов в начальной школе 35 Глава 3. Эмпирические исследования межличностных отношений и межличностных конфликтов в классном коллективе младших школьников 3.1 Описание методического инструментария и организации исследования 40 3.2 Результаты эмпирического исследования межличностного общения конфликтного поведения в классном коллективе 47 Заключение 51 Список использованных источников 54
Список литературы

Учебно-методическая литература: 1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж.: Издательство НПО «МОДЭК», 2019. - 416 с. 2. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций / В. В. Авдеев. – М.: Санкт-Петербург, 2018. – 210 с. 3. Агеев В.С “Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы.” МГУ, М., 2019. – 345 с. 4. Алешина Ю. E., Волович АС. Проблемы усвоения ролей муж¬чины и женщины. // Вопр. психологии. 2016. - № 4. – С. 12-13 5. Андреев В.И. Конфликтология / В. И. Андреев. – М. : Москва, 2017. – 128 с. 6. Анцупов А.Я. Конфликтология: Междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований / А.Я. Анцупов, С.Л. Прошанов.– М.: Москва, 2017. – 430 с. 7. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А. Я. Анцупов. – М.: Москва, 2016. – 280 с. 8. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М.: Воронеж, 2018. – 230 с. 9. Битянова М.Р. Адаптация ребенка: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М., 2020. 10. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт / Ф.М. Бородкин, Н.М. Корняк. – М.: Москва, 2020. 11. Брушлинский А.В. "Конфликтология" Москва, Просвещение, 2019. – 340 с. 12. Веренко И.С. "Конфликтология" Москва, концерн Swiss, 2018. – 260 с. 13. Возрастные особенности психического развития детей (под ред. Дубровиной, М.И. Липсиной) М.,2020. – 410 с. 14. Гартен Г. К вопросу о совместном воспитании. // Новые идеи в педагогике. Сб. 4. Совместное обучение. / Под ред. Г.Г.Зор-генфрея. - СПб.: Изд-во Образование, 2019. – 190 с. 15. Гидденс Э. Конфликтология / Э. Гидденс. – М.: Москва, 2019. 16. Гительмахер Р.Б. Конфликт: социально-психологический аспект / Р. Б. Гительмахер. – М. :Иваново, 2019. 17. Гришина Н.В. «Психология конфликта» 2-е изд. - СПб.: Питер, 2018. – 120 с. 18. Гришина, Н.В. Психология социального конфликта / Н.В. Гришина. – М. : Санкт-Петербург, 2016. 19. Дмитриев А.Ф. Введение в общую теорию конфликтов / А.Ф. Дмитриев, В.Н. Кудрявцев, С.Н. Кудрявцев. – М.: Екатеринбург, 2020. 20. Дмитриев А.Ф. Конфликтология / А.Ф. Дмитриев. – М.: Екатеринбург, 2017. 21. Журавлев В.И. Особенности педагогической конфликтологии / В.И. Журавлев. – М.: Иркутск, 2018. 22. Запорожец. Т. 4. Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 2019. - 433 с. 23. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт / Ю.Г. Запрудский. – М.: Елец, 2017. 24. Здравомыслов А.Г. "Социология конфликта" Москва, АО Аспект пресс 2020. 25. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. – М.: Москва, 2017. 26. Кондратьев, К.В. Конфликты и пути их разрешения / К.В. Кондратьев. – М. : Белгород, 2017. 27. Корнелиус Х. Выигратъ может каждый / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. – М.: Лондон, 2018. 28. Корняк Н.М. Конфликт и как его избежать / Н.М. Корняк. – М: Санкт – Петербург, 2020. 29. Кричевский Р.Л. Психология малой группы. Теоретические и прикладные аспекты / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Москва, 2019. 30. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 2019. - 365 с. 31. Лец С. Е. Разрешение конфликтов и ведение переговоров М., 2019. 32. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста.// Психолого – педагогические проблемы общения. – М.: 2020. – 210 с. 33. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива М., 2016. – 230 с. 34. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / комплексная программа – СПб: 2020. – 210 с. 35. Магомедова З.Ш. Педагогическая коррекция конфликтного поведения дошкольников. М.: Педагогика, 2017, № 6, с. 116-118. 36. Магомедова З.Ш. Роль педагогов в формировании корректного поведения детей в конфликтных ситуациях // Успехи современного естествознания. – 2019. – № 5 – С. 74-78 37. Магомедова З.Ш. Формирование корректного поведения младших школьников в конфликтных игровых ситуациях: Дисс. ... канд. пед. наук. - Махачкала., 2018. - 194 с. 38. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. СПб., 2017. - С. 176.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Проблема конфликтов в психолого-педагогической литературе Тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям. Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов. Для возникновения конфликта необходимо наличие инцидента - когда одна сторона ущемляет другую. Выделяют разные типы конфликтов: Внутриличностный конфликт - такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также в связи со стрессом. Межличностный конфликт - когда люди с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются их взгляды и цели. Конфликт между личностью и группой - может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе, несмотря на его устойчивую нравственную позицию, его отношения с классом будут конфликтом, так как он идет против мнения группы. Межгрупповой конфликт - возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп. Для возникновения любого конфликта, т. е. для перехода конфликтной ситуации в конфликт, необходим инцендент. Например, агрессивное поведение ребёнка в ответ на требования учителя, или действия одноклассника, проявленные в грубой форме, с угрозой, в форме ультиматума и др. Инцендент возникает тогда, когда обе стороны вступают в открытое противоборство. На этой стадии конфликт ещё можно остановить. Чаще всего конфликты возникают в подростковом возрасте. О "кризисе подросткового возраста" знают сейчас все. Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутри себя. Этот конфликт в большей мере свойственен подростку, переживающему очередной возрастной кризис, один из самых сложных и острых кризисов. Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к конфликту. В первую очередь начало подросткового периода связано с физиологическими изменениями. Но проблемы физиологии обостряются кризисами из предшествующих стадий развития ребенка. Проявление таких качеств, как отделение себя от родителей и их опеки -- это потребность обрести свою собственную власть над собственной жизнью. Этот конфликт основан на недавнем кризисе развития 7 лет (коммуникативная компетентность или неуспешность). Если в период начальной школы у ребенка сформировалось такое качество, как коммуникативная компетентность, ему легче адаптироваться в новых условиях, связанных с обретением власти над собственной жизнью, так как у него довольно устойчивые интересы и стремления. Если же из этого возраста ребенок вынес «неуспешность», возникнет конфликт, связанный с адаптацией к новому состоянию подростка. Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним. Следующие «симптомы» могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в классе, его отвергают или он участник конфликта. Ребенок при этом: - неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда; - возвращается из школы подавленным; - часто плачет без очевидной причины; - никогда не упоминает никого из одноклассников; - очень мало говорит о своей школьной жизни; - не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо; - ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу; - одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе. В детском возрасте начинают формироваться достаточно устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей, закрепляются некоторые характерологические особенности, которые во многих случаях могут стать источниками серьезных будущих проблем школьника. Основной круг проблем, возникающих у детей в младшем школьном возрасте, связан не только с их возрастными или индивидуально-психологическими особенностями, но и с социальной ситуацией, которая окружает ребенка. Доказано, что дисгармоничные отношения в семье могут рождать у ребенка стойкий эмоциональный дискомфорт, сказываться на его познавательной активности, на взаимоотношениях со сверстниками, накладывать свой тяжелый отпечаток на формирование всей его личности. И, напротив, к примеру, трудности ребенка, коренящиеся в снижении его интеллектуального развития, могут осложнять детско-родительские отношения, проявляться в ходе игры и общения со сверстниками, препятствуя взаимопониманию, и создавать почву для взаимной неудовлетворенности и конфликтов. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению соответствующих реакций и у детей. Проблема состоит еще и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их среди окружающих, а также и в группе сверстников. В связи с этим перед педагогами стоит задача развития у детей умения жить в обществе сверстников и взрослых, формирования у них отзывчивости на чужие переживания, т.е. стать социально-эмоционально компетентным. По мнению А.В. Запорожца, эмоциональное развитие детей является одним из важнейших условий его воспитания. Подчеркивая важность эмоциональных переживаний ребенка при взаимодействии с социумом для его личностного становления, он акцентировал внимание на том, что раннее неблагополучие аффективных отношений с близкими взрослыми и сверстниками создает опасность нарушения последующего формирования личности [4]. 1.2 Содержание конфликта, типы и способы его протекания Для того чтобы умело использовать конфликт в педагогическом процессе, необходимо иметь теоретическую базу: хорошо знать динамику и все его составляющие. Конфликт - чрезвычайно распространенное явление общественной жизни. Известно, что конфликтуют не только люди. Конфликты происходят между отдельными представителями биологических сообществ и между видами, в общественной жизни - между людьми, социальными группами, классами, государствами. Понятие "конфликт" употребляется в широкой трактовке - в него включаются такие явления, как разногласия, противоречивые намерения, несовпадающие установки и экспектации (ожидания), соревнование, конкуренция, враждебность и другие подобные противоречивые отношения и действия. Конфликты могут протекать в двух взаимосвязанных формах - противоречивых психологических состояний и открытых противоречивых действий сторон (на индивидуальном и групповом уровнях). Характер межличностных (и межролевых) отношений проливает свет на внутренний (социально-психологический) механизм, состояние и направление развития сферы образования. Конфликт - форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой - в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия. Типологическое подразделение конфликтов: – "подлинный" - когда столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо легко изменяющегося фактора; – "случайный или условный" - когда конфликтные отношения возникают в силу случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками. Такие отношения могут быть прекращены в случае осознания реально имеющихся альтернатив; – "смещенный" - когда воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связанны с объективными причинами, лежащими в его основе. Такой конфликт может быть выражением конфликтных истинных отношений, но в какой-либо символической форме; – "неверно приписанный" - когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо преднамеренно с целью спровоцировать столкновение в группе противника, "затушевывая" тем самым конфликт между его истинными участниками, либо непреднамеренно, в силу отсутствия действительно истинной информации о существующем конфликте; – "скрытый" - когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются; – "ложный" - конфликт, не имеющий объективных оснований и возникающий в результате ложных представлений или недоразумений. Следует различать понятия "конфликт" и "конфликтная ситуация", разница между ними очень существенна. Конфликтная ситуация - такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта - возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы. То есть в процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой. Чтобы спрогнозировать конфликт, надо сначала разобраться, имеется ли проблема, которая возникает в тех случаях, когда есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. Далее устанавливается направление развития конфликтной ситуации. Затем определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента. Педагогически важно отслеживать сигналы, свидетельствующие о зарождении конфликта. В практике педагога-психолога больше интересует не столько устранение инцидента, сколько анализ конфликтной ситуации. Ведь инцидент можно заглушить путем "нажима", тогда как конфликтная ситуация сохраняется, принимая затяжную форму и отрицательно влияя на жизнедеятельность коллектива. На конфликт смотрят сегодня, как на весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития. Считая конфликт эффективным средством воспитательного воздействия на личность, ученые указывают, что преодоление конфликтных ситуаций возможно только на основе специальных психолого-педагогических знаний и соответствующих им умений. Между тем многие учителя отрицательно оценивают всякий конфликт как явление, свидетельствующее о неудачах в их воспитательной работе. У большинства педагогов по-прежнему сохранилось настороженное отношение к самому слову "конфликт", в их сознании это понятие ассоциируется с ухудшением взаимоотношений, нарушением дисциплины, явлением вредным для воспитательного процесса. Они стремятся избегать конфликтов любыми способами, а при наличии их пытаются гасить внешнее проявление последних. Большинство ученых считает, что конфликт - это острая ситуация, возникающая как результат столкновения отношений личности с общепринятыми нормами. Другие определяют конфликт как ситуацию взаимодействия людей либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы. Такое противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством как явление, создающее весьма сложную психологическую атмосферу в любом коллективе школьников. Как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями, как критическую ситуацию, то есть ситуацию невозможности реализации субъектом внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.); как внутреннюю борьбу, порождающую внешние, объективно данные противоречия, как состояние, рождающее неудовольствие целой системой мотивов, как противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения. Установлено, что противоречия, возникающие среди младших школьников, не всегда приводят к конфликту. От умелого и чуткого педагогического руководства зависит, вырастет ли противоречие в конфликт или найдет свое разрешение в дискуссиях и спорах. Успешное разрешение конфликта зависит подчас от той позиции, которую занимает педагог по отношению к ней (авторитарная, нейтральная, избежание конфликтов целесообразное вмешательство в конфликт). Управлять конфликтом, прогнозировать его развитие и уметь разрешать - своеобразная "техника безопасности" педагогической деятельности. Различают два подхода в подготовке к разрешению конфликтов: – изучение имеющегося передового педагогического опыта; – овладение знанием закономерностей развития конфликтов и способами их предупреждения и преодоления. В.М. Афонькова утверждает, что успешность педагогического вмешательства в конфликты учащихся зависит от позиции педагога. Таких позиций может быть, как минимум, четыре: – позиция авторитарного вмешательства в конфликт - педагог, не будучи убежден, что конфликт - это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его; – позиция нейтралитета - педагог старается не замечать и не вмешиваться в столкновения, возникающие среди воспитанников; – позиция избегания конфликта - педагог убежден, что конфликт - показатель его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как выйти из создавшейся ситуации; – позиция целесообразного вмешательства в конфликт - педагог, опираясь на хорошее знание коллектива воспитанников, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение либо подавить его, либо дать возможность развиться до определенного предела. Действия педагога в четвертой позиции позволяют контролировать и управлять конфликтом. Однако педагогу достаточно часто не хватает культуры и техники взаимодействия с воспитанниками, что приводит к взаимному отчуждению. Человек с высокой техникой общения характеризуется стремлением не только верно разрешать конфликт, но и понять его причины. Для разрешения конфликтов среди младших школьников весьма уместен метод убеждения как путь примирения сторон. Он помогает показать младшим школьникам нецелесообразность некоторых форм, которые они используют для разрешения конфликта (драки, присвоение кличек, запугивание и т.п.). В то же время педагоги, используя этот метод, допускают типичную ошибку, ориентируясь только на логику своих доказательств, не учитывая взглядов и мнений самого младшего школьника. Ни логика, ни эмоциональность не достигают цели, если педагог игнорирует взгляды и опыт воспитанника. Выводы по главе 1 По своей направленности конфликты делятся на следующие виды: – социально-педагогические - они проявляются как в отношениях между группами, так и с отдельными людьми. В основе этой группы лежат конфликты - нарушения в области взаимоотношений; – психолого-педагогические конфликты - в их основе лежат противоречия, возникающие в учебно-воспитательном процессе в условиях дефицита гармонизации складывающихся в нем отношений; – социальный конфликт - ситуативные конфликты от случая к случаю; – психологический конфликт - происходит вне общения с людьми, происходит внутри личности. Выделяют конфликты по степени их реакции на происходящее: – быстротекущие конфликты - отличаются большой эмоциональной окрашенностью, крайними проявлениями негативного отношения конфликтующих; – острые длительные конфликты - возникают в тех случаях, когда противоречия достаточно устойчивые, глубокие, труднопримиримые. Конфликтующие стороны контролируют свои реакции и поступки. Разрешать такие конфликты непросто; – слабовыраженные вялотекущие конфликты - характерны для противоречий, носящих не очень острый характер, либо для столкновений, в которых активна только одна из сторон; вторая стремится обнаружить четко свою позицию или избегает, по мере возможности, открытой конфронтации. Разрешение такого рода конфликтов сложно, многое зависит от инициатора конфликта; – слабовыраженные быстропротекающие конфликты - наиболее благоприятная форма столкновения противоречий, однако легко спрогнозировать конфликт можно только в том случае, если он был единственный. Если после этого появляются подобные конфликты внешне протекающие мягко, то прогноз может быть неблагоприятным. Различают конфликтные педагогические ситуации: - по времени - постоянные и временные (дискретные, одноразовые); - по содержанию совместной деятельности - учебные, организационные, трудовые, межличностные и др.; - по сфере психологического протекания - в деловом и неформальном общении. Деловые конфликты возникают на почве несовпадения мнений и поступков членов коллектива при решении ими проблем делового характера, а вторые - на основе противоречий в личностных интересах. Личностные конфликты могут касаться восприятия и оценки людьми друг друга, реальной или кажущейся несправедливости в оценке их действий, результатов работы и т.п. В конфликтных ситуациях их участники прибегают к различным формам защитного поведения: – агрессия (проявляется в конфликтах по "вертикали", т.е. между учеником и учителем, между учителем и администрацией школы и т.п.; она может быть направлена на других людей и на самого себя, нередко принимает форму самоунижения, самообвинения); – проекция (причины приписываются всем окружающим, свои недостатки видятся во всех людях, это позволяет справиться с излишним внутренним напряжением); – фантазия (что не удается выполнить в реальности, начинает достигаться в мечтах; достижение желаемой цели происходит в воображении); – регрессия (происходит подмена цели; снижается уровень притязаний; при этом мотивы поведения остаются прежними); – замена цели (психологическое напряжение направляется в другие области деятельности); – уход от неприятной ситуации (человек неосознанно избегает ситуации, в которой потерпел неудачу или не смог осуществить выполнение намеченных задач). В динамике развития конфликта существует ряд стадий: – Предполагающая стадия - связана с появлением условий, при которых может возникнуть столкновение интересов. К этим условиям относятся: а) длительное бесконфликтное состояние коллектива или группы, бесконфликтное развитие чревато конфликтами; б) постоянное переутомление, вызванное перегрузками, которые ведут к стрессам, нервозности, возбудимости, неадекватной реакции на самые простые и безобидные вещи; в) инфорационно-сенсорный голод, недостаток жизненно важной информации, длительное отсутствие ярких, сильных впечатлений; в основе всего этого лежит эмоциональная перенасыщенность будничной повседневностью; г) разные способности, возможности, условия жизни - все это ведет к зависти к преуспевающему, способному человеку. Главное, чтобы в любом классе, коллективе, группе никто не чувствовал себя обделенным, "человеком второго сорта"; д) стиль организации жизни и управления коллективом. Стадия зарождения конфликта - столкновение интересов различных групп или отдельных людей. Оно возможно в трех основных формах: а) принципиальное столкновение, когда удовлетворение одних может быть реализовано определенно только за счет ущемления интересов других; б) столкновение интересов, которое затрагивает лишь форму отношений между людьми, но не задевает серьезно их материальных, духовных и других потребностей; в) возникает представление о столкновении интересов, но это мнимое, кажущееся столкновение, не задевающее интересов людей, членов коллектива. Стадия созревания конфликта - столкновение интересов становится неизбежным. На этой стадии формируется психологическая установка участников развивающегося конфликта, т.е. не осознаваемая готовность действовать тем или иным образом, чтобы снять источники дискомфортного состояния. Состояние психологического напряжения побуждает к "атаке" или к "отступлению" от источника неприятных переживаний. Стадия осознания конфликта - конфликтующие стороны начинают осознавать, а не только чувствовать столкновение интересов. Здесь возможен ряд вариантов: а) оба участника приходят к выводу о нецелесообразности конфликтующих отношений и готовы отказаться от взаимных претензий; б) один из участников понимает неизбежность конфликта и взвесив все обстоятельства, готов уступить; другой участник идет на дальнейшее обострение; рассматривает уступчивость др. стороны как слабость; в) оба участника приходят к выводу о непримиримости противоречий и начинают мобилизацию сил для решения конфликта в свою пользу. ГЛАВА 2. ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ 2.1 Особенности конфликтного поведения детей младшего школьного возраста Для школы характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям. В сфере образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик - ученик; ученик - учитель; ученик - родители; ученик - администратор; учитель - учитель; учитель - родители; учитель - администратор; родители - родители; родители - администратор; администратор - администратор. Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто, конфликтуют группа парней и группа девчонок. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах. Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями. Личностный стиль общения и педагогическая тактика "сотрудничество" обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов. Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения придерживаются одной из тактик ("диктат" или "опека"), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах "авторитарных" учителей и в старшем школьном возрасте.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Конфликтология, 59 страниц
1475 руб.
Дипломная работа, Конфликтология, 63 страницы
1575 руб.
Дипломная работа, Конфликтология, 59 страниц
1475 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg