Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПСИХОЛОГИЯ

Инстинктивная деятельность человека

kisssaaa0721 260 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.10.2021
Принимая во внимания все плюсы и минусы рассмотренных взглядов ученых, касающихся проблемы инстинкта можно определить актуальность его изучения сегодня. Прежде всего, следует отметить, что эта актуальность на сегодняшний день является неоспоримой, так как научным путем доказано, что инстинкт входит в структуру личности и является наследственно закрепленным продуктом филогенетического развития. А это значит, что инстинкт представляет собой наследственную склонность к определенному поведению, или образу действий. В экстремальных ситуациях разум просто не успевает проанализировать ситуацию, и поступаем мы так, как диктует нам инстинкт. Без этого человеческий род не смог бы выжить. Хотя человек способен подавлять, контролировать, искажать свои инстинкты, они, будучи подавленными, могут подмять под себя человека и даже уничтожить его. Недостаточная изученность инстинктов объясняет актуальность их изучения и сегодня. Отмечая, что человек это разумное существо, мы не должны забывать, что разум – это только скромный корректор и распределитель инстинктивных программ. И, наконец, актуальность изучения инстинкта, объясняется тем, что, именно благодаря инстинкту и наследственной подструктуры личности, куда он входит - ее психическая и духовная подструктуры могут успешно развиваться и сформировать целостную личность человека. Таким образом, изучение инстинктивной деятельности человека носит не только практический, но и социальный характер.
Введение

В настоящее время человек занимает высшую ступень эволюции, но многие физиологические зависимости в рамках сравнительной психологии и зоопсихологии до сих пор не изучены или изучены не до конца, и не со всех сторон. В современном обществе человек, а именно личность играет огромную роль в развитии общества, т.к одно общество не способно развиваться без инициативной высокоразвитой личности. Поэтому, особенно важно в данный период изучать и развивать свою личность. А изучение личности не возможно без всех ее компонентов. Большинство своих поступков, зачастую довольно сомнительных, люди привыкли объяснять при помощи инстинктов. Однако по современным научным данным у человека не обнаружили наличие жестких программ поведения, в отличие животных. Действия людей находятся в рамках опыта, обучения, а не жестко контролирующей программы поведения. Появляется вопрос, можно ли в таком случае судить об инстинктивной деятельности человека? Для того чтобы изучить актуальность инстинкта по отношению к человеку предлагаю проанализировать взгляды ученых на поставленный вопрос. Так, для Зигмунда Фрейда актуальность изучения инстинкта заключалась в том, что, по его мнению, инстинкт был существенной мотивационной силой поведения человека. В инстинктах, по Фрейду, проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека определяется инстинктами. Поэтому актуальность изучения инстинкта обусловлена тем, что инстинкты как таковые являются «конечной причиной любой активности» [22, С.116]. Но хотя инстинкты были, по Фрейду, движущей силой поведения они не определяли специфические поведенческие проявления. Основной акцент делался скорее на том, что является инстинктивным, чем на самих инстинктах. В теории К. Юнга инстинкты рассматриваются как архетипы – врожденные первообразы, обуславливающие поведение. Актуальность изучения архетипов Юнг объяснял тем, что, аналогично тому, как инстинкты животных есть приспособления к самым общим и постоянным условиям окружающей среды, коллективное бессознательное (архетипы) осуществляет приспособительные реакции “на самые общие и всегда имеющиеся условия психологической, физиологической и физической природы”. С одной стороны, архетипы формируют инстинктивное предубеждение, а с другой - являются самым действенным подспорьем в процессе инстинктивного приспособления. [25,С.312-313]. Но следует учитывать, что кроме коллективного бессознательного у человека могут проявляться в поведении и его собственные индивидуальные формы поведения. Представитель гормической психологии Макдугалл актуальность исследования инстинкта объяснял тем, что инстинкты как основные специфически видовые наклонности мотивируют и целенаправляют все поведение человека [7, С.61]. В отличие от Фрейда, Макдугалл применял этот термин широко по отношению ко всем мотивационным конструкциям, и полученное в результате быстрое увеличение числа инстинктов (сначала 11, потом 14 и, наконец, 18) подорвало научный базис теории. Объясняя актуальность изучения инстинкта, этологи, прежде всего, подчеркивали специфически видовые и биологические аспекты его изучения. Это становится ясным из определения Лоренца: « Поведение, которое в значительной степени определяется нервными механизмами, включенными в филогенез вида». Обратим внимание, что эта модель употребления специально включает поведение, в противоположность психоанализу, сосредоточивавшему внимание на мотивации [10, С. 10].
Содержание

Введение 1.Что такое инстинкт 1.1 Зарождение инстинкта 1.2 Определение понятия инстинкт 1.3 Виды инстинктов 2. Методология инстинкта 2.1 Эволюция инстинкта 2.2 Структура инстинктивного поведения 2.3 Основные подходы к изучению инстинкта и его роли в жизни человека 3. Инстинкт - один из ключевых свойств личности 3.1 Понятия личность и инстинкт 3.2 Место инстинкта в структуре личности 4. Инстинкт в жизни человека (Выводы) Список использованных источников
Список литературы

1) Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса.- М.: Изд-я группа НОРМА – ИНФРА, 1968.- 456с. 2) Бех В.П. Человек и вселенная: когнитивный анализ: Монография.- 2-е изд. доп.- Запорожье: «Просвита», 1999.-148с. 3) Большой толковый психологический словарь/ Ребер Артур. Том 1(А-О): Пер. с англ.- М.: Вече, АСТ, 2000.- 592с. 4) Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- Спб.:Питер, 1997.- 278с. 5) Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. Избранные психологические труды/ Под ред. А. И. Подольского.- Москва – Воронеж, 1998.- 528с. 6) Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты.- М.: Мир, 1981.- 182с. 7) История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов. Ответственный редактор – академик Г. В. Осипов.- М.: Изд-я группа НОРМА – ИНФРА, 1999.- 576с. 8) Кашницкий С. Е. Среди людей. Соционика – наука общения.- М.: Армада – пресс, 2001.- 416с. 9) Мустафин А. М. Трактат Первой кантовской конференции.- Казань, 1998.- 158с. 10) Психологический словарь/ Под ред. В. П. Зинченко.- 2-е изд., прераб. И доп.- М.: Педагогика – Пресс, 1998.-440с. 11) Психология личности. Т.2. Хрестоматия.- Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999.- 544с. 12) Психология развивающейся личности/ Под ред. А. В. Петровского; Науч. - исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1987.- 240с. 13) Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа.- Спб.: Изд-во Вост.-Европ. Инст-та психоанализа, 1995.- 526с. 14) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2002.- 720с. 15) Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие.- Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 1990.- 256с. 16) Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа.- М.: ЧеРо, 1997.- 444с. 18) Слоним А. Д. Инстинкт. Загадки врожденного поведения организмов.- Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 1967.-390с. 19) Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга.- М.: ЭСИ, 1994.- 182с. 20) Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности.- М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- 512с. 21) Френе С. Избранные педагогические сочинения.- М.: Педагогика – Пресс, 1990.- 578с. 22) Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, иссследования и применение).- СПб.: Питер Пресс, 1997.- 608с. 23) Шакуров Р. Х. В сб. «Основной биологический закон и педагогика».- Казань, 1999.- 248с. 24) Шелестюк Е. В. О лингвистическом исследовании символов// Вопросы языкознания.- 1997.-№4.-с.15-24 25) Юнг К. Душа и земля//К. Г. Юнг. Проблемы души нашего времени.- М.: Прогресс, Универс, 1994.- 458с. 26) Юнг К. Либидо, его метаморфозы и символы.- Спб.: Изд-во Вост.- Европ. Инст-та Психоанализа, 1994.- 382с. 27) Юнг К. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология.- К.: ШНТО, 1995.- 566с. 28) Инстинкты человека (Вторая редакция) А.И. Протопопов, А.В. Вязовский
Отрывок из работы

1.Что такое инстинкт 1.1 Зарождение инстинкта Однозначного ответа на вопрос о происхождении инстинктов не существует до сих пор. Одни ученые считают, что инстинкт зародился путем эволюционного усложнения рефлексов, другие -через сознательное формирование привычки. Рассмотрим перелет птиц. Судя по дарвиновскому учению, в далеком прошлом для того, чтобы найти лучшие условия для жизни (климатические, пищевые факторы) животным приходилось уходить из неблагоприятного для жизни места в более благоприятное. Благодаря этому через множество поколений сформировалась «привычка» в перемещение из неблагоприятных условий среды в благоприятные, т.е. кочевание. Так же, птицы, которые не имели привычки в кочевании, погибали при неблагоприятных условиях среды. Таким образом, сопоставив факты и проанализировав их через эволюционную теорию Дарвина, а именно принцип естественного отбора- должно было появиться потомство, унаследовавшее влечение к кочеванию, т.к. без кочевания животные рано погибали, а соответственно не оставляли потомство. Сам Дарвин объяснял происхождение инстинкта путем посредства отбора и качеств, наследуемых от родителей. Но роль отбора в последнее время поддается жесткой критики, и по мнению многих ученых образование инстинктов должно получить другое объяснение. Вундт же считал, что инстинкты возникли путем развития разумных факторов. Возьмем тот же пример с птицами, птицы улетали дальше и дальше из-за поиска корма, что проявляется как разумный фактор, соответственно такая склонность передавалась потомству, что и зародило инстинкт. Таким образом, сделаем вывод на данных нескольких теорий. Изначально рефлексы, повторяющиеся в течение жизни, превращаются в первичный акт, некую программу поведения, которая передается потомству не только наследственным способом, но и путем подражания. Их этого следует, что наследственный фактор, сопровождается индивидуальным опытом, благодаря чему появляется инстинкт, соответствующий целям природы. 1.2 Определение понятий «Инстинкт - совокупность врождённых сложных реакций (актов поведения) организма, присущих в той или иной мере всем особям данного вида, и запускающихся в почти неизменной (фиксированной) форме в ответ на внешние или внутренние раздражители - сигнальные признаки. Важно отметить видоспецифичность инстинктов, т.е. каждой группе животных соответствуют свои инстинкты, а это значит, что инстинкты одного зоологического вида отличаются от инстинктов другого.» Следует отметить, что внешние или внутренние раздражители (сигнальные признаки или релизеры) не требуют осмысленного высокоинтеллектуального анализа. Раздражители могут быть любыми: звук, издаваемый другой особью, ее запах или цвет. Впервые термин «инстинкт» был упомянут в 18 веке, в богословских трудах. Воспринимался инстинкт как нечто противопоставленное «божественной разумности». Рассматривать более глубоко считалось излишним и ненужным. Таким образом, история изучение инстинкта насчитывает несколько веков, но до сих пор точного определенного понятия инстинкта нет. Одна из первых попыток дать точное определение понятия инстинкт была совершенна немецким зоологом Г.Э. Циглера («Инстинкт», 1914). Циглер сравнивал инстинктивное поведение и рассудочную деятельность, выделяя значимые различия между понятиями Инстинктивное поведение: ? Наследственно закреплено ? Видотипично (одинаково для всех особей одного вида) ? Соответствует физиологии животного ? Приспособлено и связано с естественными условиями жизни животного ? Для развития инстинктов не требуется научение Но данная трактовка имеет свои недостатки, один из которых -не учитывается вариабельность инстинктов. Физиолог Павлов давал свою трактовку инстинкта. Павлов предложил считать понятия инстинкта и рефлекса тождественными. Физиолог считал, что инстинктивном поведению соответствует безусловный рефлекс. Н.Тинберген (1907–1988) определил инстинкт как «иерархически организованный нервный механизм, который отвечает на определенные предлагаемые и разрешающие импульсы (внешние и внутренние) полностью координированными, жизненно важными и свойственными виду движениями».[6] Тинберген создал иерархическую теорию инстинкта. Советский физиологА.Д. Слонимдает такое определение: «Инстинкт – совокупность двигательных актов и сложных форм поведения, свойственных животному данного вида, возникающих на раздражения из внешней и внутренней среды организма и протекающих на фоне высокой возбудимости нервных центров, связанных с осуществлением этих актов. Эта высокая возбудимость является результатом определенных изменений в нервной и гормональной системах организма, результатом изменений в обмене веществ». Таким образом, однозначного определения дать нельзя, но можно выделить общее из всех взглядов ученых: 1. Инстинктивное поведение животных генетически закреплено. 2. Регулируется врожденной программой поведения 3. Видотипично 4. Касается жизненно важных для животных функций 5. Пластичность (для экстремальных условий среды) 6. Содержит процессы научения (приобретенные компоненты научения) Иными словами, инстинктивное поведение – это врожденная программа действий, которая реализуется в ходе накопления индивидуального опыта. 1.3 Виды инстинктов Структура инстинктивного поведения УчёныйУ. Крейгвысказал однажды предположение, что поведение животного зависит не только от определённых раздражителей, но и от внутренних потребностей организма. На этой основе он выделил3 компонента инстинктивного поведения: ? влечение, стремление к определённому действию; ? поиск; ? заключительное действие. Инстинкт он классифицировал, как врождённую способность к определённым действиям, а инстинктивное поведение обозначил, как процесс, происходящий не только с использованием инстинктов, но и с адаптацией к конкретным условиям существования и с наличием жизненного опыта. По развёрнутой классификации инстинкты подразделяются на следующие группы: ? жизненно важные, — сюда относятся пищевые инстинкты, питьевой, оборонительный; Это самые сильные инстинкты, они являются основными, впрочем, инстинкт продолжения рода к основным отнести тоже можно. ? ролевые, — самые яркие здесь родительский и половой; ? саморазвития, — игровые, исследовательские и пр. Основные группы инстинктов человека: 1. Индивидуальные витальные (жизненные) инстинкты Большинство таких инстинктов являютсяприродными, но, в отличие от животных, человек способен ими управлять. Другими словами это «инстинкты самосохранения». Инстинкты данной группы направлены на сохранение жизни особи. Одна из особенностей данной группы инстинктов - краткосрочность, т.е обеспечение безопасности здесь и сейчас. Данная группа инстинктов соответствует и животным, и людям. Потребность в самосохранении является фундаментальной потребностью любого живого организма, её, тем не менее, нельзя полагать всегда и абсолютно приоритетной в поведенческих реакциях. Во многих случаях инстинкт самосохранения может подавляться во имя более долгосрочных генетических целей - как другими инстинктами, так и рассудком. Инстинкт самосохранения может подавляться, например, в половом поведении, родительском, различных видах альтруизма и консолидаций. Как на этот счёт ёмко заметил Станислав Ежи Лец - "иной раз легче посмотреть в глаза смерти, чем человеку". Особенно часто инстинкты самосохранения подавляются социальными и родительскими инстинктами - все мы можем привести много примеров самопожертвенного поведения родителя в пользу своего ребёнка, или героизма солдата в пользу своей страны. С другой стороны - все мы можем привести не меньшее, и возможно, даже большее количество примеров обратного - отказа от какого-то, иногда - даже небольшого, риска своим здоровьем, влекущего гораздо больший риск для здоровья и жизней других людей. Что это означает? А то, что активность инстинктов самосохранения у разных людей неодинакова, и какие-то другие мотивации могут быть неспособны его заблокировать. Степень лёгкости такой блокировки тесно связана с понятием самооценки. У самок, в силу большей их репродуктивной ценности, инстинкты самосохранения выражены сильнее, что можно наблюдать в виде довольно бурной реакции женщин на, например, мышей или лягушек. Разумеется, речь не идёт о том, что подобные реакции присущи исключительно женщинам - но они для них, без сомнения, более характерны. 2. Репродуктивные инстинкты Репродуктивные стратегии всех живых существ принято разделять на два типа, кратко обозначаемые латинскими буквами "r" и "K". Первая, r-стратегия - стратегия количества. Родители при этом продуцируют астрономическое количество зародышей, но никак не заботятся об их дальнейшей судьбе. Классический пример - треска, вымётывающая миллионы икринок, и оставляющая их далее на произвол судьбы. На другом конце этого спектра - K-стратегия, при которой зародышей продуцируется относительно немного, но они окружены максимальной заботой и вниманием. Человеку, разумеется, в основном присуща K-стратегия: детей немного, но они окружены пристальной заботой и тщательно воспитываются. Однако, при этом определённые поползновения в сторону r-стратегии часто имеют эволюционный смысл, особенно для самцов, и широко практикуются. В группу репродуктивных мы включаем два инстинкта: половой и родительский. • Половой инстинкт Половой инстинкт - инстинкт максимизации успеха первой фазы репродукции - зачатия. А это, прежде всего достаточно большое (в случае самца - даже максимально возможное) количество спариваний, с возможно более перспективными половыми партнёрами Половой инстинкт тесно связан не только с родительским инстинктом, но и с прочими (например - инстинктами всех видов консолидаций). В силу различия репродуктивных ролей и эволюционных интересов, варианты полового инстинкта для мужчин и женщин могут существенно отличаться. • Родительский инстинкт Родительский (особенно - материнский) инстинкт является наиболее исследованной врождённой программой у людей. В настоящий момент проведены сотни экспериментов, наблюдений (в том числе с использованием видеотехники и компьютерного моделирования), неопровержимо доказывающих, что любовь матери к ребенку, стремление заботиться о нем и опекать, стремление защищать его, готовность отдать за него свою жизнь - врождённые качества, "прописанные" на биологическом уровне. Одним из наиболее исследованных релизеров родительского поведения является так называемая "детская схема" - особенности внешнего облика человека, обычно характерные для ребёнка. Это - небольшой рост, большие глаза, широкий, непропорционально большой лоб, носик-пуговка и крошечный подбородок. "Детская схема" включает родительское поведение не только у родителей этого ребёнка, но и у совершенно посторонних людей. В последнем случае - родительское поведение обычно ограничивается сюсюканием, умилением, и повышенным вниманием к этому человеку, но в опасных условиях может породить и стремление защитить и поддержать. Реакция на "детскую схему" - одна из тех реакций, инстинктивность которых доказана на физиологическом уровне (уровень прогестерона и окситоцина в организме женщины повышаются при одном только взгляде на ребёнка). Социальные инстинкты Социальные инстинкты, как мало какие другие, служат решению долгосрочных задач процветания вида (точнее - его генофонда). К социальным инстинктам человека мы относим следующие: 1. родственной консолидации (РК) 2. неродственной изоляции 3. конформизма (конформной консолидации) (КК) 4. вертикальной консолидации (иерархический) (ВК) 5. горизонтальной консолидации (ГК) 6. клептомании *Вертикальные консолидации – когда индивид согласен подчиняться и ущемлять свою свободу, чтобы быть частью группы. Коллектив при этом имеет лидера и подчиняется четким правилам, которые невозможно разрушить. Горизонтальные консолидации – когда люди объединяются по доброй воле на основе альтруизма. Человек будет делать что-то хорошее ради другого индивида, чтобы впоследствии получить от него тоже какое-то благо или помощь. О бескорыстном альтруизме здесь речи не идет. Свобода и независимость— тоже проявление социальных инстинктов. Причём, выражается она уже в младенчестве, когда ребёнок может не давать себя пеленать или насильно кормит. Позже человек научается подчинять своё стремление к независимости общим интересам. 2. Методология инстинкта 2.1 Эволюция инстинкта Эволюционное формирование нервных механизмов инстинктивного поведения происходило в связи со все более тонким приспособлением к условиям среды обитания. Оно выражалось возрастанием способности дифференцировать внешние раздражители по их биологическому значению и усложнением общедвигательных и вегетативных компонентов приспособительных реакций. 2.2 Структура инстинктивного поведения. Поведенческая реакция должна считаться инстинктивной, если она: а) наследуется, то есть принадлежит к врожденным свойствам вида или расы; б)не требует предварительного обучения; в) выполняется практически одинаково всеми особями этого вида или расы; г) свойственна телесной организации животного, то есть связана с нормальным функционированием его органов; д) приспособлена к натуральным условиям жизни вида, включая сезонные изменения условий жизни. Приобретенная поведенческая реакция характеризуется тем, что она: а) возникает в процессе индивидуальной жизни, то есть базируется на опыте; б) требует предварительного обучения, усвоения или упражнения; в) хотя и зависит от строения организма, но не обусловленная ею; г) выполняется различным образом различными животными на основании первоначального опыта, впечатлений и т.д.; д) приспособлена к условиям жизни индивида. Инстинктивный поведенческий акт осуществляется в несколько этапов. Впервые этапы инстинктивного поведения были выделены американским учёным Уоллесом Крэгом (англ. Wallace Craig). Крэг называл их фазами и выделял поисковую и завершающую фазы. Поисковая фаза, как правило, состоит из нескольких этапов, а заключительная — представляет собой четкую последовательность простых движений. Поисковая фаза заметно отличается от ориентировочно-исследовательской деятельности сложным переплетением врожденных и приобретенных компонентов поведения. Именно к поисковому поведению принадлежит все, что связано с пластичностью инстинкта, с изменениями инстинктивного поведения. Итак, в поисковой фазе всегда содержатся элементы обучения. Завершающая фаза поведенческого акта представляет собой обычно набор жестко фиксированных стереотипных реакций, обусловленных анатомическими особенностями строения тела животного. Приобретенные компоненты играют во время этой фазы несущественную роль и часто вообще отсутствуют. Особенности инстинктивного поведения надо изучать именно на завершающий стадии поведенческого акта, поскольку здесь элементы обучения играют наименьшую роль и в чистом виде представлены стереотипные инстинктивные движения. Поскольку релизеры — чаще элементарные физические и химические признаки, воспринимаются в отрыве от самого объекта, то животное получает на завершающей фазе лишь неполную, одностороннюю информацию о некоторых, наиболее часто несущественные, внешние признаки объектов инстинктивных действий и не получает существенной информации о самом объекте, так как релизеры — это только ориентиры, направляющие действие животные на носителя этих признаков. 2.3 Основные подходы к изучению инстинкта и его роли в жизни человека Определив содержание основных понятий, необходимо рассмотреть подходы изучения инстинкта, которые часто резко отличались от теории к теории. Первой школой психологии, которая сделала инстинкт центральным понятием, былФрейдизм . В своих ранних трудах Фрейд выделил два класса инстинктов: эго-инстинкты, или инстинкты самосохранения, иполовые, или репродуктивные, инстинкты. В своих более поздних работах он выделял уже инстинктжизнии инстинктсмерти[3, с.313-314]. Первая группа (под общим названиемЭрос ) включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. Признавая большое значение инстинктов жизни в физической организации индивидуумов, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила названиелибидо– это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении [22, с.116-117]. Вторая группа – инстинкты смерти, называемыеТанатос– лежат в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. В отличие от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования. Однако Фрейд считал их биологически обусловленными и такими же важными в регуляции человеческого поведения, как и инстинкты жизни. Он полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципуэнтропии(то есть закону термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия). Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: «Целью жизни является смерть» [22, С.118]. Практически любой поведенческий процесс в психоаналитической теории может быть описан в терминах: 1)привязки, или направления энергии на объект (катексис); 2) препятствия, мешающего удовлетворению инстинкта (антикатексис ). Примером катексиса может служить эмоциональная привязанность к другим людям, (есть перенос на них энергии), увлеченность чьими-то мыслями или идеалами. Антикатексис проявляется во внешних или внутренних барьерах, препятствующих немедленному ослаблению инстинктивных потребностей. Таким образом, взаимодействие между выражением инстинкта и его торможением, между катексисом и антикатексисом составляет главный бастион психоаналитического построения системы мотивации [14, С.59]. Ключом к пониманию динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе объектов является понятиесмещенной активности . Согласно этой концепции, высвобождение энергии и ослабление напряжения происходит благодаря смене поведенческой активности. Смещенная активность имеет место тогда, когда по каким-то причинам выбор нужного объекта для удовлетворения инстинкта невозможен. В подобных случаях инстинкт может сместиться и, таким образом, сфокусировать свою энергию на каком-нибудь другом объекте [4, С.5]. Фрейд считал, что многие социально-психологические феномены можно понять в контексте смещения двух первичных инстинктов: сексуального и агрессивного. Например, социализацию ребенка можно частично объяснить как результат последовательного смещения сексуальной потребности от одного объекта к другому, как того требуют родители и общество. Сходным образом расовые предрассудки и войны могут быть объяснены смещением агрессивных побуждений. Согласно Фрейду, все устройство современной цивилизации (искусство, музыка, литература) является продуктом смещения сексуальной и агрессивной энергии. Не имея возможности получать удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать свою инстинктивную энергию на других людей, другие предметы и другую деятельность, вместо тех, которые предназначались для прямой разрядки напряжения. Таким образом, появляются сложные религиозные, политические, экономические и другие институты [22, С.118]. Второй подход в изучении инстинкта представляетК. Г. Юнг . Карл Густав Юнг - швейцарский психолог, врач, основатель аналитической психологии. В ранние годы находился по значительным влиянием З. Фрейда, но позже создал свою собственную школу аналитической психологии, называемую иначе “психологией самости”. Юнг освободился от пансексуализма, присущего Фрейду в определении бессознательного. В психологии Юнгапонятие “архетип” родственно понятию “инстинкт” , но под инстинктами понимаются не врожденные поведенческие стереотипы, а врожденные первообразы, обусловливающие поведение [19, с. 97-99]. Юнг изменил значение термина “либидо”. В работе “Либидо, его метаморфозы и символы” Юнг дает вместо описательного определения, которым пользовался Фрейд, определение генетическое (то есть рассматривает, каково происхождение либидо). Либидо , по Юнгу - название психической энергии вообще, а не энергии полового влечения, как в теории Фрейда [26, С.138]. Архетипы - это матрицы, “скелет”, способ структурирования образов, появляющихся во сне, в грезах, фантазиях, произведениях искусства. Конкретное содержание образов “наполняется” уже реальностью, индивидуальным и групповым опытом. Архетипы основаны на врожденных первообразах. Первообразы имеются у младенцев в утробе матери. Еще до появления на свет ребенок сосет палец, при этом действии в его психике рождается некий чувственный образ. При соприкосновении с реальностью (после рождения) первообразы трансформируются в архетипические образы. Так же, как инстинкты животных, архетипы - результат предшествующего эволюционного опыта вида Homo sapiens . Архетипы подобны матрицам психических представлений, они стереотипны, а конкретное содержание архетипических образов может варьировать. Так как матрицы одинаковы, то и образы, навеянные архетипами, будут похожи у разных людей [24, с. 16-18]. Совокупность архетипов была названа Юнгомколлективным бессознательным . Коллективное бессознательное слагается из “обобщенной равнодействующей бесчисленных типовых опытов ряда поколений, изначальных образов бессознательного, совпадающих повсеместно и на протяжении всей истории повторяющимися мотивами”, - излагает идеи Юнга отечественный лингвист Е.Шелестюк. В своих работах Юнг выделял такие архетипы:Великой матери, Вечного ребенка, Тень, Мудрый старик, Мудрая старухаи архетипСамости . Через архетип Самости в человеке от природы заложено стремление к духовному совершенству, к единству, целостности и самоактуализации. Архетип Самости отражает процесс личной эволюции, называемой Юнгом процессом индивидуации. Индивидуация - выделение индивидуального сознания из слоя коллективного бессознательного. Процесс индивидуации отражен в архетипах. Великая мать символизирует бессознательное, Дитя - пробуждение сознания, Тень - оставшуюся за порогом сознания бессознательную часть личности, Мудрый старик и Мудрая старуха - архетипы, символизирующие гармонию сознательного и бессознательного, высший духовный синтез [27, С.166]. Юнг выделил следующиесвойства архетипов : бессознательность, универсальность, коллективность, глубина, автономность, нуминозность, генетическая обусловленность [17, С.334]. Итак, аналогично тому, как инстинкты животных есть приспособления к самым общим и постоянным условиям окружающей среды, коллективное бессознательное осуществляет приспособительные реакции “на самые общие и всегда имеющиеся условия психологической, физиологической и физической природы”. В работе “Душа и земля” и в других работах Юнг пишет, что архетипы передаются по наследству вместе со структурой мозга. С одной стороны, архетипы формируют инстинктивное предубеждение, а с другой - являются самым действенным подспорьем в процессе инстинктивного приспособления [25, С.136]. В “Тэвистокских лекциях”, в частности, Юнг говорит о надындивидуальных проекциях, которые являются проявлением действия коллективного бессознательного. “Это отнюдь не пережитки прошлого, которые нужно просто перерасти; напротив, это компенсаторные функции, имеющие определенные цели и огромное значение. Они являются важным защитным механизмом в ситуациях, в которых человек склонен терять голову. Так, в ситуации паники, неважно, внутренней или внешне выраженной, происходит вторжение архетипов, что позволяет человеку реагировать инстинктивно-адаптивным путем, так, словно эта ситуация ему всегда была знакома: он реагирует так, как извечно реагирует весь род людской” [26, С.144].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Психология, 24 страницы
200 руб.
Реферат, Психология, 18 страниц
200 руб.
Реферат, Психология, 21 страница
55 руб.
Реферат, Психология, 17 страниц
200 руб.
Реферат, Психология, 17 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg