Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Совершенствование управления топливно-энергетическим комплексом в регионе (на примере Сахалинской области)

kisssaaa0721 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.10.2021
Объект исследования - топливно- энергетический комплекс в Сахалинской области. Предмет исследования - совершенствование управления топливно-энергетическим комплексом Сахалинской области. Цель исследования – проанализировать управление топливно-энергетическим комплексом Сахалинской области, выявить проблемы и разработать проектные мероприятия по их устранению. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: - Изучить сущность и функционирование топливно-энергетического комплекса региона, - Исследовать роль топливно-энергетического комплекса в экономике РФ, - Исследовать структуру топливно-энергетического комплекса Сахалинской области, - Провести анализ управления ТЭК в Сахалинской области, - Разработать мероприятия по совершенствованию развития топливно-энергетического комплекса Сахалинской области, - оценить эффективность реализации предложенных мероприятий. Теоретико - методологической базой исследования послужили положения и выводы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых, труды классиков теории общественного развития и управления, законодательные акты Федерального Собрания Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. В исследовании были применены следующие методы: метод анализа документов, системного анализа, метод комплексного анализа. Метод анализа документов применяется в первой теоретической главе, а также при рассмотрении нормативно-правовых основ в управлении ТЭК Метод системного анализа предполагает изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему. В данном случае, рассматривается изучение ТЭК как важнейшей структурной составляющей экономики России. Метод комплексного анализа был применен в третьей главе. Эмпирическая база исследования представлена федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Сахалинской области, а также отчетами Министерства энергетики Сахалинской области по развитию топливно-энергетического комплекса, статистическими данными. Хронологические рамки исследования: 2018-2020 гг. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные мероприятия позволят повысить эффективность деятельности по совершенствованию топливно-энергетического комплекса Сахалинской области.
Введение

Актуальность темы. Топливно-энергетический комплекс имеет высокое как социальное так и экономическое значение для всей страны. 30% бюджета РФ формируются из доходов от топливно-энергетического комплекса. Топливно-энергетический комплекс - ТЭК, это топливо, но и тепло в домах и электричество, без которых современный россиянин жить не может. Таким образом, топливно-энергетический комплекс является важнейшей структурной составляющей экономики России, одним из ключевых факторов обеспечения жизнедеятельности страны. Комплекс производит более четверти промышленной продукции России, существенно влияет на формирование бюджета страны. Для России топливно-энергетический комплекс имеет особое значение, так как наша страна - северная (2/3 ее территории относится к зоне Севера) и поэтому значительная часть производимой энергии тратится на отопление, преодоление суровых климатических условий. Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики играют топливные ресурсы. Это четко отражает "приходная часть" топливно-энергетического баланса. Следует принимать во внимание, что целью функционирования ТЭК является обеспечение региональной энергетической безопасности посредством рационального использования природно-ресурсного потенциала региона, развития возобновляемых, альтернативных источников энергии, а также внедрения энергосберегающих технологий при условии сохранения и обновления энергетической инфраструктуры и минимизации экологических рисков. Следовательно, топливно-энергетический комплекс необходимо рассматривать как сложную межотраслевую систему, цель которой состоит в обеспечении энергетической безопасности территориальной общественной системы, учитывая региональные особенности энергетического потенциала и организации экономической деятельности, а также необходимость оптимизации энергетического баланса при условии минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Актуальность исследования продиктована тем, что с точки зрения перспективы, топливно-энергетический комплекс был и остается особым сектором экономики страны и регионов, важным фактором экономической стабильности, от которого во многом зависит настоящее, наше будущее и будущее России. От развития ТЭК во многом зависит динамика, масштабы и технико-экономические показатели общественного производства, в первую очередь промышленности. Анализ изученных источников и литературы. В настоящее время российский рынок в достаточной мере заполнен литературой по выбранной тематике, имеющей теоретический и рекомендательный характер. Общетеоретические проблемы и тенденции управления экономикой региона и ее важнейшей составной частью - топливно-энергетическим комплексом исследованы в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Проблемы ТЭК , значение ТЭК втерриториальнойорганизации народного хозяйства рассматриваются в работах БушуеваВ.В. , Варнавского П.Б. , Витке Н.А. , Гладкого Ю.Н.,КондратьеваЕ.В, Гайдара Е. , Гапоненко,А.Л. и др. В работах вышеназванных авторов глубоко проработаны различные аспекты управления региональной экономикой в целом и ее отраслями, обоснованы пути трансформации управления в условиях перехода к рыночным отношениям.
Содержание

Введение ……………………………………………………………… 3 Глава 1. Теоретические основы управления топливно-энергетическим комплексом региона …………………………………… 7 1.1 Сущность и функционирование топливно-энергетического комплекса региона ………………………………………………………….. 7 1.2 Роль топливно-энергетического комплекса в экономике РФ … 13 Глава 2. Анализ управления топливно-энергетическим комплексом Сахалинской области ……………………………………… 16 2.1 Структура топливно-энергетического комплекса Сахалинской области ………………………………………………………………………. 16 2.2 Управление ТЭК в Сахалинской области ……………………… 18 Глава 3. Совершенствование развития топливно-энергетического комплекса Сахалинской области …………………… 24 3.1 Обоснование актуальности мероприятий ……………………… 24 3.2 Этапы реализации проектного предложения …………………… 25 3.3 Эффекты от реализации предложений …………………………. 27 Заключение ………………………………………………………….. 28 Библиографический список ……………………………………….. 30
Список литературы

1. О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса : федеральный закон Российской Федерации от 21.07.2011 № 256-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. №32. 2011. Cт.6332 2. Об осуществлении контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса : указ Президента РФ от 28.10.2014 № 693 // Собрание законодательства Российской Федерации. №42. 2014. Cт.2732 3. О порядке формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса : постановление правительства РФ от 22.12.2011 № 1107 // Собрание актов правительства Российской Федерации. №21. 2011. С. 43 4. Об утверждении Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса : постановление правительства РФ от 05.05.2012 № 460 // Собрание актов правительства Российской Федерации. №18. 2012. С. 64 5. Об утверждении Правил информирования субъектами топливно-энергетического комплекса об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса : постановлениее Правительства РФ от 02.10.2013 № 861 // Собрание актов правительства Российской Федерации. №34. 2013. С. 54 6. Об утверждении Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2018 №777 // Собрание актов правительства Российской Федерации. №31. 2018. С. 63 7. Алисов,А.Н. Управление экономикой региона / А.Н. Алисов - Казань: Татар, кн. изд-во, 2018. C.2-12. 8. Бажаев, З.Ю. Государственное регулирование в ТЭКе / З.Ю. Бажаев. - Промышленные ведомости. 2018. № 5. С.14-16. 9. Байков, Н.Инвестициив отраслях ТЭК и естественныемонополии / Н. Байков // Мировая экономика и международные отношения. 2019. № 1.C. 5-9. 10. Баканов,Е.А. Проблемы менеджмента в государственных административных структурах / Е.А. Баканов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2018. C. 4-10 11. Белов,Н.С. Экологическое страхование вТЭК. Путь снижения экологического риска / Н.С. Белов // Энергия, 2018. № 12. C. 7-13. 12. Борис Гладких рассказал о проблемах газификации территорий Хабаровского края // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://amurmedia.ru/news/498585/ 13. Бушуев, В. Энергосберегающий путь развития экономики / В. Бушуев // Экономист, 2019. №2. C. 4-12. 14. Варнавский, П.Б. Энергосбережение в России / П.Б. Варнавский // ТЭК. 2019. № 1. C. 7-19 15. Витке, Н.А. Организация управления и индустриальное развитие / Н.А. Витке. - М.: НК РКИ, 2018. C. 5-12. 16. Гапоненко, А.Л. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления / А.Л. Гапоненко. - М. : Норма, 2018. C. 12. 17. Гетманов, В.В. Топливно-энергетическии? комплекс как основа энергетическои? безопасности России / В.В. Гетманов // Сборник статеи? VI Всероссии?скои? научно-практическои? конференции «Социально- экономическое развитие России в XXI веке». Мурманск.: МГТУ. 2019. С. 45-48.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы управления топливно-энергетическим комплексом региона 1.1 Сущность и функционирование топливно-энергетического комплекса региона В состав ТЭК входят следующие подсистемы: топливная промышленность и электроэнергетика, функционирование которых предполагает использование транспортной инфраструктуры, включающей трубопроводный транспорт и линии электропередач. Так, в качестве элементов топливной подсистемы рассматривают отрасли нефтяной, газовой, угольной, торфяной и сланцевой промышленности, занятые добычей и переработкой различных видов топлива, ресурсной базой для которых является углеводородное сырье. Элементами подсистемы электроэнергетики являются предприятия, осуществляющие получение, передачу, преобразование и использование различных видов энергии энергоресурсов, обеспечивая потребителей электроэнергией . Данный подход значительно укрупняет структуру топливно-энергетического комплекса, что затрудняет детализацию поэлементного состава комплекса. Основу структуры топливно-энергетического комплекса государства, составляют стадии технологического процесса, включающие производство, переработку и распределения нефти и нефтепродуктов, производство и распределение газа и конденсата, электроэнергии и добычу энергетических материалов. Данный подход позволяет выявить характер связей топливно-энергетического комплекса с видами экономической деятельности, универсальность которого проявляется в его воздействии на темпы роста промышленного производства, уровень производительности труда и ускорение научно-технического прогресса. Согласно подходу А. Е. Суглобова, С. Р. Древинга, В. В. Гетманова, топливно-энергетический комплекс страны рассматривается как совокупность энергодобывающих, энергопроизводящих и энергопотребляющих отраслей народного хозяйства, эффективность взаимодействия которых определяется системой внутренних и внешних взаимосвязей, что обеспечивает возможность стабильного энергоснабжения . Рис. 1.1 – Система топливно-энергетического комплекса В рамках данного подхода представлена классификация энергетических ресурсов как основы формирования энергетического потенциала, выделяя первичные и вторичные энергетические ресурсы. Первичные ресурсы представлены совокупностью возобновляемых (энергия солнца, ветра, волн, морских течений, приливов, биомассы, гидроэнергия, геотермальная энергия) и невозобновляемых (каменный и бурый уголь, торф, горючие сланцы, нефть, природный газ, ядерное топливо), а группу вторичных ресурсов образуют топливные формы и виды энергии (электрическая и тепловая), а также потери на превращение энергии. Таким образом, подход достаточно полно определяет структуру топливно-энергетического комплекса, объединяя входящие в систему отрасли по направлениям энергетики, характеризуя возникающие в процессе функционирования внешние и внутренние связи, а также предлагая классификацию ресурсов в зависимости от стадии преобразования. Цель ТЭК состоит в обеспечении энергетической безопасности территориальной общественной системы, учитывая региональные особенности энергетического потенциала и организации экономической деятельности, а также необходимость оптимизации энергетического баланса при условии минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Рассмотрим функции государственных органов, регулирующих топливно-энергетический комплекс. Правительство Российской Федерации устанавливает предельные уровни тарифов естественных монополий, рассматривает в связи с этим их инвестиционные программы, регулирует доступ к нефте- и газопроводам, определяет балансовые задания по поставкам на внутренний рынок. Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) - исполнительный орган государственной власти, регулирующий естественные монополии. ФЭК, рассматривающий издержки монополий, дает предложения по изменению тарифов . Главной задачей ФЭК является создание благоприятных отношений между потребителями и производителями энергии. Это позволяет потребителю рассчитывать на доступную по цене энергию, а производителю обеспечивать нормальное функционирование и развитие бизнеса. Основная функция ФЭК - регулирование цен естественных монополий. На уровне регионов эту функцию выполняют региональные энергетические комиссии. Энергетика, газовая и нефтяная промышленность производят небольшое число очень однородных и стандартизированных товаров. В этих условиях свободные цены на энергоносители не могут быть инструментом конкуренции. Они должны регулироваться государством наряду и в комплексе с налоговой системой, с учетом потребностей в финансовых средствах и возможностей как производителей (ТЭК), так и основных потребителей энергоресурсов. В настоящее время необходимо усиление ценового и финансового контроля государства в энергетическом комплексе. Важно, чтобы внутренние цены на энергоносители и финансовые потоки, проходящие через топливно-энергетические компании, контролировались и регулировались государством. Внутренние цены на энергоресурсы должны быть защищены от резких колебаний мировых цен и обменного курса рубля. Это не означает их полной автономности и независимости. Они должны сстимулировать адаптацию отечественных производителе и потребителей к мировой конъюнктуре. Однако сильные ценовые колебания могут отрицательно повлиять на производственный потенциал как топливно-энергетических отраслей, так и потребителей, создавать высокие риски для инвесторов . В развитых странах относительные внутренние цены на энергоресурсы повышаются, когда мировые растут, и снижаются, когда последние падают. Вместе с тем изменение внутренних цен значительно меньше, чем мировых в первую очередь благодаря государственному регулированию. Для нашей страны, использующей большую часть энергоресурсов на свои нужды, - это тем более актуально. Общий уровень и соотношение цен на энергоносители должны зависеть от затрат на их производство, транспортировку, потребности в капитальных вложениях. Вместе с тем развитие мировой экономики ссвидетельствует о том, что повышение цен на топливо и сыри выступает серьезным стимулом структурных изменений в экономике. Возрастает потребность в новых технологиях, содействующих сокращению потребления и сбережения энергии и материалов. Меняется структура производства в пользу наукоемких энергосберегающих производств. Это ведет к сокращению потребления энергоносителей и сырья и, как правило, к снижению мировых цен на эти товары. В новых правилах ценообразования на продукцию российского ТЭК предусматривается избирательный подход к учету значимых факторов. Региональным энергетическим комиссиям да обходимо предоставить право дифференцировать тарифы таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность того производственного потенциала, который есть в каждом регионе . Кроме того, следует выравнивать стоимость электроэнергии по всей стране для населения. Можно выравнивать тариф для населения, используя единую энергетическую систему России, если покупать всю электроэнергию на федеральном оптовом рынке и продавать ее потребителям уже по средней одинаковой рыночной цене. Такой механизм ценообразования возможен уже сегодня, В этом и проявляется государственная роль регулирования тарифов. Что же касается тарифов для промышленности, то здесь нужно обеспечить ее глубокую дифференциацию в зависимости от множества факторов. Для регулирования тарифов в отраслях ТЭК необходим единый тарифный орган. Существует жесткая экономическая цепочка: газ - топливо - электроэнергетика - железная дорога. Определение стоимости услуг этих отраслей требует сильной координации. Государство вынуждено взять на себя ответственность за регулирование тарифов в отраслях ТЭК и в связи с тем, что оно остается крупным собственником на рынке производства и передачи электроэнергии. Например, его доля в общем объеме произведенной электроэнергии в 2000 г. превысила 80% (без учета атомных электростанций). Важную роль в регулировании ТЭК играет Министерство энергетики РФ. Как федеральный орган Минэнерго России проводит государственную политику в сфере ТЭК, а также координирует деятельность других министерств и ведомств в этой области. В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации» от 12 октября 2018 г. № 777 Минэнерго России разрабатывает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти программы освоения и использования углеводородных и других топливно-энергетических ресурсов, топливно-энергетический баланс в целом по стране и по регионам, текущие и перспективные балансы по отдельным видам энергоресурсов, осуществляет меры по их реализации. В составе Минэнерго России работает Госэнергонадзор. У этого важнейшего органа мало полномочий. Госэнергонадзор проверяет подготовку и выдает паспорта готовности энергохозяйств к зиме. Таким образом топливно-энергетический комплекс- это межотраслевая система, функционирование которой позволяет обеспечить энергетическими продуктами потребителей. При этом следует принимать во внимание, что целью функционирования топливно-энергетического комплекса является обеспечение региональной энергетической безопасности посредством рационального использования природно-ресурсного потенциала региона, развития возобновляемых, альтернативных источников энергии, а также внедрения энергосберегающих технологий при условии сохранения и обновления энергетической инфраструктуры и минимизации экологических рисков. 1.2 Роль топливно-энергетического комплекса в экономике РФ Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России объединяет отрасли, связанные с добычей и производством первичных энергетических ресурсов, переработкой энергоресурсов в различные виды топлива, преобразованием первичных ресурсов в основные виды энергии (электрическая, тепловая энергия и др.), транспортировкой и распределением энергоресурсов. Основные задачи российского ТЭК – обеспечить население и экономику необходимыми видами энергии, а также пополнять бюджет страны за счет доходов от продажи энергоресурсов. Около 40% первичных энергоресурсов экспортируется. ТЭК в России - это не только «энергетика», но крупнейшая межотраслевая система, ключевой элемент индустриальной базы и промышленного производства страны. Отечественный ТЭК включает следующие базовые отрасли: Угольная промышленность. Развивается в стране с начала 18 века, наибольший рост происходил во второй половине 20 века. В России сосредоточено 5,5 % мировых запасов угля, 272,1 млрд тонн общих запасов, в том числе разведанных — 193 млрд тонн. Является базовой отраслью для электроэнергетики, металлургии, коксохимии. В последние 20 лет наблюдается значительный рост производства угля, преимущественно для экспортных поставок. Внутреннее потребление угля в России существенно не меняется, начиная с 2000 года. В отрасли действует множество частных предприятий, в том числе крупнейшая отраслевая компания «СУЭК» и ряд других крупных производителей. Газовая промышленность. Доказанные запасы природного газа в России - 38 трлн м3. В 2019 году Россия заняла второе место по добыче природного газа в мире - 679 млрд м3. Основной отечественный производитель газа – ПАО «Газпром», подтвержденные запасы которого оцениваются в 1064 млрд м3 природного и попутного газа, 111,1 млн т газового конденсата. В отрасли также действует ряд газовых и нефтяных компаний, таких как крупнейший независимый производитель газа в России ПАО «НОВАТЭК», Роснефть и другие. Нефтяная промышленность. Запасы нефти в России оцениваются в диапазоне от 80 до 107,2 млрд баррелей (5-6% от мировых запасов) [1, 2]. Крупнейшие предприятия отрасли: Роснефть (добыча нефти и газового конденсата в 2019 году – 195 млн т), Лукойл (82 млн т), Сургутнефтегаз (61 млн т), Газпромнефть (39 млн т), Татнефть (30 млн т), Башнефть (19 млн т), Славнефть (14 млн т). Экспорт российской нефти в страны дальнего зарубежья в 2019 году составил 249 млн тонн или 44% от общего объема добычи (в 2020 г. произошло существенное снижение добычи). Производство электрической и тепловой энергии: Тепловые электростанции (ТЭС) – на 1 января 2020 года установленная мощность достигает 164,6 ГВт (67% от суммарной мощности электростанций в РФ). В России действует более 380 тепловых электростанций, собственниками которых являются энергокомпании и промышленные предприятия. Гидроэлектростанции (ГЭС) - общая установленная мощность гидроагрегатов на 1 января 2020 года составляет 49,9 ГВт (20% от суммарной). Действует около 360 гидроэлектростанций разной мощности. Атомные электростанции (АЭС) - на 11 действующих АЭС эксплуатируется 38 энергоблоков общей установленной мощностью 31 ГВт (20% от суммарной). Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) – доля в энергобалансе по-прежнему не превышает 1%. Установленная мощность действующих ветровых электростанций составляет примерно 905 МВт, солнечных –400 МВт, геотермальных - 80 МВт. Производство современного биотоплива (пеллеты, брикеты и др.) достигает 3-3,5 млн т в год (экспортируется почти всё). Суммарный технический потенциал ВИЭ в России превышает ежегодное производство первичной энергии в 25 раз. Важность ТЭК для экономики связывают, прежде всего, с вкладом отраслей топливной и энергетической промышленности в ВВП, доходы консолидированного государственного бюджета, экспортные доходы, расходы на импорт. В период 2014-2019 гг. доля ТЭК в ВВП снизилась с 29% до 20%. Экспортные доходы за этот период сократились с 337 до 247 млрд долл. США (в номинальном выражении) или на 27%. Наибольший объем экспортной выручки обеспечиваются нефть (121 млрд долл. в 2019 г.), нефтепродукты (67 млрд долл.), газ (42 млрд долл.). Импорт снизился с 3,6 до 1,5 млрд долл. США, что объясняется в основном действием санкций в отношении ТЭК со стороны ряды развитых стран. Доля инвестиций в ТЭК в суммарном объеме инвестиций в стране выросла с 25,9% до 26,6%. Несколько возросла и доля инвестиций ТЭК в ВВП. По итогам 2020 года доля топливно-энергетического комплекса в ВВП России составила 25%. Доля нефтегазовых доходов в бюджете страны за 2020 год составила 40,2%. Таким образом, управление топливно-энергетическим комплексов играет важнейшую роль и от качества этого управления зависит жизнь каждого россиянина. Глава 2. Анализ управления топливно-энергетическим комплексом Сахалинской области 2.1 Структура топливно-энергетического комплекса Сахалинской области Сахалинская область – добывающий регион, топливно-энергетический комплекс является главной составляющей экономики области. Основные отрасли промышленности области: нефтегазовая, угольная, электроэнергетика составляют основу промышленности региона. Нефтегазодобывающая отрасль Сахалинской области играет особую роль в хозяйстве всего Дальнего Востока. Сахалин – единственный регион Дальнего Востока, где производится добыча нефти и газа. Сахалинская нефть пригодна для получения высокооктанового топлива, смазочных материалов и других продуктов, конденсат – для получения дизельного топлива, бензина, авиационного керосина, пропан бутана и других продуктов. Нефтегазодобывающая промышленность сосредоточена в северной части Сахалина. На её долю приходится 26,8% общего объема товарной промышленной продукции области. Предприятия нефтегазодобывающей отрасли обеспечивают полный производственный цикл: от бурения скважин до поставки нефти и газа потребителям, а также частично переработку нефти и производство нефтепродуктов. Проекты “Сахалин-1” и “Сахалин-2” являются одними из крупнейших в России, их реализация осуществляется с привлечением иностранных инвестиций. По объемам и масштабности работ эти проекты можно отнести к уникальным в мировой практике. Угольная промышленность является главным поставщиком энергетического топлива для нужд области. Удельный вес угля в топливном балансе области в настоящее время составляет более 60%. Общие ресурсы угля по Сахалину оцениваются в 20,0 млрд. тонн, в среднем ежегодно добывается около 2,5 млн. тонн угля.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 45 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 26 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 42 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 29 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg