Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИНАНСЫ

Оптимизация расходов местных бюджетов

kisssaaa0721 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.10.2021
Целью данной работы является анализ бюджетных расходов города Омска и разработка предложений по их оптимизации. В связи с этой целью необходимо решить следующие задачи: • рассмотреть понятие местных бюджетов и принципы их формирования; • рассмотреть концепцию расходов местных бюджетов; • разработать классификацию мер оптимизации на основе изученных данных; • проанализировать динамику расходной части бюджета города Омска; • выявить проблемы реализации оптимизационных мероприятий; • предложить алгоритм разработки и реализации оптимизационных мероприятий; • предложить перспективные пути оптимизации бюджета города Омска. Таким образом, объектом исследования станет расходная часть бюджета города Омска. Предметом исследования будут способы оптимизации расходной части бюджета города Омска. Логика исследования определила структуру работы, которая состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе будут рассмотрены теоретические аспекты данной темы, а именно суть концепций местного бюджета, бюджетных расходов и оптимизации. Во второй главе будет проведен анализ бюджета города Омска на период с 2017 по 2020 год, будут предложены меры и способы оптимизации затрат, как в целом, так и по отдельным разделам.
Введение

Мировая экономика переживает один из самых сложных периодов в своей истории - финансовый кризис. В такие моменты обнажаются все реальные проблемы функционирования экономики страны во всех сферах. Бюджетная система Российской Федерации не исключение. Несбалансированность бюджетов всех уровней - одна из важнейших и актуальных проблем современной российской действительности. Снижение уровня доходов при увеличении расходов выявило необходимость решительных действий властей по оптимизации бюджетов как на государственном, так и на муниципальном уровнях. Об актуальности данной темы свидетельствует количество посвященных данной проблеме научных статей, книг, монографий, выступлений политиков и официальных лиц, которые можно найти в глобальной сети Интернет.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ 5 1.1. Сущность бюджета как экономической категории 5 1.2. Формирование расходной части местного бюджета 9 1.3. Оптимизация: сущность и виды 15 ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ГОРОДА ОМСКА. ПЕРСПЕКТИВЫ ОПТИМИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 19 2.1. Динамика расходной части города Омска за период 2017 – 2020 19 2.2. Алгоритм по осуществлению оптимизации расходной части местных бюджетов 26 2.3. Перспективные пути оптимизации расходов на примере города Омска 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Список литературы

Законодательные и нормативные документы: 1. Конституция Российской Федерации. – Консультант Плюс: Высшая школа – Выпуск 13. Весна 2017. 2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – Консультант Плюс: Высшая школа – Выпуск 13. Весна 2017. 3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003). – Консультант Плюс: Высшая школа – Выпуск 13. Весна 2017. 4. Решение Омского городского Совета от 20 декабря 2016 года № 417 «О бюджете города Омска на 2017 год». 5. Решение Омского городского Совета от 26 декабря 2017 года № 85 «О бюджете города Омска на 2018 год». 6. Решение Омского городского Совета от 24 декабря 2018 года № 202 «О бюджете города Омска на 2019 год». 7. Решение Омского городского Совета от 23 декабря 2019 года № 300 «О бюджете города Омска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». 8. Решение Омского городского Совета от 18 июня 2018 года № 155 «Об исполнении бюджета города Омска за 2017 год». 9. Решение Омского городского Совета от 17 июня 2019 года № 248 «Об исполнении бюджета города Омска за 2018 год». 10. Неизданный отчёт об исполнении бюджета за 2019 год (данный отчет будет рассматриваться на публичном слушании в середине июня). 11. Распоряжение Администрации города Омска от 30.12.2009 № 493-р «О мерах по энергосбережению и повышению энергетической эффективности». Книги и монографии: 12. Пикулькин А.В., Экономика муниципального сектора. – М.: Изд-во «Юнити», 2018. 13. Рой О.М., Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Питер», 2016. 14. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В. Б. Зотова. / — СПб.: Лидер, 2015. — 493 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»). 15. Мысляева Е.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2016. 16. Муниципальный менеджмент: Учебное пособие. – М., 2015. 17. Бабун Р.В., Муллагалеева З.З. Вопросы муниципальной экономики: Учебное пособие - М., 2016. 18. Василенко Е.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник 2-е издание – М.: Изд-во «Гардарики», 2017. 19. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник - М.: Изд-во «Юристъ», 2018. Статьи: 20. Немиров А.П., Мамон Н.В. Рискологическая концепция управления муниципальным образованием //Менеджмент в России и за рубежом. 2019. №3 (май-июнь). 21. Белоусова С.В. Проблемы оценки результативности бюджетных расходов // Менеджмент в России и за рубежом. 2019. №6 (ноябрь-декабрь). 22. Дороговцев А.П., Амелин Д.Е. Аутсорсинг в муниципальном управлении // Менеджмент в России и за рубежом. 2018. №1 (январь-февраль).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ 1.1. Сущность бюджета как экономической категории В соответствии со статьями 12, 130–133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление признается и гарантируется на территории Российской Федерации [1]. Местное самоуправление регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, согласно которому местное самоуправление является формой осуществления людьми своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельными и под его ответственностью решение населения непосредственно и (или ) через органы местного самоуправления по вопросам местного значения с учетом интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [3]. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделены определенными имущественными, финансовыми и бюджетными правами. Финансовая база самоуправлений - это их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, позволяют им составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться предприятиями, переданными в их ведение, и получать от них доход [18]. Следует отметить, что в российском законодательстве нет четкого определения местного бюджета. Например, в БК РФ есть определение бюджета в целом, а именно как: формы формирования и расходования средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В Федеральном законе № 131 такое определение также отсутствует [2,3]. Однако если синтезировать эти нормативные правовые акты, то можно выделить следующее определение: Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов обособленного муниципального образования, формирование, утверждение, исполнение и контроль за исполнением которого осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и 131 Федеральный закон, а также принятые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации о финансовом обеспечении задач и функций местного самоуправления. Местные бюджеты - один из основных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. В определенной степени эти бюджеты также финансируют развитие промышленных секторов, в первую очередь местной и пищевой промышленности, ЖКХ, объемы продукции и услуг которых также являются важной составляющей обеспечения жизни населения [19]. Местные бюджеты считаются низшим уровнем бюджетной системы Российской Федерации. В то же время они являются основой бюджетной системы, без усиления которой невозможно кардинально улучшить бюджетные отношения в соответствии с функциями, возложенными на каждый уровень власти [15]. Следует отметить, что при формировании бюджетов органы местного самоуправления должны руководствоваться следующими принципами, определенными Бюджетным кодексом Российской Федерации [2]: 1. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета. Он заключается в обязательном отражении в бюджетах всех расходов, доходов и ИФД. 2. Принцип сбалансированности бюджета, то есть объем расходов равен объему доходов плюс ИФД минус выплаты по долгу. 3. Принцип эффективности и результативности использования бюджетных средств, т.е. достижение желаемых результатов с использованием наименьшего количества средств или достижение наилучшего результата с использованием установленного в бюджете объема средств. 4. Принцип общего (агрегированного) покрытия расходов бюджета, т.е. расходы не привязаны к конкретным доходам и ИРП, за исключением целевого финансирования расходов. 5. Принцип прозрачности (открытости). 6. Принцип бюджетной надежности. Это означает достоверность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичный расчет доходов и расходов бюджета. 7. Принцип адресности и адресность бюджетных средств. 8. Принцип подсудности бюджетных расходов. 9. Принцип единства кассы. Это так называемые бюджетные принципы. Также необходимо упомянуть принципы бюджетной системы в целом: I. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. II. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. III. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований IV. Принцип независимости бюджетов. Этот принцип предусматривает, что расходы каждого бюджета должны покрываться за счет его доходов. Однако анализ бюджетов на местном уровне показывает, что принципы самоокупаемости не получают достаточного практического подтверждения. Недостаток собственных средств местных бюджетов для финансирования деятельности органов местного самоуправления компенсируется значительными суммами грантов, субвенций и других видов финансовой помощи местным бюджетам. В понятие «межбюджетные отношения» входит не только получение финансовой помощи, но и законодательное распределение доходов и расходов на долгосрочной основе между звеньями бюджетной системы. Без решения этой проблемы нельзя рассчитывать на качественное совершенствование механизма бюджетного регулирования, достижение реальной независимости местных бюджетов [12]. Местный бюджет можно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию. Имеет свои особенности: • местный бюджет - особая экономическая форма перераспределительных отношений, связанная с выделением части национального дохода в руки органов местного самоуправления и ее использованием для удовлетворения потребностей общества; • с помощью местного бюджета национальный доход перераспределяется между отраслями народного хозяйства, территориями, сферами общественной деятельности; • пропорции местного бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями воспроизводства, задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции: ? формирование денежных фондов, являющихся финансовой поддержкой деятельности органов местного самоуправления; ? распределение и использование этих средств между отраслями народного хозяйства; ? контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам [13]. Кроме того, можно сказать, что местные бюджеты являются своеобразным «посредником» между населением и государством, которое передает часть своих полномочий на местный уровень в виде субвенции. Таким образом, можно говорить о большой роли местных бюджетов в решении общегосударственных экономических и социальных проблем, прежде всего в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества [12]. Бюджет, как и любая другая экономическая категория, имеет свои особенности. Наиболее важные и часто используемые характеристики местных бюджетов: a) Объем затрат; b) Размер дохода; ? собственный; ? субсидии и субвенции. c) Размер дефицита (профицита) бюджета; d) Размер муниципального долга; e) Сумма задолженности по налогам и сборам; f) Сумма дебиторской и кредиторской задолженности. Таким образом, можно сказать, что местный бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, имеющий определенные характеристики и формируемый органами местного самоуправления на основе принципов БК РФ для выполнения своих функций и задач, а также для решения общегосударственных вопросов государственного управления. преданные в соответствии с законами на местном уровне. 1.2. Формирование расходной части местного бюджета В прошлой главе мы указали основные характеристики бюджета. В рамках этой работы остановимся более подробно на расходной части местного бюджета. В соответствии с действующим Бюджетным кодексом Российской Федерации расходами бюджета являются денежные средства, выплачиваемые из бюджета, за исключением средств, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются источниками финансирования дефицита бюджета. Также существует расширенная трактовка бюджетных расходов (местная): 1. Прямые затраты (бюджет); 2. Расходы муниципальных предприятий. Исходя из принципов бюджетной системы Российской Федерации, можно выделить следующие принципы расходования средств: a) целевая направленность расходуемых средств; b) соблюдение юрисдикции; c) максимальная эффективность при минимальных затратах; d) соблюдение экономики; e) финансовый контроль. В современной литературе можно встретить несколько классификаций затрат [12]: 1) Разделение затрат на трансферные (безвозмездное и однонаправленное движение денежных средств) и трансформационные, т.е. такие расходы, которым противопоставляется движение товаров, работ, услуг. 2) Разделение расходов на непроцентные и процентные. 3) Разделение расходов на налоговые и неналоговые (т.е. расходы муниципалитета по сбору средств). 4) Разделение расходов на текущие (текущие расходы включают затраты на текущее обслуживание и капитальный ремонт (восстановление) жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социальной защиты, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации. , местные самоуправления и другие расходы, не включенные в затраты на развитие) и на капитал (это бюджет развития, в него входят отчисления на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий). 5) Концепция реформирования бюджетного процесса предусматривает разделение расходов на существующие и принятые. Под текущими понимаются расходы, предопределенные ранее принятыми положениями, контрактами, соглашениями и т. д. Принятые - это расходы, которые включаются в бюджет непосредственно при его формировании на следующий финансовый год. Расходы бюджета планируются и исполняются в соответствии с единой бюджетной классификацией расходов и имеют ведомственную структуру, то есть главными руководителями. В соответствии с БК РФ каждый расход кодифицируется, т.е. ему присваивается двадцатизначный код, имеющий следующую структуру: Главный распорядитель Раздел Подраздел Целевая статья Вид расхода Код по КОСГУ Главный распорядитель, целевая статья и вид расходов утверждаются в составе ведомственной структуры расходов бюджетным решением. Бюджетный кодекс предусматривает 11 разделов, которые одинаковы для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. 0100 Национальные выпуски 0200 Национальная оборона 0300 Национальная безопасность и правоохранительные органы 0400 Народное хозяйство 0500 жилищно-коммунальное хозяйство 0600 Охрана окружающей среды 0700 Образование 0800 Культура, кинематография, медиа 0900 Здравоохранение, физическая культура и спорт 1000 Social - политика 1100 Межбюджетных трансфертов Каждый раздел, в свою очередь, делится на подразделы. Код классификатора государственных операций: • вознаграждения и начисления на выплату вознаграждения; • оплата работ, услуг; • обслуживание государственного (муниципального) долга; • безвозмездные переводы организациям; • безвозмездные отчисления в бюджеты; • социальная защита; • расходы по операциям с активами; • прочие расходы. Формирование расходов на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными полномочиями и обязательствами. Расходные полномочия - это права и обязанности органов власти в пределах их компетенции: • осуществлять правовое регулирование расходов; • предоставить им финансовые ресурсы; • финансировать организацию производства коммунальных услуг. Расходные обязательства - обязательства публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или бюджетного учреждения, действующего от его имени, предусмотрены законом, иным нормативным правовым актом, соглашением или договор о предоставлении физическому или юридическому лицу, другому публично-правовому образованию, субъекту международного права средств из соответствующего бюджета [2]. К правовым основаниям возникновения расходных обязательств на местном уровне относятся: • принятие муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами могут решаться органами местного самоуправления, а также заключение муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по этим вопросам; • принятие муниципальных правовых актов при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных им органами местного самоуправления; • заключение договоров (соглашений) от имени муниципального образования бюджетными учреждениями муниципального образования. Органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств - это совокупность (перечень) нормативных правовых актов, а также договоров и соглашений, заключаемых органами местного самоуправления, которые предусматривают возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующего бюджета [2]. Обязательства по расходам устанавливаются для решения местных вопросов. В то же время некоторые из них обязательно потребуют затрат на решение. По экспертной оценке, для решения вопросов местного значения в среднем городском округе требуется 800 миллионов рублей. По остальным вопросам прямое бюджетное финансирование не требуется, либо при их решении финансовые обязательства минимальны. В настоящее время расходы муниципальных образований в консолидированном бюджете страны по отношению к ВВП составляют 8%, в том числе 5,6% на финансирование местных вопросов и 2,4% на делегированные полномочия. Основную нагрузку в расходах консолидированных бюджетов регионов несут местные бюджеты (более 50%). На долю местных бюджетов в России приходится 80% социальных расходов консолидированных бюджетов субфедерального уровня и 60% социальной сферы всех уровней [12]. Финансирование местных бюджетов: - среднее образование почти на 100% - здравоохранение и культура на 85% - содержание детских садов на 60% - коммунальные услуги и содержание жилья на 60% - сельское хозяйство и рыболовство на 70% - охрана окружающей среды на 35% В структуре расходов основными статьями являются: Образование 32% ЖКХ 20% Здравоохранение 15% Культура 3% Другое 30% Расходные потребности прямо или косвенно связаны с численностью и плотностью населения муниципального образования, его различных групп с родственными интересами [12]. Таблица 1 Соответствие статей расходов категориям потребителей Статья расходов Категория потребителей Образование: - дошкольное Дети, посещающие дошкольные учреждения - начальное и среднее Учащиеся средних школ - прочие расходы Население моложе трудоспособного возраста Здравоохранение Всё население ЖКХ Всё население Социальная поддержка Население старше и моложе трудоспособного возраста Прочие расходы Всё население Каждая статья расходов соответствует категории потребителей, и наоборот. Чем больше население муниципального образования и чем ниже его плотность, тем, как правило, выше расходы на душу населения. 1.3. Оптимизация: сущность и виды Термин оптимизация пришел в экономику из математики. Оптимизация (от латинского optim - лучший), процесс поиска экстремума (глобального максимума или минимума) определенной функции или выбора лучшего варианта из множества возможных. Перебравшись в экономику, этот термин не потерял своего внутреннего содержания. В научной литературе часто можно встретить такие словосочетания, как оптимизация доходов, расходов, прибыли, капитала, их структуры, имея в виду под этим термином нахождение оптимального значения функции этих показателей. Проблемы оптимизации доходной и расходной части бюджета давно стали предметом исследования ученых. Первую систематическую попытку такого исследования можно отнести к работе сэра Уильяма Петти «Трактат о налогах и пошлинах», где он описал проблемы налогообложения, влияние налогообложения на экономику, эффективные и неэффективные налоги, а также описал необоснованные траты государства. За ним последовали А. Смит, Д. Риккардо, Дж. Сент-Майлз, т.е. в трудах всех классиков политической экономии мы находим пути решения проблемы нехватки средств и бюджетных дисбалансов со стороны государства. В рамках этой работы мы исследуем оптимизацию расходной части местных бюджетов. В отечественной литературе довольно проблематично найти статьи и публикации, в которых были бы четко и ясно изложены теоретические основы оптимизации по отношению к бюджетам, независимо от их уровня. В основном, проблемы работы - это различные методы и способы оптимизации на практике. Поэтому в этом вопросе я постараюсь осветить свою точку зрения по этому поводу. Проанализировав работы, посвященные оптимизации различных авторов, можно выделить следующие критерии разделения: ? по природе ? количественная оптимизация, направленная на достижение абсолютных показателей затрат за счет их пропорционального снижения. Начинается на этапе составления бюджета и продолжается в течение всего финансового года. • Основная цель: минимизировать дефицит бюджета в текущем финансовом году. • Плюсы: предсказуемость и отсутствие затрат на оптимизацию. • Недостатки: доступность бюджета снижается, т.е. некоторые области могут не получать адекватного финансирования. • Одной из форм количественной оптимизации можно назвать секвестрацию - сокращение расходов при исполнении отдельных статей или всего бюджета. По разным причинам: просчеты в бюджетировании, возникновение форс-мажорных обстоятельств.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Финансы, 33 страницы
850 руб.
Курсовая работа, Финансы, 38 страниц
456 руб.
Курсовая работа, Финансы, 38 страниц
456 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg