Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Реализация государственной политики в сфере занятости молодёжи: региональный аспект (на материалах Иркутской области)

kisssaaa0721 1550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.10.2021
Актуальность темы исследования состоит в анализе развития реализация государственной политики в сфере занятости молодёжи в Иркутской области, так как именно молодежь составляет кадровый потенциал страны. Обеспечение занятости молодежи является актуальной и долгосрочной задачей государственной социально-экономической политики. Цель работы: определить программы реализации государственной политики в сфере занятости молодежи, определить тенденции развития данной политики, выявить проблемы и барьеры реализации государственной политики, а также выяснить механизмы их решения. Проведенный в работе анализ по реализации государственной политики в сфере занятости молодёжи в Иркутской области позволил сформулировать следующие проблемы: несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда, низкая заинтересованность работодателей в приёме на работу молодых специалистов, слабая инициатива со стороны молодёжи в поиске работы, помощь со стороны государства на низком уровне. Для решения выявленных проблем предлагаем следующие рекомендации: предоставление молодым специалистам, которые только закончили обучение, рабочих мест и вовлечение их в работу, повышенная заинтересованность государства в молодых кадрах и готовность помочь им.
Введение

Актуальность темы исследования. Актуальность темы определяется объективными потребностями общества в формировании и развитии молодежного рынка труда, снижении молодежной безработицы. Молодежь сегодня - та часть российского общества, с которой в наибольшей степени связаны перспективы дальнейшего развития России в ближайшие годы. Составляя примерно пятую часть населения страны, она играет большую роль в социальных переменах, в реализации курса реформ. Однако, к сожалению, в годы, завершившие XX век, государству почти не удалось продвинуться вперед в решении основных социальных проблем молодого поколения. Молодежная политика оказалась малоэффективной, что сузило социальную базу реформ. В начале XXI века проблемы молодого поколения нарастали на фоне снижения многих показателей в социальной сфере. Одной из самых актуальных проблем российской молодежи является проблема занятости. Вопросы трудоустройства молодежи в настоящее время остаются наиболее сложными. Снижение общего жизненного уровня вынуждает молодых людей бросать школы, училища, вузы. С другой стороны, выпускники не могут найти работу в связи с недостаточной квалификацией, во многом обусловленной слабой готовностью средних технических, профессиональных и высших учебных заведений к изменениям, отвечающим серьезным переменам в экономико-отраслевой и социальной конъюнктуре предприятий. Оказавшись за бортом общественно-полезной деятельности, молодежь пополняет контингент «групп риска» [16]. По данным МВД РФ, продолжает расти преступность среди этой категории и в абсолютном значении, и в процентном по отношению к общему числу всех совершаемых преступлений. Среди последствий безработицы - рост алкоголизма, наркомании, проституции, ухудшение отношений в семье, повышение уровня суицидности й количества психических заболеваний. Осмысливая роль и значение молодежи в условиях реформирования современного российского общества, следует сказать, что данная социальная категория может явиться не только потенциалом позитивных перемен, но и возможным фактором нового витка социальной нестабильности. Молодежь - это «группа риска», которая нуждается в поддержке со стороны государственных и негосударственных структур. В целом, молодые люди предъявляют высокие требования к качеству будущей жизни. Гарантированность жизненной безопасности, социального и материального благополучия - вот основная жизненная ценность молодежи и ее ожидания. Основываясь на такие жизненные ориентации, молодые люди осмысливают постепенную трансформацию общества, все многообразие общественных и личных проблем [18]. Соответственно, для более успешного развития российского общества необходима концентрация усилий государства, которая должна служить развитию и становлению у нового поколения россиян высокого жизненного потенциала. В условиях перехода общества на новый этап развития требуется реальная поддержка молодежи с созданием адекватных организационных форм на государственном и региональном уровнях. Таким образом, актуальность исследования проблемы трудоустройства молодежи и необходимость совершенствования соответствующих мер социальной политики в этой области обусловлена развертыванием в современном российском обществе социального противоречия, на одном полюсе которого - стремление молодых людей занять свою нишу на рынке труда, а на другом - отсутствие объективных условий для реализации этого стремления. Одним из действенных способов решения этого противоречия являются службы занятости, выступающие органом координации и регулирования процесса трудоустройства молодежи, преодоления молодежной безработицы [24]. Актуальность трудоустройства молодых специалистов - это проблема государственная, так как именно молодежь составляет кадровый потенциал страны. Обеспечение занятости молодежи является актуальной и долгосрочной задачей государственной социально-экономической политики. Степень научной разработанности темы. Теоретико-методологические подходы к реализации политики в сфере занятости молодёжи подробно рассмотрен в работах И.Е.Золин, В.Н.Фомин, Е.С.Стаурский, Г.В. Гавриловой. Огромный вклад в поднятие актуальности этой проблемы внесли ученые Т.К. Бенджанов, М.А.Боровская, Г.Е. Родина, А.Л. Черногоров. Большое количество исследований и нормативных документов посвящено исследованию проблемы государственной поддержки молодежи в сфере занятости. Объект исследования – государственная политика в сфере занятости молодежи. Предмет исследования – стратегии и различные мероприятия, направленные на реализацию государственной политики в сфере занятости молодёжи в Иркутской области. Цель исследования – исследование и выявление особенностей регулирования государственной политики в сфере занятости молодежи Иркутской области в специфических условиях, сформировавшихся в регионе и определение перспективных направлений развития данной сферы. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1) определить и проанализировать теоретические и нормативно-правовые основы государственной политики в сфере занятости молодёжи, сущность политики; 2) проанализировать особенности политики государства в сфере занятости молодежи в регионах России; 3) дать характеристику проектов по реализации государственной политики в сфере занятости молодёжи в России: и в Иркутской области; 4) выявить основные проблемы реализации государственной политики в сфере занятости молодёжи в России и в области; 5) предложить направления развития политики в сфере занятости молодёжи в России и в Иркутской области. Теоретико–методологическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных ученых, исследовавших проблемы реализации государственной политики в сфере занятости молодёжи, проблем в нормативно-правовых актах, регулирующего данное взаимодействие. Кроме того, различные аналитические и информационные материалы: статьи, книги, юридические и нормативно-правовые документы, относящиеся к проблеме исследования. Методологической основой исследования является совокупность научных методов, позволяющих осуществить всесторонний анализ и сделать выводы по предмету исследования. Использованы общенаучные методы - логический, системно-структурный, метод сравнительного анализа. Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость заключается в применении системного подхода к исследованию проблемы реализации государственной политики в сфере занятости молодёжи, что позволило определить проблемы взаимодействия, механизмы, совершенствование процессов взаимодействия государства и молодёжи. Практическая значимость работы заключается в том, что в выпускной квалификационной работе излагается видение путей решения имеющихся проблем, отмечаются типичные ошибки и недочёты. В исследовании предложен ряд конкретных решений анализируемых проблем. Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе настоящего исследования даны определения сущности государственной политики в сфере занятости молодежи, характеристика нормативно-правовой основы государственной политики в сфере занятости молодежи и реализация государственной политики в сфере занятости молодежи в РФ. Во второй главе проведен анализ государственной политики в сфере занятости молодежи на уровне Иркутской области, проблемы реализации государственной региональной политики и направления совершенствования государственной политики в сфере занятости молодежи в иркутской области.
Содержание

Введение………………………………………………………………………….4 Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственной политики в сфере занятости молодёжи………………………………………………………………………...10 1.1 Сущность государственной политики в сфере занятости молодёжи………………………………………………………………………10 1.2 Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере занятости молодёжи…………………………………………………………17 1.3 Реализация государственной политики в сфере занятости молодёжи в РФ………………………………………………………………………………22 Глава 2. Совершенствование государственной политики в сфере занятости молодёжи в Иркутской области………………………………………………………………………….33 2.1 Особенности государственной политики в сфере занятости молодёжи в Иркутской области…………………………………………………………..33 2.2 Проблемы реализации государственной региональной политики……………………………………………………………………….40 2.3 Направления совершенствования государственной политики в сфере занятости молодёжи в Иркутской области…………………………………………………………………………52 Заключение……………………………………………………………………...56 Список использованной литературы……………………………………………………………………...59
Список литературы

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс 2. Конвенция N 122 Международной организации труда "О политике в области занятости" [рус., англ.] (Заключена в г. Женеве 09.07.1964) 3. Конвенция N 168 Международной организации труда "О содействии занятости и защите от безработицы" (Заключена в г. Женеве 21.06.1988) 4. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 5. Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ. 6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 (ред. от 29.03.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" 7. РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 ноября 2008 года N 1662-р «Об утвержденииКонцепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»(с изменениями на 28 сентября 2018 года) 8. Приказ Росстата от 11 февраля 2015 года № 56 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по труду и занятости федерального статистического наблюдения за деятельностью по содействию занятости населения» (в редакции № 96 от 13.03.2017) 9. Приказ Минвуза СССР об отмене централизованного распределения молодых специалистов от 18.03.1968 N 220 10. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года от 18 декабря 2006г. № 1760-р 11. Бекжанова Т.К., Ешпанова Д.Д. «Современные тенденции молодежной безработицы, отчеты национальной академии наук»– 2018. – №320 (95–102) 12. Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социологические исследования 2014. № 3. — С. 78-82. 13. Былков В.Г. Экономические факторы управления системой регионального рынка труда. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2016, С. 206 14. ВУЗы и рынок труда // Управление персоналом. 2017. № 2 - С. 14. 15. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики. 2016. № 4 - С. 21-35. 16. Гайдин А.Ю. Региональная молодежная политика: социо-культурный аспект: Дисс. .канд. социол наук. Саратов, 2013. 17. Где силы молодые приложить? Проблемы трудоустройства молодежи и подростков. // Рязанские ведомости. — 2015. 3 февраля — С. 3. 18. Дунаева Н. Молодежь на рынке труда // Вопросы экономики. 2018. № 1 - С. 26-30 19. Золин И.Е. Рынок труда: дискуссионные проблемы, состояние и приоритеты развития : моногр. Нижний Новгород : НИУ РАНХиГС, 2015. 366 с 20. Иконникова С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. Л.: Лениздат, 2017. 21. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. — 2016. № 3 С. 109-114. 22. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы. М., 2019. 23. Корезин В. Куда податься молодому специалисту // Управление персоналом. 2015. № 5 - С. 22-24. 24. Л.П. Щуко. Справочник по трудовому законодательству работника и работодателя (+ CD-ROM). – СПб.: Питер, 2010. – 416 с. 25. Молодежь России: статистический сборник / В.Н.Фомин.- Москва: Комитет по статистике при Министерстве национальной экономики Российской Федерации, 2017.- 180 с. 26. «Мониторинг студентов и выпускников ВУЗа как инструмент системы управления востребованностью молодых специалистов на рынке труда», Технологический институт ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», ред. Боровская М.А. , Изд-во ТТИ ЮФУ, Таганрог, 2018, С. 249-275 27. Рынок труда и занятость населения. Иркутская область стат. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://irkutskstat.gks.ru/folder/74172 28. Социальные характеристики молодежи в Иркутской области: отчет о результатах исследований «Молодежь 2010» / Сост. Г.В. Гаврилова, В.А. Горнов, H.A. Степанов. - Рязань, 2011. 29. Стаурский Е.С. Компоненты рынка труда : моногр. Омск : Изд-во ОмГТУ, 2015. 126 с 30. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2018 года от 18 декабря 2016 г. № 1760-р 31. Трудовая занятость», Центр внутреннего мониторинга Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 2020 г. – Режим доступа: http://www.cim.hse.ru/results_student (дата обращения: 16.03.2021) 32. Трудоустройство выпускников вузов: модель и эффективные решения для региона: моногр. / Г.Е. Родина [и др.]. Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2017. 203с. 33. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/(дата обращения дата обращения 10.02.2018) 34. Федеральная служба государственной статистики. Обследование населения по проблемам занятости, 2015 г. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_30/Main.htm (дата обращения: 16.06.2015) 35. Фомин В.Н. Трудоустройство молодых специалистов: политика государства и вузов // Строительные вести. – 2002. – №13 (62). 36. Черногоров A.JI. Государственно-правовые аспекты реализации молодежной политики в Российской Федерации: Дисс. .канд. юрид. наук. Москва, 2013. 37. Шибарншна О.Ю. Проблема занятости молодежи в современном российском обществе // Вестник МГТУ ГА. Сер. «Общество, экономика, образование». № 68. М., 2015.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственной политики в сфере занятости молодёжи 1.1 Сущность государственной политики в сфере занятости молодёжи Базовая задача осуществляемой высшими органами государственной власти Российской Федерации (далее РФ) заключается в максимально возможном поддержании жизненного уровня граждан и усиление приемов по социальной защите людей, которые остались без работы. Для ее осуществления составлена Государственная программа занятости граждан, где предусмотрены экономические или организационные меры по регулированию трудовых ресурсов. Она выражается в политике на рынке труда за текущий год, отмечает совместное взаимодействие структур государственного управления различного территориального подчинения в процессе разрешения определенных задач [10]. В хозяйственной и экономической работе РФ процесс управления трудовыми ресурсами в разнообразных формах разрешались постоянно. Появление современной службы занятости случилось на основе четкой системы перераспределения трудовых ресурсов. Ее базовыми формами являются: 1) распределение учащихся высших специальных и средних учебных заведений; 2) направленный набор рабочих; 3) перераспределение семей из сельскохозяйственной местности; 4) общественные призывы; 5) самостоятельный набор организацией работника; 6) работа органов трудоустройства граждан. Занятость, как социальная проблема, играет решающую роль в образовании и развитии квалификационных возможностей каждого человека, в формировании и раскрытии его личностного потенциала. Труд в ходе занятости образует базовое богатство социума, обеспечивает его прогресс, привносит вклад в социальный прогресс социума в мире. Противоположно занятости - безработица оказывает отрицательное воздействие на уровень жизни человека, его семьи и является негативным фактором, который приводит к застою, деградации отдельных районов, социальным сбоям в социуме. Именно в связи с тем, что безработица - это серьезная социально-политическая проблема, занятость должна пребывать в центре внимания государства и социума и осуществляемой им социально-экономической политики. Неотъемлемой частью населения является молодежь. Именно молодежь составляет кадровый потенциал страны. Обеспечение занятости молодежи является актуальной и долгосрочной задачей государственной социально-экономической политики. Система молодежной политики разделена на три части: • правовые условия реализации первой молодежной политики; • форма регулирования молодежной политики; • информационно-материальное и финансовое обеспечение молодежной политики. Эти области реализуются в рамках конкретных программ: юридические консультации, пропаганда здорового образа жизни, организация международного молодежного сотрудничества, поддержка волонтерских инициатив и так же помощь в трудоустройстве. Каждый молодой человек может найти средства массовой информации, которые соответствуют их потребностям и могут решить их самые насущные проблемы. В действующем законодательстве используется понятие молодого специалиста: «Молодой специалист - выпускник технического и профессионального, среднего, высшего и послевузовского образования в возрасте двадцати девяти лет, гражданин Российской Федерации, имеющий опыт не более трех лет». [6] В настоящее время молодежный ресурсный центр имеет большое значение в сфере молодежной политики. Их услуги направлены на улучшение юридических навыков молодежи и предоставление информации и консультаций в сфере работоспособности. В то же время развивается сфера деятельности, направленная на поддержку предпринимательства среди молодежи. В связи с этим цели и задачи молодежных ресурсных центров определены и утверждены законом. Через активную и перспективную молодежь можно изменить мир и создать хорошие и хорошие условия для общества. Одним из основных документов в развитии и регулировании рынка труда в России был Закон Российской Федерации «О занятости населения», отражающий основные направления государственной политики в сфере занятости. Он устанавливает основные цели и задачи закона следующим образом[5]: - поощрять право граждан осуществлять свое право на полноценный, продуктивный и свободный труд; - реализация прав граждан в сфере занятости с учетом разработки мер финансовой, кредитной, инвестиционной и налоговой политики; - разработка системы рабочего места; - регулирование прав и интересов граждан в сфере занятости; - разработка общегосударственных и территориальных мер, направленных на занятость; - обеспечение мер социальной поддержки и защиты в сфере занятости населения и др. Рассмотрим на особенности трудоустройства различных групп молодежи на рынке труда, чтобы выявить наиболее уязвимые категории молодежи: А) Выпускники (16-17 лет): 1. Специального законодательства, регулирующего занятость этой группы молодежи, не существует, и только в контексте временной работы, а также на рынке труда были разработаны антикризисные программы. 2. Система профессиональной ориентации не распространяется на учащихся старших классов (есть отдельные центры для служб занятости), основанные на профессиональной ориентации, с их собственными источниками (семьей, друзьями, знакомыми), а также влиянием средств массовой информации. 3. Не пытайтесь работать на основе этой категории, на разных уровнях образования (среднее или высшее профессиональное). Б) Абитуриенты (в возрасте от 18 до 24 лет): 1. Специального законодательства, регулирующего трудоустройство этой группы молодежи, не существует, в 2014 году в рамках антикризисных мер была запущена «Программа стажировок» для выпускников учебных заведений. 2. Работодатели не заинтересованы в развитии практики и самих практикантах. 3. Самая молодая группа молодых людей на момент трудоустройства (прежде всего, выпускники учебных заведений). 4. Занятость является редкостью - нет гарантии занятости. Согласно исследованию, 43,8% респондентов работают по специальности в 2018 году, 24,88% не работают по специальности, но хотят найти работу, 24,75% - работают по специальности не работает и не хочет меняться, 7,29% респондентов работают по специальности, но предпочитают сменить профиль). По словам В.Н. Фомина, около 50% выпускников не трудоустроены по специальности [12, с. 62]. 5. Согласно исследованиям, до 2016 года молодежь искала работу в частном секторе экономики в результате оплаты труда (49 процентов в пользу работы в государственном секторе по сравнению с 26 процентами) [20,с.95]. 6. С конца 2016 года государственный сектор стал более привлекательным благодаря гарантиям занятости и более низкой заработной плате [38, с. 62]. С) Имеющих опыт работы (25-30 лет): 1. Не существует специального законодательства, регулирующего трудоустройство этой группы молодых людей, обеспечивающего безопасность занятости, снижающего дискриминационные аспекты. 2. Имеет понимание работы в молодежной среде, имеет определенный опыт работы, что снижает риск безработицы для данной категории. Таким образом, результаты анализа молодых людей (в возрасте 14-17 лет) можно обобщить следующим образом: Риск безработицы не так высок, как в настоящее время молодежь пытается получить образование, и в возрасте, установленной в системе среднего профессионального образования или в высшем образовании в месте замены. В то же время увеличение числа негосударственных высших учебных заведений позволило многим молодым людям получить высшее образование. Обратной стороной этого процесса является снижение качества образования и, как следствие, ухудшение «набора навыков» молодого специалиста. Молодежная категория в возрасте от 18 до 24 лет - это выпускники средних профессиональных учебных заведений, студенты высших учебных заведений, выпускники высших учебных заведений, а также молодое поколение профессиональной деятельности. Стажер находится в сфере образования, которая должна помочь молодым людям добиться более эффективного успеха. Но выпускники - самые слабые подгруппы молодых людей с высоким риском безработицы. При поисках первой работы для выпускников, имеющих высшее профессиональное образование. В большинстве случаев они вынуждены самостоятельно подбирать место приложения труда. Необходимо отметить, что в «Законе о занятости населения в Российской Федерации» стоит формулировка, охватывающая именно категорию граждан со «средним специальным образованием», то есть, подразумеваются, что выпускники высших учебных заведений проявят большую активность и самостоятельность в отношении трудоустройства [38]. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников, конечно, могут им содействовать в вопросах организации занятости и приема на работу, однако, членство в Профсоюзе есть далеко не у всех выпускников и учащихся ВУЗ-ов, к тому же данная организация не является слишком востребованной среди молодёжи. Фактически, прежде чем претендовать на своё место по специальности, данная категория граждан должна заново подтвердить свою квалификацию практикой, а не предъявлением полученных теоретических знаний. Отсюда становится весьма понятной современная тенденция иметь частичную занятость в процессе обучения: таким образом, будущие молодые специалисты приобретают опыт и страхуют себя для дальнейшего успешного трудоустройства. При этом работодатели выигрывают в выплате заработной платы сотруднику, ещё не являющемуся специалистом и нередко участвующему в проектах на добровольных началах. Например, по результатам мониторинга Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» чуть более трети студентов совмещают учёбу с работой (35%), эта усреднённая цифра, конечно, больше среди учащихся магистратуры (около 72%) [27]. Молодые люди стремятся трудоустроиться будучи студентом, в том числе, чтобы оплачивать своё обучение или повысить уровень жизни, если они занимают бюджетные места. Молодые люди в возрасте от 25 до 30 лет - это молодые люди с определенным опытом работы и навыками, которые могут снизить риск безработицы, поэтому эта категория молодых людей хорошо адаптирована к рабочему месту, как в психологическом, так и в профессиональном плане. Соответственно, давайте рассмотрим вопросы, которые в настоящее время обсуждаются в процессе трудоустройства молодежи: 1. Плохо развитая система занятости молодежи; 2. Государство не имеет гарантий занятости молодежи; 3. Работодатели не заинтересованы в трудоустройстве выпускников учебных заведений, развитии практики и прохождении практики для студентов колледжей и университетов; 4. Доля молодых людей без специализации высока, так как они не хотят получать статус безработного; 5. После кризиса в экономике самые молодые из молодежи - выпускники учебных заведений, а опыт работы - самая слабая группа. Таким образом, в России складывается уникальная ситуация. С одной стороны, люди рассматривают государство как юридическое лицо, регулирующее правила поведения на рынке труда. С другой стороны, доверие к государству как институту уменьшается. На практике это влияет на особенности неисполнения нормативных правовых актов, в том числе на рыночную модель как основу уникальности российского рынка труда. После реформ 90-х гг. XX в. роль государственного регулирования в российской экономике была сведена к минимуму, что привело к неравномерности экономического развития различных регионов страны, критической ситуации в стратегических отраслях отечественного производства, расслоению общества, инфляции и безработице [29, с. 51]. 1.2 Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере занятости молодёжи Государственная молодежная политика любой страны ориентирована на реализацию ряда функций, в том числе на эффективное трудоустройство. Основными задачами государства в сфере труда и занятости молодых специалистов является обеспечение условий для облегчения перехода молодежи от учебной деятельности к трудовой, содействие в трудоустройстве, создание программ профессиональной ориентации и организация служб занятости. Правовое регулирование отношений по содействию занятости населения осуществляется с помощью определенных источников, содержание которых регламентирует деятельность субъектов политики занятости и их взаимоотношения. Конституция Российской Федерации, являясь основным законом, который регулирует отношения в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы граждан РФ, провозглашает базовые права человека в сфере труда. Так, в РФ провозглашены право на труд; устанавливается минимальный размер оплаты труда, гарантированный государством. Это означает, что российское государство берет на себя обязанности создавать условия для занятости граждан, а также гарантировать им социальную защиту[1]. К источникам права относят общепризнанные нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Международные нормы, которые регулируют отношения в сфере содействия занятости, направлены на то, чтобы усовершенствовать систему социальной политики внутри государства, приблизить ее к европейским нормам. Международные принципы, регулирующие отношения в сфере занятости находят отражение в декларациях, хартиях и пактах, принятых международными организациями. Положения о защите от безработицы, в связи с осуществлением права на труд, развернуты и конкретизированы в актах МОТ. Такими актами являются Конвенции и Рекомендации МОТ. [2], [3]. «Конвенция № 122 МОТ «О политике в области занятости» 1964 г. и Конвенция № 168 МОТ «О содействии занятости» 1988 г., которые рассматривают содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости в качестве первоочередной задачи и неотъемлемой части экономической и социальной политики государства, к сожалению, нашим государством не ратифицированы» [2]. До начала 1991 г. в России единственным работодателем являлось государство, действовал принцип всеобщей занятости, закрепленный законодательно. Сфера занятости была лишена гибкости, так как каждому предприятию предписывался численный состав рабочих (причем и по возрастному признаку), уровень заработной платы. Работодатель был практически лишен возможности влиять на вопросы приема и увольнения работников. По оценкам специалистов, на большинстве предприятий имелся излишек рабочей силы, например, к началу 90-х от 10 до 20 млн. человек [4, с. 20]. Для молодых специалистов существовало несколько вариантов выхода на рынок труда: для выпускников школ или училищ бронировались рабочие места, администрации регламентировалось нанимать их на работу, выпускники других учебных заведений трудоустраивались с помощью системы распределения с обязательной отработкой в данной местности в течение нескольких лет. Реформы в области занятости населения в 1991 г. привели к ликвидации бронирования рабочих мест и системы распределения. Комплексным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере содействия занятости населения, в системе федерального законодательства является Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» [5]. Этот закон неоднократно изменялся и дополнялся федеральными законами. Закон «О занятости населения в РФ» является комплексным законодательным актом, он является одним из основных актов, который закрепляет основные понятия, права и обязанности граждан в сфере занятости, регламентирует основные направления и формы осуществления государственной политики в области содействия занятости населения. Статья 5 Государственная политика в области содействия занятости населения закона Российской Федерации «О занятости населения» говорит о том, что должны осуществляться различные мероприятия, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе и несовершенные (от 14 до 18 лет), граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые. В качестве гарантий в области трудоустройства для граждан, признанных безработными, государством предполагаются: социальная поддержка, бесплатная профессиональная ориентация, бесплатное медицинское освидетельствование (Ст. 12). Однако в дополнительных гарантиях интересующие нас категории не обозначены: в основном акцент ставится на квоты для трудоустройства инвалидов и защиту уволенных граждан (Ст.13). Статья 23 регламентирует профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование для граждан, признанных безработными. Здесь нет чётко выделенных групп, но, пожалуй, можно отнести к «гражданам, не имеющим квалификации» несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет. Тех, кому «невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации» - к гражданам от 18 до 20 лет, имеющим среднее профессиональное образование и ищущим работу впервые. То есть, в целом обе целевые группы охвачены данной программой. Приоритетное право прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования принадлежит безработным гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации, и выпускникам общеобразовательных организаций (ещё одна группа: ранее говорилось лишь о среднем профессиональном образовании). Правда, остаётся не вполне понятным, какие именно градации приоритетов предоставления услуг были заложены для этой группы по сравнению с другими из этого же списка: инвалидами, родителями детей-инвалидов, усыновителями, супругами военнослужащих и т.п. (Ст. 23) Не ясно, в какой очерёдности должны органы местной власти предлагать безработной молодёжи повысить свой образовательный уровень при одновременной подаче документов несколькими «приоритетными» группами граждан. Законом предусмотрена финансовая поддержка безработных граждан для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другой местности, однако, конкретные группы в законе не указаны (Ст. 23). Ещё одним видом услуг, который организовывает служба занятости, в частности для молодёжи, является организация общественных работ. (Ст. 24) Здесь подразумевается временная, но оплачиваемая, социально полезная деятельность. В целом это может быть неплохим шансом попробовать себя в чём-то новом на короткий срок, не сильно проиграв при этом в финансовом плане. Приоритетное право воспользоваться данной программой имеют безработные граждане, не получающие пособия по безработице, что как раз подходит по категорию обучающихся, для которых такой шанс – своеобразная «проба пера». Статьей 70 предусматривает, что испытательный срок не может быть установлен для «…лиц, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня» [5]. За государством сохранилась только функция содействия в трудоустройстве, зато полномочия руководителей организаций в вопросах найма и увольнения значительно расширились. Принятое в конце 1990 г. Постановление Совета Министров об отмене централизованного распределения молодых специалистов только усилило напряжение на рынке труда. С одной стороны, существовавшие правила имели ряд серьезных недостатков – излишки рабочей силы для работодателя, невозможность выбора места работы для выпускника, а с другой стороны, отмена системы распределения привела к росту безработицы и ограниченности трудоустройства для лиц, впервые выходящих на рынок труда. В этой ситуации работодатель отдавал предпочтение специалистам со стажем работы, так как переход к рыночной экономике требовал от него ужесточения требований к профессионализму работников. Выпускникам приходилось соглашаться на рабочие места, которые не требовали высокой квалификации или опыта работы. В такой ситуации рынок труда молодых специалистов сформировался с 1992 г. В настоящее время принимаются попытки со стороны государства разработать систему государственной помощи молодежи в вопросах трудоустройства [9]. Утвержденная в 2008 г. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусматривает реализацию социально-экономических мероприятий в области молодежной политики (раздел 9 Концепции), в том числе с помощью разработки и развития эффективных форм привлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, развитие программ молодежного предпринимательства и пр. Стратегия государственной молодежной политики нормативно закрепляет содействие обеспечению экономической самостоятельности в реализации их трудовых прав и обязанностей. Государство является регулятором на рынке труда, определяя правила взаимодействия основных участников рынка. Цель такого регулирования состоит в достижении оптимальных социально-экономических условий на рынке труда, рационального уровня занятости населения, соответствия профессионального уровня работника рабочему месту. Но существует позиция, согласно которой государство не должно вмешиваться в вопросы трудоустройства молодежи и доплачивать работодателю за то, чтобы он устроил на работу выпускника ВУЗа или ПТУ [34, с. 91]. 1.3 Реализация государственной политики в сфере занятости молодёжи в РФ. Выбор стратегических направлений государственной молодежной политики, в том числе и в области трудоустройства, должен быть основан только на результатах анализа и прогнозе средне- и долгосрочных тенденций развития социально-экономической, общественно-политической и социокультурной жизни России, выявленных на основании анализа официальных отчетов и документов. Кроме того, стратегия государственной молодежной политики должна учитывать и предвосхищать изменения, происходящие в сфере организации жизнедеятельности российского общества и государства. Важнейшее из грядущих изменений - переход к самоорганизации общества [6].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg