Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Условно - досрочное освобождение от наказания

kisssaaa0721 1750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.10.2021
Актуальными остаются вопросы законодательной регламентации материального основания условно-досрочного освобождения, а также последующей социальной адаптации освобожденных лиц. Возникают проблемы с определением конкретного специализированного органа, осуществляющего контроль за поведением указанных лиц. Предусмотренные законом меры контроля и социальной адаптации лиц, условно-досрочно освобожденных, малоэффективны и нуждаются в реформировании. Возникла потребность в разработке точных, взвешенных технологий, нейтрализующих указанную проблему, реализации комплексной программы мер (как срочных, так и рассчитанных на перспективу) по различным блокам уголовного судопроизводства и исполнения наказания. Различные проблемы института условно-досрочного освобождения изучались в России еще на рубеже XIX–XX вв. Так, большинство отечественных ученых положительно относилось к существующей в законе возможности досрочного освобождения исправившихся преступников. О полезности института досрочного освобождения высказывались такие видные правоведы, как П.Д. Калмыков, А.Ф. Кистяковский, И.М. Малиновский, А.А. Пионтковский, С.В. Познышев, И.Я. Фойницкий и др. В более поздний период проблемы условно-досрочного освобождения в различных аспектах рассматривали Н.А. Беляев, Э.Т. Борисов, А.И. Васильев, Г.В. Дровосеков, Н.Д. Дурманов, Ю.Н. Емельянов, С.И. Зельдов, Л.В. Иногамова, В.Е. Квашис, В.М. Ленский, А.С Михлин, А.М. Носенко, Л.Е. Орел, А.А. Ряби-нин, СН. Сабанин, Р.А. Сабитов, В.В. Скибицкий, В.В. Смышляев, Н.А. Стручков, К.М. Тищенко, Ю.М. Ткачевский, А.Н. Трайнин, А.Л. Цветинович, Е.Г. Ширвиндт, И.В. Шмаров и др. Работы указанных авторов имеют, безусловно, важное теоретическое и практическое значение, но вместе с тем они не исчерпывают всех проблем реализации условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Необходимость специального изучения вопросов эффективности рассматриваемого института обусловливается и тем, что его законодательная регламентация в ГК РФ подверглась значительным изменениям и дополнениям. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе применения к осужденным, отбывающим содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, норм об условно-досрочном освобождении от отбывания уголовного наказания. Предмет исследования составляют исторические аспекты возникновения и развития института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, регулирующие данный институт, и практика его использования в настоящее время. Целью работы является исследование условно-досрочного освобождения от отбывания наказания как одной из отраслей института освобождения от уголовного наказания, основанием для появления которого стал принцип гуманизма. Принцип гуманизма неразрывно связан с принципом справедливости. В широком смысле гуманизм можно понимать как обеспечение гуманистических устоев, защиту прав и свобод человека и гражданина в обществе и государстве. В узком смысле - это гуманное отношение к преступникам, которое выражается прежде всего в закрепленном уголовно-исполнительным законодательством требовании строгого соблюдения гарантий защиты от пыток, насилия или другого жестоко обращения с осужденными. В соответствии с ч.2 ст.7 УК РФ: «Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или уничтожение человеческого достоинства». Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. Порядок применения к осужденным, например, физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия детально регламентирован в законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Но все же помимо всего прочего принцип гуманизма заключается прежде всего в признании ценности каждого человека и его жизни. В честности, принцип гуманизма выражается в том, что уголовная мера, влекущая существенное ущемление прав лица, совершившего преступление, преследует единственную цель - оградить интересы других правопослушных граждан от преступного посягательства. Более того, к виновному лицу должна быть применена минимально необходимая мера наказания. С этих позиций следует признать гуманным положение, согласно которому малозначительное деяние не влечет за собой уголовной ответственности. Гуманизм уголовно-исполнительного права имеет двоякий смысл: необходимо, с одной стороны, охранять общество от преступных посягательств и в связи с этим стремиться к достижению целей частной и общей превенции, с другой - осуществлять принудительную ресоциализацию преступника. С учетом этого обстоятельства, определяя правовое положение осужденных уголовно-исполнительный закон гласит: «Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний». Данная работа направлена на детальное и глубокое изучение института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Условно-досрочное освобождение представляет собой предусмотренное законом право освобождения от дальнейшего отбывания наказания осужденным, уже отбывшим часть назначенного судом наказания. В работе также будут затронуты такие вопросы как: основания для условно-досрочного освобождения и его отмены, порядок условно-досрочного освобождения. Необходимое внимание будет уделено социальной адаптации и поддержки освобожденных осужденных, будут затронуты проблемы рецидивной преступности. Необходимыми источниками для написания данной работы явились прежде всего: Конституция РФ, УК РФ, УИК РФ, УПК РФ и другие нормативно-правовые акты и законы, позволяющие регламентировать основные положения данной работы в соответствии с законом РФ. Для более детального и глубокого научного подхода были использованы авторские источники, такие как: Учебное пособи по уголовному праву под редакцией С.Г.Ласточкиной и Н.Н.Хохловой; Уголовное право России под редакцией А.Н.Игнатова, Ю.А.Красикова; Российское уголовное право под редакцией А.И.Рарога; также различные комментарии и многое другое. Также использовались различные материалы судебной практики. Для научного исследования и широкого обзора данной темы использовались также периодические издания: «Российская газета», пенитенциарный журнал «Преступление и наказание», журнал «Ведомости уголовно-исполнительной системы» и др., а также необходимым источником явилась сеть Интернет. Институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания имеет важное значение для перевоспитания осужденных, сокращения случаев совершения повторных преступлений, способствует достижению целей наказания и тем самым содействует борьбе с преступностью. Уголовное наказание - это не лучшее средство разрешения социальных проблем, поэтому государство исходит из объективно существующей тенденции экономии применения уголовно-правового принуждения к своим гражданам. Введение разнообразных оснований освобождения от наказания является проявлением указанной тенденции, и как следствие является свидетельством реализации принципа гуманизма в уголовном праве, уголовной политике, законодательстве и правоприменении. Значение института условно-досрочного освобождения от наказания определяется тем, что его наличие стимулирует исправление осужденных, а также дает возможность не применять наказание в тех случаях, когда необходимость в достижении стоящих перед ним целей отсутствует. Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач: - рассмотреть исторический аспект условно-досрочного освобождения от отбывания наказания;- выявить основные предпосылки возникновения и закономерностей развития института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания; - определить содержание понятий «условно-досрочное освобождение» и его «эффективность» с философских и правовых позиций; - установить юридическую природу института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания; - раскрыть основания условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и его отмены; Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к рассмотрению теоретических и практических позиций реализации института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Полученные результаты, теоретические выводы и предложения, сформулированные в работе, могут быть использованы при проведении дальнейших исследований в сфере правового регулирования основ и практики применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, а также изучения других, связанных с этим институтом проблем. Практическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в законотворческой деятельности по совершенствованию уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, практической деятельности подразделений уголовно-исполнительной системы,органов МВД РФ.?
Введение

Актуальность темы исследования. Установление в законе и реализация на практике оснований для освобождения от отбывания наказания составляют одну из принципиальных проблем уголовной политики, поскольку дифференциация уголовной ответственности предполагает не только усиление кары по мере увеличения общественной опасности или рецидива преступлений, но и смягчение или полное освобождение от нее в зависимости от достижения целей наказания. Действующее уголовное законодательство сочетает в себе жесткость наказания в отношении лиц, обладающих повышенной общественной опасностью, совершивших преступные деяния, и в то же время регламентирует разнообразные меры смягчения ответственности и освобождения от дальнейшего отбывания наказания осужденных, когда их исправление достигается до истечения установленного приговором суда срока уголовного наказания. Актуальным является не только применение кары, но и выделение из общего числа осужденных лиц, которые осознали пагубность преступного поведения и не нуждаются в полном отбытии назначенного судом наказания, а их дальнейшее исправление возможно без изоляции от общества. Гуманным целям борьбы с преступностью и исправлению правонарушителей соответствуют гуманные средства. В их арсенале важное место занимает уголовно-правовой институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (УДО). Этот институт, диалектически сочетая метод убеждения и принуждения, выражает гуманность и социально-политическую рациональность как принципы организации социальной системы воздействия на преступность в развитом гражданском обществе.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Понятие условно-досрочного освобождения и его основания 9 1.1Исторический аспект условно-досрочного освобождения 9 1.2 Условно-досрочное освобождение как вид освобождения от наказания 21 1.3 Сущность условно-досрочного освобождения от наказания и основания для условно-досрочного освобождения 23 1.4 Основания для отмены условно-досрочного освобождения 27 1.5 Проблемы в законодательстве об условно-досрочном освобождении 30 Глава 2. Порядок условно-досрочного освобождения. социальная адаптация условно-досрочно освобожденных 37 2.1 Порядок обращения с ходатайством об освобождении от отбывания наказания 37 2.2 Порядок освобождения осужденных и обязанности администрации в трудовом и бытовом устройстве освобожденного 40 2.3 Оказание помощи освобождаемым осужденным и контроль за ними 45 2.4 Социальная поддержка как средство предотвращения рецидивной преступности 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Список литературы

I.Список нормативных актов 1. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. // Международная защита прав и свобод человека. М., 1990. 2. .Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. // Международная защита прав и свобод человека. М., 1990. 3. . Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021) 4. .Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 05.04.2021) 5. . Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.04.2021) 6. . Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (ред. от 05.04.2021) 7. . Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 31.07.2020) 8. .Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №161 «О приведении Уголовно-процессуального кодекса РФ и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом №162. (ред. от 03.06.2016) 9. .Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №162 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ». 10. .Федеральный конституционный закон от 31.12.96 №1-ФКЗ «О судебной системе РФ». М., 2008. 11. .Федеральный закон от 18.12.202 №177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ» / Собрание законодательства РФ, 2001, №52. Ст.4924. 12. .Федеральный закон от 29.05.2002 №58-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УПК РФ» // «Российская газета» от 1 июня 2002 г. 13. .Федеральный закон от 09.03.2001 г. №25 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс» / «Российская газета» 14.03.2001. 14. .Постановление Правительства РФ от 30 октября 2008 г. №1254 «Вопросы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ». 15. .Приказ Министерства юстиции РФ и Министерства образования РФ от 9 февраля 2009 г. №31/321 «Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах». 16. .Указ Президента РФ от 8 октября 1997 г. №1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД РФ». 17. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // СЗ РФ. - 1996 - № 25. - Ст. 2954. 18. Конституция РФ // Российская газета, № 237 от 25.12.1993. II.Учебники и специальная литература 19. .Беляев В.Г. Применение уголовного закона: Учебное пособие. - Волгоград, 2008. 20. .Бытко Ю.И. Преступление и преступность: Лекция. Саратов: Сарат.гос.академия права, 2009. 21. .Бытко Ю.И. Учение о рецидиве преступлений в российском уголовном праве: История и современность. Саратов, 2008. 22. .Власов В.И., Гончаров Н.Ф. Уголовные наказания в России: История законодательства и практики его применения. - Домодево, 2008. 23. .Горобцов В.И. Предмет уголовно-исполнительного права: эволюция, современное состояние, перспективы. Красноярск, 2008 24. .Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право. Учебник для вузов. М., 2007. 25. .Игнатов А.Н., Красиков Ю.А. Уголовное право России - в 2-х томах. - М., 2007. 26. .Информационно-аналитический журнал «Ведомости уголовно-исполнительной системы» №3, 2002. 27. .Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу РФ / Под ред. С.В.Степашина. М., 2009. 28. .Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу РФ и Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. М., 2008. 29. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под общ.ред. Радченко В.И., Михлина А.С. - М.: Спарк, 2001. 30. .Комментарий к Уголовному кодексу Ф / Под общ.ред. Скуратова Ю.И., Лебедева В.М. - М.: Издательская группа ИНФРА. М., Норма, 2002. 31. .Косякова Н.С. Неотвратимость ответственности: Уголовно-правовой аспект. Смоленск, 2009. 32. .Кропачев Н.М., Прохоров В.С. Механизм уголовно-правового регулирования: Уголовная ответственность: Учебное пособие. Сиб., 2007. 33. .Кудрявцев В.Н., Тихомиров Ю.А. и др. Законность в РФ. М.: Спарк, 2008. 34. .Ласточкина С.Г., Хохлова Н.Н. Уголовное право в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2003. 35. .Медведева А.М. Пределы действия уголовного кодекса РФ: Практическое пособие. М.: Юридическая литература, 2008. 36. Международная защита прав и свобод человека. М., 1990. 37. .Милюков С.Ф. Российская система наказаний. Сиб., 2008. 38. .Милюков С.Ф. Российское уголовное законодательство: Опыт критического анализа: Монография. Сиб., 2007. 39. .Назаренко Г.В. Уголовное законодательство России: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по юридическим специальностям. М.: Ось-89, 2009. 40. .Нечепуренко Г.В. Неотвратимость наказания как принцип уголовного права. - Омск: Омск.юрид.ин-т МВД России, 1996. 41. .Павлов В.Г. Субъект преступления в уголовном праве: Историко-правовое исследование М., Сиб.: Герда, 2009. 42. .Пенитенциарный журнал «Преступление и наказание» №1, 2005. 43. .Попов А.Н. Уголовный закон и его обратная сила. Сиб. - 2008. 44. .Проблемы наказания по законодательству России и зарубежных стран: Материалы Межвузовых международ. конференц. / Под ред. Волкова Б.С. и Козочкина И.Д. М.: Изд-во Рос. института дружбы народов, 2009. 45. .Проблемы применения нового уголовного законодательства: Сб. науч. тр. Уфа: Уфим.юрид.ин-т МВД РФ, 2009. 46. .Проблемы уголовной ответственности наказания: Сб.науч.тр. / Ряз.ин-т права и экономики Минюста РФ, 2007. 47. .Прохоров Л.А., Прохорова М.Л.Уголовное право. - М.: Юристъ, 2009. 48. .Российское уголовное право. В 2-х томах / Под ред. проф. Рарога А.И. - М.: Профобразование, 2001. 49. .Сапрунов А.Г. Механизм реализации профилактической функции наказания: Учеб. пособие. М., 2008. 50. .Становский М.Н. Назначение наказания. Сиб.: Юрид.центр пресс, 2009. 51. .Тихонов А.А. Освобождение от отбытия наказания в виде лишения свободы: правовые и организационные основы. М., 1994. 52. .Трубников В.М. Механизм социальной адаптации освобожденных от наказания. Киев, 1990. 53. .Трунцевский Ю.В. Нормы международного права как источник Российского уголовного права: Учеб. пособие. Рязань, 2008. 54. .Уголовно-исполнительное право. Учебник и основные нормативные правовые акты / Под ред. О.Ф.Филимонова. М., 2007. 55. .Уголовное право России: Особенная часть / Отв.ред. Здравомыслов. - М., 1996. 56. .Уголовное право России / Под ред. Беляева Н.А. - Сиб., 1995. 57. .Уголовное право: Учебник / Под ред. Гаухмана Л.Д. и др. - М., 2009. 58. .Уголовное право: Вопросы и ответы / Под ред. Михлина А.С. - М.: Юриспруденция, 2007. 59. .Уголовный процесс. Учебник / Под ред. В.П.Ботьева. М.: Спарк, 2002. 60. .Филимонов О.В. Посткриминальный контроль. Томск, 1991. 61. .Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда РФ по уголовным делам / Под общ.ред. Лебедева В.М. и Топорина Б.Н. - М.: Юрист, 2009. 62. .Постановление Пленума Верховного суда СССР №9 от 19 октября 1971 г. «О судебной практике условно-досрочного освобождения осужденных от наказания» // Сборник постановлений пленумов по уголовным делам. С.64. 63. .Постановление Пленума Верховного Суда РФ №1 от 29 апреля 1996 г. «О судебном приговоре» БВС РФ, 1996. №7. С.27. 64. .Постановление Пленума Верховного Суда РФ №40 от 11 июня 2009 «О практике назначения судами уголовного наказания» БВС РФ, №8. С.1. 65. Постановление Конституционного Суда №16-П от 26.11.2002. «О внесении изменений и дополнений в порядок обращения с ходатайством об условно-досрочном освобождении». 66. .Судебная практика к Уголовному кодексу РФ / Сост. Бородин С.В., Трусова А.И. // Под общ.ред. Лебедева В.М. - М.: СПАРК, 2001. 67. Евтушенко И.И. Условно-досрочное освобождение осужденных к лишению свободы и их ресоциализация. - Волгоград, 2005. - С. 22. 68. Магомедов А.А. Проблема ответственности в истории уголовного права России // Правоведение. - 1996 - № 1. - С. 76-81. 69. Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Ответственность по советскому законодательству. - М., 1991. - С. 69. 70. Кругликов Л.Л., Васильевский А.В. Дифференциация уголовной ответственности. - СПб., 2003. - С. 34
Отрывок из работы

Глава 1. Понятие условно-досрочного освобождения и его основания 1.1 Исторический аспект условно-досрочного освобождения Институт условно-досрочного освобождения прошел сложный и противоречивый путь развития в истории права России. Его история начинается с массового применения наказания в виде лишения свободы и становления идеи исправления преступников. В зависимости от развития государственности Руси наказание носило характер либо устрашающий и компенсационный (по Русской Правде), либо сугубо карательный. Анализ краткой редакции Русской Правды позволяет говорить о зарождении различных условий отбытия наказаний. С углублением процесса феодализации Древнерусского государства и усилением роли княжеского суда появилась возможность заменить реальное исполнение наказания выкупом кунами при посредничестве князя. Основной мерой наказания, по Русской Правде, был штраф в пользу государства (князя). Позже, в ст. 65 пространной редакции Русской Правды появляется отмена убийства холопа, что, по мнению проф. А. А. Зилина, «можно рассматривать как частичную амнистию холопам, участвовавшим в движении 1068 – 1071 гг.». Приведенные факты еще не говорят о возникновении в Древней Руси условно-досрочного освобождения, но, бесспорно, свидетельствуют о гибкости законодательства. По мнению В. А. Рогова, более мягкий характер русского уголовного права в сравнении с западноевропейским был основан на признании ценности личности. По отношению к обычной преступности (но не профессиональной) признавалась возможность изменения самого преступника и обращения его к государственно-национальной пользе – в таких случаях не применялась смертная казнь. Профессиональная преступная деятельность признавалась несовместимой с исправлением, хотя наряду с лишением жизни достаточно часто применялись массовые амнистии к «лихим людям». Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закрепощению крестьян. В борьбе с сопротивлением народных масс главной для господствующей элиты стала цель устрашения. Закон стремился к тому, чтобы наказания устрашали не только самого преступника, но и других людей. Изменилась система наказаний, было законодательно закреплено лишение свободы, членовредительство и смертная казнь. До начала XVI в. тюремной организации не существовало, и поэтому исполнение наказания в виде лишения свободы не имело достаточной юридической регламентации. В подвалах и подземельях политические преступники содержались без срока. В 20–40 гг. XVI в. в связи с преступностью «лихих людей» и земскими губными реформами начинает складываться тюремная система. Лишению свободы подвергались лица за общеуголовные преступления. В узких кельях и «без всякого утешения» зарождался режим заключения, направленный на принудительное изменение духовного облика осужденного[67] . При преемниках царя Ивана Грозного в конце XVI–XVII вв. участились политические и общеуголовные амнистии, проводимые под влиянием церкви и преследовавшие цель – повлиять на духовный мир осужденных либеральными способами. С религиозными идеалами и сакральной теорией права связано распространение кратких сроков лишения свободы и целенаправленный характер воздействия на личность преступника. С отделением церкви от государства во второй половине XVII в. произошел разрыв с духовно-религиозным основанием уголовного права, и право потеряло основополагающую базу. Это повлияло на запоздалый характер буржуазных преобразований в тюремной системе – реформы тюрем произошли только в XIX веке. В середине XVI–XVII вв. уголовная практика и репрессии опричнины Ивана Грозного положили начало принципиальным изменениям в развитии уголовного права. Отменен принцип устойчивости уголовных наказаний, появились несвойственные Руси массовые казни. После принятия Судебника 1550 г. наказания и процесс их исполнения приобрели еще более суровый характер, направленный на содержание народа в страхе. Превентивное и воспитательное воздействия связывались с публично позорящим характером исполнения наказаний. Такая тенденция развития русского уголовного права получила свое развитие в Соборном Уложении 1649 г. В нем разрабатывались все отрасли права, в частности уголовное и процессуальное, существенно изменилась система преступлений, дифференцировалась система наказаний. Создание Соборного Уложения в 1649 г. было вызвано обострением внутриполитических противоречий, переходом государства от сословно-представительной монархии к абсолютизму. С принятием Соборного Уложения лишение свободы приобретает особое значение в карательной системе государства. Широкое применение этой меры наказания позволило обратить внимание на возможность использования рабочей силы преступников в интересах государства и государя. В ст. 9 гл. XXI Соборного Уложения 1649 г. мы находим некоторое сходство с условно-досрочным освобождением и обязательным привлечением к труду: «И посадите его в тюрьму на 2 года, и из тюрьмы выймая его, посылать в кандалах работать… А как он два года в тюрьме отсидит, и его послать в Украинские города, где государь укажет и велеть ему в Украинских городах быти…». Однако подобные работы в кандалах не были поощрением и не вели к сокращению срока. С изданием Артикула Воинского 1715 г. начался новый этап применения лишения свободы и порядка его исполнения. Широкое распространение получило использование труда осужденных на галерах, каторге, строительстве и др. государственных работах. Несмотря на прогрессивную разработанность многих институтов уголовного права, в Артикуле Воинском отсутствовали нормы об условно-досрочном освобождении осужденных к лишению свободы, т. к. оно никак не согласовалось с основным принципом уголовных наказаний того времени – покарать так, «дабы через то другим страх подать и оных от таких непристойностей удержать». В постпетровский период крупных уголовных законов не издавалось. Чаще уголовные нормы содержались в каких-то более широких актах. Уголовная политика на протяжении данного периода времени отличалась неровностью. Годы относительного либерализма сменялись годами террора, порой без особых социальных оснований. Но некоторые черты гуманности пенитенциарные политика и право приобрели с приходом к власти Екатерины II. В XIX столетии реформирование уголовно-исполнительного права продолжилось. В 1775 г. принимается «Учреждение об управлении губерниями», содержащее нормы относительно лишения свободы. Им вводились не только смирительные дома, но и работные, предполагалось усилить душевное и религиозное воспитание. Это было значительным прорывом в тюремной политике России в сторону утверждения идеи нравственного исправления и воспитания преступников, в т. ч. и через труд. Разработанное им «Положение о тюрьмах» 1788 г. было проектом тюремной реформы, основанным на критике состояния тюрем в разных странах. Проект предусматривал разделение заключенных по полу и строительство отдельных тюремных зданий для мужчин и женщин, разобщение подследственных и осужденных, создание особых тюрем для различных категорий осужденных вплоть до устройства особых тюрем для приговоренных к смертной казни, для содержания их перед казнью. Вопросы о дисциплинарных взысканиях обходились полным молчанием, кроме права тюремщика перевести арестанта в «темную тюрьму замка». Проект реформы российских тюрем Д. Говарда не мог быть реализован в то время: власть не была готова пойти на такие серьезные преобразования. Реформа умерла, так и не успев начаться также и по финансовым причинам, несмотря на желание Екатерины II. Экономика страны просто была не в состоянии понести такие значительные расходы. Законодательство первой четверти XIX в. не поднималось до уровня понимания тюремного дела как общеимперского. В кругах аристократии стало модно учреждать различные религиозные кружки, иногда мистического характера. Здесь особое место занимали не политические идеи, а задачи нравственного самоусовершенствования. Благотворительность теперь являлась общим делом, одной из форм общественной деятельности. Под этим углом и следует рассматривать создание в 1819 г. «Попечительного о тюрьмах общества». В 1831 г. на основе устава общества была создана Тюремная инструкция, регламентировавшая исполнение лишения свободы. Именно с появлением «Попечительного о тюрьмах общества» начинается история института условно-досрочного освобождения. В России досрочное освобождение, основанное на исправлении осужденных, появилось гораздо ранее, нежели указывали до этого многие авторы, т. к. при непосредственном участии членов «Попечительного о тюрьмах общества» исправившиеся осужденные освобождались досрочно. Общество состояло под покровительством императора и было тесно связано с правительственными кругами. Это придавало ему статус почти государственного учреждения и соответствующую свободу действий. Открытие и деятельность «Попечительного о тюрьмах общества» означало новое направление в тюремной политике и имело огромное значение для России. Нововведения выражались не только в религиозной направленности активности заключенных, вместе с тем пытались улучшить положение арестантов, установить тюремную дисциплину и режим. Во второй четверти XIX века правительство делало попытки установить тюремное законодательство и первым среди законов, касающихся отбывания лишения свободы, явился «Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных» 1832 г. Переизданный в 1842 г., он включал три новых закона: первый 1839 г., касался использования исправительного заведения в Петербурге; второй был о петербургском работном доме; третий – «Устав об арестантских домах», где подробно регламентировались требования режима поведения, питания, труда и отдыха осужденных. С составлением в 1845 г. нового Уложения о наказаниях уголовных и исправительных правительство пришло к мысли о необходимости постановки вопроса о тюремной реформе в России. Устав о содержащихся под стражею в 1857 г. был дополнен новым разделом, с включением в него «Устава общества попечительного о тюрьмах». Теперь деятельность общества получила законодательную регламентацию, а условно-досрочное освобождение – правовую форму. Дальнейшее развитие идея о морально-нравственном исправлении преступников в духе демократии и гуманизма получила в Уголовном Уложении 1903 г., тюремных инструкциях и др. законах. С целью стимулировать правопослушное поведение осужденных, отбывающих наказание, связанное с лишением свободы, законом «Об условно-досрочном освобождении» от 2 июля 1909 г. было регламентировано условное досрочное освобождение. Закон содержал нормы материального и процессуального права и вносил изменения в пять основополагающих законодательных актов: Уложение о наказаниях, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, Уголовное уложение 1903 г., Устав уголовного судопроизводства и Устав о содержащихся под стражей. Основные требования условно-досрочного освобождения были названы в Уставе о содержащихся под стражей. Вслед за названными изменениями законодательства и первыми шагами по пути апробирования нового института уголовно права, министром юстиции А. Хвостовым в 1915 г. была утверждена Общая тюремная инструкция, где, в частности, указывалось: «Лишение свободы, препятствуя продолжению их преступной деятельности, преследует цель не только наказания, но и исправления, искоренения дурных наклонностей и привычек, а также подготовки к честной трудовой жизни на свободе». Так зародилась идея не просто исправления преступника, но и его ресоциализации, то есть подготовки к жизни после освобождения. Однако до претворения этой идеи в практику исправительных учреждений пройдет еще не один десяток лет. Уголовное законодательство продолжало следовать идее европейских демократов XVIII–XIX вв. о неизбежности наказания за совершенное деяние как самом действенном средстве предупреждения новых преступлений и стимулирования правопослушного поведения. Теоретические исследования того времени в области тюремной политики России имели целью разработку и внедрение новых средств, форм и методов воздействия на осужденных и не сводились исключительно к покаранию. Новый этап в реформе исполнения наказаний начался после Февральской революции 1917 г. Временное правительство приступило к выработке новой концепции наказания. В приказе Главного тюремного управления № 1 от 8 марта 1917 г. главной задачей наказания было названо перевоспитание человека, совершившего преступление. Именно с задачами и целями наказания тесным образом соотносится условно-досрочное освобождение, во-первых, потому что служит стимулом к исправлению преступников, а во-вторых, именно с достижением целей наказания и связано его применение, когда осужденный исправился, раскаялся, и нет нужды подвергать его дальнейшему наказанию[68] . Кроме того, Временное правительство поднимает проблему бытового устройства освобожденных из мест лишения свободы. В приказе Главного тюремного управления № 3 от 18 марта 1917 г. подчеркивалось: «Как бы ни было правильно поставлено тюремное воспитание, оно само по себе не может надлежащим образом выполнить своей задачи, если не будет принято никаких мер попечения о дальнейшей судьбе лиц, отбывших наказание. Освобожденный из тюрьмы, оказавшийся в таких условиях жизни, к которым он не приспособлен, может сразу же опуститься и погибнуть, если ему не будет оказана своевременная поддержка в той или иной форме». Позднее институт условно-досрочного освобождения был регламентирован в Декрете Всесоюзного центрального исполнительного комитета ВЦИК) о суде № 2 от 7 марта 1918 г., ст. 32 которого предоставляла возможность всем осужденным просить народный суд об условном или досрочном освобождении. В нем еще отсутствуют основания освобождения, не названы категории лиц, которым оно может быть предоставлено, не определен порядок его применения. Таким образом, при сохранении идеи условно-досрочного освобождения, правовая разработка данного института советской властью началась заново. Дальнейшее развитие идея условно-досрочного освобождения получила во Временной инструкции от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового», в Постановлении Чрезвычайного VI Всероссийского съезда Советов от 6 ноября 1918 г. «Об освобождении некоторых категорий заключенных», в Инструкции от 25 ноября 1918 г. «О досрочном освобождении». В 20-е годы в соответствии с ленинским положением о замене тюрем воспитательными учреждениями в самые сжатые сроки создавалась принципиально новая система исправительных учреждений, отвечающая целям новой советской исправительно-трудовой политики. Основные положения этой политики были закреплены в Программе РКП (б), принятой восьмым съездом партии в марте 1919 года. Для развития положений Программы затем был принят ряд декретов и постановлений Совета Народных Комиссаров (СНК). Так, декрет от 18 июля 1919 г. «Об учреждении распределительных комиссий при карательных отделах губернских и областных отделах юстиции» возлагал на них обязанности по проведению всестороннего изучения личности и определению программы индивидуального воздействия на нее. В документе закреплялась цель деятельности исправительных учреждений – «исправление и перевоспитание заключенных». Особое значение для теории и практики исправления заключенных имел декрет СНК от 21 марта 1921 г. «О лишении свободы и порядке условно-досрочного освобождения». Он приобрел принципиальное значение в деле становления прогрессивной системы отбывания наказания, заключавшейся в переводе заключенных от более строгих форм изоляции к менее строгим с последующим досрочным освобождением от наказания, что стимулировало процесс исправления преступников. Условно-досрочное освобождение предусматривалось как полное освобождение от отбывания наказания в виде лишения свободы и принудительных работ, либо переводе на принудительные работы без содержания под стражей на весь оставшийся срок или часть его. Условно-досрочное освобождение распространялось на всех заключенных, независимо от характера совершенного преступления и наличия рецидива, при условии правопослушного поведения и фактическом отбытии половины срока наказания, назначенного приговором суда. Правопослушное поведение заключалось в соблюдении правил поведения в исправительно-трудовом учреждении, в стремлении к труду и обучению. Гуманное отношение к преступникам нашло свое отражение и в УК РСФСР 1922 г. Создавалась Наблюдательная Комиссия, призванная контролировать отбывание наказания и применение досрочного освобождения. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. в ст. 52 устанавливал: «К отбывающим наказание в виде лишения свободы или принудительных работ, обнаружившим исправление, может быть применено условно-досрочное освобождение». С изданием ИТК РСФСР 1924 г., передавшего право применения условно-досрочного освобождения Распределительным комиссиям, начался рост числа рассмотренных дел о досрочном освобождении. С принятием Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 26 марта 1928 г. «О карательной политике и состоянии мест заключения» появилась тенденция к усилению суровости наказаний, ограничению применения зачетов рабочих дней по классовому принципу. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 26 февраля 1928 г. применение досрочного освобождения в отношении осужденных за государственные преступления фактически прекращено, а 30 октября 1929 г. Постановлением ВЦИК и СНК «Об изменении ст. ст. 12 и 50 УК и ст. ст. 47 и 174 ИТК» ликвидированы прогрессивная система отбывания лишения свободы и Распределительные комиссии. Принятый в 1933 г. ИТК РСФСР подробно регламентировал исполнение наказания в виде лишения свободы, и с учетом сложившейся практики условно-досрочное освобождение стало применяться по отбытии не менее половины срока назначенной меры социальной защиты, включая и освобождение по зачетам рабочих дней. С конца 30-х по начало 50-х гг. в связи с установлением в стране тоталитарного политического режима и культа личности И. Сталина кодексы фактически перестали действовать, законодательная регламентация исполнения наказания вытеснилась ведомственными актами, а судебная власть подменилась Особым Совещанием. Это время ознаменовалось массовыми политическими процессами и репрессиями. Практика применения условно-досрочного освобождения постепенно начала сокращаться, и в целях максимального использования рабочей силы заключенных на строительстве и производстве. Приказом НКВД СССР от 15 июня 1939 г. «Об отмене практики зачета рабочих дней и условно-досрочного освобождения» система досрочного освобождения заключенных была отменена. Начало Великой Отечественной войны заставило в интересах производства опять ввести зачеты рабочих дней (но не применять их к «политическим» осужденным). Однако, как только положение на фронтах изменилось в пользу Советского Союза, режим вновь ужесточился, все зачеты были отменены и восстановлены лишь в 1952 г. для осужденных за общеуголовные преступления. Со смертью И. Сталина и с изменением политического климата в стране институт условно-досрочного освобождения был восстановлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1954 г. «О введении условно-досрочного освобождения из мест заключения». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1954 г «О порядке досрочного освобождения от наказания осужденных за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет» впервые законодательно урегулирован порядок досрочного освобождения от отбывания наказания несовершеннолетних[69] . С конца 50-х гг. в СССР и за рубежом проводились активные научные исследования путей повышения эффективности воспитательного воздействия условно-досрочного освобождения, поиск новых средств стимулирования законопослушного поведения осужденных не только во время отбывания наказания, но и после освобождения из мест лишения свободы. В этой связи на уровне общесоюзного законодательства 25 декабря 1959 г. принимаются Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, а вслед за ними принимаются Уголовные кодексы республик. Ст. 44 Основ (ст. 53 УК РСФСР) устанавливала возможность условно-досрочного освобождения или замены наказания более мягким при отбытии 1/2 назначенного срока наказания, а для лиц, осужденных за особо опасные государственные и другие тяжкие преступления, – по отбытии 2/3 назначенного срока наказания. Условно-досрочное освобождение применялось к лицам, доказавшим примерным поведением и честным отношением к труду свое исправление. В последующие десятилетия вплоть до 1991 г. государство постепенно вводило все новые ограничения в применении условно-досрочного освобождения для ряда категорий осужденных практически до уровня 1962–1969 гг. Принятый в 1970 г. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР подробно регламентировал исполнение наказания в виде лишения свободы, в т.ч. и вопросы досрочного освобождения осужденных и еще в большей степени, чем ранее действовавшее законодательство, определял ресоциализационные меры по отношению к бывшим «сидельцам». Формирование уголовно-исполнительной политики и права в период 1991–1996 гг. было отмечено коренными преобразованиями в экономическом, общественном и государственном строе России. Требования развития демократии, защиты прав и свобод человека и гражданина, проявления гуманизма в отношении правонарушителей явились определяющими факторами изменений уголовного и уголовно-исполнительного законодательства России. Российское уголовное законодательство впитало в себя в некоторой степени и идеи теории социальной защиты, сформированной в кон. XIX - нач. XX вв. В 60-х годах XX столетия французским ученым-криминологом М. Анселем была разработана теория Новой социальной защиты. 2 июля 1991 г. были приняты Основы уголовного законодательства СССР и Республик, ст. 51 которых была взята из проекта Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Таким образом, к лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, исправительных работ, направления в дисциплинарный батальон или ограничения по службе, судом могло быть применено условно-досрочное освобождение или замена неотбытой части наказания более мягким при условии примерного поведения и добросовестного отношения к труду, обучению. Законом РФ от 18 февраля 1993 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР и Закон “О милиции”» отменено условно-досрочное освобождение с обязательным привлечением к труду, а также ссылка, высылка. Условно-досрочное освобождение могло быть применено к осужденным за любые преступления, независимо от наличия или отсутствия рецидива[70] . Дальнейшая работа по реформированию уголовного и уголовно-исполнительного законодательства шла на основе Конституции РФ от 12 декабря 1993 г[18] . Принятый в 1996 г. Уголовный кодекс России[17] в ст. 79 закрепил институт условно-досрочного освобождения. Но с принятием Уголовного кодекса РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ работа над новым уголовно-исполнительным законодательством современной России не завершилась. Институт условно-досрочного освобождения продолжает реформироваться и по сей день. 1.2 Условно-досрочное освобождение как вид освобождения от наказания Видов освобождения от наказания значительное множество, но их можно классифицировать по различным основаниям. Так, например, по степени предопределенности освобождение от наказания может быть обязательным и факультативным. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания является факультативным, т.е. применение данного вида освобождения от наказания составляет не обязанность, а право суда, который учитывает при этом характер и тяжесть совершенного преступления, характер и размеры причиненного вреда (ущерба), личность виновного и все обстоятельства совершенного преступления. То есть осужденный должен убедить суд, что больше не нуждается в дальнейшем отбывании соответствующего наказания, поскольку цели его применения достигнуты. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания относится к условным видам освобождения от наказания. Условность условно-досрочного освобождения состоит в том, что на лицо, освобождаемое от отбывания наказания, возлагаются в течение неотбытой части наказания. Данные обстоятельства указаны в ч.5 ст.73 УК РФ: «Не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированно органа, осуществляющего исправление осужденного; не посещать определенные места; пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания; осуществлять материальную поддержку семьи». При условно-досрочном освобождении испытательный срок не устанавливается, но в качестве такового выступает неотбытая часть наказания. Исчисление этого срока осуществляется с момента вынесения судом определения об условно-досрочном освобождении. При невыполнении условно-досрочно освобожденным возложенных судом обязанностей в течение неотбытой части срока наказания, условно-досрочное освобождение может быть судом отменено.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 47 страниц
1175 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 51 страница
1275 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 48 страниц
1200 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 77 страниц
1925 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 74 страницы
1800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg