Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Основные направления борьбы с коррупцией в таможенных органах на основе анализа международного опыта

kisssaaa0721 2350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 94 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.10.2021
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе предотвращения и противодействия коррупции в таможенных органах на основе анализа международного опыта. Предметом исследования являются способы предупреждения коррупционной преступности в таможенных органах ФТС России на основе анализа международного опыта. Целью исследования являются особенности предупреждения коррупционной преступности в таможенных органах ФТС России на основе анализа международного опыта. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: ? рассмотреть теоретические основы борьбы с коррупцией в таможенных органах; ? проанализировать основные средства по противодействию коррупции в таможенных администрациях; ? определить направления совершенствования мероприятий по борьбе с коррупцией в таможенных органах на основе анализа международного опыта. Методы исследования. Методологической основой работы является совокупность философских, общенаучных, специальных научных методов, используемых в юридических исследованиях. Среди общенаучных методов, которые использовались, основным является диалектический метод научного познания, методы юридической лингвистике, юридической герменевтики и логико-семантического анализа применен для выяснения содержания многозначных понятий, а также формулировки базовых понятий научно исследовательской работы. Структура нашей работы определена в основном целью и задачами нашего исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Введение

Актуальность темы исследования. В конце ХХ века коррупция приобрела мировой размах и стала существенной преградой развития международных экономических связей, не исключением стала и Российская Федерация, которая уже в течение длительного времени по данным международной организации Transparency International находится в числе стран с высоким уровнем коррупции. Коррупция в Российской Федерации проникла во все сферы жизнедеятельности общества и даже создает угрозу национальной безопасности государства. Принятые меры противодействия ее проявлениям пока не дают ощутимых результатов. Это обусловливается рядом объективных и субъективных обстоятельств, одной из которых до недавнего времени считалось отсутствие антикоррупционного законодательства Российской Федерации в соответствии с международными обязательствами. Вместе с тем, как отмечает В. Ю. Мейтус, можно создавать программы, разрабатывать стратегии, принимать законы, и даже создавать ведомства с грозными и многообещающими названиями и при этом не сползти ни на шаг в реальной действительности . Это в полной мере касается и противодействия коррупции в таможенных органах ФТС России. Как и во многих развивающихся странах эффективности таможенных органов препятствует широко распространенная коррупция. Это создает серьезный сдерживающий фактор и препятствие для расширения торговли. Это также приводит к катастрофическим последствиям с точки зрения национальной безопасности и государственных финансов. Принятые за последние несколько лет организационно-правовые меры в определенной степени обеспечили предупреждение и противодействие коррупции в таможенных органах ФТС России, основанные на принципах системности и поступательности в борьбе с коррупцией, распределении функций и ответственности субъектов, на которые возложены задачи по предотвращению и противодействию коррупции. Вместе с тем, эта деятельность требует дальнейшего совершенствования, обеспечения комплексного сочетания профилактических, предупредительных и правовых мер, направленных как на безусловное соблюдение норм действующего антикоррупционного законодательства, так и на устранение причин и условий, создающих благоприятную почву для совершения коррупционных правонарушений в сфере таможенной деятельности. Степень научной разработанности. Фундаментальной и основополагающей базой исследования указанной проблематики являются труды отечественных ученых, касающиеся правового регулирования отдельных аспектов деятельности, направленной на предупреждение и противодействие коррупции в Российской Федерации, таких как Л.Д. Гаухмана, А.Ф, Галузина, А.А. Гогина, В.Г. Гриб, Н.Г. Деменкова, Н.Н. Вопленко, А.В. Малько, А.В. Миротина, В.Г. Клейнер, Д.А. Липинского, П.Н. Панченко, Я.М. Развина, С.Е. Чанова, Е.В. Черепанова, А.А. Фомина, и других.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы борьбы с коррупцией в таможенных органах 6 1.1. Коррупция: основные понятия, виды и формы ее проявления 6 1.2. Анализ исторического опыта борьбы с коррупцией в России 16 1.3. Система деятельности таможенных органов Российской Федерации в борьбе с коррупцией 28 Глава 2. Анализ основных средств по противодействию коррупции в таможенных администрациях 36 2.1. Принципы, методы и технологии борьбы с коррупцией в таможенных органах в современных условиях 36 2.2. Анализ зарубежного опыта противодействия коррупции в таможенных администрациях 44 2.3. Правовые и организационные основы деятельности субъектов противодействия коррупции в таможенных органах 54 Глава 3. Направления совершенствования мероприятий по борьбе с коррупцией в таможенных органах на основе анализа международного опыта 63 3.1. Причины и условия, порождающие коррупцию в таможенных органах на основе анализа международного опыта 63 3.2. Анализ проблем в борьбе с коррупцией в таможенных органах 68 3.3 Рекомендации по снижению коррупции в таможенных органах на основе анализа международного опыта 78 Заключение 87 Список использованных источников и литературы 90
Список литературы

Нормативные акты 1. ДЕКЛАРАЦИЯ АРУША ДЕКЛАРАЦИЯ СОВЕТА ПО ТАМОЖЕННОМУ СОТРУДНИЧЕСВУ ПО НАДЛЕЖАЩЕМУ УПРАВЛЕНИЮ И БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ НА ТАМОЖНЕ 2. Лимская декларация руководящих принципов контроля. Принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 года. 3. "Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции" (от 31.10.2003)URL:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml 4. "Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур" (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) 5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 20.04.2021) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 6. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 20.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) 7. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция): принят Гос. Думой 19 декабря 2008 г.; одобр. Советом Федерации 22 декабря 2008 г: // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52. Ст. 6228. 8. Федеральный закон «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию»: принят Гос. Думой 8 июля 2006 года; одобрен Советом Федераций 14 июля 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 Ст. 1845 9. Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21.07.1997 N 114-ФЗ "// URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 27.03.2021). 10. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ "// URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 27.03.2021). 11. Федеральный закон "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции" от 08.03.2006 N 40-ФЗ "// URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 27.03.2021). 12. Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" от 03.12.2012 N 230-ФЗ) "// URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 27.03.2021). 13. Указ Президента РФ от 16.11.1998 N 1396 (ред. от 30.09.2012) "Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации""// URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 27.03.2021). 14. Указ Президента РФ от 13.04.2010 N 460 (ред. от 13.03.2012) "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы" // Собрание законодательства РФ. 2010. № 34 Ст.1648 15. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы" //URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ Литература 17. Анциферов К. Взяточничество в истории русского законодательства (до периода сводов) // Журнал гражданского и уголовного права. 1884. Кн. 2. С. – 10. 18. Баева Л.Ю. Криминологические проблемы борьбы с преступностью в РФ / Баева Л.Ю., Васильев А.М. // В сборнике: Интеграция науки и практики в контексте реализации правовой политики государства: исторические и современные проблемы права и правоприменения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.В. Королюк. 2015. - С. 7. 19. История дипломатии. М., 1959. Т.1. С. - 124. 20. Кувалдин В.П. Как русские цари боролись с лихоимством // Чистые руки. 1999. № 1. С. 80-81 21. Криминология: курс лекций / А. А. Глухова и др. // Нижегородская академия МВД России. — Н. Новгород: НА МВД России, 2017. — С.205 22. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И.Долговой - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016.- С. 184 23. Каськов И.В., Цыганков А.Н., Штанько М.А. Борьба с коррупцией в таможенных органах: исторический опыт и современность // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Между-нар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 49-51. 24. Кирпичников А. И. Взятка и коррупция в России / А. И. Кирпичников. – Санкт-Петербург : Из-во «Альфа», 1997. – С.156 25. Лепа Т.П. Основные направления организационно-профилактических мер противодействия коррупционным проявлениям в таможенных органах // Совершенствование законодательства в сфере защиты прав человека и гражданина: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. / Байкальский государственный университет экономики и права. Иркутск: БГУЭП, 2013. С. 133-139. 26. Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. М.: 2005. 27. Мельник М. И. Коррупция – коррозия власти (социальная сущность, тенденции и последствия, меры противодействия) : монография / М. И. Мельник. – К.: юридическое мнение, 2004. – С.205. 28. Мейтус В.Ю. Коррупция. Экономический и информационный анализ. – К.: Норапринт, 2003. - С. 251. 29. Мельник М. И. Криминологические и уголовно-правовые проблемы противодействия коррупции : автореф. дис. ... д-ра юридическим. наук: 12.00.08 / М. И. Мельник – К. 2002. – С. 16 30. Облонский А.В. Государственная служба: комплексный подход: учебник / М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. С. – 220. 31. Осокина И. История таможни. // URL: http://www.historicus.ru 32. Полное собрание законодательства Российской Империи. Т. V. №2871 33. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории М.: Наука 1991. С. – 245. 34. Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса / Ю. А. Тихомиров. – Москва : Юринформцентр, 1998. – С.315 35. Национальные системы добропорядочности: пособие / по ред. Д. Поупа. – Берлин : Трансперенси Интернешнл, 1997. – С. 178. 36. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.2,3,6 / под общ. ред. А.И. Чистякова. М., 1985. С. – 102. Иностранные источники 37. Hоrs, Іmnе. “Fіghtіng соrruрtіоn іn сustоms аdmіnіstrаtіоn: whаt саn wе lеаrn frоm rесеnt еxреrіеnсеs?” ОЕСD Dеvеlорmеnt Сеntrе, Wоrkіng Рареr Nо. 175 (Fоrmеrlу Tесhnісаl Рареr Nо. 175). URL: httр://bо0k.nеt/іndеx.рhр?р=асhарtеr&bіd=11795& сhарtеr=1 38. JW Shaver, Secretary General of the WCO, 1994-98 39. Transparency International in 2009-10. 40. See COSO Model of Internal Control, The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission (COSO) methodology. See www.coso.org/IC.htm 41. The Governance Accountability Action Plan (GAAP) is a standard document used by the World Bank to baseline and then monitor improvements in the governance environment for a project. The GAAP is mostly developed at appraisal and then monitored during project implementation as one of the tools to reduce project implementation’s vulnerability to, amongst others, corruption-related governance risks 42. For more information, see G Mclinden, E Fanta, D Widdowson & T Doyle (eds) 2011, Border management modernization, World Bank, Washington, DC. Available at www-wds.worldbank.org/external/default/WDSContentServer/WDSP/IB/2011/01 /07/000356161_20110107013015/Rendered/PDF/588450PUB0Bord101public10BOX353816B.pdf 43. Brunetti A., Weder B. (2003), A free press is bad news for corruption. Journal of Public Ec Стамбулский план действий по борьбе с коррупцией для Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Киргизской Республики, Российской Федерации, Таджикистана и Украины. — Заголовок с экрана. — Электронный ресурс. — режим доступа: http://crimecor.rada.gov.ua/komzloch/control/uk/publish/article; jsessionid=2A19E620124AEE6A1FAD8314513B6B61?art_id=47610&cat_ id=46352onomics 87(7-8): 1801-1824 Интернет ресурсы 44. Материалы с сайта ФТС России. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: //https://customs.gov.ru/press/federal/document/14360 45. The World Bank URL:// https://lpi.worldbank.org/ 46. TAdviser.ru. Интервью Руслана Давыдова о цифровом развитии таможни //URL: https://customs.gov.ru/press/aktual-no/document/228587 47. Международное антикоррупционное движение Transparency International URL:// https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2020-30-ballov-i-129-mesto.html 48. Сайт ФТС России. Результаты работы подразделений по противодействию коррупции Режим доступа: // URL: https://customs.gov.ru/ 49. Transparency International URL: https://www.transparency.org/en
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы борьбы с коррупцией в таможенных органах 1.1. Коррупция: основные понятия, виды и формы ее проявления Прежде чем детально исследовать проблематику борьбы с коррупцией в таможенных органах ФТС России следует рассмотреть общетеоретические понятия и определить, что такое «коррупция» и «коррупционная преступность». Преступность - одна из самых острых проблем общества. Согласно результатам опросов общественного мнения, проведенных в последние десятилетия, люди многих стран ставят ее по значимости на второе-третье место после проблем экономического характера . В настоящее время коррупция представляет собой проблему широкого масштаба. Которая на данный момент является одной из главных проблем современной России и большинства стран мира. Известно, что коррупционная преступность представляет собой совокупность умышленных преступлений, которые совершаются лицами путем использования предоставленных им властных или служебных полномочий, из корыстных побуждений и с целью незаконного получения неправомерной выгоды материального или нематериального характера для себя или третьих лиц или же путем предоставления предложений таких выгод другим лицам с целью незаконного использования предоставленных им властных или служебных полномочий. Понимание коррупционной преступности на международно-правовом уровне характеризуется определенной неточностью, что обусловлено сложной социально-правовой природе коррупции и различным подходом к оценке общественной опасности тех или иных коррупционных деяний, которые, соответственно, относятся к коррупционным преступлениям или административным правонарушений . В актуальной действительности понятие «коррупция» конкретно и предельно чётко определено в Федеральном законе от 31.07.2020 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Необходимо отметить, что по индексу восприятия коррупции во всемирном рейтинге CPI Российская Федерация заняла 137-е место среди 176 стран. Нашими «соседями» по занимаемым местам и индексом являются такие государства как Казахстан, Украина, Иран, Непал. Как видно, мы находимся среди стран, которые нельзя назвать благополучными, а это означает, что причины коррупции во многом имеют социально-экономическое происхождение и лежат, прежде всего, в сфере благосостояния населения. В целом индекс восприятия коррупции представляет собой сводный индикатор, рассчитываемый на основании данных, полученных из экспертных источников, предоставленных международными организациями. Источники измеряют общую степень распространения коррупции. Индекс классифицирует государства по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции) Таким образом, можно отметить, что Российская Федерация, имея индекс 28, находится в лидерах по коррумпированности социальной и экономической жизни. Правильно отмечает Н. И. Мельник о том, что социальная сущность коррупции определяется тем, что она – явление правовое, поскольку коррупционные деяния, как и любые другие правонарушения, – это продукт социальной человеческой деятельности, результат функционирования общества . Относительно правового значения, принято считать, что коррупция в правовом смысле – это сложное комплексное понятие, которое охватывает совокупность взаимосвязанных правонарушений, как уголовно-правовых, так и административно-правовых и дисциплинарных. Такого мнения придерживается большинство исследователей, занимающихся проблемой коррупции. Термин «коррупция» обычно употребляют для описания действий официальных должностных лиц, как политиков, так и государственных служащих, с помощью которых они непорядочно и незаконно обогащаются, способствуют обогащению третьих лиц. Другими словами, коррупция – это злоупотребление властью в любой форме с целью извлечения из этого определенной личной (материальной или нематериальной) выгоды. Несмотря на то, что в национальной юридической литературе существует много определений коррупции, единого системного определения, которое бы охватывало феномен коррупции, не существует, с чем и связано постоянное обновление законодательства по борьбе и противодействию коррупции. И уместным считается высказывание М. И. Мельника на Международном семинаре по вопросам ответственности должностных лиц за коррупционную деятельность о том, что центральным вопросом ответственности должностных лиц за коррупционную деятельность на это время остается определение такой деятельности и ее видов . Из этого можно сделать вывод, что определение понятия коррупции, а также ее основных проявлений является динамическим вопросом, актуальным для каждого поколения. М. Ю. Тихомиров предлагает рассматривать коррупцию как преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, использования должностными лицами предоставленных им прав и властных полномочий с целью личного обогащения. По его мнению, наиболее типичными проявлениями коррупции являются следующие действия: – подкуп чиновников и общественно-политических деятелей; – взяточничество за законное или незаконное предоставление благ или преимуществ; – протекционизм – выдвижение работников по признакам родства, землячества, личной преданности и приятельских отношений . Сложность определения термина «коррупция» в значительной степени объясняется и тем, что в различных правовых системах (а иногда и в разных странах одной правовой системы) существуют свои определения этого термина и круга действий, которые признаются коррупционными. Как отметил Л. Холмс, в мире не существует четко определенного для всех правовых систем круга действий, которые признаются коррупционными («концепция уместности») . Профессор Н. В. Кузнецова предлагает рассматривать коррупцию не только как правовое, но и как социальное, экономическое и моральное явление, которое наносит ущерб нормальному функционированию нравственных и правовых отношений в обществе и государстве . Этот подход считается наиболее удачным, поскольку коррупцию нельзя рассматривать только в правовом аспекте, ведь, игнорируя другие стороны коррупции, характеризующие его как социальное, политическое, экономическое явление, невозможно полностью определить природу происхождения термина «коррупция». Несколько подобно коррупцию определяет М. И. Мельник: «Коррупция – это многоаспектное социально-экономическое, политическое, правовое и моральное явление, состоящее из целого комплекса противоправных действий и неэтичных поступков. Коррупция – это не столько юридическая, сколько социальная и экономическая проблема. Как правовая категория коррупция – собирательное правовое понятие, которое охватывает совокупность взаимосвязанных правонарушений» . Доктор Д. Поуп определяет коррупцию как «определенный способ деятельности государственных чиновников, политических и общественных служащих, за которого они нечестно и незаконно обогащают себя или своих сторонников путем злоупотребления общественной властью, им порученным» . Также, по нашему мнению, не будет лишним отметить, что некоторые иностранные специалисты, которые занимаются проблемами коррупции и борьбы с ней, рассматривают ее как нечестность действий в процессе принятия решения, причем вознаграждение как основной признак коррупции, может быть или реально предоставляемой, или же обещанной. Именно поэтому, по нашему мнению, это определение, базирующееся на неправомерном поведении субъекта, который принимает решение, позволяет широко его использовать. То есть это определение основывается на элементе принятия решения лицом. Оно не связано ни с политическим управлением, ни с правовой системой, ни с общественным мнением. Такой подход расширяет возможности использования этого определения и позволяет использовать, например, в сфере образования. Исследование всевозможных видов и форм проявления правонарушений коррупционного характера способствует в получении наиболее полного представления о данном явлении, степени и роли «участия» в социальных процессах, способах его существования, в том числе это позволяет более детально исследовать антикоррупционные механизмы противодействия. В соответствии с международной конвенцией по противодействию коррупции, определено несколько формы проявления коррупции. Во-первых, коррупция выражается в совершении преступлений коррупционной направленности, а именно даче и получении взятки, коммерческом подкупе, хищении денежных, а также материальных средств, с злоупотреблением своим служебным положением. К слову, основным коррупционным деянием принято считать взятку. Взяткой могут выступать не только деньги, но и другие нематериальные и материальные ценности, к примеру, квартиры, загородные дома или же оказание услуги, ремонтных работ, лечение. Под следующей формой проявления коррупции следует понимать, правонарушения административно-правового характера. Данные правонарушения проявляются в нецелевом использовании бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, мелкое хищение денежных и материальных средств с использованием своего служебного положения и доверенных полномочий. Данные правонарушения попадают под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также, имеют место быть правонарушения дисциплинарного характера, а именно использование своего статуса с целью получения некоторых преимуществ, за данное деяние предусмотрено дисциплинарное взыскание. Уголовно-наказуемое деяние, которое представляет следующую форму проявления коррупции - злоупотребление полномочиями. Данное правонарушение заключается в использовании лицом, которое выполняет свои управленческие функции в коммерческой или иной организации, доверенных ему должностных полномочий, вопреки законным интересам, в корыстных целях, а именно для получения выгоды и удовлетворения собственных интересов. Понятия «злоупотребление полномочиями» и «злоупотребление должностными полномочиями», а также меры наказания за противоправные деяния закреплены в Уголовном Кодексе Российской Федерации. Следующей формой проявления коррупции, рассмотрим уголовно-наказуемое деяние в соответствии со статьей 204 Уголовного кодекса Российской Федерации, коммерческий подкуп. Коммерческий подкуп очень схож по своим признакам и характеру проявления с такими правонарушениями как, получение и дача взятки. Так же, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп предусматривается уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы до 5 лет, как и лица подкупаемого, так и подкупающего, в соответствии с УК РФ. Расхождение таких преступлений как, коммерческий подкуп и получение и дача взятки заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, соответственно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий или же бездействий в интересах дающего, осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. По степени централизации коррупционных правонарушений, можно выделить такие виды коррупции как, децентрализованная и централизованная коррупция. В случае децентрализованной коррупции каждый коррумпант действует по собственной инициативе и в своих интересах. Говоря о централизованной коррупции, стоит упомянуть о двух векторах движения: ? «снизу вверх», ситуация при, которой средства, полученные от коррупционных сделок, собираются нижестоящими чиновниками после чего распределяются между ними и вышестоящим руководством; ? «сверху вниз», ситуация при которой взятки, систематически собираются высокопоставленными чиновниками и частично передаются их подчиненным. Определение круга субъектов коррупционных правонарушений является одним из существенных аспектов при рассмотрении понятия коррупции. Кроме того, в зависимости от субъекта правонарушений выделяют следующие виды коррупции. (см. таблицу 1.) Таблица 1. Виды коррупции Выделяют также следующие виды коррупции В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением: ? государственная коррупция (коррупция госчиновников); ? коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм); ? политическая коррупцию (коррупция политических деятелей). В зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений: ? запрашивание (вымогательств) взяток по инициативе должностного лица; ? подкуп по инициативе просителя. В зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем: ? индивидуальная взятка (со стороны гражданина); ? предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы); ? криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии). В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции: ? денежные взятки; ? обмен услугами (патронаж, непотизм). В зависимости от степени централизации коррупционных отношений: ? децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе); ? централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими); ? централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненны). В зависимости от уровня распространения коррупционных отношений: ? низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти); ? верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков); ? международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений). В зависимости от степени регулярности коррупционных связей: ? эпизодическая коррупция; ? систематическая (институциональная) коррупция; ? клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений). Для клептократии характерен лоббизм. В виду того, что коррупционные действия оказывают неблагоприятные воздействия на все сферы общественной жизни, а именно гражданскую, политическую и хозяйственную. В зависимости от объекта воздействия выделяют деловую, бытовую и политическую коррупцию. (см. рисунок 1) Рисунок 1. Виды коррупции Роль таможенных органов как органа по охране границ заключается также в предотвращении ввоза незаконных товаров. Контрабанда наркотиков и оружия, а также крупномасштабная контрабанда алкоголя и сигарет ставят таможенные органы непосредственно в сферу организованной преступности. Нет недостатка в примерах, когда преступники используют любые средства, от широкого подкупа до запугивания и насилия, для продвижения своих незаконных сделок. В таких условиях у должностных лиц таможенных органов могут быть сильные стимулы принимать или просить взятки при исполнении своих обязанностей. Еще одной важной характеристикой является то, что отношения между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности обычно управляются через третьих лиц (таможенных брокеров и операторов логистики). Со временем эти третьи лица могут установить тесные отношения с должностными лицами и использовать возможности для оказания содействия в получении взяток. Участие посредников в этих отношениях создает дополнительные проблемы с точки зрения коммуникации, прозрачности и подотчетности. Таким образом, коррупция не всегда проявляется одинаково и имеет одинаковые последствия и мотивацию. Но, где и когда бы она ни проявлялась, коррупция всегда наносит ущерб нормальному функционированию общества, поскольку важные решения принимаются на основании скрытых мотивов без учета интересов общественности. Исходя из вышесказанного, можно дать краткое и емкое определение коррупции, коррупция является древнейшим и, достаточно, непростым и опасным социальным явлением, наносящим огромный вред экономики России и других стран мира. Таким образом, в современных условиях коррупция в таможенных органах представляет угрозу устойчивому развитию государства. Она негативно влияет на развитие внешнеэкономической деятельности государства и транзитный потенциал, создает неблагоприятные условия для ускорения пассажиропотока через таможенную границу, создает условия для развития контрабанды и нарушений таможенных правил. В данных условиях таможенные органы не могут полноценно осуществлять возложенные на них функции и задачи. 1.2. Анализ исторического опыта борьбы с коррупцией в России История коррупции в действительности ничуть не уступает по древности истории человеческой цивилизации. Кроме того сопутствует существованию публичной власти во всех её формах и в любом государстве. Зарубежные историко-правовые исследования также подтверждают крепкую и неделимую связь управленческого аппарата и коррупции. Такое негативное социальное явление, как коррупция, отражено и в истории России. Оно раскрывает отличительную черту её культурных, патриархальных и религиозных традиций, что проявляется в формах и способах реализации коррупционного потенциала властных полномочий. Поскольку правонарушения коррупционного характера являются древнейшим социально-правовым феноменом человечества, его зарождение произошло ещё в Киевской Руси, когда князь отправлял своих воевод и наместников без денежного содержания в провинции, при этом они были наделены исключительными полномочиями, им позволялось злоупотребление своих должностных полномочий и получение взятки. Это нашло отражение в таможенных отношениях, так, например торгово-таможенные отношения были закреплены в договоре Руси с Византией в 907 году. Согласно принятому соглашению, прибывшие из России купцы получали содержание от византийцев в виде рыбы, вина, хлеба, овощей и фруктов, кроме того, они были наделены правом пользования цареградскими банями. Ко всему прочему, император Византии должен был обеспечить всем необходимым отъезжающих на Русь купцов. Взимание торгового сбора на Руси за пользование местом для торга, провоз товара через заставы, а также за оказываемое торговым людям и купцам покровительство выступает в качестве одного из выразительных примеров в истории, несомненно, отразившимся в дальнейшем на таможенной службе. Как следствие, можно предположить, что сложившаяся откупная система явилась провокатором в зарождении взяточничества в таможенной сфере России. Последующей предпосылкой развития коррупции в таможенном деле, можно считать распад государства на отдельные земли в XII – XIII веках, владельцами которых, являлись феодалы, которые в свою очередь, устанавливали собственные системы таможенных сборов. Основными нормативно-правовыми актами в это время являлись грамоты, изданные великими князьями, в которых были закреплены правила перемещения товаров через таможенную границу, порядок таможенного обложения и установления санкций в случае уклонения от таможенного обложения. В середине XII - начале XVIII века при монархе высших и привилегированных слоёв общества в русских княжествах и землях был создан институт социальной организации, который носил название «государев двор». В рамках института образовывался высший слой «служилых людей». Во время развития и становления единого государства с XIV по XV века, произошло объединение дворов великих князей московских с двором удельных князей, и соответственно образование «государева двора», что в свою очередь являлось неким подобием единого государственного аппарата. Институт просуществовал до начала XVIII века. В эпоху становления Московского государства воеводство и наместничество содержались и жили на кормлениях. Кормление, в свою очередь, выступали в роли системы материального поощрения и содержания государственной бюрократии, занятой в органах управления. Кормленщик обретал земельный участок на «корм» на срок от одного до двух лет. Он «кормился», взыскивая поборы в свою пользу, что являлось безграничной возможностью для грабежа населения, так как отсутствие продолжительной возможности на «кормление» побуждало к торопливому и беспредельному грабежу, также кормленщик управлял данной ему территорией и судил население. Мздоимство, что по своей сути и является взяточничеством, было упомянуто в русских летописях XIII века. Ивану III принадлежит первое законотворческое ограничение коррупционных деяний. Следующей стадией развития таможенного дела стало правление царя Фёдора Иоанновича и Бориса Годунова, борьба с коррупционной составляющей в этот период проводилась теологическим путём. Период с 1596 по 1718 гг. характерен зарождение первых таможенных формальностей, однако таможня всё ещё имела как государственный, так и частноправный характер. Старым порядком проводилось урегулирование таможенных отношений путём договорённости купечества между собой при помощи заключения уставных грамот. На следующем этапе его внук Иван Грозный в 1561 году ввёл Ссудную грамоту. Данная грамота, в свою, очередь устанавливала санкции за получение взятки судебными чиновниками местного земского управления в виде смертной казни. Во времена правления Алексея Михайловича Романова в Москве в 1648 году состоялся народный бунт антикоррупционной направленности, в результате которого часть столицы сгорела и победу одержали москвичи. В целях смягчения накалившейся обстановки, царь был вынужден отдать разъяренному люду на растерзание двух коррумпированных чиновников, ими являлись глава Земского приказа Плещеев и глава Пушкарского приказа Траханиотов. Следующим этапом было принятие Соборного уложения в 1649 году, в котором были отражены вопросы уголовной ответственности за взяточничество и иные формы выражения корыстных злоупотреблений по службе. А именно в статье 5 и 7 Соборного уложения предусматривалась уголовная ответственность по отношения к должностным лицам судебных органов за принятие вознаграждений. Статья 6, в свою очередь, расширила круг субъектов, которые подлежат ответственности за получение взятки, теперь к ним стали относиться не только судебные чиновники, но и лица, выполняющие те же функции. Наиболее активную деятельность в области развития таможенного дела проводил Пётр I. Именно Петром I была впервые организованна таможенная охрана на море. Важным этапом в борьбе с коррупцией стал отказ от средневековых принципов вотчиной монархии. Данный отказ наложил отпечаток на формирование структур государства, при котором стали действовать согласно не принципом родовитости, принадлежности к знатному роду, а принципом компетентности. Петр I ввёл порядок, при котором продвижение по службе зависело напрямую от способностей и личных заслуг дворянина. Введя в Генеральный регламент, который был издан в 1720 году, структуры и штаты государственных учреждений, Петр встал у истоков российской бюрократии. С целью предупреждения взяточничества и иных злоупотреблений по службе, имеющих корыстный характер, он ввёл принципиально новый порядок прохождения государственной службы для воевод, а именно замещать должность можно не более двух лет. Данный срок мог быть продлён только лишь при условии, если имелась письменная просьба жителей города, в которой излагалась, что данное должностное лицо может продолжить свою деятельность и исполнять свои обязанности. Принимая во внимание активное распространение взяточничества, как сугубо опасной формы корыстного злоупотребления по службе, указом от 23 августа 1713 года. Петр I ввёл вместе с тем уголовную ответственность, не только за получение, но и за дачу взятки.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Таможенное дело, 74 страницы
2200 руб.
Дипломная работа, Таможенное дело, 63 страницы
2200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg