Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Государственное регулирование безработицы в современной России

kisssaaa0721 432 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.10.2021
Объект исследования – безработица в Российской Федерации. Предметом исследования являются методы регулирования безработицы в Российской Федерации. Цель исследования – на основе анализа теоретико-правовых основ и практики государственного регулирования безработицы в России разработать предложения по снижению уровня безработицы в современных условиях. Для достижения заданной цели, необходимо выполнить следующие задачи: 1. изучить теоретические и правовые основы безработицы; 2. определить сущность понятия «безработица», а также ее виды и формы; 3. рассмотреть возможные причины данной социально-экономической проблемы; 4. проанализировать состояние Российского рынка труда на сегодняшний день; 5. рассмотреть современные государственные методы регулирования безработицы в РФ; 6. Разработать рекомендации по снижению уровня безработицы в России в условиях пандемии и цифровизации. Методы исследования. Анализ документов, анализ статистических данных, вторичные статистические исследования. Структура курсовой работы. Курсовая работа включает введение основную часть, заключение, список используемой литературы и источников. Во введении обозначены: актуальность, изученность, предмет, объект, цель, задачи, методы исследования структура курсовой работы, практическая значимость. Первая глава «Теоретические и правовые основы безработицы как социально-экономического явления» направлена на рассмотрение теоретических и правовых аспектов данного социально-экономического явления. В главе рассмотрены: понятие «безработицы»; виды и формы безработицы; различные теоретические подходы к изучению занятости, а также правовое регулирование безработицы; причины и последствия безработицы. Во второй главе «Исследование практики государственного регулирования безработицы» автор проводит анализ рынка труда в РФ, рассматривает современные инструменты государственного регулирования безработицы в России в условиях пандемии, а также представляет рекомендации по снижению уровня безработицы в РФ. В заключении представлены выводы.
Введение

Актуальность. После распада СССР в 1991 году Россия вступила в новый этап развития, а именно, произошел резкий переход от плановой к рыночной экономической системе. Несмотря на разработку антикризисных программ, например, программа «500 дней», в стране все-таки сложилась крайне непростая экономическая ситуация: произошло резкое сокращение промышленной, сельскохозяйственной продукции, что повлекло за собой сокращение рабочих мест, уменьшение доходов населения... Так в России стали появляться новые социально-экономические трудности и обостряться уже имеющиеся. Одной из ключевых трудностей стал рост безработицы, неизбежно повлекший за собой падение уровня жизни населения. Опыт прошлых лет и ситуация в современной России дают нам понять, что роль государства в регулировании рынка труда, особенно, в вопросе безработицы, очень велика. Современные условия развития рынка труда в условиях противоречий глобальной экономики, мировых финансовых кризисов требуют активного государственного вмешательства. Особенно важно подчеркнуть в данной проблеме то, что безработица является одной из немногих социально-экономических проблем, которая касается любого человека, и влечет за собой глобальные изменения как в экономике, так и в социальное сфере. Изученность. Безработица как явление стала постепенно входить в экономическую мысль по мере усиления индустриализации и бюрократизации. Вопросы занятости и безработицы довольно широко рассматривались в работах таких представителей экономической науки, как, например, Адам Смит, Давид Рикардо, Жан Батист Сэй, представленные экономисты изучали роль государства на рынке труда и разделяли идею «естественной гармонии», которая должна устанавливаться в экономике стихийно, без внешних вмешательств. А Джон Мейнард Кейнс имел совершенно иной взгляд на роль государства в регулировании рынка труда, так как считал, что рынок не в состоянии саморегулироваться. Среди российских теоретиков 21 века, изучающих проблему безработицы на рынке труда в России, можно выделить Е. В. Гулящева, Н. М. Жидкова, Н. В. Матюшина, И. Ю. Зайцеву и др.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические и правовые основы безработицы как социально-экономического явления 6 1.1. Сущность понятия «безработица», ее виды и формы 6 1.2. Причины безработицы и ее последствия 10 1.3. Правовое регулирование безработицы 13 Глава 2. Исследование практики государственного регулирования безработицы 19 2.1. Анализ безработицы на рынке труда в Российской Федерации 19 2.2. Современные инструменты государственного регулирования безработицы в России в условиях пандемии и цифровизации 25 2. 3. Рекомендации по снижению уровня безработицы в России 33 Заключение 35 Список используемой литературы и источников 37
Список литературы

Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические и правовые основы безработицы как социально-экономического явления 1.1. Сущность понятия «безработица», ее виды и формы Одним из самых сложных явлений социально-трудовой сферы, органически связанным с рынком труда и занятостью населения, является безработица. Как результат функционирования рынка труда безработица оказывает огромное влияние на все стороны жизни как отдельного человека, так и страны. Природа, причины и последствия безработицы до сих пор исследуются учеными разных направлений. Начало исследования безработицы было положено еще классиками политэкономии, такими как Адам Смит, Карл Маркс, Артур Сесил Пигу, Дж. М. Кейнс и др. Представленные экономисты разрабатывали свои теории безработицы, искали причины и пути решения данной социально-экономической проблемы, именно поэтому существуют разные подходы к пониманию безработицы, ведь проблема рассматривалась в разные временные промежутки, этапы развития ранка труда. Рассмотрим некоторые подходы к определению безработицы. Таблица 1 – Подходы к пониманию безработицы авторов различных теорий занятости Автор Определение Адам Смит, Давид Рикардо, Жан Батист Сэй (Классическая теория занятости) Безработица рассматривается как некое случайное отклонение от полной занятости, обусловленное действиями исключительно внешних факторов. При этом полная занятость рассматривается как естественное состояние равновесного рынка труда, т.е. равенство спроса и предложения труда, которое автоматически обеспечивается действием механизма цен. А. Пигу (Неоклассическая теория занятости) Безработица как последствие высокого уровня средней заработной платы. Лишь сокращение заработной платы способно увеличь уровень занятости, так как это уменьшит издержки производства. К. Маркс (Марксистская теория занятости) Безработица является органическим элемент капиталистической системы, без которого система не может существовать в условиях циклического характера производства. Безработица характеризуется как вынужденное явление, вызванное накоплением капитала и ростом органического строения капитала, что ведет к относительному уменьшению спроса на рабочую силу со стороны расширенного воспроизводства. Дж. Кейнс (Кейнсианская теория занятости) Безработица – это временное явление, которое можно ликвидировать, путем государственного регулирования, а именно увеличением капиталовложения, уменьшением банковского процента, осуществлением налогового регулирования. Монетаристская теория занятости Безработица – это добровольное явление, возрастающее из-за социальных льгот и выплат со стороны государства, тем самым ослабляющее стимул к трудоустройству и поиску рабочих мест. В наше время ученные также по-разному трактуют понятие безработицы, однако современные определения в большей степени перекликаются между собой, имеют общие постулаты. Н. М. Розанова определяет сущность безработицы следующем образом: «Безработица представляет собой социально-экономическое явление, выступающее как отсутствие занятости у определенной, большей или меньшей части экономически активного населения, способной и желающей трудиться». М. А. Жаворонков в свою очередь считает, что безработица – это наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу. В Российском законодательстве в ст. 3 закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" безработица понимается как социально-экономическая ситуация, когда трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Определение безработицы в Российском законодательстве существенно отличает от двух предыдущих определений то, что закон признает безработными лишь тех граждан, которые зарегистрированы в органах службы занятости. Проанализировав определения ученых, можно сказать, что не существует единой согласованной точки зрения относительно сущности этого сложного и многогранного социально-экономического явления, но и больших разногласий между определениями современных авторов также не наблюдается. На взгляд автора, наиболее полно охарактеризовать данное понятие можно следующим образом: безработица – это масштабная общественная ситуация в стране, вызванная экономическими, политическими или социальными факторами, при которой значительная часть трудоспособного населения не может реализовать свой трудовой и творческий потенциал через ограниченное количество вакантных рабочих мест или из-за своей неконкурентоспособности на рынке труда. Для более глубокого анализа безработицы необходимо также исследовать ее виды и формы. Исследование теоретических подходов к проблеме безработицы позволяет развернуто представить две основные формы безработицы - добровольную и вынужденную. Под добровольной безработицей подразумевается отказ работника от трудовой деятельности в связи с нежеланием работать вообще или в связи с нежеланием выполнять ь определенную работу за несоответствующую заработную плату или в силу других причин; вынужденная безработица представляет собой форму безработицы, которая возникает, когда человек, желающий работать, не имеет возможности по причинам количественного и/или качественного несоответствия спроса и предложения на рынке труда, в силу которого он не может найти место приложения своего труда. Вынужденная безработица может проявляться в виде двух основных типов безработицы: естественной и циклической. Естественным называется уровень безработицы, состоящий из фрикционной и структурной безработицы. Она имеет место всегда, даже, если спрос на труд равен его предложению. Такая безработица представляет собой резерв наиболее мобильных потенциальных рабочих, которые способны к межотраслевым и межрегиональным перемещениям. Фрикционную безработицу можно определить как вид естественной безработицы, порождаемый текучестью кадров, то есть количеством времени, необходимым для поиска и ожидания вакансии. Структурная же безработица, обусловленная изменением структуры хозяйства, является естественной, порождаемой качественным несоответствием рабочей силы имеющимся рабочим местам. Циклическая безработица вызвана спадом производства во время соответствующей фазы экономического цикла. Она возникает в тех случаях, когда падение совокупного спроса на выпускаемую продукцию вызывает падение совокупного спроса на труд. Также выделяют другие виды безработицы, например, сезонную. Сезонная безработица представлена сезонными колебаниями в объеме производства, которые возникают в странах и регионах, где преобладают сельское и лесное хозяйства, строительство и другие отрасли, в которых количество рабочих мест зависит от времени года. Институциональная безработица возникает при недостаточно эффективном функционировании рынка труда. Например, государство устанавливает высокое пособие по безработице, что снижает стимулы к поиску нового места трудоустройства или в экономике существует достаточно высокий уровень налога на доходы физических лиц, и многие предпочитают меньше работать или не работать вовсе. По масштабам распространения безработицу можно классифицировать следующим образом: ? общая безработица (в целом по стране); ? отраслевая безработица (в отдельных отраслях экономики); ? региональная безработица (по определенным регионам, областям). По полноте учета безработица бывает: ? зарегистрированная (официальная); ? незарегистрированная (реальная); ? латентная (скрытая). Таким образом, безработица является негативным социально - экономическим явлением, характеризующееся отсутствием у экономически активного населения рабочих мест, что означает дефицит спроса рабочей силы по сравнению с ее предложением, приводящее к бедности, снижению уровня жизни населения, увеличению преступности, а также к социальной и экономической нестабильности. 1.2. Причины безработицы и ее последствия Одной из важнейших макроэкономических задач любого государства является достижение высокого уровня занятости населения. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Но далеко не всегда экономика находится на пике развития и достигает максимальной эффективности, ведь достичь равновесия между предложением и спросом на труд не так уж и просто, так как на это влияет множество факторов. Как правило выделяют три первоначальные причины безработицы: потеря работы, уход с работы по собственному желанию, первое появление на рынке труда. Но если рассматривать данную проблему глубже, то можно выделить и другие причины безработицы, непосредственно связанные с теми видами безработицы, которые мы рассмотрели ранее: ? структурные сдвиги в экономике, которые проявляются в том, что внедрение новых технологий, оборудования ведет к сокращению избыточной рабочей силы; ? экономический спад или депрессия вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых; ? политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу; ? сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики; ? изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы; ? географические перемещения населения; ? смена профессиональных интересов, переобучение, переквалификация; ? наступление новых этапов в жизни человека: учеба, рождение детей и т.д. Также в настоящее время еще одной причиной безработицы послужили пандемия. В связи с пандемией COVID-19 в России безработица выросла с 4,6 % до 6,2-6,3%. В нынешний кризис ВВП России снизился на 3,1%, число занятых на пике кризиса уменьшилось примерно на 1,5 млн человек, или на 2% от общей численности занятых, преимущественно за счет малого бизнеса. Таким образом пандемия также оказала серьезное влияние на рынок труда. Согласно ст. 3 Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. В зависимости от причин безработицы выделяют следующие категории безработных: ? Категория потерявших работу в результате увольнения. ? Категория впервые пришедших на рынок труда. ? Категория пришедших на рынок труда после перерыва. ? Категория добровольно оставивших работу. Стоит уделить особое внимание факторам, способствующим безработице в России. Увеличению числа безработных в России способствуют субъективные факторы, возникающие в результате неспособности или нежелания работников переквалифицироваться, нежелание работодателей брать на работу выпускников учебных заведений, не имеющих опыта работы, людей, возвращающихся из мест лишения свободы. Также, росту количества безработных способствуют декретные отпуска, отпуска по уходу за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуска без сохранения заработной платы, переориентация предприятий, их закрытие или банкротство, вынужденная миграция, стихийные бедствия, экстремальные ситуации. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в России в настоящее время существует большое количество причин безработицы и факторов, способствующих увеличению количества незанятого населения. Безработица оказывает влияние практически на все стороны общественной жизни. Следует выделить ряд социально-экономических последствий безработицы: замедление темпов роста экономики в результате неполноценного использования производственных возможностей, лишение части населения заработков, Падение доходов населения вследствие безработицы вызывает сокращение реальных сбережений, а так как сбережения – это источник инвестиций, то государство получает меньше налоговых поступлений в бюджет. На индивидуальном уровне вынужденная безработица для любого человека в течение длительного времени приводит к следующим негативным последствиям: снижению уровня квалификации; потере уверенности в себе; психологическим стрессам; нервным и сердечно-сосудистым заболеваниям; распаду семьи; росту алкоголизма и самоубийств. Таким образом, потеря стабильного источника дохода может явиться одной из причин, толкающей человека на преступление, асоциальное поведение. К социальным издержкам безработицы следует отнести: нарастание социального пессимизма; рост психологической напряженности; увеличение всплесков социальной активности (забастовки, массовые выступление); рост преступности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что рост безработицы завит от абсолютно разных факторов, и задача государства заключается в том, чтобы снизить уровень безработицы. Такое социально-экономическое явление как безработица оказывает огромное влияние на все сферы жизни человека, ведь безработный человек не только не может использовать свои знания и умения, лишается доходов и средств к существованию, но и теряет свой статус и значимость в обществе, становится психологически неустойчивым, неуверенным в будущем. Если количество безработных в стране будет расти, это может привести к таким негативным явлениям, как акции протеста и увеличение процента людей, живущих за чертой бедности, чтобы избежать этого, безработица всегда должна находится под вниманием и контролем государства. 1.3. Правовое регулирование безработицы Безработица, несомненно, имеет ряд отрицательных последствий, о которых уже было сказано ранее, снизить и нейтрализовать эти отрицательные последствия, возможно путём создания эффективной системы защиты граждан от безработицы. В основе указанной системы лежит нормативно - правовая база. Нормативно - правовая база в сфере социальной защиты граждан от безработицы представлена совокупностью международных и национальных актов. Статья 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные и международные стандарты являются составной частью российской правовой системы. Во многих международных нормативно - правовых актах провозглашается право на труд и защиту от безработицы. К таковым относят: Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» (1966 г.). В указанных актах определены основные гарантии и компенсации, предоставляемые безработным гражданам. Значимая роль на международном уровне отводится деятельности Международной организации труда по разработке и принятию международных нормативно - правовых актов в сфере социальной защиты граждан от безработицы. Россией ратифицировано значительное количество Конвенций и Деклараций МОТ. Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ и Закон «О занятости населения в РФ» относят к числу основных нормативно - правовых актов в сфере социальной защиты граждан от безработицы в РФ. Согласно статье 37 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на защиту от безработицы, которое осуществляется через обеспечение занятости и трудоустройства, а также на защиту от принудительного труда. В Трудовом кодексе РФ содержатся нормы, предусматривающие защиту работника от необоснованных увольнений, переводов, отказов в приёме на работу, а также от дискриминации. Важно определить как законодательство РФ определяет статус безработного. В ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» указано, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Также в представленной статье указано, что безработными не могут быть признаны граждане: ? не достигшие 16 летнего возраста; ? которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости и/или накопительная пенсия, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; ? отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы; ? не явившиеся в течение первых 10 дней без уважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных; ? осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы. Однако, согласно Международной конференции статистиков труда (МКСТ) безработными признаются все лица старше возраста, установленного для измерения экономически активного населения, которые:
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 45 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 26 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 42 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 29 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg