Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЛОСОФИЯ

Изучение творчества Якуба Занкиева в школе

kisssaaa0721 1825 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.10.2021
Цель работы: исследовать и систематизировать принципы изучения творчества писателя в средних и старших классах, выявить наиболее продуктивные для современного урока формы и методы. Для достижения поставленной цели надо решить следующие задачи: 1. Изучить и систематизировать работы литературоведов и методистов по проблеме изучения творчества писателя. 2. Систематизировать методы, формы и приемы изучения творчества писателя в средних и старших классах и выявить их образовательно-воспитывающий потенциал. 3. Провести эксперимент по применению инновационных форм и приёмов изучения творчества писателя. Научная новизна работы заключается в систематизации научных методических материалов по теме исследования. Для реализации поставленной цели использованы следующие методы: системный анализ литературоведческих, педагогических, дидактических источников; изучение, анализ и обобщение опыта; критическое изучение методического наследия; в области литературоведения – биографический и культурно-исторический методы, а также наблюдение, анкетирование и педагогический эксперимент. состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованной литературы и приложения.
Введение

Актуальность темы обеспечивается, во-первых, возросшим вниманием к выдающейся личности в современной культуре, что находит яркое отражение в популярности и востребованности мемуарных жанров, биографических описаний и изысканий, во-вторых, дидактическим и воспитывающим потенциалом биографии писателя в преподавании литературы в школе, в третьих, необходимостью понимания связи биографии писателя с созданным им произведением для глубокого и полноценного его понимания. Объект исследовании – методика преподавания литературы в школе. Предмет исследования – методика изучения творчества писателя на уроках литературы.
Содержание

Введение................................................................................................................4 Глава 1. Биография и ее изучение как основа понимания историко-литературного процесса в целом и творчества Якуба Камалиевича Занкиева ..............................................................................................................6 Глава 2. Изучение творчества Якуба Занкиева в школе 2.1. Принципы изучения творчества писателя на уроках литературы...31 2.2. Национальный образ мира в романах Я.К.Занкиева................................31 2.3. Нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по татарской литературе (по творчеству сибирско-татарского писателя, фронтовика Якуба Камалеевича Занкиева)......................................................................42 Заключение…......................................................................................................48 Список использованной литературы................................................................50 Приложение........................................................................................................55
Список литературы

теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)" 1. Список произведений Якуба Занкиева1. Книги 2. Иртеш тацнары: роман /Я.К.Зэнкиев. Казан: Тат.кит.нэшр., 1988. 3. Иртеш тацнары: роман / Я.К.Зэнкиев. Казан: Тат.кит.нэшр., 1994. - 671 б. 4. Кайчыколак /Я.К.Зэнкиев — Темэн., 1994.-61 б. 5. Зори Иртыша /Я.К.Занкиев. Кн. первая,- Тюмень: СофтДизайн, 1996. -272с. 6. Луноликая красавица Сузге: лит.-крит. сб., посвящ. 80-летию Я.К.Занкиева / автор-сост. Алишина Х.Ч. Тюмень: ТюмГУ, 1997. - 100 с. 7. Зори Иртыша/Я.К.Занкиев. Кн. вторая.- Тюмень: СофтДизайн, 1998 232 с. 8. Ялкында ©телгэн мэхэббэт: роман / Я.К.Зэнкиев. Темэн: Вектор Бук., 1999.-312 6. 9. Любовь, объятая пламенем: роман / Я.К.Занкиев. Тюмень: ТюмГУ, 2001.2. Публицистика 10. Картиналар буенча сочинение язу // Совет мэктэбе. 1949. — №7. 11. Кешелэр гузэл булсын // Ленин юлы. 1962. - №26. - 28 фев. 12. Хатын // Азат хатын. 1963. - № 4. - Б.22. 13. Жить для людей // Советская Сибирь. 1970. - 21 марта. 14. Добрые зерна сильные всходы // Тюменская правда. - 1972. - 29 июня. 15. Мысли о воспитании // Советская Сибирь. — 1975. — июнь. 16. Алдыгызда баш иям // Азат хатын. — 1977. — №3. — Б. 1. 17. Хэрби-патриотик тэрбия эшендэ кайбер тэжрибэлэр // Совет мэктэбе. -Казан. 1978.-№ 5. 18. Ник елыйсыц, карт ана // Азат хатын. — 1978. №7. - Б.20-21. 19. Микроклимат в школе и молодой учитель // Тобольская правда.-1978.-15 авг. 20. ??рвакыт булсын кояш! // Азат хатын. 1979. - №7. 21. Учитесь добывать знания // Тюменский комсомолец. 1980. - 1 июня. 22. Дэфтэрдэге ике хикэят // Татарстан яшьлэре. 1980. - 13 май. 23. Ана йорэге // Азат хатын. 1980. - №8. - Б.18. 24. Рэйхэнэ алмагачлары // Татарстан яшьлэре. 1980. - 13 окт. 25. Сукыр мэхэббэт // Соц. Татарстан. 1981. - 1 апр. 26. Берелэр уянганда // Татарстан яшьлэре. 1982. — 2 окт. 27. Кайчыколак // Ялкын. 1982. -№11. -Б.28-30. 28. Через всю жизнь // Советская Сибирь. 1983. - 1 сент. 20.Аккошлы кул//Ялкын. - 1983. - №11. - Б.21-25. 21 .Туган ж;ир туфрагы // Азат хатын. — 1984. - №5. 29. Кан кардэшлэр // Яшь ленинчы. — 1985. — 8 май. 30. Кылый куз // Ялкын. 1985. - № 6. - Б.26-27. 31. Булэккэ мэктэп // Татарстан яшьлэре. — 1986. - 1 май. 25. Беренче карлыгачыбыз // Яцарыш. - 1988. - 5 май. 32. Елмаюыцны сагынам, укытучым // Яцарыш. 1990. - 22 сент. 33. Иртеш ага да ага // Яцарыш. 1990. - 20, 27 окт. 34. Мэктэп бетсэ авыл бетэ // Яцарыш. - 1991 - 2 март. 35. Тынгысыз ж;ан // Яцарыш. 1991. - 30 сент. 36. Кансызлык // Яцарыш. 1992. - 23 март.31 .Оныкларыбыз кем булыр? // Яцарыш. 1992. - №18-19. 37. Калмыклар Себердэ соргендэ // Яцарыш. 1992. - №43. 38. Телебезнец сафлыгы ечен керэшик //Яцарыш. 1992. - №52; 1993. - №1. 39. Кукрэнде куллэр иле // Яцарыш. - 1993. - 27 янв. 40. Кешене яхшылык бизи // Яцарыш. 1993. - 5 июнь. 41. Ана каргышы // Яцарыш. 1993. - 1 окт. 42. Мин дэ ©чтеллекне яклыйм // Яцарыш. 1993. - 17 дек. 43. Ещё раз о трехъязычии // Яцарыш. 1994. - № 10. 44. Иртеш буйларында туды уйларым // Яцарыш. 1994. - 29 апр. 45. Болар да булдымыни патриотлар // Яцарыш. 1994. - № 18. 46. Тормыш иптэшем Рэшидэгэ гомергэ рэхмэтлемен // Яцарыш. 1994. - 3 июнь. 47. Ицгэ ицне терэп // Яцарыш. 1994. - 24 июнь. 48. Икмэк изге нэрсэ // Яцарыш. - 1994. - 24 июнь. 49. Камалган авылдагы сугыш // Яцарыш. 1995. - 6 янв. 50. Рэхмэт, туганнар // Яцарыш. 1995. - 11 авг. 51. Зори Иртыша (отрывок из романа) // Татарские края. — Казань. 1995. — №16. ' 52. Килэчэгебезне кайгыртып // Яцарыш. 1996. - 2 янв.48."Кайчыколак" мэктэптэ // Яцарыш. 1996. - 10 февр. 53. Шомлы хэбэрлэр туйдырды // Яцарыш. 1996. - 16 фев. 54. Усаллыкларныц анасы // Яцарыш. 1996. - №35-36.51 .Шэехлэрнец икенче торкеме Себер ж;ирендэ // Яцарыш. 1996. - 8 авг. 55. Укытучы булып туган // Яцарыш. 1996. - 15 окт. 56. Ана васыяте //Яцарыш. 1996. -№80. 57. Луноликая красавица Сузге // Татарские края. 1996. - №13. 58. Ул авыр елларда //Яцарыш. 1997. - 4 март. 59. Вызываю огонь на себя // Советская Сибирь. 1997. - №№53, 54. 60. Борчуларым //Яцарыш. 1999. -№84. 61. Огонь на себя // Тобольская правда. 2000. — 11 мая.1.. Научная и научно-критическая литература: 62. Абрамович, Г.Л. Введение в литературоведение: учебник для студентов филол. специальностей пед. институтов / Г.Л.Абрамович. изд. 6-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1975. - 352 с. 63. Азисова, М.С. Себер татарларыныц мифлары, ышанулары / М.С.Азисова, И.Бэширова // Сулеймановские чтения: тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. Тюмень, 2002. - С.4. 64. Айвазян, С. Указатель сюжетов русских быличек и бывалыиин о мифологических персонажах / С.Айвазян // Померанцева, Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Высшая школа, 1975. - С.14-34. 65. Акимова, Т.М., Архангельская, В.К., Бахтина, В.А /Русское народное творчество (пособие к семинарским занятиям) / Т.М.Акимова, В.К.Архангельская, В.А.Бахтина. М.: Высш. Школа, 1983. - С. 20. 66. Алишина, Х.Ч. Безнец горурлыгыбыз / Х.Алишина, И.Гарифуллин, Х.Хабибуллин // Яцарыш. 1997. - 7 февр. 67. Алишина, Х.Ч.Туган як эдэбияты / Х.Алишина // Мэгариф. 2003. - №5. -Б.17-18. 68. Алишина, Х.Ч. Хермэтле Якуб абый / Х.Алишина // Яцарыш. 1996. - 5 апр. 69. Алишина, Х.Ч. Халкыбызныц беек шэхесе / X. Ч. Алишина // Яцарыш. -1998.-7 апр. 70. Алишина, Х.Ч. Язучы керэшче ул / Х.Алишина // Яцарыш. - 1995. - 7 апр. 71. Алишина, Х.Ч. Мы гордимся вами, Якуб абый / Х.Ч.Алишина // Сибирская панорама. 1998. - 20 мая. 72. Алишина, Х.Ч. Тоболо-Иртышский диалект языка сибирских татар: Монография / Х.Ч.Алишина. Казань: Казанский пед. ин-т, 1994. — 119 с. 73. Алишина, Х.Ч. Энциклопедия жизни сибирских татар / Х.Ч.Алишина // Яцарыш. 1996. - 30 апр. 74. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество: Учеб./В.П.Аникин. -М.: Высш.шк., 2001. 726 с. 75. М.Афанасьев, А. Происхождение мифа: статьи по фольклору, этнографии и мифологии / А.Афанасьев. М., 1996. - С.289-306. 76. Ахметова, Ф.В. По следам В.В.Радлова // Сибирские татары. Сборник статей. Казань: Институт истории АН РТ, 2002. - 240с. 77. Эдэбият теориясе / Тез. Х.Госман, З.Мэж;итов. Казан: Тат. кит. нэшр., 1980. - Б.144. 78. Эдэбият теориясенэ кереш. Казан: Тат. кит. нэшр., 1987. - Б.203. 79. Эдэбият чыганаклары Ьэм текстология. Казан: ТФА Г.ИбраЬимов ис. ТЭТИ,- 1992.- 111 б. 80. Базанов В. От фольклора к народной книге. JL: Худож.лит, 1973. - 360 с. 81. Бакиева, Р.К. Роль произведений Якуба Занкиева в воспитании личности учащихся / Р.К.Бакиева // Жизнь и творчество педагога и писателя Я.К.Занкиева: материалы обл. науч.-практ. конф.- Тобольск, 1998. С.44-47. 82. Барсукова, Р. Мифологическая лексика заболотного говора тоболо-иртышского диалекта сибирских татар / Р.Барсукова // Сулеймановские чтения: тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. Тюмень, 2004. - С.22-24. 83. Бахрушин, С.В. Сибирские служилые татары в XVII в. / С.В.Бахрушин // Исторические записки. -М.: 1937. Т. 1. - С.77. 84. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М.Бахтин. М.: 1975. -235 с. 85. Баширова, И.Б. Изображение словом. Казань: Тат.кн.изд.,1974. - 176 с. * 86. Баязитов, Ф. «Зори Иртыша» Якуба Занкиева / Ф.Баязитов // Тюм. правда. — 1995.- 1 дек. 87. Баязитов, Ф. Вся моя жизнь в зорях Иртыша / Ф.Баязитов // Яцарыш. -1993.- 11 апр. 88. Баязитов, Ф. Под зорями Иртыша / Ф.Баязитов // Тюм. правда. 1995. - 6 июня. 89. Баязитов, Ф. Рожденные зорями Иртыша / Ф.Баязитов // Яцарыш. 1996. -23 апр. 90. Баязитов, Ф. У нас в гостях — тобольский писатель и очеркист Якуб Занкиев / Ф.Баязитов // Татарские края. — 1995. — № 16. 91. Баязитов, Ф. Это роман о моей родной земле, моих соплеменниках / Ф.Баязитов // Яцарыш. 1995. — 7 апр. 92. Баязитов, Ф. Это роман о моей родной земле, моих соплеменниках / Ф.Баязитов // Тобольская правда. 1995. - 18 апр. 93. Баязитова, Ф.С. Себер татарлары. Рухи мирас: Гаилэ-кенкуреш, йола терминологиясе Ьэм фольклор / Ф.С.Баязитова Казан: Фикер, 2001.- 309 б. 94. Безертинов, Р.Н. Тэнгрианство религия тюрков и монголов. Наб.Челны: Мирас, 1999.-362 с. 95. Бэширова, И. Суз белэн сурэт ясау / И.Бэширов. Казан: Тат. кит. нэшр., 1994.- 176 б. 96. Бекшенёв, 3. Якын, туган кеше / 3. Бекшенев // Ленин юлы. 1957. - 7 окт. 97. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений в 13 томах, т.,1./ В.Г. Белинский. М., 1953. - 295 с. 98. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений / В.Г.Белинский. Т. 10. - М.: Изд-во АН СССР, 1956. - 474 с. 99. Белинский, В.Г. Собрание сочинений / В.Г.Белинский. В 3-х т. Т.З. - М.: Гослитиздат, 1948.-375 с. 100. Белич, И.В. «О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против инородцев Западной Сибири» (К 100-летию публикации Н.Ф.Катановым рукописей Тобольского музея) / И.В.Белич //Проблемы истории Казани: современный взгляд. Казань, 2004. - С. 480-502. 101. Белич, И.В. Ханское кладбище / И.В.Белич // Сибирская столица. -Тобольск. 1997. - №1. - С.55-73. 102. Беспалова, Л.Г. Тюменский край и писатели XYII-XIX веков / Л.Г.Беспалова. Екатеринбург: Средне-Уральское кн. изд., 1998. - 198с. 103. Бондарев, Ю.В. Хранители ценностей: Сборник. -М.: Правда, 1987. -383с. 104. Большой справочник по литературе. М.: Из-во Астрель, «Олимп», «Фирма», «Из-во ACT», 2000. -304 с. 105. Борко, Т.И. Миф как способ установления идентичности / Т.И.Борко // Филологический дискурс. Тюмень: ТюмГУ, 2007. - №5. - С.36-41. 106. Бороздунова, Л.В. Я частушку на частушку как на ниточку вяжу. .//Уроки литерат, 2004. -№10. С. 14-15. 107. Бороноев, А.О. Сибирский роман как проявление региональной ментальности и советской культуры / А.О.Бороноев // http: //www.ibci.nl/ konferencia/page /statya к 17.htm. C.l. 108. Борынгы татар эдэбияты / Тез. Х.Мехэммэтов, Х.Хисмэтуллин, Ш.Абилов, У.Беляева, С.Исэнбаев. Казан: Тат. Кит. нэшр., 1963. — С.428. 109. Буслаев, Ф.И. О литературе: исследования, статьи. М.,1990. - 312 с. 110. Бухштаб, Б.Я. Литературоведческие расследования. М.: Современник, -1982.- 176с. 111. Валгина, Н.С. Теория текста: учеб. пособие / Н.С.Валгина. М.: Логос, 2004. - 280 с. 112. Валеев, Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт / Ф.Т.Валеев. Казань: Тат. кн. изд-во, 1993. - С.149-150.52.3энкиев, Я. Иртеш тацнары. Автордан. Казан: Тат.кит.нэшр., 1994. -Б.671-672. 113. Вафеев, Р.А. Миссионеры ислама в сибирско-татарском фольклоре / Р.А.Вафеев, Ф.С.Сайфулина // Влияние ислама на культуру народов Сибири: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 600-летию ислама в Сибири. Тюмень, 1998. - СЛА-А1. 114. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / Вст.ст. И.К.Горского; Сост., коммент.В.В.Мочаловой. М.: Высш. шк., 1989. - 406 с. 115. Волшебные сказки. Абдулла Алиш, Амина Бикчантаева. Казань: «Хэтер», 2003.-431 с. 116. Война и школа // Материалы Тюмен. обл. науч.-практ. конф. в Тобольске, посвящ. 50-летию Победы над фашизмом. Тобольск, 1995. - 176 с. 117. Габитова, Р.К. Этнопедагогический аспект башкирского фольклора //Педагогика. 2002. -№1. - С.45-50. 118. Галиуллин,Т. Дэгъвэ: хикэялэр, публицистика, эдэби тэнкыйт/ Т. Галиуллин. Казан: Тат.кит.нэшр., 1995. - 256 б. 119. Гайнуллин, М. Деньяви эсэрлэр эзеннэн / М.Гайнуллин // Казан утлары. -1968. -№10. -Б.159. 120. Галямова, Г.С. Отражение темы Сибири в татарской прозе второй половины XX века / Г.С.Галямова // Автореф. дис. . канд. фил. наук. — Тобольск, 2006.- 18 с. 121. Галямова, Г.С. Татар эдэбиятында Себер темасын ейрэну / Г.С.Галямова // Сулеймановские чтения: материалы VIII межрегион, конф. — Тюмень: «Экспресс», 2005. С.58. 122. Гарифуллин, И.Б. Очерки истории татарского населения Тюменской области. Тюмень, 2000. - 219 с. 123. Гарифуллин, И.Б. Мухаммед. Ислам в Сибири. Кучум и Сузге в народных преданиях. По страницам истории сибирских татар. Тюмень, 1993. 124. Гарифуллин, И. Зори Иртыша / И.Гарифуллин // Тюм. правда. 1988. - 6 авг. 125. Горбачёв, В.В. Заветное слово: о народности литературы. М.: Современник, 1986. - 399с. 126. Гордеева, Н.А. Указатель сюжетов быличек и бывалыцин Омской области / Н.А.Гордеева // Актуальные проблемы сибирской фольклористики: межвуз. сб. науч. трудов. Иркутск, 1991. - С.99-112. 127. Горький, A.M. Собр. соч.: в 30 т. т.24. М.: 1953. - С.92 128. Гунн, Г.Очарованная Русь. М.: Искусство, 1990. - 288 с. 129. Даль, В.И. «Пословицы русского народа»: М., 1957. - С.З. 130. Даль, В.И. Толковый словарь великорусского языка. Т.1-4. -М., 1955 131. Денисов, Н. Рождён Иртышом / Н.Денисов // Тюм. известия. 1996. - 20 мая. 132. Добролюбов, Н.А. Собр. соч.: В 3 т. / Н.А.Добролюбов.- М., 1952.- Т.З. -С.29. 133. Енишерлов, В.П. Времен прослеживая связь. М.: Современник, 1985. -287с. 134. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие / А.Б.Есин. М.: Флинта; Наука, 1998. - С.80. 135. Жизнь коротка, искусство бесконечно.:(Из истории английских афоризмов) /Вступ. Заметка и перевод Л.Ливергайте//Вопр. Лит.-1993.- Вып.Ш.- с. 171. 136. Зиновьев, В.П. Указатель сюжетов сибирских быличек и бывалыпин / В.П.Зиновьев. Новосибирск, 1985. - С.37-38.77.3олкэрнэев, Ф. Чакма чакмый ут чыкмый / Ф.Зелкэрнэев. Казан: Тат. кит. нэшр., 1991.-Б.183. 137. Ибрагимов, Г. Эдэбият кануннары / Г.Ибрагимов. Казан: Тат. гос. издат, 1919. -Б.81. 138. Ибра1шмов, Г. Эсэрлэр. 8 томда/ Галимж;ан ИбраЬимов. Казан: Тат.кит.нэшр., 1978. - 5 том. - 1776. 139. Ибра1шмов, Ш. Данлы юбилей алдыннан / Ш.ИбраИимов // Яцарыш. -1997.-25 февр.81 .ИбраЬимов, Ш. Куптэн кетеп алынган китап / Ш.ИбраЬимов // Яцарыш. -1995.-25 июль. 140. Иртешкэ сэяхэт: экиятлэр, ж;ырлар / М.Садри кереш сузе. Казан: Тат. кит. нэшр., 1989.-159 б. 141. Ислам в истории и культуре тюменского края: (в документах и материалах) / Автор-сост. И.Б.Гарифуллин. Тюмень: ИПЦ «Экспресс», 2004. - 173 с. 142. История татарской литературы нового времени: (XIX-начало XX в.). -Казань: Фикер, 2003. 427 с. 143. Исэнбэт, Н.С. Татар теленец фразеологик сузлеге. Ике томда. I том. -Казан, Тат, кит. нэшр., 1989. 495 б. 144. Исэнбэт, Н.С. Татар теленец фразеологик сузлеге. Ике томда. II том. -Казан, Тат, кит. нэшр., 1990. 365 б. 145. Исхакый, Г.Г. Зиндан. Избранные прозаические и сценические произведения/ Сост., Л.Гайнанова. — Казань: Тат.кн.изд-во, 1991. — 671 с. 146. Ихсанов, Н.Г. Татар совет эдэбиятыныц соцгы классик урнэге (Якуб Зэнкиевньщ «Иртеш тацнары» буенча / Н.Г.Ихсанов // Занкиевские чтения: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. Тобольск: ТГПИ им.Д.И.Менделеева, 2007. - С.57-59. 147. Катанов, Н.Ф. Предания тобольских татар о Кучуме и Ермаке / Н.Ф.Катанов //Ежегодник Тобольского губернского музея. Вып.5. — Тобольск, 1895. С. 234 - 238; 148. Катанов, Н. Ф. Предания тобольских татар о Кучуме и Ермаке / Н.Ф.Катанов Тобольск, 1896. 149. Катанов, Н.Ф. О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против иноземцев Западной Сибири /Н.Ф.Катанов //Ученые записки Казанского университета. 1903. Кн. 12. - С. 133-146. 150. Катанов, Н.Ф. Предания тобольских татар о прибытии в 1572 г. мухаммеданских проповедников в Искер /Н.Ф.Катанов //Ежегодник Тобольского губернского музея. Вып. 7. Тобольск, 1897. — С.51- 61. 151. Кожинов, В.В. Теория литературы / В.В.Кожинов. М.: Наука, 1964. -С.123. 152. Комина, Р.В.Современная советская литература: (Худ.тенденции и стилевые многообразия.) Учебное пособие для студентов вузов 2е изд., перераб. И доп. М.: Высшая школа.- 1984. - 232 с. 153. Корман, Б.О. Изучение текста художественного произведения / Б.О.Корман. М.: Просвещение, 1972. - 110 с. 154. Корман, Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов / Б.О.Корман // Проблемы истории критики и поэтики реализма. Ижевск: УдГУ, 1992. -С.39-54. 155. Кожинов, В.В. Теория литературы / В.В.Кожинов. М.: Наука, 1964. -С.123. 156. Кравчик Василевская, В. В защиту фольклора, или диалог между традицией и современностью //Живая старина. — 1996. — №4. — с.42-43. 157. Криничная, Н.А. Северные предания. Беломорско-обонежский регион/ Н.А. Криничная. Ленинград: Наука, 1978. - С. 14 158. Круглов, Ю. Г. Русские обрядовые песни: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец «рус. яз. и лит.». 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк. 1989. -320 с. 159. Толстой, Л. Н. Былины/ Переизд. Предисл. В. П. Аникина; М.: Дет. Лит., 1984.-32 с. 160. Лагунов, К.Я. Портреты без ретуши / К.Я.Лагунов. Тюмень: ИЛИ Тюмень, 1994.-С. 76. 161. Лагунова, O.K., Рогачев, В.А., Эртнер, Е.Н. Социокультурные противоречия литературного взаимодействия на Тюменском Севере // Роль полярных университетов в развитии северных территорий: материалы II междунар. конф. Тюмень; Лейкхед, 1992. - С.64-67. 162. Литература Тюменского края: хрестоматия: в 3-х т. / Сост. Г.И.Данилина, Н.А.Рогачева, Е. Н. Эртнер. Тюмень: СофтДизайн, 1996. Кн. 1: 5-7 кл. - 1996. - 303 е.; Кн. 2: 8-9 кл. - 1996. - 240 е.; Кн. 3:10-11 кл.- 1996.- 351 с. 163. Литературный энциклопедический словарь./ Под ред.В .М.Кожевникова.- М.: Олма-Пресс. 2001. - 319 с. 164. Лихачев, Д.С. Прошлое будущее.статьи и очерки. - Л.: Наука. - 1985. - 576 с. 165. Миллер, Г.Ф. История Сибири. Т.1. - М.- Л., 1937. 166. Минасьян, Г.П. Алеют "Зори Иртыша" / Г.П.Минасьян // Сов. Сибирь. -1997.-5 апр. 167. Минасьян, Г.П. Размышления о романе «Зори Иртыша» и его авторе / Г.П.Минасьян // Жизнь и творчество педагога и писателя Я.К.Занкиева: материалы обл. науч.-практ. конф. — Тобольск, 1998. С.29-33. 168. Мирхайдарова, А.Х. Антропонимия в произведениях Я.К.Занкиева / А.Х.Мирхайдарова // Сулеймановские чтения: материалы науч.-практ. конф. Тюмень, 2001. - С.39-40. 169. Миф, фольклор, литература. Л.: Наука. - 1978. - 250 с. 170. Морохин, В.И. Хрестоматия по истории русской фольклористики. — М.: Высш.шк. 1973. - 316 с. 171. Москвина, И.И. Поэтика легенд и притч: поэтика жанров русской и советской литературы / И.И.Москвина. Вологда, 1988. - С.86-103. 172. Муллачанова, Г. Художественный мир татарской поэзии Сибирского региона (1990-2005) / Г.Муллачанова. Автореф. дис. канд. фил. наук. -Казань: Каз. гос. универ-т, 2006. 27 с. 173. Насыйри, К. Избранные произведения. Казань, 1977. - 263 с. 174. Насыйри, К. Книга о воспитании. /Сост., В.С.Шакирова. Казань: тат.кн.издат., 1994. - 144 с. 175. Николаев, П.А. Советское литературоведение и современный литературный процесс. М.: Худож. Лит, 1987. - 334с. 176. Николина, Н.А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.А.Николина. М.: Академия, 2003. - 256 с. 177. Новикова, A.M. и Александрова Е.А. Фольклор и литература. — М.: Просвещение, 1978. -144 с. 178. О писательском труде. Сборник статей и выступлений советских писателей. Изд.2-е,доп. -М.: «Советский писатель», 1955. 136 с. 179. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи, собраны В.В.Радловымъ. Часть IV. Наречия барабинцевъ, тарскихъ, тобольскихъ и тюменскихъ татаръ. -Санктпетербургъ, 1872. —411с. 180. Ожегов, С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка /Российская АН.; Российский фонд культуры; М.: АЗЪ, 1996. - 928с. 181. Предания тобольских татар о прибытии в 1572 г. мухаммеданских проповедников в Искер // Ежегодник Тобольского губернского музея. Вып. 7. Тобольск, 1897. -С. 51-61; 50. 182. О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против иноверцев Западной Сибири // Ежегодник Тобольского Губернского музея 1904г., выпуск 14. Тобольск: Типография Епарх. Братства, 1905г. 183. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность. — М, 1978. 149с. 184. Прибыльский, Ю. Уроки гуманизма / Ю.Прибыльский // Жизнь и творчество педагога и писателя Я.К.Занкиева: материалы обл. науч.-практ. конф. Тобольск, 1998. - С.10-13. 185. Прокопова, М.В. Легенда о Сузге в романе Я.К.Занкиева «Зори Иртыша» / М.В.Прокопова // Занкиевские чтения: сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конф. Тобольск: ТГПИ им.Д.И.Менделеева, 2007. - с.40-41. 186. Прокушев, Ю.Л. Даль памяти народной.-2-е изд. М.: Сов.Россия, 1983. -272 с. 187. Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений, т.11. М:, 1957. - С.40 188. Радлов, В.В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи: ксерокопия / В.В.Радлов. СПб.: Тип. Императ. Акад. Наук, 1872. - 411 с. 189. Радлов, В.В. Этнографический обзор турецких племен Сибири и Монголии / В .В. Радлов. Иркутск, 1923. - С.23. 190. Рамазанова, Д. Б. Себер диалектларыннан материаллар / Д.Б.Рамазанова. -Казан: Фикер, 2001. 141 б. 191. Рахимов, Р.Х. Астана в истории сибирских татар / Р.Х.Рахимов. -Тюмень: Печатник, 2006. 76с. 192. Рахимова, А. Лексика диалектов сибирских татар / А.Рахимова. -Казань: Мастер Лайн, 2001. 128 с. 193. Речебакиева, X. Тормыш идеалым / Х.Речебакиева // Яцарыш. 1994. -16 сент. 194. Речебакиева, X. Я.К.Занкиев наш учитель / Х.Речебакиева // Жизнь и творчество педагога и писателя Я.К.Занкиева: материалы обл. науч.-практ. конф. - Тобольск, 1998. - С. 13-16. 195. Речебикиева, X. Учитель солдат / Х.Речебакиева // Тюм. правда. -1989.-24 февр. 196. Рогачев, В. В ожидании рассвета / В.В.Рогачев // Занкиев, Я. Зори Иртыша. Тюмень: СофтДизайн, 1998. - С.8 197. Русский советский фольклор. Антология/ под ред. К. Н. Феноменова. — Л., Изд во «Наука», 1968. - С. 10 198. Русский фольклор / Под ред. В. П. Аникина. М.: Худ.лит., 1985. - 367 с. 199. Русское народное поэтическое творчество. Учебное пособие для пед.ин-тов /М.А.Вавилова, В.А.Василенко, Б.А.Рыбаков и др.; Под ред. А.М.Новиковой.- 2е изд. М.: Высш.школа, 1978. - 440 с. 200. Садыков, К.С. Некоторые обряды и обычаи сибирских татар/ К.С.Садыков//Сибирские татары: материалы 1-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири».- Омск, 1998 — С.145-147. 201. Садыков, К.С. От Тюмени до Праги / К.С.Садыков // Жертвенный подвиг: материалы историко-мемориальной конф., посвящ. 55-й годовщине Победы над фашизмом. Тобольск, 2000. 202. Садыков, К.С. Отражение обычаев, обрядов, традиций сибирских татар в романе Я.Занкиева «Зори Иртыша» / К.С.Садыков // Жизнь и творчество педагога и писателя Я.К.Занкиева: материалы обл. науч.-практ. конф. -Тобольск, 1998. С.33-37. 203. Садыков, С.А. Тропы жизни / С.А.Садыков // Жизнь и творчество педагога и писателя Я.К.Занкиева: материалы обл. науч.-практ. конф. -Тобольск, 1998.-С.5-10. 204. Сайфулина, Ф.С. Формирование и развитие татарской литературы Тюменского региона. Тюмень: Изд., «Вектор Бук», 2007. — 296с. 205. Сайфулина, Ф.С. Отражение особенностей региональной литературы в творчестве Якуба Занкиева /Ф.С. Сайфулина //Вестник Тюменского государственного университета. 2006. - №2. - С.247-254. 206. Сайфулина, Ф.С. Роль легенд и преданий в раскрытии концепции исторического романа «Зори Иртыша» Я. Занкиева /Ф.С. Сайфулина //Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э.Баумана. 2006. - Т. 186. - С.404-412. 207. Сайфулина, Ф.С. Особенности творчества Якуба Занкиева /Ф.С. Сайфулина //Вестник Тюменского государственного университета. 2006. -№4.-С. 182-189. 208. Сайфулина, Ф.С. История формирования и развития татарской литературы Тюменского региона /Ф.С. Сайфулина //Вестник Московского государственного университета МВД России. — 2007. № 7. - С. 152-154. 209. Сайфулина, Ф.С. Ислам в сибирско-татарском фольклоре (к 600-летию принятия Ислама в Сибири) /Ф.С.Сайфулина //Аргамак. 1995. - № 10-11. - С.132-135. 210. Сайфулина, Ф.С. Региональная литература: вклад Я.Занкиева в развитие татарской литературы Тюменского края /Ф.С.Сайфулина //Вестник ТГПИ имени Д.И.Менделеева. 2004. - № 4. С.200-209. 211. Сайфулина, Ф.С. Из истории формирования татарской региональной литературы Тюменского края: сибирско-татарский фольклор /Ф.С.Сайфулина //Современные гуманитарные исследования. 2006. - № 4 (11). - С.70-73. 212. Сайфулина, Ф.С. Литературное краеведение: Отражение татарского фольклора Тюменского края в литературных произведениях (на примере романа-дилогии Я.Занкиева «Зори Иртыша» /Ф.С.Сайфулина //Вопросы филологических наук. 2006. - №5 (22). - С.35-39. 213. Сайфулина, Ф.С. Исторический характер романа Якуба Занкиева «Любовь, объятая пламенем» /Ф.С.Сайфулина //Актуальные проблемы филологии: теретический и методический аспекты. Сборник научных работ. Тобольск: ТГПИ им.Д.И.Менделеева, 2006. - С.73-77. 214. Сайфулина, Ф.С. Во имя будущих рассветов (по творчеству Якуба Занкиева) /Ф.С.Сайфулина. Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделева, 2004. -108с. 215. Соболев, А.Н. Мифология славян. С.П.-б.: Лань, 1987. - 278с. 216. Словарь литературоведческих терминов, /сост. Л.И. Тимофеев и С.В.Тураев. М.: «Просвещение», 1974. - 509 с. 217. Сурметова, JI.P. Жанровое своеобразие песенно-музыкальных традиций татар Тюменской области / Л.Р.Сурметова // Автореф. дис. . канд. филол. наук. Казань, 2007. - 27 с. 218. Талипова, Г.М. Я.К.Зэнкиевныц «Ялкында отелгэн мэхэббэт» романында халык авыз иж;аты чагылышы / Г.М.Талипова // Сулеймановские чтения: материалы науч.-практ. конф. — Тюмень, 2001. 219. Татарские народные поговорки и пословицы /сост.А.Г.Курамшин. -Омск, 2004. 220. Татарская детская литература. Стихи и пьессы. Казань: «Хэтер», 2003. -463 с. 221. Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР М.: Просвещение, 1980.- 153 с. 222. Теракопян, Л. Пафос преобразования. Заметки о современной деревенской прозе. М., 1974. - 392 с. 223. Теория литературы: учеб. пособие для студентов филол. фак. высш. учеб. заведений: в 2 т. Т. 1. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / Н.Д.Тамарченко, В.И.Тюпа, С.Н.Бройтман; под ред. Н.Д.Тамарченко. М.: Академия, 2004. - 512 с. 224. Тимофеев, Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1976. - С.237. 225. Типология народного эпоса. М.: Просвещение, 1975. - 202 с. 226. Толстова, Л.С. Использование фольклора при изучении этногенеза и этнокультурных связей народов / Л.С.Толстова // Фольклор и историческая этнография. -М.: Просвещение, 1983. С.214-272. 227. Толстой, А.Н. «Свод русского фольклора. (Публикация А.А.Горелова) //Из истории русской Советской фольклористики. Л., 1981. — с.3-6. 228. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика и стихосложение / Б.В.Томашевский. Л., 1959; Стилистика. 2-е изд., испр. и доп. Л., 1983. 229. Тумашева, Д.Г. Диалекты сибирских татар: опыт сравнительного исследования / Д.Г.Тумашева. Казань: Изд-во КГУ, 1977. - 296 с. 230. Тумашева, Д.Г. Язык сибирских татар / Д.Г.Тумашева. В 2-х ч. Казань: Изд-во КГУ, 1968.- 183 с. 231. Тукай, Г. Халык моцнары. Халык Эдэбияты // Сайланма эсэрлэр: 5Т.: т.4.-Казан, 1985.- 186 б. 232. Тукай, Г. Сочинения в 4-х томах. Т.2. Казань: Тат. кн. изд-во, 1976. -С.137 233. Уразова Н.М. Х.Ярми о влиянии фольклора на формирование татарской литературы./автореферат диссер. на соискание уч.ст. к.ф.н. — Тобольск, 2008.-24 с. 234. Урманче, Ф.И. Татар халык ижаты / Ф.Урманче. Казан: Мэгариф, 2005.-383 б. 235. Урманчеев, Ф.И. Эпоха, достойная сказаний. Литературоведение. -Казань: Тат.кн.изд., 1990. 222 с. 236. Урманчеев, Ф.И. Дастаннарга лаек замана: эдэбият белеме / Ф.И.Урманчеев. Казан: Тат. кит.нэшр., 1990. - 222 б. 237. Урманчеев, Ф.Г. Тукай и татарская фольклористика начала XX века // Габдулла Тукай. Казань, 1968. - 258 с. 238. Файзрахманов, Г.Л. История сибирских татар (с древнейших времен до начала XX века) / Г.Л.Файзрахманов. Казань: Фэн, 2002. — 488 с. 239. Файзрахманов, Г.Л. О литературной жизни сибирских татар в XVII-XIX веках / Г.Л.Файзрахманов // Сулеймановские чтения 2004: материалы VII межрегион, науч.-практ. конф. - Тюмень, 2004. - С.86-88. 240. Файзи, А.С. Сочинения в 5-ти томах. Т.5: Статьи, очерки, воспоминания, письма. Казань: Тат. кн. изд-во, 1987. - 452 с. 241. Федь, Н.М. Путешествие в мир образов. М.: Моск.рабочий, 1978. -288с. 242. Хабибуллина, Л.Б. Литература родного края / Л.Б.Хабибуллина. В 2 ч. Ч. 1. — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. 260 с. 243. Хабибуллина, Л.Б. Литература родного края / Л.Б.Хабибуллина. В 2 ч. Ч. II. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. - 260 с. 244. Хабибуллин, X. Нэрсэ ул мэхэббэт? Бармы ул? / Л.Б.Хабибуллина. В 2 ч. Ч. II. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. - 98 с. 245. Хатипов, Ф.М. Эдэбият теориясе Текст : югары уку йортлары, педагогия училищелары, колледж студентлары очен кулланма. Казан: Раннур, 2002. -352 б. 246. Хаким, С. Уз тавышыц белэн. Казан: Тат.кит. нэшр., 1969. - 224 б. 247. Хайруллина, В.И. Фольклор сибирских татар: изучение / В.И.Хайруллина // Сулеймановские чтения 2003: тез. докл. и сообщ. науч.-пркт. конф. - Тюмень, 2004. - С.83-85. 248. Хализев, В.Е. Теория литературы: учебник / В.Е.Хализев. М.: Высш. шк, 2002. - С.68-69. 249. Харченко, В.К. Эстетика народной приметы:// Русс.яз. в шк.- 1997.-июль-авг.(№4). С.25. 250. Хафизова, Г.Г. Югары уку йортларында себер татарларыныц фольклорын, ж;ирле шагыйрьлэрнец ижатларын ейрэнудэ "Туган як эдэбияты"ныц эЬэмияте / Г.Г.Хафизова // Сулеймановские чтения 2003: тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. - Тюмень, 2004. - С.86-88. 251. Хэбибуллина, Л.Б. Якуб Зэнкиевныц "Иртеш тацнары" романыныц идея-сэнгать кече / Л.Б.Хэбибуллина // Яцарыш. 1997. - 1 апр. 252. Храпченко, М.Б. Горизонты художественного образа: 2-е изд., доп. М.: Худож. Лит., 1986. - 439 с. 253. Эдуард Бернетт Тайлор. Миф и обряд в первобытной культуре. -Смоленск: Русич, 2000. С.36. 254. Энциклопедия. Литература./ автор-сост.С.П.Останина. М.: Олма-Пресс.-2001.-319 с. 255. Якименко, Л. Избранные работы: В 2-х т. Т.2 Творчество Шолохова.-М.: Худ.лит, 1982.-308 с. 256. Ярми, X. Татар халкыныц поэтик иж;аты / Х.Ярми. Казан: Тат. кит. нэшр., 1967.-308 б. 257. Яхин, А. Халык ижаты эсэрлэрен системалы итеп тикшеру тэжрибэсе / А.Яхин, М.Мэ1тдиев. Казан: Тат. кит. нэшр., 1982. - 119 б. 258. Яхин, Ф.З. Литературно-художественные особенности романа Якуба Занкиева «Зори Иртыша»./ Ф.З. Яхин // Сулеймановские чтения 2008: Мат. Всерос. науч.-практ. конф. - Тобольск, 2008. - С.90. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Отдельные произведения 1. Занкиев Я. Зори Иртыша. Роман. Книга первая. / Я. К. Занкиев; вступ. ст. Я. Занкиева – Тюмень: СофтДизайн, 1996. -272 с. 2. Занкиев Я. Зори Иртыша. Роман. Книга вторая / Предисл. В. Рогачева. – Тюмень: СофтДизайн, 1998. -232 с. 3. Занкиев Я. Иртеш таннары: Роман ( на татарском языке) / Я. К. Занкиев; – Казань: Татарское книжное изд.1994 – 672 с. 4. Занкиев Я. Кайчыколак.: Рассказы и сценарии по роману «Зори Иртыша» (на татарском языке) / Я. К. Занкиев; — Тюмень: Тюменский издательский дом, 2002. -66 с. 5. Занкиев Я. Любовь, объятая пламенем. Роман. ( на татарском языке)– Тюмень: Вектор Бук изд. 1999. -312 с. 6. Занкиев Я. Любовь, объятая пламенем: роман. Тюмень: Изд. Тюменского госуниверситета, 2001. 280 с. Публикации в периодических изданиях 1. Абайдуллина Г. Поздравление Юбиляра / Г. Абайдуллина // Янарыш. – 2002. – 19 апреля. – С.1. 2. Акбуляков З. Судьба деревень / З. Акбуляков // Янарыш. – 1991. – 30 марта. – С.2. 3. Алишина Х.. Выдающаяся личность нашего народа / Х. Алишина // Янарыш. 1998. – 7 апреля. – С.1, 4. 4. Алишина Х. Народный писатель сибирских татар / Х. Алишина // Тобольская правда. – 1997.- 25 марта. – С3. 5. Алишина Х. Первый писатель сибирских татар / Х. Алишина // Тюменские известия. – 1997. – 5 апреля. – С. 3. 6. Алишина Х. Якуб Занкиев / Х. Алишина // Тобольская правда. – 1994. – 1 июня. – С.2. 7. Аппасова Н. Горурлык хисе таратучылар / Н. Аппасова // Янарыш – 2002. 16. апреля. – С. 2. 8. Баитов Ф. На струнах воспоминаний / Ф. Баитов // 2005. – 8 августа. – С. 3. 9. Баутдинов Г. Письма в сибирское село Акияры / Г. Баутдинов // Татарский мир. – 2013. — № 2. – С. 11. 10. Бачурина А. Бескорыстная дружба людская / А.Бачурина // Советская Сибирь. – 1974. – 16 апреля. С. 3. 11. Занкиев Я. Перед вами склоняю голову / Я. Занкиев // Янарыш. – Азат хатын. – 1997. – 3 март. 12. Занкиев Я. На войне есть и каменные горы / Я. Занкиев // Янарыш. 2001. 15 май. – С. 2. 13. Камалова М. Пусть знают люди… / М. Камалова // Янарыш. – 1991. – 30 марта. –С.2. 14. Маметов Н. Прославленный земляк / Н. Маметова // Янарыш. – 1991. – 30 марта. –С.2. 15. Минасьян Г. Алеют «Зори Иртыша» / Г. Минасьян // Советская Сибирь. – 1997. – 5 апреля. – С4. 16. Муратов М. В память Якуба Занкиева / М. Муратов // Янарыш. – 2007. – 5 октябрь. С. 2. 17. Назырова Н. Наставника народ никогда не забудет / Н. Назырова // Янарыш. – 2015. — № 15. – 10 апреля. – С.1. 18. Половинко Р. На земле предков… / Р. Половинко // Тобольская правда. — 2002. – 29 июня. – С. 6. 19. Речебакиева Х. Кандидат, премии Г. Тукая / Х. Речебакиева // Янарыш. – 2002. – 5 апреля. С. 4. 20. Сагитов А. Проводы в последний путь / А. Сагитов // Янарыш. – 2003. – 14 март. – С. 8. 21. Сайфулина Н. Поздравление Юбиляра / Н. Сайфулина // Янарыш. – 2002. – 19 апреля. – С. 1. 22. Сайфулина Ф. Якубу Занкиеву 85 лет / Ф. Сайфулина // Янарыш. – 2002. – 5 апреля. С. 4. 23. Хабибуллин Х. Кандидат, премии Г. Тукая / Х. Хабибуллин // Янарыш. – 2002. – 16. апреля. – С. 2. 24. Файзуллин Т. Пусть не иссякнет родник доброты / Т. Файзуллин // Советская Сибирь. – 1997. – 5 апреля. – С4.
Отрывок из работы

Глава 1. Биография и ее изучение как основа понимания историко-литературного процесса в целом и творчества Якуба Камалиевича Занкиева. Занкиев Якуб Камалеевич (06.04.1917, г. Иркутск — 7.03.2003, г. Тобольск), основоположник прозы сибирских татар, заслуженный учитель школы РСФСР (1957). Родился в семье сибирского татарина Камали Занкиевича Занкиева, крестьянина Епанчинских юрт Тобольского округа, и Заки-рабану Валитовны, дочери муэдзина. В 1918 году семья 3анкиева вернулась из Иркутска в Епанчино. В 1933 году окончил Тобольскую татаро-башкирскую школу, в 1935 году — татарский педагогический техникум, преподавал математику и физику в Епанчинской (1934), Сеитовской (1935-1936 гг.) и Чебургинской (1936-1938) школах (Тобольский округ). Окончил физико-математический факультет Тюменского учительского института (1938-1940), работал по специальности в тюменской татарской средней школе № 3 (1940 — 1942). В мае 1942 года ушёл добровольцем на фронт, был командиром взвода противотанковой истребительской бригады, сформированной в Тюмени. Участник сражения на Курской дуге, освобождения Украины, Польши, Чехословакии. С 1946 года работал в Асланинской и Епанчинской школах, преподавал математику, был завучем, директором. В 1952-1955 гг. заведовал Тобольским районо. Член Союза писателей Татарстана (1995). В 1949 году — первая публикация в журнале «Совет мэктэбе» («Советская школа») под псевдонимом Кычыткан («Крапива»). Вершина творчества писателя: роман «Иртеш таннары» («Зори Иртыша»). В 1994 году в Тюмени вышла первая книга рассказов для детей «Кайчыколак» («Остроушко»), историческая эпопея. Первое произведение о жизни сибирских татар Прииртышья с августа 1917 года до середины 1940-х, отличается тематической широтой, заострённостью этических проблем. В центре повествования — судьба учителя Мухамеда Уразаева. Первая книга опубликована в 1988 году в литературном журнале «Казан утлары» («Огни Казани»), вторая — в 1995 году. В 1994 году Татарское книжное издательство выпустило роман-дилогию единой книгой. Роман (в первой версии) занял второе место в Татарстане на конкурсе «Лучшая книга года» (1988). В 1996-1997 гг. книга была переведена на русский язык и опубликована. В 1999 году вышла в свет (на татарском языке) книга «Ялкында отелгэен мэхэббэт» («Любовь, объятая пламенем») о жизни сибирских татар, их быте и нравах, традициях, обычаях, в 2001 году переведена на русский язык и опубликована. 3анкиев работал и в малых жанрах: рассказ, очерк, статья, фельетон. Эти произведения опубликованы в журналах и газетах Татарстана на русском и татарском языках. Знаком уважения к творчеству и деятельности 3анкиева стала конференция «Занкиевские чтения» (Тобольск, 2002). Почётный гражданин Загваздинского сельского совета Тобольского р-на (1997). Лауреат Государственой премии Республики Татарстан им. Габдулы Тукая (2002). Награждён орденами Отечественной войны I и II степени (1944,1985), Красной Звезды (1944), медалями. Поближе познакомиться с творчеством Я. К. Занкиева вам поможет рекомендательный список составленный М. Ш. Кульмаметевой, библиотекарем Санниковского филиала (Приложение 1) Принципы изучения творчества писателя на уроках литературы. 1)Принцип концентризма в обучении заключается в том, что часть материала, изучаемого в основной школе, повторяется затем в старших, но только с разной степенью глубины: «… Начальный этап концентрического изучения учебного предмета характеризуется особым значением чувственного восприятия предметов и явлений, накоплением сведений и фактов. В последующем обучении принимает все более систематический характер, а на старшей ступени среднего образования носит характер серьезных теоретических обобщений». Концентрическое построение материала предполагает его повторяемость в усложненном виде на следующей ступени обучения. Практика убеждает, что такой принцип необходим и оправдан в том случае, когда объём учебного материала не может быть понятым учащимися сразу, не может быть раскрыт с нужной полнотой. При этом нарастание трудностей в усвоении какого - либо раздела литературы происходит постепенно, в соответствии с уровнем умственного развития учащихся. В каждом последующем классе внимание школьников акцентируется на ранее неизвестных биографических фактах и чертах личности писателя. Ранее изученный материал становится опорой при усвоении новых знаний. На последующих этапах литературного образования уже известные данные переоцениваются учащимися, рассматриваются на более высоком уровне. Таким образом, целенаправленное накопление от класса к классу нового биографического материала смягчает чувство повторного знакомства с писателем, вызванного неоднократным возвращением к одним и тем же фактам в предыдущих классах. На примере изучения жизни и творчества Якуба Камалиевича Занкиева проследим возможности применения принципа концентризма на разных ступенях литературного образования, определим формы организации биографического материала. В 6 классе учащиеся знакомятся с важнейшими фактами и событиями из жизни писателя, имеющими целью привлечь их внимание незаурядной личности художника, заинтересовать его творчеством, подготовить к восприятию произведений. В 7 классе знания о писателе расширяются и углубляются. Здесь может вводиться дополнительный материал (например, заочная экскурсия в родные места), но в то же время отмечается постоянный интерес писателя к истории, к татарскому фольклору. В 8 классе у школьников формируем новые, более сложные навыки и умения для постижения биографии писателя, его личности, учим отбирать в биографии факты, характеризующие особенности жизненного и творческого пути, соотносить художественное произведение с жизненным опытом автора. С этой целью внимание учащихся фиксируем на событиях, повлиявших на литературную деятельность, на жизненных ситуациях, послуживших поводом к созданию данного произведения, ставших основой сюжета, определяем переживания и впечатления автора, отразивших в произведении. Таким образом, систематическое наполнение сведений о личности писателя в средних классах позволяет строить работу в будущем с опорой на имеющиеся знания. Такой подход обусловливает изучение жизненного пути писателя в органической взаимосвязи с его творчеством. Основные аспекты взаимосвязанного изучения биографии и творчества на разных этапах работы раскрываются не сразу, а в процессе наблюдений над текстом произведения, проникновения в его идейно-художественное своеобразие. 2) Принцип линейности в изучении жизненного и творческого пути писателя. Для осуществления взаимосвязи изучения биографии писателя с его творчеством в старших классах рекомендуется использовать дидактический принцип линейности, при котором постижение личности писателя рассматривается в органическом единстве на протяжении всех уроков. Это значит, во-первых, что жизненный и творческий путь писателя анализируется последовательно; во-вторых, его биография изучается в тесной взаимосвязи с творчеством; в - третьих, изучение жизни писателя осуществляется с той полнотой, глубиной и основательностью, которые необходимы для постижения личности писателя и его творчества. Планирование уроков творческой биографии с учетом коллективных, групповых домашних и индивидуальных домашних и классных занятий. Богатство и сложность личности, глубина его нравственных и эстетических исканий требуют от учителя особого внимания к формированию жизненных убеждений и художественных принципов писателя. В планировании уроков по творчеству Занкиева в старших классах важно установить взаимосвязи между основными этапами изучения всей темы. Это работа по творческой биографии писателя, повторение пройденного в VIII и IX классах, организация чтения ранних произведений Якуба Занкиева, романа «Зори Иртыша», формирование обобщений на итоговых уроках. Установить системные связи между частями изучаемой темы, понимание отношения писателя к событиям времени, к народу, к истории. 2.2 «Национальный образ мира в романах Я.К.Занкиева» состоит из четырех разделов. В первом разделе «Роль народных легенд, преданий и сказок в раскрытии истории края» раскрываются определения жанров и содержание использованных в произведениях писателя элементов фольклора. По традиционной классификации предания, как и народная мифология, легенды, былины, сказки, относятся к эпическому жанру фольклора. Предания - эпические повествования о событиях и людях давнего прошлого, называемые у татар «риваять». Для преданий характерна историческая тематика, они сохраняют память о событиях и деятелях национальной истории. Этот вид произведений устного народного творчества имеет большое познавательное значение, так как в преданиях рассказывается об очень далёком прошлом, о том времени, от которого, как правило, не сохранилось других свидетельств. В изучаемых романах представлены предания исторические и топонимические. К топонимическим - можно отнести предания о городке Сузгун, Девичьей горе («Кызлар убасы») и об Иртыше. Определенное место занимают в дилогии «Зори Иртыша» предания об исторических личностях, которые творили историю края, оставили после себя глубокий след. Писатель проявляет интерес преданиям о хане Кучуме, а также о красавице-царице Сузге, являющейся одной из самых поэтичных образов сибирского татарского фольклора. Свидетельства о ней сохранились в Кунгурской летописи, в «Истории Сибири» Г.Ф.Миллера, в произведении «Искеръ» М.Знаменского. Образ прекрасной татарской царицы навсегда останется как в народнопоэтических и летописных, так и в литературных памятниках. В структуре дилогии «Зори Иртыша» особое место занимают легенды о сокровищах хана Кучума («Об острове Золотой Рог»), Основным критерием для разграничения преданий и легенд в фольклористике берется степень историчности первых и наличие элементов фантастики у других. В следующем романе Я.К.Занкиева «Любовь, объятая пламенем» автор успешно продолжает опыт освоения фольклорного материала, начатого в первом романе. «Почему автор стремился объединить историю и художественную литературу? - ставит вопрос литературовед, профессор Ф.З.Яхин, анализируя произведение сибирско-татарского писателя, и дает свои размышления по этому поводу. - Наверное, потому, что сибирские татары имеют свою собственную историю, и она значима и значительна, прежде всего, для них самих. Это дало возможность Я.Занкиеву утверждать об уникальности, исключительности судьбы сибирских татар». Прослеживая черты характера своих главных героев, автор ищет корни, истоки их формирования. Удачно вписывается в сюжетную канву романа легенда «О лесных девушках», представленная автором как происхождение родословной любимой бабушки Нурии: «Много лет прошло, много воды утекло. Род матери Нурии берет начало с этих лесных девушек. Их глаза были похожи на васильки, а волосы на желтый шелк. Нурия слушала бабушку, затаив дыхание. В бабушкиных глазах тоже отражаются голубые небеса, волосы светлые-светлые, руки мягкие, нежные». Интересны легенды и предания, использованные Я.Занкиевым, которые помогают раскрытию отношений между человеком и миром природы. Такова легенда, связанная с образом Юсуфа. Её, рассказанную дедом Хади, мальчик вспоминает, когда попадает в берлогу медведя: «Внук мой, ты вырастешь, станешь охотником, будешь ходить на далекие озера ловить рыбу. Запомни, никогда нельзя бояться медведя. Издавна женщины нашего рода кормили грудным молоком осиротевших медвежат...». Из уст одного из героев читатель слышит нравоучительную бытовую сказку (притчу) «О величии долга перед матерью». О ней вспоминает один из интересных героев дилогии, Ташкай: «Один человек все время носил свою больную мать на руках. Однажды, встретив мудреца-аксакала, он спросил: «Скажи, аксакал, я уже двадцать лет ношу больную мать на руках, наверное, я выполнил свой долг перед ней?» На что был ответ: «Нет, сынок, ты еще не оправдал и одной ночи, когда после тяжелого рабочего дня, прервав сладкий сон, она кормила тебя своей грудью». 2. Интерес таких сказок-притчей в их нравоучительном содержании, их язык близок к живой народной речи. В романе автором приводится еще одно такого же характера произведение: «О терпении и выдержке». 3. Такие притчи обладают национальным и местным, региональным колоритом. Таким образом, в течение всего произведения писатель Я.Занкиев, присущим ему особенным стилем изложения исторических фактов, вводит в текст произведения множество народных легенд и преданий, знакомя читателя с судьбой сибирско-татарского народа, доселе обделенного вниманием и писателей, и представителей других видов искусства. Нам импонирует мысль по этому поводу тобольского журналиста Г.П. Минасьян, выраженная в статье «Размышления о романе «Зори Иртыша» и его авторе»: «Это своеобразный учебник истории, который надо бы изучать во всех школах Тюменской области. Без этой книги история нашего края будет не полной. Любовно, бережно и уважительно повествует автор о национальных обычаях, традициях и быте своего народа. Роман Якуба Занкиева найдет отклик в душе читателя любого возраста и любого рода занятий».4 Второй раздел главы посвящен изучению проблемы "Опыта использования примет, народных обычаев и обрядов для раскрытия национального менталитета народа". Одной из примечательных сторон региональной литературы является отражение в ней народных обычаев, традиций, обрядов, жизненных устоев, устройства быта, мировоззрения, присущего народу, проживающему в данном регионе. Сформировавшиеся за период проживания народа в определенных условиях во взаимодействии с окружающей средой, миром природы, с другими народами устои жизни определяют менталитет народа. Романы Я.Занкиева «Зори Иртыша» и «Любовь, объятая пламенем» посвящены жизни сибирских татар, разностороннему и глубокому раскрытию которой способствуют народные обычаи и традиции, отличающие их от соплеменников, проживающих в других регионах страны. В данном разделе нами раскрываются смысл и истоки поверий, суеверий, примет, имеющих место в произведениях изучаемого автора. В романах особое место занимает изображение сибирской природы. Много примет, поверий, суеверий и обрядов, связанных с природными явлениями, с охотой, рыболовством, т.е. с условиями жизни и быта сибиряков. Анализируя обряды, описанные в романах Занкиева, можно отметить, что автор со знанием дела, подробно описал свадебный обряд. Поэтапно, начиная с текста зазывал: «Буген Рэукыя мамада кече туй, иртэгэ янэ олы туй» - «Сегодня у бабушки Раукии малая свадьба, а завтра - основная (большая) свадьба»1. Здесь находит место обряд «утау басу»,2 встреча жениха в доме невесты, обряд «йогенеч ястык»3, также красноречиво описывается один из элементов свадебного обряда «куц кучеру», т.е. переезд невесты из дома родителей в дом своего мужа, которые являются важным событием не только для родственников жениха и невесты, но и всей деревни: "Утром у ворот Туктасына собралось около пятнадцати подвод для переезда невесты в дом жениха. На санях, украшенных разноцветными лентами, устланных коврами, уложенных подушками, восседали сияющие Маннур и Салима... Когда конь нетерпеливо переступал с ноги на ногу, колокольчики, подвешанные под свежепокрытую лаком дугу, наполняли утренний морозный воздух мелодичным звоном, который отзывался в сердцах девушек, дразнил их". До настоящего времени у сибирских татар, в некоторых населённых пунктах, хотя и чисто символически, во время свадьбы осуществляется обряд очищения огнём. Я.Занкиев в своем романе упоминает о залпе из ружья, произведенного с целью отпугнуть «нечистую силу» и об очищении огнём. «На дороге горел небольшой костёр. Конь, вёзший молодых, испуганно остановился, затем смело перелетел через костёр». Суеверие, что «нечистая сила» боится огня, скорее всего, берёт начало с языческих времён. Другое суеверие, которое также берёт начало с древних времён, и описанное в романе, связано с ледоходом, когда на льдину сажали самодельную куклу, считая, что все болезни, несчастья и невзгоды уносятся вниз по течению вместе с этой куклой. К обычаям и традициям, связанным с язычеством также относится ритуал вызывания дождя «Янгыр телэу». В произведении описан еще один очень редкий обряд — «авыру кешедэн шайтан куу", т.е. обряд изгнания беса из больного человека. Автор сам в произведении дает пояснение этому обряду, говоря: «...среди прииртышских татар бытует мнение, будто в пляске, тряске и отряхивании выходит из человека вселившаяся в него нечисть. Видимо, заимствовано это «лечение» у соседей - ханты и манси - лечение с элементами шаманизма». Праздник «кузайтын», который проводится в честь человека, вернувшегося с дальней дороги - показывает щедрость деревенских жителей, их умение делиться своей радостью, счастьем, а также радоваться за счастье других, поддержка друг друга в самых разных ситуациях, щедрость и гостеприимство. Удачное описание проведения данного праздника введено в роман «Зори Иртыша» в связи с возвращением из ссылки Сагдутдина, в годы репрессий осужденного по доносу и отправленного на стройку Беломорканала. Описаны в романах Я.Занкиева «кичке уен» - вечерние игрища, отдых молодежи. «Молодежь деревни Ялан испокон веков отдыхала на Девичей Горе»,1- так пишет автор в романе «Зори Иртыша». В следующем романе «Любовь, объятая пламенем» описывается несколько интересных игр. В связи с объяснением значения имени одной из героинь романа, Тухтабике, в произведение вводится элемент традиции имянаречения у сибирских татар. Если в семье умирают друг за другом новорожденные дети, то родители дают следующим детям имена «Туктасын», если рождается мальчик, «Туктабике» - если девочка. (Туктасын - дословный перевод «пусть остановится»), Вера в магическую силу слова заключена и в этом поверье, которое дает надежду на то, что смерть в этой семье остановит свое злое дело, что ребенок будет жить долго. В произведениях Я.Занкиева также широко использованы народные обычаи и обряды, присущие как сибирско-татарскому народу, так и татарам вообще. Обычаи и обряды, описание которых занимает место в романе писателя, можно подразделить на две группы: традиционные календарные обряды; семейно-бытовые обычаи и обряды. Накопленный более чем за полтора столетий фольклорный материал позволяет сделать вывод о том, что у сибирских татар много поверий, примет и суеверий, связанных с рождением ребенка. Некоторые из них использует в своем романе или упоминает вскользь по ходу сюжета «Зори Иртыша» Я.К.Занкиев. Например, о причинах скверного характера Ша1бики - одной из героинь романа ее мать говорит: «Шушы балам белэн авырлы чагымда талымладым да, торна ите ашадым. Алагаем, каты иде ите! Шуца курэ кызым каты бэгырьле булды».2 ("Когда была беременная этим ребёнком, по прихоти, ела мясо журавля. А мясо оказалось очень жестким! Поэтому у дочери жёсткий характер", перевод наш). Примета заключается в том, что если бы мясо было мягким, то и дочь была бы нежной и покладистой. Мясо журавля оказалось жестким, что явилось предвестием жесткого характера Шагбики. Более реалистичную основу имеет примета «чиклэвек унган елны кызлар кияугэ китэ»3- В урожайный год на кедровый орех больше девушек выходит замуж. Хороший урожай кедрового ореха означал достаток, то есть возможность женить подросших детей и сыграть свадьбы. А кедр не каждый год дает хороший урожай, отсюда и веками сложившаяся примета сибирских татар. Одна из фундаментальных установок современной фольклористики правомерно доказывает, что именно обрядовый фольклор концентрирует в себе наиболее существенные признаки любой локальной фольклорной традиции. Таким образом, работа Я.К.Занкиева над фольклором свидетельствует о том, что он обращается к нему не только как к этнографическому материалу, а как к живым и актуальным образам, обладающим большой действенной силой, черпая из этих образцов не только отдельные элементы, но порой темы и сюжеты. Используя фольклорный материал, писатель обогатил свое творчество, причем, осваивая из фольклорного наследия то, что ему близко идейно и эстетически, то, что соответствует его творческим замыслам. Уклад жизни, традиции и обряды, окружающая природа являются основным условием формирования нравов, норм поведения человека в обществе, в конечном итоге, его характера и мировосприятия. Обычаи и обряды дают возможность представить быт жителей деревни, раскрыть психологию героев, убедиться в реальности описываемых событий. В них особенный колорит национальной литературы, создаваемой писателем из глубинки. Кандидат филологических наук К.С.Садыков о романе «Зори Иртыша» писал, что «автором создано большое эпическое полотно - панорама жизни сибирских татар с их обрядами, обычаями, фольклором, национальным характером, психологией, менталитетом с начала до середины XX в. По этнографической, информационной насыщенности роман можно назвать энциклопедией жизни сибирских татар». 1 Раздел третий «Использование песенного фольклора в раскрытии душевного состояния героев». Наиболее распространенным жанром устного народного творчества по достоинству считаются народные песни. Песня - один из наиболее популярных и стремительно развивающихся жанров татарского искусства. Она является не только отражением национальной ментальности, но и показателем общего состояния культуры, духовного самочувствия народа. Изучением татарских народных песен занимался выдающийся просветитель К.Насыри, который считал фольклор бесценным народным наследием и источником для исследования национальной истории и культуры. Он писал: «Если к нашему языку приглядеться внимательней, то, как известно, его байты, песни, пословицы, идиоматические обороты удачно рифмованы и ритмизованны».2 На сегодняшний день исследователи выделяют следующие жанры татарской песенной поэзии: обрядовые песни, игровые и плясовые песни, лирические песни, частушки, исторические песни. Распространенной и наиболее показательной являются частушки (кыска ерлар) - одна из песенных форм народной поэзии, которая также широко используется в творчестве Я.Занкиева: /При проклятом Николае //Мы доили семь коров //При великом Сталине //Мы остались без коров./ Эту частушку на посиделках спела всеобщая любимица, бабушка Сабира, славившаяся в ауле острым языком, своими шутками и частушками. За эту песню бабушку, под плач маленьких внуков, забрали в НКВД и увезли туда, откуда редко кто возвращается. «Жестокое было время. Что ни день, то слёзы»,1 - пишет автор рЬмана, отражая события, связанные со сталинскими репрессиями. В романах Я.К.Занкиева приводится несколько песен, которые, скорее всего, возникли во время Великой Отечественной войны. В романе читатель «слышит» эту песню в исполнении солдаток, ожидающих с надеждой своих мужей из фронта. У каждого героя романа своя песня, например, поет инвалид войны Шаукат, который был самым красивым парнем в ауле, но вернулся с войны без рук и ног: /Всё пройдёт: туманы и дожди, // От бренной жизни вечности не жди. //Все пройдёт: снега растают, льды, //Будешь ли скучать, и помнить ты?/2 Главный герой романа, Уразаев, отправляя письмо своим родным из госпиталя, в конце письма добавляет строки из песни, полные тоски и страдания. Таким образом, автор выражает чувства своего героя, у которого на полях сражений без вести пропала любимая жена,.в деревне умер близкий человек - мать Сании, которая, в их отсутствие воспитывала и ухаживала за их маленькой дочуркой. В песне, как и в других жанрах фольклора, выражается эстетический идеал народа. Он являет собой синтез доброты, красоты и истины. Песни привлекают яркими образами, богатством народного языка, глубиной содержания. Например, песня, исполненная Сарвар, одной из любимых героинь самого автора романа. Девушка, давно не получавшая писем с фронта, ждет, тоскует по любимому: /Иртеш буе ямьле була\ Муел чэчкэ атканда,//Сине уйлап мин уянам//Алсу тацнар атканда./ [Красиво на берегу Иртыша], [Когда цветет черёмуха.] [Просыпаюсь с мыслью о тебе], \ [Когда встает алая заря]3 Г.Тукай отмечал, что в народных песнях, как в зеркале, отражается вся его жизнь: «Халык жырлары халык куцеленец мэцге тутыкмас Ьзм тыныкланмас, саф вэ раушан кезгеседер».4 Таким образом, в романах Я.Занкиева широко представлен песенный фольклор, который помогает автору раскрыть те или иные переживания своих героев, их душевное состояние. Быстрые частушки, а также татарские лирические, протяжные песни находят свое достойное место в тексте изучаемых и анализируемых романов. У каждого персонажа - своя песня, каждое событие, праздник или обряд, соответственно, исполняется под определенную песню, мелодию. "В песне - душа народа", говорится в народе, и в данном случае народная песня служит раскрытию духовного мира героев произведений - представителей татарского народа. Раздел четвертый «Роль народных пословиц, поговорок, афоризмов в раскрытии идейного замысла произведения» посвящен систематизации произведений малого жанра устного народного творчества и раскрытию их роли в произведении. В текст дилогии «Зори Иртыша» неброской канвой вплетены порядка 250 пословиц, поговорок, афоризмов и крылатых выражений,
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg