Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Эффективность организации самостоятельной работы на уроках русского языка в начальной школе

kisssaaa0721 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.10.2021
Актуальность этой проблемы бесспорна, т. к. знания, убеждения нельзя передать от учителя к учащемуся только через слово учителя. Процесс передачи должен включать в себя знакомство с информацией, восприятие, самостоятельную переработку, принятие этих знаний, готовность и способность применить их и обогатить в случае необходимости Цель исследования. Изучить методические подходы организации самостоятельной работы в процессе обучения русскому языку в начальной школе. Объект исследования. Самостоятельная работа школьников Предмет исследования – методы и приемы формирования самостоятельности у младших школьников в процессе обучения русскому языку Задачи исследования: • Проанализировать степень изученности проблемы «самостоятельная работа учащихся» в педагогической, психологической, методической литературе. • Уточнить понятия «самостоятельность», «самостоятельная деятельность», «познавательная самостоятельность» и обосновать необходимость их формирования и развития в учащихся. • Разработать методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка Гипотеза исследования Самостоятельная работа будет эффективной, если • будет иметь целенаправленный характер; • четкие, понятные учащимися цели и задачи; • вызывать интерес обучающихся; • руководящая роль при организации самостоятельной работы будет принадлежать учителю. Методы исследования: ? Теоретические: анализ, сравнение, обобщение, сопоставление различных точек зрений ученых на исследуемую тему, классификация; ? Эмпирические: качественный и количественный анализ полученных результатов; ? Педагогический эксперимент. Практическая значимость исследования: заключается в том, что разработанные методические рекомендации по подготовке и проведении самостоятельной работы на уроках русского языка в начальной школе можно использовать студентами педагогических ВУЗов и СУЗов, а также педагогами начальной школы. Структура. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям. Все поступки, действия существуют либо как самостоятельные, либо как подражательные, то самостоятельность можно определить как качественную сторону волевой, мыслительной и практической деятельности, опосредованной жизненным опытом индивида. Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Она выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Способствует подчинять своё поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. Актуальность темы. Развитие познавательной самостоятельности учащихся в школьном образовании актуально в контексте современной образовательной парадигмы, претерпевшей в последнее десятилетие существенное изменение по сравнению с советской школой, для которой был характерен «знаниевый» (А.М. Новиков), гностический подход. На смену главной образовательной задаче – сформировать прочную систему знаний – пришла задача научить учащихся самостоятельно получать знания, делать самостоятельные выводы на основе этих знаний, ориентироваться в быстро растущем потоке всевозможной информации, прививать подрастающему поколению стремление к познавательной самостоятельности, развивать творческое мышление. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике более широкие возможности самоактуализации, саморазвития, самореализации личности. Одним из таких средств обучения и является самостоятельная работа учащихся.
Содержание

Введение 1 Психолого-педагогические и методические основы организации самостоятельной работы младших школьников. 1.1 Сущность и задачи самостоятельной работы в начальной школе. 1.2 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы на уроках русского языка. 2 Экспериментальная работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в начальной школе. 2.1 Диагностика уровня сформированности учебной самостоятельности младших школьников. 2.2 Разработка и реализация разноуровневых заданий для самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка. 2.3 Динамика уровня сформированности учебной самостоятельности младших школьников. Заключение . Список использованной литературы. Приложение А.
Список литературы

1. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста / Э.М. Александровская, Н.В. Куренкова // Журнал прикладной психологии. – 2011. – №1. – С.41-61. 2. Алексеев, Ф.С. Русский язык. Полный курс для начальной школы / Ф.С. Алексеев. – Москва: АСТ. – 2017. – 160 c. 3. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. – Москва: Академия. – 2012. – 448 c. 4. Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. – Москва: Просвещение. – 2016. – 374 с. 5. Банников, В. Н. Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся // Педагогическое образование и наука. – 2008. – №3. – С. 83-86. 6. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. – Ростов на Дону: Феникс. – 2013. – 381 c. 7. Беленькая, Т. Б. Все правила русского языка для начальной школы / Т.Б. Беленькая. – Москва: Феникс. – 2015. – 700 c. 8. Бодрова, И. В. Развитие самостоятельности у младших школьников // Начальная школа. – 2008. – № 8. – С. 24. 9. Боричевская, В. И. Развитие самостоятельности мышления учащихся / В. И. Боричевская // Начальная школа. – 2014. – №1. – С. 2–3. 10. Бунеев, Р.Н.Русский язык. Учебники для 2, 3, 4 классов / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – Москва:Баласс, 2013. – 265 с. 11. Буряк, М.В. Русский язык в начальной школе: самые сложные темы / М.В. Буряк. – Ростов на Дону: Феникс. – 2014. – 400 c. 12. Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый. – Москва: Юрайт. – 2017. – 511 c. 54 13. Губернская, Т.В. Русский язык: Итоговая аттестация за курс начальной школы: тестовые тренировочные задания: 1-4 классы / Т.В. Губернская. – Москва: Эксмо. – 2013. – 48 c. 14. Данилов, М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. – Москва: Просвещение. – 1978. – 290 с. 15. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б. П. Есипов. – Москва: Учпедгиз. – 1961. – С. 15. 16. Калинина, О.Б. Русский язык. Повторяем изученное во 2 классе. 2-3 класс / О.Б. Калинина. – Москва: АСТ. – 2018. – 208 c. 17. Квартник, Т.А. Русский язык без проблем: для начальной школы / Т.А. Квартник. – Москва: Эксмо. – 2013. – 320 c. 18. Конобевская, О.А. Тренажер. Русский язык. 2 класс / О.А. Конобевская. – Ростов на Дону: Феникс. – 2018. – 224 c. 19. Курганов, С.Ю. Русский язык для начальной школы в таблицах и схемах: правила и орфограммы, определения и примеры, разбор слов и предложений / С.Ю. Курганов. – Ростов на Дону: Феникс. – 2018. – 1664 c. 20. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – Москва: Academia. – 2013. – 464 c.
Отрывок из работы

1 Психолого-педагогические и методические основы организации самостоятельной работы младших школьников 1.1 Сущность и задачи самостоятельной работы в начальной школе В фундаментальных исследованиях В.В.Давыдова, Н.ГДайри, М.А.Данилова, Б. П. Есипова, Н.А. Менчинской, И. Т. Огородникова и других отечественных педагогов и психологов самостоятельная работа школьников рассматривается как одна из основных концепций дидактики. Одни исследователи определяют самостоятельную работу как метод обучения (В.К. Буряк, Л.В. Жарова, А.В. Усова и др.), другие как форму организации учебной деятельности (Б.П. Есипов, М.М. Моро, Т.И. Шамова и др.), третьи рассматривают ее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность (П.И.Пидкасистый, Н.Д.Хмель, Б.Ю. Зотов и др.) и т.д. [1, c.90]. На сегодняшний день самостоятельная работа широко применяется как в основной, так и в начальной школе, помогая развивать познавательные способности и познавательную самостоятельность учащихся [2, c.34]. Самостоятельная работа развивает у учащихся инициативу, упорство в достижении цели, вырабатывает умение анализировать факты и явления, учит самостоятельному мышлению, служит ведущим средством превращения полученных знаний в умения и навыки. Продуктом выполнения самостоятельной работы является либо новое знание, либо углубление и расширение сферы действия уже полученных знаний. В начальной школе проблема повышения роли самостоятельной работы учащихся обусловлена возрастающим информационным потоком научных и практических знаний, отражением ее значимости в образовательных документах и возрастными особенностями младших школьников. Самостоятельная работа в учебной деятельности учеников начальной школы обеспечивается высоким уровнем их познавательной активности по критерию саморегуляции и целеполагания, которые формируются в этом возрасте. Самостоятельная работа со стороны ученика представляется как вид познавательной деятельности, а с позиции учителя ее можно рассматривать и как метод обучения, и как средство вовлечения учащихся в познавательную деятельность, и как способ этой деятельности [2, c.45]. Первым российским педагогом, в трудах которого подчеркнуто значение самостоятельной работы и разработаны организационно-практические вопросы вовлечения школьников в нее, был К.Д. Ушинский. Он считал самостоятельную деятельность школьников прочным основанием плодотворного учения, а самостоятельность как главное условие, при котором обучение становится средством воспитания. Особое значение К.Д. Ушинский придавал формированию у детей самостоятельности в учении и поведении, указывая на то, что недостаточное развитие и владение самостоятельными видами работы у учащихся объективно задерживает рост их способностей к дальнейшему учению. Б.П. Есипов определил самостоятельную работу как «работу, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное время; при этом учащиеся сознательно стремятся к поставленной заданием цели, употребляя свои усилия и выражая результат умственных и физических действий» [3, c.34]. В его понимании самостоятельная работа характеризуется такими признаками, как: ? наличие задания учителя; ? наличие времени для выполнения; ? наличие результата в виде устных, письменных работ; ? необходимость умственного напряжения. И.Т. Огородников, обосновывая необходимость самостоятельных работ, рекомендовал следующие виды сочетания деятельности учителя и деятельности учащихся: ?учитель сам не излагает материал, а лишь организует самостоятельную работу учащихся по его изучению; ? изучение нового материала начинается сообщениями учащихся; ?учитель останавливается только на основных вопросах, а второстепенный материал учащиеся изучают самостоятельно; ? учитель даёт лишь введение к теме, а учащиеся под его руководством самостоятельно изучают весь материал [4, c.45]. Он указывал, что главная, основная роль учителя – побуждать учащихся к самостоятельному логическому мышлению, учить их анализу, определению познавательных задач и проблем урока, применению полученных знаний и приобретённых учебных умений, в том числе практических. Р.М. Микельсон под самостоятельной работой понимал «выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя» [5,c.45]. Г.М. Муртазин под самостоятельной работой учащихся понимает «активную познавательную деятельность всех учащихся класса, которая выполняется без непосредственного участия самого учителя, но по его заданию и в специально отведённое для этого время» [6, c.40]. Т.И. Шамова, считая самостоятельные работы формой организации познавательной деятельности учащихся, называет пять отличительных признаков самостоятельной работы: ? наличие цели; ? конкретного задания; ? чёткая форма выражения результата работы; ? определение формы проверки результата; ? обязательное выполнение работы каждым учеником [7, c.56]. И.Э. Унт называет самостоятельной работой такой способ учебной деятельности, «когда ученику даются учебные задания и руководство для их выполнения; работа проводится под руководством самого учителя, но без его участия, и её выполнение требует от школьников умственного напряжения» [9, c.45]. Н.Д. Левитов под самостоятельной работой понимает такую работу, «которая выполняется при отсутствии точного инструктирования, разъяснений со стороны учителя, без контроля в открытой форме за ее выполнением». Е.Я. Голант выделяет существенные признаки самостоятельной работы: наличие определенного учебного задания, состоящего из нескольких действий, выполнение работы без руководства учителя, без немедленной проверки им каждого действия [10, c.50]. По мнению П.И. Пидкасистого, самостоятельная работа является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины в овладении методами познавательной деятельности, она вырабатывает у обучаемого психологическую установку на самостоятельное пополнение знаний и выработку умения ориентироваться в потоке информации при решении разных задач. В методических исследованиях Н.Ф. Вапняр, Ф.В. Верегиной, Л.Г.Латохиной, М.И. Моро, А.М. Пышкало самостоятельная работа рассматривается как метод обучения. Значительный вклад в разработку этого метода внесла М.И. Моро. Ею наиболее полно изучены виды самостоятельных работ, при их анализе и разработки методики их проведения автором учитывались как основные критерии дидактическая цель самостоятельной работы, характер познавательной деятельности учащихся, учебный материал, на котором строится задание. Показаны возможности применения самостоятельной работы на всех этапах урока. М.И. Моро характеризует самостоятельную работу следующим образом: «Подлинно самостоятельной работой учащихся является только такая работа, которая проводится без непосредственной помощи учителя, без непосредственного участия в работе в момент ее выполнения, но это не исключает, а предполагает руководство учителя» [11, c.94]. Разработкой психологической концепции формирования самостоятельной деятельности занимались известные ученые: А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, О.А. Конопкин, И.А. Зимняя и др. Роль самостоятельной работы понимается психологами как фактор повышения познавательной активности личности. Исследователи выделяют стадии развития умственной самостоятельности от подражания через воспроизведение усвоенных действий к творческой деятельности, определяют влияние индивидуально-психологических особенностей индивида на готовность к самостоятельной работе. В структуре деятельностной саморегуляции выделяются следующие компоненты: осознание цели, условий, программа действий, самооценка и самокоррекция. Сформированная система саморегуляции деятельности является психологической основой самостоятельности, понимаемой как комплексное свойство психики, позволяющее действовать инициативно, творчески, автономно (О.А. Конопкин, П.И. Осницкий,). Выделенные учеными стадии сформированности самостоятельности, зависящие от преобладания в них воспроизводящих или творческих процессов, служат основой классификации видов самостоятельной работы: копирующий, воспроизводящий, собственно самостоятельный, творческий. По определению А.И. Зимней, самостоятельная работа представляется «как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания». А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Можно отметить, что единства в подходе к данной проблеме у учёных не существует. Суммируя всё вышесказанное, к основным признакам самостоятельной работы учащихся можно отнести следующие: ?внешними признаками самостоятельности учащихся при выполнении заданий являются умение планировать свою работу, выполнять задания без непосредственной помощи учителя и оценивать результат своей работы; ?систематическое осуществление учащимися самоконтроля за результатами своей работы, корректирование и усовершенствование способов её выполнения; ?наличие познавательной задачи, проблемной ситуации, побуждающей учеников к самостоятельной интеллектуальной деятельности; ?проявление учащимися самостоятельности и творческой активности при разрешении поставленных перед ними познавательных задач; ?включение в задания для самостоятельной работы материала, усвоение которого способствовало бы целостному развитию личности учащегося, самообразованию и творчеству. Мы полностью солидарны с теми авторами, которые рассматривают самостоятельную работу как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, а самостоятельную деятельность – как целенаправленный процесс, организуемый и выполняемый в структуре обучения для решения конкретных учебно-познавательных задач. Таким образом, внешне самостоятельная работа как средство обучения выступает в виде самых разнообразных заданий, внутренне она выражается через познавательную или практическую задачу, которая в обучении служит своеобразным импульсом для включения младшего школьника в процесс учебно-познавательной деятельности. 1.2 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы на уроках русского языка Самостоятельная работа может использоваться на различных типах уроков и на разных этапах. Дает самостоятельная работа только тогда положительные результаты, когда она определенным образом организована, т.е. представляет систему. Под системой самостоятельных работ следует понимать прежде всего совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ. При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвигаются следующие [12,c.54]: 1. Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач – приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике. 2. Система должна удовлетворять принципы доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принцип обучения на научной основе. 3. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков. 4. Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ логически должна вытекать из предыдущих и готовить почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зачастую зависит не только от педагогического мастерства учителя, а сколько от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления. Однако одна система не определяет успеха всей работы учителя по формированию у учеников знаний, умений и навыков. Для этого нужно знать основные принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность самостоятельных работ, а также методику руководства отдельными видами самостоятельных работ. Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из составных, органических элементов учебного процесса и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении. При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания, как и во всем процессе обучения, первостепенным является соблюдение основных принципов дидактики. Наиболее важное значение имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. • При организации самостоятельной работы учитель должен помнить, что самостоятельная работа должна иметь четкую формулировку цели и задач. Учитель должен настроить учащихся на работу, чтобы у школьников появился интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше, учащиеся должны четко представлять, в чем заключается их работа и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придаст работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер и будет способствовать успешному выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения обращаться за разъяснением к учителю. Это приводит к снижению уровня самостоятельности учащихся в работе. • самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика работать напряженно. Но очень важно не допустить крайностей: содержание и объем самостоятельной работы должны быть посильными для учащихся, а сами ученики и теоретически, и практически были готовы работать самостоятельно. • на первых порах у учащихся необходимо сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение краткой записи правила, составление алгоритмов действия, плана работы и т.д.). Самостоятельной работе на начальных этапах должен предшествовать наглядный показ приемов работы учителем, сопровождаемый четкими объяснениями. Самостоятельная работа на этом этапе носит характер подражания и не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или, в будущем, производственного характера. • для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, которые требуют применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся. • для овладения знаниями, умениями и навыками учащимся требуется разное время. Необходимо осуществлять дифференцированный подход при организации самостоятельной работы. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума, другим – дать больше. Важно не пропустить тот момент, когда учащиеся уже научились и готовы самостоятельно применить знания к решению новых учебных задач. Здесь вредна как излишняя торопливость, так и продолжительное «топтание на месте». • задания, предполагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Учащиеся проявляют большой интерес к таким работам, в процессе которых обращаются к исследованию предметов и явлений. • при выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения. Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы Планирование системы самостоятельной работы учителем должно быть заложено в разработке тематических планов, отдельных уроков. Психологи, установили, что важным при формировании внутренних мотивов познавательной самостоятельности, является соблюдение при изучении каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы трех основных этапов [13,c.48]:
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 26 страниц
312 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 25 страниц
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg