Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Взаимосвязь функциональной асимметрии мозга с восприятием тактической обстановки на рабочей карте командира

kisssaaa0721 1625 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.10.2021
В настоящей работе нас интересовали особенности восприятия и когнитивной переработки информации о тактической обстановке, полученной в результате ее восприятия с рабочей карты командира у военнослужащих с различной асимметрией головного мозга. Выбор такого направления исследования обусловлен концепцией, сформулированной Г.А. Литинским, Б.Г. Ананьевым, А.А. Ухтомским, А.С. Егоровым, В.В. Суворовой, М.А. Матовой, З.Г. Туровской, С.А. Овчинниюзовым и др., согласно которой высшие формы психической деятельности у "левополушарных" и "правополушарных" организованы по-разному. Им присущи специфические особенности в восприятии и отражении происходящих событий. На основе экспериментальных исследований этими авторами было высказано предположение о том, что тип глазодоминирования является одной из прогнозирующих характеристик психической асимметрии. В свете этих идей изучение особой роли глазодоминирования в реализации индивидуальных особенностей военнослужащих, ее дальнейшее развитие является актуальной психологической научно-практической задачей. Объект исследования: психологические особенности восприятия информации на рабочей карте командира. Предмет исследования: Взаимосвязь психологических особенностей восприятия тактической обстановки на рабочей карте командира с профилем латерализации головного мозга. Цель работы: на основе теоретического анализа и эмпирического исследования выявить взаимосвязь функциональной асимметрии мозга с восприятием тактической обстановки на рабочей карте командира и разработать практические рекомендации. Гипотеза исследования: существует значимая взаимосвязь восприятия тактической обстановки на рабочей карте командира и функциональной асимметрией мозга, выражающуюся: 1. В случае с преобладанием левого полушария – в переработке поступающей информации сукцессивно, то есть детально, аналитически, последовательно, логически. 2. В случае с преобладанием правого полушария - в большей степени симультанно, то есть целостно, интуитивно, в виде общего образа. Методы исследования: Для достижения исследовательской цели и реализации задач эмпирического исследования были использованы: а) общенаучные методы теоретического анализа (обобщение, систематизация и др.); б) специальные психологические методы сбора психологической информации, объединенные в рамках эмпирического исследования: 1. группа функциональных проб на определение ведущего полушария, анализ документов исследуемой группы, касаемо оценочных показателей по дисциплине тактика видов и родов войск; 2. тест восприятия тактических знаков, предъявленных отдельно от карты; 3. тест восприятия прозрачных значков с выделенным контуром на фоне карты; 4. тест восприятия цвета и рельефа на карте, методом поиска указанных объектов; 5. тест читаемости карты в целом, методом отработки тактического задания. Задачи исследования: 1. Теоретически проанализировать подходы отечественной и зарубежной психологической науки к функциональной асимметрии мозга и восприятия. 2. Провести анализ психологических представлений о взаимосвязи функциональной асимметрии мозга с восприятием тактической обстановки на рабочей карте командира 3. Эмпирически исследовать взаимосвязь функциональной асимметрии мозга с восприятием тактической обстановки на рабочей карте командира База исследования: в исследовании приняли участие 60 курсантов 4 курса 1 факультета Военного университета Министерства Обороны Российской Федерации. Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы составляет ___ страниц без учета приложений.
Введение

Актуальность темы: Исследование функциональной асимметрии головного мозга человека представляет собой важную общенаучную проблему, которая разрабатывается в настоящее время психологами, невропатологами, физиологами, генетиками, нейропсихологами и т.д. Несмотря на длительную историю изучения феномена функциональной неоднозначности полушарий головного мозга, все еще отсутствует сколько-нибудь законченная теория, объясняющая его функциональную асимметрию. Психологи в, отличии от специалистов других отраслей науки, рассматривают данную проблему во взаимосвязи функциональной асимметрии мозга с психическими особенностями восприятия, особенностями переработки информации, профессиональной пригодности к определенным видам деятельности. Большинство исследователей рассматривают функциональную асимметрию как одну из фундаментальных закономерностей работы мозга. По определению О.С. Андрианова, функциональная асимметрия мозга является биологическим выражением особенностей поведения человека и трудовой деятельности. В настоящее время функциональная асимметрия мозга изучается преимущественно с точки зрения участия обеих гемисфер в обеспечении всех высших психических функций, в том числе когнитивных. Проблема функционирования неоднозначности мозга изучается как проблема специфичности того вклада, который вносит каждое полушарие в осуществление психических функций. Отмечая успехи психологической науки в исследовании функциональной асимметрии мозга, необходимо также отметить, что доминирование правого или левого полушария в осуществлении психических функций определялось преимущественно результатами изучения моторной асимметрии. Функциональная же асимметрия анализаторных систем, в том числе зрительного восприятия военнослужащих, изучена недостаточно.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………...……… 3 ГЛАВА 1. Теоретические основы психологического исследования функциональной асимметрии мозга и индивидуальных особенностей зрительного восприятия. 1.1. Психологические особенности восприятия информации на рабочей карте командира. 1.2. Проблема функциональной асимметрии в работах отечественных и зарубежных авторов. 1.3. Взаимосвязь функциональной асимметрии мозга с восприятием тактической карты на рабочей карте командира. Выводы по главе. ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи функционирования асимметрии мозга военнослужащих и восприятия ими тактической обстановки на рабочей карте командира. 2.1. Методы и процедура эмпирического исследования взаимосвязи функционирования асимметрии мозга военнослужащих и восприятия ими тактической обстановки на рабочей карте командира. 2.3. Анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования взаимосвязи функционирования асимметрии мозга военнослужащих и восприятия ими тактической обстановки на рабочей карте командира. Выводы по главе 3. Практические рекомендации по применению полученных данных в подготовке военного специалиста. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЛИТЕРАТУРА. ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретические основы психологического исследования функциональной асимметрии мозга и индивидуальных особенностей зрительного восприятия 1.1. Проблема функциональной асимметрии в работах отечественных и зарубежных авторов Исследование особенностей функциональной асимметрии головного мозга и его межполушарного взаимодействия является одной из актуальных проблем, интенсивно разрабатываемой в последние два десятилетия. Она изучается антропологами, нейропсихологами, психиатрами, генетиками, биохимиками, биониками, специалистами по робототехнике. Очевидно, что специалисты разных отраслей естествознания выделяют в названной проблеме свои особые направления. Функциональные различия и неоднородность левого и правого полушарий не подвергаются сомнению. Функциональная асимметрия больших полушарий мозга рассматривается как одна из фундаментальных закономерностей работы мозга человека. По определению О.С. Андрианова, функциональная асимметрия является биологическим выражением особенностей поведения человека и трудовой деятельности. Данная закономерность присуща не только человеку, животным, но и растениям. Так, установлено, что синтез органических веществ идет по асимметричному пути. Имеются данные O.A. Урманцева о левосторонней асимметрии у кроны сосны и липы. Для вьюнков характерным является завивание стебля только вправо, у хмеля и бобовых - влево. B.JI. Бианки в своих исследованиях выдвигает предположение, что в основе специализации полушарий мозга животных лежит ориентировка во времени и пространстве. Явления асимметрии мозга достаточно широко представлены в природе. Наблюдения за голубями, синицами и ласточками показали, что при искусственном отключении у них слуха и зрения возникает циклическое движение их по кругу. Происходит это вследствие асимметричного движения крыльев. Асимметричные движения отмечаются и у различных млекопитающих. Так, у медведей, зайцев, лисиц, лосей при утрате ориентира, возникают круговые движения. Благодаря этой особенности животные способны находиться вблизи своего логова. В работах В.М. Касьянова были также получены данные, подтверждающие гипотезу о наличии асимметрии мозга у животных. У собак искусственным путем вызывали невроз, следствием явилась резко выраженная асимметрия в виде почти полного, а в некоторых случаях полного отключения левого полушария. Экспериментальные исследования В.Ф. Фокина и A.C. Габриэльян выявили, что постоянные потенциалы в правом и левом полушариях мозга кошек имеют, вероятно, различные механизмы. Московский институт мозга АМН РФ располагает анатомическими данными, свидетельствующими о том, что уже на животном уровне (на примере крыс, кошек, обезьян) можно выделить анатомические различия в строении левого и правого полушарий мозга. Таким образом, неоднородность в функционировании больших полушарий головного мозга присутствует уже на ранних этапах развития животного мира. В ходе эволюции продолжалась специализация полушарий головного мозга и связанное с этим усложнение межполушарных взаимоотношений, достигая высшей ступени развития у человека. Современный человек обладает генетической предрасположенностью к тому, чтобы именно левое полушарие отвечало за функции речи. Отечественный антрополог В.В. Бунак высказал предположение о том, что закрепление за левым полушарием функций по управлению звуковой речью произошло более 30000 лет до н. э. Этим автором были выделены морфологические следы асимметрии функций двух полушарий на ископаемых черепах древних людей. Наличие четких следов, оставленных на внутренней поверхности черепа древних людей, говорит о более развитых зонах левого полушария. Позднее В.И. Кочеткова, изучая черепа первобытно-общинных людей - неандертальцев (около 50000-40000 лет до н. э.), пришла к выводу, что уже в это время у ископаемого человека обнаруживается развитие речевой зоны Брока и зоны Вернике. Проблема функциональной асимметрии мозга имеет длительную историю. Несмотря на это, современная наука не располагает законченной теорией, способной объяснить феномен функциональной неравнозначности больших полушарий мозга человека. В настоящее время под функциональной асимметрией понимается широкая совокупность различий в деятельности правых и левых парных органов функциональную асимметрию мозга можно проследить в соответствующих анатомических структурах головного мозга. В 30-40-х гг. сотрудниками Московского института мозга АМН РФ Е.П. Кононовой, И.А. Станкевич, С.М. Блинковым были выделены структурные отличия полей правого и левого полушарий. Обращено внимание на определенную вариабельность борозд и извилин в правом и левом полушариях. Выдвинуто предположение о возможных структурных различиях долей правого и левого полушарий мозга. По данным D. Eidelberge, существуют морфологические различия в организации левого и правого таламуса. Группой исследователей под руководством И.Н. Боголеповой было установлено, что в 54% случаев длина левого полушария превышает длину правого. Асимметрия корковой формации правого и левого полушарий является морфологической основой асимметрии мозга. В правом и левом полушариях единого мозга обнаруживаются значительные различия некоторых корковых полей. Эти различия проявляются в отличиях размеров и степенью выраженности корковых полей. Многие авторы предполагают, что асимметрию мозга можно проследить по характеру связей синаптических волокон, которые в свою очередь генетически закреплены в индивидуальных особенностях мозга человека. Установленным является тот факт, что связь полушарий головного мозга анатомически и функционально осуществляется межполушарными волокнистыми путями. Разрабатывается направление, авторы которого объясняют левополушарное доминирование, отвечающее за функции речи, с морфологической асимметрией сосудов средней мозговой артерии. Имеются попытки связать функциональную асимметрию мозга с небольшим, но достоверно установленным различием в кровотоке правого и левого полушарий. Таким образом, можно говорить, о существовании морфологической основы функциональной неравнозначности полушарий мозга. Проявления функциональной асимметрии мозга изучаются многими авторами с помощью электроэнцефалографической записи. ЭЭГ-проявления функциональной асимметрии наблюдаются и в состоянии покоя мозга, и в процессе его деятельности. А. и К. Юсовы, изучая физиологические механизмы функциональных различий полушарий, отмечают асимметрию альфа-ритма. Авторы объясняют это реакцией доминирующего полушария на большее количество импульсов, поступающих к нему. Н.П. Бехтеревой и ее сотрудниками обнаружена асимметрия биоэлектрической активности в поверхностных и глубоких структурах мозга человека. Так, установлено, что левое полушарие в ответ на электрическую стимуляцию реагирует быстрее правого. Выдвигается предположение, что данное «опережение» имеет постоянный характер. Обнаружены различия в реакции активности левого и правого полушарий при выполнении разных видов деятельности. Так, зафиксирована смена правополушарного доминирования на левополушарное при переходе от невербальных заданий к вербальным. По данным Э.А. Констандова первичный зрительно-пространственный анализ стимулов осуществляется в правом полушарии. Данные получены на основе метода регистрации вызванных потенциалов. Отмечается, что уровень межполушарной асимметрии вызванных потенциалов зависит как от характера стимула, так и от области регистрации ответа. Многочисленные физиологические данные свидетельствуют о наличии характерных биопотенциалов левого и правого полушария. Асимметрия биопотенциалов особенно ярко проявляется в условиях деятельности. Самые ранние свидетельства существования функциональной асимметрии мозга связаны с клиническими наблюдениями за поведением больных с локальными поражениями мозга. Благодаря клиническим наблюдениям, собран богатый фактический материал об особенностях функциональной асимметрии правого и левого полушария. Огромный вклад в исследование проблемы локальных поражений мозга внес А.Р. Лурия. На большом клиническом материале А.Р. Лурия обосновал значение различных отделов левого полушария мозга в организации высших психических функций. Клиникой локальных поражений мозга были получены факты, свидетельствующие о том, что для правосторонних поражений присущи сохранность организации ответов, максимальное количество нестандартных ответов. При левосторонних поражениях наблюдается обратная картина. В развитии самой теории функциональной асимметрии мозга Е.Д. Хомская выделяет три этапа: На первом этапе была распространена гипотеза о безусловном доминировании левого полушария (у правшей) во всех высших психических процессах, мануальных функциях и т. д. Доминирующую роль левого полушария объясняли связью левой гемисферы с речевыми функциями и управлением сложными двигательными актами. Рассматривалось положение об абсолютной противоположности функций левого и правого полушарий мозга. На втором этапе сформировались представления об относительной доминантности левого полушария (у правшей) по отношению к речевым функциям и относительной доминантности правого полушария в реализации невербальных функций. Данную точку зрения высказывал еще J. Jackson, в 1868 г., предположивший, что в отношении оптического гнозиза и интеллектуальных проявлений, доминирующим является правое полушарие. Близких взглядов придерживался и В.М. Бехтерев, отстаивающий в 1907 г. точку зрения о том, что по отношению к созданию конкретных представлений психочувственной области левое полушарие уступает правому. То, что правое полушарие играет доминирующую роль в ряде высших психических функций, подтверждают и нейропсихологические исследования последних лет. Так, были получены доказательства существования тесной связи правого полушария с предметным восприятием. В результате экспериментальных наблюдений за больными с расщепленным мозгом было установлено, что правое полушарие обладает собственными, специфическими, гностическими функциями. Также установлена специфичная роль правого полушария в идентификации сложных зрительных изображений. На третьем этапе проблема функциональной асимметрии мозга рассматривается с точки зрения участия обеих гемисфер в обеспечении всех высших психических функций, в том числе речевых. В настоящее время проблема функциональной неоднозначности мозга изучается как проблема специфичности того вклада, который вносит каждое полушарие в психическую функцию. В целом по-прежнему остается недостаточно изученной проблема функциональной специфичности левого и правого полушарий по отношению к разным психическим проявлениям человека. Известно, что левое полушарие соединено с правым несколькими соединительными путями. Основными из них являются волокна, соединяющие кору больших полушарий и составляющие т. н. мозолистое тело. Наряду с мозолистым телом существуют и другие соединительные пути. Они представлены передней и задней комиссурами, зрительным перекрестком – хиазмой. Известно, например, что во время эпилептического припадка аномальная импульсная активность нейронов охватывает многие участки мозга. Через мозолистое тело бурная импульсивная активность передается и другому полушарию, в результате чего весь мозг оказывается захваченным припадком. В случаях, когда необходимо сдержать нервный взрыв и спасти жизнь больного, хирургами перерезается мозолистое тело. Рассечение соединительных трактов послужило исключительно важным этапом в развитии учения о специализации функций каждого полушария. При проведении операций по рассечению мозга было обнаружено, что два полушария начинают вести себя как «два мозга» (по формулировке Gazzaniga M.) или как две независимые друг от друга системы. Практически никаких изменений в свойствах личности больного, его интеллектуальных функций, на первый взгляд, обнаружено не было. Более того, было установлено, что небольшое количество людей рождаются уже с расщепленным мозгом, что не мешает им вести себя как нормальным людям. Только с помощью специально разработанных нейропсихологами и психологами тестов обнаружено, что рассечение мозга оказало влияние на сознание и особенности мышления человека. Смысл большинства тестов, предназначенных для людей с рассеченным мозгом, заключается в том, чтобы информация попадала только в одно полушарие. Обычно для подобных экспериментов используется тахистоскоп - прибор, позволяющий точно контролировать время, в течение которого изображение остается на экране. С помощью этих тестов выделен ряд заданий, с которыми легко справляется одно полушарие, и практически не в состояние выполнить другое. Доказано, что каждое из полушарий воспринимает, запоминает, чувствует независимо друг от друга, но в способе переработки информации у левого и правого полушария существуют различия. Как показывает анализ результатов изучения рассеченного мозга, левое полушарие ответственно за язык и речь. Человек с рабочим левым полушарием (правое полушарие отключено) сохраняет способность к речевому общению, правильно реагирует на слова, цифры и все другие условные знаки. Однако при этом левое полушарие оказывается беспомощным при оперировании с предметами материального мира или их изображениями. Повреждение правого полушария, по данным Б. Огасоу, может вызвать эффект исчезновения из поля зрения левой части пространства. Исследования, проводимые на больных с комиссуротомированным мозгом, помогли выделить роль обоих полушарий при восприятии существительных, глаголов и других частей речи. Показано, что правое полушарие воспринимает конкретные существительные и прилагательные, но оказывается не в состоянии «понять глаголы». В более поздних работах была установлена способность пациентов с работающим правым полушарием выполнять моторные действия в соответствии с предъявленным глаголом, но заданный глагол назвать они были не в состоянии. При изучении роли полушарий в выделении частей речи было установлено, что в обработке конкретных существительных принимают участие и левое и правое полушарие, в обработке абстрактных - только левое. Таким образом, особенности асимметричного восприятия зависят от того, имеет ли заданное слово абстрактное или конкретное значение. Отключение правого полушария приводит к тому, что больной не в состоянии узнать ранее увиденные ориентиры. Не может оценить расстояние, теряет ощущение выше - ниже, ближе - дальше. Человек с отключенным левым полушарием, рабочее - правое, хорошо разбирается в произведениях живописи, чувствует интонацию речи, мелодию. Ориентируется в пространстве, однако теряет способность работать с картами и схемами, решать сложные словесные конструкции. Не может сколько-нибудь связно говорить. При восприятии объектов правое полушарие связывает воспринятые образы с местом и временем получения информации. Левое полушарие хранит информацию в словах и символах. Эти особенности прослеживаются и в особенностях памяти. Так, правое полушарие запоминает и хранит чувственные образы и впечатления, связанные с конкретными событиями. Левое полушарие хранит информацию в словах и символах. В результате длительных исследований была установлена различная эмоциональная реакция на одинаковые события у людей с рассеченным мозгом. Показано, что правое полушарие воспринимает события мрачными и угнетающими. Левое полушарие часто неадекватно ситуации, воспринимает события легкими и смешными, т.е. ему присуще эйфорическое виденье мира. Установлено, что правое полушарие в большей степени связано с оценкой приятного и ужасного, а левое приятного и смешного. Испытуемые с доминирующим правым полушарием обнаружили неадекватное отношение при восприятии эмоционально значимых сообщений. При левополушарном доминировании наблюдалось положительное отношение к содержанию сообщений. При восприятии нейтральных слов резких различий в реакциях испытуемых с разной степенью поражения левого и правого полушарий не наблюдалось. По наблюдениям А.Ф. Векслера, больные с поражением правого полушария хуже воспроизводят эмоционально отрицательный рассказ. Обратная картина наблюдается у левосторонних больных. Основное различие между двумя типами мышления проявляется при составлении единого связного контекста из отдельных элементов информации. Левополушарное мышление при этом из всего многообразия связей, существующих между предметами и явлениями, выделяет только наиболее существенные и необходимые для конкретной задачи, создавая тем самым однозначный контекст. Этой же гипотезы придерживался психолог R. Ornstain утверждающий, что различия в правом и левом полушариях проявляются в противопоставлении рассудка интуиции, науки искусству. Далее, R. Ornstain высказывает предположение, что представители таких профессий как юристы и художники используют в работе разные полушария мозга. Участие разных полушарий оказывает влияние и на все другие виды деятельности, не имеющие прямого отношения к основной работе. В некоторых случаях правое полушарие оказывается в роли доминирующего. Например, при восприятии пространственных соотношений и манипулировании предметами. В работах M. Gazzaniga и его сотрудников высказывается предположение, что правое полушарие наделено способностью физически проецировать свое восприятие на предметы, при непосредственном манипулировании ими. Именно в этом заключается истинное преимущество правого полушария в восприятии пространственных представлений. Многочисленные неврологические наблюдения, сделанные М. Gazzaniga и его сотрудниками, показывают, что «около четырехлетнего возраста правое полушарие ведает языком столь же хорошо, как и левое». В нашей стране проблема парности в работе больших полушарий мозга впервые была поставлена И.П. Павловым в 1923 г. Данную проблему ученый рассматривал как один из очередных вопросов физиологии больших полушарий. На основе работ своих сотрудников Н.И. Красногорского, Г.В. Анрепа, Д.С. Фурсикова, И.С. Розенталя, K.M. Быкова он выделил два аспекта данной проблемы. Во-первых, проблема разделения функций между двумя полушариями головного мозга. Во-вторых, проблема замещения работы одного полушария функционированием другого. В связи с проблемой функциональной асимметрии мозга интересно учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах. Функции речи и наличие абстрактного мышления, характерные для левого полушария, наталкивают на мысль о соотнесении с ним второй сигнальной системы. Наглядно-образное мышление, присущее правому полушарию, позволяет предположить соотнесение с ним первой сигнальной системы. На основании этого делается вывод о развитии и взаимодействии двух полушарий мозга и двух сигнальных систем, представляющих собой неразрывное целое. Проблема формирования и взаимодействия двух сигнальных систем остается одной из важнейших проблем в понимании психической деятельности человека. С.Л. Рубинштейн в своих работах связывает процесс овладения словом и развитием детской речи с формированием второй сигнальной системы. Известно, что функциональная асимметрия мозга развивается параллельно с развитием речи ребенка. К четырехлетнему возрасту, когда в основном завершается формирование речи, основные речевые функции передаются левому полушарию. Таким образом, правое полушарие активно участвует на начальных этапах формирования речи, которая происходит по законам деятельности первой сигнальной системы. Экспериментальное изучение индивидуальных особенностей соотношения сигнальных систем было продолжено в лабораториях Б.М. Теплова и М.Н. Борисовой. Большинство этих работ названных авторов строились на анализе психологических характеристик человеческих типов высшей нервной деятельности, а именно, принадлежности к «художественному» или «мыслительному» типам. В настоящее время данная проблема рассматривается на новом уровне. Так, современные комплексные исследования людей включают и психологические и психофизические характеристики. В этом случае, первосигнальную систему, связанную с преобладанием образно-действенного восприятия, мышления и памяти, рассматривают вместе с показателем доминирования правого полушария. Второсигнальную систему, характеризуемую вербально-логическим стилем, рассматривают в связи с показателем доминирования левого полушария. В дальнейшем проблема межполушарной асимметрии мозга получила развитие в трудах Б.Г. Ананьева и его сотрудников. Рассматривая работу больших полушарий в процессе регулирования и жизнедеятельности организма, Б.Г. Ананьев экспериментально изучал роль правого полушария в восприятии пространства. Работами Б.Г. Ананьева и его сотрудников было доказано, что парная работа больших полушарий мозга четко прослеживается в деятельности рук, выступающих как парные рецепторы. Было доказано существование тесной связи между сенсорной и моторной асимметриями рук. Ленинградская школа психологов под руководством Б.Г. Ананьева на протяжении многих лет рассматривала проблему соотношения асимметрии одних и симметрии других корковых структур человеческого мозга. Очевиден факт, что несмотря на видимую симметрию мозговых концов основных анализаторов человека, на практике мы наблюдаем функциональную асимметрию в их деятельности. Было установлено, что существует неравенство и изменение взаимодействия между обоими частями или двумя сторонами каждого анализатора. Например, у одного человека ведущее значение приобретает то один глаз, то другой, в зависимости от условий и видов деятельности, которые определяют характер работы левого и правого полушарий мозга. Исследования Б.Г. Ананьева и его сотрудников касались не только зрительной, но и слуховой, осязательной, обонятельной асимметрии. Основываясь на результатах сенсорных методик, Б.Г. Ананьев доказал, что правое полушарие не просто дублирует левое, а вносит свой, необходимый для совместной деятельности мозга, вклад. Было обращено внимание на связь функциональной асимметрии мозга с проблемой индивидуальных различий. К индивидуально-типическим особенностям человека Б.Г. Ананьев относил и нейродинамические особенности мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Большой вклад в изучение проблемы функциональной специализации левого и правого полушарий мозга внес А.Р. Лурия. Он отмечал, что «вопрос о совместной роли левого и правого полушарий мозга является в настоящее время едва ли не наиболее дискутируемым в нейропсихологии». А.Р. Лурия, основываясь на большом клиническом материале, установил, что правое полушарие не имеет отношения к организации речевой деятельности, а его поражения - иногда даже достаточно обширные - не затрагивают речевых процессов». В своих трудах А.Р. Лурия интенсивно изучал роль различных отделов левого и правого полушарий мозга в организации речи, в познавательных процессах, таких как мышление и память. Разработанные им гипотезы и выводы легли в основу теории системной динамической локализации высших психических функций человека. В основе данной теории лежит постулат, согласно которому все психические процессы осуществляются при участии обоих полушарий головного мозга. Каждое полушарие вносит свой, специфический вклад в совместную деятельность головного мозга. Так, А.Р. Лурия в своих работах обосновывает функциональное значение различных отделов левого полушария мозга в осуществлении высших психических функциях. Исследования проводились на материале поражений левого полушария головного мозга. Было показано, что произвольная регуляция движений страдает главным образом при локальных поражениях передних отделов левого полушария. При поражении различных структур левого полушария также отмечается нарушение произвольного запоминания и воспроизведения вербального и невербального материала. А.Р. Лурия отмечал, что при поражении правого полушария значительно чаще, чем при поражении левого, наблюдается нарушение непосредственного осознания человеком своего дефекта. При этом больные частично или полностью отрицают левосторонние нарушения чувствительной и двигательной сферы. В клинике локальных поражений мозга выделены качественные различия в протекании мнестических процессов, в частности функции воспроизведения и узнавания, связаны с поражениями определённых участков коры головного мозга. Изучение значения мозолистого тела для межполушарного взаимодействия началось в 20-х годах XX в. Так, исследовалась роль мозолистого тела в передаче зрительной информации. При этом зрительное восприятие каждого полушария изучалось по отдельности. Доказано, что и левое, и правое полушарие способно узнавать разнообразные изображения (предметные рисунки, буквы, геометрические фигуры и т.д.). Однако при этом наблюдаются и отличия. Так, при поступлении информации в правое полушарие больной может найти и показать похожее изображение, но не в состоянии его назвать. Больной с рабочим правым полушарием в состоянии нащупать заданный предмет и демонстрировать эмоциональное отношение к предмету. Рабочее правое полушарие наделено определенным преимуществом при запоминании незнакомых фигур и лиц. Больные с рабочим левым полушарием могут назвать предъявленное изображение и распознать буквы и слова. Мозолистое тело является также основным путем и для передачи тактильной информации из одного полушария в другое.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 56 страниц
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg