Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Выбор профессии и тип личности

kisssaaa0721 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.10.2021
Целью данного проекта является анализ взаимосвязи типа личности и успешности карьеры в определенной сфере трудовой деятельности. Для решения поставленной цели необходимо реализовать следующиезадачи: 1. Дать определение понятию личности человека и типов личности (в рамках типологии личности К.Г. Юнга и концепции Дж. Холланда) 2. Рассмотреть понятие профессии и факторы ее выбора 3. Выявить факторы успеха в карьере предпринимателя в хореографической сфере 4. Выявить взаимосвязь типа личности и успешности в карьере предпринимателя в хореографической сфере Объектом исследования в данной работе выступает личность человека. Предметомисследования является взаимосвязь типа личности в успешной карьере предпринимателя в хореографической сфере Теоретическая значимость: источниками, используемыми при написании данной курсовой работы, являются труды известных специалистов в области психологии и педагогики, таких как Е.А.Климов, А.Н.Леонтьев, Дж.Холланд, А.Овчаров, А. Швейцер, Кэтрин Бриггс и Изабель Бриггс Майерс, А. Аугустинавичюте, К.Юнг и др. Методологическая база: Поставленная цель и задачи обусловили выбор комплекса методов: 1. Теоретические методы: анализ литературы по теме исследования. 2. Эмпирические методы: психодиагностический метод. В проекте использованы методики: - Методика «Интроверт или экстраверт» Г. Айзенка в модификации Т.В.Матолиной. - Тест-опросник Дж.Голланда на определение профессиональной направленности личности Практическая значимость: данный курсовой проект будет полезен для людей, находящихся на стадиях выбора профессии, интересующихся к какому типу личности они относятся, или же проект будет интересен людям, уже совершившим выбор не задумываюсь о склонностях и особенностях своего характера. Проект поможет проанализировать свой внутренний мир и избежать возможных ошибок при выборе профессии. Проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Введение

Для любой организации огромное значение имеет профессиональный состав его сотрудников. Человеческий ресурс в настоящее время рассматривается не только как фундамент развития организации, но и как ее основное конкурентное преимущество. Профессиональный состав прямо влияет на эффективность деятельности организации и сами возможности в достижении тех или иных задач и преимуществ. В рамках данного проекта наиболее важным фактором будут являться личностные качества человека, которые позволят наиболее полно раскрыться конкретному индивиду в конкретной профессиональной деятельности. Для удобства, людей, обладающий сходными личностными качествами, принято объединять в группы, то есть выделять типы личности. Но как известно, типология, как и большинство гуманитарных наук, наука очень сложная и многогранная, так как в природе не существует предметов, обладающих определенным набором свойств в чистом виде. Актуальность данного проекта заключается в том, что каждый человек в процессе взросления сталкивается с проблемой выбора профессии, для одних он очевиден, другие - достаточно долго не могут придти к решению и прибегают к научным методам выявления той или иной сферы деятельности, в которой данному человеку комфортно было бы существовать. Любой выбор человека взаимосвязан с особенностями его характера, в данной работе речь пойдет о выборе профессии и его взаимосвязи с типом личности человека. Возможность карьерного роста, заниматься любимым делом, которое приносит доход, вероятнее всего, это то, о чем мечтает каждый.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Типы личности и выбор профессии 5 1.1 Определение личности человека и типы личности (в рамках типологии личности К.Г. Юнга и концепции Дж. Холланда) 5 1.2 Понятие профессии и факторы ее выбора 14 ГЛАВА 2. Взаимосвязь типа личности и выбора профессии 20 2.1 Факторы успеха в карьере предпринимателя в хореографической сфере 20 2.2 Личностно-профессиональная позиция педагога-хореографа в формировании социально-компетентной личности обучающегося 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Список литературы

1. А.А. Мударисов Личностно-профессиональное развитие и карьера. Траектории взаимовлияния / А.А. Мударисов, Ю.В. Синягин. - М.: ИТРК, 2016. - 192c. – Университетская библиотека ONLINE (дата обращения: 01.05.2021) 2. А.Я. Кибанов Организация обучения и дополнительное профессиональное образование персонала. Учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов. - М.: Проспект, 2017. - 676 c. - URL: https://piratebooks.ru/threads/organizaciya-obucheniya-i-dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie.144496/ (дата обращения: 03.05.2021) - Текст: электронный. 3. Базаров Т.Ю. Управление персоналом [Электрон. ресурс]: / учеб. Пособие, Т.Ю. Базаров – М.: Юнита-Дана, 2016 -240 с. – Университетская библиотека ONLINE (дата обращения: 01.05.2021) 4. Бендюков, М. Азбука профориентации / М. Бендюков, И. Соломин, М. Ткачев. - М.: Литера Плюс, 2018. - 336 c. - URL: http://lifenavi.ru/files/-------.-------------------------.pdf (дата обращения: 03.05.2021) - Текст: электронный. 5. Виханский О. М. Стратегическое управление: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономитстъ, 2014. – 296 с. 6. В. Золотарева Методика непрерывного профессионального развития кадров сферы дополнительного образования детей. Учебное пособие / А.В. Золотарева. - М.: Юрайт, 2017. - 371 c. - URL: https://static.my-shop.ru/product/pdf/283/2825206.pdf (дата обращения: 02.05.2021) - Текст: электронный. 7. Г. Егоров Личностное и профессиональное развитие взрослого человека в пространстве образования. Теория и практика / Г. Егоров. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ), 2018. - 537 c. - URL: https://bookap.info/book/egorov_lichnostnoe_i_professionalnoe_razvitie_vzroslogo_cheloveka_v_prostranstve_obrazovaniya_teoriya_i_praktika/ (дата обращения: 03.05.2021) - Текст: электронный. 8. И.К. Макарова Привлечение, удержание и развитие персонала компании / И.К. Макарова, О.Е. Алехина, Л.М. Крайнова. - М.: Дело АНХ, 2018. - 124 c. - URL: https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/yurisprudenciya/management/73676-irina-makarova-privlechenie-uderzhanie-i-razvitie-personala-kompanii.html (дата обращения: 03.05.2021) - Текст: электронный. 9. Илья Мельников Кадровик: стратегии развития персонала: моногр. / Илья Мельников. - Москва: Высшая школа, 2016. - 393 c. - URL: https://mir-knig.com/read_466150-1 (дата обращения: 04.05.2021) - Текст: электронный. 10. Исаев Р. А. Основы менеджмента [Электрон. ресурс] / Р.А. Исаев. –М.: Дашков и Ко , 2015. -133 c. – Университетская библиотека ONLINE (дата обращения: 07.05.2021) 11. Кафидов В.В. Управление персоналом [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.В. Кафидов. – СПб.: Питер, 2014. -202, [1] c. (дата обращения: 08.05.2021) 12. Крымов А.А. Вы-управляющий персоналом [Текст]: /А.А.Крымов.-М.: Вершина,2 015.-318,[2]c/ (дата обращения: 06.05.2021) 13. К.Г. Кязимов Внутрифирменное обучение и развитие персонала / К.Г. Кязимов. - М.: МИК, 2016. - 240 c - URL: https://static.my-shop.ru/product/pdf/351/3502480.pdf (дата обращения: 03.05.2021) - Текст: электронный. 14. Лукичева Л.И. Управление персоналом [Электрон. ресурс]: / Л.И. Лукичева, под ред. Ю.П. Анискина. – М., Омега – Л, 2016 - 272 с. –Университетская библиотека ONLINE (дата обращения: 01.05.2021) 15. Сальникова, Т. Детям о профессиях. Детям о профессиях. Ранняя профориентация детей. 6-7 лет. Выпуск 1 / Т. Сальникова. - М.: Детство-Пресс, 2017. -531c. - URL: https://detstvo-press.ru/books/pdf/978-5-90693-719-3.pdf (дата обращения: 03.05.2021) - Текст: электронный. 16. Самсонов Н.А. Управление персоналом [Электрон.ресурс]:/ Н.А. Самсонов.-М., АСТ, 2014-120с.- Университетская библиотека ONLINЕ (дата обращения: 06.05.2021) 17. Семенов А.К. Теория менеджмента: Учебник/ А.К.Семенов, В.И. Набоков. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 492 с.- базовый учебник* (дата обращения: 01.05.2021) 18. Сергей Дружилов Индивидуальный ресурс профессионального развития человека / Сергей Дружилов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 416 c. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnye-resursy-professionalnogo-razvitiya-cheloveka (дата обращения: 05.05.2021) - Текст: электронный. 19. Стюрина, Д. Е. Управление деловой карьерой [Электронный ресурс]: практикум / Д. Е. Стюрина. – М. : Евразийский открытый институт, 2014. – 248 с. – URL :http://www.biblioclub.ru/book/90778/. (дата обращения: 01.05.2021) 20. Трошин, О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации / О.В. Трошин. - М.: Сфера,2017. -246 c. – URL: https://studylib.ru/doc/3675330/troshin-o.v.-osnovy-social._noj-reabilitacii-i (дата обращения: 06.05.2021) - Текст: электронный. 21. Управление персоналом организации [Текст]: учеб. для вузов / А.Я. Кибанов [и др]; ред. А.Я. Кибанов; Гос. ун-т управления. – 3-е изд., доп. и перераб.-М.; ИНФРА-М, 2014. – 636, [2]с. (дата обращения: 01.05.2021)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Типы личности и выбор профессии 1.1 Определение личности человека и типы личности (в рамках типологии личности К.Г. Юнга и концепции Дж. Холланда) В своей книге «Психологические типы» К.Г.Юнгвыделяет8 типов людейна основе признаковвертности (интроверсия и экстраверсия),рациональности и иррациональности, а также4 функций психики (мышление, чувство, интуиция и ощущение). Две из этих функций являются строго рациональными (мышление и чувство), то есть воспринимающими информацию извне в соответствии с предварительной установкой на определённое восприятие, и две – иррациональными (интуиция и ощущение), воспринимающими информацию непосредственно, без предварительной установки. Но каждая из четырёх функций психики может быть, как экстравертной, так и интровертной, исходя из чего типов выделяется 8, и каждому из них соответствует определённая базовая функция психики. В процессе своей психологической практики и наблюдения за практикующими коллегами,Юнгобнаружил, что есть различия между спецификой теорий и практической работы его коллег (Адлера и Фрейда) в зависимости от разных личностных особенностей и предположил, что разные установки сознания обусловливают разное восприятие действительности и разное взаимодействие с ней.Юнгпришёл к выводу, что необходимо систематизировать типологические намётки его предшественников, чтобы наметить границы индивидуальных различий между людьми. Понимание и принятие этих различий важно для индивидуального подхода к каждой уникальной личности и формирования уважения к типологическим особенностям каждого человека. Кроме того, типология является своего рода картой личности, по которой можно сориентироваться в сильных, сознательных и хорошо управляемых функциях психики и выделить те функции, которые являются слабо контролируемыми, архаичными и нуждающимися в особом внимании человека. Экстраверсия и интроверсия Согласно К.Г. Юнгу, в зависимости от установки сознания и её направленности либо на внутренний процесс, либо на объекты внешнего мира, людей можно разделить на интровертов и экстравертов. В отличие от Айзенка, Юнг не считал общительность или необщительность главным показателем экстраверсии и интроверсии соответственно, так как выделял более существенный отличительный признак – куда направлено сознание и внимание человека, вовне или внутрь, что для него важнее – объекты внешнего мира или внутренние процессы души. Экстравертыхарактеризуются направленностью сознания на объекты и процессы внешнего мира. Внутренний процесс для такого человека всегда остаётся на втором плане, в тени, и он уделяет ему куда меньше внимания, за счёт чего в меньшей степени контролирует его, чем происходящее во внешнем мире. Экстраверта, словно магнитом, притягивает к объектам внешнего мира, и они довлеют над ним, всегда имея большую власть и ценность, чем то, что происходит в его душе. Т.е. экстраверт является человеком, который всегда ставит на первый план обстоятельства и изменения внешнего мира при выборе стратегии своих действий. Объективное для него превыше субъективного, а коллективное нередко преобладает над индивидуальным по ценности. Интроверты, наоборот, отличаются обращённостью своей психики к своим внутренним процессам. Таким людям с трудом даётся внимание к внешним объектам и процессам, поскольку субъективное для них превыше объективного, а внутренний мир всегда реальнее и важнее внешнего. Интроверт – это человек, который всецело погружен в созерцание происходящего в его душе и который преломляет все внешние события сквозь призму такого восприятия, акцентируя внимание на ценности их субъективной интерпретации. Интровертную установку сознания нередко ошибочно считают эгоцентричной, однако, при внимательном рассмотрении это мнение оказывается ошибочным, т.к. субъективность в наиболее чистой форме представляет собой Самость, которая гораздо шире индивидуального Эго. Рациональность и иррациональность Крациональным типам относятся мыслительный и чувствующий, поскольку при восприятии внешнего объекта или внутреннего процесса они всегда руководствуются заранее предопределённой установкой сознания, т.е. пропускают своё восприятие сквозь призму заранее сформированного предубеждения или сетки восприятия. Рациональные люди опираются на ценности благоразумия и последовательности как в обработке информации, так и в процессе принятия решений. Киррациональным типамЮнг относит интуитивный и ощущающий, восприятие и действия которых характеризуются непосредственной реакцией на изменения внешних и внутренних процессов. Эти типы обладают особой чувствительностью к непосредственному восприятию и реагированию, т.е. они живут вне рамок понятия рассудка, как бы выходя за его пределы и опираясь на собственные актуальные переживания. Иерархия функция (ведущая, вспомогательная, третичная и подчинённая функции) В человеческой психики всего существует 8 функций сознания – экстравертные и интровертные мышление, чувство, ощущение и интуиция, но расположены они иерархично. У Юнга были описаны 4 функции в их соотношении, описание остальных 4 разрабатывались его последователем Дж. Биби. По иерархии и условному месту расположения на карте психики Юнг выделял следующие функции: 1) Ведущая функция, которая представляет собой наиболее развитую, сознательную и дифференцированную функцию, на наполнение и адаптацию которой человек тратит большую часть собственных ресурсов в течение первой половины жизни. 2) Вспомогательная функция, которая, как и ведущая, попадает в сферу сознания, достаточно хорошо дифференцирована и управляема со стороны субъекта, однако, эта функция уже является чуть более смазанной в осознании, в сравнении с ведущей. Вспомогательная функция является противоположной ведущей по вертности и параметру рациональности/иррациональности. 3) Третичная функция является второй вспомогательной по отношению к ведущей, и её можно сравнить с левой рукой у правши, т.к. она лишь в малой степени поддаётся осознанию и управлению, если не было целенаправленного её развития. Третичная функция противоположна вспомогательной по вертности, но совпадает с ней по критерию рациональности/иррациональности. 4) Подчинённая функция представляет собой наименее дифференцированную и управляемую, но самую архаичную функцию психики. Она уходит корнями в глубины коллективного бессознательного и никогда не может быть до конца интегрирована, поскольку полная её интеграция привела бы к затоплению сознания бессознательным и психозу. Она противоположна ведущей по вертности, но совпадает с ней по параметру рациональности/иррациональности. 1. Функция чувства – экстравертное и интровертное чувство Функция чувства отвечает за распознание, интеграцию и реализацию актуальных для такого человека ценностей, источник которых определяется вертностью. Экстравертное чувство в качестве ведущей функции можно распознать по способности человека считывать главные ценности окружающего его социума и выражать их, соответствовать им, а также следить за тем, чтобы этим ценностям соответствовали другие люди. То, что является традиционно ценным для большинства, тонко улавливается человеком с экстравертным чувством, для которого эти ценности являются значимыми, как его собственные. Сильной стороной такого человека является умение быстро улавливать скрытые намерения других людей и определять их социальную ценность, а также координировать людей между собой, в зависимости от их целей и ценностей. Слабой стороной является глубокое и структурное мышление, умение вникать в суть окружающих явлений с точки зрения ответа на вопрос «чем является данный данный предмет, что он представляет собой?». Для человека синтровертным чувством наиболее значимой оказывается ценность возникающих в его психике и переживаемых им внутренних образов. Этот человек отличается чутким художественным восприятием окружающей действительности при трудностях выражения своеобразия и красоты такого мировоззрения. Индивид с ведущим интровертным чувством характеризуется глубиной и чрезвычайно высокой интенсивностью внутренних переживаний, несмотря на сдержанность внешних эмоциональных проявлений. При этом объект, от которого отталкивается такое чувство, оказывается вторичным по отношению к той реакции, которую он вызывает. За счёт глубины переживаний интровертно чувствующий человек тесно связан с архетипами коллективного бессознательного в возникающих у него чувствах, а слабой стороной такой личности является нехватка контроля и беспристрастности в ведении дел, связанных со внешним миром. 2. Функция мышления – экстравертное и интровертноемышление Функция мышления отвечает за поиск ответа на вопрос «что это?» при столкновении с предметами и явлениями внешней и внутренней действительности, и вся деятельность мыслительного индивида преломляется сквозь такой процесс поиска. Экстравертное мышлениев восприятии информации и продуктивной деятельности придаёт высокое значение объективным фактом, которые считает базисом любого стоящего внимания процесса. Такой человек пытается свести всё, с чем он сталкивается, к единой схеме, с помощью которых в дальнейшем объясняет все остальные явления. Если по каким-то причинам нечто не вписывается в данную схему, он до последнего старается изменить окружающий мир так, чтобы он укладывался в созданную им схему, поскольку, как экстраверт, игнорировать внешний мир он не может. Сильной стороной такого человека является умение организовывать общественные процессы и деятельность с глобальными перспективами, а слабой стороной – недоучёт индивидуального и уникального в своих теоретических построениях. Интровертное мышление ориентируется в своём логическом процессе интерпретации действительности на возникающие изнутри его психики идеи, которые изначально являются очень субъективными, и лишь затем применяются по отношению к процессам внешнего мира, выстраиваясь в целостные концепции. Для такого человека не столь важно, насколько объективный мир соответствует его теоретическим конструкциям, но важно дойти в них до глубины, сути или ядра вопроса. При несовпадении его построений с реалиями мира объектов он, скорее, предпочтёт проигнорировать внешний мир, разрабатывая свои концепции дальше, чем пытаться изменить его. Сильной стороной такого человека является глубина и оригинальность его теоретической мысли, направленность на вскрытие фундаментальных законов происходящего при смелости выражения результатов этого анализа, а слабой стороной – нехватка социальных навыков и чувства этической ситуации окружающего его социума, что порой ставит его в неловкое положение. 3. Функция ощущения – экстравертное и интровертное ощущение Ощущение представляет собой функцию, которая в качестве базиса для адаптации выделяет то, что происходит в окружающем мире и собственных физических переживаниях, т.е. предметы, события и явления в их предельной фактичности, конкретности и осязаемости. Экстравертное ощущение представляет собой функцию, которая направлена на внимательную оценку фактов и предметной стороны действительности окружающего мира. Восприятие мира такого человека является преимущественно эмпирическим, и чтобы заметить нечто и поверить в его существование, ему необходимо, чтобы была возможность это нечто ощутить собственными органами чувств. Экстравертно-ощущающий тип внимательно подмечает детали окружающей его обстановки, как бы фотографируя то пространство, в котором он находится. Именно с помощью органов чувств он наиболее отчётливо переживает свою связь с миром, благодаря чему он может стать мастером своего дела в сфере, связанной с материальным производством. Слабой стороной такой личности является риск погружения в разрушительно-гедонистичный образ жизни в грубых его формах. Интровертное ощущение характеризуется концентрацией индивида на собственных внутренних ощущениях, отталкивающихся от внешнего объекта. Эти физические ощущения, интерпретациях внешних объектов и явлений с помощью органов чувств носят у интровертно-ощущающего типа исключительно субъективный характер и могут полностью отрываться от специфики вызвавшего их объекта, наполняясь своеобразием индивидуального восприятия и меняясь до неузнаваемости в процессе интерпретации. Внешне такой человек выглядит спокойным, созерцательным и даже несколько пассивным, поскольку энергия его психики направлена на детальную обработку внутренних ощущений, которые он регистрирует. Такой человек живёт в потоке своих субъективных ощущений, сохраняя пристальное внимание к их тонкостям, а его слабой стороной является неумение своевременно выделять возможности и перспективы из явлений окружающего его мира, что делает его уязвимым перед непредвиденными событиями. 4. Функция интуиции – экстравертная и интровертная интуиция Функция интуиции направлена на выделение и созерцание неуловимой, невидимой, нематериальной и неочевидной стороны действительности. Восприятие интуитивной функции выходит за пределы доступного органам чувств физического мира, концентрируясь на той реальности, которая находится за его покровом. Экстравертная интуицияхарактеризуется бесконечным поиском новых и многообещающих возможностей во внешних объектах и событиях. Такой человек может впадать в зависимость от тех возможностей и перспектив, которые он видит вокруг себя, но его увлечённость порой отличается непостоянством и перепрыгиванием с одной возможности на другую, поскольку объект представляет для него ценность только до тех пор, пока в нём видится эта возможность. Если же она уже осуществлена, либо есть весомые препятствия к её осуществлению, либо появилась более притягательная возможность, экстравертно-интуитивный тип легко может потерять всякий интерес к такому объекту и отправиться на поиски того, что пестрит головокружительными перспективами. Сильной стороной такого типа является умение легко находить новое и необычное, а также вдохновлять и заряжать этим других людей, а слабой стороной является неумение заботиться о себе и своём здоровье, что может привести его к истощению в бесконечном бегстве и поиске. Интровертная интуиция – это функция, которая направлена на созерцание глубоко субъективных внутренних образов объектов, которые отталкиваются от внешних, но доходят в своём развитии до степени абсолютного несоответствия миру вещей. Это человек, который воспринимает неуловимое, то, чему нет физических аналогов в мире, поэтому нередко он сталкивается с непониманием, пытаясь выразить свои прозрения и видения необычным и иррациональным языком. Ему не хватает логичности и последовательности, чтобы обосновать свои видения, и он вещает о них, как об откровении. Из всех типов он наиболее приближен к ощущению чистых образов коллективного бессознательного, при нахождении способа выражения которых он может стать провидцем или художественным выразителем своей эпохи. Его слабой стороной является недостаточная связь с собственными ощущениями, что затрудняет его адаптацию. Типы личности по систематизации Дж. Холланда Американский психолог Дж. Холланд предложил классификацию типов личности исходя из того, в каких сферах профессиональной деятельности человек скорее добьётся наибольшего успеха благодаря определённым личностным особенностям. Всего им было выделено шесть типов личности: • реалистический • артистический • интеллектуальный • конвенциальный • предприимчивый • социальный. В реальной жизни люди, которых можно было бы отнести строго к определённому типу, встречаются крайне редко. Чаще всего в человеке присутствуют черты двух, а то и трёх типов. Тогда говорят о преобладающем типе или нескольких типах. Опросник Дж. Холланда как раз и позволяет человеку определить преобладающий тип личности, а, следовательно, понять, какие направления деятельности для него более эффективны. 1. Реалистичный тип «Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной зависимостью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т. п. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт. 2. Интеллектуальный тип Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном — интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии. 3. Социальный тип Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика. 4. Конвенциальный тип Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий. 5. Предприимчивый тип Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор. 6. Артистический тип В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развиты восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство. 1.2 Понятие профессии и факторы ее выбора Выбор профессии - это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии индивида и определяет его дальнейший жизненный путь. Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и зарубежной психологии не является новой. Частные аспекты и вопросы исследовались философами, социологами, педагогами и психологами. Так феномен профессионального выбора описан в трудах Е. И. Головахи, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, И. С. Кона, Н. С. Пряжникова и других ученых. Однако в настоящее время теоретические аспекты проблемы профессионального выбора все еще недостаточно разработаны, нет однозначности в понимании ситуации выбора профессии. Многие ученые, занимающиеся проблемой профессионального становления личности, рассматривают процесс профессионального выбора через призму профессионального самоопределения. Например, П. А. Шавир процесс профессионального самоопределения не ограничивает актом профессионального выбора. В его понимании профессиональный выбор является одним из аспектов профессионального самоопределения. Схожую точку зрения имеют В. А. Бодров Е. А. Климов и Н. С. Пряжников . Они считают, что процесс профессионального самоопределения не завершается выбором профессии. В их понимании профессиональный выбор — это важный компонент профессионального самоопределения личности, многократный процесс, неоднократно осуществляемый при изменении самой личности, ее макро- и микросоциума. Э. Ф. Зеер считает, что осознанный профессиональный выбор с учетом своих способностей, особенностей, требований профессии — это ядро профессионального самоопределения личности. Другие же ученые считают, что профессиональный выбор — это результат профессионального самоопределения личности, однократный процесс, который завершается поступлением в учебное заведение или на работу. А. М. Кухарчук полагает, что самостоятельный профессиональный выбор профессии, осуществляемый в результате анализа своих внутренних ресурсов и соотнесение их с требованиями профессии — и есть профессиональное самоопределение. По И. С. Кону, профессиональный выбор — четвертый завершающий этап профессионального самоопределения. Украинский социолог Е. И. Головаха отмечает, что выбор профессии — это первый шаг на пути жизненных выборов. «Профессиональный выбор — это решение, затрагивающее ближайшую жизненную перспективу. Он может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения, и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями». То есть профессиональный выбор Е. И. Головаха рассматривает как повторяющийся процесс, изменяющийся в зависимости от мотивов личности и факторов среды. В. И. Крюкова считает, что профессиональный выбор — это сложный, сугубо индивидуальный, комплексный процесс, включающий в себя внутренние и внешние факторы, основывающейся на сочетании потребностей, интересов, мотивов, личностных особенностей, образов самого себя в профессии и находящейся под влиянием родителей и общества. Выбор профессии — протяженный во времени процесс, но ограниченный ситуацией принятия решения самого выбора одной альтернативы. Она выделила внутренние и внешние психологические факторы выбора профессии. К внутренним факторам относится: психофизиологические и личностные особенности, направленность личности, субъективный образ выбранной профессии. К внешним — требования общества, влияние родительской семьи, информация о профессии, особые обстоятельства. Системообразующим фактором профессионального выбора В. И. Крюкова считает влияние родительской семьи. Семья оказывает влияние на профессиональный выбор личности как примером профессиональной деятельности, советами и прямыми указаниями, так и характером сложившихся отношений между ее членами (отношение к родителям, интроецированный образ родителей, сценарные послания родителей). Так же для профессионального выбора наиболее значимой является информация, полученная от специалиста в той же области деятельности. Схожее определение понятия профессионального выбора дает Т. А. Фирсова. Под профессиональным выбором она понимает проявление психической активности личности в результате интериоризации внешних факторов через мотивационно-потребностную сферу личности. Т. А. Фирсова считает, что отсутствие адекватной Я-концепции, мировоззренческого выбора, учебно-профессиональной мотивации, неустойчивая самооценка, т. е. искаженное проявление внутренних факторов, либо нарушение баланса во внешних, жизненных обстоятельствах затрудняет процесс выбора профессии. В своем исследовании она пришла к выводу, что уровень психологической готовности молодых людей к профессиональному выбору нельзя считать зрелым и хорошо сформированным. К моменту профессионального выбора не только выпускники школ, но и студенты не готовы сделать осознанный, полноценный выбор, с одной стороны, из-за недостаточной сформированности соответствующих психологических функций, с другой стороны, из-за объективно существующих социальных факторов, сдерживающих человека в рамках определенных жизненных условий. С каждым годом показатели собственно процесса обучения, получения профессиональных знаний и интеллектуального удовлетворения, т. е. внутреннего мотивационного фактора, понижаются, в то время как возрастает частотность выборов внепрофессиональных мотивов, т. е. внешних мотивационных факторов выбора профессии. Таким образом, престижность профессии и материальный достаток являются наиболее смыслообразующими факторами выбора профессии. Еще одно определение понятию профессионального выбора дает А. А. Волокитина.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 34 страницы
500 руб.
Курсовая работа, Психология, 34 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Психология, 40 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg