Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел

kisssaaa0721 1525 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.10.2021
Объект исследования темы дипломной работы – институт оперативно-розыскной деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации. Предмет исследования темы дипломной работы – общественные отношения, которые складываются при осуществлении различных оперативно-розыскных мероприятий органами внутренних дел. Цель исследования темы дипломной работы – изучить общие признаки и особенности оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел при проведении проверок сообщений о преступлениях, выдвижении следственных версий и собирании доказательств в качестве материалов уголовных дел. Для достижения цели исследования темы дипломной работы поставлены следующие задачи: 1) определить понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности; 2) установить правовую основу осуществления оперативно-розыскной деятельности органами внутренних дел; 3) охарактеризовать оперативно-розыскные мероприятия, осуществляемые органами внутренних дел; 4) рассмотреть особенности организации оперативно-розыскной деятельности в органах внутренних дел. В дипломной работе использованы такие методы, как анализ, классификация, сравнение, аналогия, обобщение и иные методы. При написании дипломной работы автором были использованы нормативные правовые акты, а также научная и учебная литература в соответствии с темой исследования. Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, основной части, которая включает в себя две главы и четыре параграфов, заключения и списка использованных источников.
Введение

Актуальность исследования темы дипломной работы. Перед любым государством, в том числе перед Российской Федерацией, поставлена задача по обеспечению эффективного расследования фактов совершения деяний, которые запрещены уголовным законом под угрозой наказания. Расследование осуществляется с применением различного рода оперативно-розыскных мероприятий, которые уполномочены реализовать только органы предварительного расследования. Одними из таких органов выступают органы внутренних дел, которые в случае поступления сообщения о совершении преступления обязаны оперативно оценить поступившее сообщение, спланировать работу по установленному факту совершения преступления и выбрать те оперативно-розыскные мероприятия, которые будут иметь наибольшую эффективность при производстве по конкретному уголовному делу и при собирании доказательств для представления их суду. При этом должностному лицу, которое планирует проведение каких-либо оперативно-розыскных мероприятий необходимо учитывать цели, поставленные перед ним в рамках оперативно-розыскной деятельности, необходимость установить конкретные сведения, возможность и специфику реализации отдельных мероприятий. В связи с этим исследование вопросов организации оперативно-розыскной деятельности в органах внутренних дел в рамках дипломной работы представляется значимым и важным.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 5 1.1 Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности 5 1.2 Правовая основа осуществления оперативно-розыскной деятельности 12 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 18 2.1 Виды оперативно-розыскных мероприятий органов внутренних дел 18 2.2 Организация оперативно-розыскной работы в органах внутренних дел 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Список литературы

Нормативные правовые акты 1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020. 2) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 24.03.2021) // Ведомости Федерального Собрания РФ, 01.01.2002, N 1, ст. 1. 3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.03.2021) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1. 4) Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета, N 160, 18.08.1995. 5) Федеральный закон от 25.07.1998 N 128-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3806. 6) Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О почтовой связи» // Российская газета, N 140-141, 22.07.1999. 7) Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об электроэнергетике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2021) // Российская газета, N 60, 01.04.2003. 8) Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2021) // Парламентская газета, N 126-127, 03.08.2006. 9) Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О персональных данных» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021) // Парламентская газета, N 126-127, 03.08.2006. 10) Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021) // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 900. 11) Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 09.03.2021) «О государственной тайне» // Российские вести, N 189, 30.09.1993. 12) Постановление Правительства РФ от 01.07.1996 N 770 (ред. от 15.07.2002) «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и Перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ, 08.07.1996, N 28, ст. 3382. 13) Приказ МВД России от 25.06.2019 N 415 «Об утверждении порядка обращения со служебными животными» // СПС «Консультант Плюс». Научная и учебная литература 14) Анянова, А.В. Проблемы отграничения преступлений с применением насилия от ненасильственных преступлений // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 103-105. 15) Близнюк, Н.И. Преступления: проблемы квалификации и правоприменения // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 74-76. 16) Гаврилов, Б.Я. Противодействие расследованию преступлений и меры по его преодолению: учебник для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 205 с. 17) Газарян, К.В. К вопросу о формах преступлений по уголовному праву России // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 236-238. 18) Гасанзаде, З.Р. Анализ криминогенной ситуации в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (83). — С. 636-638. 19) Джинджолия, Р.С. Современные проблемы уголовно-процессуального права, криминалистики и оперативно-розыскной деятельности: сборник статей. — М.: Русайнс, 2020. — 146 с. 20) Дубоносов, Е.С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник и практикум. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 379 с. 21) Зуев, С.В. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 191 с. 22) Князев, М.В. Проблемы, возникающие при проведении оперативно-розыскных мероприятий // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 178-181. 23) Козловский, И.А. Каталог оперативно-розыскных мероприятий методы их реализации // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (103). — С. 761-763. 24) Лапин, Е.С. Оперативно-розыскная деятельность: учебник и практикум. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 375 с. 25) Маркушин, А.Г. Оперативно-розыскная деятельность полиции в раскрытии и расследовании преступлений: учебное пособие для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 323 с. 26) Маркушин, А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник и практикум. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 342 с. 27) Петрова, Д.С. Проблема использования результатов негласных оперативно-розыскных мероприятий в доказывании по уголовным делам // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 131-135. 28) Пиминова, Т.В. Взаимосвязь уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности: проблемы правоприменения // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (139). — С. 311-313. 29) Попова, Д.И. Совершенствование обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 155-157. 30) Савельева, М.В. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие. — М.: Юстиция, 2021. — 233 с. 31) Сагинбеков, К.С. Некоторые аспекты реализации негласных следственных действий в уголовно-процессуальном законодательстве // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2020 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2020. — С. 136-138. 32) Симоненко, Е.Н. Вопросы квалификации насильственных преступлений // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 259-262. 33) Толстолужинская, Е.М. Производство проверки по сообщениям о преступлениях // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (116). — С. 644-647.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 1.1 Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности На сегодняшний день в Российской Федерации существует законодательно установленное толкование для термина «оперативно-розыскная деятельность». В соответствии с положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» , под оперативно-розыскной деятельностью следует понимать деятельность специально уполномоченных на то должностных лиц оперативных аппаратов. При этом такая деятельность специально урегулирована российским законодательством. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется при помощи негласно реализуемых оперативно-розыскных мероприятий. Основные цели проведения таких мероприятий представлены на рисунке 1. Рис. 1. Цели осуществления оперативно-розыскной деятельности Оперативно-розыскная деятельность является одним из видов правоохранительной деятельности, реализуемых на сегодняшний день. При этом достаточно часто оперативно-розыскную деятельность отождествляют разведывательной деятельности и сыскной деятельности. Это указывает на то, что для осуществляемых в рамках оперативно-розыскной деятельности мероприятий характерна некоторая степень скрытности. Скрытность для таких мероприятий важна по той причине, что таким образом обеспечивается эффективность защиты тех прав и интересов личности и общества, которые находятся под охраной государства . Негласность проведения оперативно-розыскных мероприятий следует рассматривать в качестве базового условия, которое оказывает влияние на результативность и возможность получения объективной информации об обстоятельствах, которые указывают на факт совершения правонарушения или преступления. Кроме того, негласность способствует снижению уровня противостояния со стороны субъектов преступления, а также иностранных разведывательных служб. Оперативно-розыскная деятельность в государстве развивалась достаточно долгое время. Необходимость обеспечения безопасности рода и племени, а в дальнейшем государственного образования и государств предполагает установление намерений своего окружения в целях защиты от ряда неблагоприятных последствий, как вторжение иностранцев. Так, уже первые археологические источники, которые были найдены на территории Сирии и принадлежат к XIII в. до н. э., являются свидетельством того, что общества были заинтересованы в защите собственных территорий и населения от посягательств. На этапе становления оперативно-розыскной деятельности осуществление сыскной деятельности и уголовного судопроизводства было урегулировано единым нормативным правовым актом. Первые формы оперативно-розыскной деятельности были определены еще в Русской Правде. Представим их на рисунке 2. Рис. 2. Первые формы оперативно-розыскной деятельности Древней Руси Уполномоченными на реализацию указанных видов оперативно-розыскной деятельности в Древней Руси были органы власти: 1) приказы; 2) приставы; 3) воеводы. К 1497 году их деятельность была урегулирована Судебником. А в 1649 году новый регламент для их деятельности был разработан в рамках Соборного Уложения. К середине XV века на территории государства был учрежден институт специальных лиц, которые были наделены полномочиями ведения розыска в государстве. Такими лицами были наместники и волостели. Оперативно-розыскная деятельность в период Царской России была направлена на обеспечение экономической безопасности и политической безопасности . В период правления Петра I в государстве была создана постоянная полиция, а уже в 1715 году учреждена полицейская канцелярия, в 1718 году – введена должность генерал-полицмейстера. К 1881 году в России были сформированы специализированные органы полиции – сыскные части, а в дальнейшем принят Закон «Об организации сыскной части», выполнявший роль регламента для таких специализированных подразделений. В 1914 году Департамент полиции государства разработал первую секретную инструкцию, которой был установлен порядок организации и ведения внутреннего наблюдения. Данный нормативный правовой акт определял, что следует понимать под агентурой, обосновывал необходимость ее классификации . В советский период развития оперативно-розыскной деятельности проходили мероприятия, представленные на рисунке 3. Рис. 3. Советский период развития оперативно-розыскной деятельности Дальнейшее развитие оперативно-розыскной деятельности происходит в современный период. Непосредственное осуществление оперативно-розыскной деятельности предполагает использование соответствующих сил, средств и методов. Под силами оперативно-розыскной деятельности следует понимать оперативные аппараты, а также их должностных лиц, которые принимают непосредственное участие в организации и реализации оперативно-розыскных мероприятий, а также те физические лица, которых на конфиденциальной основе привлекают к участию в оперативно-розыскных мероприятиях. Средствами оперативно-розыскной деятельности являются различного рода технические средства и оперативные учеты, которые используются в целях предупреждения и пресечения противоправных деяний. В качестве средств оперативно-розыскной деятельности также определяют служебных розыскных собак. Методы оперативно-розыскной деятельности представляют собой специальные приемы, которые были выработаны в практике осуществления оперативно-розыскной деятельности и применяются в целях установления субъектов преступлений, а также выявления обстоятельств, которые имеют значение в целях предупреждения и раскрытия противоправных деяний . Вышеуказанные силы, средства и методы обеспечивают возможность реализации основных задач, поставленных на оперативно-розыскную деятельность. Представим эти задачи на следующем рисунке. Рис. 4. Задачи оперативно-розыскной деятельности Таким образом, под оперативно-розыскной деятельностью следует понимать деятельность специально уполномоченных на то должностных лиц оперативных аппаратов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется при помощи негласно реализуемых оперативно-розыскных мероприятий. Оперативно-розыскная деятельность развивается значительное время, первые формы возникли еще до нашей эры. Русская Правда, как первый нормативный правовой акт, установивший возможность осуществления оперативно-розыскной деятельности в государстве, предусматривал такие ее формы, как присяга и повальный обыск. Непосредственное осуществление оперативно-розыскной деятельности предполагает использование соответствующих сил, средств и методов. Под силами оперативно-розыскной деятельности следует понимать оперативные аппараты, а также их должностных лиц, которые принимают непосредственное участие в организации и реализации оперативно-розыскных мероприятий, а также те физические лица, которых на конфиденциальной основе привлекают к участию в оперативно-розыскных мероприятиях. Средствами оперативно-розыскной деятельности являются различного рода технические средства и оперативные учеты, которые используются в целях предупреждения и пресечения противоправных деяний. Методы оперативно-розыскной деятельности представляют собой специальные приемы, которые были выработаны в практике осуществления оперативно-розыскной деятельности и применяются в целях установления субъектов преступлений, а также выявления обстоятельств, которые имеют значение в целях предупреждения и раскрытия противоправных деяний. 1.2 Правовая основа осуществления оперативно-розыскной деятельности Под правовой основой осуществления оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации следует понимать систему нормативных правовых актов, которые содержат в себе правовые нормы, определяющие порядок назначения, организации и регламентации оперативно-розыскной деятельности. Правовую основу также отождествляют с таким термином, как «источники права». Источники права представляют собой такую категорию, которая присуща всем отраслям права, в том числе уголовно-процессуальному праву. Но в рамках исследования вопросов оперативно-розыскной деятельности данную систему нормативных правовых актов, по нашему мнению, целесообразнее называть правовой основой по той причине, что категория источников права определяется непосредственно отраслью права, а оперативно-розыскная деятельность, не смотря на присущий ей правовой характер, на сегодняшний день не рассматривается в качестве самостоятельной отрасли права . В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют акты, представленные на рисунке 5. Рис. 5. Правовая основа осуществления оперативно-розыскной деятельности Конституция РФ представляет собой основной закон государства, в связи с чем имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. В Конституции РФ установлен ряд положений, которые регулируют оперативно-розыскную деятельность. В частности, необходимо учитывать конституционные положения, которые устанавливают права и свободы личности. Так, Конституция РФ определяет, что каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также устанавливает, что жилище является неприкосновенным и никто не вправе в него проникать против воли проживающих в нем лиц, если иное не предусмотрено федеральными законодательными актами. При этом Конституция РФ также определяет, что права и свободы могут ограничиваться федеральными законодательными актами в том объеме, в котором это необходимо в целях защиты: 1) основ конституционного строя; 2) нравственности; 3) здоровья; 4) прав и интересов; 5) обороны государства; 6) безопасности страны. Кроме того, конституционные положения возлагают на государство обязанность по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Правовые и организационные основы осуществления оперативно-розыскной деятельности определены в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» . Представим структуру данного нормативного правового акта на рисунке 6. Рис. 6. Структура Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» Кроме того, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» следует рассматривать в качестве основы для разработки ведомственных правовых актов, которыми осуществляется непосредственное регулирование организации и тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий. Под иными федеральными законами, которые включают в правовую основу, следует понимать законодательные акты, которые регулируют общественные отношения, возникающие или действующие в сфере оперативно-розыскной розыскной деятельности . Такие федеральные законы могут быть классифицированы на группы, как это представлено на рисунке 7. Рис. 7. Классификация иных федеральных законов, составляющих правовую основу осуществления оперативно-розыскной деятельности В качестве иных нормативных правовых актов органов государственной власти следует определять: 1) указы и распоряжения Президента РФ; 2) постановления и распоряжения Правительства РФ; 3) подзаконные акты органов исполнительной власти. Таким образом, под правовой основой осуществления оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации следует понимать систему нормативных правовых актов, которые содержат в себе правовые нормы, определяющие порядок назначения, организации и регламентации оперативно-розыскной деятельности. Правовую основу осуществления оперативно-розыскной деятельности составляют: Конституция РФ, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», иные федеральные законы, иные нормативные правовые акты органов государственной власти. Под иными федеральными законами, которые включают в правовую основу, следует понимать законодательные акты, которые регулируют общественные отношения, возникающие или действующие в сфере оперативно-розыскной розыскной деятельности. В качестве иных нормативных правовых актов органов государственной власти следует определять: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, подзаконные акты органов исполнительной власти.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 68 страниц
1700 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 81 страница
2025 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 70 страниц
2100 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 42 страницы
1050 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 53 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg