Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовое воспитание

kisssaaa0721 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.10.2021
Актуальность темы курсовой работы подтверждается и вниманием к ней со стороны ученых. Следует отметить, что вопросам правосознания и правовой культуры в отечественной и зарубежной литературе уделяется много внимания. В монографиях, диссертационных работах, научных публикациях рассматриваются сущность, понятие и место правовой культуры в правовой системе общества, оказывается соотношение правовой культуры личности с ее правосознанием и общим мировоззрением, анализируются факторы формирования правовой культуры и правового сознания, формулируются предложения по усовершенствованию форм и способов правовоспитательного воздействия на человека. Исследованию правосознания в советский период развития науки уделяли внимание в своих монографических работах Е.А. Лукашева, Е.И. Фарбер, И.Ф. Рябко и многие другие. Непосредственно опросам правового воспитания были посвящены работы таких исследователей как С.В. Юшина (советский период), И.А. Крыгиной и др. в последнее годы увидели свет работы таких авторов как Т.В. Назаряна, Р.В. Кравцова и др. Отдавая должное проведенным исследования вышеназванных и других авторов, отметим, что данная проблема, продолжает существовать и приобретать новые черты, вследствие чего, выбранная тема работы является весьма актуальной как с практической, так и с теоретической точки зрения. Целью курсовой работы является анализ правового воспитания в современно российском государстве Для реализации это цели были поставлены следующие задачи — рассмотреть понятие правового воспитания — определить механизм, принципы правового воспитания — рассмотреть понятие правосознания и правовой культуры — определить проблемы существующей системы правового воспитания и определить пути их преодоления. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере правового воспитания. Предмет исследования курсовой работы – представления современных исследователей о понятии, сущности, механизме правового воспитания, а также нормы права, регулирующие отношения в исследуемой сфере. Методологической основой исследования является диалектический метод, а также специальные методы познания, в частности: анализ, синтез, конкретно-исторический, системный, структурно-функциональный, нормативно-логический, комплексный.
Введение

Современный период развития нашего государства характеризуется глубоким реформированием политических, экономических, духовных, организационных основ жизни общества. Выход общечеловеческих ценностей на первый план, интеграция и глобализация мирового сообщества, экономический кризис, сложная политическая обстановка и обращение к основам духовных ценностей, в корне повлияли на обновление мировоззрения населения. Указанные изменения в мировоззрении населения поставили перед наукой новую задачу – исследовать проблемы правосознания, правовой культуры, определить направления государственной политики по правовому воспитанию. В этом контексте особый интерес представляют научные исследования, связанные с современными представлениями ученых о понятии, механизме правового воспитания и о его состояние в современной России. Правовое воспитание имеет большое значение для развития нашего государства. Многочисленные правонарушения преступления, рост алкоголизации, коррупции и многие другие социальные явления являются, отчасти, в том числе последствием отсутствия правового воспитания. Как отмечается в Стратегии национальной безопасности, «вступая в третье тысячелетие, Россия была вынуждена преодолевать последствия глубокого системного кризиса. Ценой огромных усилий государству удалось остановить падение уровня и качества жизни граждан, устоять под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратить дискредитацию конституционного строя, сохранить суверенитет и территориальную целостность, консолидировать правовое пространство» . И все же, несмотря на очевидные позитивные сдвиги, положение дел в российском обществе в целом и в правовой сфере, в частности, остается достаточно тревожным. Эффективная государственная политика в сфере правового воспитания позволяет снизить многие негативные социальные процессы, реализует принципы права, оказывает положительное влияние на правовую культуру и правосознание, что, в свою очередь делает более благоприятной обстановку как для жизни граждан, так и для осуществления различных социальных программ и развития государства в целом.
Содержание

Введение ……………………………………………………………... 3 Глава 1. Сущность правового воспитания ………..……………….. 6 1.1 Исторический аспект возникновения воспитания …..…...……. 6 1.2 Различные подходы к понятию содержания правового воспитания……………..……………..………………..………..…...……… 11 Глава 2. Место правового воспитания в системе воспитания личности…………................………..………………..………..…………… 15 2.1 Правовая социализация личности ……………………............... 15 2.2 Роль правового воспитания в процессе воспитания личности…………………..….…………..………………..………..………. 21 Заключение ……………………………………………………....….. 25 Список использованных источников ………………………...……. 27
Список литературы

Нормативно-правовые источники 1.Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 2.»Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) 3.Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) 4.Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» 5.Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 06.04.2015, с изм. от 14.05.2015) «О статусе судей в Российской Федерации» 6.Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 20. Ст. 2444. Литература 7.Аболшина Е.В. Правовое воспитание как условие реализации прав и свобод граждан // Конституция России: глобальное, национальное, региональное: международная научно-практическая конференция (2013, Волгоград). — Волгоград: Изд-во Волгогр. фил. ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. — С. 85-87 8.Ахметов А.С. Правовое воспитание как важнейшее условие формирования правовой культуры // Юридическое образование и наука. — М.: Юрист, 2014, № 3. — С. 25-27 9.Бабенко, А. Н.. Кравцов, Р. В. Проблемы правового воспитания в современной России: вузы МВД ; монография / А. Н. Бабенко, Р. В. Кравцов. — Иркутск : ВСИ МВД России, 2005. — 90 с 10.Байниязов Р. С. Философия правосознания: постановка проблемы / / Правоведение. — 2001. — №5. — С. 12-23. 11.Богданова О. В. Правовое воспитание: основные подходы к трактовке и реализация некоторых форм // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. Самара, 2014. № 1 (21). С. 44-52. 12.Бондарев А.С. Правовая культура и продукты правовой культуры в их соотношении // Вестник Пермского университета. — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2010, № 2 (8). — С. 8-15 13.Васильев А. А. Концепция правового воспитания в контексте консервативной правовой доктрины России // Юридическое образование и наука. 2012. № 3. С. 11-14. 14.Гасанова Б.М., Казиева Н.Н. Правовое воспитание — один из видов профилактики правонарушений // Развитие правового сознания в образовательном пространстве: Материалы международной научно-практической конференции. — Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2014. — С. 158-165 15.Каландаришвили З.Н. Правовое воспитание и его актуальные проблемы в современном российском обществе // Право и образование. — 2009. — № 5. — С. 42-48. 16.Кравцов, Р. В. К вопросу о ценностном содержании форм и средств правового воспитания / Р. В. Кравцов // Актуальные проблемы права России и стран СНГ — 2006 : материалы VIII междунар. науч.-практ. конф., г. Челябинск, 30-31 марта 2006 г. — Челябинск: Изд-во ООО «Полиграф-Мастер», 2006. — Ч. I. — С. 272-274. 17.Кудрявцев В.Н. Современная социология права / В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук. – М.: Юрист, 1995. – . С. 89 18.Матевосова Е. К. Значение правового воспитания в условиях построения правового государства // Юридическое образование и наука. 2012. № 2. С. 34-39. 19.Матевосова Е.К. О моделях правового воспитания // Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции «Юридическая наука и правоприменение». Саратов, 2012. С. 17–18 20.Матевосова Е.К. Правовое воспитание и формирование правовой культуры современного российского общества // Сборник тезисов Международной межвузовской научно-практической конференции молодых учёных «Традиции и новации в системе современного российского права». М., 2011. С. 26–28 21.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Изд. «Юрист». Москва, 2005 г. 767с. С 239 22.Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. — М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. — 633 стр. с 234 23.Носков В., Кальянов А., Ефросинина А. Правосознание в социально-политическом развитии человека // Политический менеджмент. — 2005. — № 5 (14). 220 с. 24.Петрова Т. В. Правовое воспитание – приоритет современного российского образования //Право в школе. 2009. — №3. — С.49-51 25.Правовая культура и российский правовой менталитет. Автореф. дис. канд. юрид. наук / Овчиев Р.М. — Краснодар, 2006. — 25 c.
Отрывок из работы

Глава 1. Сущность правового воспитания 1.1.Исторический аспект возникновения воспитания Первый исторический тип воспитания, относящийся к первобытному человеку, обладал рядом особенностей. Его отличительной чертой была высокая эффективность и значительное соответствие целей, средств и результатов воспитания. Можно сказать, что воспитывала сама жизнь; природная среда требовала от человека только такого поведения и действия, которые позволили бы ему выжить. В данный период проявлялся традиционный характер ориентации детей на воспроизводство деятельности взрослых, опыт которых был сравнительно невелик. Воспитание в первобытном обществе осуществлялось вместе с борьбой за выживание и требовало постоянного усвоения жизненно необходимого ряда навыков, умений и обрядов. Любые виды самоограничений, с которыми сталкивался ребенок, были коллективными и носили обязательный характер. В данном типе воспитания мы встречаемся с уникальным опытом стремления человека от неумения к умению, от незнания к знанию, а также к возникновению потребностей познания окружающего мира. По мере становления цивилизации первый тип воспитания, основанный на естественном разделении труда и соответствующей социокультурной сущности первобытной эпохи, уступает место второму типу воспитания. Этот тип был детерминирован общественным разделением труда и сопровождался имущественным и социальным неравенством. Различные социальные группы и отдельные люди имели возможности, соответствующие их общественному положению. В результате у них появились разные педагогические задачи. То есть произошла дифференциация целей воспитания и способов реализации последних. Поэтому второй тип представляет историческое многообразие воспитания человека, обусловленное социокультурными особенностями цивилизации, эпохи, страны, нации. [7, с. 34] Древние цивилизации оставили человечеству бесценное наследие, относящееся к организованному воспитанию человека. Но для каждой великой или локальной цивилизации характерны свои особенности воспитания. Правовое воспитание, как особая форма общественной деятельности, начинает складываться с появлением права как специфического средства регулирования человеческого поведения. В глубокой древности центрами такой деятельности служили храмы. К примеру, в древнем Шумере 3 тыс. лет до н. э. при храмах создавались школы, готовившие писцов для хозяйственных и административных нужд и прежде всего для государственного и храмового аппаратов. В период расцвета древнего Вавилонского царства (1-я половина 2-го тысячелетия до н. э.) ведущую роль в образовании выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. У шумеров воспитанник в идеале должен в полной мере овладеть письмом, искусством певца и музыканта, умением выносить разумные и законные решения, а также разбираться в жертвоприношениях богам. В древневавилонских школах воспитанник наряду с усвоением знаний по арифметике, пению и музыке, по распределению рационов, делению имущества и практическим их применением должен был овладеть и умением «запечатывать документы». Основным источником правовых знаний являлись законы царя Хаммурапи. Воспитанники египетских школ (возникли они в 3-м тысячелетии до н. э.) на первом этапе учились считать, читать и быстро писать. На втором этапе долгого и сложного обучения одни ученики овладевали языком, литературой, музыкой и становились авторами поэм, хроник, песен и гимнов; другие овладевали математикой и становились строителями зданий, кораблей и сооружали каналы; третьи же изучали основы хозяйствования и законодательства. Третьих было большинство, и их главным занятием было составление юридических и хозяйственных документов. Дальневосточная цивилизация сложилась на территории Китая во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. и также утвердилась в Корее и Японии. Несмотря на некоторую динамику, содержание воспитания в рамках данной цивилизации оставалось практически неизменным вплоть до начала XX века. В процессе истории дальневосточная педагогическая традиция сложилась как результат синкретического единства конфуцианства, даосизма и буддизма. Китайскому философу Конфуцию принадлежит одна из первых в истории человечества идей, заключающихся во всестороннем развитии личности. Он отдавал преимущество перед образованностью развитию в человеке нравственного начала. Мудрецы и философы дальневосточной цивилизации воспитывали в молодых людях почтительность к старшим, проповедовали стремление к достойной жизни, соразмерной с общественными нормами, ориентировали на бесконечное самосовершенствование. Ближневосточная цивилизация формировалась под мощным влиянием ислама, иудаизма и христианства. Ее культурная и, соответственно, педагогическая традиция была проникнута глубокой монотеистической религиозностью, сочетавшейся с элементами рационализма. Человек в мусульманской культуре считался рабом всемогущего Аллаха. Под воспитанием понимали процесс культивирования добродетелей, важнейшей из которых считалось единство слова и дела. Поэтому смысл воспитания сводился к выработке у воспитанников навыков послушания, повиновения воле Аллаха и исполнения религиозных обязанностей. А также требовалось строго выполнять предписанные нормы поведения, которые носили сакральный характер и вводили человека в традиционный уклад жизни — конфессиональную, кастовую, родовую общность. Возникнув в глубокой древности, правое воспитание в аспекте целенаправленной психолого-педагогической деятельности, по формированию правовой культуры в человеческом обществе постоянно развивалась, охватывая все более широкий круг людей, совершенствовалась по формам, методам и средствам от одной исторической эпохи к другой. В истории развития педагогических традиций каждого народа имеются характерные особенности, которые определяют неповторимость соответствующих тенденций в каждой стране. Также на процессы воспитания и образования оказывают влияние факторы повседневной жизни, культуры и цивилизации, исторической ситуации в стране. [8, с. 24] Задачи правового воспитания заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении 7. Из этого определения можно вывести следующие задачи правового воспитания: 1. Формирование необходимой системы знаний по вопросам государства и права, информирование по текущим и актуальным вопросам права; 2. Формирование уважения к государству и праву, принципам законности; 3. Привитие навыков правомерного поведения; 4. Воспитание активной гражданской позиции, нетерпимости к правонарушениям; 5. Формирование потребности и умения активно защищать в установленном порядке интересы и права, как свои, так и других лиц (государства и общества в целом) . Правовое воспитание – длящийся в пространстве и во времени процесс, который не может протекать без противоречий. В этом процессе участвуют все граждане в течение своей жизни в качестве воспитуемых и воспитателей – в зависимости от исполняемых ролей. Поэтому состояние воспитанности, достигнутое любым субъектом, - только момент этого процесса, а деятельность по правовому воспитанию – необходимая, важнейшая сторона этого процесса. Правовая воспитанность включает в себя: • Запас правовых знаний (ученик знает о нормах права); • Правовые убеждения (т.е. личное пристрастное отношение к правовым знаниям); • Реальное правовое поведение (т.е. учащийся воплощает правовые знания и правовые убеждения в своем поведении). От правовой воспитанности следует отличать правовую воспитуемость. Воспитуемость – это возможности учащегося к дальнейшему личностному росту в сотрудничестве со взрослыми. Восприимчивость к воспитанию. Если воспитанность есть актуальный уровень правового развития личности, то воспитуемость – ее потенциальный уровень, зона ее ближайшего развития. При этом, каждый человек имеет свой уровень правовой воспитанности и, в тоже время, обладает возможностями повысить этот уровень (т.е. воспитуемостью). Таким образом, воспитанность можно определить как состояние, в котором человек находится в каждый данный момент, а следовательно, и в момент решения о том, как поступить в тех или иных обстоятельствах. Критерии правовой воспитанности школьников неразрывно связаны с нравственными. Здоровый нравственный климат в коллективе является основой ответственного отношения его членов к правовым нормам, показателем хорошей работы. Среди других показателей такие, как знание детьми правового минимума, отсутствие правонарушений, контактов с детской комнатой милиции. Положительные результаты правового воспитания достигаются в целостном педагогическом процессе единством воздействий гражданского, трудового и нравственного воспитания. [9, с. 311] 1.2 Различные подходы к содержанию понятия правового воспитания Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у граждан, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других право воспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Логически правовая социализация, является разновидностью социализации вообще процесса усвоения человеком культурно-социальных норм и освоения им социальных ролей. Человек, живя в обществе, не может вести себя так, как ему заблагорассудится. Большая часть нашего поведения не есть продукт нашей природы, а есть результат социального научения - социализации. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом. Например, можно привести в пример такие определения как: «Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру» «Правовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры» Правовое воспитание также определяется как особый вид государственной деятельности. Правовое воспитание - целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры. Правоведы-практики указывают на юридический аспект понятия «правовое воспитание» как особой разновидности юридической практики, связанной со становлением в России правовой государственности. В современную действительность входят такие понятия как «правовоспитательная деятельность» государства, «институт правового воспитания», что говорит о том, что правовое воспитание рассматривается как вид государственной деятельности. [10, с. 25] Некоторые авторы, например Кваша А.А., определяют правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности». «Отсюда» - продолжает автор, «необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон». Правовое воспитание привлекло серьезное внимание отечественной юридической науки где-то в 60-е гг. двадцатого столетия, в годы так называемой «хрущевской оттепели». Видимо, первой специальной монографической работой, посвященной проблемам правового воспитания, стала работа И.Ф.Рябко «Правосознание и правовое воспитание масс в советском обществе», опубликованная в Ростове-на-Дону в 1969 г. В вышеназванной монографии И.Ф. Рябко было предложено довольно спорное понятие правового воспитания. По его мнению, правовое воспитание есть «определенное и систематическое влияние на сознание, психологию воспитуемых (индивидов и общественных групп) всего уклада общественной жизни и идеологических факторов...» (2.С.135) Критики, вполне резонно, отметили серьезную противоречивость такого подхода к пониманию правового воспитания. В нем автором объединены два, хотя и тесно связанных, но в то же время существенно отличающихся потока правового воздействия «на сознание, психологию воспитуемых»: стихийного и организованно целенаправленного. То есть он рассматривает правовое воспитание очень широко. Так, в частности, В.П.Зенин справедливо пишет, что И.Ф.Рябко рассматривает правовое воспитание «очень широко, включая в него влияние и идеологических факторов, и всего уклада общественной жизни, то есть и то, что зависит от работы воспитателей, и то, что от них не зависит, а только ими учитывается. Влияние же это по своему характеру не может быть одинаковым: в первом случае оно является целенаправленным, во втором в определенной мере стихийным, что может иметь разные последствия» [3. С.29]. Для разрешения данного противоречия в понимании правового воспитания учеными-юристами было предложено несколько вариантов. Так, один из них наиболее четко сформулировал А.Д.Бойков. Он предложил всеохватывающий процесс воздействия на сознание воспитуемых объективных условий жизни: ближайшего бытового окружения воспитуемого, учебного или трудового коллектива, личного правового опыта и т.д. — именовать правовым воспитанием в широком смысле. А в узком смысле правовое воспитание есть вид организованного и целенаправленного воздействия на сознание воспитуемых «как специфический вид специально организованной деятельности».(4. С.24). Таким образом, если И.Ф.Рябко не вполне обоснованно в одном понятии объединил существенно разные аспекты правового воспитания, то А.Д.Бойков также не совсем обоснованно их совершенно обособил, отделил друг от друга. Более удачно определили понятие правового воспитания М.М. Галимов и О.Ф.Мураметс, предложив дополнительно ввести новое понятие - «формирование правосознания воспитуемых». Причем использование авторами этих двух понятий (правовое формирование и правовое воспитание) «не разрывает» абсолютно стихийное и целенаправленное воздействия на правосознание воспитуемых как социальной среды (правовое воспитание в широком смысле), так и организованного и целенаправленного воздействия на правосознание воспитуемых (правовое воспитание в узком смысле). Под формированием правосознания воспитуемых они понимают все то, что вкладывает И.Ф.Рябко в понятие правового воспитания: и воздействие всего уклада общественной жизни, и целенаправленное воздействие воспитателей. По их мнению, правовое воспитание является частью правового формирования воспитуемых - именно то, что многие называют правовым воспитанием в узком смысле. Как справедливо заметил В.П.Зенин, такой подход к пониманию правового воспитания позволяет легко определить не только его объекты, но и субъекты, а также его содержание, формы, методы и систему в целом (5. С.31). При этом он высказывает и другую, весьма ценную мысль, что более «широким понятием, по сравнению с правовым воспитанием, является понятие правовой социализации». А не правовое формирование как было предложено выше. Глава 2. Место правового воспитания в системе воспитания личности 2.1 Правовая социализация личности Важную роль в становлении правового сознания и правового поведения выполняет правовая социализация личности — процесс выработки у человека представлений о своей социальной роли и месте в обществе. Правовая социализация выступает как составляющая единого процесса социализации. Социализация - это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил, поведения и стереотипов понимания) сообщества. Она не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) социальные реакции и формы активности. Функциональное значение такого «отесывающего» формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание. Дюркгейм связывает понятие «социализация» с проблемами функционирования коллективного сознания, и прежде всего с передачей от поколения к поколению социальных норм и традиций. М. Вебер выделяет в рамках этого понятия социализацию ассоциативную, преимущественно добровольную, и социализацию институциональную, осуществляющуюся через внедрение в личность принятых обществом норм с помощью социального поощрения и принуждения. Т. Парсонс пони мает социализацию как процесс функциональной адаптации индивида. Большинство современных социологов рассматривают социализацию как процесс взаимодействия между индивидами, развивающими в обществе собственные стратегии, и принятыми обществом системами норм и ценностей. Г. Роше, например, определяет социализацию так — это «процесс, в ходе которого человек воспринимает и усваивает социокультурные элементы своей среды, интегрирует их в структуру своей личности под влиянием значимых социальных факторов и таким образом приспосабливается к социальному окружению, среди которого ему приходится жить». Социализация позволяет индивиду приобрести багаж, необходимый ему, чтобы эффективно функционировать в воспитавшем его обществе. С этой целью, в частности, индивид должен научиться определенным правилам поведения, присущим его социальной группе, усвоить принятые в ней бытовые навыки, пищевые пристрастия, адаптироваться к жизни в определенном климатическом поясе, составляющем географическую среду проживания его группы. Для того чтобы чувствовать себя комфортно среди членов своей группы, ему необходимо органически усвоить совокупность присущих этой группе норм, ценностей, символов, моделей поведения, традиций и идеологий. [[7, с. 34]12, с. 36] Кроме того, в процессе социализации индивид осуществляет социальную самоидентификацию, то есть обретает возможность показать членам своей и чужих групп, что он разделяет ценности, традиции и поведенческие модели своей группы и не разделяет чужих. Социализация, в сущности, представляет собой процесс развития способности индивида к нормативному сознанию и поведению, к ограничению своего произвола, уважительному отношению к другим, короче говоря, процесс развития морали. Американский психолог Л. Кольберг выделяет следующие ступени морального развития: 1. Преконвенциональный (доморальный) уровень. На этом уровне ребенок выполняет требования взрослых просто ради самого послушания именно, поэтому он избегает нарушения норм. Тем самым он стремится избежать возможного наказания. Кроме того, его поведение — результат давления авторитета родителей. Вторая фаза этого этапа проявляется в норматив ном поведении в порядке обмена: в расчете на конкретное вознаграждение, обещанное родителями. Здесь ребенок уже понимает свои интересы, а нормативное по ведение рассматривает как уступку интересам других людей, поступая правильно как бы «для них» и в обмен, рассчитывая на их взаимную уступку. 2. Конвенциональный уровень. На этом уровне формируется «нравственное» сознание, зачатки собственных, а не заимствованных представлений о «хорошем» и «плохом». В первой фазе нормативное поведение мотивируется чувством стыда в случае ошибки, стремлением заслужить одобрение значимых взрослых. Во второй фазе нравственное поведение обусловлено уважением к правилам и стремлением их выполнять. 3. Уровень автономной морали. На этом уровне человек уже способен сам понимать, что в конкретной ситуации является добром, а что — злом. В первой фазе он понимает также относительность правил и норм и научается гибкости в их применении. Во второй фазе человек усваивает представление о существовании логики социальной жизни, несводимой к интересам того или иного индивида. В третьей фазе, которой достигают далеко не все взрослые люди, формируются собственные моральные принципы, носителем моральных требований становится собственная совесть человека, и он поступает морально вне зависимости от обстоятельств, выгоды, рациональных соображений. [12, с. 87] Переход от одной стадии к другой рассматривается как научение. Это означает, что моральные принципы следует рассматривать как результат не столько влияния окружения, или «генетической» программы, сколько процесса творческой реорганизации системы когнитивных способностей личности. Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и достигнув взрослого состояния, индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям — при переходе из одной социальной среды в другую (смена статуса, брак, смена деревенского места жительства на городское и наоборот, вынужденная смена работы, сопровождающаяся сменой круга общения, и т.д.), к новым ролям — при вступлении в брак, рождении детей, занятии должностей и т.п. Именно поэтому П.Бергер и Т. Лукман различают два типа социализации: первичную социализацию, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества, и вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества Важнейшим результатом социализации является установление над индивидом социального контроля, то есть регулирования его поведения, что приводит к подчинению индивида группе, в которую он интегрирован. Та кое подчинение выражается в осмысленном или спонтанном следовании нормам, предписанным группой. Как считает Р. Мертон, манера поведения индивидов обусловлена социально-культурной средой, в которой они находятся. Каждое общество через своих агентов социализации устанавливает идеалы (во имя которых есть смысл прилагать усилия) и средства для их достижения. Например, финансовый успех является составной частью североамериканской культуры. По средством агентов социализации все индивиды научились пользоваться средствами достижения этого идеала и они убеждены, что им это удастся. Под правовой социализацией понимается процесс освоения (интернализации) личностью стандартов нормативного, правомерного поведения. Правовая социализация осуществляется в русле общей социализации, но имеет свои специфические особенности. Она имеет исторически обусловленный характер. Как известно, каждому конкретному обществу присущи свой тип государственного устройства, свое представление о праве, свои правила и способы участия индивидов в делах общества. Правовая социализация заключается в усвоении индивидом этих норм и правил социального существования в данном обществе. Можно выделить три вида правовой социализации — социализацию посредством научения, социализацию путем передачи опыта и «символическую социализацию». Социализация посредством научения заключается в приобретении элементарных правовых знаний и усвоении соответствующих норм. Социализация на собственном и чужом опыте происходит в результате осмысления собственных ошибок и событий своего опыта, а также жизненного опыта окружающих людей. Символическая социализация основывается на собственных абстрактных представлениях человека о праве, государстве, стране, нации. [14, с. 76] Политическое и правовое воспитание — важная часть системы социализации индивида. Правовое воспитание осуществляется путем целенаправленной правовой пропаганды, просвещения и обучения. От качества правового воспитания во многом зависит уровень развития личности. Безусловно, для усвоения правовых знаний необходимы и собственные усилия, то есть самовоспитание. Долгое время в науке господствовало представление о правовом воспитании и самовоспитании как непрерывном процессе накопления знаний о праве. Недостаток этого подхода состоит в том, что не уделяется должного внимания формированию общей и правовой культуры. Правовая культура ориентирована на развитие политического и правового сознания граждан, воздействуя на человека сразу в нескольких направлениях. Во-первых, она способствует социализации индивида, формируя у него способность играть определенные социальные роли, соответствовать принятым в обществе образцам поведения. Тем самым социализация формирует личность человека и приспосабливает его к жизни в обществе. Во-вторых, правовая культура влияет на установление индивидом определенной системы ценностей. Третье направление влияния правовой культуры заключается в выработке навыков, привычек и стереотипов правового поведения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 37 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 39 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 33 страницы
396 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg