Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовое регулирование социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

kisssaaa0721 2900 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 116 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.10.2021
Объектом исследования дипломной работы являются общественные отношения возникающие в связи с обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Предметом исследования служат правовые нормы, регулирующие обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Целью исследования является изучение теоретических основ правового регулирования социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также разработка предложений по совершенствованию системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Исходя из целей исследования, поставлены и решены следующие задачи: 1. Конкретизировать понятие обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разработать принципы правового регулирования отношений, возникающих в связи с предоставлением страхового обеспечения застрахованным лицам. 3. Проанализировать права и обязанности страховщика и страхователя 4. Изучить особенности правового положения субъектов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 5. Выявить правовые проблемы, возникающие в связи с предоставлением различных видов страхового обеспечения. 6. Рассмотреть основания и виды страхового обеспечения. 7. Выделить основные направления совершенствования данного вида обязательного социального страхования и сформулировать предложения по изменению действующего законодательства. Теоретические основы исследования формировались на основе изучения, анализа и переосмысления работ отечественных исследователей по отдельным вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний Методологическую основу исследования составляет комплекс научных методов познания социальных явлений: как общенаучные, так и частно-научные методы познания. В работе использовались логический, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, формально-юридический, системно-структурный и другие методы познания. Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что положения, рекомендации и выводы, сформулированные автором в работе, могут быть использованы в целях дальнейшего совершенствования системы обязательного страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также в качестве учебного пособия при изучении студентами данной темы. Информационной базой данной работы послужили нормативные правовые акты Российской Федерации, подзаконные акты, регулирующие обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, данные ФСС РФ Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников
Введение

Конституция определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, независимо от его национальной принадлежности. Когда возникает необходимость, общество берет под защиту всех тех, кто в силу объективных обстоятельств не в состоянии трудиться и получать оплату за свой труд. В этот момент приходит на помощь государственное социальное страхование. Законодательство РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона № 125-ФЗ, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. Фонд социального страхования Российской Федерации участвует в реализации социальной политики России, и основной целью проводимых реформ в области социального страхования является максимальное соблюдение и обеспечение законных интересов застрахованных граждан, создание условий для наиболее оптимального и эффективного использования страховых средств и ресурсов. Актуальностью темы исследования является то, что формирование эффективных механизмов, обеспечивающих социальную защиту работников, их семей, реализацию права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, является важнейшим направлением государственной политики, без должного внимания к которому невозможно решить существующие на сегодняшний день социальные и демографические проблемы. По многим параметрам российская система обязательного социального страхования, призванная решать эти задачи, сходна с наиболее развитыми системами социального страхования в мире, но ее эффективность, к сожалению, нельзя назвать высокой. Институциональные реформы экономики 90-х годов привели к изменению структуры занятости населения — более чем в два раза увеличилась доля занятых в сфере управления, финансов, кредита и страхования, также значительно выросла доля лиц, занятых в торговле и общественном питании. В то же время сократилось количество работников, занятых в промышленности, строительстве и в сельском хозяйстве. А поскольку в этих видах экономической деятельности риск травматизма достаточно велик, это привело к некоторому снижению показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Чтобы существенно уменьшить уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, необходимо экономически стимулировать работодателей к проведению предупредительных мер, улучшению охраны труда, внедрению безопасных технологий и т.п. На решение указанной задачи направлено обязательное социальное страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Помимо этого, оно осуществляется в целях социальной защиты застрахованных лиц, пострадавших на производстве, в том числе путем возмещения вреда, причиненного их жизни и здоровью при исполнении трудовых обязанностей.
Содержание

1. Источники 1.1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) 1.2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021) Собрание законодательства Российской Федерации. -2002.- № 1 (ч. 1). - Ст. 3. 1.3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (на 17.03.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996.- №3.- Ст. 146. 1.4. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 05.04.2021) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. — Ст. 3803. 1.5. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 24.02.2021) Об основах обязательного социального страхования //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999.- №29.- Ст. 3686. 1.6. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 1(1 ч.). - Ст. 18. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03.07.2016 N 250-ФЗ (последняя редакция) 1.7. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (на от 23.06.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 31. — Ст. 4194. 1.8. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6991. Федеральный закон "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" от 22.12.2020 N 434-ФЗ (последняя редакция)
Список литературы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ 1.1 Понятие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания На практике не всегда верно понимается термин «несчастный случай», вследствие чего возникают ошибки в квалификации несчастных случаев, а также в решении вопросов об ответственности виновных, поэтому возмещение ущерба пострадавшим будет неверным. Несчастный случай определяется как происшествие (авария, катастрофа и т.п.), которое вызывает ухудшение здоровья. Полное понимание данного термина отображается в его признаках: 1. Однократное и кратковременное воздействие внешних факторов на здоровье человека; 2. Несчастный случай происходит внезапно, моментально воздействуя на организм человека 3. Повреждение здоровья происходит помимо воли, умысла потерпевшего Соответственно, умышленное повреждение здоровья своего или чужого здоровья как несчастный случай не рассматривается. Таким образом, под несчастным случаем можно понимать повреждение здоровья в результате внешнего и кратковременного воздействия, вызванного внезапным событием. Такое определение является общим для несчастных случаев, то есть имеет одинаковое значение для разных видов несчастных случаев (пожар, утопление, попадание под машину и т.д.). В статье 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 05.04.2021) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» закрепляется понятие «несчастный случай на производстве». Под несчастным случаем понимается событие, из-за которого страхователь получил повреждение здоровья или иное увечье во время исполнения им обязанностей, установленных трудовым договором и в установленных законодательством случаях на территории страхователя, и за пределами нее, при возвращении с работы либо следовании к месту работы на предоставленном страхователем транспорте и которое повлекло за собой утрату профессиональной трудоспособности или смерть либо необходимость перевода страхователя на другую работу. Часть 3 Положения об особенностях расследования несчастных случаев, утвержденного Постановлением Минтруда России от 24.102002 № 73 (ред. от 14.11.2016), определяет несчастные случаи на производстве, как случаи, связанные с производством, которые произошли с работниками или другими лицами, которые принимали участи в производственной деятельности, выполняя работы по заданию работодателя или свои трудовые обязанности, а также осуществляя обусловленные трудовыми отношениями иные правомерные действия. Ст. 227 ТК РФ определяет несчастные случаи на производстве как события, вследствие которых потерпевшие получили такие повреждения, как: тепловой удар, обморожение, ожог, утопление, телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом, поражение электрическим током, молнией, излучением, укусы и другие телесные повреждения, которые нанесли животные и насекомые, повреждения в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, другие повреждения здоровья, предопределенные влияние внешних факторов, которые повлекли за собой перевод потерпевших на другую работу, временную или стойкую потерю ими трудоспособности или смерть потерпевших в случаях, когда произошли указанные события: - в период следования к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, которое предоставил работодатель, либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора; - в период следования на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие); - в период следования к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том чисел и пешком; - в период работы вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время; - в период рабочего времени на территории работодателя или в другом месте выполнения работ, в том числе в период установленных перерывов, а также в течение времени которое необходимо для приведения в порядок орудий производства и одежды выполнения других, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни; - в период осуществления других правомерных действий, которые обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемые в его интересах, в том числе действий, которые направлены на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая. Таким образом, понятие «несчастный случай на производстве» в ТК РФ определяется через квалифицирующие признаки: - обстоятельства, при которых перечисленные повреждения здоровья, полученные работниками, квалифицируются как несчастные случаи на производстве; - перечень повреждений здоровья, которые получены работниками при исполнении возложенных на них трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя. Помимо этого в рассматриваемой нами статье Трудового Кодекса приводится перечень лиц, несчастные случаи с которыми подлежат расследованию в установленном на законодательном уровне порядке, а именно: - проходящие производственную практику, обучающиеся; - работники и другие лица, которые в соответствии с ученическим договором получают образование; - лица, которые страдают психическими расстройствами, участвуют в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями; - лица, которые в установленном порядке привлекаются к выполнению общественно-полезных работ; - лица, которые осуждены к лишению свободы и привлекаются к труду; - члены фермерских (крестьянских) хозяйств, члены производственных кооперативов, которые принимают личное трудовое участие в их деятельности. Порядок организации расследования несчастных случаев на производстве зависит от степени их тяжести, которая в каждом отдельном случае определяется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 февраля 2005г. № 160 "Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве" Несчастные случаи на производстве различаются на следующие группы: - тяжелые несчастные случаи; - групповые несчастные случаи – два и более человек - несчастные случаи, возникающие вследствие перевода работника на другую работу или потери им трудоспособности на срок не менее одного дня согласно медицинскому заключению; - несчастные случаи, которые привели к смертному исходу, в том числе групповые несчастные случаи с численностью погибших от пяти и более человек; - крупные аварии с численностью погибших от пяти и более человек. По степени тяжести повреждения здоровья несчастные случаи можно классифицировать по следующим признакам - последствия полученных повреждений здоровья (стойкая утрата трудоспособности); - характер полученных повреждений здоровья и осложнения, которые связаны с этими повреждениями. Помимо этого учитываются усугубления и развитие существующих хронических заболеваний в связи с получением повреждений. Для того, чтобы установить категорию тяжести несчастного случая на производстве необходимо наличие хотя бы одного из этих признаков. Повреждение здоровья, которое несет угрозу жизни пострадавшего также является признаком тяжелого несчастного случая на производстве. Оценка тяжести полученной травмы не зависит от предотвращения смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи . Анализ понятия несчастного случая на производстве содержащегося в ст. 227 Трудового Кодекса РФ и в статье 3 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» позволяет сделать вывод о том, что данные в рассматриваемых нормативно-правовых актах определения исследуемого понятия несколько не совпадают между собой, что может вызвать затруднения при решении вопроса об отнесении конкретного происшествия к числу несчастных случаев на производстве. Поэтому, по нашему мнению, необходимо унифицировать понятие «несчастного случая» на производстве, которое учитывает нюансы обоих легальных определений, а именно предлагается иное определения несчастного случая на производстве: - это событие, из-за наступления которого, страхователь получил повреждение здоровья или увечье во время исполнения обязанностей, установленных трудовым договором, либо работ, назначенных работодателем, а также при осуществлении обусловленных трудовыми отношениями иных правомерных действий, совершаемых на территории страхователя, и за пределами нее как во время возвращения с работы, так и следования к месту работы на предоставленном страхователем транспорте (либо личном транспорте при использовании его в производительных целях по соглашению сторон трудового договора либо по распоряжению работодателя), и которое повлекло за собой его смерть либо стойкую или временную утрату им профессиональной трудоспособности или необходимость перевода на другую работу застрахованного. 1.2 Сущность, принципы и задачи обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об основах обязательного социального страхования» в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании. Действие настоящего Федерального закона распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством Российской Федерации предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом обязательного социального страхования. Данный вид страхования урегулирован Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 24.02.2021). Задачами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются: 1. Предоставление социальной защиты застрахованного и экономическая заинтересованность субъектов страхования в снижении профессионального риска. 2. Возмещение вреда, который был причинен жизни и здоровью застрахованных при выполнении ими обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях, с помощью обеспечения застрахованного в полном объеме всеми необходимыми видами снабжения по страхованию, в том числе оплатой расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. 3. Реализация предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Это одна из наиболее важных задач системы обязательного социального страхования, которая требует предупредительных мероприятий со стороны работодателей-страхователей и страховщика. Предупредительными мерами по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний являются: - выполнение правил охраны труда, в том числе получение качественных сертифицированных средств индивидуальной защиты; - осуществление специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ ; - осуществление в обязательном порядке своевременных медицинских осмотров работников, обеспечение и оплата профилактических лечений, в том числе санаторно-курортных лечений работников. Данные предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в особенности необходимы и актуальны для работников, которые работают с вредными и (или) опасными условиями труда, соответственно этот вопрос не должен оставаться без внимания. Так, согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 декабря 2012 г. №580н , с 1 января 2013 года действуют Правила финансового обеспечения предупредительных мер по снижению производственных травм и профессиональных заболеваний работников, а также санаторно-курортного лечения работников, которые работают с вредными и (или) опасными производственными факторами. В указанных правилах определено, что финансовое обеспечение предупредительных мер происходит в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены бюджетом ФСС РФ на текущий финансовый год. Финансовым обеспечением предупредительных мер занимается страхователь за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые подлежат перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС РФ в текущем финансовом году. Данные Правила регламентируют процедуру обращения страхователя с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер, а также мероприятия, подлежащие финансовому обеспечению за счет страховых взносов страхователя, и т.д. Необходимо отметить, что в законе не ограниченно право страхователя на возмещение вреда, которое осуществляется в соответствии с законодательством РФ и которое предусмотрено настоящим законом. Поэтому для некоторых категорий застрахованных граждан нормативными актами и федеральными законами следует предусмотреть дополнительные виды социальных гарантий, которые отсутствуют в Законе № 125-ФЗ . Как правило, дополнительные меры социального страхования работников представляют собой локальные нормативные акты по отраслям. Так, к примеру по организациям газовой, нефтяной, отраслях строительства объектов нефтегазового комплекса и промышленности РФ между работниками данной области с одной стороны и работодателями с другой заключено отраслевое соглашение на 2020-2022 гг. Рассматриваемым соглашением, в частности, регламентирован размер единовременной денежной выплаты на возмещение вреда, который был причинен работникам в результате профессиональных заболеваний или несчастных случаев на производстве в данных областях. При этом организации имеют право осуществлять виды личного страхования работников за счет собственных средств. Таким образом, совершенно любое предприятие наряду с обязательным страхованием в ФСС РФ вправе дополнительно застраховать своих сотрудников. В данное время в основном указанная норма Закона регулируется в форме добровольного страхования работников предприятий и организаций за счет собственных средств работодателя. Объект страхования при добровольном страховании от несчастных случаев – имущественные интересы, которые связанны со здоровьем, жизнью и трудоспособностью застрахованных. В большинстве случаев в стандартный договор страхования включается: 1. Смерть работника от несчастного случая – выплачивают полную страховую сумму. 2. Стойкая утрата трудоспособности – выплачивают определенный процент от страховой суммы. Он зависит от инвалидности, полученной работником. 3. Временная утрата трудоспособности – производят оплату за каждый день больничного листа. Сумма зависит от вида травмы устанавливаемой по таблице выплат. При этом возможны разные варианты. Например, в случае наступления инвалидности I группы работник может получить 100% страховой суммы, при наступлении инвалидности II группы – 75% и при наступлении III – 50 %. По несчастным случаям, не приводящим к инвалидности, размеры выплат колеблются в пределах от 5 до 50% страховой суммы в зависимости от тяжести случая. Сложнее обстоит ситуация с оплатой больничного листа. Конечно, страховщик может оплачивать больничный, начиная с первого дня, но это встречается редко. Гораздо чаще первые несколько дней больничного листа (например, семь) страховщик не оплачивает. После этого выплаты начинаются, но только в течение определенного срока (например 60 дней). При этом выплаты в течение данного срока составляют 0,2-0,3% от страховой суммы . Работодателю, заключающему договор, необходимо тщательно изучить таблицы, утверждаемые как приложение к правилам страхования, чтобы избежать двух распространенных опасностей. Первая опасность – заключить договор, когда причиной выплат станут только такие тяжелые травмы, которые обычно встречаются редко. Вторая опасность – заключить договор на широкий перечень травм, если при этом проценты выплат от страховой суммы будут низкими. Впрочем, в любом случае работодатель должен ориентироваться на специфику собственного предприятия. При заключении договора надо оформить приложения к нему. Самое главное – это список застрахованных лиц. Он должен включать следующие позиции: - фамилию, имя, отчество застрахованного лица; - год его рождения; - страховую сумму на каждого; - тариф, по которому производится страхование. Кроме этого, в списке можно указать, кому должна быть выплачена страховая сумма, если в результате несчастного случая застрахованный сотрудник погибнет. Если такого указания не будет, то после смерти застрахованного лица страховую выплату получат его наследники. Если работник желает указать конкретное лицо, которому должны отойти деньги, он обязан предоставить письменное подтверждение этому (п.2 ст. 934 ГК РФ) . В случае увеличения количества сотрудников предприятия (например, в связи с расширением деятельности) надо оформить дополнительное соглашение к действующему договору или заключить новый договор. После этого производится доплата страховой премии в отношении новых работников. Основные принципы института обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний закреплены в статье 4 закона № 125-ФЗ. Первый принцип социального страхования – это гарантированность права застрахованного лица на обеспечения по страхованию. К такому виду страхования можно отнести: пособия по временной нетрудоспособности, страховые выплаты в качестве единовременных и ежемесячных пособий, а также оплату дополнительных расходов, которые связаны с социальной, профессиональной и медицинской реабилитацией застрахованных, если были прямые последствия страхового случая. Сущность принципа гарантированности отражается в том, что после наступления несчастного случая на производстве, который привел к повреждению здоровья застрахованных лиц, или установления у них наличия профессионального заболевания, сами застрахованные, либо, в случае их смерти, установленные законом субъекты, должны гарантированно получить все определенные законом средства обеспечения по страхованию. К тому же, принцип гарантированности позволяет не только гарантированно получить обеспечение по страхованию, но и получить данное обеспечение в установленном размере и в установленном законом сроки. Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности необходимо выплачивать в течение нетрудоспособного периода до момента выздоровления или определения застрахованному стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100 процентов его средней зарплаты, которая рассчитана согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006г. № 255-ФЗ . Следующий принцип обязательного социального страхования – это принцип экономической заинтересованности субъектов страхования, который связан с улучшением условий и повышением безопасности труда, снижением производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Экономическая заинтересованность характеризуется тем, что субъекты страхования должны быть более заинтересованы в выполнении требований безопасности труда и совершать предупредительные меры для снижения производственных травм, чем, в случае произошедшего несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, в получении или выплате страхового обеспечения. Экономическая заинтересованность страхователя в усовершенствовании условий и повышении безопасности труда определяется установлением страховщиком скидок или надбавок к страховому тарифу. Размер данной скидки или надбавки формируется с учетом состояния охраны труда на предприятии, а также расходов на обеспечение по страхованию. Обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц,, которые привлекают к труду работников, которые в обязательном порядке подлежат социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – еще один из установленных Законом принципов. Еще одним принципом обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является принцип обязательности уплаты страхователями страховых взносов. Сущность этого принципа состоит в том, что страховые взносы должны являться обязательными платежами, уплата которых является обязанностью страхователя. Если страхователь не выполняет обязанности по уплате страховых взносов, а также несвоевременно их выплачивает либо выплачивает не в полном объеме, то это влечёт за собой негативные последствия наложение штрафных санкций, взыскание недоимки, пени и т. д. Нарушение принципа обязательности уплаты страховых взносов выявляют в процессе проведения ФСС РФ контрольных мероприятий, а именно проверяют документацию страхователя, изучают данные отчетности, а также осуществляют выезды к страхователю с целью контрольных документальных проверок. После выявления нарушений порядка уплаты страхователем страховых взносов в системе обязательного социального страхования ФСС РФ выносит условие с требованием о добровольной уплате невыплаченных сумм страховых взносов в определённые сроки. Если решение ФСС РФ страхователь не выполняет добровольно, то принимают решение о принудительном взыскании сумм недоимки и пени за счёт денежных средств страхователя, которые находятся на его банковских счетах, или за счёт другого имущества. Последним принципом обязательного соцстрахования от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве является принцип дифференцированности страхового тарифа, который зависит от класса профессионального риска. Для этого в постановлении правительства №713 утверждены правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска. Данный класс рассчитывают из величины интегрального показателя профессионального риска, что учитывает уровень профессиональной заболеваемости, производственного травматизма и соответствующих расходов на страхование работников. При этом Минтруд России по представлению ФСС РФ имеет право принимать решения об отнесении конкретного вида экономической деятельности к другому классу профессионального риска при изменении величины интегрального показателя профессионального риска по виду экономической деятельности. Данное решение приводит к изменению размера страхового тарифа застрахованного. 1.3 Нормативно-правовое регулирование и новации законодательства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний В части 1 статьи 2 ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ (подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу, изменения, внесенные Федеральным законом от 24.02.2021 N 20-ФЗ, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года) указано, что рассматриваемый институт социального страхования основывается на Конституции РФ , регламентируется выше названным Законом и рядом других федеральных законов и НПА. Так Конституция РФ гарантирует социальное обеспечение по инвалидности, по возрасту, на воспитание детей при потере кормильца или болезни и в иных установленных законом случаях. Также социальные пособия и государственные пенсии установлены законом. Основным законом, регламентирующим рассматриваемый вид обязательного страхования, является Закон № 125-ФЗ, который: - регламентирует в России организационные, экономические и правовые основы данного вида страхования; - определяет порядок возмещения вреда, который причинен здоровью и жизни работника при исполнении им возложенных на него обязанностей по трудовому договору, а также иных, предусмотренным законом случаях. Одним из законов, касающегося исследуемого вида страхования является ТК РФ. Так, в ст. 184 ТК РФ установлены компенсации и гарантии работникам при несчастном случае на производстве и профзаболевании. В указанной статье установлено, что в случае повреждения здоровья из-за несчастного случая на производстве, профзаболевания либо смерти работнику (семье работника) возмещается утраченный заработок и дополнительные расходы, связанные с повреждением здоровья, профессиональную, социальную, медицинскую реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника. Виды, объемы и условия предоставления работникам компенсаций и гарантий в указанных случаях определяются Законом № 125-ФЗ, Федеральным законом от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ , Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 8- Ф3 и т. д. Ежегодно, начиная с 2000 года федеральными законами устанавливаются страховые тарифы на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Примером может служить ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год». В 2021 году страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний останутся на прежнем уровне. Законопроект № 1027747-7, внесенный в Госдуму правительством, устанавливает, что эти взносы должны уплачиваться в 2021 году по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ . По-прежнему будет 32 страховых тарифа, от 0,2 до 8,5%, в зависимости от видов экономической деятельности, распределенных по классам профессионального риска. Помимо этого, вопросы, касающиеся исследуемого вида страхования, регламентируются и постановлениями Правительства РФ. Так, начиная с 2004 года Правительством РФ ежегодно в целях реализации положений ст. 12 Закона 125-ФЗ, устанавливается коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по указанному виду страхования. Так, с 1 февраля 2021 года ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний проиндексированы на 4,9%. Соответствующий коэффициент индексации утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.01.2021 года №73 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 году». Повышение коснется всех страховых выплат, назначенных до 1 февраля 2021 года. Региональное отделение Фонда обращает внимание, что согласно п.7 ст.15 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" ежемесячные страховые выплаты производятся страховщиком не позднее истечения месяца, за который они начислены. В связи с указанным обстоятельством на ФСС РФ возложена обязанность перерасчета ежемесячных страховых выплат по исследуемому виду страхования с учетом указанного коэффициента индексации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2012 № 13962 (утверждены правила, расходования, формирования и размещения резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 7133 (ред. От 17.06.2016) в целях реализации нормы, установленной ст. 22 рассматриваемого Закона, утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска. Значительное количество НПА посвящено вопросам проведения медико-социальной экспертизы. Примером может служить Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20 октября 2005 г. № 643 (ред. от 30.11.2020г.), регламентирующий порядок определения учреждениями медико-социальной экспертизы степени потери профессиональной трудоспособности лицами, которые получили повреждение здоровья из-за несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Ряд НПА посвящен регламентации соблюдения норм охраны труда, предупреждения производственного травматизма, тлеющие в том числе прямое отношение к рассматриваемому виду страхования. В качестве примера можно указать Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 декабря 2012 г. № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» . Также к указанной категории НПА можно отнести Постановление ФСС РФ от 7 апреля 2008 г. № 82 (ред. от 11.01.2016) «Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам» и др. В ч. 2 статьи 2 ФЗ № 125-ФЗ подтверждается приоритет международных договоров по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании. В этой связи необходимо обратить внимание на такой документ, как письмо ФСС РФ от 6 июля 2005 г. № 02-18 06-6048 , которое было издано в целях разъяснения региональным отделениям ФСС РФ порядка и правит применения иностранных официальных документов. В письме разъяснено, что для правомерного использования указанных документов необходимо наличие их консульской легализации которая состоит в определении и засвидетельствовании подлинности подписей на актах и документах и соответствия их законам государства пребывания для того чтобы использовать их в ином государстве. Консульской легализацией подтверждается правомочность актов и документов в международном общении. Иностранные документы, которые предназначены для того чтобы использовать на территории того государства где данные документы выданы или на территории Российской Федерации. На территории государства, выдавшего документ, он может заверяться в Министерстве иностранных дел либо другом уполномоченном государственном органе с дельнейшей легализацией в консульской службе Российской Федерации, которая находится в данном государстве. На территории Российской Федерации иностранный документ заверяют в консульском учреждении государства либо в дипломатическом представительстве, где он выдавался, а далее легализуют в Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел Российской Федерации. К иностранным официальным документам, применяемым на территории России, предъявляются определенные требования. Документ должен содержать надлежащим образом, нотариально заверенный перевод на русский язык, и удостоверен апостилем - специальным штампом - удостоверительной надписью. Легализировать и проставлять апостиль не требует необходимости, если договоренность между двумя либо несколькими государствами отменяет, либо упрощает эту процедуру. Что касается взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (взносов на страхование от НС и ПЗ), как и прежде, за порядком их исчисления и уплатой будет следить ФСС. Согласно редакции ст. 22.1 «Расчетный и отчетный периоды по страховым взносам. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов» Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 05.04.2021) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний": - расчетный период согласно страховым взносам признает календарный год; - отчетными периодами считаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год; - происходит уменьшение суммы взносов, которая подлежит уплате страхователями на сумму произведённых ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения (с 01.01.2022 п. 7 ст. 22.1 утрачивает силу (ФЗ от 30.04.2021 N 126-ФЗ). - страхователь имеет право зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения над суммой начисленных страховых взносов при помощи предстоящих платежей (с 01.01.2022 п. 8 ст. 22.1 утрачивает силу (ФЗ от 30.04.2021 N 126-ФЗ); - на протяжении расчетного (отчетного) периода в соответствии с результатами календарного месяца страхователи производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, а также скидки (надбавки) к страховому тарифу за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно; - сумма страховых взносов, которая подлежит перечислению, устанавливается в рублях и копейках. В новой редакции ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ скорректировано понятие «обособленное подразделение». До внесения поправок согласно пп. 2 п. 1 этой статьи в территориальных органах страховщика осуществлялась регистрация страхователей - юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений при следующих условиях: - открытие обособленным подразделениям для совершения операций счетов в банках (иных кредитных организациях); - наличие отдельного баланса; - начисление выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц. С учетом поправок из перечня условий, при которых необходима регистрация обособленного подразделения в территориальном органе ФСС, исключено условие о наличии отдельного баланса. Таким образом, обособленные подразделения страхователей – юридических лиц, которым для того чтобы совершить операции открыты счета в банках и которыми начисляются выплаты и другие вознаграждения в пользу физических лиц, исполняются обязанности предприятия: - по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей); - по представлению расчетов в соответствии с начисленным и уплаченным страховым взносам по месту собственного нахождения. Если организация имеет обособленные подразделения, которые расположены за пределами территории РФ, уплата взносов и представление расчетов по данным подразделениям осуществляются организацией по месту своего нахождения.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ 1.1 Понятие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания На практике не всегда верно понимается термин «несчастный случай», вследствие чего возникают ошибки в квалификации несчастных случаев, а также в решении вопросов об ответственности виновных, поэтому возмещение ущерба пострадавшим будет неверным. Несчастный случай определяется как происшествие (авария, катастрофа и т.п.), которое вызывает ухудшение здоровья. Полное понимание данного термина отображается в его признаках: 1. Однократное и кратковременное воздействие внешних факторов на здоровье человека; 2. Несчастный случай происходит внезапно, моментально воздействуя на организм человека 3. Повреждение здоровья происходит помимо воли, умысла потерпевшего Соответственно, умышленное повреждение здоровья своего или чужого здоровья как несчастный случай не рассматривается. Таким образом, под несчастным случаем можно понимать повреждение здоровья в результате внешнего и кратковременного воздействия, вызванного внезапным событием. Такое определение является общим для несчастных случаев, то есть имеет одинаковое значение для разных видов несчастных случаев (пожар, утопление, попадание под машину и т.д.). В статье 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 05.04.2021) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» закрепляется понятие «несчастный случай на производстве». Под несчастным случаем понимается событие, из-за которого страхователь получил повреждение здоровья или иное увечье во время исполнения им обязанностей, установленных трудовым договором и в установленных законодательством случаях на территории страхователя, и за пределами нее, при возвращении с работы либо следовании к месту работы на предоставленном страхователем транспорте и которое повлекло за собой утрату профессиональной трудоспособности или смерть либо необходимость перевода страхователя на другую работу. Часть 3 Положения об особенностях расследования несчастных случаев, утвержденного Постановлением Минтруда России от 24.102002 № 73 (ред. от 14.11.2016), определяет несчастные случаи на производстве, как случаи, связанные с производством, которые произошли с работниками или другими лицами, которые принимали участи в производственной деятельности, выполняя работы по заданию работодателя или свои трудовые обязанности, а также осуществляя обусловленные трудовыми отношениями иные правомерные действия. Ст. 227 ТК РФ определяет несчастные случаи на производстве как события, вследствие которых потерпевшие получили такие повреждения, как: тепловой удар, обморожение, ожог, утопление, телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом, поражение электрическим током, молнией, излучением, укусы и другие телесные повреждения, которые нанесли животные и насекомые, повреждения в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, другие повреждения здоровья, предопределенные влияние внешних факторов, которые повлекли за собой перевод потерпевших на другую работу, временную или стойкую потерю ими трудоспособности или смерть потерпевших в случаях, когда произошли указанные события: - в период следования к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, которое предоставил работодатель, либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора; - в период следования на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие); - в период следования к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том чисел и пешком; - в период работы вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время; - в период рабочего времени на территории работодателя или в другом месте выполнения работ, в том числе в период установленных перерывов, а также в течение времени которое необходимо для приведения в порядок орудий производства и одежды выполнения других, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни; - в период осуществления других правомерных действий, которые обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемые в его интересах, в том числе действий, которые направлены на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая. Таким образом, понятие «несчастный случай на производстве» в ТК РФ определяется через квалифицирующие признаки: - обстоятельства, при которых перечисленные повреждения здоровья, полученные работниками, квалифицируются как несчастные случаи на производстве; - перечень повреждений здоровья, которые получены работниками при исполнении возложенных на них трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя. Помимо этого в рассматриваемой нами статье Трудового Кодекса приводится перечень лиц, несчастные случаи с которыми подлежат расследованию в установленном на законодательном уровне порядке, а именно: - проходящие производственную практику, обучающиеся; - работники и другие лица, которые в соответствии с ученическим договором получают образование; - лица, которые страдают психическими расстройствами, участвуют в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями; - лица, которые в установленном порядке привлекаются к выполнению общественно-полезных работ; - лица, которые осуждены к лишению свободы и привлекаются к труду; - члены фермерских (крестьянских) хозяйств, члены производственных кооперативов, которые принимают личное трудовое участие в их деятельности. Порядок организации расследования несчастных случаев на производстве зависит от степени их тяжести, которая в каждом отдельном случае определяется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 февраля 2005г. № 160 "Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве" Несчастные случаи на производстве различаются на следующие группы: - тяжелые несчастные случаи; - групповые несчастные случаи – два и более человек - несчастные случаи, возникающие вследствие перевода работника на другую работу или потери им трудоспособности на срок не менее одного дня согласно медицинскому заключению; - несчастные случаи, которые привели к смертному исходу, в том числе групповые несчастные случаи с численностью погибших от пяти и более человек; - крупные аварии с численностью погибших от пяти и более человек. По степени тяжести повреждения здоровья несчастные случаи можно классифицировать по следующим признакам - последствия полученных повреждений здоровья (стойкая утрата трудоспособности); - характер полученных повреждений здоровья и осложнения, которые связаны с этими повреждениями. Помимо этого учитываются усугубления и развитие существующих хронических заболеваний в связи с получением повреждений. Для того, чтобы установить категорию тяжести несчастного случая на производстве необходимо наличие хотя бы одного из этих признаков. Повреждение здоровья, которое несет угрозу жизни пострадавшего также является признаком тяжелого несчастного случая на производстве. Оценка тяжести полученной травмы не зависит от предотвращения смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи . Анализ понятия несчастного случая на производстве содержащегося в ст. 227 Трудового Кодекса РФ и в статье 3 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» позволяет сделать вывод о том, что данные в рассматриваемых нормативно-правовых актах определения исследуемого понятия несколько не совпадают между собой, что может вызвать затруднения при решении вопроса об отнесении конкретного происшествия к числу несчастных случаев на производстве. Поэтому, по нашему мнению, необходимо унифицировать понятие «несчастного случая» на производстве, которое учитывает нюансы обоих легальных определений, а именно предлагается иное определения несчастного случая на производстве: - это событие, из-за наступления которого, страхователь получил повреждение здоровья или увечье во время исполнения обязанностей, установленных трудовым договором, либо работ, назначенных работодателем, а также при осуществлении обусловленных трудовыми отношениями иных правомерных действий, совершаемых на территории страхователя, и за пределами нее как во время возвращения с работы, так и следования к месту работы на предоставленном страхователем транспорте (либо личном транспорте при использовании его в производительных целях по соглашению сторон трудового договора либо по распоряжению работодателя), и которое повлекло за собой его смерть либо стойкую или временную утрату им профессиональной трудоспособности или необходимость перевода на другую работу застрахованного. 1.2 Сущность, принципы и задачи обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об основах обязательного социального страхования» в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании. Действие настоящего Федерального закона распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством Российской Федерации предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом обязательного социального страхования. Данный вид страхования урегулирован Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 24.02.2021). Задачами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются: 1. Предоставление социальной защиты застрахованного и экономическая заинтересованность субъектов страхования в снижении профессионального риска. 2. Возмещение вреда, который был причинен жизни и здоровью застрахованных при выполнении ими обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях, с помощью обеспечения застрахованного в полном объеме всеми необходимыми видами снабжения по страхованию, в том числе оплатой расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. 3. Реализация предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Это одна из наиболее важных задач системы обязательного социального страхования, которая требует предупредительных мероприятий со стороны работодателей-страхователей и страховщика. Предупредительными мерами по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний являются: - выполнение правил охраны труда, в том числе получение качественных сертифицированных средств индивидуальной защиты; - осуществление специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ ; - осуществление в обязательном порядке своевременных медицинских осмотров работников, обеспечение и оплата профилактических лечений, в том числе санаторно-курортных лечений работников. Данные предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в особенности необходимы и актуальны для работников, которые работают с вредными и (или) опасными условиями труда, соответственно этот вопрос не должен оставаться без внимания. Так, согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 декабря 2012 г. №580н , с 1 января 2013 года действуют Правила финансового обеспечения предупредительных мер по снижению производственных травм и профессиональных заболеваний работников, а также санаторно-курортного лечения работников, которые работают с вредными и (или) опасными производственными факторами. В указанных правилах определено, что финансовое обеспечение предупредительных мер происходит в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены бюджетом ФСС РФ на текущий финансовый год. Финансовым обеспечением предупредительных мер занимается страхователь за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые подлежат перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС РФ в текущем финансовом году. Данные Правила регламентируют процедуру обращения страхователя с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер, а также мероприятия, подлежащие финансовому обеспечению за счет страховых взносов страхователя, и т.д. Необходимо отметить, что в законе не ограниченно право страхователя на возмещение вреда, которое осуществляется в соответствии с законодательством РФ и которое предусмотрено настоящим законом. Поэтому для некоторых категорий застрахованных граждан нормативными актами и федеральными законами следует предусмотреть дополнительные виды социальных гарантий, которые отсутствуют в Законе № 125-ФЗ . Как правило, дополнительные меры социального страхования работников представляют собой локальные нормативные акты по отраслям. Так, к примеру по организациям газовой, нефтяной, отраслях строительства объектов нефтегазового комплекса и промышленности РФ между работниками данной области с одной стороны и работодателями с другой заключено отраслевое соглашение на 2020-2022 гг. Рассматриваемым соглашением, в частности, регламентирован размер единовременной денежной выплаты на возмещение вреда, который был причинен работникам в результате профессиональных заболеваний или несчастных случаев на производстве в данных областях. При этом организации имеют право осуществлять виды личного страхования работников за счет собственных средств. Таким образом, совершенно любое предприятие наряду с обязательным страхованием в ФСС РФ вправе дополнительно застраховать своих сотрудников. В данное время в основном указанная норма Закона регулируется в форме добровольного страхования работников предприятий и организаций за счет собственных средств работодателя. Объект страхования при добровольном страховании от несчастных случаев – имущественные интересы, которые связанны со здоровьем, жизнью и трудоспособностью застрахованных. В большинстве случаев в стандартный договор страхования включается: 1. Смерть работника от несчастного случая – выплачивают полную страховую сумму. 2. Стойкая утрата трудоспособности – выплачивают определенный процент от страховой суммы. Он зависит от инвалидности, полученной работником. 3. Временная утрата трудоспособности – производят оплату за каждый день больничного листа. Сумма зависит от вида травмы устанавливаемой по таблице выплат. При этом возможны разные варианты. Например, в случае наступления инвалидности I группы работник может получить 100% страховой суммы, при наступлении инвалидности II группы – 75% и при наступлении III – 50 %. По несчастным случаям, не приводящим к инвалидности, размеры выплат колеблются в пределах от 5 до 50% страховой суммы в зависимости от тяжести случая. Сложнее обстоит ситуация с оплатой больничного листа. Конечно, страховщик может оплачивать больничный, начиная с первого дня, но это встречается редко. Гораздо чаще первые несколько дней больничного листа (например, семь) страховщик не оплачивает. После этого выплаты начинаются, но только в течение определенного срока (например 60 дней). При этом выплаты в течение данного срока составляют 0,2-0,3% от страховой суммы . Работодателю, заключающему договор, необходимо тщательно изучить таблицы, утверждаемые как приложение к правилам страхования, чтобы избежать двух распространенных опасностей. Первая опасность – заключить договор, когда причиной выплат станут только такие тяжелые травмы, которые обычно встречаются редко. Вторая опасность – заключить договор на широкий перечень травм, если при этом проценты выплат от страховой суммы будут низкими. Впрочем, в любом случае работодатель должен ориентироваться на специфику собственного предприятия. При заключении договора надо оформить приложения к нему. Самое главное – это список застрахованных лиц. Он должен включать следующие позиции: - фамилию, имя, отчество застрахованного лица; - год его рождения; - страховую сумму на каждого; - тариф, по которому производится страхование. Кроме этого, в списке можно указать, кому должна быть выплачена страховая сумма, если в результате несчастного случая застрахованный сотрудник погибнет. Если такого указания не будет, то после смерти застрахованного лица страховую выплату получат его наследники. Если работник желает указать конкретное лицо, которому должны отойти деньги, он обязан предоставить письменное подтверждение этому (п.2 ст. 934 ГК РФ) . В случае увеличения количества сотрудников предприятия (например, в связи с расширением деятельности) надо оформить дополнительное соглашение к действующему договору или заключить новый договор. После этого производится доплата страховой премии в отношении новых работников. Основные принципы института обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний закреплены в статье 4 закона № 125-ФЗ. Первый принцип социального страхования – это гарантированность права застрахованного лица на обеспечения по страхованию. К такому виду страхования можно отнести: пособия по временной нетрудоспособности, страховые выплаты в качестве единовременных и ежемесячных пособий, а также оплату дополнительных расходов, которые связаны с социальной, профессиональной и медицинской реабилитацией застрахованных, если были прямые последствия страхового случая. Сущность принципа гарантированности отражается в том, что после наступления несчастного случая на производстве, который привел к повреждению здоровья застрахованных лиц, или установления у них наличия профессионального заболевания, сами застрахованные, либо, в случае их смерти, установленные законом субъекты, должны гарантированно получить все определенные законом средства обеспечения по страхованию. К тому же, принцип гарантированности позволяет не только гарантированно получить обеспечение по страхованию, но и получить данное обеспечение в установленном размере и в установленном законом сроки. Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности необходимо выплачивать в течение нетрудоспособного периода до момента выздоровления или определения застрахованному стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100 процентов его средней зарплаты, которая рассчитана согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006г. № 255-ФЗ . Следующий принцип обязательного социального страхования – это принцип экономической заинтересованности субъектов страхования, который связан с улучшением условий и повышением безопасности труда, снижением производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Экономическая заинтересованность характеризуется тем, что субъекты страхования должны быть более заинтересованы в выполнении требований безопасности труда и совершать предупредительные меры для снижения производственных травм, чем, в случае произошедшего несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, в получении или выплате страхового обеспечения. Экономическая заинтересованность страхователя в усовершенствовании условий и повышении безопасности труда определяется установлением страховщиком скидок или надбавок к страховому тарифу. Размер данной скидки или надбавки формируется с учетом состояния охраны труда на предприятии, а также расходов на обеспечение по страхованию. Обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц,, которые привлекают к труду работников, которые в обязательном порядке подлежат социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – еще один из установленных Законом принципов. Еще одним принципом обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является принцип обязательности уплаты страхователями страховых взносов. Сущность этого принципа состоит в том, что страховые взносы должны являться обязательными платежами, уплата которых является обязанностью страхователя. Если страхователь не выполняет обязанности по уплате страховых взносов, а также несвоевременно их выплачивает либо выплачивает не в полном объеме, то это влечёт за собой негативные последствия наложение штрафных санкций, взыскание недоимки, пени и т. д. Нарушение принципа обязательности уплаты страховых взносов выявляют в процессе проведения ФСС РФ контрольных мероприятий, а именно проверяют документацию страхователя, изучают данные отчетности, а также осуществляют выезды к страхователю с целью контрольных документальных проверок. После выявления нарушений порядка уплаты страхователем страховых взносов в системе обязательного социального страхования ФСС РФ выносит условие с требованием о добровольной уплате невыплаченных сумм страховых взносов в определённые сроки. Если решение ФСС РФ страхователь не выполняет добровольно, то принимают решение о принудительном взыскании сумм недоимки и пени за счёт денежных средств страхователя, которые находятся на его банковских счетах, или за счёт другого имущества. Последним принципом обязательного соцстрахования от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве является принцип дифференцированности страхового тарифа, который зависит от класса профессионального риска. Для этого в постановлении правительства №713 утверждены правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска. Данный класс рассчитывают из величины интегрального показателя профессионального риска, что учитывает уровень профессиональной заболеваемости, производственного травматизма и соответствующих расходов на страхование работников. При этом Минтруд России по представлению ФСС РФ имеет право принимать решения об отнесении конкретного вида экономической деятельности к другому классу профессионального риска при изменении величины интегрального показателя профессионального риска по виду экономической деятельности. Данное решение приводит к изменению размера страхового тарифа застрахованного. 1.3 Нормативно-правовое регулирование и новации законодательства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний В части 1 статьи 2 ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ (подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу, изменения, внесенные Федеральным законом от 24.02.2021 N 20-ФЗ, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года) указано, что рассматриваемый институт социального страхования основывается на Конституции РФ , регламентируется выше названным Законом и рядом других федеральных законов и НПА.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 42 страницы
1050 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 53 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 66 страниц
2500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
1550 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 66 страниц
1650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg