Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЛИТЕРАТУРА

Городская литература Средневековья: ее основные формы, образы, средства выразительности

kisssaaa0721 324 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.10.2021
Цель исследования – провести анализ городской литературы Средневековья. Объект исследования – городская литература Средневековья. Предмет исследования – основные формы, образы, средства выразительности городской литературы Средневековья. Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования: 1. Дать общую характеристику городской литературы Средневековья. 2. Выделить основные жанры городской литературы Средневековья. 3. Определить особенности средневековой городской драмы. 4. Проанализировать лирику вагантов как жанр средневековой городской литературы. Методы исследования: анализ научной и художественной литературы, описательный, исторический, историографический, биографический, сравнительный, классификация, синтез, обобщение, моделирование, контент-анализ. Теоретическая значимость исследования связана с обзором научной литературы, который проведен в рамках данной курсовой работы, и выделением наиболее специфических особенностей западноевропейской городской литературы эпохи Средневековья. Данный аналитический обзор будет полезен ученым для проведения дальнейших исследований в данной научной сфере. Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Введение

Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что средневековая литература как культурное явление оставила глубокий след в мировом искусстве, создав целый спектр жанров и образов, которые по сей день вызывают интерес у читателей и исследователей. Однако подрастающее поколение очень мало знает о данном историческом периоде в западноевропейской культуре, а потому эту тему надо изучать более подробно и популяризировать эти знания. Степень изученности проблемы. Вопрос о специфике городской литературы Средневековья рассматривался в трудах некоторых ученых, однако в научной литературе отсутствует единая точка зрения на данный историко-культурный вопрос.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЖАНРЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОРОДСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 1.1. Общая характеристика городской литературы Средневековья 5 1.2. Основные жанры городской литературы Средневековья 9 Выводы по первой главе 13 ГЛАВА 2. РАЗНОВИДНОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОРОДСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14 2.1. Особенности средневековой городской драмы 14 2.2. Лирика вагантов как жанр средневековой городской литературы 19 Выводы по второй главе 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Список литературы

1. Антонова, Е.Н. Средневековая литература: аналитический обзор / Е.Н. Антонова. – Воронеж: Пресс-центр, 2018. – 340 с. 2. Володарская, С.Ю., Николаенкова А.А., Панкратов, О.Г. Функции городской литературы в средневековой культуре / С.Ю. Володарская, А.А. Николаенкова, О.Г. Панкратов // Вестник Томского государственного университета. Вып. 1. Литература и искусство. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2020. – С. 92–106. 3. Карпова, Т.П., Гаврилов, Г.А., Петровская, А.М. Исследование средневековой литературы как междисциплинарная практическая область научных понятий: научный дискурс применения терминов и определений / Т.П. Карпова, Г.А. Гаврилов, А.М. Петровская // Сборник материалов межвузовской научной конференции «Практические основы изучения гуманитарной науки». – Самара: Самарский государственный университет, 2019. – С. 58–70. 4. Ломова, А.Е. Средневековье: философия и культура / А.Е. Ломова. – Пятигорск: Слово, 2019. – 580 с. 5. Маслова, Ж.Н. Модель художественного (поэтического) концепта литературы эпохи Возрождения / Ж.Н. Маслова // Вестник Тамбовского государственного педагогического университета. – 2011. – № 9 (111). – С. 83–87. 6. Машинина, П.И. Исследование специфических особенностей городской литературы эпохи Средневековья / П.И. Машинина // Материалы научно-практической конференции «Общество в X–XXI веках». – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2019. – С. 124–134. 7. Назарова, В.Д. История культуры Средневековья / В.Д. Назарова. – Смоленск: Правда, 2016. – 398 с. 8. Трезубцева, Ж.В., Конопляников, П.И., Сверчкова, И.Т. Принципы исследования фольклорной литературы в современных исследованиях: исторический обзор / Ж.В. Трезубцева, П.И. Конопляников, И.Т. Сверчкова // Массовая коммуникация. Сборник. Вып. 4. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2021. – С. 171–180. 9. Юрченко, М.М., Соболева, А.М., Велигодская, П.И. Трудности изучения средневековой литературы в современных условиях развития общества / М.М. Юрченко, А.М. Соболева, П.И. Велигодская // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования коммуникационных процессов: российская и зарубежная практика». – Пермь: Пермский государственный институт, 2021. – С. 30–42. 10. Яковлева, П.М. История зарубежной литературы. В 3-х т. Т. 1 / П.М. Яковлева. – М.: Грант, 2017. – 420 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЖАНРЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОРОДСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.1. Общая характеристика городской литературы Средневековья В XII веке в Западной Европе сформировалась новая культура, отличная от феодально-рыцарской и во многом враждебная ей. Ее развитие связано с ростом городов, которые из военных поселений превратились в центры ремесел и торговли, просвещения, они противостояли феодалам, боролись за свои права. Но и города, и городская идеология оставались внутри феодального общества и никогда не посягали на феодальную собственность и принципы. В этот исторический период в Западной Европе происходит активный рост средневекового города, на основе которого формируется своя идеология, собственное представление о человеке, о смысле жизни. Население города было разнообразным: здесь селились не только ремесленники и купцы, но и духовенство, рыцари, представители студенческого сообщества, бывшие крестьяне и малообеспеченные слои населения [6, с. 124]. «Поглощая» людей разных классов, профессий и психологических складов, город приобщал их к другому образу жизни. Городской человек был более свободен, и многое зависело от его личной инициативы, предприимчивости, находчивости. Город также был местом ярких контрастов: рядом могли находиться святая церковь и шумный рынок, особняк богатого человека и хижина поденщика, храм науки и таверна. У города был особый ритм жизни, здесь сформировался новый тип человека. Любимые занятия дворян – война, турниры, гуляния – вызывали осуждение у горожан. Горожанин умел ценить производительный труд. Мерилом индивидуальности был не подвиг, а творение рук мастера. Города стремились найти свое место в феодальном общественном строе. Городская идеология противопоставлялась не основам общества, а только его отдельным ее сторонам. В целом, борьба между городами и рыцарскими имениеями велась за господство в обществе. Это воплотилось в архитектуре. Изначально рыцарский замок занимал доминирующее положение – город располагался у подножия холма, на котором располагался рыцарский замок. Затем, когда город стал центром средневековой жизни, он был по статусу равен рыцарскому замку [1, с. 200]. Феодалы начинают переезжать в города, но стремятся утвердиться, украшают свои дома башнями (например, во Флоренции было 180 башен), городские власти ограничивали их высоту особыми указами, позже во Флоренции все башни феодалов были уничтожен. Городу противостояли не только рыцари, но и церковь. Это также отражено в архитектуре. Рядом с возвышавшимся над ней собором находилась главная площадь средневекового города. К концу Средневековья возле собора стали строить ратуши (административное здание, в котором располагались органы самоуправления), горожане позднего Средневековья стремились приравнять по высоте ратушу к собору. Городская идеология имела сложный характер, она была оппозиционна феодалам, идеологии церкви, но никогда не была антифеодальной. Это связано с тем, что третье сословие еще не было разделено на классы (от него в тот момент не отделились буржуазия и беднота). Городская литература отражала комплексность городской идеологии: в ней постигались и развивались традиции устного народного творчества, использовались некоторые жанры рыцарской литературы. По своему содержанию, она выступал против придворной литературы. Общий тон рыцарской литературы – героизм, возвышенность, городская литература юмористична, сатирически изображает реальную действительность [10, с. 154]. Герой рыцарской литературы – дворянин, рыцарь; герой городской литературы – простой человек, представитель третьего сословия. Предметом изображения придворной литературы были фантастические приключения героев в вымышленных ситуациях, сюжет городской литературы – материальное, повседневная реальность. Городская литература включает все жанры средневековой литературы: лирику, драму, повествовательные и дидактические произведения. Городская литература Средневековья отличается интересом к повседневности, вниманием к деталям, простотой, лаконичностью стиля, бытом, грубым юмором [5, с. 83]. Городская литература, достигшая пика своего расцвета в XIII–XIV веках, имела свое неповторимое лицо. Если сравнить эту литературу с литературой рыцарей, то здесь все иначе. Материалом городской литературы был не идеальный рыцарский мир, далекий от реальности, а повседневная жизнь, обычно без прикрас и полная грубых моментов и ситуаций. Герой этой литературы был не безупречным рыцарем или его прекрасной дамой, а был показан купцом, студентом, ремесленником, священнослужителем, вором, бродягой. Рыцарь был озабочен обретением духовных ценностей, горожанин – материальным достатком. Воевать горожанину приходилось не с великанами и чудовищами, а с понятными каждому житейскими неурядицами. При этом новый человек, образ которого сформирован в городской средневековой литературе, одержал победу, полагаясь не на силу и отвагу, а на хитрость, смекалку и предприимчивость [9, с. 30]. Кроме того, надо отметить, что городская литература ярко отражает разделение средневекового города: в нем сосуществует рациональность и дурачество, заливистый смех и резкое назидание. Многообразие тонов средневековой городской литературы отражается в разнообразии ее жанровой палитры. Одним из факторов развития городской литературы был фольклор, особенно сельский: крестьяне, переселявшиеся в город в надежде стать свободными, приносили с собой элементы бунта и протеста. Это усилило антифеодальную и антиклерикальную направленность лучших произведений городской литературы Средневековья [2, с. 93]. Городская литература раньше и полнее развивалась во Франции. Она не просто заимствовала определенные жанры рыцарской литературы, но и наполнила их новым содержанием. Например, в городской лирике вместо культа Прекрасной Дамы создается культ Богородицы. В городской литературе присутствует пастораль, но акцент смещен с ухаживания рыцаря на изображение счастливой сельской жизни, Тенсона – это диалог не на политические, а на бытовые темы. 1.2. Основные жанры городской литературы Средневековья Интересно отметить, что в городской литературе, столь открыто обращающейся к реальным ценностям мира, язык аллегории имел большое значение. Традиции аллегорической поэзии восходят к истокам средневековой литературы и связаны с именем христианского поэта Аврелия Прудентиуса (348 – после 405 года). В стихотворении «Психомахия», получившем большую популярность в Средние века, Пруденций изобразил борьбу за человеческую душу в абстрактных аллегорических образах добродетелей и пороков [6, с. 125]. В период зрелого средневековья стали популярны диалогические аллегории – эклог и дебаты, в которых вступали в спор противоборствующие силы: душа и тело, ангел и дьявол и т.д. Создавались также объемные аллегорические стихи. В период зрелого средневековья городская лирика достигла своего расцвета. Поэты-горожане объединялись в корпорации, как ремесленные мастерские: здесь был свой устав, свой председатель, свои правила проведения конкурсов. При мастерских были школы, где учили сочинять стихи и исполнять их под музыку. В Германии цеховые объединения поэтов назывались мейстерзингерами (мастерами песни). Старейшей немецкой школой поэтов была Майнская (XII–XIV века). Еще раньше, в XII веке, подобная школа возникла во Франции. Местом его образования был Пюи-Нотр-Дам. Отсюда и название всех остальных школ – «пюи» [8, с. 171]. Поэты-горожане опирались на опыт рыцарской поэзии, но очень скоро открылась их собственная самобытность – это нашло отражение в интерпретации уже известных тем и в развитии конкретных жанровых форм: рондо, вирелэ, сказ, баллада, жалоба, завещание. Самым популярным типом городской литературы было поэтическое (реже прозаическое) повествовательное произведение комического, поучительного содержания с острым, неожиданным финалом. Во французской литературе такие произведения назывались fablio (рассказ), по-немецки – schwank (шутка, фокус), по-итальянски – novellino (новости). Это поэтическое повествовательное произведения с неожиданной развязкой, небольшие по объему, посвященные какому-то комическому или знаменательному и поучительному событию в жизни простых членов общества, часто изображаемых сатирически. Такие истории рассказаны с бытовыми деталями и подчеркнуто сокращенным стилем. Авторы таких произведений вне зависимости от государства, в котором они писались, часто использовали каламбур, а также ставили перед собой задачу – развлечь обучением [9, с. 31]. Жанровая особенность таких произведений – увлекательность сюжета (комическое проистекает из ситуации, а не из персонажа, часто рассказы типа фаблио рассказывает о супружеской неверности). По оценкам исследователей, из 147 французских фаблио – 106 посвящены любовным темам. Сюжеты рассказов постоянно «блуждали» – повторялись и слегка трансформировались. В поэтических новеллах был примитивный натурализм, непристойность, особенно в любовных сценах. Это выступало как средство создания комического эффекта и следствие аскетизма, проповедуемого церковью. Церковные запреты привели к тому, что ложь и лицемерие проникли во все сферы человеческих отношений. Здоровые, естественные функции человеческой натуры не укладывались в церковную мораль и делались тайной для общества. Эти функции в рассматриваемом жанре находят прямое выражение. Рассказы типа фаблио часто пародировал определенные клише рыцарской литературы. Героями произведений типа фаблио были, в основном, крестьяне, что свидетельствует о связи этого жанра с фольклором [3, с. 58]. Рассказы данного типа были поучительны, и это было достигнуто следующими способами: 1) бедняк, простак часто выступал в роли положительного героя; 2) в рассказах подверглись критике представители определенных феодальных сословий, было показано, что герои не соответствуют моральным требованиям, которые им предъявляет общество. Художественная база средневековых новелл богата и разнообразна: народный сельский и городской фольклор, анекдоты, притчи, христианские легенды, примеры, басни, рыцарские романы. Герои этой литературы – не персонажи – это типы, носители совокупности общих качеств, присущих человеку определенного социального статуса, сословия, профессии. Следовательно, герою не нужно было имя, он был просто купцом, студентом, священнослужителем, рыцарем, мужем, девушкой, стариком. При этом каждый должен выполнять свою роль в обществе, придерживаясь определенного этикета. Ситуация сводилась к тому, что герой отклонился от предписанных норм поведения (грешит монах, студент не учится, жена нарушает супружескую верность) [7, с. 103]. Средневековый романизм нашел в человеке много пороков: похоть, гордость, зависть, трусость, чревоугодие и т.д. Эта литература безжалостно высмеивала людей глупых, неумелых, ленивых, безынициативных, простаков. Ловкий, находчивый, лукавый герой всегда одерживал победу, безжалостно смеясь и издеваясь над проигравшими. Городской средневековый рассказ – это литература здравого смысла, ему абсолютно чужды эфемерные придворные идеалы и культ служения даме. Напротив, женщины здесь обычно выступают в роли отрицательных персонажей: они разговорчивы, любопытны, сварливы, лживы. Именно они являются главными нарушителями семейного мира. Широко известна была история о том, как они изобрели казнь отъявленного злодея. Предлагалось многое: сжечь заживо, содрать кожу, но приговор суда оказался страшнее: преступнику назначили жить с плохой женой. Шванк, фаблио и новеллино содержит один сюжет, который получает свое разрешение в финале и увенчивается моральной максимой. В этом отношении структура романа полностью завершена. Но у того же романа есть внутренний импульс к циклизации. Цикл составляет определенный сборник, который, в свою очередь, содержит предпосылки для превращения в законченное произведение романа [2, с. 93]. Выводы по первой главе В первой главе курсовой работы, которая называется: «Общая характеристика и жанры средневековой городской литературы», были сделаны следующие выводы: 1. «Поглощая» людей разных классов, профессий и психологических складов, средневековый город приобщал их к другому образу жизни. Городской человек был более свободен, и многое зависело от его личной инициативы, предприимчивости, находчивости. Город также был местом ярких контрастов: рядом могли находиться святая церковь и шумный рынок, особняк богатого человека и хижина поденщика, храм науки и таверна. 2. Одним из факторов развития городской литературы был фольклор, особенно сельский: крестьяне, переселявшиеся в город в надежде стать свободными, приносили с собой элементы бунта и протеста. Это усилило антифеодальную и антиклерикальную направленность лучших произведений городской литературы Средневековья. 3. Средневековый романизм нашел в человеке много пороков: похоть, гордость, зависть, трусость, чревоугодие и т.д. Эта литература безжалостно высмеивала людей глупых, неумелых, ленивых, безынициативных, простаков. Ловкий, находчивый, лукавый герой всегда одерживал победу, безжалостно смеясь и издеваясь над проигравшими. 4. Городской средневековый рассказ – это литература здравого смысла, ему абсолютно чужды эфемерные придворные идеалы и культ служения даме. Напротив, женщины здесь обычно выступают в роли отрицательных персонажей: они разговорчивы, любопытны, сварливы, лживы. Именно они являются главными нарушителями семейного мира.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg