Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Мотивы получения студентами высшего образования на разных этапах образовательного процесса

kisssaaa0721 2375 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 95 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.10.2021
Актуальность данной темы заключается в том, что получение высшего образования необходимо и значимо для успешного функционирования человека в обществе. Для того чтобы получить качественное образование, нужно иметь высокий уровень мотивации его получения. Мотивация получения высшего образования оказывает существенное влияние на освоение студентами профессиональных компетенций, в значительной мере определяет их отношение к работе в будущем, уровень удовлетворенности жизнью и своим местом в обществе. Согласно Сорокиной Н.Д., успехи учебной деятельности студентов примерно на 70% обусловлены именно мотивацией, а на долю способностей психологи оставляют всего 30%. Значит, наше исследование должно изучить и проанализировать проблему мотивации получения высшего образования, что будет иметь большую значимость для всей системы высшего образования. Регулярное изучение и анализирование особенностей мотивационной сферы учащихся, исследование её динамики позволят нам оценить меру воздействия процесса обучения в университете на мотивационную структуру личности, что создает дополнительные возможности для работы по формированию учебной мотивации. Цель исследования – выявление основных мотивов получения высшего образования. Объект исследования – феномен мотивации студентов. Предмет исследования – особенности мотивов студентов при получении высшего образования в современном мире. Гипотеза исследования: мотивы получения высшего образования при процессе обучения подвержены сильным видоизменениям: 1. студенты 1 и 4 курса ориентированы на получение знаний; 2. студенты магистратуры нацелены на профессиональные достижения; В соответствии с выделенными целью и гипотезой нами были сформулированы следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать теоретические представления о феномене мотивации в отечественной и зарубежной психологии; 2. Изучить психологические особенности развития личности студента; 3. Изучить особенности мотивации современного студента к обучению; 4. Выявить и проанализировать результаты исследования особенностей мотивов студентов получения высшего образования. Методы исследования: 1. теоретический обзор проблемы в отечественной и зарубежной литературе; 2. эмпирические методы: методика “Мотивация обучения в ВУЗе” Т. И. Ильиной, «Анкета кризисных переживаний» В.Р. Манукян, методика «Мотивы профессиональной деятельности, беседа с испытуемыми по фиксированным вопросам; 3. методы математической статистики: Критерий Краскела - Уоллиса (H-критерий) Теоретико – методологической основой исследования являются: Согласно теории А. Маслоу формирование личности происходит под влиянием ряда мотивов, которые он представил в виде иерархической структуры. Человек с самого рождения начинает свою деятельность на основании потребностей представленных на самой первой ступени (физиологические потребности). С течением времени человек растет, развивается и, соответственно, растут его потребности, которые становятся все более высокого ранга (любовь, уважение, самоактуализация и т.д.). Самой высшей ступенью является самоактуализация. Мотивация и поведение человека зависят от удовлетворения потребностей в пирамиде Маслоу. Таким образом, изучив потребности студентов, мы можем выявить мотивы получения высшего образования. Теория Эдвина Локка, в которой цели являются ключевым звеном в определении поведения человека. Следовательно, от целей, которые ставит себе студент в жизни зависит стратегия его поведения. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации подходов к изучению мотивов выбора высшего образования, в систематизации подходов к изучению факторов, влияющих на мотивы приобретения студентами высшего образования в университете, в изучении мотивационных особенностей, влияющие на удовлетворении потребностей студента. База исследования: В нашем исследовании приняло участие 80 студентов, среди которых 20 – студенты 1 курса бакалавриата и по 30 – студенты 4 курса и магистратуры, в возрасте от 18 до 25 лет. Процедура данного исследования проводилась на базе Московского Педагогического Государственного Университета. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (общее число первоисточников – 52, в числе на английском язык – 3), приложений – 4, таблиц – 1, диаграмм - 11. Основные положения работы: 1. Большинство студентов 1 и 4 курсов выбирают для себя ведущим мотивом получения высшего образования - получение знаний; 2. Студенты 1 курса и магистратуры намного чаще, чем студенты 4 курса довольны и удовлетворены своим выбором; 3. Выявлено несколько основных мотивов, которые побуждают поступить в ВУЗ: получение знаний, овладение профессией, получение диплома, переезд в другой город, уход от армии, для родителей, для себя, ради галочки.
Введение

Образование считается важнейшей областью развития государства. В.В. Путин в своем выступлении на заседании государственного совета говорил о значимости образования: «Оно уже давно стало дорогим и самым ценным товаром, а устойчивое развитие стран уже давно определяется не столько ресурсами, сколько общим уровнем образования нации». Проблема мотивации получения высшего образования является востребованной и сложной проблемой педагогики и психологии. Решение которой, обуславливает развитие всей системы психологического и педагогического знания, как прикладного, так и фундаментального характера. Актуальность профессионального определения обусловлена целями государства и отдельного человека. Эффективная работа высших заведений ведет к удовлетворению следующих показателей: удовлетворенность выбором специальности, высшего учебного заведения; точное и осознанное представление о социальном статусе, определенное выбором профессии и выбора трудоустройства после окончания университета по специальности, выбранной в вузе. Ученые подсчитали, что около 40% учащихся из-за отсутствия знаний и правил выбора профессии, недостатка опыта в профессиональной деятельности выбирают работу, которая не соответствует их потребностям, способностям, а также внутренним убеждениям. Данное явление влечет за собой разочарования в лучшем случае, а нередко сказывается и психологическими расстройствами у личности. Существует проблема и экономического спада государства из-за того, что выпускники работают по специальности, которая не относится к их образованию, не отвечает их запросам и потребностям общества. При этом мотивация таких сотрудников снижена, что влияет на качество, оказываемой услуги. Поэтому важно на начальном этапе выявлять, что хочет получить студент от высшего образования, какие цели реализовать в будущей профессии или жизни, какие soft-skills и hard-skills в себе сформировать. Кроме этого, необходимо узнать, кто повлиял на его выбор приобретения высшего образования, есть ли ценности у студента и какие являются значимыми в его жизни. От всех критериев, которые мы перечислили выше, зависит мотивация студента к обучению и его успеваемость, а также реализация своего потенциала в выбранной профессии при работе по специальности. Необходимо отметить существенное противоречие в современном обществе, которое касается образования. Требования при устройстве на работу меняются, многие работодатели смотрят на уже имеющийся опыт в той или иной сфере, на глубокие знания в различных сферах. Их волнуют профессиональные качества выпускника вуза и его личностные качества. Наличие диплома занимает второе место, что порождает противоречие в отношении и мотивации получения высшего образования у студентов и выпускников школы. Такое явление актуализирует процесс изменения мотивов получения высшего образования, предпочтений, интересов студентов, что отражается в результатах ряда опросов студентов. Например, ценность высшего образования, как способа стать высококвалифицированным специалистом и приобрести глубокие познания уменьшилась. Сейчас возрастает тенденция среди молодежи получать образование ради диплома, а не ради знаний, которые дают в университете. Есть несколько причин данного феномена: во-первых, нужные знания можно получить на курсах, либо в интернете. Особенно популярны курсы от прямого работодателя, закончив которые можно получить гарантированное место на нужной специальности; во-вторых, есть возможность получить высокооплачиваемую работу без образования. В третьих, экономия времени, учеба в университете обходится не меньше 4-6 лет, а альтернативное образование можно получить в более короткие сроки. В целом, цели и мотивы получения высшего образования у разных студентов различны, поэтому необходимо изучить особенности мотивации получения высшего образования у современных студентов, что поможет улучшить систему образования в целом.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению особенностей мотивации……………………………………………………………………..….9 1.1 Понятие мотивации в исследованиях зарубежных и отечественных психологов…………………………………………………….…………………...9 1.2 Психологические особенности развития личности студента ………….…27 1.3 Особенности мотивационной сферы студентов...........................................35 1.4 Кризисы профессионального становления личности……………….…….41 Вывод по Главе 1………………..…………………………………….…...…….44 Глава II. Эмпирическое исследование мотивов студентов к получению высшего образования …………………………………………………………45 2.1 Описание процедуры и обоснование методов исследования особенностей мотивов студентов………………………….……………………………………45 2.2 Анализ результатов исследования особенностей мотивов студентов к получению высшего образования…….…………………………………..….....52 Заключение…………………………………………………..………………….67 Список литературы…………………………………………………………….72 Приложения……………………………………………………………………..76
Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. 2. Антонова Н.В. Психология управления. — г. Москва: Высшая школа экономики, 2010. 3. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М., 1989. 4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. 5. Василенко В.Е., Манукян В.Р. Возрастные кризисы жизненного цикла: Практикум. СПб.: Изд-во С-.Петерб. ун-та, 2011. 6. Введение в психологию. Под ред. Петровского А.В. М.: Академия, 1996. 7. Виноградова М. Д. Коллективная познавательная деятельность. М., 1987. 8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М. Гардика, 1999. 9. Дятлов В.А. Егоршин А.П. Управление персоналом. Нижний Новгород: НИМБ, 1999. 10. Ерецкий М. Н. Совершенствование обучения в техникуме. М., 1987. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб Питер, 2000. 11. Ермолаев Б. А. учить учиться. М., 1988. 12. З.Фрейд. Введение в психоанализ., СПб., Алетейя СПб, 1999; Санкт-Петербург; 1999 13. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997 14. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов по специальности «Мен Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. М.: ПРИОР, 1998 НОРМА ИНФРА, 1999. 15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. -- 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999. 16. Липатов В.С. Управление персоналом предприятий и организаций. М Л0KG 1996. 17. Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т.Г., Психология развития: учебник для студ. высш. психол. учеб. заведений / под ред. Т. Д. Марцинковской. - 3-е изд., стер. - М.,2007. 18. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. –– СПб., 2004. 19. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. -- 14-е изд., стереотип. - М, 2012. 20. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 21. Ожегов С.И.,Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.: ИТИ Технологии,2006. 22. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей деятельности (поведения) животных. — М.: Наука, 1973. 23. Поля М. Н. Как побуждать учащихся к учению и труду Кишинев 1989. 24. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. -- М.: Аспект пресс, 2001 25. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. 26. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет: в 2-х кн. – Тбилиси: Мерани, 1991. 27. Фролов С.С. Социология организаций: Учеб. – М.: Гардарики, 2001. 28. Шамова Т. И. Активизация обучения студентов М. 1982. 29. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Пер. с англ. под ред. В.А.Спивака. - СПб: Питер, 2001 30. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1989 31. Эдвин Локк / Edwin Locke статьей: «О теории мотивирования и стимулирования целями», 1968 32. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, б.г. (1996) 33. Юнг К. Г. Психологические типы / Пер. с нем. Софии Лорне; Под общей ред. В. Зеленского. — СПб.; М.: Ювента; Прогресс-Универс, 1995. 34. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования / Д.Л. Константиновский, М.А. Абрамова, Е.Д. Вознесенская, Г.С. Гончарова, В.Г. Костюк, Е.С. Попова, Г.А. Чередниченко. М.: ЦСПиМ, 2015. 232 c. 35. Беляева О.С. Динамика мотивации получения высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2013. № 4. С. 23–25. 36. Крушельницкая О.И. О мотивации студентов заочной формы обучения к получению высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 2. С. 36–42. 37. Курбатова Л.Н. Роль высшего образования в структуре жизненных ценностей современных студентов // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. 2013. № 1. С. 130–135. 38. Нестеренко Т.В., Кружков Д.А. Исследование мотивации получения образования студентами сервисных специальностей. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 5 (63). С. 61–64. 39. Шиляева В.И. Мотивация студентов заочников в малых городах: необходимость изучения // Вестник Удмуртского университета. 2007. № 3 С. 155–162. 40. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2011. 41. HR бренд и мотивация персонала. URL: http://hrpuls.ru/2016/10/hrRbrendRiR motivatsiyaRpersonala 42. Дубин Б. В., Гудков Л. Д., Левинсон А. Г., Леонова А. С., Стучевская О. И. Доступность высшего образования: социальные и институциональные аспекты / Доступность высшего образования в России / [Отв. ред. С. В. Шишкин]; М., 2004 43. Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации, Вопросы психологии № 1., 2005 44. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / СПб.: Питер, 2002 45. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. пособие.- М.: Владос, 2003,- 320 - 321 c. 46. Продиблох Е.Н. Социокультурные мотивации обучения студентов: региональный срез / Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. №8., 2008.,-251-257c. 47. Реан А.А., Бордовская. Н.В. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер", 2000. 304 с. 48. Цылев В. Р., Дюмина Н. Н. Тенденции в изменении мотивов получения высшего образования у молодежи, 2001 49. Чередниченко Г. А. Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи / Социол. исслед. 2009 50. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности: /Учеб. пособие. - Ярославль: ЯрГУ/, 1991 51. Шманова М.В. Эстетический компонент процесса гуманизации и гуманитаризации высшего образования: Автореферат. - Саранск: 1999. - 12с. 52. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.-С.-Пет., 1994
Отрывок из работы

Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению особенностей мотивации В данной главе будут рассмотрены и проанализированы основные теоретические подходы к изучению феномена мотивации в рамках зарубежных и отечественных исследований. В том числе будут рассмотрены психологические особенности развития личности студента и его мотивационной сферы. 1.1 Понятие мотивации в исследованиях зарубежных и отечественных психологов Изучение феномена исследования всегда начинается с интерпретации его определения и анализа истории его формирования. Потому как только в этом случае можно познать всю сущность данного феномена. Для начала рассмотрим определения мотивации с разных сторон и дадим им краткую характеристику: Мотивация — это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (по В. К. Вилюнасу). Мотивация есть совокупность мотивов (К.К. Платонов). Мотивация - это обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение собственных целей, реализацию своих интересов (Н.С. Зоткин). По мнению Уткина Э. А., «мотивация — это состояние личности, определяющее уровень активности и направленности действий человека в определенной ситуации». Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Мотивация — это побуждение к интенсивной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить конкретные потребности (Зайцев Г.Г.). Мотивация — это процесс, обусловленный необходимостью, которая создает побуждение к действию или активности (Сергеев А.М.). Понятие «Мотивация» разные ученые понимают по-разному. Некоторые считают, что мотивация – это совокупность процессов, которые отвечают за побуждение и деятельность. Другие придерживаются мнения, что мотивация – это некое состояние личности. В нашей исследовательской работе, мы будем придерживаться понятия К.К. Платонова: «мотивация есть совокупность мотивов». Мотивация бывает разных видов: внешняя и внутренняя, положительная и отрицательная, устойчивая и неустойчивая. Внешняя мотивация – такая мотивация, которая обусловлена внешними факторами по отношению к определенной деятельности. Внутренняя мотивация – мотивация, которая связана с содержанием деятельности. Положительная мотивация – мотивация, которая основывается на положительных стимулах. Отрицательная – наоборот. Устойчивая мотивация – мотивация, которая строится на нуждах человека, и не требует внешнего подкрепления. Неустойчивая мотивация – требует постоянной внешней поддержки. Например, желание сбросить вес или заняться изучением иностранного языка. Когда мы собираемся сбросить вес, нужно проявить дисциплину и силу воли, а на это способны не все люди. Без внешней поддержки сделать такие действия намного труднее. Если найти человека, который будет помогать или придумать внешний стимул, который может быть, как положительным, так и отрицательным, то успех похудеть или выучить английский увеличивается. Также существует индивидуальная, групповая и познавательная мотивация. «Индивидуальная мотивация объединяет потребности, стимулы и цели, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза». «К явлениям групповой мотивации относятся: забота родителей о детях, выбор вида деятельности для получения признания социума, поддержание государственного устройства». «Примерами познавательной мотивации выступают: научно-исследовательская деятельность, получение ребенком знаний через игровой процесс». В данной дипломной работе, мне необходимо знать определение понятия «мотив»: Ключевое понятие психологической теории деятельности (А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн) – мотив. Деятельность, по мнению ученых, протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у человека имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего субъект совершает ту или иную деятельность. «Предмет деятельности есть её действительный мотив» - подчеркивал А. Н. Леонтьев Мотив — динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, направляя на удовлетворение потребности. В нашей работе мы будем придерживаться определения А.Н. Леонтьева. И определять мотив, как побуждение к деятельности, то, ради чего субъект совершает ту или иную деятельность Также необходимо определить, что такое потребность и цель. Так как нередко их путают с понятием «мотив». Потребность – состояние объекта, нужда организма в чем-либо, что лежит вне его и составляет необходимые условия для нормального функционирования организма. Цель – осознанное стремление человека. Для полноценного понимания приведем пример. Жажда – потребность, желание попить – это мотив, а напиток, к которому тянутся руки человека – это цель. Ученые выделили некоторые мотивы, которые оказывают воздействие на поведение человека: Мотив самоутверждения. Данный мотив предполагает стремление человека к самоутверждению в обществе. Человек, обладающий данным мотивом, желает получить определенное место в коллективе, должность в компании, иметь высокий статус, уважение от окружающих людей. Мотив идентификации. Это стремление человека идентифицировать себя с кем-то из людей. Мотив власти. Мотив, который говорит о стремлении человека к власти, влиянию на окружающих, желание руководить ими и направлять их действия. Процессуально-содержательные мотивы. Побуждение к деятельности у человека происходит на основе не внешних факторов, а самого процесса или его содержания. Внешние мотивы. Мотивы, которые побуждают к деятельности, находятся вне самой деятельности. Примером могут служить – материальные блага при устройстве на работу, а не желание работать там, хорошая фигура, когда цель похудеть, а не заниматься спортом, желание путешествовать и поэтому учить английский, а не потому, что интересен сам процесс. Мотив саморазвития. Стремление человека раскрыть свой потенциал, стремление к личностному росту. Мотив достижения. Человек стремится достигать высоких результатов в деятельности, самосовершенствовать свое мастерство. Просоциальные мотивы (общественно значимые). Мотивы, связанные со стремлением человека совершать поступки, которые пойдут на благо общества. Обычно связано с чувством долга, ответственностью перед людьми. Мотив аффилиации (присоединения). Человек стремится устанавливать и поддерживать связь с другими людьми. Функции мотивов: 1) побуждающая функция; 2) стимулирующая функция (вызывает дополнительные побуждения если необходимо); 3) направляющая; 4) организующая функция (включает мысленное планирование действия, анализ, оценку, контроль результата деятельности); 5) смыслообразующая функция (придает личностный смысл деятельности); 6) объяснительная функция (обосновывает действия или поступки, которые являются источником ее поведения). Теперь мы рассмотрим существующие теории мотивации, которые изучают и анализируют потребности человека, их содержание и то, как они связаны с его мотивацией. Научные деятели в данных теория стремятся понять, что побуждает человека к той или иной деятельности, какие потребности им движут. Исходя из изучения потребностей, можно разделить теории мотивации на 3 группы: 1) Содержательные теории мотивации; 2) Процессуальные теории мотивации; 3) Теории, в основе которых лежит специфическая картина человека. Сначала свой теоретический анализ мы начнем с исследования содержательных теорий мотивации. В данных теориях исследуют факторы, которые оказывают влияние на мотивацию. Особое внимание в них уделяют изучению потребностей человека. В содержательных теориях мотивации описывается структура и содержание потребностей, и их взаимосвязь с мотивацией индивида. Основная цель таких теорий – понять, что побуждает человека к деятельности изнутри. Главные теории группы: теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория ENG Альдерфера, теория приобретенных потребностей МакКлелланда и теория двух факторов Герцберга. Первая теория мотивации А. Маслоу. А. Маслоу полагал, что потребности человека неиссякаемые. Когда одна потребность удовлетворяется, появится другая. Человек всегда будет ощущать потребность в чем-то. Приведем цитату из его книги «Мотивация и личность»: «человек никогда не бывает удовлетворен, разве, что относительно или частично».. Те потребности, которые сильно выражены, по мнению Маслоу, можно объединить в группы. Такие группы потребностей располагаются иерархически. В этом помогает пирамида потребностей Маслоу. Она представляет собой диаграмму, в которой представлены все потребности человека. Согласно этой пирамиде, у человека есть 5 основных потребностей. На первой ступени пирамиды расположились физиологические потребности. Они свойственны всем живым организмам на нашей планете. Человек не сможет выжить и спокойно жить без удовлетворения данных потребностей. На второй ступени расположились потребности, которые относятся к безопасности и стабильности. На третьей ступени стоят социальные потребности, которые проявляются в любви и принадлежности. Людям свойственно стремиться к общению с другими людьми, быть причастным к какой-либо группе людей. Человеку необходимо проявлять любовь и получать её в ответ. Также человеку важно почувствовать свою полезность и значимость. На четвертой ступени располагается такая потребность, как признание. После того, как удовлетворяется потребность в любви, появляется данная потребность. При этом человеку необходимо, чтобы его признавали в обществе. Он хочет быть уважаемым, стремится к престижу. И на последней ступени расположились духовные потребности. На данной ступени человеку становится важно заниматься саморазвитием, самореализацией. Человек занимается творческой деятельностью, посещает культурные мероприятия, стремится развивать свои таланты и способности. Также на этой ступени человек начинает искать смысл бытия, занимается познанием окружающего мира. Тем самым для нашей дипломной работы пирамида Маслоу носит значимый характер, так как можно проследить какие мотивы преследует студент, когда поступает в высшее учебное заведение, исходя из его потребностей. Студент может поступить в университет для того, чтобы удовлетворить базовые потребности – в жилье или пище, как в данный момент, так и на перспективу (иметь работу, чтобы обеспечивать себя). Либо же студент поступает в высшее учебное заведение для того, чтобы удовлетворить потребность в самореализации, познать себя и мир, а после сделать его лучше. Важно отметить, что человека заставляют действовать всегда только неудовлетворенные потребности, а удовлетворенные потребности не способны мотивировать. «Место удовлетворенной потребности занимает неудовлетворенная». В обычном состоянии человек ощущает сразу несколько потребностей, которые комплексно взаимодействуют между собой. А. Маслоу в своей теории писал, что первыми человек удовлетворяет потребности, находящиеся у основания пирамиды, затем на человека начинают воздействовать потребности более высокого уровня. Важно отметить, что человек способен удовлетворить потребности более высокого уровня большим числом способов, нежели потребности более низкого уровня. Следующая теория американского психолога Клейтона Пола Альдерфера. Он объединил все потребности человека в 3 группы: 1. Экзистенциальные потребности (безопасность, физиологические потребности); 2. Потребности связи (социальные потребности, потребности в признании, самоутверждении); 3. Потребности роста (самовыражение). В теории К.П. Альдерфера , в отличие от теории А. Маслоу движение от потребности к другой потребности возможно не только снизу-вверх, а в любую сторону. Стоит отметить, что если потребность высшего уровня не удовлетворена, то усиливается потребность низшего уровня, и на этот уровень переключается внимание человека. Альдерфер различал процесс удовлетворения потребностей. Если человек продвигается вверх по уровням, то этот процесс будет процессом удовлетворения. Если же человек спускается по уровням вниз - фрустрация. Это можно назвать поражением в удовлетворении потребности. «В этом случае, чтобы вернуться к процессу удовлетворения, следует удовлетворить потребность низшего уровня, тем самым поднявшись на верхний». Далее мы рассмотрим теорию приобретенных потребностей американского психолога Дэвида МакКлелланда. Он занимался изучением потребностей достижения, соучастия и властвования. Такие потребности приобретаются в течение жизни, и если они присутствуют у человека в большом количестве, то влияют на его жизнь. Если преобладает потребность достижения, то такой человек стремится достигать поставленных целей. Он делает всё, чтобы осуществить свою мечту. Если человек стремится к дружеским отношениям, старается поддерживать контакты с друзьями, то у данного человека преобладает потребность соучастия. Таким людям важна поддержка других людей, их одобрение, они уделяют большое внимание мнению окружающих. Третья потребность властвования. Она проявляется в стремлении человека оказывать на других людей влияние. Такие люди склонны контролировать других, брать на себя ответственность за поведение окружающих. Важно отметить, что потребность во властвовании, по мнению МакКлелланда, может отвечать разным целям, исходя из этого их делят на 2 группы. К первой группе относят людей, которые стремятся к власти ради властвования. А ко второй группе относят людей, которые стремятся к власти ради реализации какого-либо общего дела. Теория двух факторов американского психолога Фредерика Герцберга. Она появилась благодаря актуальному вопросу по поводу влияния материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. К материальным факторам относится самовыражение человека, вещи окружающей среды, внутренние потребности человека. Туда входит заработная оплата труда, условия жизни человека, его статус в обществе, то как он относится и взаимодействует с людьми. К нематериальным факторам относятся характер и сущность деятельности человека. Туда входит общественное признание, успех человека и его достижения. Можно привести пример влияния данных факторов на мотивации персонала. Например, если сотрудник испытывает недостаток материальных факторов, то он будет испытывать неудовлетворенность своей работой. Если же достаточно материальных факторов, то они не будут мотивировать человека. Когда отсутствуют нематериальные факторы, то это не вызывает у человека неудовлетворенность. Зато присутствие данных факторов является хорошей мотивацией и вызывает удовлетворение. Фредерик Герцберг отмечал, что оплата труда не мотивирует человека к деятельности. Мотивирует общественное признание, похвала и достижения человека в труде. Теперь переходим к процессуальным теориям мотивации. Они исследуют распределение энергии человека для достижения новых целей, а также тип поведения, с помощью которого человек будет достигать этих целей. Поведение человека с точки зрения процессуальных теорий определяется не только потребностями, а также является функцией его восприятия и ожиданий, которые связаны с конкретной ситуацией, и опирается на последствия того типа поведения, который выбрал человек. Основными теориями в данном направлении считаются: теория Врума, теория Адамса, теория Портера-Лоулера, теория Локка и концепция партисипативного управления. Начнем с теории канадского психолога Виктора Врума. Согласно В.Вруму мотивация человека зависит от того, насколько человек стремится добиться результата, как много он желает достичь, сколько он готов затратить на свою цель. То есть, само наличие потребности у человека является не единственным мотиватором к достижению чего-либо. Человек должен следовать, необходимому для достижения цели, типу поведения, который поможет удовлетворить его потребность. В основу своей теории Врум положил понятие выбора. Человек всегда выбирает необходимую стратегию поведения, которая способна дать максимальный результат. От этого следует, что всё поведение человека является сознательным сделанным выбором. Смысл теории состоит в том, что В.Врум показывает, как в определенных жизненных обстоятельствах человек принимает решения, которые воздействуют на его дальнейшее поведение. Следующая теория, к которой мы обратимся, теория равенства (справедливости) американского психолога Джона Стейси Адамса. Главная идея теории состоит в том, что мотивация рассматривается на основании сравнения себя с другими. То есть, человек смотрит на вознаграждения других людей и на, затраченные на это усилия, а после делает вывод для себя. Такой способ является очень субъективным, так как свои усилия и результаты не равны усилиям и результатам других людей. В таком случае стоит предположить, что возможны 3 варианта исхода событий: 1) Недооценка; 2) Справедливая оценка; 3) Переоценка. Модель Портера-Лоулера. Разработана американскими психологами Лейманом Портером и Эдвардом Лоулером. В данную теорию мотивации включены элементы теории ожидания В.Врума и теории справедливости Д.С. Адамса. Модель состоит из пяти переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение и степень удовлетворения. Результаты достижения цели, согласно теории Портера-Лоулера, зависят от усилий, способностей и особенностей человека, а также от того, как он осознает свою роль. Ценность вознаграждения и степень уверенности в том, что труд оценят по достоинству, зависит от уровня усилий, который прилагает человек к деятельности. Существует взаимосвязь между вознаграждением и результатами, которых достиг человек, т. е. человек удовлетворяет свои потребности с помощью вознаграждения за достижение определенного результата. Механизм мотивации состоит в соотношении усилий, которые затрачивает человек с ценностью для него вознаграждения и веру в их взаимосвязь. Когда человек достигает определенных результатов, он чувствует удовлетворение и самоуважение. Есть также связи между результатами и вознаграждением. Например, результаты и вознаграждение зависят от возможностей, которые определяет вышестоящее лицо. Или же человек, который выполнил деятельность, имеет другое мнение по поводу справедливости вознаграждения за определенные результаты. «Итогом справедливости внутренних и внешних вознаграждений будет удовлетворение, выступающее качественным показателем ценности вознаграждения для работника. И степень этого удовлетворения в дальнейшем будет оказывать влияние на восприятие работником других ситуаций». Следующая теория – теория американского психолога Эдвина Локка. Цели, которые ставит перед собой человек определяют его поведение, так как процесс постановки целей является сознательным. В соответствии с тем, какую цель он поставит, такого поведения он будет придерживаться. «Руководствуясь эмоциональными переживаниям, человек оценивает события, происходящие вокруг. На основе этого он ставит перед собой цели, которых намерен достигать, и, уже исходя из этих целей, действует определенным образом». Какую стратегию действий выберет человек, такого результата он достигнет. По теории Э.Локка , чтобы поднять мотивацию человека, необходимо руководствоваться некоторыми важными принципами: 1) Четкая и точная постановка цели. Необходимо, чтобы люди понимали, что им следует делать; 2) Уровень работы должен быть средней или высокой сложности, чтобы результаты работы были выше; 3) Человек, который выполняет работу, должен быть согласен на выполнение работы и достижение поставленной цели; 4) Обязательна обратная связь о продвижениях и достижениях человека, так как это служит неким ориентиром для человека; 5) Человек сам должен ставить перед собой цели, так как собственные цели человека влияют лучше на результат, чем те, которые кем-то навязаны. Данными принципами необходимо руководствоваться при составлении программы в университете, чтобы студенты имели высокий уровень мотивации. От этого сильно зависит их успеваемость и дальнейшая деятельность. А теперь рассмотрим концепцию партисипативного управления. Она была разработана в США благодаря экспериментам по повышению производительности труда. Данная концепция устроена на том, что человеку разрешено принимать решения в вопросах, связанных с его деятельностью в организации, так как это будет мотивировать его к лучшему выполнению своих обязанностей. То есть следует увеличить включенность человека в процесс деятельности, сделать так, чтобы он считал себя необходимым и важным звеном. Студентам следует предлагать активно участвовать в жизни университета, так как это положительно складывается на результатах обучения. Теперь мы перейдём к теориям, в основе которых лежит специфическая картина человека. Они берут за основу определенный образец человека, его потребности и мотивы. Основные теории: теория МакГрегора, теория Оучи. Первая XY-теория американского психолога Дугласа МакГрегора. Она основывается на 2-х предпосылках: 1. авторитарное руководство работниками - теория X 2. демократическое руководство работниками - теория Y Первая теория гласит о том, что работники изначально ленивые, избегают активной деятельности, желают, чтобы ими управляли и говорили, что им делать. Исходя из этого, необходимо, чтобы все работники были под контролем. То есть, без привлекательной системы поощрения люди будут пассивные в работе. Вторая теория Y гласит о том, что работники изначально инициативны, ими движут внутренние стимулы. То есть люди получают удовлетворение от того, что выполняют свои обязанности. Исходя из такой теории следует предположить, что работник подходит к работе очень творчески, самостоятельно и ответственно. В данном случае им нужно показать, что они имеют большое пространство для своей деятельности, у них есть возможность самовыразиться. Следовательно, потенциал будет задействован в полном объеме. Теперь рассмотрим теорию Z американского психолога Уильяма Оучи. Теория строится на принципе коллективизма, где деятельность людей в организации представляется как целостная, то есть все являются членами одной семьи, принимаются решения только группой. При этом, каждый несет ответственность за результат своего труда. У. Оучи считал, что для повышения производительности нужно только усилить вовлеченность работников в организацию. «Согласно Оучи, основным фактором, предопределяющим послевоенный экономический успех Японии, была принятая крупнейшими компаниями система пожизненного найма». Сотрудникам необходимо, чтобы работодатель позаботился о них, а они в свою очередь качественно работают. Лучшие результаты они показывают, если работодатель устраивает их на пожизненный срок. Далее мы рассмотрим гедоническую теорию мотивации, которая предполагает, что силы человека направлены на увеличение удовольствия и минимизации неудовольствия. Одним из её представителей считается американский психолог Юнг.. «Он считает, что удовольствие выступает главным фактором, который определяет активность, направленность и организацию поведения работников». На поведение человека в теории Юнга влияет эмоция, которая возникает после окончания действия. Если испытанная эмоция была позитивной, то действие повторится вновь, если эмоция была негативная, то процесс застопоривается. Также стоит отметить, что эмоциональные ощущения воспринимаются как удовольствие лишь до определенного уровня, а после наступает пресыщение и это же ощущение воспринимается как неудовольствие. Теперь мы рассмотрим психоаналитическую мотивационную теорию, которая была разработана австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом. Это пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. Данная теория основана на существовании некоторых механизмов, которые формируют поведение и чаще всего находятся в бессознательном. По З.Фрейду, движущими силами развития являются инстинкты: Эрос – инстинкт жизни; Танатос – инстинкт смерти. Инстинкт имеет четыре параметра: 1) источник; 2) цель; 3) объект; 4) стимул. В психоаналитической теории человек рассматривается как единство трех структурных компонентов: 1. «Эго» (Я) — личная определенность; 2. «Ид» (Оно) — инстинкты; 3. «Суперэго» — моральные аспекты поведения человека. Теория драйвов (влечения) американского психолога Карла Халла. Она является разновидностью бихевиористской модели S-R, где S - стимул, R — реакция. Основная идея теории состоит в том, что человек способен самостоятельно поддерживать свое внутреннее состояние, а небольшое изменение во внутреннем мире человека ведет к некоторой реакции. Человек пытается свести на нет любые изменения. «Элементами нейтрализации выступают драйвы (влечения). Происходящие вслед за реакцией и усиливающие силы этой реакции новые попытки называются подкреплением. Подкрепленное чем-либо поведение достаточно прочно закрепляется в психике работника». Теория условных рефлексов русского физиолога И. П. Павлова. Главная идея теории – условные и безусловные рефлексы, то есть реакция организма на внешние раздражения, что является фундаментом мотивации.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg