Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

Развитие демократических культурно-досуговых учреждений в России во второй половине XIX - начале XX вв.

kisssaaa0721 432 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.10.2021
Объектом исследования в работе выступает процесс формирования и становления культурно-досуговой деятельности в России во второй половине XIX - начале XX вв. Предметом исследования является культурно-досуговые учреждений, развивающиеся в данную эпоху. Целью исследования является изучение культурно-досуговых учреждений в России во второй половине XIX - начале XX вв., для достижения данной цели формируется следующий перечень задач: ? изучить историю развития культурно-досуговой деятельности в России во второй половине XIX - начале XX вв.; ? обозначить основные источники изучения демократических культурно-досуговых учреждений; ? определить и исследовать основные типы демократических культурно досуговых учреждений; ? проанализировать процесс формирования и развития народных домов, библиотек и клубов. Временные рамки в работе охватывают X–XVII вв, в которых происходило зарождение досуговых форм деятельности, также XVIII-XIX - начале XX вв., в период которых происходило развитие и становление демократических культурно-досуговых учреждений в России. Географические рамки в исследовании охватывают Англию, с которой началось становление культурно-досуговых учреждений, а также границы Российской империи того времени, и границы СССР. Новизна курсовой работы раскрывается в изучении таких культурно-досуговых учреждений, как народные дома, библиотеки и клубы, и также их влияние на развитие культурно-досуговой деятельности того времени. Источниковая база работы состоит из научных изданий, учебной литературы, научных статей и монографий, касающихся и изучающих тему исследования. Работе состоит из двух глав, в первой главе курсовой работы исследуются общие, теоретические аспекты культурно-досуговой деятельности России, изучается история становления культурно-досуговой деятельности в России во второй половине XIX - начале XX вв., а также рассматриваются основные источники изучения демократических культурно-досуговых учреждений. Вторая глава работы исследует конкретные культурно-досуговые учреждения, период развития которых приходится на XIX-XX вв. В данной главе анализируются народные дома, библиотеки и клубы.
Введение

На рубеже XIX-XX вв. в духовной жизни Европы и России возникли тенденции, связанные с мировоззрением человека XX века. Они требовали нового понимания социальных и моральных проблем: личности и общества, искусства и жизни, места художника в обществе и т. д. Все это привело к поиску новых визуальных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники называли «серебряным веком» русской культуры. Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличила потребность в высокообразованных людях (администраторы, юристы, инженеры, профессионально образованные рабочие). Возрождение общественно-политической жизни и усиление идеологической борьбы оказали значительное влияние на развитие культуры. В российской интеллигенции сложился новый социальный слой, для которого он стал характерным не только для пристрастия к умственному труду, но и для особой духовности, заботы о судьбе страны, стремления служить обществу и на благо общества и людей.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. 5 1.1 История культурно-досуговой деятельности в России во второй половине XIX - начале XX вв. 5 1.2 Основные источники изучения демократических культурно-досуговых учреждений в России во второй половине XIX - начале XX вв. 11 ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ КУЛЬТУРНО ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ И ИХ РАЗВИТИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. 15 2.1 Народные дома 15 2.2 Библиотеки-читальни 22 2.3 Клубы 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Список литературы

1. Абрамов К. И. Истории библиотечного дела в России / К.И. Абрамов. - М, 2000. С. 40—50; 2. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие. Гриф УМО / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. 3. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности / И.М. Асанова, С.О. Дерябина, В.В. Игнатьева. - М.: Академия, 2014. - 192 с. 4. Грибкова Г.И. Основы проектной деятельности в социально-культурной сфере: монография / Г.И. Грибкова. - М.: УЦ Перспектива,2014. - 113 с. 5. Данилевский В. Я. Задачи и общественное значение Народных Домов // Народные дома как культурно-просветительные центры. Задачи и общественное значение Народных домов. Вопросы практики их устройства / В.Я. Данилевская // Харьковское общество грамотности. - Харьков : Союз, 1918. - С. 3-74. 6. Домбровская, А.Ю. Методы научного исследования социально-культурной деятельности / А.Ю. Домбровская. - М.: Лань 2013. - 160 с. 7. Жаркова, А.А. Теория становления социально-культурной деятельности / А.А. Жаркова // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 4. - С. 60-62. 8. Иваненко, С. И. Вайшнавская традиция в России. История и современное состояние. Учение и практика. Социальное служение, благотворительность, культурно-просветительская деятельность / С.И. Иваненко. - М.: Философская Книга, 2008. - 320 c. 9. Литягина А. В. Досуг в городах России во второй половине XIX - начале XX в. / А. В. Литягина // Вопросы истории. - 2007. - N 10. - С. 136-142. 10. Пасенко С. И. Ключевые принципы советской концепции досуга / С. И. Пасенко // Вопросы культурологии. - 2017. - № 7 (июль). - С. 28-32. 11. Калинин, А.С. Роль культурно-досуговой деятельности в социально- культурной сфере / А.С. Калинин // Культура: теория и практика. - 2018. - № 5. - С. 4. 12. Каменец, А.В. Основы культурно-досуговой деятельности / А.В. Каменец, И.А. Урмина. - М.: Юрайт, 2017. - 316 с. 13. Караханова Т. М. Свободное время городских жителей: прошлое и настоящее / Т. М. Караханова // Социологические исследования. - 2014. - № 1. - С. 66-79 14. Комиссаренко С.С. Культурные традиции русского общества: Учебное пособие / С.С. Комиссаренко. - СПб., 2003. - 304 с. 15. Костин А. К образованию ума и сердца: Публичные библиотеки в уездных городах России в первой половине ХIХ века / А.К. Костин // Библиотека. 1992. № 9—10. С. 23—25 16. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - нач. XX вв. / А.Ф. Некрылова .-Л.: Искусство, 1988. 17. Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности: Обзорная лекция / Г.Я. Никитина. - М.: МГУ К, 1994. 18. Ниниченко В. И. История социально-культурной деятельности в России: учебное пособие. Гриф УМО. Ч. 1: с древних времен до 1917 г. / В. И. Ниниченко, В. Н. Осташкин; ред. К. И. Вайсеро. – М.: МГУУ ПМ, 2012. - 170 с. 19. Савинова Т. Попечители против невежества: бесплатные читальни на рубеже ХIХ—ХХ веков / Т. Савинова // Библиотека. 1998. № 4. 92—93 20. Скубневский В. А. Народный дом - центр культуры и общественной жизни дореволюционного Барнаула / В.А. Скубневская // Известия Алтайского государственного университета. - 2012. - Т. 2, № 4. - С. 191-193. 21. Тетерин В. Народный дом России – в мечтах и наяву / В. Тетерин // Культурно-просветительная работа. – 1989. – №8. – С. 2.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. 1.1 История культурно-досуговой деятельности в России во второй половине XIX - начале XX вв. Культурно-развлекательная деятельность в нашем обществе является автономным образованием и в то же время тесно связана с другими видами деятельности: повседневной, религиозной, коммерческой, социальной, политической. В историческом и современном плане четко просматриваются различия между организацией досуга в специализированном центре культурной деятельности (театр, концертный зал, картинная галерея) и в каком-то неорганизованном пространстве. В этом случае культурная деятельность и досуг идут рука об руку с другим процессом и не являются самоцелью. Отличительным качеством культурного досуга является его эмоциональная окраска, способность привнести эмоциональные переживания в любую форму деятельности. Зона отдыха также дает теме возможность заниматься любимым делом, знакомиться с интересными людьми, посещать важные для нее места и принимать участие в важных мероприятиях. Зарождение досуговых форм деятельности началось у восточных славян и их дальнейшее развитие происходило в X - XVII вв. Сложность и многогранность праздника как непременной части человеческой культуры нашли своё выражение и в его социальной многофункциональности. Так можно отметить следующие функции праздника: ? торжественное обновление жизни; ? коммуникативную и регулятивную функции, ? компенсаторную; ? эмоционально-психологическую и нравственно-воспитательную функции. Чередования будней и праздников характеризовало и быт восточных славян, занимавших обильную территорию - от побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озёр до устья рек Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки. К моменту возникновения государственности в конце IX - начала ХХ веков славяне имели достаточно развитую праздничную культуру. Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, где крестьянин получал некоторую передышку от напряженного труда. Языческие формы праздников также дошли и до нас. Масленица (проводы зимы), святки (конец декабря - начало января), праздник Ивана Купала (в ночь с 23 на 24 июня) и так далее. На протяжении XVI века в Русском государстве создавались условия для расширения форм культурной деятельности в сфере досуга. Укрепление могущества Российского государства содействовало развитию духовной культуры общества. Возрождались книжные традиции Киевской Руси. Во второй половине XV века в Москве уже имелась книжная торговля. Но главным стимулятором развития книжности явилось книгопечатание, введённое на Руси по почину царя Ивана Грозного и митрополита Макария. В XVII веке в Москве делаются переводы латинских и немецких книг и появляются первые библиотеки с собраниями иностранных сочинений при посольском приказе, в церковных учреждениях, в домах богатых вельмож. До конца XVII века не было особых различий в образе жизни городского и сельского населения, но условия городской жизни все же давали жителям определенные преимущества для ознакомления с духовной культурой и выбора досуга. Уже в структуре городской жизни проявились тенденции, которые в более поздние времена определили прогресс городского населения в отношении культурных ориентаций и досуга. Чтобы охарактеризовать развитие досуга до XVII века, следует подчеркнуть, что их формы не отличались большим разнообразием и дифференциацией в зависимости от принадлежности поля деятельности к определенной социальной группе. Отдых всех слоев русского общества строился на традиционной народной основе. В Киевской и Московской Руси досуг аристократии отличался от проведения свободного времени простым народом. Но социальные различия все же были, постепенно углубляясь и умножаясь. Их дифференциация стала нарастать во времена Петра I, который вводил новые развлечения в дворянскую, чиновничью и военную среду. Досуг дворянства постпетровского периода повлиял на развитие всей отечественной культурно-досуговой деятельности. Новый европейский менталитет, формы деятельности и повседневные нормы дворянства, с одной стороны, несомненно, расширили и обогатили горизонты русской культуры и установили эффективные модели социального поведения и отдыха. С другой стороны, дворяне в значительной степени игнорировали русские традиции (например, отвергали русский язык в своей среде); культурные различия, которые привели к ХХ веку, постепенно углублялись между людьми и высшими классами. к вырождению дворянства, к снижению их роли в культурном развитии страны. Благородная среда легко доминировала в моде на все за границей. Для знати по специальным проектам строились каменные виллы и загородные усадьбы. Комнаты богачей были «одеты» по-европейски: вместо скамеек - стульев и кресел - на стенах висят большие зеркала и портреты хозяев. Чтобы служить дворянству, в стране появляются иностранные специалисты по бытовому обслуживанию: доктора с высшим образованием, парикмахеры, модистки, шляпники и т. д. Самые дорогие образцы одежды, обуви, парфюмерии заказывались из-за границы. Семейный досуг сокращался только в узком классовом кругу. Тогда же зародились дворянские клубы, самодеятельность (рисование, организация театра, исполнение светской музыки и т. д.), Собирательство и благотворительность. Состоятельные дворяне имеют возможность много времени путешествовать за границу и лечиться на зарубежных курортах. Молодые аристократы учатся в университетах Западной Европы. Жизненные потребности русских крестьян, городской буржуазии со средним и низким доходом, бедных ремесленников и торговцев во многом удовлетворялись за счет самообслуживания, основанного на традициях и народных занятиях. Если человек не здоровался с ними, они обращались к целителю. Во многих случаях крестьяне и бедные горожане шили одежду для себя или прибегали к услугам известных швеей. Они строили собственные дома, изготавливали бытовую технику и делали простые украшения до ХIХ века. Благодаря этой экономической деятельности в некоторых регионах страны стали появляться народные промыслы и ремесла. На основе народных промыслов и ремесел часто создавались произведения искусства, высоко ценившиеся знатоками. Уже в ХХ веке Народные промыслы и ремесла начали развиваться в ответ на рыночный спрос. Их коммерческая продукция со временем стала важной частью рекреационной деятельности различных групп населения. Поделки находили в детских играх, украшали частные дома, личные коллекции, фонды музеев. При развитии форм досуга в первую очередь следует учитывать уровень грамотности населения. Распространение грамотности в нашем обществе время от времени менялось в XIV в. Многие горожане получили образование, о чем свидетельствуют новгородские берестяные грамоты. Затем, в течение длительного периода времени, уровень грамотности падал, особенно среди крестьян, городской бедноты. Жители приграничных территорий также чаще всего были неграмотными. Постепенно ситуация изменилась. Поскольку общество встало на путь промышленного развития, требовалось увеличение образованной рабочей силы. С середины XIХ века в России параллельно с государственными учебными заведениями создавались частные, корпоративные, земские и коммунальные учреждения. Общественные инициативы на местном уровне стимулировали начальное профессиональное и профессиональное обучение детей и молодежи младших классов, а также обучение не массовым профессиям и обучение девочек. Местные профессиональные группы, заинтересованные расширенные семьи и энтузиасты, взявшие на себя роль организаторов и попечителей, сыграли важную роль в организации частного и государственного образования. В крупных городах появились учебные центры и высшие учебные заведения, принимающие на определенных условиях (относительно доступная плата, благотворительные гранты и т. д.) Всех желающих получить образование. Таким был Институт Шанявского в Санкт-Петербурге. В годы царствования преемников Петра I, особенно Екатерины I, «ассамблей» (неотъемлемыми элементами которых были музыка и танцы) постепенно стали уступать место разного рода балам, которые устраивались по случаю больших торжеств или важных семейных событий. Конец XVIII века отмечен особо активной ролью императорского двора в проведении балов, маскарадов, ужино для дворянства. С конца XVIII века в России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов. Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало формирование в России системы культурно-просветительных учреждений. Уже в XVIII веке стали появляться первые музеи (например, знаменитая петровская Кунсткамера, основанная 1719 году в Санкт-Петербурге, создание в Зимнем Дворце при Екатерине II Эрмитажа и др.), публичные театры, которые я уже упоминала, организовываться художественные выставки. В конце XIX-XX веков получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и др., которые объединяли узкий круг людей из высших слоев дворянского сословия. Со второй половины XIX века в либерально настроенных аристократических кругах увеличилось количество людей, посвящающих свое свободное время общественной работе, направленной на развитие народного образования. Создавали бесплатные школы для бедных, устраивали публичные чтения в парках и садах. К началу XX века хороводы у сельских жителей практически исчезали из летнего досуга молодежи, но гулянья, игры, беседы остались. Последние десятилетия XIX-XX веков были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, в конце XIX века появились первые народные университеты. Эти образовательные учреждения посещались малоимущими и не имеющими образования мещанами, особенно рабочими фабрик и заводов, которые в этот период представляли собой уже достаточно крупный слой в среде городского населения. В начале XX века в целях своего собственного просвещения рабочие стали создавать самодеятельные организации: «общества самообразования рабочих». На рубеже XIX-XX веков в России появились первые Народные дома, ставящие своей целью организацию разумных развлечений для народа. В связи с ростом революционного движения в начале ХХ века общественные формы обучения все чаще используются представителями различных политических движений для продвижения своих идей. Обсуждения на политические темы или чтение политической литературы проводились в вечерних воскресных школах под видом различных кружков. Начало ХХ века ознаменовалось также развитием различных общественных организаций, объединявших представителей интеллектуальных профессий. Это общества врачей, этнографов, театральные и литературные общества. Как правило, таких обществ было много по количеству участников. 1.2 Основные источники изучения демократических культурно-досуговых учреждений в России во второй половине XIX - начале XX вв. Одним из основных источников изучения демократических культурно-досуговых учреждений в России во второй половине XIX - начале XX вв. является официальная газета Архангельская губернии, издававшаяся с 1838 по начало 1918 года, которая называется «Архангельские губернские ведомости» («АГВ»). В данной газете можно найти следующие упоминания: ? народный дом в Мезени (упоминание); ? об организации чтений в Маймаксе 8 апреля - №79; ? вторая половина XIX века: ход образования при Императоре Николае II (О библиотеках, музеях и нар. чтениях) 13 апреля - №83; 22 мая - №113; ? о народных чтениях. – в ст.: Вторая половина XIX века: ход образования при императоре Николае II) 22 мая - №113; ? Архангельский публичный музей и публичная библиотека в 1904 году - №229; ? отчёт бесплатной народной библиотеки-читальни им. А.Пушкина в г. Онеге за 1904 год - №243; ? по губернии (Великодворская волость Холмогорского уезда, Шенкурск, заметка о новоземельном промысле за 1695 г. по Сийскому монастырю) - №283; ? попечительное общество о Доме Трудолюбия - отчёт №24. Изучение культурно-досуговой деятельности в ее динамичном развитии способствует более глубокому проникновению в суть этого явления и помогает увидеть события нашего времени как закономерный результат движения человеческого общества от низших форм к высшим. Исторический подход позволяет раскрыть в культурной и досуговой деятельности как общее, главное настоящее во всех исторических эпохах, так и частную, специфическую характеристику каждого конкретного периода времени. Историческое прошлое кажется источником богатейшего опыта, накопленного многими поколениями в организации своего досуга, элементы которого можно успешно применить в сегодняшней практике. Освоение истории культурной и развлекательной деятельности - неотъемлемой части культуры общества имеет большое образовательное значение. Он формирует в человеке гражданские качества, вызывает чувство уважения к культурным традициям своего народа и способствует развитию исторической памяти. В предлагаемой главе показаны особенности развития культурно-досуговых мероприятий и способы их социальной организации в России с момента создания государства до наших дней. В России свободное время никогда не было праздным. Досуг как пространство всегда был наполнен разнообразным содержанием, вызванным потребностью человека в решении определенных культурных проблем. В принципе, понять значение досуга и определить его функции можно только в том случае, если вы углубитесь в его функциональные характеристики и определите тип культуры, в котором функционируют различные формы досуга. История России отмечена тем, что на разных ее этапах произошел радикальный разрыв с культурным опытом предыдущих поколений; отход не только от индивидуальных традиций, но и от культуры в целом. Это во многом объясняет, почему государство становится регулятором исторического процесса, решающей силой, определяющей жизнь как общества, так и отдельных людей. Предметом культурно-развлекательной деятельности является исследование различных содержательных механизмов общественного сознания, которые существуют как целостное отражение общественной жизни, ее материальных и духовных аспектов. Культурно-досуговая деятельность - это способ индивидуального самоутверждения человека для осознания своей жизни в прошлом, настоящем и будущем. Объектом культурно-досуговой деятельности являются содержание, формы, средства, методы и средства интеллектуального и эмоционального воздействия на человека, группу или массу людей, стабильную и нестабильную аудиторию, различные социальные сообщества. В условиях культурно-досуговых учреждений создаются условия для снижения определенного психологического напряжения, раскрываются интеллектуальные, психологические, воспитательные, воспитательные и развивающие качества человека, высвобождается инициативность и инициативность. Культурно-досуговая среда состоит не из ряда художественных и ценных элементов, которые способствуют функционированию других предметно-пространственных систем, а из независимой, самодостаточной системы культуры и досуга, имеющей свои собственные основы, цели, задачи и формы существования и деятельности. Культурная среда и среда досуга - это пространственная среда, которая знакомит человека с миром культурных, эстетических и художественных ценностей и отношений, которые создают культурно-формирующие условия для его развития. В методической литературе используются понятия «общая методология» и «частная методология». Под общей методологией понимается система знаний о средствах, формах и методах, используемых учреждениями культуры. Под частной техникой понимается совокупность средств, форм и методов, используемых для решения индивидуальных проблем учреждений культуры. Разделение методики на общие и частные методы сложилось в ходе ее развития в особую область знания и действия. Этот отдел позволяет работникам культуры систематически осваивать знания и повышать квалификацию. Методология деятельности учреждений культуры функционально зависит от решаемых ими задач. Содержание культурно-досуговых мероприятий можно отождествить с понятием ценности. Каждый может использовать только те ценности, которые существуют в его обществе. Следовательно, ценности жизни человека в основном являются сущностью ценностей окружающей его социальной жизни. Эти ценности традиционно делятся на материальные, социально-политические и духовные. В методике культурно-досуговой деятельности средствами назы­вают инструменты, с помощью которых раскрывается содержание. Они подразделяются на устные средства (живое слово, сценическая речь), печатные средства (газеты, журналы, политическая литература, науч­ная литература); кино, радио, телевидение; художественная литерату­ра; искусство и самодеятельное творчество (драматическое, хоровое, музыкальное, хореографическое, живопись); технические средства. Культура и среда досуга как культурно-строительный феномен со своей внутренней структурой позволяет моделировать социальные процессы и, таким образом, утверждать собственный культурный статус. ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ КУЛЬТУРНО ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ И ИХ РАЗВИТИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. 2.1 Народные дома Народные дома – учреждения, объединяющие в своих стенах просветительные мероприятия и доставление здоровых развлечений широким кругам населения. Движение в пользу устройства таких учреждений зародилось в Англии во второй половине XIX века. Наиболее замечательные плоды его – лондонский народный дворец (открыт в 1887 г.) и так называемые «политехникумы» (название случайного происхождения); образцом их послужил существующий поныне политехникум на Режентстрит, основанный в 1882 году; ныне число их около 15, бюджет – около 2 млн. р., покрываемый путём частной и общественной благотворительности, субсидий со стороны местного самоуправления и правительства и членских взносов посетителей; последних – около 40 тыс. чел.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, История, 13 страниц
950 руб.
Курсовая работа, История, 27 страниц
800 руб.
Курсовая работа, История, 27 страниц
324 руб.
Курсовая работа, История, 27 страниц
324 руб.
Курсовая работа, История, 20 страниц
240 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg