Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Актуальные отечественные концепции права

kisssaaa0721 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.10.2021
Данная тема пользуется значительной популярностью в научном сообществе, ведь то количество концепций права, которые существуют не только в российском правовом поле, но и в международном, невозможно раскрыть в формате одной курсовой работы. Целью данного исследования является изучение и характеристика основных актуальных отечественных концепций права. В работе планируется решить следующие задачи: 1. Дать общую характеристику основных отечественным концепциям права. 2. Исследовать практическую актуальность отечественных концепций права.
Введение

Становление юридической науки – это история рождения и эволюции различных типов понимания государства и права, объединяющих разнообразные идеи, теории и учения, пытавшиеся определить сущность права и государства как специфических явлений социальной жизни. Осознание государства и права обуславливает не только развитие науки, но и действует на правотворчество и правоприменение. Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что отечественные концепции права обладают множеством аспектов, которые характеризуют право с разных сторон. В связи с этим разные ученые различают несколько концепций социальной сущности и назначения права. В текущих условиях кризиса позитивного права и законодательства в России (к примеру, множится число законов, что часто является негативным признаком – так, по выражению древнеримского историка Тацита, «чем ближе государство к падению, тем многочисленнее его законы» исследование различных концепций и теорий может помочь преодолеть данный кризис Объектом изучения данной курсовой работы становятся в свою очередь актуальные отечественные концепции права. Данные концепции, которые представлены и изучены в данной курсовой работе являются отечественными, что ещё больше подчеркивает их значимость в формирование общественно-правового сознания людей, проживающих в нашей стране, а также в создание правового общества, где право и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения. По мнению советского и российского учёного-правоведа Владика Сумбатовича Нерсесянца: «Право – это те нормы законодательства, которые соответствуют принципу формального равенства, который предполагает у всех субъектов права формальное равенство возможностей, прежде всего возможности приобретения индивидуальной собственности». В свою очередь, по мнению Иммануила Канта: «Право – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы». Таким образом, эта работа рассматривает актуальную тему, которая подлежит дальнейшими изучению и формированию новый знаний в этой сфере.
Содержание

Введение…………………………………………………………………..………2 Глава 1. Общая характеристика отечественных концепций права………………………………………………………………………….……4 § 1. Отечественные концепции права начала XX века………………………...5 § 2. Отечественные концепции права конца XX и начала XXI века…………9 Глава 2. Практическая актуальность отечественных концепций права..……………………..………………………………………..…….……….15 § 1. Практическое применение отечественных концепций права начала XX века………………………………………………………………………………..15 § 2. Практическое применение отечественных концепций права конца XX и начала XXI века………………………………………………………………….19 Заключение……………………………………………………………………….25 Список литературы………………………………………………………………27
Список литературы

Специальная литература 1. Архипов С. И. Коммуникативная теория права А. В. Полякова // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2016. № 4. С. 20–27 2. Архипов С. И. Либертарная теория права В. С. Нерсесянца: достоинства и недостатки // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2015. №5. С. 5–14 3. Гараева Г. Ф. Особенности синтетического подхода А. С. Ященко к определению права // Общество: политика, экономика, право. 2017. №11. С. 84–88. 4. Клишас А.А. Теория государства и права. М.: Статут. 2019. – 512 с. 5. Кравченко А. Е. Синтетическая теория права и государства А. С. Ященко: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Белгород, 2015. 6. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М.: «Юристъ», 2009. – 512 с. 7. Нерсесянц В. С. Право – математика свободы. Опыт прошлого и перспективы. М., 1996. – 160 с. 8. Нерсесянц. В.С. Право как необходимая форма равенства, свободы и справедливости // Социологические исследования. 2001. № 10. С. 3–15. 9. Нерсесянц. В. С. Теория права и государства. М.: Норма Инфра-М. 2013 – 560 с. 10. Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция // Вопросы философии. 2002. № 3. С. 3–15. 11. Палеха Р. Р. Интегративный подход в правопонимании: история зарождения идей и современное состояние // Правосудие. 2020. № 1. С. 115–130. 12. Поляков А. В. Коммуникативная концепция права (генезис и теоретико-правовое обоснование): дис. … д-ра юрид. наук в виде научного доклада. СПб., 2002. 13. Поляков А. В. Общая теория права: курс лекций. СПб., 2001 – 642 c. 14. Строгин В. Л. Александр Керенский. Демократ во главе России. М.: АСТ. 2010 – 400 c. 15. Чуприн Д. А. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого в историческом этапе развития науки и в истории правовой мысли. С. 130–137. 16. Шавеко Н. А. Либертарно-юридическая концепция права: критический анализ // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. №2 (127). С. 59–67. 17. Ященко А. С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб., 1999 – 852 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПРАВА Чтобы начать охарактеризовать отечественных концепции права, требуется прежде всего разобраться в вопросе о необходимости существования концепций права или, иными словами, уяснить, зачем они нужны. Ответ на данный вопрос можно сформулировать в том числе следующим образом: право является сложной материей, поэтому теоретики могут иметь различный взгляд на то, как следует понимать право. Во многом поэтому концепции права также часто обозначаются как «концепции правопонимания» . Рассматривать обозначенные во введении концепции (теории) следует в порядке их создания, так как каждая подобная концепция (как, впрочем, любая идея) продуктом своего времени, и поэтому хронологического порядка позволит определить и отследить развитие юридической мысли на протяжении достаточно длительного срока. Перечень актуальных отечественных концепций права, которые будет рассмотрены в данной курсовой работе: психологическая теория права, синтетическая концепция права, либертарная теория права, коммуникативная теория права. Их раскрытие будет производится в порядке разделения на параграфы: «Концепции права начала XX века» и «Концепции права конца XX и XXI века» § 1: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВА НАЧАЛА XX ВЕКА Как было обозначено выше, начать рассмотрение концепций (теорий) права следует с психологической теории права Л. И. Петражицкого. В актуальной юридической науке психологическую теорию выделяют в качестве одной из основных теорий права. Так, эта концепция описывается в учебнике по дисциплине «Теория государства и права» Н. И. Матузова и А. В. Малько, которые считают, что сущность данной теории в современном понимании заключается в том, что государство и право (являющиеся имманентными, в силу чего возможно употреблять эти понятия в одном ряду и говорить об их общей теории), появились из-за особых свойств психики – потребности людей во власти над другими людьми, стремления подчиняться, подражать . Однако же есть индивиды, которые несогласны с властью, проявляют агрессию. Именно для регулирования поведения таких психических качеств личности и возникают государство и право. Таким образом, психологическая природа права происходит из человеческого разума. Помимо этого, апологетами психологической концепции права были З. Фрейд и Г. Тард. По мнению Л. И. Петражицкого, переживания, понимание права базируются на нашем осознании собственного поведения в качестве корректного по относительно к другому человеку, а поведение других людей, в свою очередь, – как соответствующее [условиям] по отношению к себе. Право не является продуктом синтеза уникальных социальных, экономических и исторических условий, а возникает из-за перехода человеческих эмоций на других людей, которые должны обладать четко определенными правами и обязанностями. Человек устанавливает для себя, прочих личностей, социума права и обязанности в силу эмоций, сравнивая их со своими собственными установками о верном поведении человека в разных ситуациях. Поведение устанавливается не государством, а внутренним голосом человека . Следующая теория права, которую следует рассмотреть в рамках данной работы – синтетическая концепция права (подход к праву) А. С. Ященко. Наука права в наши дни является плюралистической картиной концептуально различных теорий. Российские теоретики права после продолжительных обсуждений вопроса природы и сущности права, а также взаимной критики позитивистской, психологической, социологической теории права, философии права и теории естественного права пришли к компромиссному выводу о том, что эффективно разрешить проблемы, стоящие перед нами, вполне возможно с применением интегративного подхода к праву. Данная концепция позволяет рассматривать право как цельное явление, объективно и всеобъемлюще, однако этот подход, по своей сути, не является новой идеей. В начале ХХ вв. российские юристы разработали теорию, получившую название синтетической теории права, которая во многом предвосхитила появление интегративного правопонимания. Ее появление связывают с именами выдающихся юристов Б.А. Кистяковского и А. С. Ященко . Во времена СССР в юриспруденции превалировала материалистическая теория права, а следовательно, на все остальные концепции, включая и синтетическую, не уделялось практически никакого внимания. Теперь же пора изучить работы теоретиков права рубежа XIX и ХХ столетий, которые сделали значительный вклад в теорию права – средоточие общенационального знания, концепции которых до сих пор влияют на современную юридическую науку и имеют заметное значение для осуществления тех реформ в области государства и права, имплементации их понятий в нормативное регулирование, что имеют место в настоящее время. Аргументируя причины необходимости синтетического подхода к праву, А. С. Ященко отмечает, что заключается она в основном в поиске «…исчерпывающих и многосторонних определений, которые обнимали бы собою все остальные определения и заключали бы их в себе внутренне-связанными» . Но такой взгляд на сущность права требует отказа от монизма, то есть признания множественности возможных трактовок и признания соответствующего многообразной действительности плюрализма. Альтернатива ему [монизму] - синтетический подход, базирующийся на плюрализме, что позволяет ему включать в себя многообразные сущностно значимые признаки и характеристики права. Однако же не следует смешивать понятие синтетического подхода и внешнего эклектизмом, или же простого смешения, различных концепций и смысловых элементов, «сваливая всё в кучу». Синтетическая концепция права и социальной организации А. С. Ященко строилась преимущественно на развитии идеи государственного суверенитета. В период разработки этой доктрины ученый практически отходит от постулированных ранее идей всемирной организации человечества и космополитического права. Ему не присущи сугубо позитивистские взгляды направо и государство, он считал, что исследователю не следует ограничивать себя применением одной-единственной концепции происхождения государства и права, их эволюции и сущности, так как это процесс включал в себя огромное количество переменных и носил крайне вариативный характер. Каждый конкретный случай надо комплексно анализировать со всех сторон, чтобы выявить значимые характеристики. Назначение определения - найти общую идею в неограниченном множестве конкретных различий . Таким образом, в данной части были рассмотрены концепции, созданные в первой половине XX века, была изучена их сущность и дана общая характеристика. § 2: ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВА КОНЦА XX И НАЧАЛА XXI ВЕКА В данной части работы первой будет рассмотрена либертарная концепция (теория) права. Основным разработчиком и корифеем либертарно-юридического подхода является Владик Сумбатович Нерсесянц. Либертарная теория права получила название от латинского слова libertas, что переводится как «свобода». Нерсесянц [и созданная им концепция] был пионером пост-материалистических взглядов на сущность права, так как в своей теории он предложил идеи, коренным образом отличавшиеся от превалировавших в юридической науке времен СССР представлений. В конце 70 – начале 80-х гг. он стоял на позициях необходимости разделения закона и права, специфических характеристик правовой формы. Окончательно, в качестве самодостаточной теории либертарная концепция оформилась к 90-м годам в работах «Наш путь к праву», «Право – математика свободы», «Философия права» и некоторых других. Основная идея либертарно-юридического подхода заключается в том, что право представляет собой выражение через нормы принципа формального равенства . Он, в свою очередь, «представляет собой единство трех подразумевающих друг друга сущностных свойств (характеристик) права — всеобщей равной меры равенства, свободы и справедливости» Равенство, свобода и справедливость, как свойства правовой сущности (моменты принципа формального равенства), носят формальный, а не фактически-содержательный характер, являются формально-правовыми качествами и категориями, входят в понятие права, возможны и выразимы лишь в правовой форме . Это дает возможность определить право как всеобщую, необходимую и единственно возможную форму существования и реализации равенства, свободы и справедливости в обществе. Либертарно-юридическая теория правопонимания отличается значительной разработанностью вопроса о соотношении (или несовпадении) права и закона. Так, право в данной теории понимается, в отличии от закона, как то, что выражает особые, специфические характеристики права как социальной нормы и отличает собственно право от «неправа» - то есть, субъективные интересы, стремления и произвол. Под законом, соответственно, понимается официально-властное нормативное явление, т. е. явление, имеющее законную силу принудительно-обязательного правила (нормы) . Под понятием "закон" в данном случае понимается не сугубо нормативно-правовой акт, принятый представительным органом в особом порядке, но все источники установленного государством, или же позитивного, права, так как все подобные источники являются официально-властными явлениями, имеющими нормативный характер и имеющими законную (принудительно-обязательную) силу. Если закон (содержание конкретного источника позитивного права) совпадает с сущностью права сущности, то такой закон – правовой. Но если же закон (содержание конкретного источника позитивного права) противоречит сущности права, не совпадает с ней, то в таком случае можно говорить о неправовом законе (о противоправном, антиправовом законе, о противоправной норме). Таким образом, разумеется, право и закон – не одно и то же. Однако признание их несовместимости, пропасти между ними отрицательно влияет на само правопонимание и его место в регуляции отношений в социуме. Право как явление не может существовать без приданной ему формы, в качестве абстракции. То же самое справедливо и для юснатурализма, которое, хотя и легально не закреплено, но является составной частью правосознания, элементом морали. Таким образом, право и закон различаются и соотносятся как сущность и явление – второе проистекает из первого, однако первое без второго теряет всякий практический смысл. Рассуждая о сущности правопонимания, В. С. Нерсесянц выделяет два противоположных типа правопонимания: юридическое (от jus – право) и легистское (от lex – закон). Юридическое правопонимание отличает направленность на сущность права, стремление определить сущностно-значимые признаки, причину возникновения, важнейшие свойства права в качестве особой социальной системы. Для легистского правопонимания, напротив, важно не внутреннее содержание нормативных актов, но их официальное установление, соблюдение формы и направленность на правовые явления. Придерживающие легистского правопонимания не считают, что следует разделять право и закон, для них принятые в соответствии с закрепленными процедурами законодательные акты – это и есть право . Таким образом, либертарно-юридическая теория утверждает, что сущность права – это свобода, и что право и государство являются внешними путями реализации свободы, а именно: право – это нормы свободы, её «математика» как система формул и понятий, государство – свобода, реализованная в качестве реально существующего института. Право не ограничивает свободу, а запрещает посягательство на свободу других людей. Следующей теорией права, которая будет рассмотрена в рамках данной курсовой работы, является коммуникативная теория права.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 37 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 39 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 33 страницы
396 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg