Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовой статус мирового судьи

kisssaaa0721 2050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2021
Актуальность исследования определяется поиском наиболее эффективных путей и форм совершенствования деятельности института мировых судей и необходимостью анализа результатов их работы. По состоянию на 01.07.2018 г. в Челябинской области число уголовных дел, поступивших мировым судьям за 6 месяцев 2018 г., составило 1867 дела, что на 1,2% больше чем за аналогичный период 2017 г. (1844 дела). На 16,1% увеличился объем находящихся в производстве мировых судей гражданских дел. За 6 месяцев 2018 г. принято к производству исков и заявлений — 37034, что на 5962 больше, чем за 6 месяцев 2017 г. (31072 дела). Количество дел об административных правонарушениях, рассмотренных мировыми судьями, в I полугодии 2018 г. увеличилось на 491 дело или 3,3%, в сравнении с I полугодием 2017 года (14 198 дел) и составило 14 689 дел. Степень научной разработанности проблемы. Проблемы познания феномена мировой юстиции находили свое отражение в научных работах видных российских ученых дореволюционного периода: Г.А. Джаншиева , С.И. Зарудного , Н.А. Неклюдова , Л.Я. Таубера , И.Я. Фойницкого и др. В современный период вопросам судоустройства и судопроизводства у мировых судей посвятили работы такие ученые, как А.С. Александров , Н.Н.Апостолова , В.В. Дорошков , Д.П. Демидов , А.Ф. Ефимов ,В.М. Жуйков , В.И. Кононенко , Н.А. Колоколов , В.М. Лебедев , Н.М. Чепурнова и др. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования и деятельности института мировых судей в судебной системе Российской Федерации. Предметом исследования выступают законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, связанные с установлением основ статуса и обеспечения деятельности мировых судей в Российской Федерации. Целью исследования является изучение института мировых судей, определение его роли и места в судебной системе Российской Федерации, а также обозначение основных направлений совершенствования деятельности данного института. Цель исследования определила постановку и разрешение следующих задач: - осуществить историко-правовой анализ становления и развития института мировых судей в России; - раскрыть функциональную взаимосвязь целей, задач, функций и полномочий мировых судей как элемента судебной системы Российской Федерации; - рассмотреть компетенцию мировых судей в гражданском, уголовном процессах и в сфере административного судопроизводства; - определить объем и пределы правового регулирования субъектами Российской Федерации организации и деятельности мировых судей; - определить пути совершенствования принципов и способов формирования судебных участков; - рассмотреть возможности информатизации деятельности мировых судей как меры повышения эффективности судопроизводства и обеспечения доступности правосудия. В основу исследования работы по теме положены следующие методы: общенаучный, исторический, сравнительно- правовой, когда выявленные при отдельном анализе каждого из объектов существенные признаки сопоставляются между собой и на этой основе устанавливаются общие признаки объектов, их сходство и различие, системно-структурный, когда вычленяются отдельные элементы исследуемого объекта, устанавливается специфика их содержания, функциональная характеристика и выявляются связи между ними. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования расширяют знания по вопросу деятельности института мировых судей. Основные выводы дипломной работы могут быть использованы в учебном процессе. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Введение

Актуальность темы исследования.Изменения в экономике и структуре законодательства, происходящие в настоящее время в Российской Федерации, коснулись различных сфер общества, что в полной мере относится и к судебной власти. Проведение судебной реформы позволило реализовать идею максимального доступа граждан к правосудию методом учреждения института мировых судей. Впервые мировая юстиция в России была введена судебной реформой 1864 г. и действовала в форме самостоятельной обособленной ветки судебной системы до 1917 г. Исследование позитивного исторического опыта функционирования мировых судей предопределило его возрождение и позволило перенести на современную почву передовые демократические принципы того времени. Наделение субъектов Российской Федерации возможностями формировать региональную судебную власть явилось ответственным и серьезным шагом в развитии российского федерализма. Однако вновь действующий в наши дни институт мировых судей находится в стадии развития. Это подразумевает исследование и обобщение практики его функционирования, анализ теоретических и организационных проблем совершенствования деятельности. В их числе следует назвать вопрос несовершенства действующего законодательства, регулирующего деятельность мировых судей, в котором не совсем четко прописаны некоторые положения правоприменительного характера.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА МИРОВЫХ СУДЕЙ В РОССИИ 7 1.1 История развития института мировой юстиции в России 7 1.2. Значение и место института мировой юстиции в судебной системе Российской Федерации 14 1.3. Компетенция мирового судьи в гражданском, уголовном, административном судопроизводстве 23 2 НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ 42 2.1. Пределы нормативно-правового регулирования организации и деятельности мировых судей 42 2.2. Проблемы совершенствования принципов организации и деятельности судебных участков мировых судей 53 2.3. Информатизация деятельности мировых судей как мера повышения эффективности судопроизводства, обеспечения доступности правосудия....................................................... 59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г., 14 марта 2020 г.) // Российская газета. - 2009.- 21 января. 2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. ФКЗ от 8 декабря 2020 г. N 7-ФКЗ) // Российская газета, № 3, 06.01.1997г. 3. Гражданско-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 138-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.04.2021г. №106) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532; "Собрание законодательства РФ", 10.05.2010, N 19, ст. 2357. 4. Закон РФ от 26 июня 1992г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 5 апреля 2021 г. N 63-ФЗ) // Российская газета, № 170, 29.07.1992г. 5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (в ред. ФЗ от 30 апреля 2021 г. N 102-ФЗ) // Российская газета, № 256, 31.12.2001г. 6. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. №188-ФЗ О мировых судьях в Российской Федерации (в ред. ФЗ от 5 апреля 2021 г. N 63-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. - №51. – Ст. 6270. 7. Федеральный закон от 29 декабря 1999 г. №218-ФЗ Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации (в ред. ФЗ от 5 апреля 2021 г. N 63-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2000. - №1. – Ст. 1. 8. Федеральный закон от 22 декабря 2008 №262-ФЗ Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации (в ред. ФЗ от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. - №52. – Ст. 6217. 9. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации», подготовленном Законодательным Собранием Забайкальского края: Постановление Верховного суда РФ [Электронный ресурс]: [от 29 января 2015 г. №6] .)] // Гарант: Режим доступа: http//www.garant.ru. Специальная и учебная литература 10. Арбитражный процесс: Учебник. / Отв. ред. проф. В.В. Ярков. М.: Волтерс Клувер, 2018г. 11. Арбитражный процесс: Учебник. / Под ред. проф. М.К. Треушникова. М.: «Городец», 2017г. 12. Анненков К.Н. Опыт комментария к УГС., СПб., 1884г. Т. 4. 13. Апостолова Н.Н. Судопроизводство у мирового судьи / Н.Н. Апостолова, под ред.В.М. Лебедева. - Ростов н/Д, 2018. – 228 с. 14. Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. М.: 1901г. 15. Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. М.: 1913г. 16. Виленский Б.В. Подготовка судебной реформы 20 ноября 1864 года в России. Саратов, 1963г. 17. Грязева В.В. Эффективность деятельности суда апелляционной инстанции. // Арбитражный и гражданский процесс, 2017г., № 1. 18. Дмитриев Ф.М. История судебных инстанций гражданского и апелляционного судопроизводства от судебника до Учреждения о губерниях. М.: 1899г. 19. Божьев В.П. Уголовный процесс: Учебник для вузов, обучающихся по специальности «юриспруденция» / под ред. В.П. Божьева.- 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Спарк, 2012. – 704 с. 20. Демидов В.В. Комментарий к законодательству о мировых судьях / В.В. Демидов. - Москва: Инфра-М, 2019. – 326 с. 21. Дорошков В.В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности / В.В. Дорошков. – Москва: Норма, 2014. – 314 с. 22. Жуйков В.М. О роли мировой юстиции в Российской Федерации: Настольная книга мирового судьи, рассматривающего гражданские дела / В.М. Жуйков. - Москва: Проспект, 2010. – 188 с. 23. Заметки о современном гражданском и арбитражном процессуальном праве. / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Городец, 2004г. 24. Исаев И.А. История государства и права России. М.: 2018г. 25. Ивлиев Г.П. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» / отв. ред. Г.П. Ивлиев. – Москва: Юрайт, 2017. – 346 с. 26. Клейнман А.Ф. Обжалование и опротестование судебных постановлений и продлений. М.: 1939г. 27. Михайлов М.М. Русское гражданское судопроизводство в его историческом развитии от Уложения 1649 года до издания Свода Законов. СПб.: 1856г. 28. Новгородская судная грамота. Памятники русского права. М.: 1980г. Вып. 2. 29. Козлова Е.И. Конституционное право России: 2-е изд. / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – Москва: Юрист, 2010. – 616 с. 30. Лебедев В.М. Настольная книга мирового судьи / под ред.В.М. Лебедева. - Москва: Юрист, 2018. – 462 с. 31. Нелюбина А.А. Организация деятельности мировых судей Российской Федерации: учебное пособие. - Екатеринбург 2016. – 210 с. 32. Сергеевич К.И. Лекции по истории русского права. СПб., 1890г. 33. Треушников М.К. «Судебные доказательства». 4-е изд., перераб. и доп. М.: «Городец», 2017г. 34. Современная судебная реформа в РФ. Учебное пособие. // Авторский коллектив Allpravo.Ru- 2017. 35. Юридический словарь / под ред. А.М. Иванова. - Москва: Инфра-М, 2013. – 519 с. 36. Юридический энциклопедический словарь / под ред. А.Я.Сухарева. - Москва: Проспект, 2011. – 613 с.
Отрывок из работы

1 ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА МИРОВЫХ СУДЕЙ В РОССИИ 1.1 История развития института мировой юстиции в России Без выяснения причин зарождения института мировых судей, закономерностей и этапов развития сложно определить истинное место мирового судьи в российской судебной системе. В научных исследованиях и публикациях, посвященных данной проблеме, принято подразделять историю формирования института мирового суда в России, действовавшего до революции 1917 г., на три этапа. Представляется вполне обоснованным подход авторов исследований к определению процесса становления института мировых судей в России как к историческому явлению, проходящему в своем развитии закономерные этапы. Первый этап характеризуется учреждением и деятельностью аналогов классической модели мировой юстиции, обсуждением проектов судебной реформы (XII в. - начало 1860-х гг.). Второй этап - это учреждение и деятельность института мировых посредников, также по классическому образцу, но со специальными функциями, связанными с переходным периодом в освобождении крестьянства (1861-1874 гг.), причем последние 10 лет - параллельно с мировыми судьями. Третий этап представляет собой учреждение и деятельность института мировых судей (1864-1917 гг.), в эволюции которых также можно выделить два периода: 1) период становления (1864-1881 гг.) и 2) период ревизии Судебных уставов (1881-1917 гг.) . В настоящий момент следует дополнить эту классификацию развития института мировых судей в России, как единого исторического процесса, четвертым этапом, который начался в 1998 г. принятием Закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и продолжается до сих пор. Этот этап характеризуется созданием мирового судьи, признаваемого судьей субъекта Федерации, но одновременно включенного в единую судебную систему Российской Федерации. Его основными задачами являются обеспечение, охрана и защита прав, свобод и интересов физических и юридических лиц по делам и спорам, не представляющим большой общественной опасности. Возрождение института мирового судьи в России обусловлено тем, что население страны нуждалось в суде скором, правом, справедливом . Таким образом, генезис мирового суда в России представляется следующим. В начале поддержание мира и порядка (в том числе судом по малозначительным делам) является прерогативой самоуправляющихся общностей, затем эти функции - как политически значимые - принимает на себя государство, и уже оно делегирует их специальным учреждениям (мировым судам). Затем государство не просто передает функции поддержания мира и порядка специальным учреждениям, но и устанавливает за ними достаточно жесткий контроль через вышестоящие судебные инстанции и законодательные органы субъектов Федерации. Особо актуально подобное решение в условиях ограничения народа в осуществлении правосудия после отказа от института народных заседателей и участия присяжных заседателей лишь по строго ограниченному УПК РФ числу дел. По гражданским и административным делам непосредственное участие народа в осуществлении правосудия вообще устранено. С учетом положения мировых судей в судебных системах различных государств, задач, поставленных перед ними, можно сделать вывод, что в истории европейских стран мировые суды и их аналоги возникали в основном для охраны государственного и общественного порядка на местном уровне. При этом они были достаточно самостоятельными, действующими автономно, либо входящими в состав единой судебной системы страны. Сравнительный анализ законов о судоустройстве и судопроизводстве позволяет сделать вывод, что все многообразие форм, которые принимал мировой суд в различных государственно-правовых системах, способствует вычленению наиболее общих признаков, характеризующих его как государственно-правовой институт. Эти признаки затрагивают вопросы не только судоустройства, но и судопроизводства, к ним можно отнести: 1) статус местного (локального) суда; 2) выполнение функции низшего звена судебной системы; 3) особый, более демократичный порядок наделения властными полномочиями; 4) небольшие сроки осуществления своих полномочий (сменяемость): 5) специальная ограниченная юрисдикция (т.е. рассмотрение гражданских и уголовных дел о малозначительных спорах, правонарушениях, административных проступках); 6) осуществление судопроизводства единолично; 7) активное использование примирительных процедур; 8) использование отдельных упрощений юридических процедур (суммарный процесс) для сокращения сроков рассмотрения дел; 9) оказание помощи сторонам в собирании доказательств; 10) наличие апелляционного порядка пересмотра судебных решений . Однако одних лишь этих признаков, характеризующих мировой суд, явно недостаточно для составления более или менее полного теоретического представления о российском мировом судье. Несмотря на то, что правоприменительная деятельность мировых судей в современной России насчитывает только одно десятилетие, их важнейшая роль в обеспечении судебной защиты прав граждан уже очевидна. Однако институт мировых судей возник не на пустом месте, он имеет интересную историю. Так называемая «мировая юстиция» впервые была создана в России Уставами 1864 г. Вместе с общими судами она пришла на смену прежнему судебному устройству, которое имело сословный характер, а также отличалось многообразием инстанций - и чисто судебных, и административных. Наряду с Волостной расправой, уездными судами, Палатами уголовного и гражданского судов, Сенатом судебные функции исполняли городские, становые приставы, губернаторы, министр юстиции, а также Государственный совет. Смешение властей было неизбежным следствием крепостного состояния большей части сельского населения России, для которого помещик был одновременно и судьей, и исполнителем им же принятых решений. Он не только заменял собой гражданский суд, но и имел право налагать на своих крестьян довольно строгие наказания - сечь розгами и палками, помещать в сельскую тюрьму на срок до двух месяцев, отправлять в работные дома или арестантские роты на срок соответственно до трех и шести месяцев, а также отдавать в солдаты или ссылать в Сибирь. При многочисленности судебных инстанций с недостаточно четко очерченной подсудностью дел рассмотрение споров затягивалось на годы . Процесс, построенный по розыскному или следственному типу, в большинстве случаев устранял стороны от участия в производстве, и судья по своему усмотрению давал ход делу или приостанавливал его движение. Процветали формализм в оценке доказательств, поделенных на совершенные и несовершенные, канцелярская тайна и т.д., что порождало злоупотребления со стороны судейских чинов. К тому же, поскольку судейские работники имели небольшое жалование, повсеместно было распространено взяточничество. Необходимость преобразования суда не вызывала сомнений. Проект подготовки нового Устава судопроизводства был возложен на II Отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии, которое возглавлял граф Блудов. В 1849 г. началась работа над проектом Устава гражданского судопроизводства. Прежде всего, требовалось решить, составлять ли проект заново или достаточно внести ряд исправлений в действующие положения. По этому вопросу глава II Отделения канцелярии лично обратился к Николаю I. Ответ был категоричным: «Не ограничиваясь отдельными исправлениями некоторых правил судопроизводства гражданского, составить полный проект нового Устава». Затем надо было определить главнейшие недостатки действующего гражданского процесса. К этому моменту II Отделение располагало полученными через Министерство юстиции замечаниями и предложениями всех губернских прокуроров и председателей судебных мест. Они были тщательно проанализированы, приведены в систему и изучены. С 1857 по 1862 г. граф Блудов внес в Государственный совет 14 проектов. При обсуждении одного из них, представленного после отмены крепостного права, было резонно замечено, что принимать новый Устав имеет смысл только в случае изменения всей системы существующего судоустройства. Работа по созданию нового Устава гражданского судопроизводства II Отделением так и не была доведена до конца. Дальнейшая подготовка законов о судоустройстве и судопроизводстве была поручена Государственной канцелярии. Одновременно было признано необходимым определить и обнародовать главные начала, которые составили бы основу будущих Уставов во всех и наиглавнейших частях, но не касались подробностей и деталей «окончательных проектов». Основные положения, посвященные гражданскому процессу, состояли из трех разделов («О судопроизводстве у мировых судей», «О судопроизводстве в судах общих», «О порядке обжалования действий судебных мест по делам судебного управления»), 10 глав и 138 статей. В дальнейшем в качестве составной части они целиком вошли в Устав гражданского судопроизводства . Основные положения предусматривали: полное отделение судебной власти от исполнительной и законодательной; замену розыскного порядка процесса на состязательный, устный и гласный; введение единого всесословного суда при сокращении числа судебных инстанций; решение гражданских дел по существу в двух инстанциях; пересмотр окончательных решений в кассационном порядке только в случаях явного нарушения или неправильного применения закона. В конце декабря 1863 г. разработанные на основании этих Основных положений проекты законов (а именно «Устава гражданского судопроизводства», «Учреждения судебных установлений», «Устава уголовного судопроизводства» и «Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями») были внесены в Государственный совет, который рассматривал их почти год, после чего 20 ноября 1864 г. новые судебные Уставы получили высочайшее утверждение. Эти Уставы, вошедшие в заключительный XVI том Свода законов Российской империи, радикально изменили систему судов страны. Вместо старых судов согласно ст.1 закона «Учреждения судебных установлений» носителями судебной власти провозглашались мировые судьи, съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и Правительствующий Сенат в качестве Верховного кассационного суда. Власть указанных судебных органов распространялась на лиц любых сословий и на все дела - как гражданские, так и уголовные. На мировых судей, их съезды, окружные суды и судебные палаты возлагалась обязанность рассмотрения дел по существу. Правительствующий Сенат в качестве верховного кассационного суда обязан был наблюдать за точным и единообразным применением закона всеми судебными инстанциями империи. Окружные суды, судебные палаты и Правительствующий Сенат, устроенные в виде коллегий, составили общие суды, а мировые судьи и съезды - суды местной юстиции. Итак, в юридический оборот слова «мировой судья» вошли в России в ходе знаменитой Судебной реформы 1864 г., которая коренным образом изменила судоустройство, процессуальное право Российской империи. Важной составляющей судебной реформы стало введение мирового суда. Мировые судьи состояли по уездам и по городам. Уезд с находившимися в нем городами составлял мировой округ. Мировой округ разделялся на мировые участки, число которых определялось особым расписанием. В каждом из них находился участковый мировой судья. В мировом округе помимо участковых состояли также почетные мировые судьи. Мировые судьи избирались на три года путем выборов на уездных земских собраниях и утверждались согласно спискам первым департаментом Правительствующего Сената. Ведомству мировых судей подлежали проступки, за которые в особом уставе о налагаемых ими наказаниях определялись: выговоры, замечания и внушения; денежные взыскания не свыше трехсот рублей; арест не свыше трех месяцев; заключение в тюрьме не свыше одного года. Судьбу мировой юстиции в России можно назвать драматичной. Введение мирового суда на территории Российской империи растянулось на 10 лет. В 1889 г. мировые судьи в уездах были заменены земскими участковыми начальниками, а в большинстве городов – городскими судьями. В 1912 г. мировые судьи были восстановлены, хотя и не повсеместно, и совсем ликвидированы в процессе слома государственного аппарата после 1917 г. Особенность мировой юстиции в России состоит в том, что мировой суд был обособлен от общей судебной системы и в то же время подчинялся высшему судебному органу – Сенату, что отличало его от подобных прототипов в Англии и во Франции. Принятая в 1991 г. концепция судебной реформы в Российской Федерации предусмотрела возрождение института мировых судей. Разумеется, уже на новой основе. Рассмотрим далее особенности правового регулирования института мировых судей, его место и роль в системе органов судебной власти Российской Федерации. 1.2. Значение и место института мировой юстиции в судебной системе Российской Федерации Формирование и развитие современной модели судебной системы России, включая возрождение института мировых судей, обусловлено процессами реформирования всех сфер общественной жизни, в том числе в сфере судоустройства и судопроизводства. Одним из факторов, определяющих пути модернизации судебной власти, является нахождение баланса между ценностями публичного характера, с одной стороны, и личными, частными ценностями - с другой, проблема соотношения суверенной государственной власти и свободы, которая пронизывает всю систему конституционного регулирования. В диссертационных исследованиях под судебной властью как самостоятельной ветвью государственной власти понимают предоставление специально уполномоченным органам - судам в лице судей, присяжных и арбитражных заседателей властных полномочий по осуществлению правосудия и других функций, реализуемых в целях защиты конституционного строя, политической и экономической и экономической системы, прав и законных интересов граждан, физических и юридических лиц» . В учебной литературе говорится, что «судебная власть - это обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в соответствии с процессуальными законами в формах конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства специальными государственными органами - судами, образующими единую судебную систему России, в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, охраны от всяких посягательств конституционного строя, политической и экономической систем, прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, организаций, учреждений и объединений» . Рассматривая судебную власть как социальное явление Л.В. Цихоцкий отмечает, что она «представляет собой определенным образом организованную деятельность государства, направленную на преодоление противоречий между индивидуальными интересами человека (объединения людей) и волей государства, отраженной в правовой форме» . По мнению М.И. Клеандрова, «судебная власть - третья власть в системе государственных властей, в свою очередь тоже трехсегментна: это судоустройственный, судопроизводственный сегменты и сегмент статуса лиц, непосредственно осуществляющих судебную власть судей. При этом автор полагает, что из перечисленных компонентов главным является последний, ибо в основе любого движения общественной жизни - человек, соответственно в судебной системе ее главной движущей силой является судья . Изложенные положения позволяют сделать вывод, что судебная власть предназначена: - для защиты общества от противоправного поведения отдельных лиц и организаций; - для охраны прав и свобод граждан; - для контроля за деятельностью других ветвей власти, обеспечивать конституционность и законность их действий и решений; - для разрешения конфликтов в обществе; - оказывает управленческое воздействие на общество в целом. Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения правовых норм для разрешения конкретных ситуаций, требующих вмешательства суда. Структура системы судов обшей юрисдикции России определяется двумя факторами: - наличием наряду с федеральными судами общей юрисдикции также судов общей юрисдикции субъектов Федерации; - выделением в системе судов общей юрисдикции специализированных судов . В настоящее время в системе судов общей юрисдикции только мировые судьи относятся к судам субъектов Федерации, все остальные суды являются федеральными. Обращает на себя внимание тот факт, что создание института мировых судей (а не автоматическое увеличение количества федеральных судей) позволило, реализовав конституционные нормы, предполагающие федеративный характер организации российского государства, создать суды субъектов Российской Федерации с собственной компетенцией, сохранив при этом целостность судебной системы страны. При этом, сохранение единства судебной системы Российской Федерации не исключает возможности развития индивидуальных особенностей и признаков судов субъектов Российской Федерации . Более того, наиболее полное и широкое использование специфических признаков и преимуществ института мировой юстиции способствует реализации принципа судебного федерализма. Следует отметить, что мировой суд - это социально - ценностная категория, с которой население ассоциирует деятельность правового государства. Данный социально-правовой институт должен быть абсолютно независимым от властей всех уровней и зависим исключительно от общества. Лишь при активном взаимодействии мирового судьи как представителя судебной власти и институтов гражданского общества судебная реформа может быть успешной. Учреждая институт мировой юстиции государство пошло на самоограничение в интересах гармонии общественных отношений . Судебная власть, реализуемая субъектами Российской Федерации, является особой, специфической разновидностью судебной власти, носителем которой является народ конкретного субъекта Российской Федерации, реализующий ее через органы государственной власти субъектов Российской Федерации -суды субъектов Российской Федерации - посредством конституционного (конституционные и уставные суды), гражданского, административного и уголовного судопроизводства (мировые судьи). Ее деятельность основывается прежде всего на принципах верховенства основного закона субъекта Российской Федерации в системе региональных нормативных правовых актов (конституционные и уставные суды), доступности и быстроты судебного разбирательства (мировые судьи) и сочетает в себе признание и обеспечение общефедеральных ценностей с учетом региональной специфики и интересов субъекта Российской Федерации. Возрождение в России института мировых судей, как низового звена системы судов общей юрисдикции и одновременно судов субъектов Российской Федерации - это важная гарантия демократического правового федеративного государства в обеспечении независимого отправления правосудия, эффективного и качественного осуществления правоприменительной деятельности, а также в реализации конституционных принципов. Кроме того, учреждение института мировых судей выводит на качественно новый уровень взаимоотношения между судебными органами и гражданами государства, повышает уровень доверия человека к судебной власти, и соответственно, к государству. Предполагается, что институт мировых судей послужит совершенствованию взаимоотношений Федерации и ее субъектов, а также судебных органов и местных сообществ, реализации принципа федерализма в сфере судебного строительства. При этом мировые суды могут разрешать следующие задачи: - приблизить суд к месту проживания граждан; - отправлять правосудие, соответствующее уровню правосознания граждан (в том числе на основе использования примирительных процедур, разъяснения судебных решений и т.д.); - обеспечить взаимодействие институтов гражданского общества и суда, включая общественный контроль над процессом назначения судей; - снизить нагрузку на федеральную судебную систему; - упростить процедуру инициирования судебного разбирательства (снижение минимального размера уплачиваемой госпошлины, замена письменного обращения устным протоколируемым заявлением и т.д.); - ускорить процесс разрешения возникшего конфликта (прежде всего путем установления сокращенных сроков разбирательства дел); - повысить авторитет «регионального суда» путем выборов его судей, согласованием их назначения с представителями местных сообществ. Представляется, что последняя задача является одной из наиболее важных на современном историческом этапе. Инструментальная ценность мировой юстиции состоит не столько в ее способности облегчить жизнь российского суда, сколько в ее организационной и функционально-правовой полезности для населения. Самые близкие к населению суды, рассматривающие основную массу споров, требуют судей, имеющих в большей мере авторитет и доверие жителей, наряду с высокой квалификаций. Волеизъявление электората должно быть соразмерно реальной возможности избирателей сделать сознательный выбор по внутреннему убеждению, свободно возникшему на основе собственных наблюдений в ходе личных контактов с судебной властью, с учетом коммуникативных сведений локального масштаба, общего жизненного опыта . При всей типизации российских судов смысл правового значения института мировых судей по-своему уникален и специфичен» что подтверждается при комплексном рассмотрении форм, процесса и результатов институционализации ее судебной власти в России . В самом общем виде совершенная правовая модель мировой юстиции должна соответствовать традиционным для отечественной парадигмы права идеям: максимальная приближенность и доступность правосудия для населения, выборность судей населением, а также юридическая возможность досудебного урегулирования миром правового конфликта.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 66 страниц
2500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
1550 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 66 страниц
1650 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
1550 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 58 страниц
1450 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 55 страниц
1375 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg