Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Социально-психологические условия формирования патриотизма у допризывной молодёжи

kisssaaa0721 1625 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2021
Объект исследования – патриотизм у допризывной молодёжи. Предмет исследования - социально-психологические условия фор-мирования патриотизма у допризывной молодёжи. Цель работы - выявление социально-психологических условий фор-мирования патриотизма допризывной молодежи. Гипотеза исследования: предполагается, что социально-психологическими условиями формирования патриотизма молодежи мо-гут являться: образовательный процесс в школе, деятельность средств мас-совой информации и семейное воспитание. Данные условия способны обеспечить эффективность создания в структуре личности необходимой системы ценностей и этнической идентичности. Задачи исследования: 1. Теоретически проанализировать подходы отечественной и зару-бежной социально-психологической науки к понятию патриотизма и обос-новать существование определенных социально-психологических условий формирования патриотизма у допризывной молодёжи. 2. Эмпирически исследовать социально-психологические условия формирования патриотизма у допризывной молодежи. 3. Проанализировать полученные результаты исследования. 4.Разработать и обосновать практические рекомендации по учёту условий формирования патриотизма у допризывной молодежи. Методы исследования: Для достижения исследовательской цели и реализации задач эмпири-ческого исследования были использованы: а) общенаучные методы теоретического анализа (обобщение, систе-матизация и др.); б) специальные психологические методы сбора психологической ин-формации, объединенные в рамках эмпирического исследования: 1. Анкета «Патриотическое самосознание» (Науменков С.М.) 2. «Морфологический тест жизненных ценностей» (В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной) 3. Методика оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности (А.Н. Татарко, Н.М. Лебедевой) Выборка (ученики 11 класса СОШ составленной из юношей 15-18 лет в количестве 90 человек.) Структура работы: введение, две главы, заключение, список исполь-зованных источников и литературы, приложения.
Введение

Актуальность темы исследования. Современная ситуация развития российского общества сопровождается некоторыми кризисными процес-сами в формировании ценностных ориентиров для молодежи, тех мораль-но-нравственных опор, которые являются базовыми, ключевыми для раз-вития самосознания любого народа, нации, поколения. В сложившихся условиях обращение к идее формирования патриотического сознания мо-жет стать той основополагающей ценностью, на основе которой возможно развитие личности молодого россиянина, патриота и гражданина своей страны. Для повышения уровня патриотического сознания молодежи необходимо выявить основные социально-психологические условия, кото-рые определяют процессы становления гражданской идентичности лично-сти и формирования ценностного отношения к своей Родине, что позволит выявить и нивелировать основные причины депатриотизации современной молодежи и создать условия для развития более эффективной системы патриотического воспитания. Актуальность проблематики данного исследования заключается в том, что формирование патриотизма молодежи является несомненным ре-сурсом развития всего российского общества, залогом его самоорганиза-ции и саморегулирования в будущем. Содержание и уровень развития патриотического сознания определяются множеством факторов: духовно-нравственным климатом всего общества; транслируемым уважительным отношением к историческим событиям, произошедшим в стране; ценност-но-мировоззренческими установками, питающими общественную жизнь целых поколений. Формирование патриотического сознания молодежи способно повысить уровень консолидации российского общества, сформи-ровать осознанно-позитивную, активно-деятельную позицию молодого по-коления по отношению к своему Отечеству. Необходимость формирования патриотизма декларируется во многих государственных программах, нормативно-правовых документах, научных и популярных изданиях, по-священных проблеме становления и развития личности молодого челове-ка. Актуальность проблемы формирования чувства патриотизма у россиян закреплена в принятой «Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015 - 2021 годы» ССЫЛ-КА!!!. Особое место в данной программе уделяется патриотическому вос-питанию российской молодежи. Молодежь всегда была авангардом обще-ства в борьбе за социально-экономические и политические преобразова-ния. И от того, какие представления и ценности определяют патриотиче-ское и гражданское сознание российской молодежи, во многом зависит безопасность и благополучие нашей страны. Таким образом, сложились объективные предпосылки изучения социально-психологических детерми-нант формирования патриотического сознания молодежи, выявление ко-торых необходимо для обоснования исходных установок, целей, содержа-ния, задач, условий и методов обеспечения формирующего процесса в воспитании и образовании подрастающего поколения. Необходимость вы-явления социально-психологических детерминант становления патриоти-ческого сознания определяется интересами современного общества, соци-альных и государственных институтов, а также интересами самой лично-сти, переживающей в определенный возрастной период процессы само-идентификации и поиска собственного пути интеграции в общественное пространство. Исследованию данной проблемы посвящены работы фило-софов, психологов, политологов, социологов и педагогов. Однако иссле-дования психологических аспектов, предпосылок формирования патрио-тического сознания современной российской молодежи нуждается в даль-нейшем расширении, обогащении психологической науки новыми знания-ми и фактами. В работах ДОПОЛНИТЬ!!! А.В. Потемкина, С.А. Гаври-лушкина, СВ. Мещеряковой и др. изучается роль отдельных социально-психологических факторов формирования патриотизма: национальных традиций, ответственности личности, но этого недостаточно, чтобы ком-плексно рассмотреть проблему становления патриотического сознания. Таким образом, актуальность настоящего исследования определяет-ся, с одной стороны, недостаточной теоретической разработанностью про-блемы формирования патриотического сознания современной молодежи и, с другой стороны, необходимостью создания научно-обоснованных мето-дов и методик психолого-педагогического развития этого важного каче-ства. В исследовании ставится научная проблема изучения социально-психологических детерминант формирования патриотического сознания молодежи, решение которой обеспечит консолидацию различных соци-альных групп общества, объединит поколения ценностными установками по отношению к своему Отечеству Таким образом, исследование направлено изучение научного знания в рамках социальной психологии о феномене патриотизма, а также на оп-тимизацию процесса обучения, воспитания и социализации современной молодежи за счет повышения значимости морально-нравственных ценно-стей, в том числе и готовности к созиданию и служению во благо своей Ро-дины.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СО-ЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ 1.1. Сущность и содержание понятия «патриотизм» 11 1.2. Исследование проблем формирования патриотизма терминаль-ные цености родина семья духов удовлетв, этническая идентичность 20 1.3. Исследование социально-психологических условий формирова-ния патриотизма у допризывной молодежи в современном обществе 28 Выводы по главе 38 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО -ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ 2.1. Методы и процедура эмпирического исследования 40 2.2. Описание результатов эмпирического исследования 42 2.3. Анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования 53 Выводы по главе 64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66 ЛИТЕРАТУРА 68 Приложения 69
Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения / К.А. Альбу-ханова-Славская, А.В. Брушлинский. - М.: Знание, 1989. - 248 с 2. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. - Питер: Серия Мастера психологии, 2001. - 272 с. 3. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М: Аспект пресс, 2004. 4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов. - СПб., 2011. 5. Братусь Б.С. Психологический тип личности в русской и совет-ской культурах/ Хрестоматия по психологии и типологии характеров. Са-мара, 2002. 6. Васина Е.А. Ценностные ориентации современного юношества. Спб.: Изд-во Политехнического университета, 2007, 132с. 7. Выготский, Л.С. История развития высших психических функ-ций. Собр. соч.: В 6 т. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - Т.З. 328 с. 8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л.С. Вы-готский. — М., 1991.- 330 с. 9. Гаврилушкин С.А. Психологическая специфика проявления от-ветственности личности студентов с различной патриотической направлен-ностью: дис. канд. психол. наук. -М., 2012, 215с. 10. Галактионова Н.А. Гражданская идентичность как компонент личностной идентичности // Социология. Экономика. Политика. Известия высших учебных заведений. - 2010. - № 1. - С. 10-12. 11. Горельцев А.Г. Гражданско-патриотическое воспитание сту-дентов в государственном техническом вузе/ А.Г. Горельцев. Мурманск: Изд-во МГТУ, 2010. - 116с. 12. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. / Под ред. проф. И.А. Бодуэна де Куртенэ. В 4-х томах. Т. III, П-Р. М.: Цитадель, 1998.-С. 56. 13. Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних со-циологических замеров /Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, В.В. Пету-хова. - М.: Весь Мир, 2011. - 328с. 14. Дуранов И.М. К вопросу взаимосвязи воспитания граждан-ственности и патриотизма Текст. / И.М. Дуранов // Вестник ОГУ. Орен-бург, 2002.-№1 15. Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии / Б.В. Зейгарник. - М. : Высшая школа, 1982. - С. 113-137. 16. Идентичность: Хрестоматия/Сост. Л.Б. Шнейдер. - М.: Изд-во Московского психо лого-социального института; Воронеж: Изд-во НПЩ «МОДЕК», 2008. - 272. 17. Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: учебно-методическое пособие / В.И. Лутовинов; под общей ред. СВ. Смульского. - М. Изд-во РАГС, 2010. - 172 с. 18. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мо-билизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологиче-ский журнал, 2001. Т. 22. № 1. С. 16 - 24. 19. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб., 2006. 352 с. 20. Маслоу А.Г. Дальние пределы психики. М., 1997. 21. Н. Л. Иванова, Г. Б. Мазилова Изменения этнической и граж-данской идентичности в новых общественных условиях // Вопросы психо-логии. - М., 2008. 22. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 370 с. 23. Олпорт Г. Личность в психологии. М.; Спб., 1998. 24. Патриотизм в современной России: от национальной идеи к практике гражданственности: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием г. Екатеринбург 4-5 мая 2012г./Отв. Ред. Д.В. Трынов - Екатеринбург, 2012. 25. Патриотически ориентированное образование: методология, теория, практика / А.А. Бирюков и др.; под общ. Ред. А.Н. Вырщикова. - 2-е изд. доп. и перераб. - Волгоград: Панорама, 2008. - 768с. 26. Патриотическое воспитание студентов высших учебных заве-дений: психолого-педагогический опыт: монография /Г.А. Быковская, А.Н. Злобин, И.В. Иноземцев и др./Под общей ред. Г.А. Быковской Воронеж, гос. технолог, акад.- Воронеж, ВГТА, 2009, 162с. 27. Петровский, А. В. Проблема развития личности с позиций со-циальной психологии / А. В. Петровский // Вопросы психологии. - 1984. №4.-С. 15-29. 28. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив Текст. / А.В. Петровский.- М.: Политиздат, 1982. 255 с. 29. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М., 1986. - 256 с. 30. Потемкин А.В. Национально-психологические особенности проявления патриотизма личности: дис. канд. психол. наук. - Тольятти, 2009 31. Пути формирования российской нации. Гражданственность и патриотизм: монография/ Под ред. Н.С. Мухаметшиной. - Самара, СГА-СУ, 2012. 32. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - СПб., 2003. - 512 с. 33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубин-штейн. -М.: Просвещение, 2001. -535 с. 34. Словарь русского языка: В 4т. / Под ред. А.П. Евгеньевой.- М., 1984, Т. З.с.ЗЗ 35. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий Текст. / Б.М. Теплов. - М., 1961. - 364 с. 36. Титов В.В. Национально-государственная идентичность рос-сийской молодежи в начале ХХ1века: Монография. - М.: Макс Пресс, 2012.-168 с. 37. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоана-лиз. -М., 1993. 38. Ценности современной молодежи в структуре Я-концепции личности ^ М.: РИО МГУДТ, 2011. -223с. 39. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы. - М.: Логос, 2012.-448с. 40. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис М, 1996. 41. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-методологический анализ социально-психологических детерминант формирования патриотизма у совре-менной молодежи 1.1. Сущность и содержание понятия «патриотизм» Различные аспекты феномена патриотизма и патриотического созна-ния рассматривались как отечественными, так и зарубежными исследова-телями. Изучение проблемы военно-патриотического воспитания молодежи рассматривалось в работах В.В. Дулина, А.Н. Вырщикова, А.С.Калюжного, В.А. Белоганова, В.И. Лутовинова. Изучению влияния кризиса государственной идентичности в условиях трансформационных процессов современной России на патриотизм молодежи с позиций социо-логических исследований занимались А.В. Кузнецова, Е.А. Кублицкая, Н.С. Мухаметшина, А.Н. Малинкин, В.И. Добреньков. Немногочисленные работы по психологии изучают социально-психологические проблемы патриотизма (В.А. Кольцова, В.А. Соснин) и влияние отдельных явлений на формирование патриотизма (С. А. Гаври-лушкин, СВ. Мещерякова, А.В. Потемкин). В соответствии с определением В.И. Даля, «Патриот - любитель оте-чества, ревнитель о его благе, отчизнолюб, отечественник» Г.В. Здерева считает, что возникновение первых теорий патриотизма связано с именами Аристотеля («Политика») и Платона («Государство», «Законы»), которые считали патриотизм главным звеном в системе нрав-ственных ориентиров членов общества. Главной обязанностью граждани-на древнегреческие философы считали активное участие в управлении гос-ударством. В период буржуазной революции во Франции патриотами по-зиционировали себя революционеры, сторонники республики в противо-вес приверженцам монархического строя. С этого периода понятия «пат-риот» и «патриотизм» стали употребляться сторонниками леворадикаль-ных течений в отношении тех, кто стремился к коренному переустройству общества. Так, А.Н Радищев считал, что настоящим патриотом может быть только революционер, стремящийся к свержению самодержавия в России. А.Н. Радищев пишет: «Не все рожденные в Отечестве достойны ве-личественного наименования сына Отечества (патриота)... Он пламенеет нежнейшей любовью к целостности и спокойствию своих соотечественни-ков. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собою при-мер неблагонравия, и если он убежден в том, что смерть его принесет мощь и славу Отчизне, то не устрашиться пожертвовать жизнью». Глубокие идеи о содержании понятия «патриотизм» и перспективах его развития высказывали в конце XIX - начале XX вв. русские философы И.А. Ильин, Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, В.В. Розанов, С.Н. Булгаков и др. В работе B.C. Соловьева «Оправдание добра» отражена сущность патриотизма, состоящая в следующем: осознанном отношении личности к своим обязанностям по отношению к своему Отечеству, активно-деятельностном, а не созерцательном отношении к гражданскому долгу. B.C. Соловьев считает, что любовь гражданина к своему Отечеству, свое-му народу не должна быть связана с негативным отношением к другим народам. Необходимо сочетание патриотизма и уважительного отношения к традициям других народов. «Мы должны любить все народности, как свою собственную. Этой заповедью утверждается патриотизм как естественное и основное чувство, как прямая обязанность лица к своему ближайшему собирательному це-лому, а в то же время - это чувство освобождается от зоологических свойств народного эгоизма, становясь основою и мерилом для положи-тельного отношения ко всем другим народностям сообразно безусловному и всеобъемлющему нравственному началу». С.Н. Булгаков в книге «Моя Родина» пишет: «Родина есть священная тайна каждого человека, также, как и его рождение ... Нужно особое про-никновение и, может быть, наиболее трудное и глубокое, чтобы познать самого себя в своей природной индивидуальности, уметь полюбить своё, род и родину, постигнуть в ней самого себя, узнать в ней свой образ Бо-жий... Родина - святыня для всякого, и, как таковая она всегда дорога и прекрасна» . Известный русский философ Н.А. Бердяев в работе «Судьбы России» характеризует русский патриотизм исходя из анализа исторического пути, пройденного нашей страной. Н.А. Бердяев пишет: «Все наши политические достижения находятся в прямой зависимости от степени нашего патриоти-ческого воодушевления, от роста ответственности национального сознания в русском обществе и народе... Русский народ должен сейчас сделать ве-личайшее напряжение духа, чтобы доказать миру, что в России есть пат-риотизм, есть национальное сознание, есть гражданское достоинство... Патриотизм есть великая школа гражданственности в опасный для родины час». Современное определение в словаре русского языка наиболее полно раскрывает содержание понятия «патриотизм»: «Патриотизм (от греческо-го patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины». Подводя итог изложенным определениям патриотизма необходимо отметить, что в разные эпохи позиционируются разные характеристики патриотизма, тесно связанные с социально-экономическими и политиче-скими ситуациями в государстве. Современное понимание патриотизма характеризуется много вариантностью и многоаспектностью. Это связано и со сложной природой данного явления, многообразием форм проявле-ния, и со спецификой научного направления, изучающего феномен патрио-тизма. В психологии на сегодняшний день существует небольшое количе-ство разрозненных исследований патриотизма как социально-психологического явления. В исследовании В.А. Кольцовой и В.А. Сосни-на отмечаются разные свойства и характеристики патриотизма на лич-ностном и макросоциальном уровне. На уровне субъекта деятельности патриотизм может быть охарактеризован как элемент его индивидуальной подструктуры и отнесен к области высших эмоциональных состояний и устойчивых личностных особенностей (норм поведения, ценностей, крите-риев оценки социальных явлений, убеждений). На уровне микросоциума - народа, общества - патриотизм выступает в качестве подструктуры общественного сознания, включающей чувства, настроения, этнические стереотипы, отношение к своему народу и своей нации национальные нормы и ценности. «Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохране-ние верности родине; гордость за её социальные и культурные достижения; отстаивание её свободы и независимости; уважительное отношение к исто-рическому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвятить свой труд, силы и способности расцвету родины». А.Н. Вырщиков и М.Б. Кусмарцев анализируют сущность и содержание понятия «патриотическое сознание». По их мнению, патриотическое со-знание является одним из элементов готовности личности к служению Ро-дине, представляющим собой субъективное отражение объективной реаль-ности. Сознание - это высший уровень отражения объективной реальности, психической саморегуляции личности, характерный только для человека. С точки зрения реализации деятельности человека сознание проявля-ет себя как непрерывно меняющаяся совокупность умственных и чувствен-ных образов, отражающихся во внутреннем мире субъекта деятельности. Психологи отмечают основные характеристики сознания: - Активность сознания. Активность сознания характеризуется тем, что психическое отражение окружающего мира носит не пассивный харак-тер, в ходе которого отражаемые психикой объекты имеют одинаковую значимость, но осуществляется дифференциация психических образов по степени важности для личности. - Способность к рефлексии (самонаблюдению). - Ценностно-мотивационный характер сознания. Возможность осу-ществлять самонаблюдение определяет способность человека к отражению своих чувств, представлений, наблюдение за своим психофизическим со-стоянием. Причем наблюдать критически, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы. Данные свойства сознания определяют возможность формирования в онтогенезе человека индивидуальной «Я-концепции» СНОСКА, которая аккумулирует представления человека о себе и о мире. Всю информацию о социальном и предметном мире человек оценивает на основе и с учетом представлений о себе и реализует поведение на основе системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно «Я-концепцию» очень часто называют самосознанием. Формирование «Я-концепции» обусловлено факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) ока-зывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. В современных научных работах для характеристики самоидентифи-кации личности как субъекта государства и общества употребляются тер-мины «гражданская идентичность» и «государственная идентичность». «Идентификация» - процесс и результат само отождествления индивида с другим человеком, группой, сообществом. Понятие социальной идентич-ности личности позиционируется в социальной психологии. Оно характе-ризует позиции личности в социальном мире. Формирование идентичности личности осуществляется на основе ряда принадлежностей: общечеловече-ская, государственная (гражданская), половая, религиозная, этническая, профессиональная и т.д. Рассмотрим ключевые концепции социальной идентификации лично-сти, появившиеся благодаря психологическим и социологическим исследо-ваниям: психоаналитическая, бихевиористическая, когнитивистская. З. Фрейд, опираясь на свою теорию строения и функционирования личности, предлагает психологическую интерпретацию идентификации личности с группой. Фрейд объяснял агрессивность человека к «Другому» и привязанность к «своим» двойственностью эмоциональных отношений к отцу в раннем детстве, которая переносятся на референтные группы, и трансформируется в любовь, в свою очередь агрессивное отношение к от-цу переносится на «чужих». В концепции Т. Адорно социальная идентичность рассматривается в контексте ранней социализации в семье. Сознательная или бессознательная гиперопека со стороны родителей приводит к тому, что в дальнейшем ре-бенок будет стремиться к зависимости от референтной группы. Представитель неофрейдистского направления Э. Эриксон характе-ризует идентичность личности как результат отождествления с определен-ными социальными группами, принятие на себя системы социальных ро-лей. Э. Эриксон в своей концепции формирования личности как результата преодоления определенных кризисов социогенетического развития ис-пользует понятие «психосоциальная идентичность». Формирование психо-социальной идентичности начинается в юности, однако, основа для пози-тивного развития в юности и достижения интегрированной эго - идентич-ности закладывается еще в детстве. Развитие эго идентичности происходит под влиянием социальных групп, с которыми человек себя идентифициру-ет (национальных, религиозных, этнических, профессиональных, и т.д.). В процессе идентификации человек получает четкие ответы на главные во-просы, связанные с преодолением конфликта идентичностей: «Кто я?», «Кем я хочу стать?», «Куда я иду?». Представители бихевиористического направления М. Шериф и его сторонники формирование социальной идентификации личности объясня-ют влиянием реальных межгрупповых конфликтов. Межгрупповые кон-фликты возникают в результате борьбы за: богатства, территории, власть и т.д. Бихевиористы, таким образом, используют в качестве объяснения социального поведения принцип научения, фактически, исключая психоло-гические механизмы идентификации. Когниттивистский подход к проблеме социальной идентичности лич-ности был разработан Г. Теджфелом и его сторонниками. Г. Теджфел ис-ходит из того, что в основе познавательной деятельности индивида лежит категоризация, представляющая собой необходимую функцию человече-ской психики, направленную на структурирование бесконечного многооб-разия стимулов окружающей среды в конечную упорядоченную систему категорий. Категоризации подвергаются так же другие люди и сам субъект познания. Воспринимая и подвергая категоризации других людей, субъект познания, акцентирует внимание на сходстве и различии с собой, диффе-ренцируя, таким образом, окружающих людей на «своих» и «чужих». Г. Теджфел считает, что на основе данной категоризации возникают феноме-ны внутригруппового фаворитизма и межгрупповой дискриминации. Сущность их в том, что принадлежность к группе, являясь частью самосо-знания, может повышать, а может и понижать самооценку личности. При-надлежность к «хорошей» группе и идентификация с ней повышает пози-тивную самооценку личности. В.В. Дулин считает, что патриотизм - это одна из наиболее важных, сущностных ценностей, выражающих отношение человека к своей Родине и определяющий высший уровень его развития в процессе деятельности на благо Отечества. А.С. Калюжный считает, что ценностные ориентации патриотизма можно рассматривать на разных социально-психологических уровнях: 1. Общечеловеческие ценности, основой которых является духовно-нравственной жизнь общества. Они выражены в таких понятиях как «лю-бовь к Родине», «любовь к своему народу», «гуманное отношение к чело-веку», «личная, общественная и государственная безопасность», «матери-альная обеспеченность жизни личности», «социальная справедливость». 2. Национально-государственные ценности, которые характеризуют позитивные явления развития и функционирования государства, этносов, входящих в него, исторически сложившиеся традиции, которые положи-тельно влияют на процветание Родины. Национальногосударственные ценности отражают деятельность выдающихся сынов Отечества, позитив-ный опыт сохранения и преумножения материального и культурно-нравственного богатства Родины. 3. Профессионализм как ценность. Высокий профессионализм всегда являются показателем уровня развития культуры, гордостью любого народа и государства. Профессиональные ценности накапливаются в каж-дой сфере профессионального труда и проявляются в добросовестном от-ношении к делу, культуре межличностного общения в процессе трудовой деятельности, в отношении к духовным и материальным ценностям. 4. Личностные ценности, связанные с осознанием человеком патрио-тического долга перед Родиной, готовностью выступить на её защиту, любви к своей стране и народу, гордость за культурные ценности своего народа. Ценностно-смысловая сфера личности составляет основу мотива-ции личности, способствует реализации патриотического поведения и эмо-ционального отношения личности. По реальным поступкам, жизненным позициям, эмоциональным проявлениям, в свою очередь, можно оценить патриотизм гражданина страны. Ученые, исследуя природу возникновения патриотизма человека, выделяют исторические периоды формирования патриотизма личности. Первые проявления патриотизма связаны с первобытно - общинным строем. Проявления патриотизма, выраженные в чувстве привязанности и любви к родной земле, традициям своего народа, родному языку форми-руются у человека уже в первобытном обществе. Не случайно слова Родина, родители, народ, природа, являются од-нокоренными. Это объекты патриотических чувств человека, основой ко-торых является субъективное ощущение родства, укорененности в куль-турных традициях, сопричастности миру близких людей, солидарности и ответственности, которые формируются на уровне инстинктивного реаги-рования. Дальнейшее развитие патриотизма связано с формированием госу-дарства. В содержание патриотизма помимо географических и социальных факторов входит и политический фактор. В эпоху государственных об-ществ, абсолютизма отечество отождествляется с государственной вла-стью, представителями правящих сил. В период краха абсолютизма проявляются новые тенденции в разви-тии патриотизма - его дифференциация. Содержание патриотизма зависит от понимания классовой сущности, и каждый социальный класс выражает отношение к Отечеству с учетом своих интересов. У крупнейших собствен-ников формируется космополитизм, расширяющий сферу приложения их капиталов. Ряд современных исследователей проблемы патриотизма личности выделяют различные типы патриотизма в соответствии с разными основа-ниями классификации: в соответствии с пониманием содержания понятия «Отечество», в соответствии с проявлением патриотического сознания личности, по степени осознанности патриотической идентичности лично-сти. В соответствии с содержанием понятия «Отечество» патриотизм мо-жет рассматриваться как: 1. Отечество - род (семья). Такое понимание сформировалось на ранних этапах жизни человечества, в тот период, когда жизнь первобытно-го человека держалась на кровной связи между членами небольших групп, связанных кровными узами. Такой первичный патриотизм был связан с собирательным и кочевым образом жизни племен. В результате чувство общественной солидарности было обусловлено в этот исторический пери-од семейной привязанностью. 2. Отечество - родная земля. При переходе племен к оседлому обра-зу жизни, патриотизм связывается с любовью к родной земле, вскормив-шей и взрастившей человека. 3. Отечество - особая культурная среда (среда обитания). Это чув-ство патриотизма связано с привязанностью к своей культуре или к род-ной гражданственности. 4. Отечество - государство (власть и религия). В данном понимании патриотизма к природно-родовым основаниям патриотизма присоединяет-ся нравственное начало как добродетели и обязанности человека. Благо-дарность родителям связывается с обязанностью по отношению к тем об-щественным организациям, без которых родители сформировали бы толь-ко человеческое существо, но не смогли бы дать ему преимуществ достой-ного человеческого существования. Представление о своих обязанностях перед Родиной и добросовест-ное их исполнение являются добродетелью человека, которая всегда имела и религиозное значение. Таким образом, служба Отечеству была деятель-ным богослужением, и патриотизм совпадал с благочестием. К определенному периоду произошел закономерный переход от патриотизма, связанного с территориальными границами к патриотизму общей государственности. Символом государства для гражданина стано-вится царь или государь, на которого так же было перенесено и религиоз-ное отношение к Отечеству. Вспомним хотя бы патриотический лозунг русских воинов, сражавшихся на полях первой мировой войны: «За Веру, царя и Отечество!». 5. Отечество - нация как совокупность граждан. В чисто националь-ном виде патриотическое чувство ярко проявилось в начале XV века во Франции в лице Жанны д' Арк. По мнению А.В. Кузнецовой и Е.А Кублицкой в настоящее время можно выделить пять главных версий понимания патриотизма, существу-ющие в большинстве стран: государственный, этнический, расовый, клас-совый и общегражданский. В соответствии с формами проявлениям патриотизма можно выде-лить: 1. Эмоционально-чувственные проявления патриотизма. Они выра-жаются в определенных переживаниях по отношению к родной стране: любви к Отечеству, чувстве сопричастности судьбам своей страны, гордо-сти за прошлое и настоящее, вера в будущее своей Родины. 2. Деятельностные проявления патриотизма. Они могут быть связаны с практическими действиями на благо своей страны: защитой Отечества, забота о процветании и благополучии своей страны. Д.Трунов выделяет типы патриотизма в соответствии с осознанно-стью личностью своего отношения к Отечеству: 1. Рациональный патриотизм - это патриотизм, опирающийся на конкретную реальность настоящего, осознанно позитивное отношение к своей Родине. Одновременно данный тип патриотизма включает конструк-тивную критическую оценку проблем своей страны. Данный тип патрио-тизма предполагает разделение личностью ответственности за судьбы сво-ей страны. Рациональный патриотизм основан на чувстве благодарности к своей стране за благополучную и полноценную жизнь и является проявлением высокого уровня духовно-нравственной культуры человека. Данный тип патриотизма является эталоном, идеальным типом патриотизма. 2. Иррациональный тип патриотизма проявляется тогда, когда нет достаточных условий для рационального патриотизма. Во-первых, ирра-циональный патриотизм возникает на фоне фрустрированных жизненных потребностей жителей страны. Во-вторых, отсутствуют целенаправленные действия социальных институтов, направленные на формирование пози-тивной идентичности со своей страной и обществом. Иррациональный патриотизм в свою очередь может быть классифи-цирован на виды: Формальный патриотизм. Например, в ситуации неблагополучного существования в собственной стране человек оправдывает свое пребыва-ние в данной стране фразой: «В этой стране жили наши отцы и деды!». Абсурдный патриотизм. В ситуации так же отсутствия удовлетво-ренности жизнью в своей стране человек вопреки всему ищет, за что же можно любить свою Родину. Оптимистический патриотизм. Отношение человека к трудностям и неблагополучию в своей стране с точки зрения временности данных про-блем. Надежда на то, что впереди его страну ждет «светлое будущее». Ностальгический патриотизм. Данный вид патриотизма связан с но-стальгическим погружением в героическое и славное прошлое своего Оте-чества. Пессимистический патриотизм. Данный вид патриотизма основан на высоком уровне негативизма, связанного с общественно-экономическим и политическим состоянием страны. Однако вместо рационального пути - борьбы за улучшение ситуации в стране или выбора лучших условий жиз-ни в другой стране человек смиряется с негативным образом своей страны. Деструктивный патриотизм. В ситуации негативного образа страны появляется идея, что кто-то (политический лидер, определенная социаль-ная группа и т.д.) несут ответственность за неблагополучие в стране. В.Ф. Сержантов характеризует значение патриотизма для личности: 1. Патриотизм усиливает связи человека с другими людьми, обще-ством и государством. Патриотизм позволяет преодолеть одиночество и эгоизм узкогрупповой (семейной) среды. Таким образом, реализуется одна из базовых потребностей человека - в принятии и коммуникации. 2. Патриотизм позволяет индивиду спланировать свою жизнь, делает её управляемой и предсказуемой. Человек становится не только субъектом личной жизни, но и активным субъектом исторического процесса. 3. Патриотизм осуществляет связь человека с прошлым, настоящим и будущим своей Родины. Патриот ощущает прошлое своей страны как свое собственное и глубоко переживает причастность к настоящему своего Оте-чества. 4. Патриотизм развивает физические и духовные силы человека, ак-туализирует интеллектуальный потенциал, так как побуждает к решению новых более сложных и масштабных задач. 1.2. Исследование проблем формирования патриотизма терми-нальные ценности родина семья духов удовлетв, этническая идентич-ность Многие ученые считают, что чувство патриотизма связано с иденти-фикацией личности в отношении конкретной страны, народа, культуры, религии (Н.С. Мухаметшина; А. В. Кузнецова, У.А. Кублицкая, А. Н. Ма-линкин и др.). Российский философ и социолог А. Н. Малинки называет этот фактор формирования патриотизма «исторической общностью». Ис-торическая общность - это результат совместного переживания и осмысле-ния побед и поражений, пройденного народом исторического пути. Сово-купность важнейших пережитых жизненных событий передается из поко-ления в поколение, формируя историческую социальную память народа, устные и письменные культурные традиции. Этническая и гражданская идентичности признаются многими уче-ными наиболее важными и одновременно слабо изученными областями ис-следования социального самоопределения личности в меняющемся обще-стве. «К этим видам идентичности чаще всего обращаются, когда изучают вопрос о влиянии общественных изменений на самосознание личности, по-скольку эти элементы социальной идентичности в наибольшей степени за-висят от политической обстановки в стране и мире в целом. Отметим, что многие исследования этих видов носят в большей степени социологиче-ский, чем психологический характер; особенно это касается гражданской идентичности». Этническая идентичность так же формируется в рамках социальной идентичности личности и связана с осознанием своей принадлежности к конкретной этнической общности. «Этническая идентичность - это осознание, восприятие, эмоциональ-ное оценивание, переживание своей принадлежности к этнической общно-сти. Смысл данного понятия наилучшим образом отражает именно термин переживание, переживание индивидом отношений и этнической среды - своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других общностей, самоопределения в социальном пространстве относительно многих этносов». С точки зрения этносоциологического подхода выделяются следую-щие главные компоненты этнической идентичности: осознание принадлеж-ности к своему этносу, понимание интересов своего этноса, представление о территории, культуре, традициях, языке своего народа. Исходя из имеющихся в литературе представлений о том, что этни-ческая идентичность может быть охарактеризована со стороны аффектив-ных и когнитивных аспектов, А.Н. Татарко и Н.М.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 70 страниц
1750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg