Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Форма толерантности и диагностика толерантности

kisssaaa0721 150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 15 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2021
Цель работы: изучить формы толерантности и диагностику толерантности. Задачи: ? изучить понятие толерантности; ? изучить формы толерантности; ? изучить способы диагностики толерантности.
Введение

Толерантность стала предметом психологических исследований в конце ХХ века. Актуальность и значимость этой проблемной области не вызывает сомнений. На каждом шагу в нашей жизни мы сталкиваемся с оборотной стороной толерантности. Сплошь и рядом мы встречаемся с недоверием, подозрительностью, а нередко и с агрессивностью. В научном обиходе слово «толерантность» чаще всего соотносится с «терпимостью». В современном словаре иностранных слов дается следующее определение толерантности: tolerantia (лат.) – терпимость, терпение, устойчивость, снисходительность к чему-либо, способность переносить неблагоприятное воздействие ?1?. В Советском энциклопедическом словаре это понятие определяется несколько иначе: nолерантность – иммунологическое состояние организма; способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды, терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению ?1?. В этих определениях выявляется двойственность значения данного слова. Толерантность – исключительно важная характеристика человеческого бытия, имеющая отношение к самой сущности человека. Для ее прояснения, с нашей точки зрения, следует принять во внимание, что человека как личность отличает высший дар, который у него есть, а именно свобода.
Содержание

Введение 3 1. Информационные технологии: понятие, виды и особенности 4 2. Информатизация современного общества: от социальной информатики до цифровизации 5 3. Информационные технологии и современное образование: виды, применение и влияние на учащихся 8 4. Интеграция жизни современного общества и IT-отрасли 11 Заключение 13 Список используемых источников и литературы 15
Список литературы

1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Развитие высших психических функций. М., 1960. – 60 с. 2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 2015. – 34 с. 3. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М., 2014. – 9 с. 4. Луценко Е. Л. Толерантность в молодежной среде: социологические аспекты. / Современные исследования социальных проблем (электронный журнал) / — / Е. Л. Луценко, Д. В. Ефимова / — 2016. — № 11 (19). — URL https: www.sisp.nkras.ru (дата обращения 13.05.2021) 5. Николсон П. Толерантность как моральный идеал // Вестник Уральского / — 2015. - № 1. – 129-133 с. 6. Петрицкий В.А. Толерантность – универсальный этический принцип // Известия СП лесотехнической академии. СПб., 2013. – 139 с. 7. Психодиагностика толерантности личности. M., 2018. – 13 с. 8. Соколов В. М. Толерантность: состояние и тенденции. / Социологические исследования /– М.: 2016. - № 8. – 54-58 с. 9. Солдатова Г.У., Шайгерова А.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другим: Тренинг толерантности для подростков. М., 2015. – 6 с. 10. Ханбекова, А. С. Психологические особенности толерантности: сущность понятия, характеристика, типы. Толерантное мировосприятие / А. С. Ханбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). - 564-566 с.
Отрывок из работы

1. Толерантность: понятие, история развития и особенности понимания Толерантность (от лат. tolerantia — терпимость) - качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.) ?2?. Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие. Латинский термин tolerantia означал пассивное терпение, добровольное перенесение страданий, ассоциировался с такими понятиями, как боль, зло и т.п. В XVI в. к этому добавляются и др. значения: позволение, сдержанность ?1?. С этого времени толерантность трактовалась и как уступка в вопросе о религиозной свободе - разрешение со стороны государства и официальной церкви отправления иных религиозных культов. Веротерпимость является исторически первой и доминирующей формой проявления толерантности. Важнейшим периодом в ее становлении как общественно значимого принципа была эпоха Нового времени, когда проблема толерантности решалась в форме ответа на два основных вопроса: каковы принципы сосуществования соперничающих церквей и какими должны быть взаимоотношения светской и духовной власти. Главным средством достижения толерантности в государстве являлось ограничение власти светского правителя мирскими заботами, а также и отказ в праве карать иноверцев. Осмысление проблемы толерантности как свободы совести верующего было характерно как для деятелей Реформации (М. Лютер и его последователи), так и для гуманистов, осудивших предпринятую Лютером реформу церкви (Эразм Роттердамский, Т. Мор) ?5?. Отстаивая толерантность как добродетель и социальное благо, мыслители разных эпох апеллировали к нравственным аргументам, содержащимся в евангельских текстах. В период конфессионального соперничества ради утверждения в обществе толерантности предлагалось забыть о догматических разногласиях и помнить об идентичности христианской моральной доктрины, основу которой составляет любовь к ближнему, милосердие, праведная жизнь (С. Кастеллион, Я. Бёме, М. де Лопиталь и др.). Отказ от насилия как от неприемлемого средства приобщения человека к вере и акцент на искренности убеждений, которая возможна только при условии добровольного вступления в общину верующих, - вот два основных аргумента в пользу толерантности, которые сохранялись и в XVII вв. (Б. Спиноза, Р. Уильяме, Дж. Локк и др.), и в XVIII вв. (П. Беиль, Ф. М. Вольтер, Д. Дидро, Г. Э. Лессинг и др.). Третьим аргументом, обусловленным общей традицией всей социальной философии XVI-XVIII вв., была защита сильного централизованного государства. Отсюда неизбежность трактовки толерантности с точки зрения политического утилитаризма, как средства избежания большего зла — социальной нестабильности, а также всевозможные ограничения сферы действия данного принципа (М. Монтень, Локк, Ж.-Ж. Руссо). Особая роль в теоретическом осмыслении и практическом воплощении принципа толерантности принадлежит эпохе Просвещения, провозгласившей свободу совести и слова. Благодаря просветителям, в особенности французским, понятие толерантность прочно вошло в политический словарь. В XIX в. проблема толерантности получила дальнейшую разработку в либеральной философии. В ней толерантность понималась как выражение внешней и внутренней свободы, как способность к продуманному выбору между альтернативными точками зрения и способами поведения. Многообразие опыта и мнений философы-либералы считали непременным условием все более полного постижения истины, общественного прогресса. В продолжении данной традиции современные сторонники толерантности видели предпосылку плодотворности научных дискуссий, средство взаимопонимания оппонентов. Важно подчеркнуть, что терпимость к чужой точке зрения не предполагает отказа от ее критики или от собственных убеждений. Она означает признание плюрализма. Особенно необходима толерантность в тех областях, где отсутствует точный критерий оценки и доказательства предпочтительности каких-либо взглядов, принципов или решений (будь то вопросы религиозной веры, моральных убеждений, национальных традиций и т. д.). Как важный элемент культуры общения толерантность признается сегодня необходимым условием общественного единения людей различных верований, культурных традиций, политических убеждений. В этом плане она выступает как единство спонтанно-негативного восприятия другого (неприятие, осуждение) и позитивного действия в его адрес (принятие, допущение); толерантное принятие не тождественно снисходительности к другому или вынужденному примирению с осуждаемым явлением. Толерантность является ключевым нравственным принципом гражданского общества. В то же время, как показывает опыт, абсолютизированная терпимость открывает путь произволу и насилию; так что ни при каких обстоятельствах толерантность не должна оборачиваться попустительством ко злу, в частности терпимостью по отношению к посягательствам на свободу и нравственное достоинство человека (см. Ненасилие). 2. Формы толерантности В структуре толерантности, можно выделить следующие функции толерантности ?8?: ? мотивационная (определяет состав и силу мотивации социальной деятельности и поведения, способствует развитию жизненного опыта, т.к. позволяет личности принять другие точки зрения и видения решения проблем. Побуждает к расширению контактов, диалогов, деятельности, к конструктивному взаимодействию с окружающими); ? информационная (понимание ситуации, личности другого человека); ? регулятивная (толерантность имеет тесную связь с волевыми качествами человека: выдержка, самообладание, саморегуляция, формируемыми в процессе воспитания); ? адаптивная (позволяет личности выработать в процессе совместной деятельности положительное, эмоциональное, устойчивое отношение к самой деятельности, которую осуществляет личность, к объекту и субъекту совместных отношений). На основе признаков толерантности выделяет типы толерантности в таблице 1. Толерантность может быть выражена в четырех возможных формах ?3,4?: ? безразличие (толерантных отношений в такой форме вполне достаточно, когда дело касается различий в обычаях, мнениях, убеждениях); ? уважение к другому, которого я вместе с тем не могу понимать и с которым не могу взаимодействовать (такая форма толерантности может существовать в науке и культуре: все научные взгляды и культурные традиции равноправны, но вместе с тем несоизмеримы); ? снисхождение к слабости других, сочетающиеся с некоторой долей презрения к ним; ? расширение собственного опыта и критический диалог (способность посмотреть на другого с его точки зрения, и тем самым увидеть слабость своей позиции). Таблица 1. Типы и признаки толерантности Типы общественного сознания Типы толерантности Признаки толерантности Мифологическое «скрытая» толерантность Толерантность еще не осмыслена концептуально. Общество терпимо относится к специфике философского мышления, поскольку оно еще не ведет к разрушению образов мифического сознания Религиозное «парадоксальная» толерантность В структуре абсолютной веры, монотеизма толерантность невозможна в принципе, поскольку она разрушает абсолютность. Но религиозные войны, основой которых являлась религиозная нетерпимость. Секулярное «социокультурная» толерантность В секулярном обществе толерантность становится реальностью в результате признания как истинных универсальных нравственных принципов. На данной основе возможно уважение к иному, принятие этнических и национальных особенностей, различий в социальных воззрениях, которые порождаются особенностями условий жизни, профессиональной деятельности, культурных традиций. Толерантность здесь - следствие высокой духовной и нравственной культуры Толерантность в международных отношениях является условием сотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической или религиозной принадлежности их населения и пр. Социальная толерантность, определяется как ненасильственное, уважительное отношение между различными социальными группами, является гарантом гармоничных отношений в обществе. Она направлена на равновесие в обществе и признает право на объединение людей для защиты своих прав и интересов. В социально-направленном обществе создаются условия для формирования толерантного поведения личности, ее ответственности. На индивидуальном уровне толерантность является нормой поведения ответственной личности. «Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону». В основе толерантности лежит активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека, выделяют следующие уровни толерантности ?9,10?: 1. Уровень сдерживания негативного реагирования на нравственно значимый фактор исключает насилие (уровень проявления терпимости). При этом необходимо учитывать, что терпимость является выражением свободной эмпатии, не может порождаться угрозой, мольбой, подражанием. За терпимость ошибочно могут быть приняты: замедленность реакции, нерешительность, неспособность к ценностному различению, упование на автоматизм судьбы, циничное равнодушие. Выделяют следующие виды терпимости: ? квазитерпимость - виды сдержанности, которые внешне предстают как терпимость, но являются мнимыми, ненастоящими; возможные мотивы подобного поведения - прагматизм, конформизм, самореклама, попустительство, вера в автоматизм событий; ? псевдотерпимость - случаи сознательного введения кого-либо в заблуждение; мотивация - притворство; ? «негативная» терпимость - терпимость, носящая показной характер, а также злонамеренное невмешательство; мотивация - отлаженная месть, злонамеренное воздержание; ? «позитивная» или подлинная терпимость обусловлена такими мотивами, как внимание, понимание, симпатия, помощь, забота об адресате. 2. Уровень готовности к взаимопониманию и понимание другого на основе общечеловеческих ценностей, а также признание за ним права на существование. 3. Уровень критического диалога и расширение собственного опыта на основе критического осмысления. 3. Способы диагностики толерантности Для изучения и измерения толерантности применяются существенно различные методы. Это обусловлено, скорее, отсутствием однозначности в трактовании признаков проявления толерантности и факторов способствующих ее становлению. Выделяют следующии методы исследования толерантности ?7?: ? специфические – направленны на выявление установок толерантного сознания; ? неспецифические – описывают характеристики личности и межличностного общения, являющиеся, в свою очередь, признаками проявления толерантности, либо интолерантности. В российской психолого–педагогической литературе, в самое последнее время, появилось большое число работ, которые предлагаются более или менее целостные «диагностические комплексы» измерения толерантности. В качестве такого примера можно назвать «Практикум по исследованию и диагностики толерантности личности» (авт: Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова). Авторы предлагают следующий набор методик ?7?: ? опросник определения нервно–психической устойчивости; ? методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т.Х. Холмс, Р.Х. Раге); ? миссисипская шкала ПТСР (Т.М. Кеан, Дж.М. Кэддел, К.Л. Тэйлор); ? опросник выраженности симптомов ПТСР (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, П.А. Черкасов); ? экспресс–опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова); ? вопросник для измерения толерантности (В.С. Магун, М.С. Жамкочъян, М.М. Магура); ? методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко); ? шкала базовых убеждений (Р. Янов–Бульман); ? опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиан, Н. Эпштейн); ? Томский опросник ригидности (Г.В. Залевский); ? методика определения толерантности к неопределенности (С. Баднер); ? методика ТАТ; ? шкала социальной дистанции (Э. Богардус); ? шкала фашизма (Т. Адорно, Э. Френкель–Брунсвик, Д. Левинсон, Р. Сэнфорд); ? методика для измерения степени предубежденности (Г. Олпорт, Б. Крамер); ? опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель–Брунсвик); ? диагностический тест отношений (Г.У. Солдатова); ? опросник «Типы этнической идентичности» (Т.У. Солдатова, С.В. Рыжова); ? социологические индикаторы социальной и этнической толерантности; ? «Евробарометр». Отдельные методики с дополнительно расширенной информацией к ним приведены ниже. Описание каждой методики предваряется теоретическим введением, в котором дается оценка метода и область его применения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Культурология, 18 страниц
200 руб.
Реферат, Культурология, 30 страниц
200 руб.
Реферат, Культурология, 29 страниц
200 руб.
Реферат, Культурология, 17 страниц
200 руб.
Реферат, Культурология, 19 страниц
200 руб.
Реферат, Культурология, 23 страницы
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg