Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Совершенствование подводной части гребка кролем на груди у пловцов 13-14 лет.

kisssaaa0721 1300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2021
Объект исследования – тренировочный процесс на учебно-тренировочном этапе у спортсменов-пловцов 13-14 лет. Предмет исследования – комплекс упражнений, направленный на совер-шенствование подводной части гребка кролем на груди. Цель: Разработать и экспериментально обосновать эффективность ком-плекса упражнений направленных на совершенствование подводной части гребка кролем на груди. Задачи: 1. Определить особенности техники движений руками кролем на груди. 2. Разработать комплекс упражнений, направленный на со-вершенствование подводной части гребка кролем на груди по элементам у пловцов 13 – 14 лет. 3. Экспериментально обосновать эффективность применения комплекса направленного на совершенствование подводной части гребка кролем на груди по элементам у пловцов 13-14 лет. Теоретическая значимость заключается в том, полученные эксперимен-тальным путем данные дополняют теоретические знания в области техни-ческой подготовки пловцов в возрасте 13-14 лет. Практическая значимость работы заключается в том, что в ходе проведен-ных исследований: полученные данные, могут успешно применяться в практике работы ДЮСШ по плаванию.
Введение

Повышение мастерства пловцов - это непрерывный процесс совер-шенствования. Он охватывает все стороны спортивной подготовки: физи-ческую, техническую, тактическую, психологическую и другие. Техниче-ская подготовленность имеет решающее значение в спортивной подготовке пловцов Актуальность проблемы заключается в том, что в возрасте 13-14 лет в основном занимаются развитием физических качеств, наплыванием больших объемов, а совершенствованию технических элементов гребка по элементам уделяется мало внимания. Что впос ледствии оказывает влияние на качестве выполнения рабочих фазах гребка. Недостаток технической подготовки сказывается на уровне спортивных результатов, часто возни-кают травмы плечевых и локтевых суставов, что и делает актуальным раз-работку нашего комплекса упражнений направленных на совершенствова-ние техники гребка кролем на груди. Гипотеза: Мы предполагаем, что использование упражнений направлен-ных на совершенствование техники подводной части гребка, по элементам, будет способствовать улучшению технической подготовленности, повыше-нию эффективности рабочих фаз гребка и улучшению спортивного ре-зультата пловцов кролистов 13-14 лет.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА, КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА ПЛОВЦОВ 4 1.1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 13—14 ЛЕТНИХ ПЛОВЦОВ 4 1.2 ТЕХНИКА ПЛАВАНИЯ КРОЛЕМ НА ГРУДИ 7 1.3. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ 21 ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24 2.1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 24 2.1.1 Анализ научно-методической литературы 24 2.1.2 Опрос 25 2.1.3 Педагогический эксперимент 25 2.1.4 Контрольно-педагогические тестирования 29 2.1.5 Метод экспертной оценки 29 2.1.6 Методы математической статистики 30 2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30 ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ 32 3.1 РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА 32 3.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 45 СПИСОК ИПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 46 ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Список литературы

1. Аникина, Т.А. Избранные главы по возрастной физиологии /Т.А. Аникина, Л.Г. Ковтун и др. - Казань, 2004. - 180 с. ISBN: 978-5-4263-0459-8 2. Ахатов, А.М. Психологическая подготовка спортсменов / Ахатов А.М., Работин И.В. – КамГАФКСиТ., 2008. С. 4-50. ISBN: 978-5-00129-018-6 3. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 2012. С. - 193.— ISBN 978-5-397-07323-3. 4. Булгакова, Н.Ж. Плавание: Учебник для вузов / Под общ. ред Н.Ж. Булгаковой. - М.: Физкультура и спорт, 2001. — 400 с., ил. ISBN 5-27800707-9 5. Викулов, А.Д. Плавание / Викулов А.Д. - М.: Владос-пресс, 2003.— ISBN 5-305-00022-Х. 6. Давыдов, В.Ю. Оптимизация построения тренировочных нагрузок в процессии подготовки квалифицированных пловцов / Давыдов В.Ю., Прыткова Е.Г. – М.: Теория и практика физической культуры, 2002. - 32 с. 7. Кистяковский, И.Ю. Рекомендации по методике обучения детей пла-ванию. Плавание. Вып. 1. / Кистяковски И. М., 2016. - 46-52 с. 8. Козлов, А.В. Многолетняя подготовка юных пловцов: Учебное по-собие // Козлов А.В. - СПб: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2001. С. 87. — ISBN 978-5-9718-0475-8 9. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физ. культ. / Курамшин, Ю.Ф. — М.: Ака-демия, 2005. – 305 с. 10. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: Учебник для студ. высш. учеб. Заведений / Максименко А.М — М.: Физическая культура, 2005. - ISBN 5-7695-0853-1. 11. Нику, А. Новые взгляды на вопросы периодизации спортивной тренировки // Материалы междунар. науч. конф. по проблеме спор-тивной тренировки / Нику А., Вравце А., Флореску К. — М.: Физ-культура и спорт, 2016. — 49 с. 12. Соломатин, В. Р. Критерии индивидуализации и построение многолетней тренировки в спортивном плавании: автореферата по ВАК 13. РФ 13.00.04, доктор педагогических наук / Соломатин Виктор Радиевич; ГОУ ВПО Педагогический институт физической культуры Московского городского педагогического университета. – Москва, 2010. 14. Чертов, Н.В. Плавание / Чертов Н.В. — Ростов-на-Дону: ПИ ЮФУ, 2007.— ISBN 978-5-9275-1045-0 15. Аикин В.А. Общие закономерности дифференцированного обучения биомеханическим элементам техники плавания в возрасте 7-17 лет : Автореф.дисс. . докт.пед.наук. Омск, 2012. - 47 с. 16. Алабин В. Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя трениров-ка юных спортсменов. Харьков: Основа, 2007. - 175 с. 17. Барникова, И.?Э. Компьютерная ?обработка эксперимен-тальных ?данных в ?педагогике и ?биомеханике в ?области фи-зической?культуры и ?спорта : учебное ?пособие / И.?Э. Барни-кова ; ?Нац. гос. ?ун-т из. культуры, спорта ?и здоровья ?им. П.?Ф. Лесгафта, ?Санкт-Петербург. – Санкт-Петербург : [?б. и.], 2016. – 184 ?с.). 18. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник / И.С. Барчуков; Под общ. ред. Г.В. Барчукова. - М.: КноРус, 2012. - 368 c. 19. Берестецкая И.Ю. Методика технической подготовки пловцов с учетом возрастных особенностей формирования двигательной функ-ции : Автореф.дисс. . канд.пед.наук. Киев, 2014. - 24 с. 20. Булгакова Н. Ж. Плавание. М.: ООО «Издат-во АСТ» 2015. 160 с 21. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: Физ-культура и Спорт, 2011. - 191 с. 22. Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовке в спорте. М. , 2013. - 264 с. 23. Голубев Г.Ю., Давыдов В.Ю., Калинин А.Д., Воеводина Т.М. Планирование и организация учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ по плаванию: Учебное пособие. – Самара: СГПУ, 2006. – 112 с. 24. Зенов Б.Д., Кошкин ИМ., Вайцеховский СМ. Специальная фи-зическая подготовка пловца на суше и в воде. - М.: Физкультура и спорт, 2013. 25. Капотов, П. П. Обучение плаванию / П.П. Капотов. - М.: Воен-издат,2018. -865c. 26. Кокоулина О. П. Основы теории и методики физической куль-туры и спорта. М. : Физкультура и спорт, 2011. - 88 с. 27. Книга Обучение детей плаванию [Электронный ресурс] : http://www.school-sport.ru/forum/ 28. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры. М. : Советский спорт, 2012. - 464 с. 29. Макаренко Л.П. Юный пловец. — М.: Физкультура и спорт, 2013. — 288 с. 30. Максимов В.И. Основы анатомии и физиологии человека. М.: Колос, 2014. - 167с. 31. Мясникова, Т.И. Плавание: общая характеристика и история развития : учебное пособие / Т.И. Мясникова. - Екатеринбург : Ур-ФУ, 2016. - 123 с. 32. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпий-ском спорте. Общая теория и ее практические приложения. М. : Со-ветский спорт, 2005. 820 с. 33. Плавание. Книга-тренер. - М.: Эксмо, 2012. - 802c. 34. Плавание: Учебник/под ред. В.Н.Платонова. – Киев: Олимпий-ская литература, 2000. – 524 с. 35. Программа по плаванию для спортивных школ [Электронный ресурс] : http://www.schoolsport.ru/forum/13-153-1 36. Семенов Ю.А. Навык плавания — каждому. М.: Физкультура и спорт, 2014. - 144 с. 37. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта : учебник : для студентов высших учебных заведений / В.М. Смирнов, Н.А. Фудин, Б.А. Поляев, А.В. Смирнов. - М.: Медицинское инфор-мационное агентство, 2012. - 543 с. 38. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Олимпия Пресс, 2015. —528 с. 39. Холодов Ж. К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания. М. : Академия, 2013. - 76 с. 40. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта плавание (утвержден?о приказом Мин?спор?та России от 03.04.2013г. №164) 41. Судаков, К. В. Нормальная физиология : учебник / под ред. К. В. Судакова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 880 с. - ISBN 978-5-9704-3528-1. 42. Давыдов, В.Ю. Отбор и ориентация пловцов по показателям тело-сложения в системе многолетней подготовки (теоретические и прак-тические аспекты) .— М. : Советский спорт, 2014 .— 384 с. — Биб-лиогр.: 384с.— ISBN 978-5-9718-0688-2 43. Пивченко, П. Г. Анатомия опорно-двигательного аппарата: учеб-ное пособие для студентов учреждений высшего образования по спе-циальности "Лечебное дело" / П. Г. Пивченко, Н. А. Трушель. – 3-е издание. – Минск: Новое знание, 2019. – 269, [1] с.: ил. ISBN 9789852400169 44. Капанджи, А.И. Верхняя конечность. Физиология суставов : схемы биомеханики человека с комментариями : [перевод с английского] / А. И. Капанджи ; предисловие профессора Рауля Тубьяна. — Москва : Эксмо, 2020. — 376 с.: цв. ил. — (Цветные иллюстрирован-ные медицинские атласы). ISBN 978-5-04-113738-0 45. Патологическая физиология нервной системы : учебное пособие / А. В. Дергунов, В. А. Круглов, М. А. Круглова, О. В. Леонтьев ; под редакцией О. В. Леонтьева. – Санкт-Петербург : СпецЛит, 2019. – 94 с. – ISBN 978-5-299-00866-1 46. П. Кононова, В. Г. Шилько ; Федеральное агентство по образова-нию, Томский государственный университет, Факультет физической культуры, Кафедра физического воспитания и спорта. – Томск : ТГУ, 2008. – 34 с. : ил. 47. Латушкин Р.С. Техника эффективного плавания. Кроль / Роман Ла-тушкин. – Москва : Спорт и культура - 2000, 2016. – 93, [2] с. : ил. – ISBN 978-5-91775-304- 48. Сало, Д. Совершенная подготовка для плавания / Д. Сало, С. Риуолд; перевод с английского И. Ю. Марченко. – Москва : Евро-Менеджмент, 2015. – 268 с. – ISBN 978-5-9907294-0-7. 49. Маклауд Й. Анатомия плавания. Изд Попурри., 2011 . 200С ISBN: 978-985-15-1219-1 50. Казызаева, А. С. Основы техники спортивных способов плава-ния [Электронный ресурс] : учебное пособие / О. Б. Галеева, А. С. Казызаева .— Омск : Изд-во СибГУФК, 2010 .— 152 с. : ил. — Ре-жим доступа: https://rucont.ru/efd/275724 51.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА, КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА ПЛОВЦОВ 1.1. Анатомо-физиологические особенности 13—14 летних пловцов Изменения в функциональном состоянии и в строении организма юных спортсменов происходит под воздействием систематических занятий физическими упражнениями, и возрастными особенностями (Максимов В.И. Основы анатомии и физиологии человека.М.,2014). Этот возраст характеризуется значительным ускорением роста организма. Показатели физического развития в эти годы увеличиваются значительно: годовой прирост в росте у девочек до 6 см, у мальчиков 7-8 см, в весе до 5 кг у девочек и до 7 кг у мальчиков (Судаков К.В. Нормальная физиология.М., 2015). Характерным для этого возраста является созревание половых желез и появление вторичных половых признаков. При этом происходят значительные изменения в работе желез внутренней секреции, оказывающих большое влияние на деятельность центральной нервной системы, в связи с повышением функции половых и щитовидных желез увеличивается возбудимость коры головного мозга и общая реактивность нервной системы становится более высокой (Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта : учебник : для студентов высших учебных заведений.М.,2012). Процесс полового созревания у девочек начинается на 1-2 года раньше (начинается в среднем в 11 -12 лет и заканчивается к 17-18 годам), чем у мальчиков (начинается в среднем в 13-14 лет и заканчивается к 18- 20 годам). В связи с этим и период ускоренного роста у девочек начинается раньше, чем у мальчиков (Сапин М.Р. Анотомия человека.М.,2017). В возрасте 13-14 лет девочки превосходят мальчиков по длине тела на 1-2 см, по весу - на 1,5- 2 кг. После 14 лет рост девочек начинает замедляться, и мальчики снова опережают их по всем показателям. В этот период у девочек происходит бурный рост молочных желез и матки, которая достигает к 13 годам почти такой величины, как у взрослой женщины. В этом возрасте особенно четко проявляются признаки неравномерности роста различных частей организма: рост тела в длину преобладает над ростом в ширину, конечности растут быстрее, чем туловище, в результате чего происходят заметные изменения пропорций. У девочек морфологический показатель, т. е. отношение роста стоя к росту сидя, значительно меньше, чем у мальчиков (Давыдов, В.Ю. Отбор и ориентация пловцов по показателям телосложения в системе многолетней подготовки (теоретические и практические аспекты.М.,2014). В этом заключается особенность телосложения девочек, более длинное туловище и короткие ноги (Пивченко, П. Г. Анатомия опорно-двигательного аппарата: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальности "Лечебное дело".Минск.,2019). Костная система у подростков находится в состоянии усиленного роста. Особенно быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей. Нижние конечности достигают наибольшей длины у девочек к 13 годам, у мальчиков к 15 годам. Рост кисти по отношению к длине руки с возрастом замедляется, т. е. рост плеча и предплечья совершается интенсивнее, чем рост кисти (Капанджи, А.И. Верхняя конечность. Физиология суставов : схемы биомеханики человека с комментариями.Эксмо.,2020). Рост костей в ширину невелик, процесс окостенения еще не закончен. К 13 годам происходит окостенение запястья. Окостенение эпифизов начинается с 14-летнего возраста. Ускоряется рост в высоту позвонков. Причем рост позвоночника у мальчиков идет особенно интенсивно с 13 лет и заканчивается после 20 лет, а у девочек идет довольно равномерно с 8 лет, заканчиваясь к 18 годам (Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник.М.,2015). Мышечная система в этот период укрепляется, однако рост мышечной ткани отстает от развития костного скелета. Подростки нередко увлекаются развитием силы мышц и при неразвившихся костях, особенно позвоночника, усиленно занимаются поднятием тяжестей. Такие чрезмерные нагрузки преждевременны для развития мускулатуры. Они негативно отражаются на росте костей и формировании всего тела и могут вызвать не только функциональные, но и морфологические изменения (Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта : учебник : для студентов высших учебных заведений.М.,2012). К 13-14 годам вес легких увеличивается. Одновременно с возрастом увеличивается и объем легких. С возрастом число дыхательных движений в минуту уменьшается, а объем дыхательного акта и относительный объем дыхания увеличивается минутный объем дыхания на 1 кг веса у детей больше, чем у взрослых (по данным Брока, у детей 11 лет- 140 см3, у 14-летних- 128 см3, а у взрослых - 96 см3). Жизненная емкость легких увеличивается параллельно росту: на каждые 5 см роста она возрастает в среднем на 400 см3(Брин В.Б. Анатомия и физиология человека.Лань.,2020). В юношеские годы завершается развитие центральной нервной системы. Нервные процессы отличаются большой подвижностью, причем возбуждение все еще продолжает несколько преобладать над торможением. Развитие второй сигнальной системы достигает высокого уровня (Леонтьев О.В. Патологическая физиология нервной системы.СпецЛит.,2019). 1.2 Техника плавания Кролем на груди Положение тела и общая характеристика способа. Тело пловца расположено у поверхности воды и находится в хорошо обтекаемом, близко к горизонтальному, положении с углом атаки 2–6° (диапазон угла атаки может колебаться и в пределах 0–8°, у высококвалифицированных пловцов этот диапазон более строгий — 4–5°). Голова лицом вниз, опущена в воду настолько, что уровень воды находится примерно у верхней части лба. Под водой, взгляд пловца, направлен вперед–вниз, непринужденно удерживая голову почти строго на продольной оси (Кононова А. П. Техника и методика обучения спортивным способам плавания.Томск.,2008). Кроль на груди характеризуется попеременными и симметричными движениями руками и ногами. Ноги пловца, ритмично и умеренно сгибаясь и разгибаясь в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, перемещаются попеременно вверх и вниз, вспенивая поверхность воды (Латушкин Р.С. Кроль. Техника эффективного плавания.Спорт и культура.,2016). Рабочая часть движения ноги – удар вниз. Наиболее эффективным является хлёсткий удар, выполняемый от бедра. При этом бедро, двигаясь вниз, немного обгоняет голень–стопу. Расстояние между стопами в крайнем нижнем и верхнем положении достигает примерно 40 см. Носки оттянуты и развёрнуты немного вовнутрь, пальцы почти соприкасаются. Работа ног обеспечивает устойчивое положение тела и поддерживает скорость продвижения. Руки движутся по криволинейным траекториям. Они обеспечивают основное продвижение тела вперед. Во время плавания в связи с работой рук туловище выполняет поворот вокруг продольной оси тела на 35–50°. Наибольший наклон приходится на момент вдоха руки в воду (в некоторых случаях поворот может возрастать до 60–65°). Колебание туловища повышает силу гребка и помогает выполнить пронос руки и вдох. Наибольшие углы наклона наблюдаются у грудной части туловища, наименьшие — в поясничной и тазовой (Мясникова, Т.И. Плавание: общая характеристика и история развития : учебное пособие.УрФУ.,2016). Существуют 3 разновидности плавания кролем на груди. В зависимости от частоты работы ног различают : 2-ударный, 4-ударный и 6-ударный, когда на один цикл работы рук (2 гребка руками) приходится 2, 4 или 6 ударов ногами (см. рис. 2, 3, 4). 2-х кроль применяется на длинных дистанциях, 4-х ударный как правило, на средних, а 6-ударный — на спринтерских дистанциях и на финишных ускорениях (Сало Д. Совершенная подготовка для плавания.М.,2015). Дыхание.При обычном дыхании на один цикл движений (на 2 гребка руками) выполняется один вдох и один выдох (Маклауд Й. Анатомия плавания.Попурри.,2011). Для вдоха голова поворачивается относительно продольной оси тела пловца в сторону гребущей руки настолько, чтобы рот оказался над водой. Вдох выполняется активно и быстро через рот в начале проноса руки над водой, когда тело накренено. После этого голова быстро поворачивается в воду (лицом вниз) и сразу же начинается постепенный выдох сначала через рот, затем через нос. Выдох выполняется продолжительнее вдоха. Завершается дыхательный цикл резким выдохом остатков воздуха через рот в тот момент, когда рот вновь показывается над водой — рот и губы освобождаются от воды, пловец готов начать очередной вдох. Между вдохом и выдохом, а также между выдохом и вдохом не должно быть пауз (Козлов, А.В. Многолетняя подготовка юных пловцов:Учебное пособие.СПб.,2001). При дыхании на один цикл пловец дышит под одну руку. Вдох-выдох также могут производиться и на каждый третий гребок или на каждый пятый гребок (Аикин В.А. Общие закономерности дифференцированного обучения биомеханическим элементам техники плавания в возрасте 7-17 лет : Автореф.дисс. . докт.пед.наук. Омск,2012). Движения Ног. Ноги выполняют непрерывно попеременные встречные движения сверху вниз и снизу вверх с небольшой амплитудой. Движения ног выполняют компенсаторную функцию, обеспечивая устойчивое горизонтальное положение тела, и повышают или поддерживают скорость продвижения на дистанции. Движение ног состоит из двух фаз — рабочей (опорной) и подготовительной (безопорной). Движение ноги вниз (опорная фаза) называется еще гребковым, или ударом (оно способствует некоторому продвижению тела вперед), а движение ноги вверх— подготовительным (оно не влияет на продвижение тела вперед). Так, как движения обеих ног совершенно идентичны, можно рассматривать технику движения на примере одной ноги (Булгакова Н. Ж. Плавание.М.ООО«Издат-во АСТ».,2015). Рабочая (опорная) фаза (движение сверху вниз). Движение ноги вниз начинается с последовательного разгибания ее в коленном и голеностопном суставах и одновременного сгибания в тазобедренном суставе. Все части ноги движутся вниз в этот момент. Затем стопа и голень продолжают движение вниз до полного разгибания ноги в коленном суставе, а бедро, опережая голень и стопу, начинает движение наверх. Это движение бедра способствует увеличению скорости движения стопы вниз за счет хлесткого движения ноги. При таком движении, стопа создает подъемную силу и силу тяги, которые способствуют поддержанию тела на поверхности воды и продвижению его вперед. Рабочее движение считается законченным, когда нога полностью выпрямится в коленном суставе (Капотов, П. П. Обучение плаванию.М.,2018). Подготовительная фаза (движение снизу вверх). В исходном (крайнем нижнем) положении нога выпрямлена в коленном суставе, а стопа развернута вовнутрь и расслаблена. По отношению к туловищу нога занимает наклонное положение, так как она остается согнутой в тазобедренном суставе. Движение вверх начинается с разгибания прямой ноги в тазобедренном суставе. До горизонтального положения нога движется прямой. Далее начинается сгибание ноги в коленном суставе, а стопа и голень продолжают движение вверх. В этот момент бедро за счет сгибания в тазобедренном суставе начинает движение вниз. Когда угол между передней поверхностью бедра и туловищем (в тазобедренном суставе) составит 160–170°, а между задней поверхностью голени и бедра (в коленном суставе) — 130–140°, движение ноги снизу вверх считается законченным (Макаренко Л.П. Юный пловец.М.,2013). Согласование работы ног.Из крайнего верхнего положения одна нога движется вниз, одновременно другая из крайнего нижнего положения движется наверх. Наибольшая амплитуда движений между голеностопными суставами составляет примерно 30–40 см. Она зависит от скорости плавания: при высокой скорости амплитуда движений уменьшается, так как увеличивается быстрота движений стоп, а их путь сокращается. Поскольку ноги выполняют непрерывные движения в воде, а продвижение от них незначительное, они должны осуществлять свободные движения с небольшими усилиями (Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения.М.,2005). При плавании шестиударным кролем движения бедер выполняются с быстрой сменой направлений. При четырехударном кроле ноги выполняют скрестные движения: одна движется по диагонали вниз–внутрь, в то время как другая — плавно вверх, в результате чего ноги на короткий момент скрещиваются. Амплитуда таких скрестных движений невелика. В варианте плавания двухударным кролем движение ноги вниз напоминает энергичный захлестывающий удар как при плавании баттерфляем, с активным вовлечением в это движение таза (Семенов Ю.А. Навык плавания — каждому.М.,2014). Движения рук. В кроле на груди основное продвижение тела вперед обеспечивают руки (кисти и предплечья), которые движутся по криволинейным траекториям (см. рисунок 1). Цикл движений каждой руки состоит из следующих фаз: —вход руки в воду; —захват; —опорная часть (две подфазы — подтягивание и отталкивание); —выход руки из воды; —пронос руки над водой. Как правило, фазовый состав движения рук начинает рассматриваться с входа руки в воду, что вполне оправдано из визуальных соображений. Однако вход руки в воду завершает подготовку к очередному гребку, поэтому в некоторых литературных источниках рассмотрение техники движения рук и фазового состава начинается со следующей фазы, чтобы не нарушать целостности рабочего и подготовительного периодов (Булгакова, Н.Ж. Плавание: Учебник для вузов.М.,2001). В то же время порядок чередования самих фаз в цикле и в одном, и в другом случае остаются неизменными. Фаза входа руки в воду.После проноса над водой, согнутая в локтевом суставе рука, быстро входит в воду под острым углом впереди одноименного плечевого сустава, ладонь обращена вниз–назад, пальцы за исключением большого, соединены. Погружение руки в воду осуществляется в следующей последовательности: кисть, предплечье, плечо. Рука разгибается в локте, и начинается захват (Викулов, А.Д. Плавание.М.,2003). Рука входит в воду близко к продольной оси тела или между ней и параллельной линией, условно проведенной на ширине плеча. В момент касания воды кистью руки угол крена тела на противоположный бок еще составляет 10–15°, в момент завершения входа в воду он равен нулю. Продолжительность фазы составляет около 0,07–0,17 с (7–12 % от времени всего цикла). Рисунок - 1 Цикл движений каждой руки Фаза зaxвата. В темповых вариантах кроля на груди она кратковременна, в вариантах с длинным силовым гребком рука больше вытягивается вперед, вследствие чего кисть и предплечье дольше взаимодействуют с потоком. В начале захвата рука, двигаясь вперед–вниз, незначительно сгибается в локтевом суставе, а кисть несколько поворачивается ладонью наружу. В этот момент рука с поверхностью воды составляет угол, примерно равный 15–20°. Продвигаясь дальше, рука продолжает сгибаться в локтевом суставе, а кисть под небольшим углом, меняя направление (вниз–внутрь), перемещается под продольную ось тела. К концу этой фазы рука принимает наилучшее положение для выполнения гребка: угол между горизонталью и предплечьем составляет 30–40°, угол сгибания в локтевом суставе —120–140°, угол атаки кисти— 40–50° (Чертов, Н.В. Плавание.ПИЮФУ.,2007). Продолжительность фазы захвата составляет примерно 0,08–0,30 с (10–25 % от времени полного цикла движений) Опорная фаза (2 подфазы—подтягивания и отталкивания). Подфаза подтягивания начинается с выраженного вращения руки внутрь и сгибания предплечья путем повышения давления кистина воду. Кисть, смещается назад относительно воды. К началу подтягивания рука согнута в локтевом суставе до угла в 130–150°, кисть ориентирована к фронтальной плоскости под углом около 45° (Алабин В. Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов.Харьков.,2012). Продвигаясь под туловищем с ускорением, рука продолжает сгибаться в локтевом суставе; образуя в середине гребка угол между плечом и предплечьем, равный 90–110°. Здесь кисть движется спереди назад в наклонной плоскости с одновременным вращением предплечья наружу (Берестецкая И.Ю. Методика технической подготовки пловцов с учетом возрастных особенностей формирования двигательной функции : Автореф.дисс. . канд.пед.наук. Киев, 2014.) Фаза отталкивания —наиболее энергичная часть цикла. Кисть с ускорением движется под животом и тазом спереди назад и немного наружу, сохраняя положение, близкое к фронтальному. Рука разгибается в локтевом суставе. Пловец за счет хорошей опоры о воду ускоряет продвижение тела вперед. Фаза завершается скользящим движением кисти вверх–назад и немного наружу, за счет разгибания предплечья. Оптимальному завершению способствует начало крена тела на противоположный бок (Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры.М.,2012). Опорная фаза завершается, когда рука достигает линии таза. В этот момент рука (предплечье и кисть) движутся вверх–назад. Продолжительность основной части гребка составляет 0,35–0,60 с (30–45 % от времени всего цикла движений). Фаза выхода руки из воды. Фаза совпадает с креном туловища на противоположный бок. Когда кисть руки достигла бедра, активные мышечные усилия, направленные на продвижение тела вперед, прекращаются, а локоть поднимается из воды. В следующий момент из воды последовательно поднимается плечо, предплечье и кисть и начинается движение (пронос) руки над водой. Кисть выходит из воды за линией таза, у бедра. Мышцы предплечья и кисти должны быть расслаблены (Педролетти М. Основы плавания. Обучение и путь к совершеству.Феникс.,2006). Продолжительность этой фазы составляет 0,05–0,08 с (5–8 % от времени всего цикла движений). Фаза проноса руки над водой. Согнутая рука без лишнего напряжения кратчайшим путем проносится над водой и входит в воду. Во время проноса локоть находится в высоком положении и направлен вверх , а кисть удерживается у поверхности воды. Пронос руки облегчается высоким положением одноименного плечевого сустава, которое обеспечивается за счет низкого положения плечевого сустава другой руки, выполняющей в это время начало гребка. Продолжительность фазы составляет 0,30–0,50 с (25–40 % от времени полного цикла) (Викулов А.Д. Плавание.М.,2004). Согласование движений рук.Правильное согласование движений рук в кроле на груди основано на получении наиболее высокой, относительно равномерной скорости движения пловца на протяжении каждого цикла. Поэтому пауза между окончанием основной части гребка одной рукой и началом основной части гребка другой рукой должна быть такой, чтобы достигнутая скорость движения пловца сохранилась. Это зависит от непрерывного получения тяговых усилий в цикле движения пловца. Поэтому когда левая рука выполняет вторую половину основной части гребка, то правая в этот момент входит в воду и начинает захват. Вынос левой руки из воды и начало проноса должно совпадать с окончанием фазы захвата правой руки. В момент окончания проноса левой руки правая заканчивает первую половину основной части гребка. Вход в воду и начало захвата левой руки должно совпадать с выполнением второй половины основной части гребка правой руки. Далее левая рука осуществляет фазу захвата, а правая выходит из воды и начинает пронос. Цикл движений завершается, когда левая рука заканчивает первую половину основной части гребка, а правая заканчивает пронос (Литвинов А.А Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание.М.,2014). Общая координация движений. В кроле на груди высокая равномерная скорость достигается за счет непрерывности рабочих движений рук и ног, четкого согласования движений с дыханием. Полный цикл движений состоит из гребка левой и правой руками и определенного количества ударов ногами (два, четыре или шесть) и дыхания, которое, как уже отмечалось, также вариативно (вдох может производится через 2 или 3 гребка руками, в отдельных случаях и через большее количество гребков). Рассмотрим основные 3 варианта согласования движений в способе кроль на груди в зависимости от работы ног. Рисунок - 2 двухударный кроль Двухударный кроль. В двухударном кроле (см. рисунок 2) на два поочередных гребка руками приходится два последовательных удара ногами. Основу двухударного кроля составляют непрерывные гребки руками. Любая задержка движений руками ведет к потере равновесия, погружению тела, что вынуждает пловца делать дополнительные движения ногами. Темп движений руками на той же дистанции всегда заметно выше, чем при других вариантах, особенно при шестиударном кроле (Абсалямов Т.М. Плавание. Учебник для вузов.М.,2000). И.п.— левая рука заканчивает пронос (кисть находится у поверхности воды), правая начинает вторую половину основной части гребка (кисть находится под грудью), левая нога движется вверх (стопа около горизонтали), правая согнута в коленном суставе, находится вверху (стопа у поверхности воды). Из исходного положения левая (правая) рука входит в воду, выполняет захват и приближается к середине первой половины опорной части гребка, правая заканчивает вторую половину опорной части гребка, выходит из воды и приближается к середине проноса, левая нога поднимается вверх (пересекает горизонталь), а правая производит удар вниз. Двигаясь дальше, левая рука вступает во вторую половину опорной части гребка, правая заканчивает пронос, левая нога сгибается в коленном суставе (стопа приближается к поверхности воды), а правая движется вверх (стопа приближается к горизонтали). В следующий момент левая рука осуществляет вторую половину опорной части гребка, выходит из воды и приближается к середине проноса, правая входит в воду, выполняет захват и приближается к середине первой половины опорной части гребка, левая нога производит удар вниз, а правая поднимается вверх (пересекает горизонталь). Заканчивая цикл движений, левая рука заканчивает пронос, правая вступает во вторую половину опорной части гребка, левая нога движется вверх (стопа около горизонтали), а правая сгибается в коленном суставе (стопа приближается к поверхности воды). Далее цикл движений повторяется. Таким образом, удар одной ноги вниз совпадает с наиболее эффективной частью гребка одноименной руки (вторая половина основной части гребка). В двухударном кроле рука производит сильный и быстрый гребок. Поэтому пловцы, овладевшие в совершенстве техникой этого варианта кроля, развивают темп движений выше, чем спортсмены, применяющие на одноименной дистанции шестиударный кроль. Вдох в двухударном кроле выполняется между окончанием фазы выхода руки из воды и началом фазы проноса этой руки. Другая рука в этот момент находится соответственно в конце фазы захвата и в начале опорной части гребка. Рисунок – 3 четырехударный кроль Четырехударный кроль (см. рисунок 3). Отличительной чертой четырехударного кроля является последовательное выполнение основных ударов ногами: правой вниз, левой вниз–внутрь (окрестный), левой вниз и правой вниз–внутрь (окрестный)(Плавание. Техника и методика обучения плаванию [Электронный ресурс] URL: http://to-swim.ru/). И. п.—левая рука входит в воду (кисть находится в воде), правая начинает вторую половину опорной части гребка (кисть находится под грудью), левая нога принимает горизонтальное положение, правая согнута в коленном суставе, находится наверху (стопа у поверхности воды). Из исходного положения левая (правая) рука входит в воду, производит захват и начинает первую половину опорной части гребка, правая осуществляет вторую половину опорной части гребка и начинает выход из воды, левая нога поднимается к поверхности воды, сгибаясь в коленном суставе, а правая производит удар вниз. Далее левая рука приближается к середине первой половины основной части гребка, а правая выходит из воды и приближается к середине проноса, левая нога выполняет окрестный удар вниз–внутрь, а правая медленно поднимается вверх (ее стопа находится ниже стопы левой ноги—ноги скрещиваются). Продолжая движение, левая рука, закончив первую, вступают во вторую половину опорной части гребка, правая заканчивает движение над водой и начинает вход в воду. Левая нога, сгибаясь в коленном суставе, движется в обратном направлении вверх–наружу (стопа у поверхности воды), а правая свободно поднимается до горизонтального положения. В следующий момент левая рука производит вторую половину опорной части гребка и начинает выходить из воды, правая входит в воду, производит захват и начинает первую половину опорной части гребка, левая нога производит удар вниз, а правая сгибается в коленном суставе и продолжает движение вверх (стопа достигает поверхности воды). Заканчивая гребок, левая рука выходит из воды и приближается к середине проноса, а правая проходит середину первой половины основной части гребка, левая нога медленно поднимается вверх, а правая выполняет удар вниз–внутрь (стопа остается выше стопы левой ноги—ноги скрещиваются) Цикл движений завершается, когда левая рука заканчивает пронос, правая вступает во вторую половину опорной части гребка, левая нога свободно поднимается до горизонтального положения, а правая сгибается в коленном суставе и движется вверх–наружу (стопа у поверхности воды) В четырехударном кроле техника дыхания мало чем отличается от двухударного. Однако в момент вдоха пловец выполняет скрестный удар: если вдох выполняется под правую руку —скрестный удар делает левая нога, если под левую —правая нога.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 67 страниц
1600 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 48 страниц
1200 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 39 страниц
975 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 42 страницы
1050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg