Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПОЛИТОЛОГИЯ

Власть как общественное явление

kisssaaa0721 290 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2021
Целью курсовой работы является изучение власти как социальное явление . Необходимость власти и ее место в обществе. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи: - рассмотреть понятие власти и раскрыть ее сущностное содержание; - выявить основные виды власти и их функции; - исследовать сущность и основания политической власти, как одного из универсальных видов власти; - изучить структуры и ресурсы политической власти; - раскрыть назначение власти в современном обществе на примере политической власти. Объектом исследования данной работы – власть как обще социальное явление, т.е. во всех видах ее проявления. Предметом исследования – виды, сущность, структура, ресурсы и назначение власти
Введение

Актуальность нашего исследования заключается в том, чтобы посмотреть, как возможность навязать другим людям свою волю и повлиять на их поведение. На основании этого определения с уверенностью можно сказать, что каждый человек в своей жизни обязательно сталкивался с властью. Возможно, это было государственное предписание, может национальные традиции или воля родителей. Власть многолика и всеобъемлюща. Она охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности. В связи с этим, изучение природы власти, ее историческую трансформацию и назначение в современном обществе представляется важным. В российском обществе проблема власти занимала особое место, т.к. в силу исторических традиций в сознании русских людей она вызывала особое уважение и преклонение перед ней. В условиях трансформации российского государства и общества в целом отношение к власти начало меняться. Именно этим можно объяснить тот всплеск интереса к этой проблеме в научной литературе и СМИ. Проблеме власти как общесоциального явления и власти политической посвящено огромное число научной и публицистической литературы. В философской и политологической литературе власть определяется как социальное средоточие командования, как способность организовать поведение классов и как общественное отношение команды – подчинения. В юридической литературе проводится четкое различие между понятием государственной власти и формами политического влияния, ставящими перед собой цель создания видимости «всеобщего участия» в политической жизни. В отдельных трудах власть рассматривается как способ интеграции всех средств принуждения, которыми обладает конкретная социальная группа. Спорным остается вопрос о природе политической власти и ее связи с классовыми и иными интересами. Некоторые авторы приравнивают власть к господству, другие оспаривают этот факт. Многие ученые особое внимание уделяют проблеме отношения политики к власти, и нередко эти понятия отождествляются.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3 ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛАСТИ…………………...5 1.1 Сущностная политической власти, ее основные компоненты…….5 1.2 Основные виды власти и их функции……………………………..…9 ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ...13 2.1 Сущность политической власти и ее виды………………..……….13 2.2 Структура и ресурсы государственной власти…………………….17 ГЛАВА 3. НЕОБХОДИМОСТЬ ВЛАСТИ И ЕЕ МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ……………………………………………………………………..24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….30
Список литературы

1. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Е.4,М.,1984. 2. Байтин. М. И. Государство и Политическая Власть. Саратов, 1972. 3. Пугачев В. П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995. 4. Белов. Г.А. Политология. М., Наука 1994 5. Вебер. М. Избранные произведения. М., Прогресс. 1990 6. Гончаров Д.В., Гонтарева И.Б. Введение в политическую науку. Юрист М., 1996 7. Дегтярев А.А. Политическая Власть Как Регулятивный Механизм Социального Общения. Полис: Политические Исследования 96г. №3
Отрывок из работы

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛАСТИ 1.1 Сущность политической власти ее основы и компоненты Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в самых разных смыслах. Одни считают, что власть означает реальную способность одного из элементов существующей системы реализовать собственные интересы в её рамках, и в этом смысле власть есть осуществления влияния на процессы, происходящие внутри системы. Другие считают властью результаты, продукт некоторого целенаправленного влияния. Третьи полагают, что власть представляет собой такие взаимные отношения между людьми или группами людей, сущность которых заключается во влиянии, воздействии, что это стремление к достижению равновесия». Власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми. Власть необходима, подчеркивал Аристотель, прежде всего, для организации общества, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, для поддержания его целостности и единства3. Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), там происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. В этом случае определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убежденности в необходимости выполнения распоряжения, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения. Сами мотивы имеют большое значение для эффективности власти и её долговечности. Здесь важно подчеркнуть, что властные отношения объективно присуще общественной жизни. Это своеобразная плата за жизнь в обществе, ибо жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно. Другими словами, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна. Власть вовсе не является непременно результатом только насилия, подавление одной личности другой. Замечено, например, что в сложной натуре человека есть несомненное искание над собой власти, которой он мог бы подчинится. Это своего рода потребность воздействия одного человека на другого, силы, соединяющая людей в общество. Исходя из выше сказанного, можно дать следующее определение власти. Власть в общем смысле есть способность и возможность оказывать определенные воздействие на деятельность, поведения людей с помощью каких - либо средств - воли, авторитета, права. Отсюда можно сделать следующий вывод: власть - это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. Сама власть выступает в виде управления, управление - в виде власти. Но управление не есть функционирование власти. Управление, подчеркивал Б. Краснов, шире, чем власть. Власть - элемент управления, источник силы управления. Процесс управления представляет собой процесс реализации властной воли для достижения цели властителя. Управление же является средством, при помощи которого целенаправленное воздействие власти из возможности превращения в действительность. Одно из наиболее распространенных представлений о власти - понимание её как принуждения. Как считает М. Байтин, власть безотносительно от форм своего внешнего проявления, в сущности, всегда принудительна, ибо так или иначе, направлена на подчинение воле членов данного коллектива, господствующей или руководящей в нем единой воле;. Отрицать то, что власть проявляется в процессе подчинения, принуждения воли какого - либо субъекта, было бы нелепо. Вместе с тем считаю, что сводить сущность властных отношений только к насилию и принуждению было бы неправильно. Политическая власть существовала, как известно, не всегда. В примитивных обществах, т.е. в обществах, социально не структурированных, общая власть ещё не носит политического характера, так как нет проблем, которые вызывают к жизни политику, - проблем достижения согласия. Политическая власть возникает в обществе, где люди разделены разными интересами, неодинаковым положением. В примитивном обществе власть ограничена родственными племенами связями. Политическая власть определена пространственными, территориальными границами. Политической властью обеспечивается порядок на основе принадлежности человека, группы к данной территории, социальной категории, приверженности идее. При неполитической власти нет жестких различий между управляющими и управляемыми. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Политическая власть возникает на основе соединения процесса концентрации воли множества и функционирования структур (учреждений, организаций, институтов), взаимосвязь двух компонентов: людей, которые сосредотачивают в себе власть, и организаций, через которые власть концентрируется и реализует. Политологию же интересует политическая власть, являющаяся ядром политической системы общества, её организационным и регулятивно контрольным началом. Она определяет все другие институты и отношения в самой системе общества. Прямо или косвенно политическая власть воздействует на развитие всех других общественных систем - экономической, социальной, духовной и др. К понятию «Политическая власть», конечно, применимо общее, приведенное выше определение власти как таковой, как широкого понятия, имеющего многочисленные формы проявления. Исходя из этого, понятие власти как общесоциологической категории может заключаться в следующем: власть – это соответствующая характеру и уровню общественной жизни средство функционирования любой социальной общности, имеющее форму подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей или господствующей в данном сообществе воле 1.2. Основные виды власти и их функции Властные отношения охватывают все сферы жизнедеятельности человека и общества. Существуют различные классификации власти. По масштабу охвата можно выделить социальную власть, возникающую в отношениях между большими социальными группами, и межличностную, регулирующую отношения между супругами, друзьями, родителями и детьми. Кроме этого, по социальному уровню выделяют следующие виды власти: 1) в масштабе всего общества; 2) внутри коллектива и 3) в отношениях между отдельными индивидами. Социальную (общественную) власть подразделяют на политическую и неполитическую. По мотивам и источникам выделяют еще несколько подвидов неполитической власти: патриархальная власть (власть рода (племени, общины)), власть различных общественных объединений, экономическая, родительская и церковная власть. Каждая разновидность общественной власти наряду с присущими ей общими чертами, обладает специфическими особенностями, и находится в тесной взаимосвязи с остальными видами. В зависимости от сферы распространения выделяют административно-принудительный, экономический и духовно-информационный виды социальной власти. Административно-принудительная власть очень близка по своей сути к политической власти. Но она ограничивает свое сферу узкими рамками. А именно такая форма власти опирается исключительно на силовые ресурсы и возникает при установлении контроля над людьми путем применения или угрозы применения физической силы. Экономическая форма властных отношений возникает из-за необходимости установления контроля над материальными и нематериальными ресурсами, имеющими стоимостное выражение, и собственность на материальные ценности. Важной особенностью в рыночной экономике является плюрализм субъектов власти. Важными составляющими социальной власти являются духовно-информационная, которая в свою очередь, может быть подразделена на культурную, религиозную и власть СМИ. Власть СМИ американский политолог Э. Тоффлер характеризует как разновидность власти, которая позволяет добиться поставленных целей при минимальных затратах ресурсов власти и может превратить противников в союзников. Современные СМИ, оказывая влияние на массовое сознание выполняют как подрывную, так и созидательную функции. Особое значение приобретают электронные СМИ – Интернет и телевидение. С одной стороны они повышают степень информированности населения, дают больше возможности участвовать в политической жизни и тем самым обеспечивают свободу выбора. При этом в результате слияния крупнейших медиа компаний они получают экономическую власть и возможность оказывать влияние на политическую власть. Но в то же время, став причиной бурного роста экономики, электронные СМИ стали потенциально опасными для системы власти. Сегодня один журналист может заменить огромный штат партийных агитаторов. Опасность современные СМИ представляют и для самого общества в целом и для отдельного индивида в частности. Что касается религиозной власти, то она на протяжении всей истории активно взаимодействовала с политической властью, находясь в содействии и конфронтации. Известны модели сакрализации власти в политических объединениях. На примере истории России можно назвать доктрину «Москва – третий Рим». В этом случае духовное лицо – патриарх Московский и светский руководитель – великий князь Московский – одновременно претендовали на титул и функции наместника Христа. Большое значение для изучения природы религиозной власти представляют труды известного социолога религии М. Вебера. Он выделил три типа господства – харизматический, традиционный и рациональный. В данном случае харизматическая власть основана на вере в обладание определенным лицом харизматическими, т.е. внеповседневными качествами. К ним можно отнести колдунов, пророков, предводителей на охоте, в походах за военной добычей, вождей и отдельных глав партий. В свою очередь, традиционная власть основана на установке на повседневно привычное и вере в него как в неоспоримую норму поведения. Отличительной особенностью этого вида власти М. Вебер называет то, что носитель этой власти обладает ею не в силу чисто личных, а за счет приобретенных или унаследованных качеств или же по факту легитимации актом избрания. В случае религиозной власти мотивом, несомненно, выступает авторитет. Ресурсами церкви выступают мораль, совесть, нравственность и этика. В России религиозная власть находится в симбиозе с государственной. Пытаясь заручиться моральным авторитетом Русской православной церкви политическая элита повсеместно распространила практику благословления политических лидеров и политических акций, освящаются новые объекты и т.д. Таким образом, власть как общественное явление имеет множество видов. Классификация власти производится по масштабу охвата, по социальному уровню, по мотивам и источникам власти, по сфере распространения. 2 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ 2.1 Сущность политической власти и ее виды Довольно часто в научной литературе «политическая власть» отождествляется с «властью» в целом. Это связано с тем, что сфера воздействия политической власти обширна. Политическая власть находиться в тесной взаимосвязи с остальными видами социальной власти. Она внедряется и в экономическую, и в духовную, и даже в семейную сферу. Следовательно, все виды социальной власти могут применяться политической властью. Но в тоже время нельзя отождествлять все виды социальной власти с политической властью. Так, например, властные отношения между учителем и учеником не следует рассматривать как политические. Особенность политической власти заключается в том, что она, в отличие от межличностных отношений, возникает в отношениях между большими социальными группами, государствами и т.д. В преобладающих трудах по политологии и социальной философии политической власть признается та, которая является средством решения политических задач, т.е. средством осуществления защиты интересов значительных социальных групп. Исходя из этого, выделяются следующие разновидности политической власти: власть одной социальной группы над другой, государственная власть, власть партий и других политических организаций и движений, власть политических лидеров. По характеру взаимодействие власти и общества И. Кравченко выделяет четыре уровня политической власти с соответствующими им масштабами и объемами прерогатив, средствами, характером и свойствами субъектов власти, а также объектами и отношениями между ними, причем эти уровни расположены в политическом пространстве не изолированно друг от друга. На микроуровне – малые группы, их политическое воздействие и отношения между ними. На мега уровне распространяются центры микро власти и микро процессуальных отношений вовне. Нередко политическая власть отождествляется с государством, вернее отношениями в государственных институтах. В этом случае за пределы политической власти выходит целый ряд социальных отношений. Например, власть харизматического лидера, отношения в партийных организациях и т.д. Особенность политической власти состоит в способности индивидов, групп и их организаций в реализации своих интересов и их воли с помощью средств политико-государственного управления и контроля. На основании того политическую власть можно подразделить на государственную и общественную. Носителями последней являются партийные организации, общественные движения и СМИ. Политическая власть подразумевает обязательную организационную процедуру для выражения интересов общностей, т.е. институциональную оформленность. Это может быть достигнуто через политические партии, государство и т.д. Важной составляющей является идеология. Политическая власть универсальна и может использовать самые разнообразные ресурсы. Она сочетает открытые и теневые центры, функционирующие скрытно за пределами сферы общественного контроля. Важным признаком политической власти является иерархичность отношений и моноцентричность, что означает присутствие единого центра принятия решений. Помимо этого, субъекты власти могут делегировать свои полномочия друг другу. Например, центральная власть передает часть полномочий органам местной власти. Выделяют два вида осуществления политической власти: открытая, латентная и потенциальная. В первом случае субъект власти воздействует на объект и добивается подчинения. При латентной форме осуществления власти объект действует в соответствии с желаниями субъекта, предвидя его реакцию, хотя сам субъект не совершает по отношению к объекту никаких действий. При потенциальной форме субъект, обладая правами на осуществление власти, не исполняет свои полномочия. В этом случае можно говорить о неэффективности и кризисе власти. По способу организации власти можно выделить демократическую и недемократическую власть. По источнику происхождения власти социолог М. Вебер выделяет три вида власти: 1) традиционную, опирающуюся на устоявшиеся и мало меняющиеся в данном обществе ритуалы и традиции, 2) легальную – опирающуюся на закон и другие нормы права, четко регламентирующие осуществление власти и 3) харизматическую, реализующуюся за счет особого авторитета руководителя и вере его последователей в особые способности руководителя.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Политология, 19 страниц
200 руб.
Реферат, Политология, 15 страниц
200 руб.
Реферат, Политология, 14 страниц
200 руб.
Реферат, Политология, 29 страниц
200 руб.
Реферат, Политология, 31 страница
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg