Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИНВЕСТИЦИИ

Концепция для инвестирования и сохранения объектов культурного наследия

kisssaaa0721 492 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2021
Объектом исследования является материальное культурное наследие Российской Федерации. Предметом исследования являются современное состояние памятников, законодательство в области сохранения культурного наследия России, а также программы по его сохранению и законы Российской Федерации в этой области. Задачи: ? Анализ современного состояния памятников Псковской области и проблем их сохранения. ? Формирование областного реестра объектов культурного наследия – памятников Псковской области. ? Выработка предложений по развитию нормативной и научнометодической базы сохранения объектов культурного наследия с учетом специфики деревянной архитектуры. ? Выявление памятников, входящих в «группу риска» и требующих первоочередных работ по спасению. ? Определение оптимальных для сохранения памятников механизмов и моделей их использования. ? Определение пилотных муниципальных образований для реализации мероприятий Концепции. ? Рассмотрение степени влияния различных факторов на сохранение памятников истории и культуры. ? Изучение государственной политики в области охраны культурного наследия России. ? Изучение инновационных методов охраны культурного наследия России. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей – основа развития цивилизации.
Введение

Актуальность темы исследования обусловлена насущных вопросов защиты культурного наследия России на международном, государственном, федеральном и муниципальном уровнях. Культура является важным базисом, который объединяет общество. Государство, которое пренебрежительно относится к истории и не оберегает собственную культуру, не может твердо стоят на пути устойчивого развития в современном мире. Вне культуры невозможно обеспечить высокий уровень национального единства в целом и высокое качество жизни отдельного гражданина в частности, невозможно определить общие цели развития и встать на путь по их достижению. Более того, культура является механизмом международного общения: так, посредством культурного обмена в различных его проявлениях выстраиваются доверительные международные связи между государствами. В современной системе международных отношений нередко встречаются такие явления как ксенофобия, радикализм, изоляционизм, а также многие негативные последствия феномена глобализации. В этих условиях особенно важным представляется актуализация вопросов международных гуманитарных связей и культурного обмена, ведь именно культура способствует открытости и построению диалога на международной арене. Российская Федерация – государство, обладающее великой культурой и богатой историей. Именно в силу феномена исключительной важности культуры считаем целесообразным признание за государством обязанности проведения культурной политики. В частности, политики, направленной на защиту и сохранение объектов материального культурного наследия России, ведь, во многом, это и есть квинтэссенция истории и культуры. Невозможно поставить под сомнение тот факт, что памятники культуры и истории, представляющие исключительную ценность, нуждаются в защите со стороны государства. Именно государство ответственно за выработку стратегии действий, разработку нормативно-правовой базы, оказание технической поддержки, обеспечение насыщенности информационного поля и оказание экспертной помощи.
Содержание

Введение ГЛАВА 1. ОХРАНА МАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ПОНЯТИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА 1.1. ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОКУМЕНТАХ 1.2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ 1.3. СОСТОЯНИЕ ОБЪЕКТОВ МАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РФ ГЛАВА II. КОМПЛЕКС МЕР ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ 2.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Заключение Список используемых источников
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации / п. 3 ст. 44. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm; 2. УК РФ / Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры/ Ст. 243. URL: http://www.ukrf.net/s243.html; 3. КоАП РФ / Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации/ Ст. 7.13. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/6d3a764bb0e22830ad1cb6cdf022003e30b06c54/; 4. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». URL: http://www.unesco.org/culture/natlaws/media/pdf/russianfederation/ru_objetcsculturalheritage2002_rusorof.pdf (дата обращения: 11.04.2021). 5. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» / Ст. 6. URL: http://www.unesco.org/culture/natlaws/media/pdf/russianfederation/ru_objetcsculturalheritage2002_rusorof.pdf (дата обращения: 11.05.2021). 6. Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 года № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» / Ст. 1. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/2547 http://www.unesco.org/culture/natlaws/media/pdf/russianfederation/ru_objetcsculturalheritage2002_rusorof.pdf (дата обращения: 11.0.2021). 7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года №326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». URL: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 11.05.2021). 8. Закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 29.10.1976 / Ст. 2. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=727#09057745024770922 (дата обращения: 11.0.2021). 9. Приказ об утверждении положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 3 октября 2011 г. N 954 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 4, 23.01.2012. - Ст. 2 10. Полномочия федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» / Ст. 9. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/290564b9e7e64bd340a174bec847e15ec111865a/ (дата обращения: 11.05.2021). 11. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (ред. от 05.12.2017) / Ст. 35. URL: http://www.unesco.org/culture/natlaws/media/pdf/russianfederation/ru_basics1992_rusorof.pdf (дата обращения: 11.05.2021). 12. Закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 29.10.1976. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=727#09057745024770922 (дата обращения: 11.0.2021). 13. Руководство по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия / Центр всемирного наследия // Межправительственный комитет по охране культурного и природного наследия / Ст. I.G./ URL: http://www.nhpfund.ru/files/operational-guidelines-ru.pdf (дата обращения: 11.05.2021). 14. Convention Concerning the Protection of the World Cultural and Natural Heritage / Article 1. URL: https://whc.unesco.org/en/conventiontext/ (дата обращения: 11.05.2021). Научная и учебная литература 15. A compendium of key decisions on the conservation of cultural heritage properties on the UNESCO List of World Heritage in Danger// ICOMOS UNESCO. URL: file 16. Maheu, R. UNESCO's Role in a Changing World / R. Maheu // International Committee of the Red Cross / Travail Social, Paris. 1964. pp. 278-279. URL: https://www.cambridge.org/core/journals/international-review-of-the-red-cross-1961-1997/article/div-classtitleunescoandaposs-role-in-a-changing-world-by-maheurene-travail-social-parisdiv/F40EA67304C0E060E75B9CDDE1F9ECC4 (дата обращения: 11.05.2021). 17. Rules of Procedure // Intergovernmental Committee for the Protection of the World Cultural and Natural Heritage. URL: file:///C:/Users/home1/Downloads/document-166-19.pdf (дата обращения: 11.05.2021). 18.What is Cultural Heritage // ICOMOS, International Cultural Tourism Charter. Principles And Guidelines For Managing Tourism At Places Of Cultural And Heritage Significance. ICOMOS International Cultural Tourism Committee. 2002. URL: https://www.icomos.org/en/what-we-do/focus/179-articles-en-francais/ressources/charters-and-standards/162-international-cultural-tourism-charter (дата обращения: 11.0.2021). 19. World Heritage in Danger / UNESCO Official website. URL: http://whc.unesco.org/en/158/ (дата обращения: 11.05.2021). 20. Бородин, А.В. Развитие уголовно-правовой ответственности в России за преступления против культурных ценностей / Бородин, А.В. // Социально-экономические явления и процессы. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-ugolovno-pravovoy-otvetstvennosti-v-rossii-za-prestupleniya-protiv-kulturnyh-tsennostey (дата обращения: 11.05.2021). 21. В. В. Лавров Государственная политика и законодательство в области охраны объектов культурного наследия / В. В. Лавров // Государственное право, КриминалистЪ. 2012. №1(10) URL: http://www.procuror.spb.ru/k1025.html (дата обращения: 11.05.2021). 22. Куорсало, А. В самом центре Выборга разрушают все, что осталось / Куорсало, А. // ИноСМИ. URL: http://inosmi.ru/social/20170731/239936976.html (дата обращения: 11.05.2021). 23. Куцарова, М. Пакт Рериха – основа международной правовой системы защиты ценностей культуры и её будущее / Куцарова, М. // Электронная библиотека международного центра Рерихов. URL: http://lib.icr.su/node/855 (дата обращения: 24. Михеева, Н.М., Плотников, В.А. Современная внешняя политика России в глобальном и европейском измерении. 2010 / Михеева, Н.М., Плотников, В.А. // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Внешние связи Северо-Запада России и проблемы трансграничного сотрудничества в условиях экономического кризиса» 28 октября 2009 г. URL: http://www.studmed.ru/miheeva-nm-plotnikov-va-sost-sovremennaya-vneshnyaya-politika-rossii-v-globalnom-i-evropeyskom-izmerenii-materialy-mezhvuzovskoy-nauchno-prakticheskoy-konferencii-28-oktyabrya-2009-g_ 25. Элькина, М. Новостройки или обветшание. Сможет ли Санкт-Петербург сохранить собственное культурное наследие / Элькина, М. // Strelka Press. URL: http://strelka.com/ru/magazine/2017/11/07/savespb?Utm_source=vk.com&utm_medium=strelka_magazine_social&utm_campaign=v-tsentre-sankt-peterburga-sotni-avariyny&utm_content=12192595 (дата обращения: 11.05.2021). 26. Проект "Основы государственной культурной политики" / Российская Газета. URL: https://rg.ru/2014/05/15/osnovi-dok.html (дата обращения: 11.05.2020).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ОХРАНА МАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ПОНЯТИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА 1.1. ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОКУМЕНТАХ Обязанность защищать культурное наследие государства отражена во многих нормативно-правовых актах Российской Федерации, но прежде всего целесообразно отразить норму основополагающего закона – Конституцию РФ 1993 года: так, в пункте 3 статьи 44 отмечено, что «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» . Из данной императивной нормы, закрепленной в основном законе страны, следует, что культурное наследие – это неоспоримая ценность, защищать которую обязано как государство, так и каждый отдельно взятый гражданин Российской Федерации. Тем самым статья 44 Конституции подтверждает тезис значимости культуры и культурного наследия для государства и общества, их ценность для многонационального народа России и их определяющую роль в образовательной и духовной сферах жизни российских граждан. Для исследования непосредственно методов защиты культурного наследия целесообразно определить сущность и дефиницию культурного наследия согласно нормативно-правовой базе Российской Федерации. Одним из основополагающих нормативно-правовых актов в данной сфере является федеральный закон от 1992 года «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Именно в данном документе в статье 3 «Основные понятия» определена дефиниция понятия «Культурное наследие народов Российской Федерации». Так, культурным наследием народов Российской Федерации являются материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко- культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию. Данная дефиниция явно указывает на то, что культурное наследие в трактовке российского законодательства включает как материальное наследие, так и духовное (нематериальное). В этой перспективе целесообразно отметить, что в рамках данной выпускной квалификационной работы рассматриваются охранные практики, оценка состояния, пути улучшения объектов материального культурного наследия, так как для обстоятельного изучения тематики необходимо сузить поле исследования. Непосредственная обязанность государства осуществлять защиту объектов культурного наследия закреплена в федеральном законе №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Так, в федеральном законе значится, что «государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». В данном федеральном законе также дается более широкое понятие объектов культурного наследия народов РФ: к ним относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событии?, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизации?, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. В свою очередь объекты культурного наследия делятся на три категории: памятники, ансамбли, достопримечательные места : • памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия; • ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия; • достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места. Также, в статье 6 ФЗ №73 дано определение государственной защиты объектов культурного наследия: так, под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия. Методы и механизмы государственной охраны объектов культурного наследия будут рассмотрены во втором параграфе данной главы. Кроме объектов культурного наследия народов Российской Федерации существует также такой феномен, как «особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации». Так, к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся «расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства». Перечень данных объектов представлен Государственным сводом особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Важным фактом является то, что именно объекты из Государственного свода могут быть представлены Министерством культуры РФ в Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (далее ЮНЕСКО) для включения их в Список всемирного культурного наследия. Перечень же объектов культурного наследия народов Российской Федерации содержится в «едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», который был утвержден приказом Министерства культуры РФ от 3 октября 2011 года № 954. Согласно данному нормативно-правовому акту, государственный единый реестр «представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных» об объектах культурного наследия народов РФ. Составление реестра и включение в него объектов находится в ведении Министерства культуры РФ. Сегодня кажется очевидным, что объекты культурного наследия должны быть защищены юридически не только национальным государством, на территории которого они находятся, но и совместными усилиями каждого из членов международного сообщества. Вопрос охраны культурных ценностей получил юридическое закрепление в международном праве лишь в начале XX века, в частности, благодаря усилиям Николая Константиновича Рериха. Считается целесообразным обратиться к нормативно-правовым актам, закрепляющим основы защиты объектов культурного наследия в международном праве. Так, основополагающим документом в сфере защиты объектов культурного наследия признана Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, которая была принята Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры на 17-ой сессии в 1972 году. Предпосылками к принятию Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия были: • Увеличивающаяся угроза разрушений, вызываемых не только традиционными причинами повреждений, но также и эволюцией социальной и экономической жизни, которая усугубляет их еще более опасными, вредоносными и разрушительными явлениям; • Осознание последствий повреждений или исчезновений любых образцов культурной ценности для всех народов мира; • Понимание недостаточной охраны культурного наследия на национальном уровне в связи с объемом средств, которых она требует, и недостаточностью экономических, научных и технических ресурсов страны, на территории которой находится ценность, подлежащая защите; • Представление исключительного интереса некоторых ценностей культурного наследия, что требует их сохранения как части всемирного наследия всего человечества; • Признание необходимости участия всего международного сообщества в охране культурного наследия, а также необходимости обеспечения содействия всеми членами международного сообщества в связи с масштабом и серьезностью новых опасностей, которые угрожают объектам культурного наследия. Рассматривая вопрос об охране объектов культурного наследия, следует в первую очередь определить, что подразумевается под этой категорией. Так, Конвенция статьей 1 определяет, что к «культурному наследию» относятся : • памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; • ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; • достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии. Следует отметить, что причисление того или иного объекта культурного наследия находится в ведении государства, как это было проиллюстрировано ранее. Так, именно национальное государство, будучи конституирующим элементом Организации, принимает решение о определении и разграничении ценностей, находящихся на его территории. Также принципиальная значимость Конвенции 1972 года заключается в том, что статьей 4 данного международного документа закреплена обязанность государства, которое является подписантом данной конвенции, обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, которое расположено на его территории. Конвенция также обозначает возможность предоставления международной помощи и сотрудничества в финансовой, художественной, научной и технической сферах, которыми государство может воспользоваться, обратившись в соответствующий комитет ЮНЕСКО. Кроме того, в международной практике сложилось еще одно понятие «культурного наследия», которое было разработано Международным советом по сохранению памятников и достопримечательных мест. Так, под культурным наследием принято понимать выражение образа жизни, разработанного сообществом и передаваемое из поколения в поколение, включая обычаи, практики, места, объекты, художественные выражения и ценности. Культурное наследие часто выражается либо как нематериальное, либо материальное культурное наследие. Таким образом, были рассмотрены основные подходы к определению феномена объектов культурного наследия в нормативно-правовых актах Российской Федерации и его дефиниции в практике международных организаций. Сегодня в российском законодательстве понятие культурного наследия коррелирует с его определением в международном праве. Кроме того, наряду с существованием феномена объектов культурного наследия, в России существует такой феномен, как «особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации». В данной перспективе считаем, что именно международный опыт оказал значительное влияние на его появление (и, следовательно, расширения понятийного аппарата в области культурного наследия в российском законодательстве), так как категория особо ценных объектов культурного наследия является важным инструментом при определении тех объектов культурного наследия, находящихся на территории Российской Федерации, которые могут быть представлены в Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры для внесения их в Список всемирного культурного наследия. Другой важный вывод, отражающий влияние международного опыта на определение культурного наследия в России, можно сделать при оценке эволюции понятия. Так, в СССР не существовало «культурного наследия», вместо него в нормативно-правовых актах значились «памятники истории и культуры» , меры охраны и использование которых регулировал основополагающий в данной сфере закон, принятый в 1976 году. Закон причислял к памятникам истории и культуры «сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Целью советского законодательства в данной области являлась «пропаганда памятников в интересах коммунистического воспитания трудящихся» . После 1991 года, когда советская идеология перестала быть актуальной, появилась необходимость новой трактовки наиболее значимых культурных ценностей в российском законодательстве. Так, путем реформ в данной области в 2002 году был принят Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который закрепил понятие культурного наследия в российском дискурсе. Учитывая схожесть формулировок понятия объектов культурного наследия, закрепленных в новом нормативно-правовом акте РФ и Конвенции ЮНЕСКО от 1972 года, можно сделать вывод о том, что произошла рецепция нормы международного права российским законодательством. Таким образом, учитывая эволюцию понятия культурного наследия в российском законодательстве, целесообразно сделать вывод о том, что нормативно-правовой международный опыт в значительной мере оказал воздействие на определение феномена объектов культурного наследия в России. Так, именно Конвенция ЮНЕСКО 1972 года оказала непосредственное влияние на формирование понятийного аппарата в новом российском законодательстве в области культурного наследия. 1.2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ Определив понятие объектов культурного наследия и структур, ответственных за их защиту, следует определить их сферу деятельности и обратиться к зафиксированным в законодательной базе методам и механизмам их защиты. Относительно зоны ответственности государства в сфере защиты культурного наследия необходимо выделить следующие области: сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия. В российской законодательной базе сфера ответственности государства обстоятельно представлена в Основах законодательства о культуре. Так, в раздел VI посвящён обязанностям государства в области культуры. Однако единственная статья, отражающая обязанности государства по сохранению памятников истории и культуры (статья №35), утратила силу с 1 января 2005 года согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. Таким образом, в основном нормативно-правовом акте в сфере культуры эта императивная норма более не присутствует. В связи с этим, столпом законодательной базы Российской Федерации об обязанностях государства в сфере защиты объектов культурного наследия, расположенных на ее территории, является Федеральный закон № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В частности, глава II отражает распределение компетенции в области сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия нардов РФ между тремя уровнями: органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления . На данном этапе считается целесообразным выявить сферу ответственности высшего уровня власти, а именно органов государственной власти Российской Федерации. Так, в их компетенцию входит : • проведение единой инвестиционной политики в области государственной охраны объектов культурного наследия; • утверждение федеральных целевых программ сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; • определение политики в области государственной охраны объектов культурного наследия; • сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности; • государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; • организация и определение порядка деятельности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; • установление общих принципов содержания объектов культурного наследия и установления границ территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, проведения строительных, ремонтных и иных работ на территориях объектов культурного наследия и в зонах их охраны; • установление общих принципов сохранения объектов культурного наследия и др. Таким образом, очевидно, что на государственные органы РФ возложена функция проведения единой политики и установления общих принципов в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также непосредственное осуществление охраны объектов, представленных в Государственном реестре. Относительно методов защиты культурного наследия целесообразно отразить статьи 11 и 12 вышеупомянутого Федерального закона. Так, двумя основными методами защиты представляются государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия и государственные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Методы реализации защиты объектов культурного наследия широко представлены не только на национальном, но и на международном уровне. Так, центральное место в данной сфере занимает уже упомянутая Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года. Однако необходимо отметить, что каждое государство, будучи стороной Конвенции, признает, что наибольшая ответственность за выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного наследия возлагается прежде всего на него. Во исполнение целей Конвенции каждое государство, подписавшее ее, обязуется выполнять следующие задачи : • проводить общую политику, направленную на придание культурному наследию определенных функций в общественной жизни и на включение охраны этого наследия в программы общего планирования; • учреждать, если они еще не созданы, на своей территории одну или несколько служб по охране, сохранению и популяризации культурного наследия, располагающих соответствующим персоналом и средствами, позволяющими выполнять возложенные на них задачи; • развивать научные и технические разработки и исследования и совершенствовать методы работы, позволяющие государству устранять опасности, угрожающие его культурному наследию; • принимать соответствующие юридические, научные, технические, административные и финансовые меры для выявления, охраны, сохранения, популяризации и восстановления этого наследия; • содействовать созданию или развитию национальных или региональных центров подготовки в области охраны, сохранения и популяризации культурного наследия, а также поощрять научные исследования в этой области. Главным, что предлагает Конвенция, является создание системы международного сотрудничества и помощи для оказания государствам - сторонам Конвенции помощи в усилиях, направленных на сохранение и выявление этого наследия. Фактическая реализация этой системы воплощена в формировании ее трех фундаментальных элементов: 1. Межправительственный комитет по охране всемирного культурного и природного наследия; 2. Фонд охраны всемирного культурного и природного наследия; 3. Правила процедуры предоставления международной помощи. Межправительственный комитет культурного и природного наследия (или Комитет всемирного наследия) состоит из 15 государств-сторон Конвенции, которые избираются всеми государствами-сторонами Конвенции на очередных сессиях Генеральной конференции ЮНЕСКО. Главной задачей Комитета является формирование и дополнение Списка всемирного культурного наследия. Каждое государство предоставляет Комитету перечень объектов культурного наследия, находящихся на его территории, на основе которого Комитет формирует Список, который обновляется не реже раза в два года. В контексте уважения суверенитета государств важен факт согласия заинтересованного государства-участника во внесении в Список объекта культурного наследия, находящегося на его территории. Также в компетенцию Комитета всемирного наследия входит формирование, изменение и публикация Списка всемирного культурного наследия, находящегося под угрозой. Это список ценностей, фигурирующих в Списке всемирного наследия, для спасения которых требуются значительные работы и для которых в рамках настоящей Конвенции была запрошена помощь. Критерии, по которым объекты культурного наследия могут быть внесены в этот список, делятся на два вида : Установленная опасность (объекту угрожает конкретная серьезная опасность, существование которой доказано): • серьезное разрушение материалов; • серьезное повреждение конструкции и/или декоративных элементов; • серьезное нарушение архитектурной и/или градостроительной связности; • серьезное ухудшение состояния городского, сельского или природного окружения; • значительная утрата характеристик исторической подлинности; • значительная утрата культурной значимости. Потенциальная опасность (на объект воздействуют факторы, угрожающие лишить объект присущих ему характеристик): • изменение юридического статуса объекта и связанное с этим снижение категории охраны; • отсутствие охранной политики; • пагубные последствия хозяйственного развития региона; • пагубные последствия развития городской застройки; • возникновение или угроза вооруженного конфликта; • постепенные изменения в результате воздействия геологических, климатических и пр. экологических факторов. Структурно Комитет всемирного наследия состоит из Секретариата Комитета, который ведает вопросами и задачами организационного характера, Консультативных органов Комитета всемирного наследия (ИККРОМ, ИКОМОС и МСОП), чья главная роль заключается в оказании консультативной помощи в реализации Конвенции, а также различных по своей специализации бюро. Целесообразно, что именно Комитет, формирующий и обновляющий Списки, ответственен за рассмотрение заявок государств, а также определение характера и объема помощи, предоставляемой для обеспечения сохранности ценностей культурного наследия. Решения об использовании средств для оказания помощи и другие решения Комитета принимаются большинством в две трети присутствующих на заседании членов, а кворум составляет большинство участников Комитета. Фонд охраны всемирного культурного и природного наследия является основным источником средств, за счет которых оказывается помощь национальным государствам в сохранении объектов культурного наследия. Распоряжение средствами фонда находится в компетенции Комитета всемирного наследия. Средства фонда состоят из добровольных и обязательных взносов государств – сторон Конвенции; вкладов, даров или завещанных сумм, которые могут быть сделаны другими государствами, Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и другими организациями системы Организации Объединенных Наций, государственными или частными органами или физическими лицами; процентов с сумм, одолженных Фондом; сумм сборов и поступлений от мероприятий, организованных в пользу Международного фонда.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Инвестиции, 29 страниц
400 руб.
Курсовая работа, Инвестиции, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Инвестиции, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Инвестиции, 35 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Инвестиции, 30 страниц
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg