Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БИОЛОГИЯ

Методические аспекты изучения вирусов и бактерий при использовании различных форм обучения биологии

kisssaaa0721 1925 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2021
Тема бакалаврской работы: «Методические аспекты изучения вирусов и бактерий при использовании различных форм обучения биологии». Цель исследования: выявить требования к содержанию и разработать методические подходы при изучении представителей вирусов и бактерий при организации разных форм обучения биологии. Бакалаврская работа посвящена методике изучения вирусов и бактерий при использовании различных форм обучения биологии. В первой главе «Теоретико-методические подходы в организации форм обучения биологии в общеобразовательной школе на современном этапе образовательного процесса» раскрывается понятие и описываются современные формы обучения, дается их характеристика. Особое внимание отводится уроку и внеклассному мероприятию как формам обучения биологии. Во второй главе «Практические аспекты изучения вирусов и бактерий при разных формах обучения биологии на современном этапе образовательного процесса» выявляются требования к образовательным результатам учащихся при изучении вирусов и бактерий в нормативных документах, примерной ООП ООО и ООП СОО. Приводится сравнительный анализ учебников биологии для 7 (В.П. Викторов, А.И. Никишов; В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова) и 9 (В.Б. Захаров, В.И. Сивоглазов, С.Г. Мамонтов, И.Б. Агафонов; В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов) классов и подходы авторов в изучении вирусов и бактерий. Предлагается методический материал по изучению вирусов и бактерий с использованием различных форм обучения биологии: конспект урока «Прокариотическая клетка», конспект внеклассного мероприятия «COVID-19: глобальный вызов человечеству». Каждая глава заканчивается выводами. В приложении представляется технологическая карта внеклассного мероприятия «ВИЧ – миф или реальность»
Введение

Актуальность исследования. Приоритетная задача современной школы – формирование личности, обладающей универсальной системой знаний, значимой за пределами школьного образования, и опытом самостоятельной деятельности. В школьном курсе биологии таким потенциалом обладают знания о прокариотических организмах (микроорганизмах или бактериях) и неклеточных формах организации жизни (вирусах). Эти знания являются жизнепригодными, так как затрагивают вопросы личной гигиены, обработки и сохранения пищевых продуктов, профилактики и лечения инфекционных и вирусных заболеваний. Очевидно, что каждый человек должен не просто обладать этими знаниями, но и применять их в повседневной жизни. Кроме того, знания по вирусологии и микробиологии позволяют понять и оценить серьезные экологические и социально-этические проблемы, которые ставит перед современным обществом развитие биотехнологии. Организм человека подвержен заболеваниям и инфекциям. Ученые давно пытались выявить причину многих заболеваний, но этого сделать не удавалась, даже, когда определили симптомы и течение заболевания, причину найти так и не могли. И только в конце девятнадцатого века появился такой термин, как «вирусы». Вирусы это – неклеточные формы жизни, возбудители многочисленных и известных заболеваний человека и животных. Школьные учебники биологии содержат биологическую информацию о таких вирусах как: вирус иммунодефицита человека, Современный мир впервые столкнулся с глобальной угрозой всему человечеству и беспрецедентными вызовами, связанными с распространением вируса COVID-19. Впервые о COVID-19 заговорили в декабре 2019-го. Тогда вирус казался рядовым сезонным заболеванием, а спустя год масштабы его распространения стали мировыми. По данным на конец декабря 2020 года, новой инфекцией заразились свыше 80 миллионов человек, более 1,7 миллиона скончались. Коронавирус – тяжелая вирусная инфекция, поражающая людей независимо от пола или возраста, приводящая к эпидемии. Эпидемии коронавируса возникают ежегодно обычно в холодное время года и поражают до 15% населения планеты. За время возникновения вирусной инфекции число зараженных в мире насчитывают более 160 тыс. человек. Периодически возникая, коронавирус приводит к разным осложнениям отнимает у нас суммарно около года полноценной жизни. Человек проводит эти недели в больничной кровати, страдая от высокой температуры, общей разбитости, головной и мышечной боли, от интоксикации организма вызываемую, продуктами жизнедеятельности вируса. При тяжелом течении коронавируса часто возникают необратимые поражения сердечно-сосудистой системы, дыхательных органов, центральной нервной системы, провоцирующие заболевания сердца и сосудов, пневмонии, трахеобронхиты, менингоэнцефалиты. Очень часто остро возникшие заболевания в качестве осложнений переходят в хроническую форму. Коронавирус на 18.03.2021 в России обнаружили у 4428239 человек. По данным, представленным на сайте coronavirus-monitor.ru, за сегодня, количество зараженных вирусом Covid-19 увеличилось на 9803. Зафиксированных случаев смертей от коронавируса сегодня увеличилось на 460 и составляет 93824. Выздоровевших и выписанных из больниц увеличилось на 12061 и суммарно на сегодня равняется 4037036 человек. Статистика заражений коронавирусом в России обновляется каждый час, но как правило, основная масса данных приходит ближе к 13.00 по Московскому времени. В связи с возникшей беспрецедентной ситуацией в общеобразовательных учреждениях, как и во многих сферах деятельности в нашей стране, были введены меры на социальное дистанцирование, перевод на дистанционное обучение, введение и соблюдение в учреждениях антиковидных мероприятий. В связи с этим, возрастает роль системы образования, не только в соблюдении прав ребенка на сохранение здоровья, но и объяснение необходимости соблюдений всех правил жизнедеятельности в условиях пандемии. Изучение биологической природы вирусов (таких как вирус иммунодефицита человека, а теперь и вируса COVID-19) возможно при изучении биологии. Бактерии – обширная группа одноклеточных микроорганизмов, характеризующихся отсутствием окруженного оболочкой клеточного ядра и очень малого размера. При изучении бактерий важно, чтобы учащиеся хорошо усвоили, что эта группа организмов существенно отличается от растений, животных и грибов. Изучение вирусов и бактерий в школьном курсе биологии как никогда актуально. Так как знания, полученные на уроках и других формах обучения биологии, в будущем пригодятся школьникам во взрослой жизни. Проблема исследования заключается в необходимости выявления соответствия содержания учебников биологии требованиям ФГОС, а также в разработки методических приемов в процессе обучения биологии для достижения наиболее высоких предметных результатов, на примере изучения вирусов и бактерий. Цель исследования: выявить требования к содержанию и разработать методические подходы при изучении вирусов и бактерий при организации разных форм обучения биологии. Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии в школе. Предмет исследования: современные формы обучения биологии (урок и внеклассное мероприятие) и методические аспекты их организации в 7 и 9 классах. Задачи исследования: 1. Выявить современные формы обучения, охарактеризовать урок и внеклассные мероприятия как формы обучения биологии. 2. Выявить требования к образовательным результатам учащихся при изучении вирусов и бактерий в примерных ООП. 3. Провести сравнительный анализ учебников биологии и подходы авторов в изучении вирусов и бактерий. 4. Разработать конспект одного урока, конспект и технологическую карту внеклассных мероприятия при изучении вирусов и бактерий. Методы исследования: изучение и анализ научной, методической, учебно-методической литературы и источников сети интернет; моделирование, проектирование, конструирование. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны конспект урока на тему «Прокариотическая клетка», конспект внеклассного мероприятия «COVID-19: глобальный вызов человечеству», технологическая карта внеклассного мероприятия «ВИЧ – миф или реальность». Данные методические материалы можно включать в процесс обучения в общеобразовательной школе. Апробация результатов исследования осуществлялась при участии во Всероссийском конкурсе в период производственной практике (научно-исследовательской работы): 1. Всероссийский творческий конкурс «Горизонты педагогики». Номинация «Творческие и методические работы педагогов», тема работы «Технологическая карта внеклассного мероприятия «ВИЧ – миф или реальность». Диплом победителя 1 степени, 2021 г. Объем и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, заключения, списка литературы и приложения. Содержание бакалаврской работы изложено на 58 страницах. Выпускная бакалаврская работа включает в себя 1 таблицу, 6 рисунков и 2 приложения.
Содержание

Введение …………………………………………………………………… 4 Глава 1. Теоретико-методические подходы в организации форм обучения биологии в общеобразовательной школе на современном этапе образовательного процесса ……………………………………… 8 1.1. Современные формы обучения и их характеристика ……………… 8 1.2. Урок и внеклассные мероприятия как формы обучения биологии .. 12 Выводы по первой главе ………………………………………………… 21 Глава 2. Практические аспекты изучения вирусов и бактерий при разных формах обучения биологии на современном этапе образовательного процесса ………………………………………………. 22 2.1. Требования к образовательным результатам учащихся при изучении вирусов и бактерий в примерной ООП ООО и ООП СОО ….. 22 2.2. Сравнительный анализ учебников биологии и подходы авторов в изучении вирусов и бактерий …….………................................................. 25 2.3. Методический материал по изучению вирусов и бактерий с использованием различных форм обучения биологии …………………. 31 Выводы по второй главе …………………………………………………. 52 Заключение ………………………………………………………………… 53 Список литературы ……………..…………………………………………. 54 Приложение 1. Примерные сообщения учеников на внеклассном мероприятии «COVID-19: глобальный вызов человечеству» …………. 59 Приложение 2. Технологическая карта внеклассного мероприятия «ВИЧ – миф или реальность» …………………………………………… 66
Список литературы

1. Алиева Г.И. Методика преподавания и проблемы предмета «Биология» // Современные инновации. 2018. – № 2 (24). – С. 12-14. 2. Батова Н.В. Использование современных педагогических технологий на интегрированных уроках // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций, 2017. – № 3. – С. 1142-1145. 3. Боброва Н.Г., Семенов А.А., Лушина Л.И. и др. Полевой практикум по теории и методике обучения биологии: учеб. пособие для студентов заочников. – Самара: СамГПУ, 2004. – 100 с. 4. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерия. Грибы. Лишайники. М.: Просвещение, 1996. 192 с 5. Бунькова Е.А., Евтюхина И.С. Лабораторные и практические работы как форма обучения биологии // Студенческий форум. 2018. – № 2. – С. 14-16. 6. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1983. 7. Викторов В.П. Биология. Растения. Бактерии. Лишайники и грибы: учеб. для уч-ся 6 кл. общеобразоват. учреждений / В.П. Викторов, А.И. Никишов. – М.: Гуманитар. издат. центр «Владос», 2012. – 252 с. 8. Гозибекова М.Д. Методика преподавания и проблемы предмета «Биология» // Мировая наука. 2020. – № 3 (36). – С. 206-209. 9. Горват Е.И. Учебная экскурсия как интеграция урочной и внеурочной деятельности в социокультурном пространстве гимназии // Методист - М.: Методист. – 2013. – № 3. – С. 56–59. 10. Захаров В.Б., Сивоглазов В.И., Мамонтов С.Г., Агафонов И.Б. Биология: Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. – 2-е изд., перераб. – М. Дрофа, 2020. – 304 с. 11. Иванова Т.В., Чистякова Т.Н. Семинарское занятие по биологии как форма интерактивного обучения школьников // Биологические науки в школе и Вузе. – Смоленск: Смоленский государственный университет. – 2015. № 16. 12. Коронавирус: как влияет на человечество глобальная пандемия COVID-19 [Электронный ресурс]. – Режим доступа. https://yandex.ru/turbo/hightech.fm/s/2020/03/18/covid-19-pandemia Дата обращения: 22.03.2021. 13. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко B.C. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций – 5-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф 2016. – 288 с. 14. Королева М.А. Современное состояние проблемы формирования УУД при обучении биологии // Инновации в естественнонаучном образовании VII Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция. / Ответственный редактор: Т.В. Голикова. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2014. – С. 53-57. 15. Крепская И.П., Дашдиева О.Э. Современный урок биологии с позиции требований ФГОС ООО // Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей II Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. – С. 90-92. 16. Ланина И. Я., Соломин В. П. Экскурсии в природу по физике и биологии. – СПб.: Издат. РГРУ им. А.И. Герцена, 1998. –185 с. 17. Лебедева Н.С. Проблемы основ содержания биологического образования в средней школе // Здравоохранение, образование и безопасность. 2019. – № 1 (17). – С. 78-86. 18. Лёвина С.Н. Об особенностях преподавания биологии по новым учебникам в условиях ФГОС второго поколения // Инновации в естественнонаучном образовании: VIII Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция. 2015. – С. 61-63. 19. Методика обучения биологии: учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования / И. Н. Пономарева, О. Г. Роговая, В.П. Соломин ; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия». – 2012. – 368 с. 20. Методические рекомендации «О преподавании школьного курса биологии в 2019-2020 учебном году» / Сост: Г.А. Павлова. – СПБ: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2019. – 26 с. 21. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные. М.: Просвещение, 1988. – 176 с. 22. Мягкова А.Н., Комиссаров Б.Д. Методика обучения общей биологии: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1985. 287 с. 23. 15. Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология. Животные 8 класс. – М.: ООО "ГИЦ ВЛАДОС", 2017. – 266 с. 24. Пакулова В.М., Голикова Т.В. Современный урок биологии: учебное пособие: электронное издание. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2014. – 214 с. 25. Пасечник В.В. Биология. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С. Калинова; под ред. В.В. Пасечника. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 256 с. 26. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А., Швецов Г.Г. Биология 9 класс: учебник ФГОС. – М.: Дрофа, 2014. – 288 с. 27. Пахомов А.А., Савинова С.Г. Экскурсия как форма организации обучения и экологического воспитания школьников на уроках географии и биологии // Самарский научный вестник. – Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет. – 2014. – № 4(9). –С. 90–91. 28. Пономарева И.Н. и др. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Академия, 2003. – 272 с. 29. Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациям, осуществляющими образовательную деятельность [Электронный ресурс]. – Режим доступа. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009140015 Дата обращения: 21.01.2021. 30. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. 31. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа. https://mosmetod.ru/files/dokumenty/Primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya.pdf Дата обращения: 29.03.2021. 32. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. М.: Просвещение, 1988. 144 с. 33. Спирина Е.В. Проектирование современного урока биологии в соответствии с требованиями ФГОС ООО [Электронный ресурс]. – Режим доступа. https://docviewer.yandex.ru/view/30161384/?* Дата обращения: 16.02.2021. 34. Структура урока по ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа. http://mouo.gazz.zabedu.ru/files/org/225/58f615cfd7351.pdf. Дата обращения: 16.02.2021. 35. Тимошенко И. В. Система знаний о микроорганизмах в школьном курсе биологии как основа формирования предметной компетентности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. – Москва, 2008. – 23 с. 36. Типы и структура урока по ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа. http://uchitelya.com/pedagogika/21214-tipy-i-struktura-uroka-po-fgos.html. Дата обращения: 16.02.2021. 37. Файзуллина А.А. Методические приемы для конструктора уроков биологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа. https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/10/31/metodicheskie-priemy-v-biologii Дата обращения: 16.02.2021. 38. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с. 39. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. https://docs.edu.gov.ru/document/bf0ceabdc94110049a583890956abbfa/ Дата обращения: 29.03.2021. 40. Хроника пандемии: как человечество боролось с коронавирусом в 2020 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа. https://yandex.ru/turbo/sb.by/s/articles/khronika-pandemii-kak-chelovechestvo-borolos-s-koronavirusom-v-2020-godu.html Дата обращения: 22.03.2021. 41. Шаронова Е. Г., Ишуткина Н. Ю. Особенности организации и проведение уроков биологии в соответствии с ФГОС 2 поколения // Природные и социальные экосистемы: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной Году экологии в России и 80-летию со дня рождения А. П. Айдака / отв. ред. В. В. Алексеев. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. – С. 157-161. 42. Ширшиков Р.Н., Потапкин Е.Н. Современный урок биологии в системе школьного обучения // Евсевьевские чтения. Серия: актуальные проблемы биологии, экологии, химии и методик обучения: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «51-е Евсевьевские чтения». 2016. – С. 77-83.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-методические подходы в организации форм обучения биологии в общеобразовательной школе на современном этапе образовательного процесса 1.1. Современные формы обучения и их характеристика Процесс усвоения учащимися определенной суммы знаний и умений, воспитания и развития учащихся осуществляется в различных формах организации учебного процесса. Система форм обучения развивалась в связи с изменением содержания образования, постановкой новых задач обучения и воспитания, совершенствованием средств обучения. В условиях модернизации школы предусматриваются взаимосвязи совершенствования форм, методов и средств обучения. Форма обучения – это организация учебно-воспитательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям ее проведения (в классе, на природе и т.п.), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения. В теории и практике обучения биологии установились многообразные формы учебной работы: уроки и связанные с ними обязательные экскурсии, домашние работы, обязательные внеурочные работы (в уголке живой природы, на учебно-опытном участке и в природе) и необязательные внеклассные занятия (индивидуальные, кружковые и массовые) (рис. 1). Основной формой организации учебного процесса является урок. К вспомогательным организационным формам обучения относятся факультативы и различные формы клубной работы (например, клуб любителей кошек), направленные на удовлетворение разнообразных интересов и потребностей учащихся, на развитие их способностей. Большой выбор форм обучения позволяет разнообразить учебный процесс, устанавливать их взаимосвязи, использовать одну форму как дополнение к другой. Результаты наблюдений школьников на экскурсии, во внеурочной и внеклассной работе используются на уроках, требуют проведения урока для обобщения знаний. Для проведения экскурсии, организации работы над летними заданиями проводится подготовительный урок. Рис. 1. Формы организации обучения Использование всей совокупности форм, выбор их с учетом содержания, учебно-воспитательных задач, методов обучения позволяет добиться хороших результатов в обучении биологии. Например, формирование экологических понятий не может успешно протекать только на уроке, необходимы экскурсии, внеурочные занятия, полевые практикумы. На выбор форм обучения существенное влияние оказывает социальное и природное окружение, оснащенность кабинета биологии учебным оборудованием и техническими средствами. Если задачи обучения требуют ознакомления учащихся с методами научного исследования, достижениями российских ученых, то предпочтительнее провести экскурсию в научно-исследовательское учреждение. Если такой возможности нет, то можно провести урок с использованием учебных и научно-популярных фильмов, в которых освещается данный вопрос. На выбор учителем той или иной формы организации обучения нацеливает программа, в которой рекомендуются определенные экскурсии в природу, музеи, проведение лабораторных и внеурочных работ (летние задания, фенологические наблюдения). При составлении перспективного (календарного) и тематического планов учитель определяет наиболее эффективные в конкретных условиях формы организации учебно-воспитательного процесса, добивается их органической связи. Экскурсия – это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения и изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Экскурсию можно рассматривать как внеурочную деятельность учащихся по предмету, если ее цели согласуются с учебным планом, или как внеклассную работу, если она проводится в дополнение к обязательной программе, а ее цели и содержание не связаны напрямую с изучением программы курса. Экскурсия по предмету биология проходит вне стен школы: на пришкольном участке, на территории микрорайона, на экологической тропе, на особо охраняемой природной территории, в музее – в этом состоит ее главное отличие от урока. Кроме того, экскурсия не ограничена во времени академическим часом (45 мин), ее продолжительность может варьироваться. Экскурсии вносят большой вклад в решение образовательных и воспитательных задач, способствуют всестороннему развитию школьника, в значительной степени помогают достижению предметных результатов обучения. В процессе экскурсий учащиеся накапливают опыт общения с естественной средой, получают представления о процессах, явлениях и объектах живой и неживой природы. Это служит фундаментом для формирования естественнонаучных и обществоведческих понятий, так как при изучении предмета биологии проводятся экскурсии и обществоведческого содержания. Организация познавательной деятельности и совместная групповая работа школьников во время экскурсии способствуют достижению планируемых метапредметных результатов обучения. Экскурсии предполагают проведение наблюдений, практических работ, что тесно связано с формированием исследовательских умений школьников, в том числе в ходе проектной деятельности. Наиболее полная классификация экскурсий предложена В.П. Соломиным и И.Я. Ланиной в работе «Экскурсии в природу по биологии» [16]. Помимо уже рассмотренных видов экскурсий, авторы предлагают следующие (рис.1): Рис. 2. Классификация экскурсий [16] Также школьные биологические экскурсии различаются по месту их проведения: 1) в природу (заповедники, лесопарки - изучаются отдельные экосистемы: лес, болото, луг, озеро, агроценоз), 2) в городскую среду (городской парк, сквер, отдельный микрорайон), 3) в ботанический сад, зоопарк, оранжерею, 4) в музей или на выставку (краеведческий музей, зоологический музей, выставки современного оборудования), 5) на производство (промышленные предприятия, очистные сооружения, гидротехнические сооружения, мусороперерабатывающие заводы, сельскохозяйственное производство др.), 6) в научно-исследовательские учреждения (НИИ, экспериментальные лаборатории, метеостанции) [27]. Экскурсии в научные лаборатории обычно организуют учителя с обучающимися, занимающимися на факультативных занятиях, но очень полезно проводить их и с обычным классом. Такие учебные экскурсии знакомят с методами научных исследований, с оборудованием лабораторий. Задания, которые ученики получают на экскурсиях дают возможность углубить биологические знания и совершенствовать свои умения. После экскурсии учащиеся могут сделать различные коллекции и гербарии, которые потом могут использоваться в учебном процессе учителем. Внеурочные работы являются обязательной формой обучения и выполняются по специальным заданиям в классе, в уголке живой природы, на учебно-опытном участке, дома, на даче, в природе. Чаще всего некоторые внеурочные задания выполняются летом. Они называются летними заданиями. 1.2. Урок и внеклассные мероприятия как формы обучения биологии Выбор формы организации обучения определяется и спецификой контингента учащихся конкретного класса, потому что в одной параллели классы могут заметно различаться по уровню подготовленности и интересу к изучаемому предмету. Содержание учебного материала играет важную роль в выборе форм обучения так как большая часть материала изучается непосредственно на уроке. И вот именно в следствии этого – урок является главной формой обучения биологии. Но порой на уроке не всегда можно дать всю информацию, и тогда приходиться прибегать к дополнительной форме. Урок тесно связан с домашней работой, так как она является логическим продолжением изучения пройденного материала на уроке. Учащиеся заканчивают дома работу, начатую в классе, так же они ставят опыты, ведут различные фенологические наблюдения, подготавливают доклады и обзоры прочитанной дополнительной литературы. Урок биологии как основная единица процесса обучения биологии должна выполнять все его функции: образовательную, развивающую и воспитательную. Свою реализацию урок биологии получает при достижении целей, поставленных перед ним. Цели (задачи) – это предполагаемые, заранее планируемые результаты деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В сфере образования объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом – уровень образованности, развития и воспитанности. Совокупность целей обучения учащихся биологии на уроке можно сгруппировать в соответствии с основными функциями обучения (таблица 1). Таблица 1 Основные цели урока биологии в школе [42] № п/п Цели Содержание целей 1 Предметные (обучение) Усвоение основ современной биологической науки, системы знаний о живых объектах, их компонентах, функционировании, изменениях, способах преобразования и сохранения; формирование общеучебных, интеллектуальных, практических и специальных умений. 2 Метапредметные (развитие) Развитие познавательных процессов и, прежде всего, мышления, умений проводить описание, объяснение и преобразование биологической информации на основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и систематизации; формирование связанной речи, любознательности в познании основ науки, творческих способностей и духовных сил личности; овладение методами исследования живой природы 3 Личностные (воспитание) Формирование научного мировоззрения, культуры отношения к объектам живой и неживой природы, познавательной культуры, ответственности личности за состояние природной и социоприродной сред, здоровья, активности в изучении и сохранении окружающей среды, экологически целесообразного поведения в учебной и реальной ситуациях. Меняется и сама типология урока: если в традиционной системе образовательного процесса выделялись уроки: – изучения (объяснения) нового материала, – закрепления знаний и формирования умений и навыков, – повторительно-обобщающего характера, – коррекции знаний, умений и навыков, – комбинированный, – контроля знаний, умений и навыков, то с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки: – «открытия» нового знания; – отработки умений и рефлексии; – построения системы знаний (общеметодологической направленности); – развивающего контроля; – урок – исследования (урок творчества). Уроки «открытия» нового знания, отработки умений и рефлексии, построения системы знаний (общеметодологической направленности) учат систематизировать и наращивать знания, видеть какие знания есть у ребёнка, а каких ещё не хватает [33]. Е.Г.Шаронова и Н.Ю.Ишуткина рассматривают в своих исследованиях организацию и проведение урока биологии в рамках ФГОС в 5 – 6 классах, указывают наиболее эффективные методы проведения урока, типы урока. По их мнению, к типам уроков, наиболее часто используемые учителями относятся: комбинированные уроки, урок изучения нового, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний, урок закрепления знаний, урок комплексного применения знаний. В различных типах уроков используются многообразные методы обучения. В педагогической практике учителями используются такие активные методы обучения как: кейс-метод, метод проектов, метод проблемного изложения материала, метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), эвристический метод модульного обучения [41]. Ещё одна форма обучения – это внеклассные занятия или мероприятия, данная форма является необязательной и их обычно посещают те учащиеся, которые хотят углубить свои знания в области биологии. К данной форме обучения относятся: 1. индивидуальная работа (исследовательская работа, чтение научно- популярной литературы); 2. групповая работа (факультативы); 3. массовые кампании (различные праздники); 4. общественно-полезная работа (различные экологические акции). Внеклассная работа имеет ряд преимуществ: во-первых, не ограничена временными рамками урока; во-вторых, учителю предоставляется возможность применения разнообразных форм организации деятельности учащихся и использования различных внешкольных учреждений. Вот почему в момент возникновения преподавания естествознания в школе появляется потребность во внеклассной работе по предмету. Во внеклассных работах учитель может сам выбрать тематику, которая поможет углубить и расширить программный материал. Так же внеклассные мероприятия могут дополнять учебный материал, с помощью изучения новых и интересных вопросов. Такие занятия необходимы ученикам для расширения кругозора, развития интереса к исследовательской работе. Внеклассная работа обычно проводится во внеурочное время, и принимать участие в ней может различное количество учеников- как от одного человека так до всего класса в целом, но все это зависит от выбранной формы внеклассного мероприятия. Внеклассные занятия по биологии проводится вне урока, но они включаются в план работы. Обычно все формы взаимосвязаны и учитель их планирует в учебно-воспитательной работы по биологии на год или полугодие. Поэтому учитель составляет полугодовое или годовое планирование, в котором предусматривается проведение внеклассных работ и экскурсий в сочетании с темами уроков. По количеству учащихся, принимающих участие во внеклассной работе, выделяется три формы: индивидуальная, групповая и массовая (рис. 2). По принципу систематичности выделяют разовые и постоянно действующие занятия. По видам деятельности внеклассную работу можно подразделить на информационную и практическую. Рис. 3. Внеклассные занятия (мероприятия) Индивидуальная внеклассная работа. Индивидуальная форма внеклассной работы имеет место во всех школах. Пытаясь удовлетворить требования отдельных увлекающихся биологией подростков, преподаватель дает им прочесть ту либо иную научно-популярную книгу, вести наблюдения в природе, изготовить наглядное пособие, выбрать материал для стенда. Время от времени, удовлетворяя любознательность отдельных подростков, преподаватель никак не ставит пред собой какой-никакой-либо цели, никак не обращает данную внеклассную работу в определенное русло и в том числе и не считает, что он ее проводит. Такая картина нередко имеется у преподавателей, не имеющих необходимого опыта работы. К более часто встречаемым видам индивидуальной внеклассной работы относят: ? эксперименты и наблюдения над растениями и животными в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, ? изготовление искусственного происхождения гнездований и наблюдения за их заселением, ? самонаблюдения, ? изготовка наглядных пособий, подготовка отчетов, рефератов, ? многое другое» [28, с. 168.]. К более часто встречаемым видам индивидуальной внеклассной работы относятся эксперименты по наблюдению за растениями и животными в природе, на учебно-опытном участке, уголке живой природы, теплице. Изготовление искусственного происхождения гнездовий для птиц и надзора за их заселением, наблюдения за сельскохозяйственными животными, самонаблюдения, изготовка приятных пособий, подготовка отчетов, рефератов и пр. К личным внеклассным занятиям относится чтение дополнительной литературы сообразно биологии. Данный разряд занятий учащихся увеличивает их энтузиазм к предмету, развивает рвение к неизменному общению с книжкой. Групповая внеклассная работа. Групповые эпизодические занятия традиционно организует преподаватель в связи с подготовкой и проведением школьных массовых событий, к примеру, школьной биологической олимпиады, «Недели биологии», «Недели здоровья», праздника «День птиц». Для осуществления таковой работы преподаватель выбирает категорию увлекающихся биологией студентов, поручает им выбрать установленный, который был использован, отпустить тематическую стенгазету, приготовить и вести отчеты, художественные номера для праздника. Традиционно после окончания какого-либо массового события служба эпизодической категории прекращается. Для проведения иного массового события преподаватель привлекает учащихся бывшей эпизодической категории либо подготавливает новую группу. Особенным видом внеклассных занятий считаются факультативы. Маленькие группы учащихся (15 – 20 человек) действуют сообразно программам Министерства Образования РФ либо сообразно авторским программам учителя. Факультативные занятия ведутся в добавление к школьным предметам и возводятся на добровольных началах с учетом интересов учащихся. Цель факультативных занятий – отдать студентам наиболее глубочайшие познания сообразно единичным темам биологической науки, существенно превышающие размер школьной программы. Факультативы оказывают огромное воздействие на профессиональную ориентацию студентов, так как они намереваются действовать либо возобновлять воспитание в особых учебных заведениях биологического профиля (медицинских, педагогических, биологических, сельскохозяйственных, ветеринарных, фармацевтических, лесотехнических и пр.). Факультативные занятия нередко организуют на базе высших учебных заведений. Эксперты, научные работники говорят воспитанникам о научных открытиях в собственной области, о современном состоянии науки. Материальная основа учреждений науки дозволяет на практике учить научные вопросы биологии. «Огромный смысл для становления энтузиазма к биологии и ориентации студентов на предстоящее биологическое воспитание имеют олимпиады, часы интересной биологии, КВН, биологические вечера и др. В практике изучения биологии накоплен великий эксперимент их проведения, имеется особые исследования, коими имеет возможность пользоваться преподаватель. Творчески работающие учителя сами придумывают новейшие виды глобальной работы» [22, с. 234]. Групповая внеклассная работа часто проводится в организованных учителем кружках юных натуралистов. Массовая внеклассная работа. Массовые биологические события организуются сообразно инициативе учителя биологии и ведутся при функциональном участии касса молодых натуралистов, школьного ученического актива, администрации средние учебные заведения, преподавателей-предметников. Намерения проведения глобальных событий говорят педагогические рекомендации средние учебные заведения. К массовому труду привлекается огромное количество учащихся – параллельные классы, вся среднее учебное заведение. Для него отличительно социально нужное направление. Традиционно в школе проводят эти виды массовой работы, как биологической олимпиады; тематические вечера, приуроченные ко Дню здоровья, Дню птиц, Неделе сада, Неделе леса; кампаний сообразно высадке деревьев и кустарников, сбору семян и иного корма для зимней подкормки птиц; производству и развешиванию птичьих гнездовий. Так же к данному виду внеклассных занятий можно отнести демонстрацию фильмов сообразно биологии, встречи с учеными-биологами, писателями-натуралистами, проведение научных конференций и др. Выставки дел учащихся имеют смысл для становления энтузиазма к биологии и к внеклассной работе, в частности. Их организацию лучше приурочить к проведению массового биологического события либо к итоговому заседанию касса, олимпиаде и в том числе и к родительскому собранию. Все перечисленные выше формы и виды внеклассной работы по биологии соединены меж собой и дополняют друг друга. В происхождении и развитии связи меж ними имеется конкретная педагогическая закономерность. Так же в методике обучения биологии выделяют методы. В настоящее время нет общепринятого понятия «метод обучения» и так нет единой классификации методов. С общефилософских позиций метод может определяться как способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Классификации методов обучения в педагогике и методике обу¬чения биологии сделаны по разным критериям, например: - по деятельности учителя и учащихся: методы изложения учителем материала, методы самостоятельной работы учащихся; - по источникам получения знаний и умений: словесные; словесно-наглядные, словесно-наглядно-практические; - по дидактическим задачам: приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творчес¬кая деятельность, закрепление, знаний; - по широте дидактического действия: общедидактические, специфически обусловленные данной областью научных зна¬ний, - по уровням самостоятельной активности учащихся: объяс¬нительно-иллюстративно-рецептивный, репродуктивный, ме¬тод проблемного изложения, эвристический, или проблемно¬ поисковый, исследовательский. Существование такого большого количества классификаций в основном связано с тем, при их разработке авторы использовали отдельные критерии тех или иных методов. Путем методов обучения реализуются содержание предмета и заложенные в нем развивающие и воспитательные потенциалы. К основным методам обучения биологии, которые часто используются в методической литературе и в практике школы, можно отнести рассказ, беседа, объяснение, школьная лекция, наблюдение, эксперимент, работа с учебником или книгой, коллекционирование и гербаризация, различные игры, труд в уголке живой природы или на пришкольном участке. Любой из названных методов включает в себя как деятельность учителя, так и деятельность учащихся. В процессе обучения методы условно можно разделить на две группы: 1. мето¬ды передачи знаний и умений учителем для усвоения их учащими¬ся – рассказ, беседа, школьная лекция, игра; 2. методы самостоя¬тельного получения знаний и умений учащимися под руковод¬ством учителя – наблюдение, эксперимент, работа с учебной книгой [22, с. 161-180]. Выводы по первой главе 1. К современным формам обучения относятся: уроки и связанные с ними обязательные экскурсии, домашние работы, обязательные внеурочные работы (в уголке живой природы, на учебно-опытном участке и в природе) и необязательные внеклассные занятия (индивидуальные, кружковые и массовые). Урок является главной формой обучения биологии. С точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки: «открытия» нового знания; отработки умений и рефлексии; построения системы знаний (общеметодологической направленности); развивающего контроля; урок – исследования (урок творчества). Внеклассная работа по биологии определяется как своеобразная форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по биологии. Глава 2. Практические аспекты изучения вирусов и бактерий при разных формах обучения биологии на современном этапе образовательного процесса 2.1. Требования к образовательным результатам учащихся при изучении вирусов и бактерий в примерной ООП ООО и ООП СОО Примерная основная образовательная ООО и Примерная основная образовательная программа СОО [30, 31] состоят из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. Целевой раздел ООП ООО раскрывает целевые направления предметных результатов обучения. В результате изучения курса биологии при изучении бактерий и вирусов в основной школе выпускник получит возможность научиться: • выделять существенные признаки биологических объектов (бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов бактерий; • аргументировать, приводить доказательства различий бактерий; • осуществлять классификацию биологических объектов (бактерий) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; • раскрывать роль различных организмов в жизни человека; • сравнивать биологические объекты (бактерии), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Выпускник получит возможность научиться: • находить информацию о бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее. • создавать собственные письменные и устные сообщения о бактериях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности бактерий, планировать совместную деятельность. Содержательный раздел примерной ООП ООО [30] раскрывает основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования. В частности, при изучении бактерий и вирусов обучающие будут знать биологические характеристики представителей изучаемых царств при изучении разделов «Живые организмы» (7 класс), «Общие биологические закономерности» (9 класс). Раздел «Живые организмы» «Биология – наука о живых организмах» Свойства живых организмов (структурированность, целостность, питание, дыхание, движение, размножение, развитие, раздражимость, наследственность и изменчивость) их проявление у бактерий. Клеточное строение организмов Бактериальная клетка» [30, с. 389]. Многообразие организмов Клеточные и неклеточные формы жизни [30, с. 390] Царство Бактерии Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера» [30, с. 391]. Раздел «Человек и его здоровье» «ВИЧ, профилактика СПИДа» [30, с. 397]. Раздел «Общие биологические закономерности» «Организм Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы» [30, с. 399]. Целевой раздел ООП СОО [31] р
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Биология, 64 страницы
1600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg