Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методические подходы в изучении пресмыкающихся с применением современных образовательных технологий

kisssaaa0721 1550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2021
Тема бакалаврской работы: «Методические подходы в изучении пресмыкающихся с применением современных образовательных технологий». Цель работы: разработать методические подходы в изучении биологии с применением современных образовательных технологий на примере темы Класс Пресмыкающиеся. Бакалаврская работа посвящена методическим аспектам применением современных образовательных технологий в 7 классе общеобразовательной школы, на примере темы Класс Пресмыкающиеся. В первой главе «Теоретико-методические подходы применения современных образовательных технологий в обучении биологии в общеобразовательной школе» раскрываются современные образовательные технологии как средства реализации ФГОС; приводится классификация, требования к проведению урок как форма обучения биологии, рассматривается возможность применения современных образовательных технологий. Во второй главе «Практические аспекты изучения пресмыкающихся с применением современных образовательных технологий» выявлены требования к образовательным результатам учащихся в нормативных документах, в вопросах ЕГЭ и учебниках биологии при изучении тема «Класс Пресмыкающиеся»; рассматривается технология проблемного обучения при изучении Класса Пресмыкающиеся. В качестве методических разработок приведены технологическая карта урока и конспект урока при изучении особенностей представителей Класса Пресмыкающиеся с применением современных образовательных технологий. Каждая глава заканчивается выводами.Проблема исследования заключается в необходимости разработки методических подходов применения современных образовательных технологий в процессе обучения биологии для достижения наиболее высоких предметных результатов. Цель исследования: разработать методические подходы в изучении биологии с применением современных образовательных технологий на примере темы «Класс Пресмыкающиеся». Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии в школе. Предмет исследования: методика применения современных образовательных технологий в процессе обучения биологии в 7 классе. Задачи исследования: 1. Охарактеризовать современный урок биологии, сущность и классификацию современных образовательных технологий обучения в образовательном процессе. 2. Выявить положение и требования к предметным результатам по теме «Класс Пресмыкающиеся», представленные в нормативных документах, примерных ООП, учебниках биологии, и их контроль в вопросах государственных экзаменов. 3. Выявить вопросы и задания для организации проблемной технологии обучения. 4. Разработать технологическую карту и конспект двух уроков по теме «Класс Пресмыкающиеся» с применением современных образовательных технологий. Методы исследования: изучение и анализ научной, методической, учебно-методической литературы и источников сети интернет; моделирование, проектирование, конструирование. Практическая значимость исследования заключается в том, что что подобраны проблемные вопросы для организации технологии проблемного обучения, а также разработаны технологическая карта с применением групповой технологии обучения и конспект урока с игровой технологией обучения при изучении Класса Пресмыкающиеся в процессе обучения биологии в общеобразовательной школе. Материалы данной работы можно использовать в преподавании биологии в школе. Апробация результатов исследования осуществлялась при написании статьи, при участии во Всероссийских конкурсах в период производственной практике (научно-исследовательской работы): 1. Гарягдыева С.А. Проектирование технологической карты урока на тему «Класс Пресмыкающиеся» с применением современных образовательных технологий // Электронный сборник (диск) материалов Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагоги России: Инновационный поиск», 2021. 2. Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагоги России: Инновационный поиск». Тема: «Проектирование технологической карты урока на тему «Класс Пресмыкающиеся» с применением современных образовательных технологий». Диплом за 1 место. 31.01.2021. 3. Всероссийский творческий конкурс «Горизонты педагогики». Номинация «Творческие и методические работы педагогов», тема работы «Технологическая карта комбинированного урока с организацией лабораторной работы по теме «Класс Пресмыкающиеся», Диплом победителя 2 место, 2021 г. Объем и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, заключения, списка литературы и приложения. Содержание бакалаврской работы изложено на 65 страницах. Выпускная бакалаврская работа включает в себя 8 таблиц, 3 рисунка и 1 приложение.
Введение

Актуальность исследования. В настоящее время интерес к биологии как к предмету значительно упал. Повысить его и активизировать деятельность обучающихся на уроках – задача каждого учителя биологии. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный подход, главная задача – развитие личности обучаемого. Современное образование отказывается от традиционного обучения, где учитель учит детей читать, считать, писать, дает основы различных наук; формулировки ФГОС указывают на системно-деятельностной подход, который связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. В том числе меняются и технологии обучения, внедряются информационно-коммуникационные технологии, открывающие большие возможности расширения образовательных рамок по всем предметам в общеобразовательном учреждении, в том числе и по биологии. При этом классическая модель образования становится непродуктивной. Уход от традиционного урока посредством использования в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся, дает возможность реализовать принципы здоровьесбережения [2]. Выбор технологии осуществляется в зависимости от целей урока, его содержания, уровня знаний обучающихся, возрастной категории обучающихся. Слово «технология» происходит от греческого «techne» – искусство, мастерство, умение и «logos» – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве. В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии: информационно-коммуникационная, проектная, технология развивающего обучения, проблемного обучения, здоровьесберегающие и игровые технологии, технология интегрированного обучения. В течение урока информационно-коммуникационные технологии можно использовать на всех этапах учебного процесса. В образовательные программы входят видеофрагменты, позволяющие демонстрировать на уроке видеосюжет. Информационные технологии помогают приготовить и оформить дидактический материал. В своей работе можно использовать: текстовый процессор Word; сеть Интернет – работа с поисковыми системами, сайтами и программами, связанными с биологией, химией и географией; табличный процессор Excel – работа с таблицами (сортировка данных в Excel); редактор презентаций Power Point – создание интерактивных тематических презентаций, проектов. На уроке на этапе закрепления можно применять тесты, кроссворды, индивидуальные задания, которые дадут возможность осуществить контроль над усвоением пройденного материала. Также на уроках можно применять презентации, свободно распространяемые в сети Интернет, для повышения наглядности. Применение проектной технологии, помогающей обучающимся самостоятельно и активно участвовать в получении знаний, быть исследователем, направлено на создание мини-проектов или серьезных исследовательских работ. Актуальная технология проблемного обучения, согласно которой учитель создает проблемную ситуацию, повышает познавательную активность учащихся [2]. Требования качественной подготовке учащихся ставит перед учителем проблему выбора средств образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательной школе.
Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3 Глава 1. Теоретико-методические подходы применения современных образовательных технологий в обучении биологии в общеобразовательной школе……………………………………………… 8 1.1. Современные образовательные технологии как средства реализации ФГОС ……………………………………………………….. 8 1.2. Урок как форма обучения биологии: классификация, требования к проведению, применение современных образовательных технологий … 14 Выводы по первой главе ………………………………………………… 20 Глава 2. Практические аспекты изучения пресмыкающихся с применением современных образовательных технологий …………….. 21 2.1. Тема «Класс Пресмыкающиеся»: требования к образовательным результатам учащихся в нормативных документах, в вопросах ЕГЭ и учебниках биологии ……………………………………………………… 21 2.2. Технология проблемного обучения при изучении Класса Пресмыкающиеся ………………………………………………………… 35 2.3. Технологическая карта и конспект двух уроков с применением современных образовательных технологий при изучении темы «Класс Пресмыкающиеся» ……………...…………………………………………. 37 Выводы по второй главе …………………………………………………. 58 Заключение ………………………………………………………………… 59 Список литературы ……………..…………………………………………. 60 Приложение 1 ……………………………………………………………… 66
Список литературы

Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-методические подходы применения современных образовательных технологий в обучении биологии в общеобразовательной школе 1.1. Современные образовательные технологии как средства реализации ФГОС В соответствии положениями статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» методическая деятельность учебных заведения включает разработку, внедрение в образовательный процесс и совершенствование образовательных технологий [9]. Основной структурной единицей образовательного учреждения – школы, организующей учебную, методическую и научную работу, является методическое объединение учителей-предметников. На основе опыта, получаемого составом учителей в ходе образовательного процесса, с учетом специфики обучающихся и других факторов, именно на заседаниях методических объединений должны обсуждаться и обновляться четко структурированные, методически и педагогически обоснованные, и главное – применяемые на практике, – образовательные технологии. Согласно авторитетным определениям, технология представляет собой совокупность организационных мер, операций, приемов и способов достижения конкретных результатов в определенной сфере деятельности, требующих наименьших затрат времени и материальных ресурсов [4, с. 113–114]. Как следствие, говоря о технологиях, обычно имеют в виду именно практический аспект применения сложного комплекса знаний [5, c. 345]. В ряду взаимосвязанных понятий «образовательная технология», «педагогическая технология» и «технология обучения» первое может рассматриваться наиболее широко и рассматриваться с позиций не только собственно педагогического аспекта, но и других (социально-политического, экономического, медицинского и др.), каждый из которых связан с применением определенных технологий (например, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, технологии разрешения конфликтов и т.п.). В этой связи педагогический аспект связан с применением педагогических технологий, которые включают технологии обучения, воспитания и развития [24, с. 29–30]. Педагогическая технология – это алгоритм действий ученика и учителя, обеспечивающий достижение намеченного образовательного результата. Признаки технологии: ? целенаправленность; ? алгоритмичность; ? фиксированность результата и его гарантированность; ? воспроизводимость; ? системность; ? законосообразность. Таблица 1 Подходы к классификации педагогических технологий Признак для классификации Группы технологий 1 По сфере применения технологии обучения, технологии воспитания, образовательные технологии, технологии организации, технологии управления 2 По масштабу использования Общие, частные, локальные 3 По новизне традиционные и новые По характеру взаимодействия педагога и ребенка воздействия, взаимодействия, сопровождения 4 По типу педагогического процесса догматические, формально-репродуктивные, сущностно- репродуктивные, продуктивные, субъектно-ориентированные 5 По количеству организуемых субъектов Индивидуальные, групповые 6 Признаки современных технологий индивидуально-, личностно-, субъектоориентированные; востребованы педагогами и учащимися; удовлетворяют их образовательные интересы и потребности; оптимально развивают участников педагогического процесса; отвечают запросам общества, требованиям современного производства Педагогические технологии (обычно принято употреблять их во множественном числе) представляют собой систему психолого-педагогических установок, определяющих выбор форм, методов, способов, приемов и средств обучения. Это организационно-методический инструментарий, детерминирующий модель целостного педагогического процесса [15, с. 135–136]. Технологии обучения применяются в рамках тех или иных педагогических технологий, обобщенно подразделяясь на предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии. В частности, дистанционные педагогические технологии могут предусматривать применение технологий проблемно-деятельностного, концентрированного, модульного и других типов обучения. Интерактивные педагогические технологии включают на разных этапах, например, технологию проблемно-деятельностного, диалогового и дискуссионного обучения (методы «мозгового штурма», групповой дискуссии, кейс-метод). Под технологией обучения как логичным продолжением педагогической технологии понимается совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта [20, с. 138], которая соответствует той или иной педагогической технологии. Вопрос определения понятий образовательной технологии в связи с усовершенствованием методологии системы российского образования претерпевает некоторые изменения. Наиболее целесообразно характеризовать современные образовательные технологии в школе по ФГОС как совокупность приемов, методов и способов педагогического воздействия, способствующих достижению значимых задач учебно-воспитательного плана, которые должны реализоваться согласно разработанной системе с учетом исходных образовательных условий, компонентов индивидуализации, реакции ученической общественности, и при этом гарантировать достижение ключевой цели воздействия. Приоритетная задача педагогов – переформатировать традиционный порядок школьного обучения, направленный исключительно на формирование понятийной базы и расширение знаний учащихся об окружающем мире, в поступательный процесс развития личности школьников, что можно осуществить посредством применения широкого круга современных образовательных технологий, способствующих достижению ряда приоритетных педагогических задач: 1. Повышению эффективности использования учебного времени за счет снижения доли репродуктивной деятельности учащихся в пользу активных рассуждений, анализа данных, обсуждения проблемных ситуаций. 2. Обеспечение индивидуализации, вариативности и обучения. 3. Возрастанию академической мобильности школьников. 4. Активизации познавательной активности, мотивированности учащихся за счет систематического проектирования ситуаций успеха и ведения непрерывного учебного поиска. Современные педагогические технологии (рис. 1) характеризуются особенностями и порядком проведения (таблица 2). Образовательная технология — это система взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, основанная на конкретной концепции в соответствии с определенными принципами и взаимосвязью целей, содержания, методов, средств обучения Рис. 1. Современные педагогические технологии Таблица 2 Виды образовательных технологий по ФГОС Виды технологий Характерные особенности и порядок реализации 1 Информационно- коммуникативные (ИКТ) Необходимость преобразование учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями времени и общественными ожиданиями обусловило масштабный процесс информатизации образования посредством внедрения ИКТ, что обусловило: - обеспечение свободного доступа учащихся к источникам информации (содержание которых не противоречит правовым и общественным нормам); - формирование информационной поддержки образовательной среды; - внедрение современных систем управления школьного Обучения (ведение электронных поддержание обратной связи с родителями школьников); - качественное изменение структуры уроков, гарантирующее повышение показателей эффективности усвоения знаний; - глубокую индивидуализацию и дифференциацию обучения (в т.ч. и благодаря разработке индивидуальных учебных планов). Широкое использование средств ИКТ позволило повсеместно облегчить профессиональную деятельность учителей: подготовку к занятиям, изготовление наглядного и дидактического материала; обеспечило возможность наглядно продемонстрировать отдельные процессы или моделировать учебные ситуации с эффектом «полного погружения» (за счет комплексного использования визуальной составляющей и звука). 2 Технология формирования критического мышления Формирование навыков критического мышления — комплекса способов восприятия, основанных на анализе данных с целью определения их достоверности — является очень важным в условиях стихийного распространения информации. Суть данной технологии основывается на проектировании образовательных условий, в которых детям приходится работать с различными источниками информации, творчески переосмысливать прочитанное и осуществлять критическое. Технология развития критического мышления, реализуемая с целью формирования у учащихся умения мыслить качественно и непредвзято, осуществляется в рамках трех стадий: - Стадия вызова, в ходе которой выполняется актуализация знаний и мотивация на выполнение информационного поиска. - Стадия осмысления. Предусматривает непосредственную работу с текстом (коллективно, в группах или индивидуально) с последующим установлением связей и поиском несоответствий. - Стадия рефлексии, во время которой происходит закрепление нового содержания и метапредметных умений. Технология критического мышления основана на применении следующих педагогических методов и приемов: мозгового штурма, собирания «Корзины идей», составления эссе, интеллектуальных разминок, реализации ролевых проектов, содержательного чтения с остановками, построению причинно-следственных связей и логических цепочек. 3 Проектная Основана на идее повышения уровня заинтересованности школьников в обучении через создание проектов — решения проблемных ситуаций, взятых из реальной жизни. В ходе проектной деятельности дети не только учатся самостоятельно получать новые знания, но и трезво оценивают объем материала, который еще предстоит усвоить в будущем. Благодаря направляющей роли учителя реализация проекта осуществляется учащимися в ходе пяти важных этапов учебной активности: - Актуализация ранее изученного, констатация необходимости выполнения учебной работы (проекта), подготовка дидактических и вспомогательных материалов. - Определение приоритетной цели и задач. - Составление алгоритма действий. Выполнение точечных задач согласно плану. Представление результатов, защита проекта, рефлексия. Проектная технология наиболее полно находит свое отражение при подготовке выставок, конкурсных работ, проведении исследований. Она способствует развитию учащихся в собственных силах, стимулирует творческое мышление, закрепление коммуникативных навыков. 4 Технология проблемного (развивающего) обучения Методология развивающего обучения, основанная на выделении трех областей знаний учащихся (ранее изученного, неизвестного и переходящего — проблемной зоны) была разработана российскими педагогами еще в 50-х годах прошлого века, но широко применяться стала недавно. Сегодня данная технология реализуется через проектирование педагогом в ходе урочной активности проблемных ситуаций, требующих от детей проявления инициативы, ведения творческого поиска, слаженного взаимодействия и командной работы. Развитие проблемной ситуации включает три этапа: - Выдвижение предположений, формулирование гипотезы. - Обсуждение путей выхода из затруднительной учебной ситуации, способов проверки истины. - Проведение экспериментов, обсуждение, анализ, рефлексия и подведение итогов. К сложностям реализации технологии проблемного обучения относится необходимость проектирования учебных вызовов, в полной мере соответствующих интеллектуальному уровню и академическим достижениям школьников, что особенно сложно гарантировать в условиях необходимости организации коллективной работы, соблюдения временных рамок занятия. Поэтому наиболее часто данная педагогическая тактика применяется при проектировании самостоятельной поисковой деятельности или разбивке учащихся по группам. 5 Игровая Рациональность использования игровых технологий во многом обусловлена возрастным и индивидуальным фактором, поэтому данный тип педагогического воздействия преимущественно реализуется в начальной школе. Вместе с тем доказано, что учебный материал, изучаемый в ходе познавательно-развлекательных действий, запоминается гораздо лучше, чем в типовых учебных ситуациях, что подтверждает необходимость вовлечения учащихся независимо от возраста в различные типы игр: - интеллектуальные, коммуникативные, психологические; - предметные (химические, физические, языковые) и общеразвивающие; - обучающие, творческие, развивающие; - сюжетные, деловые, имитационные. 6 Модульная Технология модульного обучения основывается на разделении (по усмотрению учителя) предметного содержания на блоки (модули), отличительной чертой которых является: - Сформулированная учебная цель. - Мини-программа, охватывающая учебный материал, актуальный для данного смыслового блока. - Руководство по достижению учебных целей. - Практические задания разного уровня сложности. - Контрольная работа, строго соответствующая заявленной учебной цели. Модульная технология предусматривает поэтапное накопление знаний с реализацией рейтинговой системы оценивания, что позволяет школьникам получать и накапливать баллы за каждый вид деятельности. Отличительной чертой педагогического метода является поступательное формирование навыков организации самостоятельной учебной работы, трезвого оценивания учащимися уровня знаний и осознание возможности исправить полученные баллы путем более глубокого погружения в тему и самокоррекции. Применение модульной схемы образования целесообразно в классах, где наблюдается значительная дифференциация учебных достижений детей для обеспечения равнозначных условий дальнейшего развития. Характерной особенностью актуальных педагогических реалий является необходимость применения современных образовательных технологий в условиях ФГОС, наравне с традиционными принципами работы, воплощенными в классно-урочной системе. 1.2. Урок как форма обучения биологии: классификация, требования к проведению, применение современных образовательных технологий В системе обучения биологии урок занимает центральное место. В условиях введения ФГОС необходимо усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлечённых от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности [27]. Урок биологии как основная единица процесса обучения биологии должна выполнять все его функции: образовательную, развивающую и воспитательную. Свою реализацию урок биологии получает при достижении целей, поставленных перед ним. Цели (задачи) – это предполагаемые, заранее планируемые результаты деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В сфере образования объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом – уровень образованности, развития и воспитанности [37]. Совокупность целей обучения учащихся биологии на уроке можно сгруппировать в соответствии с основными функциями обучения (таблица 3). Таблица 3 Основные цели урока биологии в школе [27] № п/п Цели Содержание целей 1 Предметные (обучение) Усвоение основ современной биологической науки, системы знаний о живых объектах, их компонентах, функционировании, изменениях, способах преобразования и сохранения; формирование общеучебных, интеллектуальных, практических и специальных умений. 2 Метапредметные (развитие) Развитие познавательных процессов и, прежде всего, мышления, умений проводить описание, объяснение и преобразование биологической информации на основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и систематизации; формирование связанной речи, любознательности в познании основ науки, творческих способностей и духовных сил личности; овладение методами исследования живой природы 3 Личностные (воспитание) Формирование научного мировоззрения, культуры отношения к объектам живой и неживой природы, познавательной культуры, ответственности личности за состояние природной и социоприродной сред, здоровья, активности в изучении и сохранении окружающей среды, экологически целесообразного поведения в учебной и реальной ситуациях. Основные отличия современного урока от традиционного касаются, прежде всего, деятельности учащихся и учителя. Так, ученик теперь выступает не как пассивный слушатель, получающий знания в готовом виде, а как активный участник образовательного процесса. А учитель – в качестве помощника, который направляет и координирует работу ученика [27]. Тип урока определяется, прежде всего, его целью. В данном случае цель урока формулируют сами учащиеся благодаря рассказу учителя во вводной части урока. Важнейшей задачей каждого учителя биологии при реализации ФГОС ООО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учётом деятельностного подхода. В условиях введения ФГОС ООО учителя биологии должны пересмотреть традиционные подходы в моделировании уроков. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной (таблица 4). Таблица 4 Сравнение деятельности учителей, работающих традиционно и по ФГОС [27] Позиции Традиционная деятельность Деятельность учителя, работающего по ФГОС 1 Подготовка к уроку Жёстко структурированный конспект урока, 0 % свободы учителя. При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник Сценарный план урока, на 30-60 % предоставляющий свободу учителю. При подготовке использует методические рекомендации, учебник, Internet-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами 2 Основные этапы урока Основное время урока отводилось этапу объяснения и закрепления (80 % - говорение учителя) Объяснение занимает 20-30 % урока; закрепление 5-10 % урока; остальное время - самостоятельная деятельность 3 Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить то, что запланировано на урок Организовать деятельность детей по: – поиску, обработке информации; – обобщению способов деятельности; – постановке учебной задачи 4 Деятельность учащихся определяется через формулирование заданий Реши, спиши, сравни, найди, выпиши, выполни… 93 % - репродуктивные задания; 7 % - исследуй (чаще для сильных учащихся) Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте Сегодня уроки биологии должны проектироваться по совершенно иной схеме и включать следующие основополагающие принципы: 1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной. 2. Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий. 3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель». 4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика. 5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала. 6. Рефлексия результатов образовательной деятельности. Меняется и сама типология урока: если в традиционной системе образовательного процесса выделялись уроки: – изучения (объяснения) нового материала, – закрепления знаний и формирования умений и навыков, – повторительно-обобщающего характера, – коррекции знаний, умений и навыков, – комбинированный, – контроля знаний, умений и навыков, то с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки: – «открытия» нового знания; – отработки умений и рефлексии; – построения системы знаний (общеметодологической направленности); – развивающего контроля; – урок – исследование (урок творчества). Уроки «открытия» нового знания, отработки умений и рефлексии, построения системы знаний (общеметодологической направленности) учат систематизировать и наращивать знания, видеть какие знания есть у ребёнка, а каких ещё не хватает. ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют её. В связи с этим изменяется структура урока и действия учителя и ученика [27]. Структура урока должна отражать закономерности процесса обучения, логику процесса учения, закономерности усвоения новых знаний, особенности мыслительной деятельности учащегося как способов его индивидуального познания, отражающих логику познавательной деятельности человека, логику преподавания, виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса. Элементами урока, которые при взаимосвязанном и совместном функционировании отражают эти закономерности, являются актуализация ранее усвоенных знаний и способов действий, применение – формирование умений [37] (таблица 5). Таблица 5 Сравнение этапов урока в традиционной системе и деятельностном подходе [27] Структура урока изучения нового материала Структура урока «открытия» нового знания 1) Организационный этап. 2) Сообщение темы, постановка цели и задач урока. 3) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (по необходимости). 4) Актуализация знаний. 5) Введение новых знаний. 6) Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности. 7) Оперирование знаниями в новых ситуациях. 8) Обобщение и систематизация знаний. 9) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 10) Определение и разъяснение домашнего задания. 1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруднения; 4) этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке. С точки зрения деятельного подхода меняется позиция учителя и ученика: они становятся партнёрами в образовательном процессе. Учитель – спрашивает, раздаёт, наблюдает, организует, помогает, ученики – записывают, слушают, читают, решают, исследуют, делают выводы. Таким образом, постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником, школьник становится субъектом образовательного процесса [27]. Е.Г. Шаронова и Н.Ю. Ишуткина рассматривают в своих исследованиях организацию и проведение урока биологии в рамках ФГОС в 5 – 6 классах, указывают наиболее эффективные методы проведения урока, типы урока. По их мнению, к типам уроков, наиболее часто используемые учителями относятся: комбинированные уроки, урок изучения нового, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний, урок закрепления знаний, урок комплексного применения знаний. В различных типах уроков используются многообразные методы обучения. Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей. В современных условиях основное внимание уделяется активным методам обучения. Они способствуют развитию творческого и пространственного мышления, формируют активную жизненную позицию, способствуют осознанному восприятию учебного материала. В педагогической практике учителями используются такие активные методы обучения как: кейс-метод, метод проектов, метод проблемного изложения материала, метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), эвристический метод модульного обучения [36]. Результаты исследования позволяют прийти к выводу о том, что в практике преподавания предмета «Биология», в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо активно использовать проблемный метод и метод критического мышления. Комбинированный урок остается одним из основных и достаточно эффективных для усвоения учебного материала. В процессе проведения урока возможно использование элементов современных образовательных технологий: игровой, информационно-коммуникационной, проблемного обучения. Современные информационные технологии требуют развития интеллектуальных умений, обучения тактике и приемам целесообразной умственной деятельности, которая позволяет эффективно использовать большой объем информации [2]. Выводы по первой главе 1. Характерной особенностью актуальных педагогических реалий является необходимость применения современных образовательных технологий в условиях ФГОС, наравне с традиционными принципами работы, воплощенными в классно-урочной системе. Современными образовательными технологиями, применение которых является возможным и необходимым в образовательном процессе, являются такие как: информационно-коммуникационная технология, проблемное обучение, игровая технология, личностно-ориентированная технология, технология развития «критического мышления», модульная технология и другие. В системе обучения биологии урок занимает центральное место. В условиях введения ФГОС необходимо усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлечённых от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg