1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ УГРОЗ В ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
1.1 Система показателей оценки угроз в демографической сфере
В настоящее время противостояние от капиталистической и социальных систем уходят почти все страны мира, но также остается неизменной система национальных и цивилизованных интересов стран, народов, культур и субкультур от их схожести, различий и противостояний. Неудивительно, что обеспечение национальной безопасности вновь стало приоритетом как внутренней, так и внешней политики России [7, с.45].
В этом направлении в последние годы были приняты чрезвычайные границы по росту обороноспособности страны, реформированию Вооруженных Сил, подразделений внутренней безопасности, экономики страны. Это понятно и логично – противостояние серьезное, долгосрочное и требует полного ответа. Непрерывное внедрение санкционных мер против России со стороны США и стран Запада только подтверждает это. В данных условиях в свое время пересматриваются нормативно-правовые документы по обеспечению любых аспектов национальной безопасности.
Основным документом, который закрепил новые подходы в данной сфере, стал Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 31.12.2015 № 683.
В самом начале 90-х годов в комплексе обеспечения национальной безопасности входила деятельность по защите от природных, социальных и иных угроз, а также о самых разных пластах угроз в национальных интересах [8, с.90].
Речь идет об экономическом, политическом, военном, диверсионном, террористическом, правоохранительном (борьба с преступностью, обеспечение общественного порядка), демографическом, культурном, духовном, экологическом, биологическом (здравоохранение, медицина, эпидемиология), природном, техногенном, кибернетическом и других аспектах безопасности.
Следовательно речь идет о комплексной безопасности, о связи и взаимодействии всех сфер безопасности и сегментов деятельности, а также взаимосвязь деятельности всей совокупности институтов государства. Именно данный подход постоянно начал реализовываться в понимании государства в качестве нормативно-правовой формы и практической деятельности [11, с.87].
Смысл комплекса безопасности должен быть не только о "защите", а также о формировании здоровых отношений и их условий развития совместно с защитой.
Для обеспечения эффективного производства и функционирования здоровых, полноценных субъектов и отношений: в экономике – конкурентоспособность субъектов хозяйствования и эффективных отношениях в экономике, в демографии – обеспеченность эффективности воспроизводства необходимого числа людей нужного качества, в военной сфере – необходимое число подразделений, которые оснащены кадрами и техникой, которая способна противостоять потенциальным угрозам. Данная система организации и управления нужна в каждой сфере.
Многомерность и многоаспектность всего комплекса создает множество проблем для его равномерного формирования и развития, связанных как с тяжестью конкретной угрозы, так и с ресурсным обеспечением, поскольку, как правило, материальных, человеческих и интеллектуальных ресурсов не хватает сразу на всех.
Поэтому в реальности руководству страны необходимо уделить особое внимание главным угрозам, отодвигая другие на второй план. Вопрос о лояльности к такой иерархии - отдельная проблема. Можно долго рассуждать, что важнее - военная оборона страны, внутриполитическая безопасность, обеспечение национальной конкурентоспособности в экономике, дефицит населения и сложные демографические проблемы, духовная и культурная деградация народа или что-то еще [15, с.57].
Однако ясно, что все проблемы должны быть решены, все угрозы опасны, и безопасность необходимо обеспечить во всех сферах. И в этой связи есть все основания и глубокий смысл в том, чтобы использовать те нормативно-правовые, методологические и методические, политические и иные наработки, сделанные в « приоритетных » областях, на которых сейчас акцентирует внимание руководство страны [16, с.67].
На примере взаимоотношений и возможного взаимодействия в сферах экономической безопасности и демографической безопасности. Проблемы обеспечения демографической безопасности в России в различных контекстах известны экспертам, и многие аспекты уже давно (на протяжении десятилетий) являются предметом беспокойства.
Государство применяет меры для решения комплекса таких проблем, как численность населения, низкая рождаемость, старение населения, уменьшение количества трудовых ресурсов, нездоровых миграционных потоков (эмиграции и иммиграции) и т.д. Но этого недостаточно - перед качеством личности, статусом и ценностью семьи, влиянием духовных и культурных традиций на демографические процессы и т.д. В связи с этим стали появляться специальные комплексные научные исследования по проблеме демографической безопасности [21, с.43].
Это, важное начало, которое может придать дополнительный импульс значимым организационным структурам в этой области на практике. Так, принятые государственные решения и нормативные документы в смежных областях, в том числе в сфере обеспечения экономической безопасности, могут способствовать и ускорять прогресс в этом важном направлении.
Недавно был издан Указ Президента Российской Федерации « О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года » от 13 мая 2017 года № 208. Работа над указом была долгой, и он встретил сопротивление со стороны различных антигосударственных сил. Но указ был принят, он носит национально-патриотический характер и является важной составляющей пакета документов в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Конечно, она будет постоянно совершенствоваться, развиваться, обновляться, требование чего заложено в самом документе [12, с.36].
Для того чтобы глубже осмыслить проблему демографической ситуации, складывающейся в России, приведем таблицу касающуюся аспектов демографической безопасности России (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Возможные формы проявления демографических угроз
Аспекты Возможные формы проявления демографических угроз
1 2
Численность населения - депопуляция;
- не желаемое изменение удельного веса жителей страны в численности населения региона, мира и т.п.;
- низкая или высокая плотность населения и др.
Размещение населения - диспропорциональность территориального размещения жителей;
- несоответствие фактического размещения населения и целей социально-экономического развития государства;
- затухание и вымирание сельской популяции и др.
Структура населения - старение популяции;
- диспропорциональность полового состава населения;
- трансформация этнических (расовых, национальных, религиозных и языковых) пропорций населения и др.
Естественное движение населения - низкая рождаемость населения;
- высокая смертность населения;
- отрицательный естественный прирост населения и др.
Миграционное движение населения - нелегальная миграция;
- отрицательный миграционный прирост населения;
- внутренние миграционные потоки, несоответствующие целям социально-экономического развития государства и др.
Воспроизводство населения - суженное замещение поколений популяции;
- низкая продолжительность жизни населения;
- большие потери в воспроизводстве населения вследствие смертности и др.
Источник: ?14, с.45?
Общее понимание кризиса означает, что существует опасная нестабильная ситуация в любой сфере человеческой деятельности и рассматривается как поворотный момент в переходе к трудному состоянию.
Кризис в демографической сфере страны означает резкий переход к снижению рождаемости населения, росту смертности, низкой продолжительности жизни.
Сокращение численности населения в результате войны, эпидемии или любого другого катаклизма не является депопуляцией, потому что оно, хотя и резкое, но все же временное, после чего население быстро восстанавливает свои потери. Колоссальные потери населения Советского Союза в Великой Отечественной войне-27 миллионов человек-были покрыты естественным приростом всего за 11 лет. Уже в 1956 году довоенное население было вновь охвачено.
Потеря населения в отдельных странах или регионах в результате миграционных процессов также не считается депопуляцией, если естественный прирост населения остается положительным. Когда население Ирландии сократилось более чем вдвое из-за массовой эмиграции в Соединенные Штаты между серединой девятнадцатого и началом двадцатого века, никто не называл это депопуляцией. Ведь рождаемость на этом острове превышала смертность, хотя и не компенсировала миграционных потерь [26, с. 63].
Таким образом, демографическая безопасность характеризует защищенность социально-экономического развития общества от внутренних и внешних демографических угроз, обеспечивающую как минимум сохранение геополитического, экономического и этнического статуса государства.
Система показателей оценки угроз в демографической сфере в системе управления экономической безопасностью связаны с угрозами экономической безопасности, такими как снижение обороноспособности страны, реформирования Вооруженных Сил, подразделения внутренней безопасности, экономики страны.
1.2 Проблемы оценки и преодоления угроз в демографической сфере
Целью безопасности демографии является обеспечение регулирования числа населения с сохранением этнической структуры и генетического здоровья людей. Это свидетельствует, что у многих государств в зависимости от ситуации в области рождаемости могут быть различные задачи. Например в развивающихся странах, в которых имеет место быть демографический взрыв внедряется политика, которая направлена на ограничение рождаемости, так как стремительный рост численности значительно увеличивает нагрузку на систему социального обеспечения и экономику. В условиях депопуляции, напротив, государство стремится повысить рождаемость и продолжительность жизни людей [22, с.36].
Сохранение и рост продолжительности жизни является критерием безопасности демографии, а также улучшение генетического и физического здоровья населения, регулирование числа населения страны и сохранной этнопропорциональной структуры.
Главными угрозами в оценке безопасности демографии являются:
отсутствие возможности регулирования числа населения страны (поддержка многодетных семей и пр.);
отсутствие интереса в регулировании состава семьи;
увеличение социальной безысходности, алкоголизма, наркомании;
4. деградация института семьи;
5. антисемейная политика средств массовой информации;
6. непропорциональное соотношение между рождаемостью в этнических группах и численностью этих групп.
Проблема демографии отображена в демографической ситуации в современное время:
Кризис демографии наблюдается в развитых странах с прогрессивными экономическими преобразованиями, которые характеризуются снижением рождаемости и численности.
Проблема демографии в некоторых странах возникает в результате роста числа абортов, а также рост суицидов. К таким странам относятся – Германия, Франция, Бельгия, Дания, Венгрия.
В некоторых странах таких как Африка, Азия, Латинская Америка возникает рост населения. Развитые страны все меньше и меньше способны обеспечить свое население нужным продовольствие, материальными благами, образованием, работой трудоспособным лицам, также растет нагрузка нетрудоспособного населения.
В странах третьего мира проживает населения в 3раза больше, чем в развитых странах.
Взрыв демографии наблюдается в развитых странах с более низким уровнем социального и экономического развития. Во многих таких странах проводятся мероприятия по уменьшению рождаемости и большинство населения отличается неграмотностью.
Быстрыми темпами растут проблемы экологии, загрязнение окружающей среды, которые превышают предельно допустимые нагрузки экосистемы [46].
Проблема демографии также связана с рядом иных проблем глобализации человечества, такими как:
- нехватка ресурсов, данная проблема заключается в том, что на в мире наблюдается ограничение экономически важных ресурсов как газ, нефть, пресная вода и иные полезные ископаемые;
- проблема экологии, которая напрямую связана с отклонением в окружающей среде, которое ведет к изменениям структуры и функционирования природы;
- проблема топливно-энергетического уровня, которая настигает население в будущем, которая связана с обеспечением населения топливом и энергией. Для избегания данной проблемы общество будет вынужденно искать альтернативные источники энергии, которые повлекут большие экономические расходы.
Рекордное сокращение численности населения России стало одним из главных негативных итогов уходящего года. Ситуацию можно охарактеризовать как «вымирание», которое несет в себе крайне неблагоприятные последствия для экономики в долгосрочном периоде. Убыль населения неминуемо ведет к снижению производительности труда, поскольку главным компенсационным механизмом для выхода из демографической ямы становится увеличение притока мигрантов, в большинстве своем не обладающих высокой квалификацией [48].
Второе прямое следствие - это сокращение покупательской активности, которая обычно обуславливается рождением детей (сокращение рождаемости - главная причина убыли населения России). Снижение внутреннего спроса в самых различных областях - от спроса на потребительские товары до спроса на недвижимость и ипотеку - тянет за собой вниз темпы строительства и развития всех смежных отраслей экономики [27, с.75].
Одним из способов увеличения производительности могло бы стать ускорение автоматизации производства. Так снижение численности рабочей силы может стимулировать в России развитие технического прогресса и активизировать внедрение современных технологий. Особенно это актуально для работодателей, не желающих столкнуться с навязыванием своих условий со стороны наемного работника, которые закономерно возникают в случае кадрового голода и снижения конкуренции на рынке труда [42].
Одновременно - по мере замены наиболее примитивных функций искусственным интеллектом - возникнет необходимость в повышении квалификации сотрудников и поиск новых кадров с более высокой компетенцией.
Снижение численности населения отражается и на численности воинского контингента. Если в 2008 году в вооруженных силах России служили около 1,2 млн. человек, то в 2019 году - 798 тысяч человек.
Одним из последствий убыли населения становится снижение конкуренции за образование в регионах. В нестоличных высших учебных заведениях уже отмечается снижение проходного балла, необходимого для поступления в вуз и в целом упрощение требований для абитуриентов. Отчасти это связано и с оттоком поступающих в учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга или за рубеж [42].
В ближайшие десятилетия Россия рискует столкнуться с очень серьезными проблемами, требующими решения, от геополитического соперничества с США до нестабильности в стране, но на горизонте маячит еще одна серьезная проблема-демографические изменения. Из-за низкой рождаемости и эмиграции в стране произойдет резкое сокращение численности населения, что чревато серьезными геополитическими последствиями и негативно скажется на всех сферах жизни страны [31, С. 36].
Что касается прогнозов по общей численности населения России, то, по данным ООН, к 2050 году страна потеряет около 8% своего населения. Конечно, увеличение числа эмигрантов ускорит сокращение численности населения, но учитывая расхождение данных Росстата и международных организаций, трудно предсказать точные темпы демографического спада.
Еще одним фактором является привлечение государством мигрантов для компенсации тенденции сокращения численности населения и эмиграции. По сообщениям СМИ, российское правительство планирует привлечь 5-10 миллионов мигрантов из соседних стран с высокой концентрацией русскоязычного населения, включая Казахстан, Узбекистан, Украину и Молдову, чтобы компенсировать сокращение численности населения России в течение ближайших шести лет. Действия правительства по привлечению мигрантов, а также стимулированию рождаемости в последние годы позволили сохранить тенденцию роста численности населения, но в 2018 году впервые с 2008 года население России сократилось в абсолютном выражении на 93,5 тыс. человек [12, с. 46].
Масштабы сокращения населения будут иметь серьезные последствия для России. Если численность населения продолжит сокращаться, это негативно скажется на экономическом положении страны, тем более что молодые образованные специалисты, работающие в технической и военной сферах, покинут страну.
В результате демографического кризиса изменится и состав населения России. Спад, скорее всего, будет компенсирован увеличением потока мигрантов из быстрорастущих республик Кавказа и государств Центральной Азии, что, в свою очередь, может привести к росту межэтнической напряженности в стране и усилению политической нестабильности [28, с. 116].
С геополитической точки зрения ослабление экономики и сокращение численности населения также поставят под угрозу способность России наращивать свою военную мощь и оказывать политическое влияние. Страна будет отставать от стран с растущим населением, которые соперничают за влияние: Китая, США и даже Турции и Ирана.
Поэтому, хотя трудно предсказать точные масштабы демографического кризиса в России и изменения этнического состава населения, нет никаких сомнений в том, что это станет серьезным поводом для беспокойства Москвы в долгосрочной перспективе.
В конце 2019 года в среде демографов, в массовых СМИ произошел мощный «взрыв», связанный с демографической ситуацией в стране. Этот «всплеск» был вызван опубликованием Росстатом оперативных данных о естественном движении населения в 2019 году. За январь—октябрь 2019 года естественное снижение населения России, то есть превышение числа умерших над числом родившихся, составило 259,6 тыс. человек.
Другими словами, по итогам текущего года убыль в стране станет самой высокой за прошедшие 11 лет, выше этот показатель был только в 2008 году — 362 тыс. человек. Приток мигрантов не возместил этого уменьшения, численность населения России сократилась.
В качестве важнейших средств стратегического решения проблем демографического кризиса глава государства предложил их дальнейшую финансизацию: продление программы материнского капитала как минимум до 2026 года; увеличение его размера при рождении второго ребенка, погашение ипотечного кредита при рождении третьего ребенка; введение с 2020 года выплаты за детей от 3 до 7 лет, чьи доходы не превышают прожиточного минимума на человека и ряд других мер. Почти полтриллиона рублей в год понадобится на реализацию мер социальной поддержки.
Демографический кризис в России начался с момента «реформирования» экономики на основе монетаристской экономической концепции Милтона Фридмана, содержания «Вашингтонского консенсуса» и международных финансовых институтов (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международный банк). Суть концепции основывается на том, что ее сторонники считают, что главным средством обеспечения социально-экономического прогресса являются стихийные силы свободного рынка, которые сами же и способны обеспечить нормальное развитие экономики.
Сейчас, в мирное время в России за почти тридцать лет «реформ» на основе не рационального управления страной с низким уровнем научной базы, была практически уничтожена экономика государства, и вместо её развития случилось экономическое падение и отставание. В стране произошло четыре полномасштабных экономических кризиса, не считая «черных» вторников и пятниц, двукратная девальвация рубля, пенсионных, демографических и других социально-экономических взрывов.
В сознании молодежи все более укрепляется установка «малодетности», вызванная туманными перспективами, отсутствием стабильного экономического роста, нормальной работы, падением доходов. Ни в одной развитой стране мира, нет материнского капитала, выплат на второго, третьего или последующих детей и т.д. [44].
Можно кратко показать, что произошло в России в ходе реализации курса рыночного либерального фундаментализма, что и явилось главной причиной демографического кризиса в стране.
Распад промышленности:
- ликвидация более 100 тысяч промышленных предприятий;
- миллионы квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров стали предпринимателями – в результате страна осталась без квалифицированных кадров, что приводит к массовым техногенным катастрофам;
- страна утратила способность обеспечивать собственные потребности в современной авиационной, железнодорожной, сельскохозяйственной, автотранспортной технике.
Распад сельского хозяйства:
- минеральные богатства страны из достояния народа превращены в достояние людей с финансовыми возможностями;
- высокие цены на аграрную и промышленную продукцию;
- разрушение коллективных хозяйств, сворачивание образовательных, медицинских, транспортных и других социальных услуг привели к разорению и ликвидации десятков тысяч сельских населенных пунктов.
Проблемы социальной сферы:
- реформы в образовании, здравоохранении привели к дальнейшему углублению пропасти между наемными работниками и социально незащищенными людьми, с одной стороны, и богатыми (топ-менеджерами, чиновниками) – с другой стороны;
- падение нравственности и культуры [36, с.48].
Вот уже шестой год экономический рост в России фиксируется в пределах статистической погрешности. Объем валового внутреннего продукта (ВВП) России в 2019 году превысил 1,6 триллиона долларов. В 2014-м он был на 20% больше.
Фонд национального благосостояния превысил 7% от ВВП, инфляция низкая и т.д. При эффективном вливании этих сознательно замороженных финансовых ресурсов в реальный сектор, экономика не может не расти менее, чем по 3% в год. Но этого не происходит, даже при проведении курса модификационных «реформ» на основе снятия и сокращения ограничений государства на экономику, в обмен на увеличения участия частных лиц и дальнейшего вложения иностранного капитала и набора основных принципов макроэкономики рекомендуемых международным институтом экономики в Вашингтоне.
Принципиальные политико-экономические вопросы, от решения которых в полной мере будет зависеть будущее России и выход из демографического кризиса – это смена нынешнего социально-экономического курса, ликвидация тех механизмов, которые были запущены в 1990-е годы, восстановление управляемости экономикой на научной основе, формирование нового облика, конфигурации российской экономики [37, с.120].
В первую очередь, для выхода из нынешнего социально-экономического положения, возрождения научной системы управления, необходима разработка социально-экономического развития России на 25-30 лет, с четко сформулированными целями и стратегиями для страны в целом [17, с.251].
Для создания новой модели российского общества необходимо формирование общества подлинной социальной справедливости, возрождение и трансформация высокотехнологичного комплекса как базы инновационного обновления всех секторов российской экономики. Без радикального обновления сферы материального производства нельзя решить проблему демографического кризиса.
Таким образом, экономическая безопасность должна предусматривать и демографическую безопасность, целью которой выступает поддержание устойчивого демографического развития страны и её регионов.
1.3 Нормативно-правовая база, регламентирующая оценку и минимизацию угроз
Правовые основы демографической безопасности Кемеровской области, Кузбасса определены в Конституции Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года, действующем законодательстве и нормативных правовых актах органов государственной власти [46].
В частности, организационная основа обеспечения демографической безопасности связана с распределением властных полномочий в целях противодействия угрозам безопасности в социальной и пограничной сферах:
- угрозы безопасности Кемеровской области-Кузбасса в социальной сфере создают: глубокое расслоение общества на богатых и малообеспеченных граждан. По данным Росстата, 73% населения относится к категории малообеспеченных и малообеспеченных.
В "самой нуждающейся" группе (доход до 4600 руб. / чел.). в месяц) и "малообеспеченные" (доход до 13 800 руб./чел. в Кемеровской области-Кузбассе 20,5% и 52,9% соответственно, а 22,5% были отнесены социологами к категории "обеспеченных ниже среднего" (верхний предел дохода в этой категории составляет 32 200 руб./чел. в месяц). "Средний доход" и "высокий доход" -чуть более 4%, увеличение доли людей, живущих за чертой бедности, рост безработицы.
Отсюда и признаки социального кризиса: резкое снижение рождаемости и продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв собственной трудовой базы, ослабление фундамента общества — семьи, снижение духовно-нравственного и творческого потенциала людей и др.