Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Демографические проблемы и пути их решения на региональном уровне на примере Кемеровской области

kisssaaa0721 2325 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 93 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.09.2021
Актуальность темы состоит в том, что демографический кризис как угроза национальной безопасности России требует преодоления, что невозможно без повышения эффективности демографической политики, как Кузбасса, так и других регионов страны. Основными задачами безопасности демографии являются улучшение условия социально-экономической жизнедеятельности, обеспечение совершенствования государственных социальных стандартов по оплате труда, пенсионное обеспечение, образование, здравоохранение, культура, ЖКХ, социальная поддержка и обслуживание, оптимизация внутренних и внешних потоков мигрантов, высокие духовно-нравственные стандарты граждан в семейных отношениях, роста престижа семьи. Национальные интересы требуют анализа и оценки демографических факторов и демографических угроз, их величины и скорости изменения, воздействия на демографическую ситуацию с учетом средне- и долгосрочной перспективы. Целью работы является анализ и оценка угроз в демографической сфере и их влияние на экономическую безопасность Кемеровской области – Кузбасса. Задачи работы: - изучить систему показателей оценки угроз в демографической сфере; - рассмотреть проблемы оценки и преодоления угроз в демографической сфере; - изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую оценку и минимизацию угроз в демографической сфере; - оценить влияния угроз в демографической сфере; - оценить влияния миграционных процессов на величину угроз в демографической сфере; - провести сравнительный анализ угроз в демографической сфере с позиций экономической безопасности; - рассмотреть возможное совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей демографическую и миграционную политику; - проанализировать опыт регионов – объектов миграционного оттока. Объект исследования – Кузбасс. Предмет исследования – угрозы в демографической сфере с позиций экономической безопасности Кемеровской области – Кузбасса.
Введение

Безопасность демографии в настоящее время понимается как защита процесса жизни и постоянное, естественное продолжение поколений человечества, а ее укрепление связано с ростом продолжительности жизни людей, который повышается эффективностью воспроизводства демографии и расширению свободы демографии. Безопасность демографии тесно связано с иными типами национальной безопасности и одновременно является важнейшей составляющей. В связи со сложившейся ситуацией в последнее время в России демографические проблемы приобретают особую актуальность – преобладает депопуляция, старение поколений, высокая смертность, а также слабая по меркам экономических меркам продолжительности жизни человечества, снижение рождаемости, не превышающей смертность. Безопасность демографии обозначается наличием и уровнем безопасности по следующим направлениям: экономическом, социальном, политическом, экологическом, информационном и правовом. Безопасность должна гарантироваться конституцией, законодательными и практическими мерами защищенности и обеспечением интересам демографии личности, общества, а также внутренних и внешних угроз государства. Основными демографическими угрозами являются неблагоприятная обстановка экологии, катаклизмы природы, заболевания различного рода, миграционные процессы, которые не регулируются, депопуляция, старение общества, деградация семь и прочее.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ УГРОЗ В ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 5 1.1 Система показателей оценки угроз в демографической сфере 5 1.2 Проблемы оценки и преодоления угроз в демографической сфере 10 1.3 Нормативно-правовая база, регламентирующая оценку и минимизацию угроз 13 2. ОЦЕНКА УГРОЗ В ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СФЕРЕ В РЕГИОНА 25 2.1 Оценка влияния угроз в Кемеровской области – Кузбассе 25 2.2 Оценка влияния миграционных процессов на величину угроз в демографической сфере 37 2.3 Сравнительный анализ угроз в демографической сфере с позиций экономической безопасности области 42 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ УГРОЗ В ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 51 3.1 Совершенствование нормативно-правовой базы 51 3.2 Опыт регионов – объектов миграционного оттока в разработке мероприятий по снижению угроз 57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82 ПРИЛОЖЕНИЕ 92
Список литературы

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федеральный закон №172-ФЗ : принят 28.06.2014 : электронные // Москва, 2017. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841№ 172-/ (дата обращения 30.04.2020) 2. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года (с изменениями на 21 марта 2018 года) : закон Кемеровской области № 75-ОЗ : принят 11.07.2008 : электронные // Москва, 2015. – URL: http://docs.cntd.ru/document/990308346 (дата обращения 30.04.2020) 3. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области (КО) до 2035 года. : электронные // URL: https://kemsu.ru/upload/Стратегия%20КО%202035.pdf?3 (дата обращения 30.04.2020) 4. Государственный долг Кемеровской области : сайт Главного финансового управления Кемеровской области. : электронные // URL: https://www.ofukem.ru/activity/public-debt/dynamics/ (дата обращения 30.04.2020) 5. Динамика официального курса валюты : сайт Центрального банка Российской Федерации. : электронные // URL: http://www.cbr.ru/currency_base/dynamics/?UniDbQuery.Posted=True&UniDbQuery.mode=1&UniDbQuery.date_req1=&UniDbQuery.date_req2=&UniDbQuery.VAL_NM_RQ=R01235&UniDbQuery.FromDate=01.01.2000&UniDbQuery (дата обращения 30.04.2020) 6. Динамика производства валового регионального продукта Кемеровской области : сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области : электронные // – URL: https://kemerovostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ kemerovostat/ru/ (дата обращения 25.04.2020) 7. Анохин, А. А. ; География населения с основами демографии. Учебное пособие / А.А. Анохин, Д.В. Житин. - М. ; Издательство СПбГУ, 2015. - 308 c. 8. Антонов, А. И. Лекции по демографии / А.И. Антонов, В.А. Борисов. - М.: Академический Проект, Альма Матер ; 2018. - 592 c. 9. Антонян, Ю. М. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения. Учебное пособие / Ю.М. Антонян, М.Д. Давитадзе. ; Москва ; Машиностроение. 2018. - 368 c. 10. Борисов, В. А. Демография. Учебник для ВУЗов / В.А. Борисов. ; М.: Nota Bene, 2018. - 272 c. 11. Борисов, В. А. Демография. Учебник для вузов / В.А. Борисов. ; М. «Nota Bene» Медиа Трейд Компания, 2018. - 344 c. 12. Бутов, В. И. Демография / В.И. Бутов. - Москва: Высшая школа, 2016. - 237 c. 13. Валентей, Д. И. Основы демографии. Учебник / Д.И. Валентей, А.Я. Кваша. - М.: Мысль, 2015. ; 288 c. 14. Валентей, Д.И. Теория и политика народонаселения / Д.И. Валентей. ; М.: Высшая школа, 2015. - 184 c. 15. Верещагина, А. В. Демография / А.В. Верещагина. - М. ; Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2018. - 256 c. 16. Глушкова, Глушкова под под В.Г. ред. Демография. Учебное пособие / Глушкова Глушкова под В.Г. ред. под, Симагин Симагин под Ю.А. ред. под, др.. - М.: КноРус, 2016. - 304 c. 17. Демография и статистика населения. Сборник задач для бакалавров. - М. ; Логос, 2016. - 518 c. 18. Демография и статистика населения. Шпаргалка. ; М.: Окей-книга, 2016. - 500 c. 19. Демография. ; М.: КноРус, 2015. - 288 c. 20. Демография. ; М.: РАГС, 2017. - 440 c. 21. Доброхлеб, В. Г. Демография / В.Г. Доброхлеб, С.А. Джавадова. ; М.: Издательский центр РГГУ, 2016. - 248 c. 22. Зозуля, П. В. Демография. Учебник и практикум / П.В. Зозуля, А.В. Зозуля. ; М.: Юрайт, 2016. - 194 c. 23. Косов, П. И. Основы демографии. Учебное пособие / П.И. Косов, А.Б. Берендеева. ; М.: ИНФРА-М, 2018. - 288 c. 24. Кучмаева, О.В. Демографическая статистика. Учебник / О.В. Кучмаева. ; М.: КноРус, 2017. - 921 c. 25. Лысенко, С. Н. Демография / С.Н. Лысенко. ; М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2017. - 112 c. 26. Медков, В. М. Основы демографии / В.М. Медков. ; М.: Феникс, 2016. - 448 c. 27. Практикум по статистике населения и демографии / О.Д. Воробьева и др. ; М.: Финансы и статистика, 2017. - 272 c. 28. Рунова, Т.Г. Демография / Т.Г. Рунова. ; М.: Московский государственный индустриальный университет (МГИУ), 2016. - 802 c. 29. Симагин, Ю. А. Территориальная организация населения / Ю.А. Симагин. ; М.: Дашков и Ко, 2016. - 236 c. 30. Симагин, Ю. А. Территориальная организация населения и хозяйства. Учебное пособие / Ю.А. Симагин. ; М.: КноРус, 2017. - 380 c. 31. Тихомиров, Н. П. Демография. Методы анализа и прогнозирования / Н.П. Тихомиров. ; М.: Экзамен, 2017. - 256 c. 32. Харченко, Л. П. Демография / Л.П. Харченко. ; М.: Омега-Л, 2017. - 384 c. 33. Харченко, Л. П. Демография. Учебное пособие / Л.П. Харченко. ; М.: Омега-Л, 2015. - 352 c. 34. Шевалдина, Елена Ивановна Демография / Шевалдина Елена Ивановна. ; Москва: РГГУ, 2016. - 884 c. 35. Шелестов, Д. К. Историческая демография. Учебное пособие / Д.К. Шелестов. ; Москва: РГГУ, 2015. - 286 c. 36. Щербаков, А. И. Основы демографии. Учебное пособие для вузов / А.И. Щербаков, М.Г. Мдинарадзе. ; М.: Академический Проект, Культура, 2017. - 208 c. 37. Косинский П.Д., Чупрякова А.Г. Экономический рост как функция качества жизни населения региона ; Фундаментальные исследования. 2016. № 11. С.1024. 38. Лешуков Т.В. Демографическая безопасность горнопромышленного региона (на примере Кемеровской области) ; Вестник КемГУ. 2013. №4(56) Т.2. С.14. 39. Морозова Е.А. Демографическая ситуация и ее влияние на социально-экономическое развитие региона / Е.А. Морозова, А.Н. Челомбитко, Л.М. Андреева ; Вестник КемГУ. 2012. № 2(50). С.217. 40. Об исполнении областного бюджета за 2017 год : закон Кемеровской области №42-ОЗ : принят 14.06.2018 : электронные // URL: http://www.zakon.kemobl.ru/upload/iblock/ae3/78375.pdf (дата обращения 24.04.2020) 41. Просроченная кредиторская и дебиторская задолженность. : электронные // URL: http://kemerovostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/ru/statistics/finance/) (дата обращения 30.04.2020) 42. Пять последствий демографического кризиса в России. : электронные // URL: https://www.dw.com/ru/пять-последствий-демографического-кризиса-в-россии/a-51809114 (дата обращения 25.04.2020) 43. Регионы России. Социально-экономические показатели : Стат. сб. / Госкомстат России : электронные // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156 (дата обращения 18.04.2020) 44. Рейтинг влияния глав субъектов РФ в марте 2018 года: сайт Агентство политических и экономических коммуникаций : электронные // URL: http://apecom.ru/projects/item.php? SECTION _ID=101&ELEMENT_ID=4572 (дата обращения 17.04.2020) 45. Рейтинг влияния глав субъектов РФ в ноябре 2016 года: сайт Агентство политических и экономических коммуникаций: электронные // URL: http://apecom.ru/projects/item.php?SECTION _ID=101&ELEMENT_ID=3260 (дата обращения 28.04.2020) 46. Рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации в 2017 году : сайт Агентство политических и экономических коммуникаций : электронные // URL: http://apecom.ru/projects/item.php?SECTION_ID=91&ELEMENT_ ID= 4330 (дата обращения 30.04.2020) 47. Финансовые результаты деятельности организаций : сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области : электронные // URL: http://kemerovostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/ru/statistics/finance/ (дата обращения 30.04.2020) 48. Финансы: Статистический ежегодник : сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области: электронные // URL: http://kemerovostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/ru/statistics/finance/ (дата обращения 24.04.2020) 49. Численность и миграция населения Российской Федерации : Стат. Бюллетень / Госкомстат России: электронные // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1140096034906 (дата обращения 30.04.2020)
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ УГРОЗ В ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 1.1 Система показателей оценки угроз в демографической сфере В настоящее время противостояние от капиталистической и социальных систем уходят почти все страны мира, но также остается неизменной система национальных и цивилизованных интересов стран, народов, культур и субкультур от их схожести, различий и противостояний. Неудивительно, что обеспечение национальной безопасности вновь стало приоритетом как внутренней, так и внешней политики России [7, с.45]. В этом направлении в последние годы были приняты чрезвычайные границы по росту обороноспособности страны, реформированию Вооруженных Сил, подразделений внутренней безопасности, экономики страны. Это понятно и логично – противостояние серьезное, долгосрочное и требует полного ответа. Непрерывное внедрение санкционных мер против России со стороны США и стран Запада только подтверждает это. В данных условиях в свое время пересматриваются нормативно-правовые документы по обеспечению любых аспектов национальной безопасности. Основным документом, который закрепил новые подходы в данной сфере, стал Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 31.12.2015 № 683. В самом начале 90-х годов в комплексе обеспечения национальной безопасности входила деятельность по защите от природных, социальных и иных угроз, а также о самых разных пластах угроз в национальных интересах [8, с.90]. Речь идет об экономическом, политическом, военном, диверсионном, террористическом, правоохранительном (борьба с преступностью, обеспечение общественного порядка), демографическом, культурном, духовном, экологическом, биологическом (здравоохранение, медицина, эпидемиология), природном, техногенном, кибернетическом и других аспектах безопасности. Следовательно речь идет о комплексной безопасности, о связи и взаимодействии всех сфер безопасности и сегментов деятельности, а также взаимосвязь деятельности всей совокупности институтов государства. Именно данный подход постоянно начал реализовываться в понимании государства в качестве нормативно-правовой формы и практической деятельности [11, с.87]. Смысл комплекса безопасности должен быть не только о "защите", а также о формировании здоровых отношений и их условий развития совместно с защитой. Для обеспечения эффективного производства и функционирования здоровых, полноценных субъектов и отношений: в экономике – конкурентоспособность субъектов хозяйствования и эффективных отношениях в экономике, в демографии – обеспеченность эффективности воспроизводства необходимого числа людей нужного качества, в военной сфере – необходимое число подразделений, которые оснащены кадрами и техникой, которая способна противостоять потенциальным угрозам. Данная система организации и управления нужна в каждой сфере. Многомерность и многоаспектность всего комплекса создает множество проблем для его равномерного формирования и развития, связанных как с тяжестью конкретной угрозы, так и с ресурсным обеспечением, поскольку, как правило, материальных, человеческих и интеллектуальных ресурсов не хватает сразу на всех. Поэтому в реальности руководству страны необходимо уделить особое внимание главным угрозам, отодвигая другие на второй план. Вопрос о лояльности к такой иерархии - отдельная проблема. Можно долго рассуждать, что важнее - военная оборона страны, внутриполитическая безопасность, обеспечение национальной конкурентоспособности в экономике, дефицит населения и сложные демографические проблемы, духовная и культурная деградация народа или что-то еще [15, с.57]. Однако ясно, что все проблемы должны быть решены, все угрозы опасны, и безопасность необходимо обеспечить во всех сферах. И в этой связи есть все основания и глубокий смысл в том, чтобы использовать те нормативно-правовые, методологические и методические, политические и иные наработки, сделанные в « приоритетных » областях, на которых сейчас акцентирует внимание руководство страны [16, с.67]. На примере взаимоотношений и возможного взаимодействия в сферах экономической безопасности и демографической безопасности. Проблемы обеспечения демографической безопасности в России в различных контекстах известны экспертам, и многие аспекты уже давно (на протяжении десятилетий) являются предметом беспокойства. Государство применяет меры для решения комплекса таких проблем, как численность населения, низкая рождаемость, старение населения, уменьшение количества трудовых ресурсов, нездоровых миграционных потоков (эмиграции и иммиграции) и т.д. Но этого недостаточно - перед качеством личности, статусом и ценностью семьи, влиянием духовных и культурных традиций на демографические процессы и т.д. В связи с этим стали появляться специальные комплексные научные исследования по проблеме демографической безопасности [21, с.43]. Это, важное начало, которое может придать дополнительный импульс значимым организационным структурам в этой области на практике. Так, принятые государственные решения и нормативные документы в смежных областях, в том числе в сфере обеспечения экономической безопасности, могут способствовать и ускорять прогресс в этом важном направлении. Недавно был издан Указ Президента Российской Федерации « О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года » от 13 мая 2017 года № 208. Работа над указом была долгой, и он встретил сопротивление со стороны различных антигосударственных сил. Но указ был принят, он носит национально-патриотический характер и является важной составляющей пакета документов в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Конечно, она будет постоянно совершенствоваться, развиваться, обновляться, требование чего заложено в самом документе [12, с.36]. Для того чтобы глубже осмыслить проблему демографической ситуации, складывающейся в России, приведем таблицу касающуюся аспектов демографической безопасности России (таблица 1.1). Таблица 1.1 – Возможные формы проявления демографических угроз Аспекты Возможные формы проявления демографических угроз 1 2 Численность населения - депопуляция; - не желаемое изменение удельного веса жителей страны в численности населения региона, мира и т.п.; - низкая или высокая плотность населения и др. Размещение населения - диспропорциональность территориального размещения жителей; - несоответствие фактического размещения населения и целей социально-экономического развития государства; - затухание и вымирание сельской популяции и др. Структура населения - старение популяции; - диспропорциональность полового состава населения; - трансформация этнических (расовых, национальных, религиозных и языковых) пропорций населения и др. Естественное движение населения - низкая рождаемость населения; - высокая смертность населения; - отрицательный естественный прирост населения и др. Миграционное движение населения - нелегальная миграция; - отрицательный миграционный прирост населения; - внутренние миграционные потоки, несоответствующие целям социально-экономического развития государства и др. Воспроизводство населения - суженное замещение поколений популяции; - низкая продолжительность жизни населения; - большие потери в воспроизводстве населения вследствие смертности и др. Источник: ?14, с.45? Общее понимание кризиса означает, что существует опасная нестабильная ситуация в любой сфере человеческой деятельности и рассматривается как поворотный момент в переходе к трудному состоянию. Кризис в демографической сфере страны означает резкий переход к снижению рождаемости населения, росту смертности, низкой продолжительности жизни. Сокращение численности населения в результате войны, эпидемии или любого другого катаклизма не является депопуляцией, потому что оно, хотя и резкое, но все же временное, после чего население быстро восстанавливает свои потери. Колоссальные потери населения Советского Союза в Великой Отечественной войне-27 миллионов человек-были покрыты естественным приростом всего за 11 лет. Уже в 1956 году довоенное население было вновь охвачено. Потеря населения в отдельных странах или регионах в результате миграционных процессов также не считается депопуляцией, если естественный прирост населения остается положительным. Когда население Ирландии сократилось более чем вдвое из-за массовой эмиграции в Соединенные Штаты между серединой девятнадцатого и началом двадцатого века, никто не называл это депопуляцией. Ведь рождаемость на этом острове превышала смертность, хотя и не компенсировала миграционных потерь [26, с. 63]. Таким образом, демографическая безопасность характеризует защищенность социально-экономического развития общества от внутренних и внешних демографических угроз, обеспечивающую как минимум сохранение геополитического, экономического и этнического статуса государства. Система показателей оценки угроз в демографической сфере в системе управления экономической безопасностью связаны с угрозами экономической безопасности, такими как снижение обороноспособности страны, реформирования Вооруженных Сил, подразделения внутренней безопасности, экономики страны. 1.2 Проблемы оценки и преодоления угроз в демографической сфере Целью безопасности демографии является обеспечение регулирования числа населения с сохранением этнической структуры и генетического здоровья людей. Это свидетельствует, что у многих государств в зависимости от ситуации в области рождаемости могут быть различные задачи. Например в развивающихся странах, в которых имеет место быть демографический взрыв внедряется политика, которая направлена на ограничение рождаемости, так как стремительный рост численности значительно увеличивает нагрузку на систему социального обеспечения и экономику. В условиях депопуляции, напротив, государство стремится повысить рождаемость и продолжительность жизни людей [22, с.36]. Сохранение и рост продолжительности жизни является критерием безопасности демографии, а также улучшение генетического и физического здоровья населения, регулирование числа населения страны и сохранной этнопропорциональной структуры. Главными угрозами в оценке безопасности демографии являются: отсутствие возможности регулирования числа населения страны (поддержка многодетных семей и пр.); отсутствие интереса в регулировании состава семьи; увеличение социальной безысходности, алкоголизма, наркомании; 4. деградация института семьи; 5. антисемейная политика средств массовой информации; 6. непропорциональное соотношение между рождаемостью в этнических группах и численностью этих групп. Проблема демографии отображена в демографической ситуации в современное время: Кризис демографии наблюдается в развитых странах с прогрессивными экономическими преобразованиями, которые характеризуются снижением рождаемости и численности. Проблема демографии в некоторых странах возникает в результате роста числа абортов, а также рост суицидов. К таким странам относятся – Германия, Франция, Бельгия, Дания, Венгрия. В некоторых странах таких как Африка, Азия, Латинская Америка возникает рост населения. Развитые страны все меньше и меньше способны обеспечить свое население нужным продовольствие, материальными благами, образованием, работой трудоспособным лицам, также растет нагрузка нетрудоспособного населения. В странах третьего мира проживает населения в 3раза больше, чем в развитых странах. Взрыв демографии наблюдается в развитых странах с более низким уровнем социального и экономического развития. Во многих таких странах проводятся мероприятия по уменьшению рождаемости и большинство населения отличается неграмотностью. Быстрыми темпами растут проблемы экологии, загрязнение окружающей среды, которые превышают предельно допустимые нагрузки экосистемы [46]. Проблема демографии также связана с рядом иных проблем глобализации человечества, такими как: - нехватка ресурсов, данная проблема заключается в том, что на в мире наблюдается ограничение экономически важных ресурсов как газ, нефть, пресная вода и иные полезные ископаемые; - проблема экологии, которая напрямую связана с отклонением в окружающей среде, которое ведет к изменениям структуры и функционирования природы; - проблема топливно-энергетического уровня, которая настигает население в будущем, которая связана с обеспечением населения топливом и энергией. Для избегания данной проблемы общество будет вынужденно искать альтернативные источники энергии, которые повлекут большие экономические расходы. Рекордное сокращение численности населения России стало одним из главных негативных итогов уходящего года. Ситуацию можно охарактеризовать как «вымирание», которое несет в себе крайне неблагоприятные последствия для экономики в долгосрочном периоде. Убыль населения неминуемо ведет к снижению производительности труда, поскольку главным компенсационным механизмом для выхода из демографической ямы становится увеличение притока мигрантов, в большинстве своем не обладающих высокой квалификацией [48]. Второе прямое следствие - это сокращение покупательской активности, которая обычно обуславливается рождением детей (сокращение рождаемости - главная причина убыли населения России). Снижение внутреннего спроса в самых различных областях - от спроса на потребительские товары до спроса на недвижимость и ипотеку - тянет за собой вниз темпы строительства и развития всех смежных отраслей экономики [27, с.75]. Одним из способов увеличения производительности могло бы стать ускорение автоматизации производства. Так снижение численности рабочей силы может стимулировать в России развитие технического прогресса и активизировать внедрение современных технологий. Особенно это актуально для работодателей, не желающих столкнуться с навязыванием своих условий со стороны наемного работника, которые закономерно возникают в случае кадрового голода и снижения конкуренции на рынке труда [42]. Одновременно - по мере замены наиболее примитивных функций искусственным интеллектом - возникнет необходимость в повышении квалификации сотрудников и поиск новых кадров с более высокой компетенцией. Снижение численности населения отражается и на численности воинского контингента. Если в 2008 году в вооруженных силах России служили около 1,2 млн. человек, то в 2019 году - 798 тысяч человек. Одним из последствий убыли населения становится снижение конкуренции за образование в регионах. В нестоличных высших учебных заведениях уже отмечается снижение проходного балла, необходимого для поступления в вуз и в целом упрощение требований для абитуриентов. Отчасти это связано и с оттоком поступающих в учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга или за рубеж [42]. В ближайшие десятилетия Россия рискует столкнуться с очень серьезными проблемами, требующими решения, от геополитического соперничества с США до нестабильности в стране, но на горизонте маячит еще одна серьезная проблема-демографические изменения. Из-за низкой рождаемости и эмиграции в стране произойдет резкое сокращение численности населения, что чревато серьезными геополитическими последствиями и негативно скажется на всех сферах жизни страны [31, С. 36]. Что касается прогнозов по общей численности населения России, то, по данным ООН, к 2050 году страна потеряет около 8% своего населения. Конечно, увеличение числа эмигрантов ускорит сокращение численности населения, но учитывая расхождение данных Росстата и международных организаций, трудно предсказать точные темпы демографического спада. Еще одним фактором является привлечение государством мигрантов для компенсации тенденции сокращения численности населения и эмиграции. По сообщениям СМИ, российское правительство планирует привлечь 5-10 миллионов мигрантов из соседних стран с высокой концентрацией русскоязычного населения, включая Казахстан, Узбекистан, Украину и Молдову, чтобы компенсировать сокращение численности населения России в течение ближайших шести лет. Действия правительства по привлечению мигрантов, а также стимулированию рождаемости в последние годы позволили сохранить тенденцию роста численности населения, но в 2018 году впервые с 2008 года население России сократилось в абсолютном выражении на 93,5 тыс. человек [12, с. 46]. Масштабы сокращения населения будут иметь серьезные последствия для России. Если численность населения продолжит сокращаться, это негативно скажется на экономическом положении страны, тем более что молодые образованные специалисты, работающие в технической и военной сферах, покинут страну. В результате демографического кризиса изменится и состав населения России. Спад, скорее всего, будет компенсирован увеличением потока мигрантов из быстрорастущих республик Кавказа и государств Центральной Азии, что, в свою очередь, может привести к росту межэтнической напряженности в стране и усилению политической нестабильности [28, с. 116]. С геополитической точки зрения ослабление экономики и сокращение численности населения также поставят под угрозу способность России наращивать свою военную мощь и оказывать политическое влияние. Страна будет отставать от стран с растущим населением, которые соперничают за влияние: Китая, США и даже Турции и Ирана. Поэтому, хотя трудно предсказать точные масштабы демографического кризиса в России и изменения этнического состава населения, нет никаких сомнений в том, что это станет серьезным поводом для беспокойства Москвы в долгосрочной перспективе. В конце 2019 года в среде демографов, в массовых СМИ произошел мощный «взрыв», связанный с демографической ситуацией в стране. Этот «всплеск» был вызван опубликованием Росстатом оперативных данных о естественном движении населения в 2019 году. За январь—октябрь 2019 года естественное снижение населения России, то есть превышение числа умерших над числом родившихся, составило 259,6 тыс. человек. Другими словами, по итогам текущего года убыль в стране станет самой высокой за прошедшие 11 лет, выше этот показатель был только в 2008 году — 362 тыс. человек. Приток мигрантов не возместил этого уменьшения, численность населения России сократилась. В качестве важнейших средств стратегического решения проблем демографического кризиса глава государства предложил их дальнейшую финансизацию: продление программы материнского капитала как минимум до 2026 года; увеличение его размера при рождении второго ребенка, погашение ипотечного кредита при рождении третьего ребенка; введение с 2020 года выплаты за детей от 3 до 7 лет, чьи доходы не превышают прожиточного минимума на человека и ряд других мер. Почти полтриллиона рублей в год понадобится на реализацию мер социальной поддержки. Демографический кризис в России начался с момента «реформирования» экономики на основе монетаристской экономической концепции Милтона Фридмана, содержания «Вашингтонского консенсуса» и международных финансовых институтов (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международный банк). Суть концепции основывается на том, что ее сторонники считают, что главным средством обеспечения социально-экономического прогресса являются стихийные силы свободного рынка, которые сами же и способны обеспечить нормальное развитие экономики. Сейчас, в мирное время в России за почти тридцать лет «реформ» на основе не рационального управления страной с низким уровнем научной базы, была практически уничтожена экономика государства, и вместо её развития случилось экономическое падение и отставание. В стране произошло четыре полномасштабных экономических кризиса, не считая «черных» вторников и пятниц, двукратная девальвация рубля, пенсионных, демографических и других социально-экономических взрывов. В сознании молодежи все более укрепляется установка «малодетности», вызванная туманными перспективами, отсутствием стабильного экономического роста, нормальной работы, падением доходов. Ни в одной развитой стране мира, нет материнского капитала, выплат на второго, третьего или последующих детей и т.д. [44]. Можно кратко показать, что произошло в России в ходе реализации курса рыночного либерального фундаментализма, что и явилось главной причиной демографического кризиса в стране. Распад промышленности: - ликвидация более 100 тысяч промышленных предприятий; - миллионы квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров стали предпринимателями – в результате страна осталась без квалифицированных кадров, что приводит к массовым техногенным катастрофам; - страна утратила способность обеспечивать собственные потребности в современной авиационной, железнодорожной, сельскохозяйственной, автотранспортной технике. Распад сельского хозяйства: - минеральные богатства страны из достояния народа превращены в достояние людей с финансовыми возможностями; - высокие цены на аграрную и промышленную продукцию; - разрушение коллективных хозяйств, сворачивание образовательных, медицинских, транспортных и других социальных услуг привели к разорению и ликвидации десятков тысяч сельских населенных пунктов. Проблемы социальной сферы: - реформы в образовании, здравоохранении привели к дальнейшему углублению пропасти между наемными работниками и социально незащищенными людьми, с одной стороны, и богатыми (топ-менеджерами, чиновниками) – с другой стороны; - падение нравственности и культуры [36, с.48]. Вот уже шестой год экономический рост в России фиксируется в пределах статистической погрешности. Объем валового внутреннего продукта (ВВП) России в 2019 году превысил 1,6 триллиона долларов. В 2014-м он был на 20% больше. Фонд национального благосостояния превысил 7% от ВВП, инфляция низкая и т.д. При эффективном вливании этих сознательно замороженных финансовых ресурсов в реальный сектор, экономика не может не расти менее, чем по 3% в год. Но этого не происходит, даже при проведении курса модификационных «реформ» на основе снятия и сокращения ограничений государства на экономику, в обмен на увеличения участия частных лиц и дальнейшего вложения иностранного капитала и набора основных принципов макроэкономики рекомендуемых международным институтом экономики в Вашингтоне. Принципиальные политико-экономические вопросы, от решения которых в полной мере будет зависеть будущее России и выход из демографического кризиса – это смена нынешнего социально-экономического курса, ликвидация тех механизмов, которые были запущены в 1990-е годы, восстановление управляемости экономикой на научной основе, формирование нового облика, конфигурации российской экономики [37, с.120]. В первую очередь, для выхода из нынешнего социально-экономического положения, возрождения научной системы управления, необходима разработка социально-экономического развития России на 25-30 лет, с четко сформулированными целями и стратегиями для страны в целом [17, с.251]. Для создания новой модели российского общества необходимо формирование общества подлинной социальной справедливости, возрождение и трансформация высокотехнологичного комплекса как базы инновационного обновления всех секторов российской экономики. Без радикального обновления сферы материального производства нельзя решить проблему демографического кризиса. Таким образом, экономическая безопасность должна предусматривать и демографическую безопасность, целью которой выступает поддержание устойчивого демографического развития страны и её регионов. 1.3 Нормативно-правовая база, регламентирующая оценку и минимизацию угроз Правовые основы демографической безопасности Кемеровской области, Кузбасса определены в Конституции Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года, действующем законодательстве и нормативных правовых актах органов государственной власти [46]. В частности, организационная основа обеспечения демографической безопасности связана с распределением властных полномочий в целях противодействия угрозам безопасности в социальной и пограничной сферах: - угрозы безопасности Кемеровской области-Кузбасса в социальной сфере создают: глубокое расслоение общества на богатых и малообеспеченных граждан. По данным Росстата, 73% населения относится к категории малообеспеченных и малообеспеченных. В "самой нуждающейся" группе (доход до 4600 руб. / чел.). в месяц) и "малообеспеченные" (доход до 13 800 руб./чел. в Кемеровской области-Кузбассе 20,5% и 52,9% соответственно, а 22,5% были отнесены социологами к категории "обеспеченных ниже среднего" (верхний предел дохода в этой категории составляет 32 200 руб./чел. в месяц). "Средний доход" и "высокий доход" -чуть более 4%, увеличение доли людей, живущих за чертой бедности, рост безработицы. Отсюда и признаки социального кризиса: резкое снижение рождаемости и продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв собственной трудовой базы, ослабление фундамента общества — семьи, снижение духовно-нравственного и творческого потенциала людей и др.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 65 страниц
1000 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 80 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 55 страниц
1000 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 62 страницы
5000 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 68 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 81 страница
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg