ГЛАВА № 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖАМЕРИКАНСКОГО БАНКА РАЗВИТИЯ
1.1 Понятие МАБР
Межамериканский банк развития (МАБР) – это региональный финансовый институт, крупнейший и старейший источник финансирования развития для Латинской Америки и Карибского бассейна.
За свою историю МАБР накопил уникальный опыт финансового обслуживания не только национальных, но и крупных интеграционных проектов, в которых участвуют абсолютно разные и существенно отличающиеся по уровню экономического развития страны.
Вместе с Международным валютным фондом и Всемирным банком он входит в трои?ку наиболее крупных финансовых организации? мира.
На сегодняшний день акционерами МАБР являются 48 государств: 26 стран Латинской Америки и Карибского бассейна и 18 нерегиональных государств, среди которых Израиль и Япония. При этом региональные члены, являясь странами-заемщиками, имеют преимущественное право на получение займов.
1.2 История создания МАБР
Банк был создан 30 декабря 1959 г. по инициативе Специальнои? консультативнои? комиссии Межамериканского социально-экономического совета Организации американских государств. Поскольку Латинская Америка - это регион государств с различным экономическим потенциалом и находящихся на разных уровнях социально-экономического развития, МАБР создали с целью содеи?ствия экономическому и социальному развитию этих стран.
Первоначально учредителями банка стали 18 стран-членов, а штаб квартиру разместили в Вашингтоне. Уставныи? капитал составлял 1 млрд. долл. США.
В 1960-е гг. к МАБР присоединились шесть государств региона. Возник первый проект, который был направлен на оказание техническои? помощи в развитии горноруднои? промышленности Боливии. В 1961 г. МАБР создал «Трастовыи? фонд социального прогресса», а также поддержал создание Центральноамериканского банка экономическои? интеграции, которыи? получил от него первыи? межбанковскии? кредит. В 1962 г. банк впервые вышел на международные рынки капитала и сделал заимствования в Европе и США. В 1963 г. Утвердили специальную программу поддержки экспорта машинотехническои? продукции из стран-заемщиков. В 1965 г. банк основал Институт латиноамериканскои? интеграции со штаб-квартирои? в Буэнос-Аи?ресе. В 1966 г. банк создал еще один фонд - Фонд первоначальных инвестиции? в латиноамериканскую интеграцию. Затем впервые неамериканские страны - Великобритания и Швеция создали трастовые фонды под управлением МАБР.
Уже к 1970-х гг. МАБР уже мог выдавать кредиты на общую сумму 4,1 млрд. долл. США для развития сельского хозяи?ства, транспорта, связи, обрабатывающеи? и горнодобывающеи? промышленности, производства электроэнергии, водоснабжения и канализации, городского хозяи?ства, жилищного строительства и сферы образования.
В 1970-е гг. еще 15 стран Европы и три страны Латинскои? Америки стали соучредителями банка. Появился Норвежскии? фонд развития для инвестирования в Латинскую Америку. В 1975 г. МАБР впервые привлек частных международных банков для кредитования проектов развития. В конце 1970-х гг. банк принял программу по защите окружающеи? среды.
В 1984 г. Была создана Межамериканская инвестиционная корпорация, однако операции она начинала только в 1989 г.
В начале 1990-х гг. МАБР принял программу развития частного сектора, а также микрофинансирования в трех странах региона. В 1990 г. под эгидои? банка была создана региональная сеть по исследованию экономическои? политики для изучения ключевых вопросов развития.
В 1994 г. Совет управляющих увеличил уставныи? капитал до 40 млрд. долл. В банке принималась политика раскрытия информации, создавался механизм независимои? оценки, а также был учрежден Межамериканскии? институт социального развития.
В 2000 г. МАБР выдал первую кредитную гарантию, положив тем самым начало новому направлению деятельности – гарантии?ным операциям.
Тогда же банк присоединился к международнои? инициативе по достижению целеи? развития тысячелетия, а также к программе поддержки бедных стран, обремененных большими долговыми обязательствами.
В 2003 г. под управлением МАБР создал пять трастовых фондов, а в структуре самого банка – подразделение по оценке эффективности проектов развития.
В 2005 и 2009 гг. странами-членами МАБР стали Южная Корея и Китаи? соответственно.
С 2005 г. банк начал использовать финансовые инструменты в национальных валютах, а также кредитовать без суверенных гарантии? как частныи?, так и государственныи? сектор.
В 2006 г. МАБР учредил два новых фонда: Фонд инфраструктурных проектов и Фонд предупреждения катастроф.
Несмотря на мировои? финансовыи? кризис, банк продолжает расширять свои кредитные операции. Этому способствует увеличение в 2010 г. его уставного капитала до рекорднои? величины – 70 млрд. долл. США.
1.3 Стратегия МАБР
Стратегия банка – это концептуальная основа его деятельности, определяющая приоритетные цели и задачи, и пути их достижения.
У МАБР существует своя стратегия, которая определяет не только задачи и цели, но и его миссию и видение.
Миссия МАБР заключается в содеи?ствии экономическому и социальному развитию развивающихся стран-членов МАБР региона Латинскои? Америки и Карибского бассеи?на.
Видение МАБР – представляет собой регион Латинскои? Америки и Карибского бассеи?на, экономически и социально развитыи?.
Задача МАБР – поддерживать такую национальную политику, которая дает возможность малообеспеченным слоям населения быть не просто «дотационным» сектором, а обеспечивать им пути для включения в экономическую деятельность, в том числе, в производственные процессы, чтобы они вносили свой вклад в хозяйственный рост и пользовались его результатами.
В 2001 г. Были представлены предложения по новому курсу развития банка. Был создан документ, в котором были сформулированы основные направления развития банка, даны рекомендации по определению ожидаемых результатов деятельности на уровне стран, заложен подход к оценке проектов на основании достигнутых результатов.
В 2008 г. в банке была создана Система оценки эффективности деятельности в области развития, которая определяет набор механизмов и инструментов по повышению результативности и эффективности деятельности банка. Повышение результативности связано с внедрением Системы мониторинга результатов в области развития банка, а также с проведением оценки вклада банка в устои?чивое развитие.
В марте 2015 года Банк обновил институциональную стратегию на 2010-2020 годы. Суть документа состоит в том, что необходимо решить три взаимосвязанные задачи для процветания и развития Латинской Америки. Первая задача заключалась в том, что следует преодолеть социальное отчуждение и неравенство. Вторая задача - повысить производительность труда и включить инновационные механизмы. Третья предполагала усилить экономическую интеграцию стран региона, которая тогда была явно недостаточна. Эти три задачи взаимосвязаны, и их пересекают определенные всеобъемлющие проблемы, которые необходимо решать государственной политике: гендерное равенство и разнообразие; изменение климата и экологическая устойчивость; институты и верховенство закона.
Каждые четыре года Совет управляющих корректирует Стратегию и систему оценки результативности развития с учетом экономических изменении? в странах Латинскои? Америки и Карибского бассеи?на.
В настоящее время Департамент стратегического планирования и результативности развития осуществляет контроль и мониторинг реализации Стратегии и Плана развития банка на основании принципов и подходов системы оценки эффективности в области развития. В задачи Департамента входит разработка всех основных политик и руководств по подготовке и мониторингу проектов, стратегии? стран и вопросам нефинансовои? деятельности.
Департамент выполняет функцию Комитета по операционнои? деятельности банка, обеспечивает обзор международных стандартов и лучших практик с целью предоставления качественнои? информации по их внедрению вице-президенту по развитию стран и вице-президенту по развитию отраслеи? экономики и управлению знаниями.