ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сюжетно-ролевая игра, как психолого-педагогическая проблема
Проблема игры как формы организации жизни и деятельности детей постоянно находятся в центре внимания педагогов и психологов.
Большинство отечественных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества.
Г.В. Плеханов, изучая проблему происхождения искусства в человеческом обществе, пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю, и она возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. По мнению Г.В. Плеханова, в истории общества труд предшествовал игре, определял ее содержание. Труд, охота, войны с другими племенами – все это сопровождалось чувствами радости, удовольствия, горечи. Затем появилась потребность еще раз пережить эти чувства, и это побуждало первобытного человека к обрядовым пляскам и играм. Таким образом, игра связана с искусством, и сначала был труд, а потом это нашло отражение в играх и искусстве. [9]
В жизни же отдельного индивидуума наблюдается обратное соотношение: ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе. Таким образом, игра служит средством передачи культурных приобретений старшего поколения младшему, подготавливает детей к труду. В этом заключается социальное назначение игры. Г.В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, так как дети отображают в игре то, что их окружает.
Мысли Г.В. Плеханова получили развитие в трудах новых поколений ученых, прежде всего психологов и педагогов, которых волновал вопрос о том, что всегда ли существовала игровая деятельность, предваряя в жизни ребенка последующую трудовую деятельность.
Игра имеет социальную основу. Детские игры и прежних лет, и сегодняшней жизни убеждают, что они связаны с миром взрослых. Одним из первых, кто доказал это положение, оснастив его научно- психологическими данными, был К.Д. Ушинский. В работе «Человек как предмет воспитания» К.Д. Ушинский определил игру, как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «…материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой». [23]
Окружающая ребенка действительность очень многообразна, и поэтому в игре находят отражение лишь отдельные её стороны, такие как сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской показывают, что развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, отражающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. Н.К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. Она считала, что самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое.
Д.Б. Эльконин на основе анализа историко-этнографических материалов вывел гипотезу о том, что в истории человечества детская игра возникает на определенной стадии развития общества. Усложнение производства, с одной стороны, делает невозможным участие ребенка в реальной социальной производительной деятельности, а с другой – требует от него ориентировки в системе задач, ролей и правил поведения во взрослом обществе. Сюжетная игра, по мнению Д.Б. Эльконина, является особой символико-моделирующей деятельностью, позволяющей осуществить эту ориентировку. [48]
Анализ трудов Л.С. Выготского, Л.А. Венгер, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой и других позволяет сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью, в которой создаются наиболее благоприятные условия для общего психического, в том числе интеллектуального и личностного развития ребенка. Сюжетно-ролевая игра как никакая другая деятельность приближает ребенка к миру взрослых, моделирует их отношения.
В своих исследованиях Д.В. Менджерицкая [29] определила в качестве предмета исследования сюжет игры, ее этическое содержание, позволяющее ребенку наиболее ярко выразить ролевое поведение. Игра, по ее данным, возникающая на основе нравственного ценного сюжета, воспитывающим образом влияет на детей, их взаимоотношения не только в ходе игры, но и (в значительной мере) в повседневной жизни. Дети по собственному побуждению ориентируются на привлекательный для них игровой образ. Он вызывает у них положительные эмоции, повышает интеллектуальную активность и желание действовать в игре как герой, то есть дети выражают свое отношение к нему, комбинируют имеющиеся представления, искренне переживают изображаемые события.
Д.В. Менджерицкая, определяя игру как социальную практику ребенка, его реальную жизнь в обществе сверстников, подчеркивала актуальность проблемы использования игры в целях всестороннего воспитания, и, в первую очередь, формирования нравственной стороны личности. При этом она отмечает, что в сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят в нагляднообразной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, и это позволяет им лучше понять и глубже пережить эту действительность, а также является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств. [31]
Анализ работ психологов (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) подтверждает положение о развитии психических процессов в сюжетно-ролевых играх детей. У ребенка в игре появляется способность к абстрактному мышлению, следовательно, происходят важнейшие преобразования его интеллектуальной сферы. Этому свидетельствует процесс развития игры, в котором ребенок переходит от опосредованных действий с предметами к их словесному обозначению.
Е.В. Зворыгина, отмечая роль сюжетной игры в воспитательном процессе, указывает на то, что ценность такой игры для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания ребенка состоит не только в получении, закреплении и расширении знаний об окружающем, а в том, что в игре происходит совершенствование воображаемой ситуации с постепенным переходом от предметной игры к играм внутреннего, умственного плана, переход от индивидуальных к коллективным, новый уровень осмысления действительности расширяют творческие возможности детей. [18]
Таким образом, сюжетные-ролевые игры значимы для всестороннего развития ребенка. Но будут ли они определять психическое развитие детей и активно влиять на их всестороннее воспитание, - это зависит от взрослых.
В результате многолетних наблюдений, специальных педагогических исследований и изучения опыта руководства накоплены данные об особенностях игр детей разных возрастных групп. Эти особенности, выделенные педагогами-исследователями такими как Р.И. Жуковская, Е.А. Аркин, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко и психологами Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и другие, носят комплексный характер и могут служить ориентирами в руководстве детской игрой.
Многие педагоги, подчеркивая главную особенность игр, придуманных самими детьми, - самостоятельный характер, называют такие игры – творческими. К ним относятся режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом. В новой классификации игр, разработанной С. Л. Новоселовой, к самостоятельным сюжетным играм относятся: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры. [37]
На самостоятельный характер сюжетной игры и значимость этой особенности для развития личности ребенка указывали как педагоги, так и психологи.
Р.И. Жуковская отмечала, что ребенок начинает играть тогда, когда яркий образ человека становится для него объектом подражания, и еще потому, что он хочет самостоятельно воспроизвести воображаемую ситуацию.
Ученые подчеркивают, что в игре ребенок не копирует жизненные впечатления, он их творчески перерабатывает, вкладывая свое отношение к отображаемым событиям. И только тогда, когда в игре ребенок умеет самостоятельно ставить игровые задачи и выбирать способы их решения, она окажет должное развивающее влияние на личность ребенка. А.В. Запорожец в своих работах, отмечая эту особенность, подчеркивал, что игра должна переходить в форму детской самодеятельности.
Психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) отметили следующую особенность детской игры: основой сюжетной – ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация. Она заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и осуществляет ее в создаваемой самим игровой обстановке. Для мнимой ситуации также характерен перенос значений с одного предмета на другой и действия, воссоздающие в обобщенной и сокращенной форме реальные действия в принятой ребенком роли взрослого.
Результаты многолетних наблюдений, изучение особенностей детских игр позволили исследователям выделить в развитии сюжетной игры ряд этапов. Существует несколько подходов к определению этапов развития игры.
Е.А. Аркин, уделявший большое внимание изучению игры и придававший ей большое значение, характеризуя развитие сюжетных игр, отмечает, что с возрастом изменяется структура игр: от бессюжетных, состоящих из ряда часто не связанных друг с другом эпизодов, они превращаются в игры с определенным сюжетом, а также меняется и тематика детских игр: в младшем возрасте это эпизоды из личной жизни или ближайшего окружения, а в старших группах в играх дети часто отображают содержание прочитанного рассказа или события общественно-политического значения.
Е.А. Аркин указывает на пять основных линий развития игры:
? от малолюдных группировок к все более многолюдным;
? от неустойчивых группировок к все более устойчивым;
? от бессюжетных игр к сюжетным;
? от ряда не связанных между собой эпизодов к планомерно развертывающему сюжету;
? от отражения личной жизни и ближайшего окружения к событиям общественной жизни. [2]
Д.Б. Эльконин предлагает различать сюжет и содержание игры. Сюжет – это та сфера действительности, которая моделируется, воспроизводится в игре. Содержание игры – это содержание деятельности людей, которое воспроизводится играющим ребенком в ходе развертывания сюжета. В начале дошкольного возраста содержание игры ребенка составляет воспроизведение простых операций с предметами и последовательности предметных действий, затем в качестве содержания выступает уже воспроизведение социальных ролей в соответствии с заданными нормами и правилами, и, наконец, на более позднем этапе, - воспроизведение социальных и межличностных отношений.
По мнению А.П. Усовой, развитие сюжета в играх детей идет от исполнения ролевых действий к ролям-образам, и развитие сюжета зависит от ряда обстоятельств. Прежде всего - это близость темы игры к опыту ребенка. Отсутствие опыта и вытекающих из него представлений становится препятствием в развитии сюжета. А.П. Усова отмечает, что развитие сюжета определяется также и тем, насколько согласованно развиваются в игре роли. Согласованность ролей нужна в каждой игре, имеющей определенную тему. Чем лучше начинают дети понимать друг друга, тем слаженнее протекает игра. [44]
А.П. Усова, указывая на ряд особенностей развития игр, из которых следует исходить при их организации, определяет этапы развития игры. Автор отмечает, что у детей в три года игры становятся сюжетными и в этом направлении игры интенсивно развиваются на протяжении всего дошкольного детства, определяющим является постепенное овладение ребенком ролью, исполняемой в коллективе детей. На первом этапе игры дошкольников состоят из бытовых действий, выполняемых детьми (варить, мыть, лечить и т.п.). На следующем этапе появляются ролевые обозначения, связанные с действиями (я - мама, я – повар, я –врач и т.п.). Здесь в этих обозначениях наряду с ролевыми действиями появляются ролевые отношения. И, наконец, последний этап наступает с появлением роли. [43]
В ходе экспериментального исследования особенностей детской игры, Д.Б. Эльконин выделил четыре уровня развития сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного детства. [48]
Первый уровень. Центральным содержанием является выполнение действий с предметами. Роли в игре есть, но они не определяют действия, а сами вытекают из характера производимых ребенком действий. Нет предварительного планирования игры: дети не называют ролей, а обозначают их только после совершения игрового действия. Действия однообразны часто повторяющиеся, их логика легко нарушается. Сложная последовательность действий, составляющих ролевое поведение, ребенком в игре не воспроизводится.
Второй уровень. Для ребенка важно соответствие игрового действия реальности. Роли называются детьми. Намечается разделение функций. Логика действий определяется жизненной последовательностью. Расширяется количество действий.
Третий уровень. Основным содержанием игры становится выполнение роли, все действия вытекают из роли, которые ясно очерчены. Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Появляется специфическая ролевая речь. Нарушение логики действие не допускается.
Четвертый уровень. Основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Речь носит явно ролевой характер. Ребенок ясно видит одну линию поведения на всем протяжении игры. Действия развертываются в четкой последовательности; ясно вычленены правила. Широко используются замещения.
На протяжении дошкольного детства можно наблюдать динамику развития игры от первого уровня к четвертому.
Исследования педагогов (С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина) дали возможность наметить линию развития игры с учетом тех преобразований, которые происходят в ее психологическом содержании как деятельности. Авторами выделены следующие этапы развития игры в условиях ее формирования взрослыми.
Первый этап в этом развитии – ознакомительная игра. Эта предметно-игровая деятельность. Ее содержание составляют действия манипулирования. На этом этапе операции обследования перерастают в ориентировочные действия, которые в силу особенностей предметных условий осуществляется предметно-специфическими операциями.
Следующий этап игры авторы называют отобразительной игрой, в которой отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определенного эффекта. Исследователи называют это кульминационным моментом развития психологического содержания игры в раннем возрасте.
При правильной организации воспитательной работы дети начинают переходить к отражению практических смысловых связей между действием и свойством предмета, т.е. ребенок в условной форме использует предмет по назначению. Таким образом, ребенок обыгрывает доступный для его понимания сюжет из собственной жизни. Авторы отмечают, что здесь наступает следующий этап развития игры – сюжетно-отобразительный.
В сюжетно-отобразительной игре, отмечают авторы, как бы незримо присутствует тот, кто использует предмет по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки для сюжетно-ролевой игры.
По мнению Михайленко Н.Я., свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры — действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку». Ребенок может забивать воображаемые гвозди игрушечным молотком, хотя на самом деле еще не умеет забивать настоящие гвозди; может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и зверюшек, хотя на самом деле ему еще очень далеко до этой «взрослой» профессии; может включиться в такие волнующие события, происшествия, которые в действительности с ним никогда и не случались; может повторять, «проживать» заново события, в которых он не смог проявить себя так, как ему хотелось бы, и т. п. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. [33,34]
Несколько другой подход к определению этапов развития игровой деятельности мы находим у Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Изучая особенности игровой деятельности, авторы выделили три постепенно усложняющихся способа построения детьми сюжетной игры [33]:
1. Развертывание цепочки условных предметных действий. Ребенок имитирует в игре кого-то, но сам еще этого не осознает. Этот способ можно назвать предметно-действенным.
2. Ребенок принимает на себя роль. Действия становятся более разнообразными, включают все больше ролевой речи, которая является непременным атрибутом любого персонажа. Все это означает переход ребенка к новому способу построения игры – ролевому поведению.
3. Главным для ребенка становится воссоздание целостных событий, которые включают в себя разнообразные роли с их действиями и отношениями. Сложность содержания такой игры требует все большего использования речевого обозначения. Игра переходит частично в план речи и воображения. Этот способ можно назвать сюжетосложением.
Последовательное овладение этими способами игры позволяет ребенку воссоздать действия и отношения окружающих людей, а также творчески развертывать игру благодаря свободному оперированию в ней различными элементами сюжета – событиями, персонажами, их действиями.
Анализ психолого-педагогической литературы по изучению сюжетно-ролевой игры позволяет дать характеристику особенностей сюжетно-ролевой игры, которые необходимо учитывать при ее руководстве.
Таким образом, одной из особенностей сюжетно-ролевой игры является принятие детьми роли взрослых. Д.Б. Эльконин предложил рассматривать роль как основную, неразложимую единицу развитой формы игры. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Для детей становятся интересными действия взрослых, а позднее – их взаимодействия и отношения. Замыслы детей становятся интереснее и разнообразнее. Возрастает количество игровых задач, которые ставят дети.
Другой характерной особенностью сюжетно-ролевой игры является формирование в ней ролевых способов отображения окружающей действительности. Ролевые способы имеют свою специфику развития. В младшем дошкольном возрасте дети усваивают эмоционально- выразительные ролевые действия и высказывания, в среднем и старшем возрасте они учатся вступать в ролевой диалог от лица разных персонажей, используя выразительность движений, жестов, мимику.
Отличительной чертой сюжетно-ролевой игры является наличие взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками. При этом исследователи отмечают, что в игре наблюдаются игровые и реальные взаимоотношения. Функциями реальных отношений является умение ставить и принимать игровые задачи, договариваться друг с другом о способах и средствах решения игровых задач, понятно излагать свои мысли, тактично отказываться, если игровая задача не интересна ребенку. Игровые отношения определяются содержанием выполняемых детьми ролей.
В сюжетно-ролевой игре дети становятся более самостоятельными. Их самостоятельность проявляется в выборе замысла, постановке игровых задач, в выборе игровых предметов, роли и ролевых способов отражения окружающего, а также в выборе партнеров. При правильном руководстве в сюжетно-ролевых играх ярко проявляется индивидуальность ребенка, его творчество.
Таким образом, рассмотрев проблему развития сюжетно-ролевой игры в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов, можно сделать вывод о том, что игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и так далее. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта, основными характеристиками которой являются сюжет и роль, они определяются как основополагающие и смыслообразующие элементы в данном виде игры
1.2 Общая характеристика сюжетно-ролевой игры, методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его учебной и трудовой деятельности, его отношения к людям.
Из всех детских игр особое место занимает сюжетно – ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых или каких – либо сказочных персонажей и от имени этих ролей проигрывают воображаемые сюжеты, т.е. вступают в отношения с другими от имени этих персонажей. Сюжетно – ролевая игра имеет особенно важное значение для развития ребенка. С одной стороны – это свободная эмоциональная деятельность, которая всегда приносит удовольствие. С другой стороны – сюжетно – ролевая игра – это школа произвольного поведения. Именно в этой игре ребенок начинает подчинять свои действия правилам и вести себя так, как принято, как положено в обществе.
Четко обозначить возрастные границы перехода к сюжетно – ролевой игре нельзя. При условии сформированности сюжетно-отобразительной игры ребенок начинает принимать на себя роли примерно к трем годам, но в зависимости от индивидуальных особенностей кто-то из детей готов к этому раньше, а кто-то позднее. К 5-6 годам сюжетно-ролевая игра достигает своего пика. Подражание взаимоотношениям взрослых в их общественной жизни усиливается с расширением представлений детей об окружающем мире, дальнейшем развитием игровых умений, усложнением игровых замыслов.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.