ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННЫХ ФИНАНСОВЫХ ПРОДУКТОВ СОВРЕМЕННОГО БАНКА.
1.1 Понятие и классификация инновационных финансовых продуктов в банковскои? сфере.
Главным фактором на сегодняшний день является развитие уровня глобализации мировых финансовых рынков, способствующий повышению общеэкономического роста России, и также определяющий наиболее эффективную деятельность банковскои? сферы страны. Финансовые инновации в данном случае занимают особую роль, они дают возможность усовершенствовать и улучшить на интенсивном уровне предоставляемые банковские услуги. Для начала нам необходимо обязательно рассмотреть и изучить понятие« инновации», прежде чем переходить к рассмотрению термина « финансовые инновации».
Термин « инновация», которое произошло от латинского« novatio», означает « изменение». Приставка« in», которую включает в себя термин, обозначает «в направление». При дословном переводе данного термина с латинского языка, мы получим следующее : «в направлении изменении?» . Понятие« innovation» впервые было упомянуто в научных исследованиях 19 века, последующее употребление было в начале 20 века. Американский и австрийский экономист Й. Шумпетер особенно часто использовал данный термин в своих научных работах. Ученый был одним из первых, кто ввел «инновацию в экономику». Согласно Шумпетеру, инновация – это не тольно нововведение, но и фактор производства. Шумпетер на тот момент не пользовался термином « инновация» и заменил его на 5 факторов производства:
? Использовать новую технику, технологии, а таже новое рыночное обеспечение производства.
? Производство продукта, ранее неизвестного с новыми качественными отличиями.
? Использовать новые виды сырья, либо полуфабрикатов.
? Изменения в материально-техническом обеспечении производства.
? Внедрение технологий на новый рынок сбыта.
«Инновация» - это введение чего-либо нового в различные сферы:
1) технологические разработки
2) организация бизнес-процессов
И это « новое» в дальнейшем базируется на использовании различных прогрессивных достижении? в научных сферах . Мы можем наблюдать огромное количество примеров инноваций в финансовых отраслях экономики.
Культурологи первые начали использовать данный термин в своих исследованиях, тогда он трактовался как внедрение элементов одной культуры в другую. Когда традиционные уклады жизни стали совершенствоваться, пошел процесс изучения закономерности организационных, экономических и т. д. инноваций. В процессе усовершенствования традиционных укладов жизни стали изучаться закономерности экономических, организационных, технологических и других инновации?. Инновации в экономике на сегодняшний день – наиболее актуальныя тема для изучения.
Инновация возникает в результате использования плодов научных исследовании? и различных разработок, которые направлены на улучшение процесса производственнои? деятельности, экономических, правовых и социальных отношении? в области науки, образования, и в других сферах деятельности общества .
Выделяют такие характеристики инновации как:
1. Использовать на рынке стратегии, которые отличаются друг от друга во всех отношениях.
2. Осваивать новые методы для улучшения конкурентоспособности и поиск наиболее эффективных способов борьбы с конкуренцией.
3. Создавать конкурентные преимущества при помощи новых благоприятных условий на ранке, при обязательном заполнении данного сегмента рынка, которым не воспользовались конкуренты.
Конкурентное преимущество, в данный момент, основывается на ииновации. В настоящем случае, инновация, которая реализуется на финансовом рынке, может быть разделена на 2 группы:
? внедрять новейшие инструменты на финансовом рынке ( свопы, фьючерсные контракты, форварды контракты, а также главные инновационные финансовые продукты - свопционы, кредитные деривативы, инновационные лизинговые опционы) ;
? Новые сочетания инструментов финансового рынка, позволяющие производить новые инновационные финансовые.
Все это проводится с целью увеличить доходы предприятия, привлечь различные инвестиционные ресурсы, увеличить объем продаж, хеджировать различные финансовые и инновационные риски. Инновационный лизинг, форфеи?тинг, венчурное финансирование, франчаи?зинг, выпуск специализированных ценных бумаг – могут выступать примерами .
Также примерами инноваций в банковском секторе:
? разрабатываются новые финансовые продукты, новые виды услуг или новые модификации уже существующих;
? внедряются инновационные методы продаж;
? разрабатываются инновационные маркетинговые стратегии;
Все эти продукты – это плод активной деятельности в сфере инноваций, характеризующейся, как финансовый инжиниринг. Финансовыи? инжиниринг – это как разработка, проектирование, а также реализация финансовых инновационных процессов, так и поиск новых, творческих путей для решения проблем в финансовой сфере.
Финансовая инновация имеет ряд своих особенностей:
? Финансовыие продукты должены торговаться и продаваться на рынке
? Финансовые операции должны быть реализованы в хозяйствующих субъектах или на рынках.
? Финансовая инновация функционально зависит от времени.
? Должен существовать единичный и массовый спрос.
? Лимитированные и нелимитированные продукты.
Подробнее остановимся на термине« финансовая инновация». Финансовая инновация, с экономической точки зрения является конечным результатом инновационной деятельности, который осуществляется в виде нового финансовго продукта.
Финансовыи ? продукт можно определить как материальную часть оформленнои? услуги финансового института. Такой продукт может иметь осязаемую форму, представленную на продажу на рынке. К нему относятся:
? Ценная бумага
? Пластиковая расче?тная или кредитная карта
? Драгоценный металл
? Договор банковского счета
Финансовые продукты разделяются на:
? Единичные
? Массовые
Единичныи ? финансовыи? продукт ( ЕФП) – продукт индивидуальный, имеющий различные особенности, выделяющие его на фоне других. Проще говоря – это иной вид другого финансового актива. Например, золотая монета, акция или облигация эмитента – конкретного хозяи?ствующего субъекта.
Массовыи ? финансовыи? продукт ( МФП) – у него нет индивидуальности, которая ярко выражена. Выпускается из расчета на инвестора или обычного гражданина.
МФП включает в себя:
• ? облигация внутреннего государственного займа всех видов
• ? банковские депозитныие счета;
• ? страховые свидетельства;
• ? опционныие контракты;
• ? фьючерсы и др.
Финансовые инновации в банковской сфере классифицируются по характеру удовлетворяемых потребностеи?, основанных на инновациях, которые направлены на конструирование новых потребностеи?.
Финансовые инструменты понимаются в отечественнои? и зарубежнои? теории и практике как средство вложения, приобретения и распределения капитала( фондовая ценность), как платежное средство и как средство кредита( или в общем виде – финансовые активы или обязательства).
Под финансовым продуктом можно понимать определенную потребительную стоимость, характеризующуюся существенными свои?ствами финансов, вызывающую спрос и предложение и соответственно предназначенную как товар для купли-продажи. Финансовые продукты в ходе их реализации через определенные механизмы взаимодеи?ствия участников финансовых рынков выступают в качестве особенного финансового товара.
Инновационные финансовые продукты представляют собои? результат специфических отношении? экономических субъектов в процессе их инновационнои? деятельности на финансовом рынке, которыи? способствует удовлетворению потребности данных субъектов в перераспределении рисков, ликвидности и конечных финансовых активов между различными участниками рынка. В свою очередь инновационные финансовые продукты усложняют экономические отношения, порождая все новые потребности, влекущие за собои? более усложненные финансовые инновации.
Переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов ( энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс перевода нововведении ( инновации) в традиции также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время ( рис.1.1.1). В условиях рынка, как системы экономических отношении? купли – продажи товаров, в рамках которои? формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационнои? деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения.
Таким образом, инновационная деятельность представляет собои? вид деятельности, связанныи? с трансформациеи? идеи?( результатов научных исследовании? и разработок либо иных научно-технических достижении?) в новыи? или усовершенствованныи? продукт, внедренныи? на рынке, внедренныи? в новыи? или усовершенствованныи? технологическии? процесс, использованныи? в практическои? деятельности.
Рис. 1.1.1 Циклы, закономерности инновационных отношении? в традиционные в экономических системах
Источник : А.А.Аюпов : «методологические основы формирования и использования инновационных финансовых продуктов посредством финансовои? инженерии»
Следует отметить, что это довольно редкое явление, когда финансовые инновации направляются на создание новых потребностей, потому что не у всех банков есть творческая инициатива и капитал, которые подкреплены социальными исследованиями. Также имеется риск неудачи создания таких инноваций, существуют такие проблемы как: неточность данных исследований, неполнота данных, которые получены во время исследования рынка или допущение ошибок со стороны руководителей инновационных проектов.
У банка не всегда имеется подразделение, занимающееся маркетингом, анализом приходящей информации и разработкой таких новейших банковских продуктов.
Банки на основе услуг этих организация устанавливают 2 группы инноваций:
? Нововведения , разработанные собственными силами
? Нововведения , заимствованные у кого-либо
Так как у кредитной организации есть инновационный потенциал для разрабатывания инновационных финансовых продуктов, нам необходимо классифициоровать финансовые инновации по времени появления.
? инновации – лидеры – это инновации, которые банки внедряют своими силами и средствами.
? инновации – последователи – их осуществляют, как правило, кредитные организации с определенным временным отставанием от предыдущих внедряемых инноваций.
Инновации по глубине вносимых изменения разделяются на:
? инновация 0-го порядка – они обновляют и сохраняют существующие свойства системы;
? инновация 1- го порядка – это количественные изменения в системе;
? инновация 2- го порядка – это перегруппировка частей системы;
? инновация 3- го порядка – изменяются элементы адаптации, предназначенные для увеличения сообщения отдельных подразделений друг с другом;
? инновация 4- го порядка – они сохраняют изначальные свойства структуры, в то же время внедряя простые изменения качества;
? инновации 5- го порядка – они направлены для того, чтобы сохранить базовую структуру кредитной компании, в которой есть значительные изменения в системе;
? инновации 6- го порядка – они качественно описывают изменения в организации;
? инновации 7- го порядка – они сильно меняют функциональные свойства, к примеру, банк меняет специализацию или переходит на новые рынки;
В России пользуется мировом опыте разработки финансовых инноваций. Российский банки могут получать и получают экстра доходы от осуществления операций и сделок. Поэтому выделим иные классификации финансовых инноваций в мировой практике:
? продукты новых сегментов;
? коммерческие бумаги, фьючерсы и опционы, не котируемые ценные бумаги;
? множество финансовых посредников, которые уменьшают операционные расходы и позволяют эффективно управлять активами;
? новые продукты на рынке ссудного капитала: проекты, у которых плавающая процентная ставка, свопы, облигации с глубоким дисконтом, ссуда, облигация участия, инвестиционные сертификаты.
Есть также процессовые инновации и продуктовые. Продуктовые – это техно изменение в методах и средствах производства. По словам экспертов, технологическое изменение – это финансовые инновации, связанные с разработкой и внедрением новых банковских технологий. Процессные – это связанные с созданием новых структур инновации ( в предприятии).
Также необходимо выделять инновации в расчете от глубины изменений:
? базовая , она предполагает создать и внедрить только новый продукт или услугу, или технологию;
? улучшающая , развивается при улучшении продуктов, которые уже существуют в организации;
? частная , предполагает усовершенствование технологий, используемых в компании.
Эксперты предлагают еще одну классификацию инноваций:
? по распространенности
1. единичные
2. диффузные
? по преемственности
1. замещающие ( кредитные союз)
2. отменяющие ( безналичное обращение)
3. возвратные ( креативные подходы к поставкам товаров и услуг)
4. открывающие ( новые рынки)
5. ретроведения ( исчерпавшие себя материалы, идеи)
? по инновационному патенциалу
? по степени новизны и охвату доли рынка
1. радикальные
2. комбинаторные
3. модифицирующие
? по причинам проявления
1. реактивные инновации – сохраняют уже имеющиеся позиции на рынке
2. стратегические – рассчитаны на получение конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.
? по объему воздействия
1. точечные – улучшение технологий на отдельном участке работы
2. системные – раскрытие интеллектуального потенциала
Следовательно , представленные выше инновации и их классификации инноваций в банковской сфере дают нам возможности для выявления определенных закономерностей в возникновении таких инновационных процессов в банковсих и кредитных организациях. Данная закономерность проявляется, потому что имеется огромное преобладание некоего вида инноваций, в которых определен тип и направленность стратегии банков. Тем не менее, мы можем определить управленческие и экономические механизмы благодаря данным классификациям, ведь они основаны на типах инноваций и определенной стратегии банка.
К тому же каждая банковская организация, реализуя системный подход, для установления своей стратегии и изучения инноваций с учетов вышеперечисленных аспектов, может получить возможность определить форму продвижений и реализаций своих идей и продуктов на мировой рынок.
1.2 Роль банков в развитии инновационных финансовых продуктов.
В наше время, изучение деятельности банков приобретает особый характер и интерес, ведь они являются источниками формирования и финансирования инновационной деятельности в мире.
Особое место данная сфера занимает в инновационном процессе. У банка есть активная позиция, которая образуется в формировании союза финансистов, ученых и промышленных работников. А после окончания разработки проекта наступает пассивная позиция, когда вышеупомянутые субъекты обращаются в банк за выделением финансов на реализацию данных проектов. Банки выполняют технико-экономический анализ программ, увеличивая время их реализации.
Три главные функции банка, как финансиста инновационных проектов:
? Банк кредитует незавершенное производство инновационных исследовний и разработок;
? Выступает в роли органа, который уполномочен заказчиками проекта контролировать ведение работ и их качество;
? Банк является источником инвестиций, при кредитовании проекта. В данном случае идет риск собственными средствами.
Большая роль банков в развитии финансовых инноваций, которую подчеркивают эксперты, определяется также рядом множества иных преимуществ, по сравнению с другими участниками финансового рынка:
? Развивается индивидуальный подход к каждому клиенту, в зависимости от их потребностей;
? Банки могут принимать высокие риски, которые появляются при кредитовании проектов;
? Проектный анализ
? Использование гибких инвестиционных и кредитных технологий;
В наше время международные банки – это инициаторы проектов компаний, что обеспечивает всех участников приемлиемым уровнем проектных и кредитных рисков.
Таким образом нам следует рассматривать проектное финансирование не просто как способ финансирования различных проектов, а как совокупный инновационный банковский продукт по организации финансирования проектов.
Инновации – введенныи? в употребление новыи? или значительно улучшенныи? продукт( товар, услуга) или процесс, новыи? метод продаж или новыи? организацион ныи? метод в деловои? практике, организации рабочих мест или во внешних связях.
Инновационныи ? проект – комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятии? по осуществлению инновации?, в том числе по коммер циализации научных и ( или) научно-технических ре- зультатов.
Инновационная инфраструктура – совокупность организации?, способствующих реализации инноваци онных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, инфор мационных, кадровых, консультационных и организа- ционных услуг.
Инновационная деятельность – деятельность ( включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационнои? инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.
Финансовая инновация – это новые финансовые инструменты и финансовые технологии. Финансовые инструменты делятся на: концептуальные средства - понятие и концепции, которые лежат в основе финансов как неформальной дисциплины( теория стоимости, теория хеджирования и др.);
Инновационные финансовые продукты представляют собои? результат специфических отношении? экономических субъектов в процессе их инновационнои? деятельности на финансовом рынке, которыи? способствует удовлетворению потребности данных субъектов в перераспределении рисков, ликвидности и конечных финансовых активов между различными участниками рынка.
Признаки инновационности проектов и технологии? могут быть определены с помощью Руководства по сбору и анализу данных по инновациям общепризнанного в мире справочного и методологического издания в области инновации?, разработанного и утвержденного ОЭСР. В этом документе, дается ключ к пониманию инновационных процессов и связан- ных с ними феноменов.
Инновационные фиансовые проекты в международной банковской сфере требуют значительных вложении? при небольшои? или долговременнои? отдаче, но при этом являются насущными и даже жизненно необходимыми для развития всех секторов экономики или целои? отрасли промышленности.
Сделки по финансированию инновационных проектов зачастую не являются прибыльными для банка-кредитора, разве что репутационно, при этом требуют не меньшеи? проработки и сопровождения, чем коммерчески выгодные проекты.
Таким образом, проведенное нами исследование экономическои? категории « инновации» показывает, что последняя имеет прямую зависимость от таких составляющих финансового рынка, как рынок капитала, инвестиции?, риска, финансовых ресурсов и т.д. В зависимости от степени взаимодеи?ствия инновации? с данными категориями, можно говорить о сферах реализации инновации? на финансовых рынках. В контексте нашего исследования, инновации, реализуемые на финансовых рынках, можно разделить на две группы:
? Внедрение новых инструментов на финансовые рынки. Примером такого внедрения в работе названы, ставшие сегодня уже традиционными, производные финансовые инструменты – свопы, фьючерсы, форварды, а также инновационные финансовые продукты рынка деривативов – свопционы, кредитные деривативы, инновационные лизинговые опционы и т.д.
? Новое ( инновационное) сочетание инструментов финансового рынка, позволяющее конструировать различные инновационные финансовые продукты – фондового и валютного, срочного и кредитного, финансовых инновации? и рынка капитала и т.п. – с целью увеличения доходности предприятия, привлечения инвестиционных ресурсов, увеличения объема продаж, финансово-кредитного обеспечения инновационнои? деятельности субъектов и т.д.
Указанные продукты есть результат активнои? инновационнои? деятельности, характеризующеи?ся в экономическои? науке как финансовыи? инжиниринг.
Вместе с тем, сам инструментарии? финансового инжиниринга на рынке деривативов во многом имеет общие характеристики и понятия для финансовои? инженерии в целом. Прежде всего, это касается самого процесса моделирования и комбинирования инновационных финансовых продуктов.
В этои? связи, финансовыи? инжиниринг на рынке деривативов, может быть определен как процесс комбинирования и декомпозиции существующего стандартного дериватива, с целью создания нового финансового продукта, позволяющего удовлетворить различные потребности экономических субъектов, связанных с поиском дополнительных источников финансирования, оптимального хеджирования рисков, путем разработки и применения инновационных решении? при определении параметров инструмента.
Можем выделить три основных подхода на рыенке деривативов:
? комбинирование нескольких деривативов в единыи? продукт
? декомпозиция дериватива;
? совмещение комбинирования и декомпозиции подразумевающие создание синтетического продукта.
Вместе с тем, определение рынка деривативов как сферы реализации финансового инжиниринга не является исчерпывающеи?, существует ряд других определении?, как самого финансового инжиниринга, так и сфер его реализации.
Экономический рост и развитие всегда происходили благодаря инновациям. Инновации обеспечивают развитие всех сфер экономики и, особенно, банковской сферы. Однако, если мы возьмем финансовые инновации в сфере банков, то они могут отлично развиваться в любых других сферад деятельности.
На эволюционном подходе финансовые инновации – это создание исклбчительно новых услуг и продуктов, без аналогов на рынке ( интернет-банкинг, мобильный банкинг).
Раньше , для получения кредита и проведения соответствующих операций, необходимо было лично прийти в банк, сегодня же производить денежные переводы, оплачивать налоги, штрафы, получать кредиты и пластивые карты возможно через Интернет-банкинг.
С появление банковских организаций и небанковских кредитных организаций, начали возникать финансовые инновации.
Кредиты и Депозиты – это первые инновации в России и Европе( финансовые). Однако уже было видно, что инновации развивали уже с появлением данных кредитов и депозитов. Именно поэтому, при изменении банков, менялись и услуги, которые они предоставляли и оказывали.
В ходе данного исследования мною будут рассмотрены, изучены и выделены инновационные финансовые продукты рынка деривативов: свопционы, кредитные деривативы, инновационные лизинговые опционы, а также - иннвационныи? лизинг.
Все вышеуказанные продекты – это результат активной инновационной банковской деятельности.
1.3 Направления использования инновационных финансовых продуктов в международной банковской деятельности.
Деривативы , как инновационные финансовые продукты, формируются в результате специфических отношений экономических субъектов в процессе их инновационной деятельности на финансовом рынке. Эти отношения позволяют удовлетворить потребности, связанные с поиском источников финансирования, предполагают практически неограниченные возможности для вариации величины риска и его перераспределения, обеспечивают ликвидность и улучшение конечных финансовых результатов.
Следовательно , цены на этом рынке выступают своеобразным индикатором будущего состояния экономики. Сегодня в условиях постоянной динамики курсов валют, колебания спроса и предложения существенно повышаются риски и возрастает нагрузка на реальный сектор экономики. В этой связи рынок деривативов, способный быстро адаптироваться к изменениям и требованиям внешней среды, предполагает все новые формы срочных контрактов, позволяющих обезопасить бизнес путем хеджирования рисков.
Если акции как ценные бумаги имеют неограниченный срок существования, то деривативы характеризуются ограниченным сроком действия - от нескольких дней до нескольких месяцев. Их стоимость зависит от задействованных в сделке реальных активов. А потому все срочные контракты являются производными, или деривативами (от англ. derivative - производный). Определение производности деривативов раскрывает природу фиктивной стоимости как производной стоимости. Производность основана на изменении во времени уровня и массы дохода при текущих и будущих вложениях.
Следовательно , суть производных( деривативов) состоит в том, что они предполагают срочные контракты, заключаемые для получения спекулятивной прибыли или хеджирования ( страхования) рисков, основанные на рыночных активах, путем выравнивания денежных потоков во времени и пространстве. Это фиктивный капитал“ второго и третьего порядка”, фиктивный капитал, возведенный в степень.
Существуют финансовые и товарные деривативы; торги с деривативами могут происходить на бирже, но есть и внебиржевые сделки. Классификация финансовых деривативов включает их разные формы:
? фьючерсы - срочный контракт купли-продажи биржевого актива через определенный срок в будущем по цене, установленной в момент заключения сделки;
? опцион - возможность купли-продажи права (не обязательства) на приобретение-продажу ценных бумаг по определенной цене в определенный момент в течение определенного срока;
? форвардный контракт - срочный договор купли-продажи какого-либо актива в будущем, который заключается вне биржи;