Глава 1. Государственная политика города Москвы в сфере торговли города Москвы: теоретические и правовые аспекты
1.1. Государственная политика города Москвы в сфере торговли города Москвы: основные понятия и классификации
Торговая деятельность - это вид деловой активности, связанный с покупкой и продажей товаров.
Торговая политика города Москвы (далее - торговая политика) - совокупность организационных, правовых, экономических, контрольных и иных мер, принимаемых органами государственной власти города Москвы, совместно с общественными организациями и предпринимателями для реализации целей и принципов.
Оптовая торговля - коммерческая деятельность, связанная с куплей-продажей товаров
-для использования в бизнесе, в том числе для перепродажи, или в других
-для целей, не связанных с личным, семейным, домашним и другим подобным использованием.
Розничная торговля - вид коммерческой деятельности, связанной с приобретением и продажей
-товары, предназначенные для личного, семейного, домашнего и иных целей, не связанных осуществлять предпринимательскую деятельность.
Город Москва – это столица Российской Федерации, крупнейший по масштабам научно-производственный и социально-культурный комплекс, соединяющий в себе различные виды экономической деятельности:
• Производственные
• Непроизводственные
В Москве проживает более 7% населения Российской Федерации. Экономика этого города производит около 20% ВВП России.
Москва является огромнейшим мегаполисом на территории РФ, она обеспечивает:
1. 21% оборот розничной торговли;
2. 30% оборот оптовой торговли продовольственными товарами;
3. 14% внешнеторгового оборота, в том числе 4% экспортных и 34% импортных операций;
4. оказывает 25% общего объема платных услуг населению России.
В общем объеме российских инвестиций в основной капитал столицы составляет 12%. Город Москва имеет большой рынок сбыта товаров и услуг, а также высококвалифицированную рабочую силу.
В последние годы развитие экономической сферы города Москвы имеет стабильный рост.
За 6 лет в Москве специалисты выявили следующие показатели:
- ВРП Москвы вырос в 1,6 раза;
- объемы промышленного производства поднялись - в 2,4 раза;
- реальные располагаемые доходы населения - в 1,7 раза;
- число инвестиций в основной капитал – в 1,5 раза;
- оборот розничной торговли - в 1,4 раза;
- оборот оптовой торговли продовольственными товарами - в 1,3 раза.
Наибольший рост наблюдался в производстве
• электрического, электронного и оптического оборудования - 141,5%,
• машин и оборудования - 123,2%.
Масштабность решаемых в городе задач социально-экономического развития, а также реализуемых градостроительных и инфраструктурных инвестиционных проектов диктуют такую необходимость формирования стратегии развития города Москвы на долгосрочный период - до 2025 года.
Создание и использование технологии стратегического планирования и управления позволит определить долгосрочные приоритеты, цели и задачи, обеспечивающие высокие устойчивые темпы экономического развития города Москвы, воплощаемые и реализуемые в системе годовых, среднесрочных и долгосрочных планов, а также позволяющие повысить уровень жизни москвичей, создать потенциал для будущего развития, т.е. достичь генеральной цели стратегии развития города Москвы - последовательного повышения качества и безопасности жизни москвичей на основе устойчивого социально-экономического развития города, передовых методов городского управления, в том числе с использованием современного прогрессивного международного опыта.
Повышение качества и безопасности жизни москвичей достигается посредством роста благосостояния населения, а также созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, самореализацию и экономическую независимость человека, укрепление нравственности и социальных принципов, развитие институтов семьи и гражданского общества, на основе:
- повышения реальных доходов населения;
- обеспечения занятости большинства населения;
- улучшения инфраструктуры жизнеобеспечения;
-повышения безопасности условий жизни населения, включая экологическую и продовольственную безопасность;
-обеспечения потребности населения в качественных услугах образования, социального обслуживания, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, потребительских и бытовых услугах, в духовном развитии;
- создания условий для улучшения демографической ситуации.
Так, была разработана перспективная стратегия развития города Москвы на период до 2025 года, данная стратегия определяет и дальнейшее развития торговли:
- перспективы развития малого бизнеса в отраслевом разрезе;
- влияние малого бизнеса на создание постоянных и временных рабочих мест;
- формирование условий для развития малого предпринимательства, в том числе инновационного.
-увеличение объема выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг субъектами малого предпринимательства, создание новых рабочих мест.
В рамках развития оптовой и розничной торговли определены перспективы роста объемов продаж с учетом предстоящего изменения уровня потребления, роста материально-технической базы оптовой и розничной сети, интеграции организаций оптового продовольственного комплекса города с сельскохозяйственными товаропроизводителями регионов России, а также влияния на московский товарооборот усиливающихся тенденций формирования собственной торговой сети в Московской и других областях Центрального федерального округа.
В стратегии как основное направления определено развитие системы:
- контроля качества и безопасности продовольствия;
- влияния изменений потребительского спроса на структуру и объемы платных услуг;
- изучение и обобщение опыта зарубежных стран, отдельных субъектов и муниципальных образований Российской Федерации по вопросам международной и внешнеэкономической деятельности;
- повышение экспортного потенциала экономики города Москвы и степени реализации за счет расширения экспорта товаров и услуг;
- содействие привлечению иностранных инвестиций в экономику города Москвы;
- активизация работы с иностранными инвесторами.
В рамках приведенной стратегии отражено:
- формирование репутации города Москвы как города привлекательного для бизнеса и иностранных инвестиций посредством целенаправленной информационно-разъяснительной работы, в том числе информирование международной общественности о перспективах, открывающихся в городе для зарубежных бизнесменов, о благоприятных условиях, которые создаются для них Правительством Москвы, о позитивном инвестиционном климате и финансовом положении города Москвы;
- формирование и реализация политики города Москвы в области международных внешнеэкономических связей.
- развитие сотрудничества с территориальными образованиями, органами государственной власти и органами местного самоуправления зарубежных государств.
Планируется реализация государственной политики города Москвы в отношении российских соотечественников, проживающих за рубежом и использование их экономического, творческого и духовного потенциала в интересах города Москвы.
Целью ставится работа по повышению международного авторитета и формированию положительного образа города Москвы как в стране, так и за рубежом.
При неизменности генеральной цели стратегия развития города на период до 2025 года должна предлагать возможные способы и методы ее достижения, различные варианты решений социальных, экономических, научно-технических, градостроительных и экологических проблем, проблем в сфере развития предпринимательства, обеспечения безопасности в зависимости от возможного различного сочетания внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на город Москву как социально-экономическую единицу, и от успешности решения поставленных задач, а также конкретных социальных стандартов, индикативных и прочих показателей, на основании которых Правительство Москвы сможет принять решение о путях реализации намеченной цели.
Достижение намеченных целей реализуется посредством среднесрочного планирования, реализации программных мероприятий.
Таким образом, обобщая материал данного раздела, можно сделать вывод, что в рамках развития города Москвы ставятся долгосрочные и среднесрочные планы и цели, которые оказывают прямое воздействие на развитие торговли и услуг города Москвы.
Именно торговля и реализация услуг, является ключевым звеном в современном мире. Данная сфера позволяет пополнять бюджет города и государства, предоставлять рабочие места, именно на реализацию товаров и услуг приходится значительная доля ВВП и к тому же именно эта отрасль в большей степени относится к малому и среднему бизнесу, в развитии которого заинтересовано государство.
1.2. Нормативные правовые основы реализации государственной политики в сфере торговли и услуг города Москвы
Коммерческая деятельность (или коммерция) считается видом деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров и направленной на удовлетворение потребительского спроса путем продажи потребительских товаров и оказания услуг.
Коммерческая политика включает в себя комплекс организационных, правовых, экономических, контрольных и других мер, осуществляемых государственными органами в сотрудничестве с общественными организациями и предпринимателями для достижения целей и принципов коммерческой деятельности. Специальными субъектами торговли, специализирующимися в этой области, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Среди них важно подчеркнуть:
• коммерческие организации, осуществляющие коммерческую деятельность;
• коммерческие организации, занимающиеся поставкой произведенных или приобретенных товаров, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи.
Указанные организации могут вступать в отношения относительно организации и осуществления коммерческой деятельности с государственными и местными органами власти, которые не являются специальными организациями, занимающимися торговлей.
Для конечного потребителя товары имеют первостепенное значение, то есть натуральные или обработанные продукты, которые находятся в обращении и используются людьми.
Многие товары продаются в розничных магазинах, а также в розничных сетях, которые представляют собой сочетание двух или более объектов розничной торговли, находящихся под общим управлением, или сочетание двух или более объектов продажи, которые используются под единым торговым наименованием или другими средствами индивидуализации.
Правовое регулирование торговых отношений обеспечивается Гражданским кодексом Российской Федерации , Законом о защите прав потребителей , а также законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с организацией розничных рынков, с осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» .
Кроме того, в пределах своих полномочий местные органы власти также имеют право издавать правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для предоставления коммерческих услуг.
В то же время основным законодательным актом, определяющим принципы государственного регулирования торговли в нашей стране, является Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговли деятельности в Российской Федерации» .
Следует отметить, что положения этого закона не распространяются на отношения, связанные с организацией и реализацией:
- внешнеэкономической деятельности;
- организованной аукционной деятельности;
- продажи товаров на розничных рынках;
- покупку и продажу ценных бумаг, недвижимости, промышленной продукции, в том числе электрической энергии (энергии), тепловой энергии и мощности, а также других видов энергоресурсов.
Отношения, возникающие между коммерческими организациями, когда они ведут переговоры о товарах с ограниченным оборотом, порядок и условия их продажи регулируются Федеральными законами о движении этих товаров. В число задач правового регулирования торговых отношений входят:
- обеспечение единства экономического пространства страны путем установления общих требований к организации и осуществлению коммерческой деятельности;
- развитие коммерческой деятельности с целью удовлетворения потребностей отраслей промышленности в выпускаемой продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
- гарантирование уважения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческую деятельность;
- разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и государственными органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере регулирования коммерческой деятельности.
Статья 4. Федерального закона № «381-ФЗ» устанавливает порядок государственного регулирования в этой области. Государственное регулирование коммерческой деятельности обеспечивается:
- установлением требований к его организации и его реализации;
- антимонопольным регулированием коммерческой деятельности;
- поддержкой информации в сфере торговли;
- государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в этой области.
В коммерческом праве основными направлениями реализации государственной политики в сфере торговли являются:
- разработка и совершенствование нормативно-правовой поддержки промышленности;
- предоставление лицензий на определенные виды коммерческой деятельности в установленном порядке;
- сертификация потребительских товаров, коммерческих услуг и общественного (массового) питания в установленном порядке;
- осуществление государственной монополии на отдельные виды товаров и / или отдельные виды коммерческой деятельности, установленной Российской Федерацией, и введение определенных ограничений на осуществление коммерческой деятельности в пределах установлено законом;
- поддержка отечественных производителей в области коммерческой деятельности и видов коммерческой деятельности, имеющих общественное значение;
- финансирование в установленном порядке инвестиционных и инновационных проектов из бюджетных, внебюджетных источников, городских займов на конкурсной основе.
- государственный контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области торговли;
- разработка и реализация глобальной программы развития отрасли, а также целевых региональных программ в сфере потребительского рынка.
Анализ законодательства показывает, что в Российской Федерации управление потребительскими рынками поднято до самого высокого уровня государственного регулирования, и несмотря на то, что полномочия в этой области разделены, существует регулирование торговых отношений по сравнению с другими странами. В связи с этим стоит отметить и то, как хорошо налажены механизмы распределения полномочий Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, а также некоммерческих организаций в сфере регулирования коммерческой деятельности.
Также важно отметить и Закон г. Москвы от 09.12.1998 N 29 (ред. от 29.11.2017) "О торговой деятельности в городе Москве".
Целью этого закона является регулирование отношений в сфере коммерческой деятельности с целью более полного удовлетворения потребностей населения города в товарах и услугах.
Для целей данного закона используются следующие основные понятия:
• Коммерческая деятельность (далее торговля) - вид коммерческой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;
• Оптовая торговля - вид коммерческой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров, предназначенных для коммерческого использования (в том числе для перепродажи) или для других целей, не связанных с личными, семейными, бытовыми и другой;
• Розничная торговля - вид коммерческой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных целей, не связанных с коммерческой деятельностью;
• Торговое помещение - здание или часть здания, сооружение или часть сооружения специально оборудованные оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров, обслуживания покупатели и совершения наличных расчетов с покупателями при продаже товаров;
• Стационарный коммерческий объект - коммерческая установка, которая представляет собой здание или часть здания, сооружение или часть здания, прочно соединенную с фундаментом такого здания, сооружением с землей и соединенную (технологически связанную) инженерными сетями и технической поддержкой;
• Площадь торгового центра - помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товара, обслуживания клиентов и проведения наличных расчетов с покупателями при продаже товаров, с прохождением покупателя;
Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области государственного регулирования коммерческой деятельности:
- обеспечение реализации государственной политики в сфере торговли;
- утверждение методики расчета и порядка установления субъектами Российской Федерации нормативов минимального обеспечения населения зоной торговли;
- утверждение методики расчета объема всех продовольственных товаров, реализуемых в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в пределах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в пределах муниципального образования, округа в денежном выражении;
- иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами в области государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Органы местного самоуправления в сфере регулирования бизнеса создают условия для предоставления муниципальных услуг жителям муниципалитета. Указанные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в Москве и Санкт-Петербурге.
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы определяет основы торговой деятельности в городе Москве.
Действие настоящего Закона распространяется на торговую деятельность, связанную с реализацией товаров потребительского назначения и предоставлением услуг общественного питания в городе Москве.
Целью этого закона является регулирование отношений в сфере коммерческой деятельности с целью более полного удовлетворения потребностей населения города в товарах и услугах.
Основными принципами организации коммерческой деятельности в городе Москве являются:
- развитие предпринимательской деятельности и конкуренции;
- создание эффективной системы мер по защите прав потребителей;
- участие государственных органов в регулировании коммерческой деятельности, в том числе поддержка видов коммерческой деятельности, имеющих общественное значение;
- поддержка отечественных производителей.
Подводя итог, из всего сказанного можно отметить, что коммерческая политика города Москвы достаточно развита, хорошо налажены механизмы регулирования в данной сфере и со стороны государства направляется достаточно средств для развития данного направления.
Глава 2. Система государственного управления города Москвы в сфере торговли города Москвы
2.1. Департамент торговли города Москвы: функции, полномочия и направления деятельности
Деятельность и функции Департамента
Сокращенное наименование Департамента - ДТиУ города Москвы.
Департамент торговли города Москвы отвечает за торговлю, розничные рынки, ярмарки выходного дня, региональные и специализированные ярмарки, фестивали цикла московских сезонов. Это также обеспечивает продовольственную безопасность. Он курирует агропромышленный комплекс столицы, развитие сельского хозяйства, общественное питание, производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, бытовое обслуживание населения, ритуальные мероприятия, ритуальные и ритуальные услуги.
Департамент торговли и услуг города Москвы (далее - Департамент) - отраслевой исполнительный орган города Москвы, который осуществляет:
- функции реализации государственной политики в области оптовой и розничной торговли (включая ярмарки), розничных рынков, продовольственной безопасности, агропромышленного комплекса, развития сельского хозяйства, общественного питания, обращения алкогольной и спиртосодержащей продукции, бытового обслуживания, организации ритуальных услуг., похороны и оказание ритуальных услуг (далее - установленная сфера деятельности);
- функции по оказанию государственных услуг в области розничных рынков, оборота алкогольной продукции;
- функции управления государственным имуществом в сфере оптовой и розничной торговли, розничных рынков, агропромышленного комплекса, общественного питания, бытового обслуживания населения, организации услуг похорон, похорон и оказания ритуальных услуг;
- региональные контрольные (надзорные) функции государства в сфере розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией.
Департамент торговли и услуг города Москвы действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства. Российской Федерации, Уставом города Москвы и законами города Москвы, а также иными правовыми актами города Москвы, в том числе настоящим Положением.
Департамент торговли и услуг города Москвы осуществляет свою деятельность непосредственно во взаимодействии с федеральными государственными органами, органами государственной власти города Москвы, органами управления субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями граждан и другими организациями.
Полномочия Департамента
Департамент разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты законов города Москвы и проекты правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Департамента, в том числе:
4.1. О порядке разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности.
4.2. О требованиях к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках.
4.3. Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в городе Москве; нормативов минимальной обеспеченности населения услугами общественного питания в городе Москве; нормативов минимальной обеспеченности населения бытовыми услугами в городе Москве.
4.4. О формировании торгового реестра города Москвы.
4.5. О выпуске (товарных интервенциях) продовольствия городского резервного продовольственного фонда.
4.6. Об утверждении Плана размещения розничных рынков на территории города Москвы.
4.7. О требованиях к торговым местам на розничном рынке.
4.8. О порядке формирования и ведения реестра розничных рынков.
4.9. Об основных требованиях к планировке, перепланировке и застройке розничных рынков, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений.
4.10. О порядке установления количества торговых мест на универсальном рынке для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством.
4.11. О порядке заключения договора о предоставлении торгового места на розничном рынке, утверждении его типовой формы; об упрощенном порядке предоставления торговых мест на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке.
4.12. Об установлении количества торговых мест на сельскохозяйственном рынке для осуществления деятельности по продаже товаров товаропроизводителями.
4.13. Об организации совместно с органами исполнительной власти города Москвы торгового и иного обслуживания городских мероприятий.
4.14. Об организации совместно с органами исполнительной власти города Москвы работ по праздничному и тематическому оформлению объектов торговли и услуг к праздничным, памятным дням, дням проведения торжественных и иных мероприятий на территории города Москвы.
4.15. О подготовке и повышении квалификации управленческих кадров и кадров массовых профессий в сфере торговли и услуг.
4.16. О создании новых мест погребения, об установлении размера бесплатно предоставляемого участка земли для погребения умершего.