Институт чрезвычайного положения, являясь важным элементом государственно-правовой системы Российской Федерации, есть обязательный компонент системы обеспечения национальной безопасности государства. Он, будучи средством и гарантом нейтрализации чрезвычайных ситуаций социального, природного, техногенного и иного характера, является инструментом насилия, но в то же время защищает политические, экономические и социальные права и свободы граждан в период введения необходимых запретов и временных ограничений.
Под чрезвычайным положением мы понимаем законодательно установленные нормы, которые регулируют деятельность органов государственной власти в чрезвычайном, но в регламентированном законом порядке. Соответственно, институт чрезвычайного положения представляет собой систему согласованных правовых норм, определяющих: обстоятельства введения режима чрезвычайного положения; государственный орган (или органы), уполномоченный вводить чрезвычайное положение; порядок введения чрезвычайного положения; временные и пространственные границы действия;
Актуальность темы состоит в том, что для России, федеративного государства с его региональными особенностями, важнейшим условием эффективного обеспечения чрезвычайного положения являются вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации.
Содержание чрезвычайного положения весьма противоречиво. Поскольку возникновение чрезвычайных ситуаций невозможно предусмотреть в деталях, и они требуют немедленных и решительных действий, не оставляя времени для тщательного юридического анализа, подчиненного строгой юридической процедуре, то часто приходится предоставлять исполнительной власти весьма широкие и недостаточно определенные полномочия. В связи с этим объектом настоящей курсовой работы являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность личности, общества и государства при введении режима чрезвычайного положения.
В качестве предмета курсовой работы выступают общественные отношения, представляющие собой совокупность теоретических, правовых и организационных проблем, связанных с определением места и роли чрезвычайного положения в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также особенности реализации конституционных прав и свобод в условиях режима чрезвычайного положения.
На данном этапе можно определить цели и задачи курсовой работы. Целью настоящей курсовой работы является анализ института режима чрезвычайного положения. Таким образом, выделяются следующие задачи:
1. Определение понятия чрезвычайного положения.
2. Рассмотрение истории развития законодательства, регулирующей режим чрезвычайного положения.
3. Изучение административно-правовой характеристики режима чрезвычайного положения.
4. Изучение особенностей реализации конституционных прав и свобод в условиях режима чрезвычайного положения.
Методологической основой курсовой работы является такой общенаучный метод, как диалектика, а также использованы такие специальные методы, как системный, исторический, логический, сравнительно-правовой. Структура данной работы основана на поставленных цели и задачах и состоит из введения, двух глав, которые в свою очередь состоят из нескольких подпунктов, заключения и библиографического списка.