Начало серьезных исследований проблем и вопросов сурдопсихологии в нашей стране датируется 30-ми гг. XX в. В тот период была основана теория Л.С. Выготского о структуре детского психического развития, отходящего от нормального. Именно Л.С. Выготским были внедрены представления о первичном дефекте и его прямых последствиях (вторичные дефекты). Применительно к анализируемой категории детей нарушение слухового восприятия - это первичный дефект; замедленное сравнительно с нормальным и своеобразное развитие - это вторичный дефект, или вторичные последствия.
Еще раньше - в конце XIX - начале XX в.- рассмотрение отдельных проблем психологии касаемо глухих детей и детей с нарушенным слухом производилось исключительно в границах общей психологии и сурдопедагогики, науки о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха.
В дальнейшем, в 30-70-е и последующие годы XX столетия проходит более глубокое и всестороннее рассмотрение психического развития детей с нарушениями слуха. Исследователи выделяют три группы детей с недостат-ками слуха: глухие (родившиеся с глубоким нарушением слуха или потерявшие слух в раннем детстве); позднооглохшие (потерявшие слух после овладения речью); слабослышащие, т.е. с частичной потерей слуха (Р.М. Боскис, Т.А. Власова и др.). Проводится изучение законов психического развития детей с нарушенным слухом в различных условиях их воспитания и обучения, отслеживают все этапы формирования речи, развития ощущений и восприятия, памяти, воображения и мышления, становления черт личности (P.M. Боскис, Л.В. Занков, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, Н.Г. Морозова, М.М. Нудельман, Т.В. Розанова, И.М. Соловьев, Л.И. Тигранова, Ж.И. Шиф, Н.В. Яшкова и др.).
В 1930-1960-е гг. предельную заинтересованность ученых вызывает развитие психики и состоянию памяти у детей с неразвитым слухом в школьном возрасте. С 1950-х гг. четко обозначились проблемы развития психики детей в раннем и дошкольном возрасте (Б.Д. Корсунская, Н.Г. Морозова, А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард и др.). В 1970-е гг. была выявлена, а затем и получила подробное освещение проблема психического развития детей со сложным дефектом, имеющих не только нарушения слуха, но наряду с ним и другие первичные нарушения (С.А. Зыков, М.Ф. Титова, Г.П. Бертынь, М.С. Певзнер, Т.В. Розанова и др.). Важно помнить, что один из возможных случаев сложного дефекта - глубокое нарушение слуха и зрения - был изучен психологами и педагогами так же подробно и давно, как и глухота, - начиная с 1930-х гг. в специально созданных условиях воспитания и обучения (И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков и др.).
Анализ и рассмотрение сурдопсихологических проблем производился различными исследователями многих стран Европы и США (Р. Конрад, X. Фурт, Е. Левин, Р. Линдер, X. Майклбаст, П. Олерон, Дж. Снайдерс, Н. Снайдерс Оомен, М. Темплин, В. Терворт и др.). При этом исследователи разных стран имели возможность изучать не только завершенные и опубли-кованные труды, но и исследовательские работы в процессе их осуществле-ния благодаря встречам на международных съездах, симпозиумах и конфе-ренциях, а также при непосредственном общении в исследовательских лабо-раториях.
Как известно, в сложном процессе воспитания и обучения дошкольни-ков с нарушениями слуха происходит их разностороннее развитие. Значи-мость грамотно организованного обучения для развития ребенка отмечают практически все психологи и педагоги. При этом Л.С. Выготский весьма подчеркивал важность умственного развития в процессе обучения: «…правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными» (Л.С. Выготский, 1991).
Умственное развитие включает в себя формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов, развитие речи как средства познания.
Цель данной работы - рассмотреть процессы развития детей с наруше-нием слуха.
Для достижение данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха;
- проанализировать задачи и содержание умственного развития;
- охарактеризовать развитие познавательных процессов и способов умствен-ной деятельности.
Структура работы следующая – введение, две главы, заключение и список литературы.