Раздел 1. БАНКОВСКИЙ СЕКТОР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО СОСТОЯНИЕ
1.1. Экономические условия функционирования банковского сектора
В настоящее время банковский сектор Российской Федерации применяет огромный перечень изменений, это связано с существующим развитием рынка, который внедряет иновационные технологии, а так же обновляет системы банковского управления в структурах банковского рынка.
Начиная с 1 января 2011 года идёт массовое сокращение числа кредитных организаций, повышение количества активов и усиление позиций наикрупнейших банков, в свою очередь это является главным направлением усовершенствования банковского сектора.
По состоянию на 01.04.2021 года в России остаются действительными 398 кредитных учреждений. Исходя из диаграмы можно увидеть, что 442 кредитных учреждений действовало на начало 2020 года, в результате, за последний год количество банков сократилось на 31 единицу (7,1 процента). За последнее десятилетие количество кредитных учреждений уменьшилось на 59,4 %, на момент 1 января 2011 года вели свою деятельность 1012 банков, а на 1 января 2021 года всего 411 единиц (см. Рисунок 1.1). [32]
Рисунок 1.1
Динамика числа действующих кредитных организаций в РФ.
Политика, реализируемая Центральным Банком с 2013 года, направлена на оздаровление банковской системы. Она является основным фактором уменьшения числа банков. За последние несколько лет (с 2016-2021 года) у банков было изъято 340 лицензий. За период десятилетия, начиная с 2011 года, рынок покинули 63% кредитных учреждений, это примерно 654 банка.
Эксперты выделяют четыре основных фактов, благодаря которым происходят изъятия лицензий:
1. Предоставляющие высокий риск – бизнес-модели банков, опирающиеся на схемы кредитования их владельцев за средства, полученные с клиентов;
2. Нарушение Федерального закона № 115 «О борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма»;
3. Опасные операции;
4. Нарушение достаточности стандартов капитала и ликвидности, а так же несоблюдение требований регулятора. [18, С. 127]
Пиком по количеству изъятых лицензий был 2016 год, он составил 93 единицы. В прошлом году было отозвано 38 лицензий. За первый квартал текущего года лицензий лишились 6 банков.
Несмотря на отзыв лицензий, сокращению количества банков повлияли и другие факты, такие как слияния и продажи кредитных организаций, а так же самоликвидация по желанию владельца. Итак, за период с 01.01.2011 по 01.01.2020 года было реорганизировано и присоединено 103 кредитных учреждений, а ликвидировано около 380. Такие факты, как сильная конкуренция на рынке, ужесточение регулирования и увеличение числа требований по проверке и мониторингу так же влияет на количество случаев самоликвидации банков. Банковские аналитики считают, что такими темпами, к концу 2021 года в России будут вести банковскую деятельность не более 380 кредитных организаций. [33]
Изъятия лицензий у большей массы кредитных организаций приводили к многочисленной потере средств клиентов, которые должны были храниться на сберегательных счетах и депозитах. Несмотря на это, у физических лиц была возможность оформить страхование своих вкладов, таким образом они могли получить до 1,4 млн. рублей, а юридическим лицам повезло меньше, для них не существовало предложений по страхованию вкладов вплоть до 2019 года. Поэтому, физические лица и предприятия, при выборе своего банка уделяют внимание исключительно только крупным и надежным кредитным организациям, которые считаются наиболее безопасными. Исходя из этого сумма активов в больших банковских организациях заметно возрастает. За последние девять лет, начиная с 2012 года, сумма активов пяти значительно важных банков в России возрасла с 50% до 62% (см. Рисунок 1.2).
Рисунок 1.2
График банковских активов клиентов в России за 2012 и 2021 года
Увеличение числа объединяемых кредитных организаций привлекло к себе большое внимание крупнейших банков России в банковском секторе. Кредитные организации ВТБ, Совкомбанк, ФК Открытие принимают эффективное участие в слиянии и присоединении. Банки «ВТБ» и «ВТБ24» в 2016-2018 годах официально провели реорганизацию, это привело к тому, что банки смогли увеличить свою базу клиентов, закрепили свои позиции, координально поменяли долю получаемых активов в лучшую сторону. «ФК Открытие» и «БИНБАНК» при слиянии получили те же положительные моменты. Так же не стоит забывать, что для малых и средних кредитных организаций способность конкуренции с крупными банками заметно снизилась, а это в свою очередь говорит о том, что тенденция консолидации банков сохранится и по сегодняшний день. Основывая свое мнение на вышеуказанном можно сказать, что решения владельцев малых кредитных организаций о их сбыту вполне оправданы. [12, C. 47-49]
Население нашей страны считает, что кредитные организации с наибольшим содержанием активов являются безопасными по оценке благосостояния. [34] Так же можно выделить тот факт, что крупнейшие банки России по благосостоянию, тесно контактируют с государственными органами, а это в свою очередь гарантирует их надежность.
На конец 2020 года сумма активов крупных банков составила 55 300 000 000 000 рублей: Сбербанк – 32%, ВТБ – 16%, Газпромбанк – 7%, НКЦ – 4%, Альфа-Банк – 4%. (см. Таблица 1.1). [35]
Таблица 1.1
Рейтинг пяти крупнеших банков по величине активов за 2020 год
Таким образом можно сказать, что уменьшение количества банков в России влияет на конценрацию активов и сохранность тенденций, а так же можно выделить 3 причины сокращения количества кредитных учреждений:
1. Самоликвидация;
2. Изъятие лицений Банком России;
3. Слияние и присоединение.
1.2. Современное состояние банковского сектора РФ
В целом банковский сектор России в 2020 году показал очень высокие темпы роста. Эксперты «РИА-Рейтинг» подвели итоги развития финансового сектора России в 2020 году и выделили пять важнейших тенденций.
Прирост номинальных активов составил 16,8%, в реальном выражении - 11,6%. Для сравнения: за аналогичный период 2015–2019 гг. реальный рост активов не превышал 6%. «Высокие темпы роста активов в 2020 году во многом связаны с мерами по поддержке экономики из-за коронавируса, а также с финансированием долга с дефицитом бюджета», - говорят аналитики агентства.
Темпы роста розничных кредитов в 2020 году существенно замедлились. Реальный розничный кредит, накопленный с января по декабрь, вырос на 12,8%. Для сравнения: за 12 месяцев 2019 и 2018 годов рост составил 17,4% и 20,9% соответственно. «Таким образом, в текущем непростом году кредитование населения росло немного медленнее, чем в прошлом, но во многом это связано с плохим результатом первого полугодия. Во втором полугодии темпы роста розничного кредитования значительно увеличились и сейчас находятся на уровне лучших месяцев за последние три года. По мнению экспертов, темпы роста розничного кредитования в декабре будут достаточно высокими за счет покупок перед Новым годом, помимо продолжения бума на ипотечном рынке », - говорится в материале.
Ссуды компаниям напротив, росли очень быстрыми темпами в 2020 году. Согласно статистике, ссудный портфель банков юридическим лицам в период с января по ноябрь увеличился на 9,2% против роста на 5% по сравнению с тем же периодом прошлого года. За 12 месяцев подряд с 1 декабря рост кредитов юридическим лицам составил 10,1% в реальном выражении по сравнению с 5% на 1 декабря 2019 года. Ускорение выдачи кредитов компаниям связано с мерами поддержки бизнеса из-за коронавируса, а также снижения темпов экономики после снижения основной ставки.
«Пассивная база российского банковского сектора в 2020 году характеризовалась достаточно высокими реальными темпами роста средств корпоративных клиентов и умеренным увеличением депозитов физических лиц. Объем средств на счетах клиентов юридических лиц за 12 месяцев увеличился в реальном выражении на 11%, а рост вкладов физических лиц составил 2,1%. В 2019 году, напротив, вклады населения росли быстрее, чем средства юридических лиц (6% против 3,5%) », - говорится в обзоре.
Таким образом, в банковской системе в этом году средства населения заменяются деньгами компаний-клиентов, резюмируют эксперты. Они объясняют низкие темпы роста вкладов населения двумя факторами. Во-первых, во время пандемии коронавируса, работы из дома и ограничений многие столкнулись с сокращением доходов. Во-вторых, из-за падения процентных ставок по вкладам население активно ищет другие способы сбережения (страхование жизни, фондовый рынок, недвижимость и другие).
«Несмотря на коронавирус, прибыль банковского сектора в 2020 году была на достаточно высоком уровне. С начала года (январь - декабрь) банковский сектор уже заработал 1,78 трлн рублей, что немного меньше аналогичного периода 2019 года, когда по итогам года была установлена рекордная прибыль. Эксперты «РИА Рейтинг» ожидают, что декабрьская прибыль будет слабой, поскольку банки часто отражают большие объемы резервов в конце года, а в этом году этот эффект может съесть практически любую ежемесячную прибыль. Скорее всего, годовая прибыль российских банков до налогообложения в 2020 году будет несколько ниже прошлогоднего результата, но это все равно будет второй лучший результат в истории », - считают аналитики.
Ситуация с отзывом банковских лицензий в 2020 году была намного спокойнее, отчасти из-за пандемии. С начала года, по состоянию на 30 декабря, отозвано всего 16 банковских и некоммерческих лицензий, а 42 организации добровольно отозвали свои лицензии. Для сравнения: в 2019 году у 28 банков были отозваны принудительно лицензии, а в 2018 году — 60, но ранее отозвалось более 100 лицензий в год. При этом общий объем активов банков, которые, по мнению аналитиков, были принудительно выведены в 2020 году, составил всего 54 млрд рублей (118 млрд рублей в 2019 году и 0,5 трлн рублей в 2018 году).
Подводя итоги уходящего года, эксперты отметили ключевые тенденции банковской системы.
1. Первым и главным результатом 2020 года для финансового сектора стало отсутствие катастрофы, хотя её признаки проявлялись. Пандемия коронавируса оказала глубокое влияние на все аспекты жизни. Было объявлено о беспрецедентных мерах по сдерживанию нового вируса, включая праздники, ограничения на поездки и закрытие крупных предприятий. Аналитики также отмечают значительное влияние коронавируса на фондовый и товарный рынок. Когда были введены основные ограничения, фондовый рынок упал почти на 30%, и нефть торговалась по отрицательным ценам. На этом фоне на рубеже первого и второго кварталов появилось много апокалиптических прогнозов, в том числе для банков, но российские банки стабильно работали, хотя прибыль несколько месяцев падала, в целом была хорошая, а количество отозванных лицензий стало еще меньше, а фондовый рынок стремительно поправился. Пока дела у банков идут хорошо, но, возможно, какие-то проблемы (резервы) появятся в середине 2021 года, допускают эксперты.
2. Еще одним достаточно важным событием для банковского сектора стало снижение ключевой ставки до исторического минимума (4,25%). В 2020 году учетная ставка снижалась четыре раза, при этом одно снижение составляло 1 процентный пункт за раз. Таким образом, тенденция, начавшаяся в середине 2019 года, продолжилась и в 2020 году. Следует отметить, что падение ставок, по мнению экспертов, стало для монетарных властей способом поддержки экономики и финансового сектора во время кризисной пандемии. При этом снижение ставки произошло заранее, поскольку инфляция в итоге превысила целевой уровень. Скорее всего, аналитики полагают, что в 2021 году ЦБ РФ не примет кардинальных мер, и ставка останется на текущем уровне. «В целом, экономике и банкам пора привыкнуть жить на текущем уровне процентных ставок, так как это, вероятно, надолго станет новой реальностью», - отмечает журнал.
3. Помимо снижения ставки рефинансирования в 2020 году, на фоне пандемии широко использовались другие программы поддержки экономики. Интересно, что именно банки служили основными каналами этой помощи. В апреле—мае экстренно разработан план мер поддержки, в том числе через предоставление кредитов на выплату заработной платы, а также субсидирование других процентных ставок. Эти моменты оказали сильное влияние на банковский сектор и определили динамику кредитов и деятельности в целом. «Эффект пока сложно оценить, но можно предположить, что такой механизм (через банковские кредиты) поддержки экономики более эффективен и справедлив», - считают эксперты. Еще одна роль банков, которая значительно выросла во время кризиса с коронавирусом, — это поддержка рынка ОФЗ. Министерство финансов выпустило значительный выпуск государственных облигаций для финансирования дефицита бюджета в 2020 году, и российские банки стали основными покупателями этого долга. Это во многом свидетельствует об общей стабильности и развитии финансовой системы России.
4. 2020 год стал годом ипотечного бума, на который также частично повлиял коронавирус. Субсидирование первичных процентов способствовало резкому увеличению ипотечных кредитов, что означало поддержку строительства. «Субсидирование ипотечных ставок при умеренно низких процентных ставках по депозитам стимулировало бум ипотечных кредитов», - говорят аналитики. Объем заключенных договоров в январе — декабре превысил 1,5 миллиона единиц, а сумма кредитов - 3,7 триллиона рублей. Для сравнения: в успешном 2019 году было заключено 1,3 млн договоров на 2,5 трлн руб. «Не только кредитование на первичном рынке жилья росло, но ипотечные кредиты на вторичном рынке показали почти такие же высокие темпы роста», - отмечают эксперты. Стоит отметить, что средняя сумма кредита значительно увеличилась, потенциально свидетельствуя о заметном повышении доступности жилья, но цены за квадратный метр также выросли. «В результате рост цен на недвижимость во многих регионах в значительной степени подорвал эффект от улучшения условий ипотеки, и квадратные метры станут значительно доступнее только при радикальном увеличении предложения, то есть увеличении количества новых ипотечных кредитов», — говорится в исследовании.
5. Еще одним немаловажным достижением стало понимание неизбежности дальнейшей цифровизации финансовых услуг. Во время пандемии многие люди были буквально заперты в своих домах, а некоторые граждане все еще находятся под ограничениями. При этом выплаты по кредиту не отменены, коммунальные платежи должны производиться вовремя, страховка должна быть продлена и так далее. В конечном итоге популярность безналичных платежей и удаленных платежей значительно выросла, и буквально каждый научился осваивать банковские приложения, даже те, кто ранее выступал против таких нововведений. По мере развития этой тенденции возникает вопрос, будут ли банки строить свои экосистемы в больших масштабах или они останутся уделом нескольких ведущих компаний. На фоне роста цифровизации дискуссия о цифровом рубле значительно активизировалась, хотя это пока еще отдаленный проект, но интерес к нему сильно возрос. Аналитики приходят к выводу, что в целом пандемия значительно подтолкнула внедрение цифровых услуг на рынок. [36]
Раздел 2. БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И БАНКОВСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Подходы, применяемые в рамках осуществления банковского регулирования и надзора
Регулирующим и надзорным органом кредитных организаций является Центральный Банк. Регулирование и надор – это понятия, которые тесно связаны между собой.
Функцией регулирования является применение Банком России действий на осуществление юридически значимых действий, благодаря котором ЦБ РФ в состоянии повлиять на структуру и составляющую банковского сектора, а так же опубликование важных для соблюдения правовых актов.
Основное действие банковского надзора направлено на соблюдение банками очередных требований, применяемых к ним в банковской системе.
Структура регулирования и надзора банковского сектора в Российской Федерации предельно схожа со структурой банковской системы Великобритании и Италии. Во всех этих странах банковский надзор осуществляется компетенцией Центральных Банков, а у других экономических лидеров (США, Германия, Франция, Япония) действуют смешанные системы банковского надзора. Смешанные системы специализируются на том, чтобы Центральный Банк распределял функции надзора с агентствами правительства (Германия – Федеральное управление по надзору; Франция – банковский комиссариат, США – мин. фин. с валютным контролем, Япония – мин. фин. с банковским управлением). [13, С. 222-226]
Регулирование и надзор преследует следующие цели:
? усовершенствование банковской системы России;
? обеспечение стабильной работы платежной системы;
? защищать и гарантировать интересы физических и юридических лиц — вкладчиков и кредиторов кредитных организаций.
Так же Центральный Банк не всемогущ. Он не имеет право досрочно прерывать деятельность операций банка, исключая случаи, предусмотренные законодательством.
На основе действующего Комитета по банковскому надзору Центральный Банк имеет право выполнять регулирующие и надзорные функцианалы. Комитет создаёт все условия для объединения подразделений Центрального Банка. Эти подразреления выполняют функции банковского надзора. Советом директоров выбирается полный состав самого Комитета, а его руководителем назначается тот, кого выберет Президент Центрального Банка. Положение о Комитете банковского надзора и его структура утверждаются Советом директоров. [14, С. 94-105]
Методы регулирования банковской системы подразделяются на административные и рыночные.
В обязанности административного метода включаются следующие операции:
? официальная регистрация кредитных организаций. Регистрация кредитного учреждения в Едином государственном реестре юридических лиц осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Центральный Банк проводит Государственный реестр кредитных организаций;
? установление обязательных для кредитных организаций правил проведения банковских операций, а также правил ведения бухгалтерского учета;
? установление лимита минимальных активов, используемых банками, а так же размеров и видов получаемых средств;
? распределение обязанностей руководителей, заместителей и главных бухгалтеров кредитных учреждений;
? контроль банковских лицензий. Только при наличии лицензии банк имеет право проводить банковские операции;
? установление необходимых стандартов (размеры уставного капитала, лимит неденежных взносов в уставной капитал, кредитные риски, суммы кредита, банковские гарантии и поручитества, предоставляемые банком для акционеров); [38]
? плановые и внеплановые проверки кредитного учреждения;
? согласие в письменной форме на операцию по преобретению 0,20 долей акций кредитного учреждения. Действие считается санкционированным в том случае, если в течение месяца, с момента отправки заявления, Центральный Банк не сообщает о принятом решении. Так же, при приобретении кредитным учреждением не менее 1% акций, оно обязано оповестить Центральный Банк о выполненной операции;
? установление Центральным Банком лимитов рефинансирования банков и осуществление банковских операций. Только после консультации с Правительством РФ разрешено осуществлять даннуые операции;
? установление официального курса обмена валют, а так же определение процентной ставки по выдаваемым ссудам;
? выбор попечителей кредитных учреждений. [15, С. 175]
Рыночные методы регулирования выполняют следующие операции:
? выпуск облигаций Центральным Банком, приобретение и продажа казначейский векселей. Данная опреация проводится для того, чтобы поддержать ликвидность кредитования и рынка государственного долга. В случае просрочки обратной сделки Центральный Банк России может продавать и покупать акции;
? рефинансирование Центральным Банком кредитных учреждений для их ликвидности на срок до одного года. Только с помощью согласия Совета директоров Центральный Банк имеет полное право на продление договоров кредитования;
? осуществление валютных интервенций, для поддержания российского рубля, а так же общий спрос и предложения средств, с помощью обмена зарубежной валюты на рынке. [16, С. 296]
Несмотря на эти рыночные требования, которые оказывают воздействие на кредитную политику, Центральный Банк может предоставлять банковские гарантии, способствовать развитию бизнесов в Российской экономике, взаимодействовать с драгоценными металлами, влиять на сегмент рынка ценных бумаг, а так же осуществлять депозитные, расчетные и кассовые функции.
Благодаря своим надзорным функциям Центральны Банк имеет полное право применять доступные меры для воздействия на кредитные учреждения. При нарушении федеральных законов, нормативных актов и инструкций Банка России кредитной организацией, Центральный Банк требует выполнение следующих условий:
? устранение замеченных нарушений;
? выплата штрафа в размере до 0,1% от размера уставного капитала.
А так же Центральный Банк может установить ограничения на выполнение определенных операций сроком до полугода. [17, C. 56-63]
Кредитное учреждение, невыполняющее требования Центрального Банка в направлении устранения замеченных нарушений и определенных условий за указанный срок, является потенциально опасной организацией для своей клиентской базы. В случае обнаружения опасного кредитного учреждения, Центральный Банк применяет следующие меры:
? штрафование кредитного учреждения, не более 1% от уставного капитала;
? реструктуризация или финансовая реорганизация, корректировка структуры получаемых активов, назначение временных руководителей кредитного учреждения, путем подачи ходатайства;
? на 6 месяцев установить новые требования для кредитного учреждения;
? вводит необходимые запреты кредитной организации на осуществление некоторых банковских операций на основании выданной ей лицензии на срок до одного года, а так же и на основание новых филиалов кредитной организации на тот же срок;
? присвоение кредитному учреждению временной администрации сроком до полугода;
? запрет на реорганизацию кредитной организации при наличии оснований для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, на основании закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитной организации»;
? проведение оздоровительного процесса кредитного учреждения по повышению достаточности собственного капитала до размера, обеспечивающего его благосостояние;
? отзыв банковской лицензии. [20, С. 61-63]
С помощью подачи иска в суд Центральный Банк вправе применить указанные санкции, а так же взыскать с кредитного учреждения штраф определенного размера. Данные процедуры действительны в течение 6 месяцев с момента одобрения акта о выявленных нарушениях. Но в случае того, если на банк не было возложено определенных санкций в течение 5 лет со дня осуществления правонарушения, то Центральный Банк не может привлечь такую кредитную организацию к административной ответственности.
Таким образом, запрет на отдельные виды банковской деятельности кредитных организаций, вытекающий из выданных разрешений, вводится по положению и распространяется на все их отделения. Положение, запрещающее осуществление отдельных видов банковской деятельности, должно также включать рекомендации по ограничению (удержанию) выплаты и получения дохода (дивидендов) без выхода из состава участников (учредителей) кредитной организации.
Изъятие лицензии является конечной стадией банковской деятельности. Применение данной меры со стороны Центрального Банка сопровождается запретом осуществления банковской деятельности для кредитного учреждения.
Существует 2 ключевые группы оснований для изъятия лицензии у кредитной организации на осуществление банковской деятельности.
К нерентабельной группе применяются такие основания, за которые Центральный Банк в обязательном порядке должен осуществить изъятие лицензии. Данная группа основывается на состоянии банкротства кредитной организации.
В обязательном порядке Центральный Банк должен изъять лицензию, если:
? рентабельность капитала банка составляет менее, чем 2%;
? сумма собственного капитала банка составляет меньше минимума размера уставного капитала, который установил Центральный Банк во время государственной регистрации кредитного учреждения;
? задержка сроков выполнения кредитным учреждением поставленных требования от Центрального Банка о увеличении суммы собственного и уставного капиталов;
? от кредиторов поступают жалобы о том, что кредитое учреждение не выполняет должных требований по обороту денежных средств;
? кредитное учреждение не в состоянии осуществить за 2 недели обязательные выплаты МРОТ по оплате труда, не менее тысячикратных размеров. [21, C. 152]
Грубыми нарушениями, при которых Центральный Банк вынужден изъять лицензию на осуществление банковской деятельности, являются такие причины, которые связаны с отклонением норм размеров собственных средств.