Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Управление психологическим климатом в коллективе организации ТД «Евразия»

kisssaaa0721 1950 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 78 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.09.2021
Цель выпускной квалификационной работы - исследование, анализ, и оценка психологического климата в коллективе объекта исследования и формирование на основе полученных результатов предложений и рекомендаций, реализация которых позволит повысить качественный уровень психологического климата для объекта исследования. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: 1) рассмотреть факторы формирования психологического климата организации; 2) проанализировать влияние группового поведения на психологический климат в организации; 3) описать взаимоотношения в коллективе; 4) дать краткую характеристику организации; 5) исследовать существующий психологический климат коллектива в АО «Евразия»; 6) разработать рекомендации по улучшению психологического климата; 7) оценить социально-экономическую эффективность предложенных мероприятий. Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является АО «Евразия» - крупное торговое предприятие. Предметом исследования в выпускной квалификационной работе является социально-психологический климат трудового коллектива объекта исследования. В выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования: систематизация, обобщение, наблюдение, анкетирование, экономического анализа. Информационной базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных учёных в области менеджмента, социологии, экономики, статистики, материалы сети интернет, монографии, учебники, отчетность объекта исследования. Практическая значимость результатов выпускной квалификационной работы заключается в возможности их применения в дальнейшей деятельности объекта исследования. Структурно представленная работа состоит из введения, трёх глав: теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение

Российской практике роль психологического климата имеет существенное значение. Актуальность данной проблемы связана, прежде всего, с возросшими требованиями к уровню психологической включенности работника в трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Социально контактная часть любой организации представляет собой сложную систему компонентов, выражающихся в первую очередь в формировании психологического климата коллектива. Эффективное выполнение трудовых функций зависит не только от выполнения организационно-производственных условий, но и от межличностных отношений, которые оказывают значительное влияние на самочувствие и результаты труда человека. Говоря о психологическом климате, необходимо учитывать, что речь идёт об относительно устойчивой системе отношений, сложившейся в течение определённого времени и имеющей возможность изменения и развития. Межличностные отношения, возникающие в результате общения людей в их группе, определяют важнейшее явление, получившее название психологической совместимости. Она бывает не только положительной или отрицательной, но и с различными ее степенями и видами. Межличностные отношения в группе и совместимость (физиологическая и психологическая) ее членов создают то внешнее общественно-психологическое явление, которое называется психологическим климатом или атмосферой. Формирование благоприятного психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качества оказываемых услуг. Вместе с тем, психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. Взаимосвязь между эффективностью организации и ее психологическим климатом – важнейшая проблема для руководителей компании. Поэтому так важно знание важнейших составляющих психологического климата организации, разработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями. Благоприятный психологический климат –это итог систематической работы и мероприятий руководителей, менеджеров, психологов и всех сотрудников организации. Таким образом, актуальность темы выражается в следующем: 1) в возросших требованиях к уровню психологической включенности работника в его трудовую деятельность; 2) в усложнении психической деятельности людей; 3) в формировании благоприятного психологического климата трудового коллектива - одном из важнейших условий борьбы за рост производительности труда.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 Глава 1. Теоретические основы управления психологическим климатом в организации 8 1.1. Психологический климат, его структура и элементы 8 1.2. Характеристика психологического климата и факторы, определяющее его качество 13 1.3. Методы и технологии управления психологическим климатом 24 Глава 2. Анализ психологического климата в коллективе на примере ресторана ВоронежскогоТД»Евразия» 33 2.1 Организационная характеристика Воронежского ТД «Евразия» 33 2.2 Анализ кадрового состава и структуры персонала ТД «Евразия» 38 2.3 Анализ психологического климата в коллективе ТД «Евразия» 43 Глава 3. Рекомендации по улучшению психологического климата и их оценка в ТДЕвразия 50 3.1 Рекомендации по улучшению психологического климата 50 3.2 Технологии оптимизации психологического климата в коллективе исследуемой организации 52 3.3 Оценка предложенных рекомендаций 57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64 ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Список литературы

Основная литература: 1. Аверченко, Л.К. Управление персоналом в организации: учеб.-методич. пособие / Л.К. Аверченко. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016. – 203 2. Добровинский, А.П. Управление персоналом в организации: учеб. пособие / А.П. Добровинский. ? Томск: Изд-во ТПУ, 2016. – 416 с. 3. Дуракова, И.Б. Управление персоналом: учебник / И.Б. Дуракова. – М.: «ИНФРА-М», 2016. – 618 с. 4. Егорова Е.А. Экономика труда / Е.А. Егорова, О.В. Кучмаева. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2016. – 80 с. 5. Егоршин, А.П. Организация труда персонала: Учеб. / А.П. Егоршин, А.К. Зайцев – М: ИНФРА-М, 2016. – 320 с. 6. Ефимова, О.П. Экономика гостинец и ресторанов: учеб. поссобие / О.П. Ефимова, Т.А. Олеференко. – 4-е изд., стер. –Минск: Новое знание, 2016. – 392 с. 7. Епишкин, И.А. Управление человеческими ресурсами: учеб. пособие для бакалавров направления 080200 «Менеджмент» / И.А. Епишкин. – М.: МИИТ, 2016. – 157 с. 8. Лазарев, А.Н. Экономика гостиничного предприятия: учеб. пособие / А.Н. Лазарев, Н.А. Зайцев, С.В. Огнева, Е.Н. Егорова; под общ. ред. А.Н. Лазарева. – М.: КНОРУС, 2016. – 304 с. Дополнительная литература: 9. Кибанов А.Я, Захарова Д.О. Формирование системы эффективного управления персоналом в организации. - М.: Дело, 2018. – 197 с. 10. Куратченков Л.В. Персонал моей организации // Регион. - 2017. - № 3. - С. 233-240. 11. Маусов Н. Менеджмент персонала – ключевое звено внутрифирменного управления // Проблемы теории и практики управления. 2018. - № 6. - С. 8-12. 12. Мескон М.Х., Хедоури Ф. Менеджмент. – М.: Центр, 2018. – 645 с. 13. Москова П. Управление персоналом – путь к успеху // Управление персоналом. - 2019. - № 5. - С. 28-29. 14. Овчинникова Т.И. Место службы управления персоналом в структуре организации // Кадры предприятия. - 2018. - № 11. - С. 14-15. 15. Одегов, Ю.Г. Производительность труда в системе управления персоналом / Ю.Г, Одегов, Г.Г Руденко // Социально-трудовые отношения и процессы. – 2003. – 4. – С. 46 – 53. 16. Организация, нормирование и оплата труда: учеб. пособие / А.С. Головачев [и др.]; под ред. А.С. Головачева. – Минск: Новое зрение, 2008. – 606 с. 17. Остапенко, Ю.М. Экономика труда; учеб. пособие / Ю.М. Остапенко. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 272 с . 18. Официальный сайт КСУП «Отель «Европа»« [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.hoteleurope.by/. – Дата доступа: 30.11.2017. 19. Панкратов В.Н. Психология управления людьми: Практическое руководство. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2017. – 336 с. 20. Парахина В. Н. Основы теории управления. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 557 с. 21. Полевая, М.В. Управление персоналом в гостиничном сервисе: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М.В.Полевая, А.Н.Третьякова. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 208 с. 22. Потемкин, В.К. Управление персоналом: учебник для вузов. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.– 340 23. Пугачев В.П. Управление персоналом организации. Учебник / В.П. Пугачев – М.: Аспект Пресс, 2019. – 279 с. 24. Пустынникова, Е.В. Экономика предприятий общественного питания: учеб. пособие / Е.В. Пустынникова. – М.: КРОНУС, 2015. – 232 с. 25. Рак Н.Г. Методика комплексной оценки кадров управления // Управление персоналом. – 2017. - № 10. - С. 14-17. 26. Рофе, А.И. Экономика труда: учебник / А.И. Рофе. – М.: КНОРУС, 2010. – 400 с. 27. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. Менеджмент организации: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 432 с. 28. Русак, Е. С. Экономика предприятия: курс лекций / Е. С. Русак. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 214 с. 29. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Г. В. Савицкая. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: РИПО, 2012. – 367 с. 30. Самара, Н.А. Экономика и организация труда: практикум / Н.А. Самара. – Минск: БГЭУ, 2009. – 189 с. 31. Самара, Н.А. Экономика и организация труда: учеб.-практич. пособие / Н.А. Самара. – Минск: БГЭУ, 2004. – 291 с. 32. Скобкин, С. С. Экономика гостиничного, ресторанного и туристического предприятия / С.С. Скобкин. – М.: РОУВПО «Росс. Эк. аккадем. Им. Г.В. Плеханова», 2009. – 270 с. 33. Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом. – Спб: Питер, 2017. – 416 с. 34. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 416 с. 35. Третьякова, Е.С. Управление персоналом / Е.С. Третьякова. – Минск: БНТУ, 2011. – 51 с. 36. Тропина, О.И. Управление персоналом: учеб.-методич. пособие / О.И. Тропина. – Минск: БНТУ, 2015. – 67 с. 37. Трунин, С.Н. Экономика труда: учеб. / С.Н. Трунин. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. – 496 с. 38. Хачатуров, А.Е. Эффективность труда как фактор повышения качества жизни / А.Е. Хачатуров, А.В. Голубев // Менеджмент. – 2012. – 5 (96). – С. 36 – 41. 39. Чудновский, А.Д. Менеджмент туризма: учебник / А. Д. Чудновский, Н. В. Королев, Е.А. Гаврилова, М. А. Жукова, Н. А. Зайцева. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 576 с. 40. Шипиро С.А. Основы управления персоналом в современных организациях / С.А. Шипиро, О.В. Шавелев. – М.: Высшая шкала, 2008. – 199 с. 41. Экономика организаций торговли: учеб. пособие / Р.П. Валевич [и др.]; под ред. Р. П. Валевич, Г. А. Давыдовой. – Минск: БГЭУ, 2010. – 371 с. 42. Экономика отрасли: торговля и общественное питание: учеб. пособие / Е.А. Карпенко [и др.]; под ред. Е.А. Карпенко. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 224 с. 43. Экономика предприятия. Практикум: учеб. пособие / Э.В. Крум [и др.]; под ред. Э.В. Крум. – Минск: Изд-во Гревцова, 2009. – 360 с. 44. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Нехорошевой. – 3-е. изд. – Минск: Высш. шк., 2005. – 383 с. 45. Экономика труда. Практикум / Т.Ф. Манцерова [и др.]; под ред. Т.Ф. Манцерова, И.Э Василевская. – Минск: БНТУ, 2016. – 66 с. 46. Экономика труда: учебник / под общ. ред. проф. Ю.П. Кокина, П.Э. Шлендера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2010. – 686 с. 47. Яковлев, Г.А. Экономика гостиничного хозяйства: учеб. пособие / Г.А. Яковлев. – М.: Изд-во РДЛ, 2006. – 224 с. 48. Яковлева, Т.Г. Управление персоналом. Построение эффективной системы оплаты труда / Т.Г. Яковлева. – СПб.: Питер, 2009. – 240 с. 49. Январева З.А., Семионова Е.А. Персонал организации // Кадры. – 2018. - № 12. - С. 9-12.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В ОРГАНИЗАЦИИ 1.1 Психологический климат, его структура и элементы Изучение психологического климата коллектива много лет привлекает внимание исследователей-психологов. О нем написаны десятки монографий и диссертаций, сделаны сотни докладов на научных конференциях и симпозиумах. Однако учёным пока так и не удалось окончательно договориться, что же такое психологический климат. Сегодня существует более сотни определений данного явления и не меньшее количество методик его изучения. Однако, несмотря на различие подходов и точек зрения, есть нечто общее, объединяющее эти исследования: все они посвящены первичному производственному коллективу (ППК). Ведь именно здесь создаются материальные ценности и социализируется (формируется) личность работника. Так было до недавнего времени. Сейчас акценты должны сместиться. Направленность зависит от психологического климата всего коллектива, который нельзя определить как сумму составляющих его первичных коллективов. Это - качественно новое образование. Психологический климат такого коллектива в большей мере, чем первичного, существует не сам по себе, а как элемент системы жизнедеятельности предприятия . Кроме него система включает следующие элементы; внешнюю и внутреннюю среду, социальные характеристики коллектива, процесс деятельности, производственно-экономические и социальные результаты. Необходимо учитывать также, что организация не изолирована от общества. Тысячами нитей оно связано с народнохозяйственным комплексом страны и, следовательно, психологический климат коллектива зависит, во-первых, от общественно-политической и экономической ситуации в государстве; во-вторых, от положения отрасли в народном хозяйстве и качества управления ею; в-третьих, от условий и уровня жизни в пункте размещения предприятия. Отсюда следует, что изучение психологического климата неполноценно вне системного и комплексного (с участием социологов, экономистов и психологов) подходов. Психологический климат – это настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих, работающих или обучающихся людей . В общем виде психологический климат представляет собой преобладающий и относительно устойчивый настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления в его жизнедеятельности . Психологический климат—это внутреннее состояние какой-либо общности, отражающее ее комплексную способность достигать стоящие перед ней цели . Говоря о внутреннем состоянии, мы имеем в виду, что оно определяется системой взаимосвязанных между собой и зависимых друг от друга качеств. На наш взгляд, такими качествами являются коллективные социальные ценности, нормы поведения и установки, социальные ожидания, уровень идентификации индивидов и групп с общностью, сплочённость общности и взаимная совместимость ее членов, приемлемость руководителей для подчиненных, уровень удовлетворенности работников трудовой ситуацией в целом, условиями и уровнем жизни, характер межгрупповых отношений. Взаимодействие этих компонентов создает новое и особое интегративное качество. Следует пояснить и сам термин «общность». В данном случае он обозначает трудовой коллектив торгового предприятия. Но этим термином можно определить и коллектив любой организации, у которой имеются чётко обозначенные цели деятельности. Наконец, понятие «достижение цели». Речь идёт не о формальном получении запланированного результата деятельности (выпуск продукции в установленные сроки, в нужном количестве и требуемого качества), а о выполнении задачи наиболее эффективным из возможных способов, т. е. с наименьшими затратами ресурсов и наименьшим ущербом для личности . Базовые компоненты системы психологического климата ценностные ориентации коллектива, установки и нормы поведения. Социальные группы усваивают, как правило, ценности, соответствующие их положению в обществе. Но помимо этого каждая группа способна формировать свою специфическую систему ценностей, которая какими-то своими элементами может отличаться от общепринятой. Когда мы изучаем первичный коллектив, вопрос о его ценностных ориентациях не представляется сложным. Методики исследований достаточно разработаны. Если же речь идет о коллективе целого предприятия, то здесь требуется специальная методика, основанная на такой репрезентативной выборке, где были бы представлены все социальные группы коллектива, выделенные по особому набору критериев . Сложности возникают также в процессе изучения других элементов психологического климата и системы жизнедеятельности коллектива. Перед исследователями возникает круг методологических и методических задач, до сих пор еще не решенных. Следующим элементом психологического климата являются социальные установки. Существует мнение, что именно они характеризуют наиболее глубокое и устойчивое отношение человека к своим статусам и ролям. Это касается установок индивида. Однако для нас важно исследовать установки всего коллектива предприятия. Сложность заключается в том, что установки (как, впрочем, и все остальные элементы ПК) претерпевают глубокие изменения при переходе к новому экономическому механизму. Пути решения этой проблемы нужно искать в сфере познания механизма групповых взаимодействий. С ценностными ориентациями и установками тесно связаны нормы поведения, принятые коллективом. Их структура сложна и поэтому, исследуя психологический климат, необходимо выяснить соотношение принятых здесь общественных, групповых и индивидуальных норм поведения . Групповые нормы состоят из нескольких частей . Часть 1 является общей: это та часть общественных норм, которая усвоена и индивидуальным сознанием, и групповым. Эти нормы приняты и усвоены коллективом. Часть 2 представляет собой те общественные нормы, которые усвоены большинством групп и основным коллективом. Индивиды подчиняются им только тогда, когда они находятся в составе групп. Часть 3 специфична, она отличается и от норм основного коллектива, и от индивидуальных норм. Часть 4 общественные нормы, усвоенные всем коллективом предприятия и отдельными членами данной группы, но не ставшие групповыми, а часть 5 нормы чужих групп, не принадлежащих к предприятию. Они усвоены отдельными членами, но не приняты группой и коллективом в целом. Индивиды могут руководствоваться этими нормами вне данной группы и предприятия, но скрывают такое поведение от других членов коллектива, опасаясь неодобрения последних. Часть 3 в групповых нормах и часть 5 в индивидуальных состоят из двух частей. Это общественные нормы, усвоенные данной группой, но еще не принятые как некоторыми индивидами, так и коллективом предприятия в целом, и негативные нормы, принятые в некоторых группах. Эти нормы порицаются обществом и коллективом предприятия, но индивиды вынуждены им подчиняться, если дорожат своим членством в данной группе. Можно предположить, что данные регуляторы поведения тем сильнее, чем более изолирована группа от остальной общности. Часть 5 представляет собой общественные нормы, усвоенные отдельными членами коллектива. Тем не менее, подчиняться этим нормам не принято ни в группе, ни в коллективе предприятия. Это негативные нормы чужих групп, порицаемые всей общественной, коллективной и групповой моралью. Чаще всего они лежат в противоправной сфере . Когда индивид длительное время остается членом одного коллектива, роль нормативной части 5 в его поведении слабеет и может исчезнуть совсем, если он одновременно не является членом какой-либо группы, которая разделяет эти нормы . Часть 6 общественные нормы, официально принятые в коллективе предприятия, но еще не усвоенные, ни отдельными членами данной группы, ни данной группой в целом. Эта часть имеет тенденцию к слиянию с частями 1, 2 и 4, благодаря постоянному воздействию общества на индивидуальное и групповое сознание, но до тех пор подчинение этим нормам носит лицемерный, принудительный характер. Известно, что на предприятиях в силу различных обстоятельств возникают нормы поведения, которые считаются противоправными. Однако руководство вынуждено идти на подобные действия из-за несовершенства хозяйственного механизма, законодательства или по иным объективным причинам. Действия руководства в таких случаях иной раз попадают в разряд противоправных, но не будь они совершены, деятельность предприятия может оказаться очень затрудненной или даже парализованной. Поэтому члены коллектива и целые группы, хотя и не одобряют подобных поступков, все же с пониманием к ним относятся. Эти нормы представлены в части 7. Часть 8 обозначает общественные нормы, декларируемые государством, но не усвоенные, ни отдельными людьми, ни их группами и коллективом. При этом к части 8а относятся нормы прогрессивные, которые пока не приняты членами коллектива, но, надо полагать, со временем будут усвоены ими (например, переход на арендные отношения, отказ от уравниловки в оплате труда); а к части 8 нормы искусственные, нежизненные, которые не будут приняты никогда и со временем исчезнут (например, существовавший многие годы запрет на совместительство, антиалкогольное законодательство в том виде, в каком оно осуществлялось несколько лет назад) . Разумеется, приведенная схема условна и применима только с учетом тех конкретных обстоятельств, в которых протекает жизнедеятельность данного коллектива. Речь идет лишь о том, что в системе сознания того или иного коллектива могут быть указанные структурные элементы. Однако количество этих элементов и удельный вес каждого из них определяются уровнем социальной зрелости коллектива. Исходя из вышесказанного, делаем вывод: психологический климат - это настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих работающих или обучающихся людей. В общем виде социально психологический климат представляет собой преобладающий и относительно устойчивый настрой коллектива который находит многообразные формы проявления в его жизнедеятельности. Психологический климат коллектива зависит от общественно-политической и экономической ситуации в стране, от положения отрасли в народном хозяйстве, от условий и уровня жизни в пункте размещения предприятия. Отсюда следует, что изучение психологического климата неполноценно вне системного и комплексного подходов . 1.2 Характеристика психологического климата и факторы, определяющее его качества В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется. В других же сотрудники получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал. На психологический климат в коллективе организации оказывают влияние следующие факторы : • общественно - политические и экономические; • правовые и функциональные; • организационно - деятельностные; • управленческие; • социальные. Более подробно они представлены в таблице 1. Таблица 1 Факторы, влияющие на психологический климат Группы факторов Факторы Общественно- политические и экономические факторы • Общественно- политическая ситуация в стране, ясность и четкость и принятие политических и экономических программ, доверие к правительству и т. д. • Экономическая ситуация и уровень жизни населения. • Организация жизни населения, удовлетворенность системой бытового, медицинского и правового обслуживания. • Этнические факторы — наличие межэтнических конфликтов Правовые и функциональные факторы • Оптимальность правового обеспечения деятельности — достаточность и непротиворечивость правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность. • Соответствие правовых актов требованиям деятельности. • Уровень материально- технического обеспечения деятельности. • Санитарно- гигиенические условия деятельности в организации Организационно- деятельностные факторы • Оптимальность режима труда и отдыха. • Удовлетворенность сотрудников непосредственными результатами труда. •Удовлетворенность сотрудниковуровнем материального и морального вознаграждения. • Прозрачная кадровая политика — наличие системы назначения на должности и продвижения сотрудников по службе Управленческие факторы • Соответствие стиля руководства характеру решаемых задач, компетентности сотрудников и уровню развития коллектива. • Наличие должностных инструкций с указанием объема обязанностей, прав, ответственности и т. д. Соответствие должностных инструкций реалиям трудовой деятельности. • Отлаженность системы планирования и контроля деятельности. • Удовлетворенность сотрудников системой распределения обязанностей, системой поощрения и наказания Социальные факторы • Степень социально- психологической совместимости сотрудников. • Уровень развития коллектива. • Характер формальных и неформальных связей и отношений сотрудников в коллективе. • Согласованность (сонаправленность) формального и неформального лидерства Эти факторы оказывают комплексное влияние на психологический климат в организации, который принято оценивать по шкале «благоприятный — неблагоприятный». При этом в процессе изучения психологического климата обычно рассматриваются и анализируются лишь те факторы, на которые можно повлиять. Поэтому для различных организаций и коллективов разрабатываются (подбираются) соответствующие методики . Рассматривая влияния, формирующие психологический климат коллектива, выделим прежде всего факторы макросреды и микросреды . В качестве важнейшего фактора макросреды необходимо назвать общественно-экономическую формацию, в условиях которой осуществляется жизнедеятельность общества в целом и формирование коллективов. Организации, руководящие тем или иным предприятием, в соответствии с потребностями общества осуществляют определенные управленческие воздействия, что является важным фактором влияния макросреды на психологический климат коллектива. В русле этих управленческих воздействий органы управления направляют и конкретизируют формирование коллективов . Обратимся теперь к факторам микросреды, то есть материальному и духовному окружению личности как члена коллектива. Эта микросреда представляет собой «поле» непосредственного функционирования данного коллектива как целого. Важной группой факторов микросреды, влияющих на психологический климат коллектива, является предметно-вещная сфера его деятельности, то есть весь комплекс технических, санитарно – гигиенических и организационных элементов, которые входят в понятие «рабочая ситуация» . Другую не менее важную группу факторов микросреды составляют воздействия, представляющие собой групповые явления и процессы, происходящие в коллективе. Эти факторы заслуживают пристального внимания в связи с тем, что они являются следствием психологического отражения человеческой микросреды. Наряду с системой официального взаимодействия на психологический климат коллектива огромное влияние оказывает его неофициальная организационная структура. Безусловно, товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют иной климат, чем недоброжелательные отношения, проявляющиеся в ссорах и конфликтах. Характер руководства, проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между официальным руководителем и подчиненными, также воздействует на психологический климат коллектива . Следующий фактор, воздействующий на психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму этих личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Отношения человека к данным влияниям, выражаемые в его личных мнениях и настроениях, а также в поведении, представляют собой его индивидуальный «вклад» в формирование психологического климата коллектива. В качестве показателей благоприятного психологического климата можно привести следующие : • В коллективе преобладает деловое, творческое настроение в течение рабочего дня; бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между работниками, оптимизм в настроении. • Отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; членам группы нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, высказывается добрая конструктивная критика. • В коллективе хорошие взаимоотношения между руководителями и подчиненными; существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, принято поддерживать слабых, выступать в их защиту, помогать новичкам. • Сотрудники организации активны, полны энергии, быстро откликаются, проявляется взаимопомощь и взаимовыручка сотрудников, готовность «прикрыть» коллегу при необходимости. • Успехи или неудачи отдельных сотрудников вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов организации, в случаях успеха сотрудники испытывают чувство гордости за коллег и свою организацию, неудачи переживаются как собственные. • В отношениях между структурными подразделениями внутри организации (участками, отделами, бригадами и т. п.) или между микрогруппами внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание и сотрудничество. • Низкая текучесть кадров. Сотрудники отказываются переводиться в другие подразделения на равнозначные, а порой и вышестоящие должности. • В трудные для организации времена происходит сплочение и эмоциональное единение коллектива («один — за всех, и все — за одного»). Показатели неблагоприятного психологического климата: • В организации преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии людей друг к другу. • Отношения строятся на принципах конкуренции и подавления, сотрудники проявляют отрицательное отношение к более близкому общению друг с другом и нежелание участвовать общих корпоративных мероприятиях (праздниках, совместных поздравлениях юбиляров и т. п.); в коллективе принято распространение слухов и сплетен друг о друге, критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов. • Проявляются скрытая критика руководителя и обсуждение его указаний в «кулуарах», отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях; коллектив заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», проявляются элементы моббинга, равнодушное или агрессивное отношение к новичкам. • Члены организации инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, группу невозможно поднять на общее дело — каждый думает только о своих интересах и не стремится добиваться общих высоких показателей в труде. • Успехи коллег оставляют равнодушными остальных членов группы, а иногда вызывают нездоровую зависть, неудачи не находят эмоционального отклика у ее членов или вызывают злорадство. • В коллективе возникают конфликтующие между собой группировки, которые отказываются от участия в совместных делах. • Высокая текучесть кадров, частые переходы сотрудников в другие подразделения на равнозначные должности. • В трудные для организации времена в коллективе возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения, конфликты, значительно повышается текучесть кадров. Благоприятный ПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д. Неблагоприятный ПК характеризуют пессимизм , раздражительность , скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д . Позитивный психологический климат в коллективе позволяет сотрудникам тратить свое время, силы и энергию не на выяснение отношений, а на выполнение своих трудовых обязанностей. В дружном коллективе люди воспринимают свою работу как общее дело, получают большее удовлетворение от результатов труда. Благоприятный психологически климат является мощным антистрессовым фактором, который можно сравнить с популярными методами релаксации. Необходимо отметить, что есть определенный тип людей, которые предпочитают хороший коллектив не только большому денежному вознаграждению, но и перспективам карьерного роста. Для них спокойная атмосфера является стимулом для эффективной работы. Конфликты с коллегами и трения с руководством приводят к потери интереса к работе. Сотрудник создает видимость трудовой деятельности, а его мысли и эмоции заняты конфликтной ситуацией. Люди данного типа не задерживаются долго в коллективе с неблагоприятной психологической атмосферой. Особенно остро отражаются на работе организации конфликты в небольших коллективах, например отделах от 4 до 7 человек . Негативный психологический климат приводит к возникновению конфликтов, разобщению людей, сложностям при достижении групповой цели и, как следствие, разрушению группы вообще. Выделяют следующие признаки позитивного психологического климата: 1) удовлетворенность членов подразделения принадлежностью к коллективу, желание проходить службу в этом подразделении; 2) доверие членов группы друг к другу и преобладание симпатий между ними; 3) интерес членов коллектива к жизни подразделения, информированность военнослужащих о задачах коллектива и состоянии дел при их выполнении; 4) развитое чувство «мы», принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов; 5) «чувство локтя», высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в случаях личностных трудностей у кого-либо из членов коллектива; 6) требовательность членов группы друг к другу, наличие доброжелательной деловой критики; 7) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива. Наблюдения и исследования позволяют выделить шесть основных групп факторов, определяющих состояние психологического климата и, в конечном счете, самочувствие и работоспособность работников. 1. Служебно-функциональные факторы (условия труда и оборудование рабочих мест; обеспеченность труда техникой, связью, защитными средствами и т.п.; организация труда, режим труда и отдыха, график работы и т.п.; обоснованность и четкость распределения функций между работниками; функциональная определенность структуры деятельности каждого сотрудника, четкость его обязанностей, прав и ответственности; отношение руководства к вопросам организации труда работников и др.). 2. Экономические факторы (система оплаты труда; своевременность получения денежного содержания; установление границ окладов в соответствии с затратами труда; справедливое (или несправедливое) распределение материальных вознаграждений; льготы, премии, надбавки и т.д.). 3. Управленческие факторы (стиль и методы управления персоналом; отношение руководителей к работникам; сплоченность управленческого звена; преемственность в оценке и выборе способов воздействия на подчиненных; социальная дистанция между руководителями и подчиненными; этика взаимодействия управленческого и исполнительного звена и др.). 4. Психологические факторы (взаимоотношения работников между собой; степень психологической совместимости; уровень конфликтности; состояние взаимодействия между подразделениями; взаимоотношения сотрудников с непосредственным руководителем; групповое мнение, нормы и традиции поведения; характер восприятия и оценки работниками друг друга и т.д.). 5. Факторы профессионально-квалификационной характеристики персонала (численность персонала; соответствие квалификации персонала выполняемой деятельности; обеспечение адаптации и вхождение в должность; перспектива повышения квалификации; перспектива служебного роста и карьеры; обоснованность подбора и расстановки персонала и др.). 6. Правовые факторы (оптимальность и непротиворечивость правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность; соответствие правовых актов требованиям современной деятельности; наличие по каждой должности должностной инструкции с указанием объема обязанностей, прав и ответственности; форма и содержание правовых актов; удобство в их применении и т.д.). Среди факторов, влияющих на психологический климат трудового коллектива, выделяют такой психологический феномен, как «климатическое возмущение». «Климатическое возмущение» возникает в результате изменения условий жизнедеятельности коллектива или условий взаимодействия людей и сказывается на самочувствии коллектива в целом или отдельных его представителей . В зависимости от настроения людей выделяют «стенические» или «астенические» «климатические возмущения». Содержание, форма, длительность, эмоциональный тон «климатических возмущений» служат характеристиками его психологического климата, уровня морального развития членов коллектива, уровня стрессоустойчивости людей в совместной трудовой деятельности.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 47 страниц
700 руб.
Дипломная работа, Психология, 18 страниц
1000 руб.
Дипломная работа, Психология, 85 страниц
1800 руб.
Дипломная работа, Психология, 84 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 69 страниц
1200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg