Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Инновационные технологии социального сопровождения семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, в условиях учреждений социального обслуживания населения

kisssaaa0721 1800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.09.2021
Цель: определить как инновационные технологии социального сопровождения помогают в работе с семьями, имеющими в своем составе детей-инвалидов, в условиях учреждений социального обслуживания населения. Объект: процесс социального сопровождения семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, в условиях учреждений социального обслуживания населения. Предмет: особенности реализации инновационных технологий социального сопровождения семей, имеющих в своём составе детей-инвалидов, в условиях учреждений социального обслуживания населения. В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования, для достижения его цели необходимо решение следующих задач: 1) определить сущность инновационных технологий социального сопровождения семей, имеющих в своём составе детей-инвалидов, в условиях учреждений социального обслуживания населения; 2) рассмотреть классификацию инновационных технологий социального сопровождения семей, имеющих в своём составе детей-инвалидов, в условиях учреждений социального обслуживания населения; 3) раскрыть практику реализации инновационных технологий социального сопровождения семей, имеющих в своём составе детей-инвалидов, в условиях учреждений социального обслуживания населения; 4) проанализировать опыт реализации инновационных технологий социального сопровождения семей, имеющих в своём составе детей-инвалидов, в условиях учреждений социального обслуживания населения. Гипотеза: Инновационная практика всегда была сложной и неоднозначной. Решением ряда проблем, имеющихся в современных условиях ее развития требует использования социогуманитарного знания как средства для оптимизации инновационных процессов и становления инновационной деятельности на всех уровнях. В свою очередь это предполагает создание гибкой системы научного обеспечения нововведений, в которой учитывается логика и специфика реализации не только собственно нововведения, но и особенности восприятия, оценки адаптации конкретных субъектов к новым условиям жизнедеятельности. При этом процесс реализации нововведения становится более оптимальным. Поэтому внедрение инновационных технологий в процесс социального сопровождения семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, в условиях учреждений социального обслуживания населения необходимо для их успешной социализации и адаптации, а также реабилитации детей-инвалидов в семье и учреждениях социального обслуживание населения. Теоретико-методологическую базу исследования составляют идеи, принципы, подходы, положения, содержащиеся в социологических, исторических, психологических и педагогических работах отечественных и зарубежных ученых по проблеме, раскрывающих многогранный характер, особенности проявления инвалидности и решение проблем инвалидов: методология системного подхода (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков и др.); закономерности профессиональной подготовки будущих специалистов (В.Я. Ляудис, В.А. Сластенин, Г.Д. Шадриков и др.), социальных работников (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Л.П. Кузнецова, И.С. Якиманская и др.), волонтеров (Г.П. Бодренкова, Л.Е. Сикорская и др.); теоретические положения о личности ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.И. Лисина и др.), в том числе с ограниченными возможностями здоровья (Л.И. Акатов, Р.Е. Баранов, Е.Ю. Бикметов, С.А. Болотов, Б.С. Бондаренко, И.В. Добряков, И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева и др.). Для решения поставленных задач и проверки исходных научных предположений использовался комплекс следующих методов: ? теоретические (анализ социальной, медицинской, педагогической и психологической литературы по теме исследования, сравнение, классификация, анализ, изучение и обобщение опыта, моделирование, анализ опыта); ? эмпирические (опытно-экспериментальная работа, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, экспериментальное оценивание, беседа, консультирование, контент-анализ и другие). Опытно-экспериментальной базой исследования явилось областное государственное казённое учреждение «Костромской областной Центр социальной помощи семье и детям», «Романовский реабилитационный центр инвалидов Костромской области», «Областной реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Лесная сказка» и Судиславский КЦСОН. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: ? раскрыты основные характеристики социального сопровождения семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, как инновационной технологии, состоящей из совокупности методов формирования позитивному жизненному стереотипу, обеспечивающей ребенку-инвалиду успешную интеграцию в общество и улучшение качества жизни в целом; ? раскрыта основная характеристика социального сопровождения семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, и дано теоретическое и практическое обоснование его введения в комплекс реабилитационных мер для инвалидов, направленных на их адаптацию и социализацию в обществе. Практическая значимость: – полученные в результате исследования теоретические и практические выводы могут быть использованы при разработке программы социального сопровождения семей, воспитывающих ребенка-инвалида, в условиях учреждений социального обслуживания населения; – представленные инновационные технологии социального сопровождения семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, в условиях учреждений социального обслуживания населения могут быть использованы в практической социальной работе. Эмпирическую базу составляют: обобщение и систематизация отечественных и зарубежных нормативно-правовых документов, регламентирующих существование и функционирование инвалидности; объективно наблюдаемые и констатируемые факты состояния инвалидности; контент-анализ материалов периодической печати, данных социологических исследований, проводимых в нашей стране и за рубежом, осмысленных применительно к теме исследования, а также результатов интервью. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Во введении обосновываются выбор и актуальность темы, анализируется степень ее разработанности, определяются объект, предмет, цель, гипотеза и конкретные задачи исследования, представляется теоретико-методологическая база, доказывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость. В первой главе «Теоретические основы инновационных технологий социального сопровождения семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, в условиях учреждений социального обслуживания населения» рассмотрены сущность и особенности организации инновационных технологий социального сопровождения семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, в условиях учреждений социального обслуживания населения. Определены и рассмотрены основные понятия при изучении данной темы. Раскрыты значения таких понятий как «социальное сопровождение», «социальное сопровождение семей с детьми» с позиции ученых различных дисциплин. Дана классификация инновационных технологий социального сопровождения семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, в условиях учреждений социального обслуживания населения. Во второй главе «Современная зарубежная и отечественная практика реализации инновационных технологий социального сопровождения семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, в условиях учреждений социального обслуживания населения» проанализирован зарубежный и отечественный опыт инновационных технологий социального сопровождения семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, в условиях учреждений социального обслуживания населения. Представлены результаты опытно-экспериментального исследования реализации инновационных технологий социального сопровождения семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, в условиях учреждений социального обслуживания населения. В заключении подводятся итоги, формулируются основные выводы и обобщения, определяются перспективы дальнейшего исследования.
Введение

Актуальность исследования инновационных технологий социального сопровождения семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, в условиях учреждений социального обслуживания населения определяется следующими факторами. Во-первых, в настоящее время возросло количество семей, воспитывающих детей-инвалидов [62]. Во-вторых, в число актуальных проблем современной отечественной и зарубежной педагогики, психологии и социологии входит создание условий, которые подходят для успешного исправления нарушений у ребенка. Необходимым условием для социализации личности является развитие ее социальной активности в дошкольном и младшем школьном возрасте. В-третьих, положение ребенка в структуре межличностных отношений в семье тоже является немаловажным фактором для его полноценного психического развития. Реабилитация детей в силу их особого положения - это длительный процесс, который требует непрерывных усилий со стороны его родителей и близких родственников, а также государственных и общественных организаций. В России проблема социализации стала рассматриваться как самостоятельная лишь начиная с конца 60-х годов 20 века. До этого различные аспекты социализации в той или иной степени освещались в свете психологии развития [50]. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, которая обусловлена нарушениями в развитии ребенка, затруднениями в самообслуживании, обучении и в будущем получения профессиональных навыков. В нашей стране по данным Федерального реестра инвалидов на 01.10.2020 численность девочек составляет 298 569 человек, что составляет 43% от общей численности детей - инвалидов в Российской Федерации, а численность мальчиков составляет 401 446 человек, что составляет 57% от общей численности детей-инвалидов в Российской Федерации ?63?. Для успешного развития и сотрудничества родителей, воспитывающих ребенка - инвалида, в современном образовательном пространстве требуется их профессиональное комплексное сопровождение под руководством специалиста по социальной работе [37]. В одном ряду с уже сложившимися формами работы специалиста по социальной работе с ребенком - инвалидом в настоящее время практикуются инновационные технологии социального сопровождения, целью которых является гармоничное и сбалансированное развитие семьи и общества. Такие изменения являются прогрессом, они происходят под воздействием целенаправленных мер по созданию новых институтов работы, они позволяют улучшать благосостояния семей имеющих в своем составе детей-инвалидов. Внимание, которое пристально приковано к социальной сфере и её преобразованию говорит лишь о том, что государственная политика многих стран считает необходимостью в совершенствовании социальной работы, создании эффективной рабочей системы социальной защиты населения в стране. В Костромской области проживает 62 541 инвалид (10% от общей численности населения Костромской области), из них 6 916 человек ?35? - инвалиды 1 группы, 26 663 человека - инвалиды 2 группы, 26 694 человека - инвалиды 3 группы, 2 268 детей-инвалидов. Инвалидов трудоспособного возраста - 16 413 человек (26% от общей численности инвалидов), количество инвалидов по слуху - более 1 000 человек, инвалидов по зрению - более 1 500 человек, инвалидов, требующих постоянного сопровождения (в том числе инвалидов, передвигающихся в креслах-колясках), - более 1 500 человек, обслуживаются социальными работниками на дому - 3 297 инвалидов, 1 593 инвалида проживают в домах-интернатах ?63?. В Костромской области проводится работа по созданию механизмов, обеспечивающих профилактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, разработан примерный порядок взаимодействия департамента образования и науки Костромской области, муниципальных органов управления образованием, государственных и муниципальных общеобразовательных организаций по реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка - инвалида и представления информации об исполнении мероприятий, возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида. Одной из приоритетных задач в Костромской области является обеспечение полноценного участия инвалидов в жизни общества, их всесторонняя интеграция и формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. В Костромской области комплекс мероприятий по формированию доступной среды жизнедеятельности и реабилитации инвалидов, интеграции их в общество осуществляется в межведомственном взаимодействии исполнительных органов государственной власти, территориальных органов федеральной власти, муниципальных органов власти Костромской области в рамках утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в том числе в рамках областных, ведомственных и муниципальных программ с привлечением бюджетных средств и внебюджетных источников. Обеспечение контроля по формированию доступной среды жизнедеятельности со стороны общественных организаций инвалидов Костромской области, а также взаимодействие с общественными организациями инвалидов по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов осуществляется в рамках областного Совета по делам инвалидов, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 17 июля 2006 года N 36 "Об областном Совете по делам инвалидов", под председательством заместителя губернатора Костромской области, координирующего работу по вопросам реализации государственной и выработке региональной политики в сфере социального обеспечения граждан. Базовой областной реабилитационной организацией социального обслуживания является государственное казенное учреждение "Областной реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Лесная сказка" - стационарное учреждение временного проживания детей - инвалидов, детей, имеющих хронические заболевания, а также детей и родителей группы "Мать и дитя". Ежегодно в учреждении курсы реабилитации проходят более 850 детей, в том числе 120 - в группе "Мать и дитя". Государственное казенное учреждение "Первомайский детский дом - интернат для умственно отсталых детей" организует работу с детьми, страдающими глубоким нарушением интеллекта и физическими недостатками. Сетевой принцип организации реабилитационного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья методом и средствами адаптивной физической культуры и спорта обеспечивается за счет деятельности областного государственного казенного учреждения Романовский реабилитационный Центр инвалидов Костромской области (далее - Романовский центр) и его 28 филиалов и представительств, созданных в 26 муниципальных образованиях области. Учреждение координирует работу по формированию основ физической культуры целевой категории детей и семей в муниципальных образованиях области. Костромская региональная общественная организация детей-инвалидов и их родителей "Дети-Ангелы" (далее - организация "Дети-Ангелы"), расположенная на территории городского округа город Шарья, обеспечивает реабилитационными услугами детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в муниципальных образованиях северо-востока Костромской области. В ежедневном режиме организацией "Дети-Ангелы" проводятся занятия по изобразительной деятельности, реабилитационные занятия, организуются благотворительные спектакли, экскурсионные и туристические поездки, интеграционные праздники. Особое внимание в работе организации "Дети-Ангелы" уделяется организации и обеспечению обучения родителей, воспитывающих детей с особенностями развития, а также специалистов, организующих реабилитационный процесс. Значимым социальным проектом организации является создание реабилитационного центра поддержки семьи особого ребенка "Школа лечебной педагогики". Вместе с тем в настоящее время обозначились социальные приоритеты, связанные с необходимостью формирования модели ранней помощи детям, для недопущения инвалидизации ребенка и обеспечения его интеграции в соответствующие его потребностям и возможностям образовательные организации. Опыт реализации программ показал, что межведомственное взаимодействие учреждений здравоохранения, организаций социального обслуживания и образования обеспечивает возможность своевременного выявления детей, нуждающихся в помощи, в том числе в ранней, оказания непрерывного патронирования ребенка и семьи профильными специалистами ?67?. Развитие сети специализированных групп адаптивной физической культуры для детей -инвалидов в сопровождении родителей на базе филиалов Романовского центра в муниципальных образованиях позволит обеспечить непрерывность процесса физической реабилитации ребенка по месту жительства. Также созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования в 118 объектах сферы образования (53 общеобразовательных организации, 50 объектов дошкольного образования, 6 учреждений профессионального образования, 9 объектов дополнительного образования).Важной составляющей единой модели инфраструктуры ранней помощи станут вновь созданные структурные подразделения: ? организация деятельности группы кратковременного пребывания для детей с нарушениями развития или риском их появления в возрасте от 0 до 3 лет на базе ОГБУЗ "Специализированный дом ребенка с ? органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики". Ежегодно в условиях группы планируется оказывать помощь более 270 детям; ? стационарное отделение раннего сопровождения детей с нарушениями развития или риском их появления совместно с родителями на базе ГКУ "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Лесная сказка". Ежегодно в условиях отделения планируется участие более 150 детей и их родителей. Срок прохождения курса - 14 дней; ? родительские группы для родителей, воспитывающих малышей от рождения до 12 месяцев, "БЕБИ ГРУППЫ" будут апробированы в качестве модели родительской взаимопомощи и профессиональной поддержки на базе организации "Дети-Ангелы". В группе планируется участие единовременно от 6 до 8 родителей, срок реабилитационно-обучающего курса - 2,5 месяца по 2-3 курса в год [41]. Представляется актуальным вопросом рассмотрение инновационных технологий социального сопровождения семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, в условиях учреждений социального обслуживания населения. Многие ученые рассматривали этот процесс по-разному. На современном этапе (С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко, Э. И. Леонгард и т.д.) подходы к воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются учеными как сложный процесс реабилитации, в ходе которого создаются условия, необходимые для воспитания и развития ребенка. В.С. Кукушин рассматривает инвалидность как «уменьшение или отсутствие способности осуществлять деятельность, которая считается нормальной в обществе». По своей сути это ничто иное как ограниченность определенных возможностей человека, которая может быть как врожденная, так и приобретенная. Она возникает по ряду различных факторов, относящихся как к механическим повреждениям при родах, наследственным заболеваниям, травмам особой тяжести, повлекшей инвалидность [54]. В социальной, медицинской, педагогической науках создана значительная теоретическая основа для изучения проблем воспитания детей - инвалидов. В научных трудах дается общая характеристика семей, воспитывающая ребёнка-инвалида, рассматриваются вопросы о степени участия государства в жизни таких семей, изучаются основные направления, методы работы с семьёй, воспитывающей ребёнка - инвалида. Современный подход к семье, воспитывающей ребёнка-инвалида, рассматривается учеными (С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко, Э. И. Леонгард, Н. В. Мазурова, Л. И. Солнцева и др.) как структура реабилитации, обладающая всеми возможностями, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития и воспитания ребёнка. Проблемам социального сопровождения семей, воспитывающих ребёнка-инвалида, посвящены работы таких ученых как Ж.А. Захарова, Н.А. Меркулова, Л. В. Токарская. Мнения учёных сходятся в том, что в нашей стране недостаточно внимания уделяется социальному сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов, постоянный рост числа детей - инвалидов в современной России свидетельствует об актуальности разработанности мер и способов социального сопровождения семей, воспитывающих ребёнка инвалида. Исследования отечественных и зарубежных авторов посвящены проблематике и трудностям, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в социальной, бытовой, пространственной, культурной среде, повседневной жизни, а также проблемы, возникающие в процессе обучения в образовательной среде (М.П. Краузе, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина, А.Р. Маллер, Р.В. Овчарова, Л. И. Солнцева, М.Л. Шипицына и др.) [24]. Вопросы изучения взаимоотношений в семье, особенности семейного воспитания, направления и формы работы с семьей, воспитывающих детей-инвалидов, отражены в трудах И.Ю. Левченко, Г.А. Мишиной, Е.А. Стребелевой, А.С. СпиваковскоЙ, В.В. Ткачевой, Э.Г. Эйдемиллера и др. Особенности реализации комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов освещены в работах Н.В. Васильевой, Ф.С. Возжаевой, А.Ю. Лаврентьевой. Авторы делают вывод, что даже от того, где ребенок проживает: в городе или в сельской местности, в семье с высоким или небольшим достатком, зависят возможности осуществления программ реабилитации, а также ее результаты. Основными документами, регламентирующими жизнедеятельность и защиту прав инвалидов, являются принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г [55]. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Правила брали свое основание в таких документах как «Конвенция о правах ребенка», «Билле о правах человека», «Всемирной программе действия в отношении инвалидов». В России же главным законопроектом, отстаивающим права инвалидов, является Федеральный закон N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [60]. Из вышесказанного можно сформулировать проблему исследования: каким образом внедрять инновационные технологии в работу с семьями, имеющим в своем составе детей-инвалидов, в условиях учреждений социального обслуживания населения так. Чтобы процесс их социализации был успешен?
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы инновационных технологий социального сопровождения семей имеющих в своем составе детей-инвалидов в условиях учреждениях социального обслуживания населения 16 1.1. Сущность инновационных технологий социального сопровождения семей имеющих в своем составе детей-инвалидов в условиях учреждений социального обслуживания населения 16 1.2 Классификация форм и методов инновационных технологий социального сопровождения семей имеющих в своем составе детей-инвалидов в условиях учреждениях социального обслуживания население 33 Глава 2. Современная зарубежная и отечественная практика реализации инновационных технологий социального сопровождения семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, в условиях учреждений социального обслуживания населения 43 2.1. Анализ зарубежного и отечественного опыта инновационных технологий социального сопровождения семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, в условиях учреждений социального обслуживания населения 43 2.2. Опытно-экспериментальное исследование реализации инновационных технологий социального сопровождения семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, в условиях учреждений социального обслуживания населения 48 Заключение 69 Список используемых источников 72 Приложение 1 79 Приложение 2 80
Список литературы

1. Аверин А. Н. Государственная система социальной защиты населения: учебное пособие / А. Н. Аверин. – Москва : РАГС, 2015. – 124 с. 2. Агулина С. В. Технология разработки программ по подготовке родителей детей ОВЗ к тьюторскому сопровождению ребёнка / С. В. Агулина, И. В. Бурцева // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 1 (62). – С. 101-102. 3. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учебное пособие / Л. И. Акатов. – Москва : ВЛАДОС, 2017. – 368 с. 4. Актуальные проблемы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями: материалы всерос. науч.-практ. конф. // ЭБС Лань : сайт. – URL: https://e.lanbook.com/book/42206 (дата обращения: 24.02.2021). 5. Баринова Г. В. Проблема интеграции в системе социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями // Педагогическое образование и наука. – 2008. – № 9. – С. 43 – 47. 6. Бирюкова С. С., Варламова М. А. Обзор семейных форм устройства детей-сирот в странах Северной, Континентальной и Южной Европы // Демоскоп Weekly. – 2014. – 8-21 сентября. – №609-610. – URL : http://www.demoscope.ru/weekly/2014/0609/analit04.php (дата обращения 22.01.2021). 7. Бюджетное учреждение социального обслуживания Вологодской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» : офиц.сайт. – URL : https://preodoleniecher.ru/svedeniya-ob-uchrezhdenii/tsentr-preodolenie-segodnya (дата обращения 24.02.2021). 8. Гаранькина Г. Е. Формы и методы работы социального работника с семьей ребенка-инвалида / Г. Е. Ганькина // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 1126-1128 9. Дубинский В. И. Социальная работа в Германии. – Москва : ИНФРА-М, 2012. – 358 с. 10. Еремин В. А. Отчаянная педагогика: организация работы с подростками / В. А. Еремин. – Москва : Владос, 2019. – 176 c. 11. Ефремова С. А. Равные возможности: эффективные практики работы с детьми: информационно-методический сборник / С. А. Ефремова. – Москва : Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2014. – 152 с. 12. Зикратов В. В. Педагогическая поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, в развитии родительских установок / В. В. Зикратов, Л. Н. Гордеева // Наука и образование: новое время. –2016. – № 2 (13). – С. 702-707. 13. Зубкова Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. Учебное пособие / Т. С. Зубкова, Н. В. Тимошина. – Москва : Академия, 2013. – 84 с. 14. Информационный портал Десятилетия детства : офиц. сайт. - URL : https://10letie.edu.gov.ru/region/report/4 (дата обращения 14.01.2021). 15. Инновационные технологии в социальной сфере: опыт реализации. - URL : http://elibrary.ru (дата обращения 14.02.2021). 16. Карцева Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей и детьми / Л. В. Карцева. – Москва, 2007. – 253 с. 17. Кашинская О. В. Модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации / О. В. Кашинская // Молодой ученый. – 2017. – № 44 (178). – С. 157-159. 18. Кизилова Л. В. Инновации в реабилитационных технологиях // Социальная работа. – 2013. – № 2. – С. 43-45. 19. Конституция Российской Федерации (в ред. от 04.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 31. 20. Корнюшина Р. В. Зарубежный опыт социальной работы / Р.В. Корнюшина. – Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. – 85 с. 21. Королева Г. Н. Взаимодействие с сетью социальных контактов ребенка и его семьи // Отечественный журнал социальной работы. – № 3. – 2005. – С. 43-48. 22. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года // Консультант Плюс : сайт. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения 23.03.2021). 23. Костромские специализированные службы оказывают помощь детям с нарушениями развития и риском их появления / Администрация города Костромы : офиц. сайт. – URL : http://www.gradkostroma.ru/news/b81b4f4d-47c3-451a-b3bb-e116f3fc3bf1.aspx (дата обращения 14.03.2021). 24. Котова В. Р. Социальное сопровождение семей детей-инвалидов // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. LXXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. – № 23(82). – URL : https://sibac.info/archive/meghdis/23(82).pdf (дата обращения 02.02.2021). 25. Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации – URL : https://cyberleninka.ru (дата обращения 02.03.2021). 26. Куликова Е. А. Внедрение технологии в практику родителей к взаимодействию с детьми с ОВЗ / Е. А. Куликова, Л. В. Блинов // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т. 6, № 2 (19). – С. 156-158. 27. Курбатов В. И. Социальное проектирование: учеб. пособие / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. – Ростов на Дону : Феникс, 2001. – 411 с. 28. Левченко И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – Москва : Просвещение, 2008. – 239 с. 29. Луков В. А. Социальное проектирование: учебное пособие для студентов вузов / В. А. Луков. – Москва : Московский гуманитарный университет : Флинта, 2009. – 138 с. 30. Любезнова Е. В. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Любезнова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 1. – С. 116-121. 31. Максимова Е. И. К вопросу о психологии отношения родителей детей с ОВЗ к причинам рождения такого ребёнка в семье / Е. И. Максимова // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XXIII международной научно-практической конференции. – Москва, 2015. – С. 303-305. 32. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А. В. Мудрик. – Москва : ИЦ Академия, 2018. – 240 c. 33. Назарова С. В. Центр социальной и психологической поддержки: работа с неблагополучными семьями // Социальная педагогика. – 2013. – №1. ¬– С. 25-31. 34. Нестерова Г. Ф. Технология и методика социальной работы / Г. Ф. Нестерова, И. В. Астэр. – Москва : Академия, 2011. – 208 с. 35. Направления работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. – URL : https://infourok.ru (дата обращения 24.03.2021). 36. Огарков М. Д. Дети-инвалиды: проблемы и пути решения / М. Д. Огарков. – 2001. – № 11. – С. 15-17. 37. Областное государственное казённое учреждение «Костромской областной Центр социальной помощи семье и детям» : офиц.сайт. – URL : http://socpom.socdep.adm44.ru/ (дата обращения 24.03.2021). 38. Об утверждении государственной программы Костромской области Социальная поддержка граждан Костромской области на 2014-2020 годы. Законодательство ЦФО РФ – URL : http://cfo-info.com (дата обращения 12.02.2021). 39. Олешова В. В. Надомное визитирование: история и современность // Специальное образование. – 2016. – №2. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/nadomnoe-vizitirovanie-istoriya-i-sovremennost (дата обращения 30.02.2021). 40. Организация в реабилитационном центре социального сопровождения семей, воспитывающих ребенка-инвалида – URL : https://privetstudent.com (дата обращения 27.12.2020). 41. Основы медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями развития и их семьям: научно-практическое пособие / Под ред. С. А. Воловец, М. В. Вдовиной. – Москва : ИДПО ДТСЗН; ГБУ НПЦ МСР им. Л. И. Швецовой, 2017. – 123 с. 42. Осухова Н. Г. Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт: методический сборник / Н. Г. Осухова. – Москва : ТранзитИКС, 2010. – 132 с. 43. Официальный сайт Швеции на русском языке : офиц. сайт. - URL : https://ru.sweden.se/ (дата обращения 02.02.2021). 44. О формировании системы ранней помощи детям с нарушениями развития - URL : https://ru.sweden.se/ (дата обращения 04.02.2021). 45. Палькина Л. Ф. Помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации // Социальная работа. – 2012. – № 6. – С. 14-15. 46. Платонова Н. М. Инновации в социальной работе: учеб. пособие / Н. М. Платонова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2011. – 256 с. 47. Постнова Т. Н. Система социального сопровождения семей с детьми Тверской области / Т. Н. Постнова. – Тверь : ГБУ «Тверской областной Центр социальной помощи семье и детям», 2016. - 44 с. 48. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальнои? работы избранные работы: учебное пособие Москва 2012 - URL : http://dlib.rsl.ru (дата обращения 02.02.2021). 49. Реан А. А. Семья: психология, педагогика, социальная работа / А. А. Реан. – Москва : АСТ, 2010. – 576 с. 50. Реабилитационные технологии как составляющая инновационной деятельности центра социального обслуживания – URL : http://elibrary.ru (дата обращения 23.01.2021). 51. Румянцев Ю. В. Методика работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2010. – № 3. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-raboty-s-semiey-vospityvayuschey-rebyonka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения: 25.01.2021). 52. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. (ред. от 06.02.2020) // Консультант Плюс : сайт. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения 23.01.2021). 53. Система комплексного сопровождения семей с детьми-инвалидами в социально-реабилитационном отделении. – URL : http://elibrary.ru (дата обращения 23.02.2021). 54. Современные технологии поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию = Modern Support Techniques for Families in Difficult Life Situations: материалы международной научно-практической конференции. – Москва : Международная лингвистическая школа, 2017. – 304 с. 55. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н. Ф. Басова. — Москва : КНОРУС, 2012. – 400 с. 56. Социальная работа с различными группами населения: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н. Ф. Басова. – Москва : КНОРУС, 2012. – 528 с. 57. Социальная работа с различными группами населения – URL : https://book.ru (дата обращения 06.03.2021). 58. Социальная работа в странах Западнои? Европы с семьями, нуждающимися в поддержке - Семьеведение – URL : https://bstudy.net (дата обращения 16.03.2021). 59. Социальная защита и социальное обслуживание населения. – URL : http://elibrary.ru (дата обращения 26.03.2021). 60. Социальные реабилитационные центры Костромы и Костромской области // Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области : офиц. сайт. – URL : http://socdep.adm44.ru/ (дата обращения 04.03.2021). 61. Социальное сопровождение семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья / Реабилитация инвалидов : сайт. – URL : https://aupam.ru/ (дата обращения 04.03.2021). 62. Социальное сопровождение семей с детьми с ОВЗ – URL : http://refleader.ru ( дата обращения 27. 12.2020). 63. Социальное сопровождение семей детей-инвалидов – URL : http://elibrary.ru ( дата обращения 03. 01.2021). 64. Спирина Н.А. Инновационные подходы в организации социально- культурной реабилитации детей с ОВЗ– URL : https://infourok.ru ( дата обращения 15. 01.2021). 65. Ткачева В. В. Современные технологии психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья / В. В. Ткачева // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. – С. 155. 66. Тюрина Э. И. Технология социальной работы с семьей и детьми / Э. И. Тюрина, Н. Ю. Кучукова. – Москва : Академия, 2011. – 336 с. 67. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21 07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» // Консультант Плюс: сайт. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения 25.02.2021). 68. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ // Консультант Плюс: сайт. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения 25.02.2021). 69. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Консультант Плюс: сайт. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения 25.02.2021). 70. Федеральная служба государственной статистики : офиц.сайт. – URL : https://www.gks.ru/ (дата обращения 05.04.2021). 71. Федеральный реестр инвалидов : офиц.сайт. – URL : https://sfri.ru/( дата обращения 16. 01.2021). 72. Федосеева О. А. Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями // Молодой ученый. – 2013. – № 9. – С. 344-346. 73. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей / Е. И. Холостова. – Москва : Дашков и К, 2009. – 212 с. 74. Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. 2-е изд. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 240 с. 75. Цыганов Е. С. Технология социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. С. Цыганова, М. А. Букарев. – Москва : Академия, 2007. – 167 с. 76. Чалдини Р. Психология влияния: [перевод с английского] / Роберт Чалдини. – 5-е изд. – Москва : Питер, Прогресс книга, 2018. – 475 с. 77. Штопка П. Социология. Анализ современного общества / П. Штопка. – Москва : Логос, 2015. – 664 с. 78. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи. 4 изд. / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – Москва : Питер, 2008. – 672 с. 79. Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов в России?скои? Федерации– URL : http://ibooks.ru (дата обращения 12.01.2021).
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы инновационных технологий социального сопровождения семей имеющих в своем составе детей-инвалидов в условиях учреждениях социального обслуживания населения 1.1. Сущность инновационных технологий социального сопровождения семей имеющих в своем составе детей-инвалидов в условиях учреждений социального обслуживания населения Социальная система включает в себя цепочку взаимодействующих между собой элементов, которые могут изменять свою структуру по средствам внешних факторов. Одна из основных форм развития социальных систем заключается в реализации нововведений (инноваций) [20, с. 51]. Определение технологии социальной работы зависит от типа семьи, которая в ней нуждается, а целью будет являться сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в отдельности [20, с. 68]. Инновационные социальные технологии – процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов [18, с. 60]. Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе. Инновационные технологии существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально развивающиеся в соответствии с этими программами социальные процессы. Социальная защита семьи – одна из тех сфер, где инновации необходимы. Важной задачей специалистов по социальной работе является внедрение на практике традиционных технологий, которые хорошо зарекомендовали себя, а также применение инновационных технологических процедур. Основным элементом инновационных технологий социального сопровождения семей, имеющих в своем составе детей - инвалидов, должна стать ориентированность на приобретение и использование клиентом навыками социальной самозащиты. Согласно статье 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальное сопровождение представляет собой оказание содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам [59]. Сопровождение - это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Социальное сопровождение семей с детьми - это комплексная система социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемая в рамках деятельности служб социального сопровождения семей, создание условий для ресурса развития и саморазвития семьи и личности [59]. Цель социального сопровождения, независимо от того, в рамках какой возрастной и иной социальной группы оно производится, является единой, это преодоление сложных жизненных трудностей, а также стремление к уменьшению негативных последствий или полное решение проблем отдельного гражданина или широкой социальной группы [59]. При комплексном социальном сопровождении решаются следующие задачи: ? адаптация получателя социальных услуг к реальным условиям его жизнедеятельности; ? реабилитация и выведение получателя социальных услуг из кризисных ситуаций; ? повышение социального статуса получателя социальных услуг; ? нормализация отношений и утверждение себя в социуме; ? восстановление здоровья, избавление от вредных привычек; ? создание условий для самореализации получателя социальных услуг в семье и обществе. Социальное сопровождение включает в себя задачу о том, чтобы семья, воспитывающая ребёнка инвалида, смогла обходиться без этой помощи и без социального сопровождения, что и считается основным критерием профессионального успеха. Под инновационными технологиями социального сопровождения можно понимать инновационную деятельность, в результате которой создаются и материализуются нововведения общества, инициативы, вызывающие качественные изменения в разных сферах жизни получателей социальных услуг, рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов. Внедрение социального сопровождения семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в субъектах Российской Федерации на основе: ? разработки и утверждения нормативных и информационно-методических документов и материалов, обеспечивающих внедрение нового вида помощи с учетом региональной специфики; ? обеспечения эффективных изменений в системе социальной поддержки семей с детьми-инвалидами посредством институционализации социального сопровождения семей с детьми [70]; ? создания условий для формирования устойчивой продуктивной модели внутриотраслевого и межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению таких семей с детьми. Внедрение социального сопровождения семей с детьми-инвалидами осуществляется по следующим направлениям деятельности: ? разработка региональных модельных программ социального сопровождения семей с детьми-инвалидами; ? разработка и утверждение нормативных документов, обеспечивающих внедрение социального сопровождения семей с детьми-инвалидами [70]; ? отработка механизмов межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия по обеспечению социального сопровождения семей с детьми-инвалидами, в том числе регламентов; ? определение критериев (показателей) нуждаемости семей с детьми-инвалидами в оказании им помощи через социальное сопровождение; ? выявление семей с детьми-инвалидами, проведение необходимых процедур для принятия решений о предоставлении им социального сопровождения; ? создание (модернизация) информационных ресурсов, позволяющих аккумулировать данные о семьях с детьми-инвалидами, находящихся на социальном сопровождении, в целях обеспечения эффективного межведомственного взаимодействия, координации работы по выполнению индивидуальных программ сопровождения, оценки эффективности помощи и др.; ? мониторинг жизнедеятельности семей с детьми-инвалидами, качества и результативности предоставляемой им помощи в виде социального сопровождения. Семья является полноправным участником процесса реабилитации ребенка. Главная задача - минимальное вмешательство в жизненное пространство семьи, стимулирование ее активности, вовлечение членов семьи в самостоятельное решение собственных проблем, повышение их социальной ответственности. Одной из главных задач современной социальной политики является улучшение качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов, через повышение реабилитационного, интеграционного и коммуникативного потенциала таких семей, качества и уровня доступности предоставляемых им социальных услуг. Одним из вариантов решения данной задачи является развитие информационных технологий в рамках программ социального сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов [70]. Целью оказания дистанционной консультативно-методической помощи семьям, воспитывающим детей - инвалидов, является увеличение количества семей данной категории, преодолевших социальную беспомощность и изолированность; повышение уровня доступности социальных услуг. Так, в Вологодской области на базе муниципального бюджетного учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» в кабинете дистанционного консультирования предусмотрены два функциональных блока: консультационный, который оборудован офисной мебелью, ноутбуком с web-камерой и соответствующим программным обеспечением, многофункциональным устройством, факсом, и активационный, в котором размещены реабилитационное оборудование и спортивный инвентарь (детские тренажеры, массажные мячи, мягкие модули и др.) для организации процесса дистанционного консультирования с применением оборудования. Активационный блок применяется также для занятий ЛФК. С целью организации консультирования вне таких кабинетов (по месту проживания семьи, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и др.) дополнительно приобретен ноутбук с web-камерой и соответствующим программным обеспечением [70]. Отработана система по предоставлению дистанционных услуг семьям, воспитывающим детей-инвалидов, проживающим в муниципальных районах Вологодской области. Создан банк данных семей, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте от рождения до 18 лет, на основе сведений, полученных из управлений социальной защиты населения муниципальных районов; организовано дистанционное диагностическое обследование социального развития детей, а также психоэмоционального состояния родителей (по запросу родителей); оказываются дистанционные консультативные услуги, которые включают в себя разовые консультации для детей и родителей (об особенностях и перспективах развития и воспитания детей-инвалидов); осуществляется дистанционное обучение родителей методам и приемам проведения развивающих занятий с детьми; проводятся тематические горячие линии (по проблемам детско-родительских отношений, оказанию психолого-педагогической поддержки родителям, оформлению жилищных субсидий, компенсаций по уходу за ребенком-инвалидом, получению других социальных услуг). Технология дистанционного консультирования предусматривает и профессиональную поддержку участковых социальных работников комплексных центров социального обслуживания пяти территорий области через оказание дистанционных консультативных услуг для специалистов. Такое консультирование осуществляется по запросу участковых социальных работников на разных этапах реализации программы сопровождения семьи, а также с целью отслеживания эффективности предоставляемых социальных услуг семьям. Учитывая новые тенденции в развитии системы социального обслуживания населения, внедрение института социального сопровождения участковыми социальными работниками семей, имеющих детей-инвалидов, необходимо отметить следующие изменения. На территории муниципальных образований субъекта Российской Федерации создается единая служба, обеспечивающая сопровождение семей, нуждающихся в социальной помощи. Работники, осуществляющие социальное сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов, включаются в состав участковой социальной службы. Структурно специалисты по социальному сопровождению семей с детьми-инвалидами могут входить в состав отделений реабилитации детей-инвалидов комплексных центров социального обслуживания населения [70]. Участковая социальная служба призвана осуществлять деятельность по раннему выявлению случаев семейного неблагополучия, детей-инвалидов, социальному сопровождению семей с такими детьми и оказанию своевременной и комплексной поддержки семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи. Организация работы с семьями, воспитывающими детей - инвалидов, имеющими признаки семейного неблагополучия, осуществляется во взаимодействии со специалистами органов и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образовани я, культуры и спорта. Непосредственно в обязанности участковых социальных работников включены информационно-организационные функции. С учетом опыта работы участковых социальных служб, специалистов, обеспечивающих социальное сопровождение семей, имеющих детей-инвалидов, сложился определенный механизм работы участковых социальных работников по социальному сопровождению. Раннее выявление семей, воспитывающих детей-инвалидов, имеет своей целью минимизацию негативных последствий для семьи, связанных с инвалидизацией ребенка, профилактику инвалидизации ребенка и оказание своевременной комплексной помощи для преодоления трудной жизненной ситуации с учетом индивидуальных потребностей. Выявление семей, нуждающихся в социальном сопровождении, и максимальное удовлетворение потребностей семей с детьми-инвалидами осуществляются через развитие межведомственного, межсекторного и межотраслевого взаимодействия [70] . Важнейшим механизмом, обеспечивающим возможность решения трудной жизненной ситуации семей, имеющих детей - инвалидов, является организация межведомственного взаимодействия. В этой связи показателен опыт Псковской области в рамках развития региональной системы социальной поддержки семей и детей. В целях оказания необходимого содействия семье, воспитывающей ребенка-инвалида, по реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации (далее - ИПР), выданной ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Псковской области», приказом Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 30 ноября 2012 г. № 430 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по координации мероприятий по реализации ИПР ребенка-инвалида и оказанию необходимого содействия ребенку-инвалиду. Государственная функция осуществляется непосредствененно через территориальные управления г. Пскова и Великие Луки или уполномоченные учреждения – центры социального обслуживания. В соответствии с достигнутой договоренностью с федеральным учреждением медико-социальной экспертизы указанные органы и учреждения утверждаются ответственными в ИПР за реализацию мероприятий социальной реабилитации детей-инвалидов. Они самостоятельно определяют и направляют ребенка - инвалида в соответствующие учреждения для прохождения социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической, социокультурной, социально-бытовой реабилитации, участия в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях [70]. Выстроенная модель работы направлена на раннее выявление и профилактику социального неблагополучия в семье, своевременное оказание необходимой помощи, привлечение специалистов различных ведомств и организаций для успешного преодоления трудной жизненной ситуации, повышение доступности и качества социальной помощи, переход от заявительного принципа оказания услуг к выявительному [8, с. 62]. Деятельность носит превентивный характер в вопросах разрешения семейных проблем. Взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований области, учреждениями здравоохранения, образования, занятости, культуры, физической культуры и спорта, органами внутренних дел строится на договорных основах. В многостороннем договоре оговариваются зоны ответственности каждой из сторон по реализации общей цели - оказания комплексной, квалифицированной, эффективной помощи семьям и детям. Данные подходы позволяют выявлять основные проблемные направления, способствуют составлению планов работы и определению эффективности проводимых мероприятий [70]. В ряде субъектов Российской Федерации, реализующих программы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, используется технология картографирования ресурсов территории для организации службы социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов (Новосибирская область, Псковская область и др.). Картографирование ресурсов территории службы сопровождения семей - это метод, с помощью которого изучается и отображается инфраструктура учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности, расположенных на территории и способных оказывать различные услуги семьям с детьми-инвалидами. Цель картографирования - подготовка социального паспорта территории, закрепленной за службой сопровождения семьи. Задачи: изучение социально-демографических характеристик территории и их динамики; изучение инфраструктуры (ресурсов) территории; определение перечня учреждений, организаций, отдельных специалистов, которых можно привлечь к процессу оказания услуг сопровождения семьи; подготовка и согласование социального паспорта территории; мониторинг процессов, происходящих на территории, и внесение (с определенной периодичностью) необходимых изменений в социальный паспорт территории. Для удобства работы территория службы сопровождения разбивается на несколько участков. Под участком в данном случае понимается территория с обозначенными границами: микрорайон города, сельское поселение, территория избирательного участка и т. п. В процессе картографирования информация, полученная на каждом из участков, обобщается и в дальнейшем используется для подготовки социального паспорта территории. Так, например, в процессе картографирования ресурсов Псковской области ее территория (кроме г. Пскова и Великие Луки) была разбита на 240 участков, за каждым из которых был закреплен специалист по социальной работе (участковый социальный работник), который и осуществлял картографирование своего участка. При этом используются данные органов статистики, занятости, ЖКХ, ЗАГС, реестры получателей пособий, пенсий, социальных выплат, данные, собранные в ходе непосредственных визитов в семьи, и т. п [70]. В течение длительного времени в ряде субъектов Российской Федерации активно применяется технология домашнего визитирования семей, имеющих детей-инвалидов. Цель первого визита в семью - привлечение семьи с ребенком-инвалидом или ребенком с ограниченными возможностями здоровья к практическому сотрудничеству. На этом этапе специалисту по социальной работе (участковому социальному работнику), который будет сопровождать семью в дальнейшем, необходимо решить несколько задач: 1) установить определенные отношения с родителями, другими членами семьи, с возможно более широким кругом людей, образующих социальную сеть семьи; в центре этих отношений должны находиться благополучие, безопасность, и эмоциональная защищенность ребенка; 2) определить и понять проблемы, присущие данному случаю, и выявить собственные ресурсы семьи для их решения; очень важно, чтобы специалист и члены семьи пришли к полному взаимопониманию имеющихся проблем и ресурсов [70].; 3) предложить семье помощь в осуществлении перемен, которые позволят решить проблемы; 4) установить контакт, снять страх и напряженность у семьи. Цель технологии «Служба домашнего визитирования» [70] - повышение социальной адаптированности семей с детьми-инвалидами посредством социального сопровождения при непосредственном участии семьи, местного сообщества. Помощь оказывается семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте от 0 до 18 лет, в том числе не имеющих возможности получать социальную помощь в учреждениях в условиях стационара или полустационара. Содержание работы включает: формирование банка данных детей, не получающих реабилитационные услуги или получающих реабилитацию в недостаточном количестве; выявление детей и семей, нуждающихся в индивидуальной помощи и реабилитации на дому; подбор и подготовку специалистов для оказания услуги «Социальное сопровождение семей с детьми-инвалидами» с использованием технологии «Служба домашнего визитирования»; обучение специалистов технологии CBR (обучение в обществе для людей с умственными и физическими ограничениями) - основной технологии службы домашнего визитирования; организацию межведомственного взаимодействия; создание и организацию работы местного реабилитационного комитета; социальное сопровождение ребенка с ОВЗ и членов его семьи; создание и реализацию индивидуальной программы помощи и реабилитации; обучение членов семьи ребенка с ОВЗ методам абилитации и реабилитации в естественной среде, навыкам домашнего тренера; привлечение местного сообщества, социальных волонтеров к помощи и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья; организацию творческой реабилитации [70] детей с ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения программы подготовки социальных волонтеров. [8, с. 68]. В Курской области на базе комплексных центров социального обслуживания населения организована единая служба специализированного патронажного обслуживания семей, воспитывающих детей -инвалидов. Основной задачей патронажной службы является оказание комплекса социальных услуг, направленных на развитие реабилитационного потенциала детей-инвалидов, их интеграцию в среду сверстников и социальную поддержку членов их семей, включающего: ? содействие в получении семьями предусмотренных законодательством социально-бытовых услуг; ? содействие в направлении в специализированные учреждения здравоохранения, на санаторное лечение, в стационарные учреждения социального обслуживания; ? помощь в уходе за детьми; ? помощь в организации предоставления услуг предприятиями торговли, социально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению; ? помощь в организации внешкольного (при необходимости) образования, налаживании учебного процесса, реализации программ игротерапии, обучении родителей основам реабилитации детей в домашних условиях; ? содействие родителям в налаживании быта детей с учетом их физического и психического состояния; ? сопровождение детей вне дома, предоставление транспорта для поездки детей на лечение, обучение, для участия в культурных мероприятиях; ? привлечение членов семей к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, психологических тренингах по снятию психотравмирующих ситуаций в семье, выработке умения и навыков социальной адаптации к сложившейся ситуации; ? подготовку и проведение мероприятий по организации досуга детей вместе с родителями. Эффективной технологией, используемой при реализации программ социального сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов, является технология организации службы персоналъных помощников «Интеграционный консультант». Эта технология разработана ГАУ «Московский научно-практический центр реабилитации инвалидов вследствие детского церебрального паралича» Департамента социальной защиты населения г. Москвы. Технология прошла апробацию и внедрение в ряде субъектов Российской Федерации (Астраханская, Архангельская области и др.), одобрена и рекомендована к массовому тиражированию при работе с семьями, воспитывающими детей-инвалидов АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» [70]. Служба персональных помощников «Интеграционный консультант» - это новая организационная форма взаимодействия специалистов органов государственной власти, государственных и иных учреждений и организаций, работающих в сфере реабилитации инвалидов, и самих инвалидов с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности, обеспечивающая условия для предоставления равного с другими категориями инвалидов доступа к медико-социальной реабилитации, поддержания и укрепления здоровья всех субъектов реабилитационного процесса (самих инвалидов, их законных представителей и членов семей). Основными целями создания службы персональных помощников являются: ? организация комплекса мер, обеспечивающих оперативный доступ лицам с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности (независимо от возраста) к реабилитационным и иным услугам, а также улучшение качества их жизни; ? создание эффективных механизмов социального партнерства между некоммерческими организациями и органами социальной защиты населения г. Москвы в сфере социальной адаптации инвалидов с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности для достижения ими возможно полной интеграции в общество. Служба персональных помощников решает следующие основные задачи: ? подготовить с привлечением квалифицированных специалистов инвалидов, имеющих тяжелые ограничения жизнедеятельности, а также членов их семей к правильному осознанию и пониманию проблем, возникающих в связи с инвалидностью; ? проинформировать инвалидов и членов их семей об установленных государственных гарантиях, порядках их предоставления и помочь определить пути решения возникающих у них проблем через государственные или общественные структуры [70]; ? помочь выявить проблемы семьи, возникающие в связи с инвалидностью, и обеспечить представление интересов инвалидов в органах государственной власти и иных организациях, уполномоченных на работу с инвалидами; ? осуществить передачу информации об инвалидах, нуждающихся в реабилитации и адаптации среды жизнедеятельности, в органы исполнительной власти и другие организации в соответствии с их компетенцией для организации адекватного реагирования; ? осуществить координацию деятельности уполномоченных органов и организаций в целях решения проблем; ? научить инвалидов с участием профильных специалистов преодолевать имеющиеся недостатки, обучить пользованию бытовыми приборами и специальными вспомогательными техническими устройствами; ? сформировать у инвалидов с участием профильных специалистов позитивные установки на активное участие в социальной и трудовой деятельности, на возможно независимую жизнедеятельность; ? обеспечить установочный (вводный) индивидуальный активный реабилитационный патронаж инвалида на срок от 6 до 12 месяцев (в зависимости от тяжести ограничений жизнедеятельности и реабилитационных возможностей лица) [70]. Успешную реализацию этих задач обеспечивают следующие команды специалистов:
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 60 страниц
15000 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 83 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 84 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 97 страниц
1800 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 76 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 60 страниц
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg