Глава 1. Теоретические основы инновационных технологий социального сопровождения семей имеющих в своем составе детей-инвалидов в условиях учреждениях социального обслуживания населения
1.1. Сущность инновационных технологий социального сопровождения семей имеющих в своем составе детей-инвалидов в условиях учреждений социального обслуживания населения
Социальная система включает в себя цепочку взаимодействующих между собой элементов, которые могут изменять свою структуру по средствам внешних факторов. Одна из основных форм развития социальных систем заключается в реализации нововведений (инноваций) [20, с. 51].
Определение технологии социальной работы зависит от типа семьи, которая в ней нуждается, а целью будет являться сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в отдельности [20, с. 68].
Инновационные социальные технологии – процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов [18, с. 60].
Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе. Инновационные технологии существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально развивающиеся в соответствии с этими программами социальные процессы.
Социальная защита семьи – одна из тех сфер, где инновации необходимы. Важной задачей специалистов по социальной работе является внедрение на практике традиционных технологий, которые хорошо зарекомендовали себя, а также применение инновационных технологических процедур. Основным элементом инновационных технологий социального сопровождения семей, имеющих в своем составе детей - инвалидов, должна стать ориентированность на приобретение и использование клиентом навыками социальной самозащиты.
Согласно статье 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальное сопровождение представляет собой оказание содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам [59].
Сопровождение - это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Социальное сопровождение семей с детьми - это комплексная система социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемая в рамках деятельности служб социального сопровождения семей, создание условий для ресурса развития и саморазвития семьи и личности [59].
Цель социального сопровождения, независимо от того, в рамках какой возрастной и иной социальной группы оно производится, является единой, это преодоление сложных жизненных трудностей, а также стремление к уменьшению негативных последствий или полное решение проблем отдельного гражданина или широкой социальной группы [59].
При комплексном социальном сопровождении решаются следующие задачи:
? адаптация получателя социальных услуг к реальным условиям его жизнедеятельности;
? реабилитация и выведение получателя социальных услуг из кризисных ситуаций;
? повышение социального статуса получателя социальных услуг;
? нормализация отношений и утверждение себя в социуме;
? восстановление здоровья, избавление от вредных привычек;
? создание условий для самореализации получателя социальных услуг в семье и обществе.
Социальное сопровождение включает в себя задачу о том, чтобы семья, воспитывающая ребёнка инвалида, смогла обходиться без этой помощи и без социального сопровождения, что и считается основным критерием профессионального успеха.
Под инновационными технологиями социального сопровождения можно понимать инновационную деятельность, в результате которой создаются и материализуются нововведения общества, инициативы, вызывающие качественные изменения в разных сферах жизни получателей социальных услуг, рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов.
Внедрение социального сопровождения семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в субъектах Российской Федерации на основе:
? разработки и утверждения нормативных и информационно-методических документов и материалов, обеспечивающих внедрение нового вида помощи с учетом региональной специфики;
? обеспечения эффективных изменений в системе социальной поддержки семей с детьми-инвалидами посредством институционализации социального сопровождения семей с детьми [70];
? создания условий для формирования устойчивой продуктивной модели внутриотраслевого и межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению таких семей с детьми.
Внедрение социального сопровождения семей с детьми-инвалидами осуществляется по следующим направлениям деятельности:
? разработка региональных модельных программ социального сопровождения семей с детьми-инвалидами;
? разработка и утверждение нормативных документов, обеспечивающих внедрение социального сопровождения семей с детьми-инвалидами [70];
? отработка механизмов межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия по обеспечению социального сопровождения семей с детьми-инвалидами, в том числе регламентов;
? определение критериев (показателей) нуждаемости семей с детьми-инвалидами в оказании им помощи через социальное сопровождение;
? выявление семей с детьми-инвалидами, проведение необходимых процедур для принятия решений о предоставлении им социального сопровождения;
? создание (модернизация) информационных ресурсов, позволяющих аккумулировать данные о семьях с детьми-инвалидами, находящихся на социальном сопровождении, в целях обеспечения эффективного межведомственного взаимодействия, координации работы по выполнению индивидуальных программ сопровождения, оценки эффективности помощи и др.;
? мониторинг жизнедеятельности семей с детьми-инвалидами, качества и результативности предоставляемой им помощи в виде социального сопровождения.
Семья является полноправным участником процесса реабилитации ребенка. Главная задача - минимальное вмешательство в жизненное пространство семьи, стимулирование ее активности, вовлечение членов семьи в самостоятельное решение собственных проблем, повышение их социальной ответственности. Одной из главных задач современной социальной политики является улучшение качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов, через повышение реабилитационного, интеграционного и коммуникативного потенциала таких семей, качества и уровня доступности предоставляемых им социальных услуг.
Одним из вариантов решения данной задачи является развитие информационных технологий в рамках программ социального сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов [70].
Целью оказания дистанционной консультативно-методической помощи семьям, воспитывающим детей - инвалидов, является увеличение количества семей данной категории, преодолевших социальную беспомощность и изолированность; повышение уровня доступности социальных услуг.
Так, в Вологодской области на базе муниципального бюджетного учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» в кабинете дистанционного консультирования предусмотрены два функциональных блока: консультационный, который оборудован офисной мебелью, ноутбуком с web-камерой и соответствующим программным обеспечением, многофункциональным устройством, факсом, и активационный, в котором размещены реабилитационное оборудование и спортивный инвентарь (детские тренажеры, массажные мячи, мягкие модули и др.) для организации процесса дистанционного консультирования с применением оборудования. Активационный блок применяется также для занятий ЛФК. С целью организации консультирования вне таких кабинетов (по месту проживания семьи, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и др.) дополнительно приобретен ноутбук с web-камерой и соответствующим программным обеспечением [70].
Отработана система по предоставлению дистанционных услуг семьям, воспитывающим детей-инвалидов, проживающим в муниципальных районах Вологодской области. Создан банк данных семей, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте от рождения до 18 лет, на основе сведений, полученных из управлений социальной защиты населения муниципальных районов; организовано дистанционное диагностическое обследование социального развития детей, а также психоэмоционального состояния родителей (по запросу родителей); оказываются дистанционные консультативные услуги, которые включают в себя разовые консультации для детей и родителей (об особенностях и перспективах развития и воспитания детей-инвалидов); осуществляется дистанционное обучение родителей методам и приемам проведения развивающих занятий с детьми; проводятся тематические горячие линии (по проблемам детско-родительских отношений, оказанию психолого-педагогической поддержки родителям, оформлению жилищных субсидий, компенсаций по уходу за ребенком-инвалидом, получению других социальных услуг).
Технология дистанционного консультирования предусматривает и профессиональную поддержку участковых социальных работников комплексных центров социального обслуживания пяти территорий области через оказание дистанционных консультативных услуг для специалистов. Такое консультирование осуществляется по запросу участковых социальных работников на разных этапах реализации программы сопровождения семьи, а также с целью отслеживания эффективности предоставляемых социальных услуг семьям.
Учитывая новые тенденции в развитии системы социального обслуживания населения, внедрение института социального сопровождения участковыми социальными работниками семей, имеющих детей-инвалидов, необходимо отметить следующие изменения. На территории муниципальных образований субъекта Российской Федерации создается единая служба, обеспечивающая сопровождение семей, нуждающихся в социальной помощи. Работники, осуществляющие социальное сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов, включаются в состав участковой социальной службы. Структурно специалисты по социальному сопровождению семей с детьми-инвалидами могут входить в состав отделений реабилитации детей-инвалидов комплексных центров социального обслуживания населения [70].
Участковая социальная служба призвана осуществлять деятельность по раннему выявлению случаев семейного неблагополучия, детей-инвалидов, социальному сопровождению семей с такими детьми и оказанию своевременной и комплексной поддержки семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи.
Организация работы с семьями, воспитывающими детей - инвалидов, имеющими признаки семейного неблагополучия, осуществляется во взаимодействии со специалистами органов и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образовани я, культуры и спорта.
Непосредственно в обязанности участковых социальных работников включены информационно-организационные функции. С учетом опыта работы участковых социальных служб, специалистов, обеспечивающих социальное сопровождение семей, имеющих детей-инвалидов, сложился определенный механизм работы участковых социальных работников по социальному сопровождению.
Раннее выявление семей, воспитывающих детей-инвалидов, имеет своей целью минимизацию негативных последствий для семьи, связанных с инвалидизацией ребенка, профилактику инвалидизации ребенка и оказание своевременной комплексной помощи для преодоления трудной жизненной ситуации с учетом индивидуальных потребностей. Выявление семей, нуждающихся в социальном сопровождении, и максимальное удовлетворение потребностей семей с детьми-инвалидами осуществляются через развитие межведомственного, межсекторного и межотраслевого взаимодействия [70] .
Важнейшим механизмом, обеспечивающим возможность решения трудной жизненной ситуации семей, имеющих детей - инвалидов, является организация межведомственного взаимодействия. В этой связи показателен опыт Псковской области в рамках развития региональной системы социальной поддержки семей и детей.
В целях оказания необходимого содействия семье, воспитывающей ребенка-инвалида, по реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации (далее - ИПР), выданной ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Псковской области», приказом Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 30 ноября 2012 г. № 430 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по координации мероприятий по реализации ИПР ребенка-инвалида и оказанию необходимого содействия ребенку-инвалиду.
Государственная функция осуществляется непосредствененно через территориальные управления г. Пскова и Великие Луки или уполномоченные учреждения – центры социального обслуживания. В соответствии с достигнутой договоренностью с федеральным учреждением медико-социальной экспертизы указанные органы и учреждения утверждаются ответственными в ИПР за реализацию мероприятий социальной реабилитации детей-инвалидов. Они самостоятельно определяют и направляют ребенка - инвалида в соответствующие учреждения для прохождения социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической, социокультурной, социально-бытовой реабилитации, участия в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях [70]. Выстроенная модель работы направлена на раннее выявление и профилактику социального неблагополучия в семье, своевременное оказание необходимой помощи, привлечение специалистов различных ведомств и организаций для успешного преодоления трудной жизненной ситуации, повышение доступности и качества социальной помощи, переход от заявительного принципа оказания услуг к выявительному [8, с. 62].
Деятельность носит превентивный характер в вопросах разрешения семейных проблем. Взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований области, учреждениями здравоохранения, образования, занятости, культуры, физической культуры и спорта, органами внутренних дел строится на договорных основах. В многостороннем договоре оговариваются зоны ответственности каждой из сторон по реализации общей цели - оказания комплексной, квалифицированной, эффективной помощи семьям и детям. Данные подходы позволяют выявлять основные проблемные направления, способствуют составлению планов работы и определению эффективности проводимых мероприятий [70].
В ряде субъектов Российской Федерации, реализующих программы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, используется технология картографирования ресурсов территории для организации службы социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов (Новосибирская область, Псковская область и др.).
Картографирование ресурсов территории службы сопровождения семей - это метод, с помощью которого изучается и отображается инфраструктура учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности, расположенных на территории и способных оказывать различные услуги семьям с детьми-инвалидами.
Цель картографирования - подготовка социального паспорта территории, закрепленной за службой сопровождения семьи.
Задачи: изучение социально-демографических характеристик территории и их динамики; изучение инфраструктуры (ресурсов) территории; определение перечня учреждений, организаций, отдельных специалистов, которых можно привлечь к процессу оказания услуг сопровождения семьи; подготовка и согласование социального паспорта территории; мониторинг процессов, происходящих на территории, и внесение (с определенной периодичностью) необходимых изменений в социальный паспорт территории. Для удобства работы территория службы сопровождения разбивается на несколько участков. Под участком в данном случае понимается территория с обозначенными границами: микрорайон города, сельское поселение, территория избирательного участка и т. п. В процессе картографирования информация, полученная на каждом из участков, обобщается и в дальнейшем используется для подготовки социального паспорта территории. Так, например, в процессе картографирования ресурсов Псковской области ее территория (кроме г. Пскова и Великие Луки) была разбита на 240 участков, за каждым из которых был закреплен специалист по социальной работе (участковый социальный работник), который и осуществлял картографирование своего участка. При этом используются данные органов статистики, занятости, ЖКХ, ЗАГС, реестры получателей пособий, пенсий, социальных выплат, данные, собранные в ходе непосредственных визитов в семьи, и т. п [70].
В течение длительного времени в ряде субъектов Российской Федерации активно применяется технология домашнего визитирования семей, имеющих детей-инвалидов. Цель первого визита в семью - привлечение семьи с ребенком-инвалидом или ребенком с ограниченными возможностями здоровья к практическому сотрудничеству. На этом этапе специалисту по социальной работе (участковому социальному работнику), который будет сопровождать семью в дальнейшем, необходимо решить несколько задач:
1) установить определенные отношения с родителями, другими членами семьи, с возможно более широким кругом людей, образующих социальную сеть семьи; в центре этих отношений должны находиться благополучие, безопасность, и эмоциональная защищенность ребенка;
2) определить и понять проблемы, присущие данному случаю, и выявить собственные ресурсы семьи для их решения; очень важно, чтобы специалист и члены семьи пришли к полному взаимопониманию имеющихся проблем и ресурсов [70].;
3) предложить семье помощь в осуществлении перемен, которые позволят решить проблемы;
4) установить контакт, снять страх и напряженность у семьи.
Цель технологии «Служба домашнего визитирования» [70] - повышение социальной адаптированности семей с детьми-инвалидами посредством социального сопровождения при непосредственном участии семьи, местного сообщества. Помощь оказывается семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте от 0 до 18 лет, в том числе не имеющих возможности получать социальную помощь в учреждениях в условиях стационара или полустационара.
Содержание работы включает: формирование банка данных детей, не получающих реабилитационные услуги или получающих реабилитацию в недостаточном количестве; выявление детей и семей, нуждающихся в индивидуальной помощи и реабилитации на дому; подбор и подготовку специалистов для оказания услуги «Социальное сопровождение семей с детьми-инвалидами» с использованием технологии «Служба домашнего визитирования»; обучение специалистов технологии CBR (обучение в обществе для людей с умственными и физическими ограничениями) - основной технологии службы домашнего визитирования; организацию межведомственного взаимодействия; создание и организацию работы местного реабилитационного комитета; социальное сопровождение ребенка с ОВЗ и членов его семьи; создание и реализацию индивидуальной программы помощи и реабилитации; обучение членов семьи ребенка с ОВЗ методам абилитации и реабилитации в естественной среде, навыкам домашнего тренера; привлечение местного сообщества, социальных волонтеров к помощи и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья; организацию творческой реабилитации [70] детей с ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения программы подготовки социальных волонтеров. [8, с. 68].
В Курской области на базе комплексных центров социального обслуживания населения организована единая служба специализированного патронажного обслуживания семей, воспитывающих детей -инвалидов.
Основной задачей патронажной службы является оказание комплекса социальных услуг, направленных на развитие реабилитационного потенциала детей-инвалидов, их интеграцию в среду сверстников и социальную поддержку членов их семей, включающего:
? содействие в получении семьями предусмотренных законодательством социально-бытовых услуг;
? содействие в направлении в специализированные учреждения здравоохранения, на санаторное лечение, в стационарные учреждения социального обслуживания;
? помощь в уходе за детьми;
? помощь в организации предоставления услуг предприятиями торговли, социально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению;
? помощь в организации внешкольного (при необходимости) образования, налаживании учебного процесса, реализации программ игротерапии, обучении родителей основам реабилитации детей в домашних условиях;
? содействие родителям в налаживании быта детей с учетом их физического и психического состояния;
? сопровождение детей вне дома, предоставление транспорта для поездки детей на лечение, обучение, для участия в культурных мероприятиях;
? привлечение членов семей к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, психологических тренингах по снятию психотравмирующих ситуаций в семье, выработке умения и навыков социальной адаптации к сложившейся ситуации;
? подготовку и проведение мероприятий по организации досуга детей вместе с родителями.
Эффективной технологией, используемой при реализации программ социального сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов, является технология организации службы персоналъных помощников «Интеграционный консультант». Эта технология разработана ГАУ «Московский научно-практический центр реабилитации инвалидов вследствие детского церебрального паралича» Департамента социальной защиты населения г. Москвы.
Технология прошла апробацию и внедрение в ряде субъектов Российской Федерации (Астраханская, Архангельская области и др.), одобрена и рекомендована к массовому тиражированию при работе с семьями, воспитывающими детей-инвалидов АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» [70].
Служба персональных помощников «Интеграционный консультант» - это новая организационная форма взаимодействия специалистов органов государственной власти, государственных и иных учреждений и организаций, работающих в сфере реабилитации инвалидов, и самих инвалидов с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности, обеспечивающая условия для предоставления равного с другими категориями инвалидов доступа к медико-социальной реабилитации, поддержания и укрепления здоровья всех субъектов реабилитационного процесса (самих инвалидов, их законных представителей и членов семей).
Основными целями создания службы персональных помощников являются:
? организация комплекса мер, обеспечивающих оперативный доступ лицам с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности (независимо от возраста) к реабилитационным и иным услугам, а также улучшение качества их жизни;
? создание эффективных механизмов социального партнерства между некоммерческими организациями и органами социальной защиты населения г. Москвы в сфере социальной адаптации инвалидов с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности для достижения ими возможно полной интеграции в общество.
Служба персональных помощников решает следующие основные задачи:
? подготовить с привлечением квалифицированных специалистов инвалидов, имеющих тяжелые ограничения жизнедеятельности, а также членов их семей к правильному осознанию и пониманию проблем, возникающих в связи с инвалидностью;
? проинформировать инвалидов и членов их семей об установленных государственных гарантиях, порядках их предоставления и помочь определить пути решения возникающих у них проблем через государственные или общественные структуры [70];
? помочь выявить проблемы семьи, возникающие в связи с инвалидностью, и обеспечить представление интересов инвалидов в органах государственной власти и иных организациях, уполномоченных на работу с инвалидами;
? осуществить передачу информации об инвалидах, нуждающихся в реабилитации и адаптации среды жизнедеятельности, в органы исполнительной власти и другие организации в соответствии с их компетенцией для организации адекватного реагирования;
? осуществить координацию деятельности уполномоченных органов и организаций в целях решения проблем;
? научить инвалидов с участием профильных специалистов преодолевать имеющиеся недостатки, обучить пользованию бытовыми приборами и специальными вспомогательными техническими устройствами;
? сформировать у инвалидов с участием профильных специалистов позитивные установки на активное участие в социальной и трудовой деятельности, на возможно независимую жизнедеятельность;
? обеспечить установочный (вводный) индивидуальный активный реабилитационный патронаж инвалида на срок от 6 до 12 месяцев (в зависимости от тяжести ограничений жизнедеятельности и реабилитационных возможностей лица) [70].
Успешную реализацию этих задач обеспечивают следующие команды специалистов: