Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методика изучения уравнений в курсе математики 5-6 классов

kisssaaa0721 288 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 24 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.09.2021
Объект исследования: процесс обучения уравнениям учащихся 5-6 классов основной школы. Предмет исследования: пути, средства и формы использования методики обучения уравнениям учащихся 5-6 классов основной школы. Цель исследования: выделить свойства, методы решения уравнений в 5-6 классах основной школы. Для достижения поставленной цели, необходимо было решить следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме исследования; 2. Рассмотреть теоретические основы изучения уравнений в школьном курсе математики; 3. Разработать методические рекомендации к решению уравнений в 5-6 классах основной школы. Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; анализ программ, учебников и методических пособий по алгебре для учащихся 5-6 классов.
Введение

Одно из центральных мест в курсе алгебры основной школы занимает линия уравнений. На ее изучение отводится немного времени. Но при этом она богата по содержанию, по способам и приемам решение уравнений, по возможности ее применения при изучении ряда других тем школьного курса алгебры. Уравнения широко используются в различных разделах не только математики, но и других наук, а также в решении разнообразных прикладных задач. В школьном курсе при изучении математики уравнения могут быть использованы как эффективное методическое средство для закрепления, углубления, повторения и расширения теоретических и практических знаний, для развития творческой математической деятельности учащихся.[6] Необходимо отметить, что, несмотря на регулярное включение в последние годы соответствующих математических заданий в материалы выпускных и вступительных экзаменов, изложение данных вопросов в учебной литературе еще не нашло своего удовлетворительного методического решения. Актуальность данной темы состоит в том, что анализируя экзаменационные работы по математике, можно сделать вывод, что общеобразовательная подготовка выпускников, показавших удовлетворительный результат, характеризуется фрагментарностью, несформированностью системы основных знаний и умений, которая приходится на 5-6 классы основной школы. Проблема исследования возникла из противоречий между недостаточной разработанностью проблемы в методике обучения математике и практической потребностью эффективного использования уравнений в процессе формирования алгебраических понятий у учащихся 5-6 классов основной школы.
Содержание

Введение 3 1 Теоретические аспекты обучения решению уравнений учащихся 5-6 классов 5 1.1 Основные понятия линии уравнений 5 1.2 Этапы изучения линии уравнений в основной школе 9 2 Методические аспекты изучения линии уравнений учащимися основной школы 12 2.1 Специфика изучения линии уравнений в школьном курсе математики в 5-6 классах 12 2.2 Методические аспекты изучения линии уравнений в 5-6 классах на уроках математики 14 Заключение 22 Список использованных источников 23
Список литературы

1. Александрова, Н. В. История математических терминов, понятий, обозначений : словарь-справочник / Н. В. Александрова. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 248 с. 2. Большая советская энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. – М. : Сов. Энциклопедия, 1972. – Т. 10. – Ива-Италики. – 592 с. 3. Буцко, Е. В. Математика : 5 класс : методическое пособие / Е. В. Буцко, А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир – М. : Вентана-Граф, 2012. – 55 с. 4. Буцко, Е. В. Математика : 6 класс : методическое пособие / Е. В. Буцко, А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский и др. – М. : Вентана-Граф, 2016. – 288 с. : ил. 5. Виленкин, Н. Я. Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбург. – 31-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2013. – 280 с. : ил. 6. Виленкин, Н. Я. Математика. 6 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбург. – 30-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2013. – 288 с. : ил. 7. Виноградова, Л. В. Методика преподавания математики в средней школе : учеб пособие / Л. В. Виноградова – Ростов-н/Д. : Феникс, 2005. – 252 с. 8. Выговская, В. В. Поурочные разработки по математике : 6 класс. – М. : ВАКО, 2011. – 544 с. – (В помощь школьному учителю) 9. Депман, И. Я. Из истории математики / И. Я. Депман. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : УРСС, 2010. – 152 с. 10. Журавлева, О. Н. Исторический подход в обучении математике : учеб. пособие для студентов бакалавриата высших учебных заведений по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Математика») / О. Н. Журавлева ; Мордов. Гос. Пед. Ин-т. – Саранск, 2013. – 165 с. 11. Зубарева, И. И. Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 14-е изд., испр. и доп. – М. : Мнемозина, 2013. – 270 с. : ил. 12. Зубарева, И. И. Математика. 6 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 8-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2009. – 264 с. : ил. 13. Зубарева, И. И. Математика. 5-6 классы : методическое пособие для учителя / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 3-е изд., испр. – М., 2008. – 104 с. : ил. 14. Иванова, Т. А. Теория и технология обучения математике в средней школе : уч. пособ. для студ. матем. спец. пед. вузов / Т. А. Иванова, Е. Н. Перевощикова, Л. И. Кузнецова [и др.]; под ред. Т. А. Ивановой. – Н. Новгород : НГПУ, 2009. – 355 с. 15. Капкаева, Л. С. Лекции по теории и методике обучения математике. Частная методика : учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов : в 2 ч. Ч. 1 / Л. С. Капкаева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2009. – 262 с. 16. Малыгин, К. А. Элементы историзма в преподавании математики в средней школе : метод. пособие / К. А. Малыгин. – 2-е изд. – М. : Учпедгиз, 1963. – 244 с. 17. Мерзляк, А. Г. Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 304 с. : ил. 18. Мерзляк, А. Г. Математика. 6 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 304 с. : ил. 19. Оганесян, В. А. Методика преподавания математики в средней школе. Частная методика / Ю. М. Колягин, В. А. Оганесян, Г. Л. Луканкин. – М. : Просвещение, 1977. – 480 с. 20. Попова, Л. П. Поурочные разработки по математике к УМК Н. Я. Виленкина и др. (М. : Мнемозина). 5 класс / Л. П. Попова – М., 2017. – 445 с. 21. Рогановский, Н. М. Методика преподавания математики в средней школе : учеб. пособие : в 2 ч. / Н. М. Рогановский, Е. Н. Рогановская. – Могилея : УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2011. – Ч. 2 : Специальные основы методики преподавания математики (частные методики). – 388 с. : ил. 22. Саранцев, Г. И. Как сделать обучение математике интересным : кн. для учителя / Г. И. Саранцев. – М. : Просвещение, 2011. – 160 с. 23. Саранцев, Г. И. Методика обучения математике : методология и теория : учеб. пособие для студентов бакалавриата высших учебных заведений по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Математика») / Г. И. Саранцев. – Казань : Центр инновационных технологий, 2012. – 292 с.
Отрывок из работы

1 Теоретические аспекты обучения решению уравнений учащихся 5-6 классов 1.1 Основные понятия линии уравнений Понятие уравнения относится к важнейшим математическим понятиям. Именно поэтому трудно дать его определение, одновременно и строгое с формальной точки зрения, и доступное для учащихся, которые приступают к овладению школьным курсом алгебры. Приведем примеры некоторых определений. Определение 1 (логико-математическое определение уравнения). Пусть на множестве М зафиксирован набор алгебраических операций, x – переменная на М; тогда уравнением на множестве М относительно x называется предикат (т. е. предложение с переменной) вида а (x) = b (x), где а (x) и b (x) – термы (выражения) относительно заданных операций, в запись которых входит символ x. Аналогично определяется уравнение от двух переменных и т. д. Определение 2. Предложение с переменной, имеющее вид равенства между двумя выражениями с этой переменной, называется уравнением. Анализируя приведенное математическое определение уравнения можно выделить в нём два компонента: первый компонент (уравнение – это предикат) – смысловой, он важен для уяснения понятия корня уравнения; второй компонент – знаковый (уравнение – это равенство, соединяющее два терма) – относится к формальным особенностям записи, изображающей уравнение. Он важен, когда запись уравнения подвергается различным преобразованиям: часто такие преобразования производятся чисто механически: без обращения к их смыслу. Определение 3. Равенство с переменной называется уравнением. Значение переменной, при котором равенство с переменной обращается в верное числовое равенство, называется корнем уравнения. Определение 4. Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой, называется уравнением. Здесь же вводятся понятия левой и правой частей уравнения и его корня. Корнем уравнения называется то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство. Этот способ введения соответствует ещё одному компоненту понятия уравнения – прикладному. Помимо выделенных компонентов понятия уравнения (смыслового, знакового, прикладного) в школьной математике большую роль играет компонент, при котором уравнение трактуется как равенство двух функций. Его роль проявляется в изучении графического метода решения уравнений. Однако в большинстве действующих учебниках алгебры этот компонент не кладется в основу определения уравнения. Определение 5. Буквенное равенство, которое не обязательно превращается в верное численное равенство при допустимых наборах букв, называется уравнением. В основу этого определения положено противопоставление тождества и уравнения. Таким образом, при освоении понятия уравнения необходимо использовать термины «уравнение», «корень уравнения», «что значит решить уравнение». В определении понятия уравнения используется один из двух терминов: «переменная» или «неизвестное». Различие между ними состоит в том, что переменная пробегает ряд значений, не выделяя ни одного из них специально, а неизвестное представляет собой буквенное обозначение конкретного числа (поэтому этим термином удобно пользоваться при составлении уравнений по текстовым задачам). Вопрос о выборе одного из них в школьной практике в настоящее время окончательно ещё не решён. Выбор одного из них влечет за собой различия в нахождении корней уравнения. Так, с термином «переменная» связана операция подстановки числа вместо буквы, поэтому в уравнение а (x) = b (x) можно подставлять вместо x конкретные числа и находить среди них корни. Термин же «неизвестное» обозначает фиксированное число; подставлять число на место буквы, обозначающей неизвестное, поэтому нелогично. Нахождение корней уравнения а (x) = b (x) с этой точки зрения должно осуществляться с помощью действий, при которых это равенство рассматривают как верное и пытаются привести его к виду x = x0, где x0 – числовое выражение. Равносильность и логическое следование – это всё логические средства, которые используются в процессе изучения уравнений. Наиболее важным из них является понятие равносильности. Определение 6. Уравнения называются равносильными, если равносильны соответствующие предикаты, то есть если выполнены условия: области определения уравнений одинаковы и множества их корней равны. Имеются два пути установления равносильности уравнений: 1) Используя известные множества корней уравнений, убедиться в их совпадении; например, уравнения x + 1 = x + 2 и x^2+ 1 = x^2+ 2 равносильны, так как они не имеют корней. 2) Используя особенности записи уравнений, осуществить последовательный переход от одной записи к другой посредством преобразований, не нарушающих равносильности. Для большинства заданий второй путь более характерен, ведь равносильность в теории уравнений как раз и используется для того, чтобы указать конкретные правила для решения уравнений. Однако в преподавании ограничиваться им нецелесообразно, так как он относится только к практическому применению равносильности и требует первого для своего обоснования. В отношении формирования понятия равносильности и его применения к решению уравнений учебные пособия по алгебре можно разделить на две группы. К первой относятся те пособия, в которых использование равносильных преобразований основано на явном введении и изучении понятия равносильности; ко второй – те, в которых применение равносильных преобразований предшествует выделению самого понятия. Методика работы над понятием равносильности имеет при указанных подходах отличия. В связи с вопросом равносильности в изучении материала линии уравнений и неравенств можно выделить три основных этапа. Первый этап охватывает начальный курс школьной математики и начало курса алгебры. Здесь происходит ознакомление с различными способами решения отдельных, наиболее простых классов уравнений. Используемые при этом преобразования получают индуктивное обоснование при рассмотрении конкретных примеров. По мере накопления опыта индуктивные рассуждения всё чаще заменяются такими, где фактически используется равносильность, но сам термин не употребляется. Длительность этого этапа может быть различной в зависимости от методических установок учебника. На втором этапе происходит выделение понятия равносильности и сопоставление его теоретического содержания с правилами преобразований, которые выводятся на его основе. Длительность этого этапа незначительна, так как на нем происходит только выделение этого понятия и его использование на нескольких теоретических примерах. На третьем этапе на основе общего понятия равносильности происходит развертывание общей теории, и теории отдельных классов уравнений. Такой стиль характерен для курса алгебры и начал анализа. К числу неравносильных преобразований относится понятие логического следования. Логическое следование начинает применяться значительно позже равносильности и осваивается как дополнение к нему. При решении уравнений при прочих равных условиях предпочтение отдается равносильному преобразованию; логическое следование применяется лишь тогда, когда равносильного преобразования найти не удается. 1.2 Этапы изучения линии уравнений в основной школе Понятие уравнения формируется у учащихся постепенно в процессе изучения математики в средней школе. Впервые с уравнениями учащиеся знакомятся в начальных классах. Это – уравнение первой степени с одним неизвестным. Уравнение трактуется в 3 классе как равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти. Здесь же указывается, что значение переменной, при котором из уравнения получается верное равенство, называют корнем уравнения. Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что их нет). Уравнения решаются в начальных классах на основе свойств арифметических действий. Учащиеся решают их с комментированием, то есть, проговаривая выполняемые операции с известными компонентами действий. Приведем примеры (Таблица 1). Таблица 1 – Примеры уравнений и выполняемых операций № п/п Уравнение Выполняемые операции 1. х + 28 = 53 x = 53 - 28 x = 25 Неизвестно слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. 2. y – 34 = 26 y = 34 + 26 y = 60 Неизвестно уменьшаемое. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. 3. 35 – z = 19 z = 35 - 19 z = 16 Неизвестно вычитаемое. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. 4. 7 * a = 56 a = 56:7 a = 8 Неизвестен множитель. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель. Продолжение таблицы 1 5. b : 23 = 4 b = 23 * 4 b = 92 Неизвестно делимое. Чтобы найти неизвестное делимое, надо делитель умножить на частное. 6. 90 : c = 5 c = 90 : 5 c = 18 Неизвестен делитель. Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное. В курсе математики 5 класса понятие уравнения трактуется аналогично. Определение 1. Уравнением называется равенство, содержащее букву, значение которой надо найти [5]. Учащимся сообщается, что «значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство, называют корнем уравнения», приводятся примеры корней уравнений и поясняется, что значит «решить уравнение». В дальнейшем учение об уравнениях в основной школе (5 – 9 кл.) развертывается следующим образом. 5 класс – определение уравнения первой степени с одним неизвестным; правая и левая части уравнения; корень уравнения и что значит «решить уравнение». Решение уравнений осуществляется на основе зависимости между компонентами и результатами арифметических действий. 6 класс – решение уравнений с помощью переноса членов уравнения из одной части в другую с заменой знака переносимых членов на противоположный. Если до 6 класса учащиеся пользовались различными правилами: в одних случаях – правилом нахождения неизвестного слагаемого, в других – правилом нахождения неизвестного уменьшаемого, в третьих – правилом нахождения неизвестного вычитаемого и т. д., то теперь, после изучения операций над положительными и отрицательными числами, уравнения решаются одним способом. В качестве примера рассмотрим решение уравнения: 6x + 2 = 3x + 8. Перенесем слагаемое 3x из правой части уравнения в левую, а слагаемое 2 – из левой в правую: 6x – 3x = 8 – 2. Упростим левую и правую части уравнения: 3x = 6. Разделим обе части уравнения на 3, получим: x = 2. Проверка показывает, что число 2 является корнем данного уравнения. 7 класс – понятие уравнения и его корня; уравнения первой степени с одним неизвестным; решение уравнений с одним неизвестным, сводящихся к линейным; свойства уравнений; алгоритм решения уравнений, сводящихся к линейным; линейное уравнение с двумя неизвестными и его решение; график уравнения с двумя неизвестными; понятие системы двух уравнений с двумя не- 61 известными и способы её решения: способ подстановки, способ сложения, графический способ. Рассматриваются уравнения вида f (x) · g (x) = 0. В 7 классе заканчивается изучение линейной функции, линейных уравнений с одним неизвестным и систем линейных уравнений с двумя неизвестными. 8 класс – уравнения с неизвестным в знаменателе; квадратные уравнения; уравнения с параметрами. 9 класс – понятие алгебраического уравнения степени n; решение алгебраических уравнений; уравнения, сводящиеся к алгебраическим; системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными и способы их решения; иррациональные уравнения, простейшие тригонометрические уравнения. ? 2 Методические аспекты изучения линии уравнений учащимися основной школы 2.1 Специфика изучения линии уравнений в школьном курсе математики в 5-6 классах С 5 класса начинается систематическое изучение уравнений. Изучение уравнений в 5-6 классах имеет ряд отличительных особенностей: с одной стороны они рассматриваются как самостоятельные понятия, с другой стороны – ис¬пользуются как служебные единицы для решения текстовых задач и формирования вычислительных навыков. Метод введения понятия – конкретно-индуктивный. Этапы введения понятия: Отыскание ярких практических при¬меров, показывающих целесообразность данного понятия. Выявление существенных и несущест¬венных признаков данного понятия в ведение термина. Формулируется определение. Первичное (учащиеся); четкое определение(учитель); повторение определения (учащиеся). Иллюстрация понятия конкретными примерами, модели понятия. Другие возможные определения. Реализация этапов: В учебнике Н.Я. Виленкина введение понятия уравнение начинается с задачи: На одной чашке весов находится арбуз и гиря в 6кг., а на другой – гиря в 15 кг. Весы находятся в равновесии. Найти массу арбуза. Математическая модель ситуации задачи : х + 6 = 15. Существенные признаки: равенство, содержит переменную. Несущественные признаки: в какой части стоит переменная, какой буквой обозначается. Уравнение – это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти. Задания типа: Какие из выражений яв¬ляются уравнениями: «2 + 3 = 5; 2 + х = 8; 5 > 3; а + 8; 5в – 3 = 2 и т.д.?» Учащиеся могут предложить ответ: «Равенст¬во, в котором есть неизвестное число и др.» В 5-м классе уравнения решаются на множестве натуральных чисел. Как и в начальной школе – основной способ решения – на основании зависимости между результатами действий и их компонентами. Поэтому в 5-м классе рассматриваются 6 простейших видов уравнений: а + х = в; а – х = в; х – а = в; х * а = в; х : а = в; а : х = в . Образец рассуждений при решении уравнения (7 + х) - 15 = 21 (5 кл.): Неизвестная буква входит в уменьшаемое. Чтобы найти неизвестное уменьшае¬мое необходимо к разности прибавить вычитаемое: 7 + х = 21 + 15; 7 + х = 36. Теперь неизвестное входит в слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое: х = 36 – 7; х = 29. С введением десятичных дробей учащиеся решают задачи на новом число¬вом множестве: (8,5 – у) * 7,2 = 37,44 и др. После упрощения выражений вида 5х + 7х на основе распределительного закона решаются уравнения, в кото¬рых требуются такие преобразования: (27х – 16х) : 11 = 3 и др. При решении таких уравнений отрабатываются навыки выполнения тождественных преобразований. В процессе работы над понятиями «уравнение», «корень уравнения» полез¬но включать задания творческого характера. Например: «составить уравнение, корнем которого было бы число 5» или «какое число можно подставить в уравне¬ние 2х + * = 15 вместо *, чтобы число 6 было его корнем?»
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg