Глава 1. Теоретический анализ понятия образа курсового офицера в отечественной и зарубежной психологической науке.
1.1. Теоретические подходы к исследованию образа курсового офицера в отечественной и зарубежной психологии.
Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому!
Кодекс чести русского офицера.
Военная психология в странах Запада оформилась собственно, как наука в конце 19 - начале 20 вв. и в дальнейшем получила широкое развитие во многих направлениях. Исторический аспект развития зарубежной военной психологии до 70-х гг. предельно полно и глубоко раскрыт в работах Н. Феденко и других отечественных военных психологов. В силу расширения предметной области современной военной психологии и роста масштабности применения результатов военно-психологических исследований в военном деле на современном этапе видится необходимым рассмотрение основных тенденций развития современной зарубежной военной психологии. Изучение процесса подготовки ведущих капиталистических стран к войне показало, что на протяжении последних тридцати лет происходило расширение масштабов военно-психологических исследований и использование полученных результатов для повышения боеспособности армий и флотов. Такие возможности во многом определялись ускоренным развитием в странах Запада психологической науки и созданием мощной научно-технической базы.
Особенности формирования профессионализма у обучаемых военно-учебных заведений стран, входящих в НАТО свидетельствует о том, что главным направлением развития и становления курсантов как будущих офицеров-профессионалов остаётся их профессиональная подготовка в стенах военного вуза. Изучение литературы показало, что за последние десятилетия каких-либо кардинальных изменений в подготовке офицеров в указанных странах не произошло, и она остается весьма сходной с системой подготовки, существующей в настоящее время в Вооружённых силах Российской Федерации. Именно поэтому предполагается, что наибольший интерес представляют особенности формирования профессиональной ответственности у обучаемых военно-учебных заведений стран дальнего зарубежья. Как показал теоретический анализ, в настоящее время в Североатлантическом альянсе, морально-психологическая подготовка военнослужащих, воспитание обучаемых в высших учебных заведениях, происходит по определённому подобию. Однако, несмотря на объединение в военно-политическую организацию, в армиях стран - участниц блока НАТО вопросы воспитания военнослужащих регламентируются собственными нормативными актами, приказами и другими документами Министерства Обороны. Подготовка офицерских кадров в Вооруженных силах развитых зарубежных стран (США, Англии, Германии, Франции) имеет много общих черт, но также имеется своя специфика в каждой стране, свои истоки и традиции. Общим является то, что подготовка офицерских кадров как лиц, призванных занимать ключевые позиции в национальных армиях, носит организованный и целенаправленный характер. В самой системе выделяют две подсистемы: обучения и воспитания, которые взаимосвязаны и нацелены на реализацию основной цели - подготовку офицера-профессионала.
Система воспитания будущих офицеров (курсантов) в армиях этих стран включает: цели и задачи воспитания, субъекты, объекты, содержание, направления воспитания, формы, методы и средства воспитания; а также результат, методы контроля и корректировки образовательного процесса, субъектно-объектные отношения, структурные связи между элементами системы. Анализ теории и практики подготовки офицеров в военных вузах иностранных армий показывает, что термин "образование", как правило, в них не используется. В авторском понимании "воспитание" в зарубежных источниках трактуется и обозначается такими категориями, как: "формирование морального духа", "индоктринация", "внутреннее лидерство", "традиционные военные ценности", "политическое воспитание" и др. В главном содержание воспитания будущих офицеров в армиях этих стран совпадает. В самом содержании выделяются направления воспитания: патриотическое, государственно-правовое, воинское, духовное (религиозное), физическое, морально-психологическая подготовка, организация здорового образа жизни и др. Различия проявляются, прежде всего, в содержании некоторых структурных элементов системы воспитания в ввузах: субъектах воспитания, формах, методах и средствах воспитательного воздействия. Если в целом содержание воспитания в этих армиях совпадает, то приоритеты в целях и задачах существенно разнятся. Специфика обусловлена различиями в исторических традициях, месте и роли вооруженных сил в обществе, сложившемся образе жизни, способе комплектования (набора в ввузы) армии того или иного государства .
Анализ литературных источников и различных документов показывает, что в функционировании систем образования в ввузах иностранных армий прослеживаются тенденции к усилению организационного развития системы образования в целом и каждого структурного элемента в частности. Так, при обосновании целей обучения в военных учебных заведениях США Маслаку и Редуэй ввели требования к подготовке "военачальника". При анализе целеполагания в подготовке офицеров ВВС США определяются основные цели воспитания: формирование и развитие личности американского военнослужащего как гражданина - патриота Соединенных Штатов и как профессионального воина, постоянно стремящегося к самосовершенствованию. Цель рассматривается ведущим системообразующим фактором в системе воспитания. В воспитательной работе Вооруженных сил США приоритетным направлением является формирование и развитие у военнослужащих военно-профессиональных качеств, чувства патриотизма, морально-этических норм поведения в воинском коллективе, закрепленных в военной присяге и этическом кодексе Вооруженных сил США .
Несколько другой подход к определению главных направлений в становлении курсантов как будущих офицеров в ввузах ВС Германии. Клаус фон Розен одной из важных проблем воспитания считает определение основных усилий при воспитании будущих офицеров на пропаганде и агитации Пропаганда особой миссии, миротворческой роли в Западной Европе («демократизм») Формирование политического проблемного сознания, готовности давать политические оценки. («реализм») Воспитание лучших представителей молодого поколения, обладающих высоким интеллектуальным потенциалом и преданных идеалам первостроителей государства. Внушение будущим офицерам представлений об их страны, как величайшей державы мира («гегемония») и её высших целей. Если цель социально значима (связь в рамках основного действия, например, по отношению к товарищу; связь с социальной организацией, например, с собственной частью, бундесвером, государством; связь с обществом в общем), то говорят о воспитании. Цель – воспитание высокой дисциплины и большой силы воли, которая, исходя из социальных отношений, желательна и осмысленна. Речь идёт о мотивации личного социального вклада в повседневную службу в мирное или военное время.
Образовательная и воспитательная работа в Вооруженных Силах строится на основе тех теоретических знаний и представлений, с которыми призывник приходит в бундесвер. Она способствует развитию сильной личности и имеет своей целью приблизить её к тому идеалу военнослужащего, который имеется в общественном сознании и требованиях высшего руководящего состава Вооружённых сил. Четко определено, что целью обучения и воспитания является формирование личности военнослужащего, который руководствуется в своих действиях высоким чувством долга. С точки зрения выполнения поставленных задач с наибольшим успехом, ведущую роль играют боевая и специальная подготовка, при этом учитываются образовательные и воспитательные цели.
Как показал анализ проведённых социологических исследований, карьера военнослужащего во Франции является в достаточной мере престижной, поскольку считается, что она обеспечивает прочность материального положения и стабильность общественного мнения. Определенное влияние на прохождение службы офицерами оказывают такие негативные явления, как протекционизм, семейственность, использование преимуществ социального положения. Эти факторы также могут негативно влиять на формирование профессиональной и личной ответственности офицеров командного звена, умение принимать решения и отвечать за их последствия. Характеризуя военную профессию, де Голль отмечал, что «требовательность по отношению к самому себе» имеет важнейшее значение, так как позволяет оценить риск, уточнить цель и добиться её достижения. Влиять на события, брать на себя ответственность за их последствия». Офицерский корпус Вооруженных сил Великобритании формируется как за счет выпускников военных училищ (кадровый офицерский состав), так и за счет выпускников гражданских вузов, с агитированных на военную службу (состав краткосрочной службы).
Помимо этих двух категорий в британской армии существует небольшая часть офицеров (около 5 %), которые начинали свою службу рядовыми и затем окончили установленные курсы переподготовки. Ядро офицерского корпуса и его наиболее привилегированную часть образуют выпускники Дартмутского военно-морского колледжа - для ВМС, Сандхерстского военного училища - для сухопутных войск. Они составляют 95 % адмиралов и генералов, и основную часть старших офицеров. Младший офицерский состав укомплектован в основном за счет офицеров краткосрочной службы (до десяти лет, но не менее трех лет в Вооруженных силах и не менее пяти лет нахождения в резерве). Это, главным образом, выпускники гражданских вузов, пришедшие на службу в Вооруженных силах по контракту (летчики, инженеры и техники, врачи, юристы, священники и др.). Военная подготовка студентов хорошо стимулируется. К льготам, помимо бесплатного обучения, относится снабжение обмундированием, а также всеми видами довольствия во время лагерных сборов и командно-штабных учений .
Разработкой военно-психологических проблем в странах НАТО в целом занимаются следующие учреждения: Управление исследований по личному составу вооруженных сил США (состоит из 7 исследовательских отделов, находящихся в пяти штатах). В управлении имеется 275 штатных сотрудников, в том числе 100 с учеными степенями. Институт ядерных и биологических исследований вооруженных сил (г. Батесда, шт. Мэриленд). Исследовательский институт (г. Денвер). Центр по изучению психологии иностранных государств (Бруклин, Нью-Йорк). Исследовательский центр систем Ханивелла (г.Минеаполис, Миннесота). Компания Перцептоника. Авиакосмическая компания Боинг (г. Сиэтл). Исследовательская корпорация КОНСАД (г.Питтсбург, Пенсильвания). Корпорация Капспан (г. Буффало, Нью-Йорк). Ассоциация прикладных наук (Форт Блисс, Техас). Служба прикладных психологических наук (г. Вэйн, Пенсильвания). Школа психологической войны (Форт Брэгг). В сухопутных войсках военно-психологические исследования проводятся в исследовательских институтах, исследовательских и медицинских центрах, специализированных лабораториях и экспериментальных частях. Ведущей научной организацией в ВВС является Ронд Корпорэйшн (г. Санта-Моника, Калифорния). Отделения размещены в Вашингтоне, на базе Райт Паттерсон (Огайо). Структурно организация состоит из 11 исследовательских отделов (1200 сотрудников). Основные научные кадры авиационных психологов сосредоточены в военном авиационном училище (г.Колорадо-Спрингс). Научные исследования здесь ведутся по специальной программе, разработанной Научно-исследовательским управлением ВВС США. Военно-психологические исследования в интересах ВМС ведутся в специальных исследовательских центрах и лабораториях. Наиболее важные исследования проводятся управлением Научно-исследовательских работ ВВС, которое состоит из 8 отделов и имеет в подчинении исследовательские центры в Чикаго, Бостоне, Паспдэне. Основная часть исследовательских работ осуществляется по контракту университетами страны.
Современное функционирование системы воспитания в вузах зарубежных армий характеризуется устойчивостью тенденций развития, что позволяет в определенной степени качественно не только решать задачи воспитания военнослужащих, но и повышать эффективность профессиональной ответственности будущих офицерских кадров.
Огромная роль в осознании необходимости создания адекватных условий для полноценного формирования русского офицера как субъекта профессиональной деятельности принадлежит психологии. В плане научного изучения проблема субъектности человека нашла свое отражение в ряде исследований отечественных и зарубежных авторов. В отечественной науке начало философско-психологического анализа проблемы субъекта и субъектности было положено С.Л. Рубинштейном (1973, 1998), Б.Г. Ананьевым (1967, 1977) и существенно развито представителями субъектно-детельностного подхода (К.А. Абульханова, 1991, 2001; А.В. Брушлинский, 1992, 2003).
В настоящее время продолжается активное исследование механизмов и закономерностей развития человека как субъекта деятельности, общения, познания, взаимосвязей и соотношения личностных и субъектных характеристик (К.А.Абульханова, 1991, 2002; Л.И.Анцыферова, 2000; А.А.Бодалев, 1998; Л.И. Божович, 1968; Л.А. Головей, 1997; А.А.Деркач, 2001; Д.Н.Завалишина, 2004; В.Т.Кудрявцев, 1998; Е.А.Сергиенко, 1997; В.И.Слободчиков, 1994; Д.И.Фельдштейн, 1969, 1996; Г.А.Цукерман, 1993; и др.). Предметная область психологии субъектности находит свое отражение в исследованиях: структурных элементов субъектного опыта (А.К. Осницкий, 1996); закономерностей личности как субъекта понимания (В.В. Знаков, 1996); феномена субъективности в психологии личности (В.А. Петровский, 1994); механизмов и факторов субъектной регуляции познавательной деятельности и мыслительной активности (М.И.Воловикова, 2002; Т.В.Корнилова, 1999; А.М.Матюшкин, 2003; В.В.Селиванов, 2001; О.К.Тихомиров, 1984; Э.Д.Телегина, 1994; и др.); системном рассмотрении функционирования интеллектуальных (М.А.Холодная, 1990) и сенсорно-перцептивных процессов (В.А. Барабанщиков, 2006; А.А.Митькин, 1985; и др.); субъектной трактовки функционирования и развития способностей (В.Д. Шадриков, 1996; В.Н. Дружинин, 1999); взаимодействии различных уровней отражения, форм сознания в формировании субъектности (Е.В. Улыбина, 2001). Обосновывается существование субъектного взаимодействия между человеком и природой в рамках экопсихологии (С.Д.Дерябо, 2002; В.А.Ясвин, 1999). Исследуются закономерности функционирования группового субъекта в современных условиях (А.Л. Журавлев, 2002).
Имеется значительное число работ, посвященных теоретической разработке проблемы профессионального развития человека как субъекта различных видов деятельности и проявлений субъектности представителей различных профессий. К их числу относятся работы В.А. Бодрова (2001), Е.Н.Волковой (1998), Л.Г.Дикой (2003), А.В.Зеер (2005), Е.А.Климова (1998), Н.А. Коваль (1997), Б.Ф.Ломова (1984), А.К.Марковой (1996), Т.Л.Мироновой (1999), Л.М.Митиной (1998), К.К.Платонова (1952), Ю.П.Поваренкова (1999), Е.С.Романовой (1992), А.Т.Ростунова (1982), В.А. Сонина (1998), Ю.К. Стрелкова (1992), С.И.Съедина (1984), В.Д.Шадрикова (1996) и других авторов.
В военной психологии офицер, как объект исследования, изучался различными авторами в контексте решения следующих проблем:
- выявление механизмов и факторов совершенствования профессиональной и психологической подготовки офицеров, формирование профессионально важных качеств, освоение ими профессиональной деятельности (Н.В.Борисенко, 1994; Г.А.Волковицкий, 1994; В.В.Дударев, 1992; Л.Ф.Железняк, 1982; С.И.Жуковский, 1998; Л.А. Кандыбович, 1982; А.М.Комиссаров, 1987; П.А.Корчемный, 1990; В.Л.Марищук, 1982; В.Г. Михайловский, 1995; С.Б.Наседкин, 1997; В.Ф.Перевалов, 1995; В.А.Пономаренко, 1992, 1997, 2000; В.С.Торохтий, 1990; М.Ф.Секач, 1999; А.А.Тыртышный, 2000; А.В. Саватеев, 2001; И.Б. Субботин, 2004; В.В.Сысоев, 1989; С.А.Федоренко 1998; и др.);
- организация психологического обеспечения профессиональной деятельности офицеров (Д.В.Гандер, 1997; А.Г.Караяни, 1998; Н.Д. Лысаков, 2002; А.Г.Маклаков, 1996; В.Н.Селезнев, 1997; В.Т.Юсов, 1984; и др.);
- организация психологической помощи, ориентированной на профилактику и преодоление у офицеров негативных состояний и расстройств, обусловленных особенностями профессиональной деятельности (В.Д.Булавцев, 1994; В.И.Буянов, 1996; К.К.Платонов, 1952; В.Е. Попов, 1992; Т.А.Семикина, 1990; Сечко А.В., 2006; А.Н.Харитонов, 1996; и др.);
- оптимизация социально-психологических условий, влияющих на профессиональную успешность офицеров, как субъектов совместной деятельности и общения (А.Я.Анцупов, 1993; А.В.Булгаков, 2000; А.И.Гончаров, 1991; В.В.Девятко, 1990; В.В. Ковалев, 2002; Ю.И.Мягков, 1994; А.В. Носов, 2004; О.В.Томашко, 1978; А.И.Шипилов, 2000; и др.);
- выявление психологических особенностей различных видов профессиональной деятельности офицеров и обоснование психологических факторов ее эффективности (А.И.Алехнович, 1978; И.Ф. Баширов, 2006; А.В. Белоусов, 2006; К.И. Вайсеро, 2003; Ю.А.Елбаев, 1991; Г.В.Гнездилов, 1989; А.С.Гордеев, 1999; Т.Т.Джамгаров, 1971; В.Т.Доценко, 1997; В.Н.Дружин, 1998; С.Л. Кандыбович, 2000; А.И.Китов, 1974; Л.Г.Лаптев, 1995; Е.С.Лахманский, 1997; Г.В.Ложкин, 1986; Н.И.Луганский, 1983; Т.В.Маркелова, 2000; Ю.К. Стрелков, 1992; И.В. Сыромятников, 1997; И.В. Сысоев, 2001; А.Н.Тарасов, 1990; Э.П.Утлик, 1996; Б.Я.Шведин, 1984; и др.).
Отмечая, имеющиеся на сегодняшний день исследования проблемы субъектности, следует отметить, что в настоящее время сформулированы лишь общие концептуально-методологические предпосылки, позволяющие приступить к всестороннему изучению данного феномена. Нуждается в уточнении соотношение таких категорий и понятий, как «субъект», «субъектность», «личность», «субъективность» и др. Требует осмысления, адекватной понятийной интерпретации и эмпирической операционализации сама категория «профессиональная субъектность», что позволит осуществить ее сущностное и феноменологическое разграничение с другими категориями.
Следует признать, что задача раскрытия педагогических механизмов личностно-профессионального развития курсовых офицеров в военных вузах России не нашла своего решения: исследований, направленных на изучение условий, способствующих личностно-профессиональному развитию курсовых офицеров в вузах России и повышению уровня их профессионально-педагогической компетентности, напрямую влияющего на качество подготовки курсантов, не проводилось.
Таким образом применительно к профессиональной деятельности курсового офицера, имеющиеся в психологии исследования, в основном затрагивали лишь те аспекты, которые касались выявления психологических предпосылок успешного освоения нормативных требований профессии, определения взаимосвязи ряда личностных качеств с эффективностью деятельности. Вольно или невольно парадигма соответствия внешней норме нашла закрепление в формировании сугубо исполнительского типа мышления и поведения значительной части офицеров, применении соответствующих, репродуктивно ориентированных технологий в образовательной практике военных вузов. В то же время проблема «обратного» влияния на профессию, ее развитие за счет субъектного вклада курсового офицера оставалась вне рамок интереса психологов-исследователей. Такое положение отражается на отсутствии адекватных, научно обоснованных технологических подходов, позволяющих эффективно реализовывать задачу формирования личности руководителя как субъекта собственного профессионального развития и профессиональной деятельности.
1.2. Психологические особенности служебной деятельности курсового офицера военных вузов.
В современной психологии профессионализм рассматривается как психологическая составляющая того, что должно быть сформировано в ходе учебного процесса в военном вузе. Дальнейшая работа офицера с личным составом предполагает совершенствование и развитие тех профессиональных качеств, которые обеспечивают работу офицеров по воспитанию и обучению подчиненных.
Деятельность офицера представляет собой общественно необходимое занятие, связанное с осуществлением особо сложных и ответственных служебных функций. Его подготовка осуществляется в особых военных учебных заведениях и на военных кафедрах при гражданских вузах. С психологической точки зрения итогом такого обучения должно стать возникновение у обучаемого первичного образа профессиональной деятельности. В дальнейшем в ходе практической деятельности офицера происходит процесс развития профессионализма .
Центральный вопрос, на который пытается найти ответ любой профессионал, — это вопрос о том, насколько успех его деятельности зависит от него самого. Обусловлен данный вопрос тем, что профессия - это устойчивое социальное образование. Оно выражается в системе определенных способов и норм деятельности, которые имеют исторические корни, закреплены в определенных средствах деятельности и получили признание в общественном сознании.
От уровня культуры взаимоотношений зависят сплоченность воинских коллективов, поддержание в них уставного порядка, соблюдение требований воинской дисциплины, единоначалия и субординации, поэтому вопросам воинского этикета и культуры поведения военнослужащих уделяется много внимания в современной армии и на флоте. Для успешной учебы и работы курсантского коллектива немаловажное значение имеют сложившиеся в нём взаимоотношения. Взаимные антипатии и симпатии, эмоциональность и интенсивность контактов, и иные формы взаимодействия по-разному влияют на эффективность взаимоотношений и культуру общения в курсантском коллективе.
Устойчивый интерес к военной профессии, как правило, перерастает в склонность, проявляющуюся в виде постоянного стремления к совершенствованию знаний по всей воинской специальности. Склонность предполагает также способности, позволяющие успешно овладеть военной профессией. В ходе деятельности по избранной специальности у курсанта формируются военно-профессиональные идеалы, в роли которых могут быть высокие нравственные и профессиональные качества или конкретный офицер, носитель этих качеств .
Психологическими условиями эффективного формирования военно-политических и профессиональных убеждений являются: ясное и глубокое понимание курсантом общественной и личной значимости политических знаний. Важное значение имеют также знание и учёт командирами и преподавателями военно-учебных заведений уровня сформированности военно-политических и профессиональных убеждений у курсантов.
Преподаватель или курсовой офицер, изучив индивидуальные особенности личности и деятельности курсантов, может помочь ему составить индивидуальный план работы над собой, предусмотреть в нем постановку таких задач, выполнение которых приведёт к развитию готовности к службе в войсках и развития личности курсанта в целом.
В психолого-педагогическом взаимодействии между курсантами и курсовым офицером одного учебного подразделения военного вуза устанавливаются достаточно сложные связи. В них обучаемый будет повторять определенные действия, поступки, намерения своего воспитателя. В ходе профессионального роста в вузе подражание курсанта своему командиру будет меняться. Он станет более самостоятельным к оценке тех или иных ситуаций, поведения в них, принятия решений по ним, но всегда курсовой офицер будет выступать определенным эталоном профессионального поведения.
Таким образом, успех морально-политической и психологической подготовки курсантов обеспечивается чётким определением её целей и задач; глубоким уяснением требований, которые предъявляют к личности офицера; последовательной и творческой реализацией воспитательных возможностей общественных, общенаучных и военных дисциплин .
Большое влияние на развитие направленности личности будущего офицера оказывает крепкий, сплочённый на принципиальной основе курсантский коллектив. Здесь в совместной, хорошо и интересно организованной деятельности у курсантов развиваются близкие по содержанию стремления, интересы, высокоидейные мотивы поведения, упрочивается военно-профессиональная направленность. Если же кто-либо из курсантов не проявляет настойчивости в достижении поставленной цели, не добивается высоких результатов в своей деятельности, то коллектив, как правило, осуждает его и силой общественного мнения побуждает не только ставить высокие цели, но и добиваться их осуществления. И чем крепче сплочён коллектив, тем сильнее он оказывает положительное влияние на каждого человека.
Очевидно, что специфика воинского труда предъявляет повышенные требования к офицерским кадрам, которые в силу своей компетенции, личностно-профессионального опыта, профессионально важных качеств обеспечивают реализацию поставленных служебно-боевых задач, используя свои внутренние ресурсы и потенциал военно-профессиональной среды. При этом среда служебной деятельности оказывает существенное влияние на офицера, предполагая его ответную реакцию на воздействие серии факторов, интенсивность и продолжительность которых детерминируется содержанием служебной деятельности,