1.1 Основные сведения о предприятии: учредители, коды ОКВЭД, сфера деятельности
Публичное акционерное общество «Аэрофлот-Российские авиалинии» является коммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об акционерных обществах» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях извлечения прибыли и обладает полной хозяйственной самостоятельностью.
ПАО «Аэрофлот» является российской компанией, которая предоставляет услуги в области пассажирских и грузовых перевозок и выполняет как внутренние, так и международные рейсы. Компания и ее дочерние предприятия также предоставляют услуги по бортовому питанию и страхованию. Среди аффилированных предприятий выделяются компании, занимающиеся погрузочно-разгрузочным обслуживанием, заправкой и беспошлинной розничной продажей товаров. Компания управляет флотом из 128 воздушных судов, выполняющих регулярные рейсы по 115 направлениям в 52 странах. Флот Компании состоит главным образом из следующих самолетов:
? Airbus A330, 320, A321;
? Sukhoi SuperJet-100.
Руководителем компании с 1 декабря 2020 года является Полубояринов Михаил Игоревич.
Уставный капитал компании составляет 1 110 616 тыс.руб.
Основной вид деятельности ПАО: Перевозка воздушным пассажирским транспортом, подчиняющимся расписанию (51.10.1)
К дополнительным видам деятельности относятся
Код по ОКВЭД Тип Наименование вида деятельности
18.12 Дополнительный вид деятельности Прочие виды полиграфической деятельности
33.16 Дополнительный вид деятельности Ремонт и техническое обслуживание летательных аппаратов, включая космические
41.20 Дополнительный вид деятельности Строительство жилых и нежилых зданий
46.14 Дополнительный вид деятельности Деятельность агентов по оптовой торговле машинами, промышленным оборудованием, судами и летательными аппаратами
51.21.1 Дополнительный вид деятельности Перевозка воздушным грузовым транспортом, подчиняющимся расписанию
51.21.3 Дополнительный вид деятельности Аренда грузовых воздушных судов с экипажем
52.29 Дополнительный вид деятельности Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками
55.10 Дополнительный вид деятельности Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания
56.10.1 Дополнительный вид деятельности Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания
58.19 Дополнительный вид деятельности Виды издательской деятельности прочие
62.01 Дополнительный вид деятельности Разработка компьютерного программного обеспечения
62.02 Дополнительный вид деятельности Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий
62.09 Дополнительный вид деятельности Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая
64.99 Дополнительный вид деятельности Предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных и другие группировки
68.32.2 Дополнительный вид деятельности Управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе
70.22 Дополнительный вид деятельности Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления
73.20 Дополнительный вид деятельности Исследование конъюнктуры рынка и изучение общественных
79.11 Дополнительный вид деятельности Деятельность туристических агенств
85.22 Дополнительный вид деятельности Образование высшее
85.42.9 Дополнительный вид деятельности Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки
86.21 Дополнительный вид деятельности Общая врачебная практика
1.2 Этапы развития: год основания, смена ОПФ, эмиссии акций
8 ноября 1921 года было образовано смешанное Русско-германское общество воздушных сообщений («Дерулюфт»).
Регулярные полёты по первой международной почтово-пассажирской линии Москва — Кенигсберг (в то время территория Германии) открыл 1 мая 1922 пилот Иван Воедило.
15 июля 1923 года открылась первая регулярная внутренняя линия Москва — Нижний Новгород.
В 1923 году было создано Общество друзей Воздушного флота (ОДВФ) со штаб-квартирой в Москве
1 ноября 1930 года акционерные общества «Добролёт» и Укрвоздухпуть были объединены во Всесоюзное общество гражданского воздушного флота при Совете Труда и Обороны.
25 февраля 1932 года было образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) и учреждено официальное сокращенное наименование гражданской авиации страны — АЭРОФЛОТ. К концу 1930-х годов Аэрофлот стал крупнейшей авиакомпанией мира.
Во время Великой Отечественной войны летчики Аэрофлота защищали Отечество, проявляя высокий профессионализм и мужество.
Выход в 1956 году на внутренние и международные линии Аэрофлота первого в мире пассажирского реактивного самолета Ту-104 конструкции Туполева.
В январе 1971 года на базе Транспортного управления международных воздушных линий было организовано Центральное
управление международных воздушных сообщений Аэрофлота (ЦУМВС), которое стало единственным в отрасли предприятием, выполнявшим международные рейсы под названием «Аэрофлот — советские авиалинии».
В 1978 году в первый рейс за границу отправился грузовой самолет Ил-76, который по настоящее время исправно доставляет по всему миру грузы заказчикам.
В 1980 году Аэрофлот был назначен генеральным перевозчиком участников XXII Олимпийских игр, проходивших в Москве.
В 1989 году Аэрофлот вступил в Международную ассоциацию воздушного транспорта (ИАТА).
В 1980-е годы Аэрофлот, осуществляя пассажирские перевозки на все континенты, перевозил свыше 120 млн. пассажиров в год.
В 1991 году, после распада Советского Союза, в бывших союзных республиках и регионах России были созданы собственные авиакомпании.
28 июля 1992 года постановлением Правительства «О мерах по организации международных воздушных сообщений РФ» создано АО «Аэрофлот - российские международные авиалинии» (с 2000 года – «Аэрофлот – российские авиалинии»).
В 1994 году Аэрофлот был зарегистрирован в качестве открытого акционерного общества, сохранив за собой юридические права на торговую марку, которая входит ныне в число наиболее известных в мире российских брендов.
28 июня 1996 года состоялось первое собрание акционеров ПАО «Аэрофлот».
10 декабря 1999 года начал действовать основной веб-сайт Аэрофлота.
14 апреля 2006 года Аэрофлот официально стал десятым членом глобального авиационного альянса SkyTeam. 6 мая того же года получил от Всемирной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) сертификат оператора IOSA, став первой российской авиакомпанией, прошедшей аудит эксплуатационной безопасности ИАТА (IOSA — IATA Operational Safety Audit).
Совет директоров Аэрофлота 26 марта 2009 года прекратил полномочия генерального директора Валерия Окулова и избрал на эту должность Виталия Савельева, который приступил к работе на посту генерального директора ПАО «Аэрофлот» 10 апреля того же года.
В 2009 году компания первой в России успешно завершила процедуру аудита на соответствие стандартам ISAGO (IATA Safety Audit for Ground Operations) - аудит по безопасности наземного обслуживания ИАТА.
В августе 2009 года Аэрофлот стал победителем конкурса на звание Генерального партнера Зимних Олимпийских Игр в Сочи 2014 года в категории «Пассажирские авиаперевозки».
В 2010 году была окончательно сформирована, а в 2011-м официально открыта Авиационная школа Аэрофлота.
В 2011 году в Группу «Аэрофлот» вошли новые участники – региональные авиакомпании, бывшие активы госкорпорации «Ростехнологии». Начался процесс широкомасштабной интеграции авиакомпаний Группы.
Подробнее расскажу про структуру акционерного капитала. Уставный капитал ПАО «Аэрофлот» состоит из обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 110 616 тыс.руб. каждая. Привилегированные акции Компанией не размещались.
Крупнейшим держателем пакета акций ПАО «Аэрофлот» является Российская Федерация, в собственности которой находится 57,3% от общего количества обыкновенных акций Компании. В свободном обращении находится 40,7% от общего количества обыкновенных акций.
1.3 Место предприятия на рынке и основные контрагенты
Основное направления деятельности компании «Аэрофлот» - это пассажирские авиаперевозки. По итогам 2019 года корпорация занимает более 40% российского рынка авиаперевозок по пассажиропотоку и входит в топ-20 авиаперевозчиков мира по этому показателю.
Доля рынка авиаперевозок представлена на рисунке 1.